Трагический конфликт поэта и эпохи мандельштам сообщение

Обновлено: 05.07.2024

9 Чердынь. Больница, где в 1934 году лежал О.Э. Мандельштам

10 Надежда Яковлевна Мандельштам – жена, друг, хранительница архивов поэта Николай Иванович Бухарин Надежда Яковлевна слала телеграммы в Москву – в правительство, давнему заступнику Мандельштама – Николаю Ивановичу Бухарину. И они возымели действие. Бухарин написал Сталину. Последовало распоряжение: заменить далёкую Чердынь другим городом.

11 О.Э. Мандельштам в ссылке. Воронеж г. Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок.. От замкнутых я, что ли пьян дверей? – И хочется мычать от всех замков и скрепок И переулков лающих чулки, И улиц перекошенных чуланы – И прячутся поспешно в уголки, И выбегают из углов угланы.. Осложнились отношения с чиновниками из Воронежской писательской организации, даже появились обличительные стихи в адрес непокорного поэта.

12 Улица в Воронеже, где жил Осип Эмильевич Мандельштам

13 После окончания трёхгодичной ссылки в Воронеже Мандельштамы возвращаются в Москву. В собственной квартире их, однако, не прописывают, одну из комнат уже захватил энергичный сосед. Рынок на Сухаревской площади

14 Судьба жестоко распорядилась с этим чрезвычайно своеобразным поэтом. О.Мандельштам был арестован 2 мая 1938 года в Саматихе (санаторий в 25 км. от станции Черусти Казанской железной дороги). Осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности. Осип Мандельштам после ареста

15 Фотография О.Э. Мандельштама в тюрьме и выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР

16 Официальное свидетельство, выданное в 1940 году, гласит, что Осип Эмильевич Мандельштам умер 27 декабря 1938 года от паралича сердца. На земле нет могилы поэта. Есть только где-то котлован, куда в беспорядке сброшены были тела замученных людей, среди них, по- видимому, лежит и Поэт, как его звали в лагере. Т.И. Сговио. Сваливание трупов в долине смерти.

17 Осип Мандельштам оказался первым критиком культа личности – задолго до того, как это явление было обозначено политиками. Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово. Но не каждому дано постигнуть и понять его.

В данном стихотворении поэт высказал своё мнение о событиях, происходивших в Советском Союзе в 30-е годы, а именно о репрессиях в сторону людей не угодных действующей, на то время, власти.

Таким образом, можно сказать, что конфликт поэта и эпохи заключается во взаимной неприязни. Мандельштам, как свободолюбивый поэт, как поэт, который способен написать что-либо негативное о действующей власти — ей не угоден, следовательно, подвергается репрессиям. И действующая власть тоже не угодна Осипу Эмильевичу, потому что не даёт возможности поэту свободно и открыто выражать свои мысли, препятствует деятельности поэта, запрещает издание его стихотворений. Как советская власть не готова терпеть творчество Мандельштама, так и он не готов мириться с правилами и цензурой советской власти. Трагичность данного конфликта — его невозможно разрешить, потому что участники конфликта не пойдут друг другу на уступки или компромисс.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства.

Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.

Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1900 году Мандельштам поступает в Тенишевское училище, которое заканчивает в 1907 году. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет.

Где римский судия судил чужой народ —

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра,—

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

Стихотворение опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления — акмеизма, во главе которого были Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий. Оно построено на контрастах и противопоставлениях — эта структура продиктована готическим стилем собора. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих.

Среди гражданских бурь и яростных личин,

Тончайшим гневом пламенея,

Ты шёл бестрепетно, свободный гражданин,

Куда вела тебя Психея.

И если для других восторженный народ

Венки свивает золотые —

Благословить тебя в далёкий ад сойдёт

Стопами лёгкими Россия.

В феврале 1919 года Мандельштам уезжает на Украину, где он знакомится со своей будущей женой, художницей Надежой Хазиной. Во время гражданской войны они скитаются по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича появляется шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочитает остаться на родине. Дважды его арестовывают по нелепым обвинениям, и только благодаря счастливым стечениям обстоятельств ему удаётся спастись.

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, куёт за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него — то малина

И широкая грудь осетина.

Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года возвращается в Москву. Но вскоре его лишают права на проживание в столице. Для поэта начинается новый, ещё более мучительный, и теперь уже последний круг страданий: без жилья, работы и денег. Вскоре Мандельштама арестовывают по нелепому обвинению в контрреволюционной пропаганде. Его приговаривают к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправляют на Дальний Восток. Там он погибает от тифа 27 декабря 1938 года.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Укажите годы жизни О. Э. Мандельштама.

  1. 1891-1938 гг.
  2. 1892-1939 гг.
  3. 1893-1938 гг.
  4. 1939-1940 гг.

Ответ: 1891-1938

О. Э. Мандельштам родился в конце XIX века, умер в возрасте 47 лет.

Единичный выбор

Как назывался первый сборник стихов О. Э. Мандельштама?

Название сборника представляет собой символ вечности и неподвижности, однако способный обрести динамичность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: приобщить учащихся к сложным духовным поискам литературы XX века, раскрыть проблему конфликта поэта и эпохи через поэтическое восприятие времени в лирике О. Мандельштама.

Задачи урока:

1. Рассмотреть, как в судьбе поэта и его творчестве отразилась трагедия эпохи 30-х годов.

2. Развивать умение учащихся выразительно читать, интерпретировать поэтическое произведение.

3. Способствовать развитию художественного вкуса, формировать чувство неприятия насилия над личностью человека.

Планируемые результаты.

Личностное понимание: прошлого и настоящего многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей.

Метапредметное понимание: умение самостоятельно определять цели своего обучения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты.

Техническое обеспечение урока: презентация, запись чтения стихотворений мастерами слова, карта урока, цветовыделители.

I. Организационный момент

II. Беседа с учащимися. Стадия вызова.

- Обратите внимание на уже известные вам историко-литературные факты.

1) 1820 год. А.С. Пушкин. За написание оды "Вольность" царь Александр 1-й хотел сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству Карамзина, Жуковского и ряда влиятельных друзей удалось заменить эту жестокую кару на более мягкую - высылку под видом служебного перевода (по окончании лицея Пушкин формально числился на службе в иностранной коллегии) на юг, в Екатеринослав, затем в Кишинёв.

2) 1837год. Причиной именно первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило его стихотворение "На смерть поэта". В нем Лермонтов практически прямо обвиняет государственные власти в гибели Пушкина:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

3) 1921 год. Якобсон вынес свое решение: «На основании вышеизложенного считаю необходимым применить по отношению к гр. Гумилёву Николаю Станиславовичу как явному врагу народа и рабоче-крестьянской революции высшую меру наказания — расстрел". За участие в "таганцевском заговоре" ранним утром 25 августа расстрелян Николай Гумилёв.

4) Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова за свои произведения и взгляды подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.

- Этот список можно продолжать и дальше. Что объединяет всех этих людей? (Это русские поэты, которые в тот или иной период своей жизни, своего творчества были подвергнуты гонениям со стороны властей)

- Чем же были неугодны эти поэты? (Каждый из них противостоял несправедливости власти, вступал в конфликт с миропорядком, который оказывался враждебным высоким человеческим чувствам, порождал несвободу личности, ограничивал творчество)

- Запишите качества поэта и признаки эпохи, при которых возникает конфликт. (Возможные ответы)

ПОЭТ КОНФЛИКТ ЭПОХА

(какой?) (какой?) (какая?)

свободолюбивый ТРАГИЧЕСКИЙпопирающая права

правдивый лишающая свободы

служащий народузапрещающая говорить

не подчиняющийся власти правду

голос своего времени

совесть своей эпохи

III. Мотивация учебной деятельности (учащиеся определяют тему, цели урока)

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

Чтобы почувствовать поэтическое восприятие Мандельштамом того времени, давайте вспомним о событиях, которыми оно было наполнено, и восприятии поэтом происходящего.

- Есть города, которые играют огромную роль в жизни людей. Один из таких – Ленинград. Мандельштам не родился в этом городе, но он стал для него родным, поэт был крепко связан с ним особыми узами.

Петербург - Петроград - Ленинград

- Запишите свои ассоциации.

Петербург - Петроград - Ленинград

город Петра хаос блокада

величественный кровь город-победитель

двойственный

Вопросы и задания для анализа стихотворения

- Образ этого города нашел отражение в творчестве многих поэтов и писателей. Давайте познакомимся с городом Мандельштама.

- В декабре – январе 1930 года поэт оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.

Свои впечатления он отразил в этом стихотворении. Каким настроением оно проникнуто? (печаль, горечь утраты друзей, сильнейшая тревога)

- Какова цветовая гамма стихотворения? Почему?

(желтый – цвет тревоги, черный – цвет предчувствия беды, трагедии)

- Обратимся к композиции стихотворения. Из скольких строф оно состоит? Проследите развитие сюжета. (Работа с таблицами)

- Найдите ключевые образы стихотворения. (Я и город) Я – лирический герой, ГОРОД – Петербург, Ленинград.

- Обратите внимание на композицию стихотворения. Давайте определим формулу композиции, форму композиции, то, на чем она строится. ( Формула композиции: 1 + 2 + 2 + 2. Форма композиции — диалог лирического героя с городом или самим собой. Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда.)

- В чем противопоставлены образы Петербурга и Ленинграда? (Петербург детства проти­вопоставлен Ленинграду взрослого человека.) Антитеза обнаруживается и в 1-й и 2—3-й строфах: приметы умерше­го Петербурга и приметы живого современного Ленинграда, также кон­трастны 4—5-я и 6—7-я строфы.

- Чтобы лучше понять идею стихотворения обратимся к анализу средств выразительности.

Найдем их и попытаемся объяснить значение в контексте стихотворения. (Работа с текстом)

Инверсия. В последних трех предложениях необычное синтаксическое построение (определение после определяемого) увеличивает силу воздействия на читателя.

Внешний сюжет. Возвращение лирического героя в родной город, который превратился в город смерти.

Природа и человек. Декабрь вызывает у человека ощущения трево­ги, тоски, страха.

Мир и человек. Лирический герой любит мир прошлого (Петер­бург). Он боится жить в новом мире (Ленинград). Новый мир холоден и жесток, он подавляет все живое, убивает все, что связано с прошлым.

Человек. Душевное состояние человека ужасно: отчаяние, одино­чество, страх, тоска.

Беседа по вопросам.

- Как называет свой век поэт? Образ волкодава пришел из первой песни Данте:

За гремучую доблесть
грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку,
в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Отравлен хлеб и воздух выпит,
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать!

Вольнолюбивый дух поэта, боль за страну и народные беды одерживают верх над страхом, и он с уверенностью в голосе пишет обо всем и обо всех, кто вершил в ту пору историю, кто взял в свои руки власть и распоряжался жизнью страны и судьбой каждой отдельной личности, кто взял на себя право казнить и миловать ни за что. Из-под пера поэта выходят гневные антисталинские строки:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов
не слышны.
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит,
кто хнычет,
Но один он бабачит и тычет.
Как подковы кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,
кому в глаз.

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь,
Воронеж — блажь, Воронеж —
ворон, нож.

Сердце Мандельштама давно чувствовало беду. За несколько лет до своей гибели им было написано пророческое стихотворение, в котором, словно в зеркале, отразилась надвигающаяся беда:

Колют ресницы, в груди
прикипела слеза.
Чую без страху, что будет
и будет гроза.
Кто-то чудной меня что-то
торопит забыть.
Душно — и все-таки до смерти
хочется жить.

Читайте также: