Тотемизм в африке сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Какой из разделов Вам наиболее интересен на сайте?

Тотемизм

Тотемизм содержит в себе, по нашему мнению, остатки религии черной расы, сохранившиеся с искажениями и наслоениями среди наследников лемуреев. По мнению ученых, тотемизм есть примитивная, некогда почти универсальная и еще ныне весьма распространенная религиозная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употребленный Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени Ojibway, на языке которого totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или иная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом. В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, напр. голову черепахи, желудок поросенка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, например, северо-американское племя Ojibway состоит из 23 родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобер, карп, осетр, утка, змея и т. д.); на Золотом Берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотем особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное, население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежит дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племен в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна - к тотему аллигатора. Это показывает, как глубоко тотемические представления отражаются во всем мировоззрении первобытного тотемиста.

Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклон­ников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змея новорожденных подвергают особому испытанию змею: если змея не тронет ребенка, он считается законным, в противном случае он убивается, как чужеродный. Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека; это мой отец, мой брат и т. д.". В Австралии, где существуют по­ловые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сестрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умерший родственник. У рода "буйвол" племени Omahas (Сев. Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!". У индийского племени uni, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, ее приветствуют со словами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает кто ты?".

Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда даже избегают прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно его избегают убивать, употреблять в пищу, одеваться в шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. У многих племен убийство тотема чужеродцем требует такой же мести или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. В Древнем Египте постоянные кровавые распри между номами (провинциями) возникали по поводу при жилищах (или храмах), отождествление человека с божеством-тотемом, власть религии над социальными отноше­ниями, санкции общественной и личной морали, наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное животное.

Тотемизм – что это такое, почему появился, особенности и известные формы проявления

Вера в сверхъестественное считается одной из потребностей человека. Тотемизм наравне с фетишизмом и магией является самой распространенной древней формой верования, которая основывается на помощи Высших сил. Тотемами могли стать предметы, животные, природные явления и многое другое.

Тотемизм – что такое?

Почему появился тотемизм?

Искать поддержку и верить в Высшие силы людям было необходимо для существования во все времена. Ангелы-хранители в одной религии, тотемные животные в другой, по мнению верующих людей, даются для помощи и защиты в сложных ситуациях. Любой тотем призван выполнять конкретную задачу, однозначно ответить на вопрос, для чего нужны тотемы, сложно. Покровители, защитники и помощники, дающие силу, помогающие в исцелении и оказывающие поддержку – тотемы были напрямую связаны со всем родом.

почему появился тотемизм

Особенности тотемизма

Трудно представить предмет, который не мог бы выполнить роль тотема, люди поклонялись священным животным, наделяя их сверхъестественными качествами. Тотемы животных считались одушевленными и полноценными представителями фауны наравне с человеком. Мистическое, эмоциональное, культурное взаимоотношение с природными явлениями было присуще племенам, которые признавали тотемизм. Особенностями данной религии можно считать:

  1. Тотем – хранитель души человека, ее помощник и покровитель. Тотему поклонялись, его оберегали, перед ним благоговели.
  2. Тотем способен влиять на сознание, внушать страх и уважение.
  3. Тотемизм имеет систему имен и символики, все рисунки и изображения в этой религии наделены определенным смыслом.
  4. Люди, исповедующие тотемизм, уподобляются своему тотему, мечтают стать похожими на него, считают его примером для подражания.
  5. Ритуалы в жизни людей, исповедующих данную религию, играют большое значение.

Формы тотемизма

Даже в наш век высоких технологий в отдаленных районах Австралии и Африки популярен тотемизм. Его разновидности могут существовать параллельно в одном племени. Как ранняя форма религии тотемизм, так и современные течения можно разделить на следующие подвиды:

  1. Индивидуальный – вид тотемизма, предполагающий личные отношения индивидуума с конкретным животным или природным явлением, которого наделяют особенными свойствами. Тотем может передаваться по наследству, такой амулет становится настоящим защитником, наделяя хозяина сверхспособностями, присущими животному.
  2. Половой – вид тотемизма, при котором происходит разделение внутри племени по гендерному признаку, представители каждого пола имеют свой собственный тотем. Это разделяет племя на две половины, женщины и мужчины могут даже враждовать между собой.
  3. Понятие клановый тотемизм – вид религии, который подразумевает наличие одного или нескольких тотемов у целого клана. Такие защитные обереги передавались из поколения к поколению, не могли изменяться, и с возрастом только увеличивали свое значение в жизни рода.

Тотемизм – примеры

Явления природы, части растений и зверей, целые группы животных – люди поклонялись всему. Разбираясь в вопросе, что это тотемизм, необходимо вспомнить примеры, которые существуют до сих пор в некоторых удаленных странах.

  1. В Северной Америке жили племена, которые состояли из родов, каждый из которых поклонялся одному животному.
  2. Люди, населявшие золотые берега Африканского континента, в качестве тотемов использовали растения – смоковницу и маис.
  3. Племена рода буйволов хоронили своих родственников обернутыми в шкуры животных, считая, что в следующей жизни они превратятся в рогатых зверей.

Тотемизм в первобытном обществе

Вера в таинственные связи, существующие между людьми и природой, отличает многие виды религий. Что такое тотемизм в истории, можно рассмотреть на примере жизни первобытного клана. Животное, которому поклонялись, считалось родоначальником всего рода. Все такие звери, обитающие на территории, где жили люди, становились членами племени. Поедание тотемного животного было ритуалом, который проводился для того чтобы повадки зверя перешли к людям. Позже в роду создавали эгрегор тотемного животного, который содержал информацию о всех членах клана, передаваемого потомкам.

Тотемизм в современном мире

Современный мир меняет представление о классическом тотемизме. Понятие знака клана, предмета защиты, как в стародавние времена, для тотема уже не актуален. Исторический тотемизм в наши дни принимает другие формы, на первый план выходят личностные, человеческие формы. Символом тотемизма в последнее время становится лидер, главное лицо государства, глава значимой партии в стране. Примерами тотемизма в современном мире можно считать:

  1. Интернетные прозвища и никнеймы, которыми люди называют свои профили в соцсетях, пытаясь выделиться и подчеркнуть свои особенные качества.
  2. Подвески, талисманы, обереги, которые выполняются в форме частей тел тотемных животных, или в виде всего зверя целиком.
  3. Тематические татуировки – изображение на теле знаков, орнаментов, несущих определенный смысл, наделяющих своего хозяина какими-то сверхъестественными способностями, помогающих в сложных ситуациях.

Гороскоп друидов, составленный древним племенем, верившим в тонкую связь между людьми и природой, в своей основе имеет календарный год, разделенный на части. Каждому периоду покровительствует свое дерево, отвечающее за жизнь людей, родившихся под его началом.

Свой камень Близнецы, как женщины, так и мужчины, должны выбирать для уравновешивания своих слабых сторон и усиления положительных качеств. Существуют минералы способные гармонизировать личную жизнь, оздоравливать и приносить успех в бизнесе.

Тантрический массаж используется влюбленными для того, чтобы обострить свои чувства, усилить влечение и связь. Процесс несложный и его можно освоить самостоятельно. Есть ряд особенностей и правил проведения воздействия, которые важно учитывать.

Мудры представляют собой священные жесты, которые способны влиять на разные аспекты жизни, меняя энергетику человека. Чтобы получить результаты, необходимо практиковаться регулярно, соблюдая существующие правила и технику выполнения каждого жеста.

Одной из шести частей света является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.


Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Бахаи



Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.


Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.


Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред. Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота.

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Формы религиозных представлений у африканских народов


Самыми ранними формами традиционных африканских религий были фетишизм, т. е. почитание предметов, наделённых сверхъестественной силой, тотемизм — почитание мифи­ческих предков рода или племени, и анимизм, т. е. вера в души и духов. Они встречаются в религиозных представлениях всех народов мира на ранних этапах человеческой исто­рии.

Фетишизм в Африке


Ритуальные танцы в Африке

Тотемизм в Африке

Табу в Африке

Табу — слово полинезийского проис­хождения — означает ритуальный за­прет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на лю­дей, на некоторые их слова и поступ­ки, на их общение с «запретными видами животных, растений, исполь­зование озёр, рек.

Духи природы

Обряды инициации в африканских племенах

В Ветхом Завете, в книге Исход упоминается Африка

Африка упоминается в Ветхом Завете в Книге Исход, которая повествует об исходе евреев из Египта. Последователи иудаизма в Африке разбросаны по большой территории. Это Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане.

Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем.

Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. В 1993 году многие из африканских евреев были вывезены в Израиль военными вертолётами и получили гражданство этой страны.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди народа игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев.

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев.

Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Бахаи


Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Большинство африканских этнических групп не сформировали обширные законченные мифологические представления. В качестве исключения можно привести религию догонов, космогонические представления о сотворении мира из яйца, представлении о многослойности мира, нанизанного на мировую ось.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений бвити, бьери, сочетающие в себе различные элементы перечисленного. К важным составляющим африканских традиционных религий относятся обряды инициации, тайные общества, игра на традиционных музыкальных инструментах главным образом, на барабанах, а также традиционные фестивали, важным атрибутом которых являются танцы и ношение масок.

Примечания

Бахаи


Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей [8] ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год [9] ). В Нигерии и Нигере — около тысячи последователей.

Тотемизм у современных

Как мы видели, социальные корни тотемизма, лучше всего прослеживаемые на материале Австралии, сводятся к условиям жизни обособленных первобытных общин, с их внешними и внутренними противоречиями. Отсюда объясняется и широкая, если не универсальная распространенность тотемизма на этой исторической ступени.

О тотемизме у народов Южной Америки, особенно отсталых, сведений очень мало. Это не должно нас особенно удивлять, если мы вспомним, что предки современных отсталых племен Южной Америки, по всей вероятности, жили некогда в более благоприятных географических условиях и стояли на более высоком уровне общественного и культурного развития. Эти племена, очевидно, деградировали.

Но этого нельзя сказать о племенах Северной Америки. Из них к числу наиболее отсталых принадлежали калифорнийские племена; у них пережитками тотеми-ческих верований можно считать мифы о зооморфных культурных героях или демиургах (койот, серебристая лисица и др.).

На средней и даже высшей ступенях варварства пережитки тотемизма местами держатся очень устойчиво. Следы его сохранились на многих островах Полинезии. В Африке тотемизм широко распространен у племен банту, у народов суданской группы и у некоторых смешанных кушитских народов. Очень интересно, что тотемизм в Африке испытал еще и дальнейшую трансформацию своей социальной базы: наряду с тотемическнми родами мы находим здесь в некоторых провинциях перенесение тотемических черт на территориальные общины. Подобного рода явление известно, например, в Дагомее и в Южной Нигерии.

Однако не так-то просто проследить судьбу тотемических верований на поздних ступенях исторического развития, не так-то легко отличить пережитки тотемизма от представлений, лишь внешне с ними сходных. Например, очень широкое распространение у народов едва ли не всех стран имеет почитание животных (или суеверно-религиозное отношение к ним): оно включает в себя и прямое поклонение животным (зоолатрию), и суеверный страх перед ними, и веру в оборотничество, и зооморфные (либо зооантропоморфные) образы богов, и посвящение животных тому или иному богу, и разные виды табуации и пр. Примеров можно было бы привести бесконечное количество. Многие ученые — в особенности неэтнографы — склонны видеть во всех таких фактах пережитки тотемизма либо даже подлинный тотемизм. Но верен ли такой взгляд?

С наибольшей уверенностью можно о них говорить в тех случаях, когда то или иное верование или какой-либо обряд, относящийся к животным (растениям), сохраняет прямую связь с определенной родовой группой, особенно если оно при этом носит название того или иного животного (растения). Именно этим правильным критерием руководствуются некоторые советские этнографы, исследуя, например, пережитки тотемизма у народов Сибири (А. Н. Максимов, А. М. Золотарев)[115].

На поздних стадиях развития общинно-родового строя тотемические верования и обряды сплетаются с другими формами религии: с промысловым культом, с шаманством, с культом личных духов-покровителей, с тайными союзами, даже с культом племенного бога. Примеры такого сплетения будут приведены в соответствующих главах.

Проблема племенного тотемизма

Тасманийцев принято относить к более низкому уровню развития сравнительно с австралийцами, но при этом преувеличиваются различия между той и другой группой. В действительности тасманийцы стояли, по-видимому, не ниже среднего уровня развития австралийских племен.

Radcliüe-Brown A. The Andaman Isländers. Cambridge, 1922. P. 191.

Schebesta P. Die Bambuti-Pygmäen von Ituri Ergebnisse. Forschungsreisen zu den Zentr.-Afrikanischen Pygmäen. Bruxelles, 1941–1950. II Teil. S. 429–447, 467 дp.

См. также: Chaitun D. Der Totemismus bei den Völkern der Alten Welt//Ethnogr.-Archäol. Zeitung. 1962. № 3.

См.: Максимов А. И. К вопросу о тотемизме у народов Сибири// Ученые записки Ин-та истории РАНИИОН. 1928. Т. 7. С. 3–4; Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. С. 3.

См.: Максимов А. Н. К вопросу о тотемизме у народов Сиби-ри//Ученые записки Ин-та истории РАНИИОН. Т. 7. С. 3–4.

Frazer J. Totemism and Exogamy. V. 2. P. 136, 138–139, 370–375, 450 и др.

Читайте также: