Сообщение по картине рыцарь смерть и дьявол

Обновлено: 05.07.2024

просто "Рыцарь". Это одна из самых многоплановых гравюр художника, где скрыто множество символов и смыслов. Ее можно читать как текст. В техническом и в философском смысле гравюра "Рыцарь, смерть и дьявол" одно из самых сложных произведений искусства.
Первое, что бросается в глаза, конечно, сам рыцарь в тяжелых доспехах. Он едет на огромном коне, с ним его верный пес. Рядом с рыцарем другой всадник - он ниже, мельче, частично скрыт за фигурами рыцаря и его коня. Это смерть. Сзади обоих наездников преследует дьявол со свиным рылом. На заднем плане виднеется гора и замок, подозрительно похожий на Императорскую крепость в Нюрнберге, родном городе Дюрера.
Рассмотрим детали картины.

Конь рыцаря.


Некоторые исследователи считают, что Дюрер создал свою гравюру только ради этой фигуры, все остальное только дополнение. И действительно, конь проработан очень тщательно, анатомически верно. Это характерно для Дюрера, который много занимался штудиями анатомии людей и животных.

У рыцарей всегда было несколько лошадей, рыцаря без коня представить просто невозможно. Но конь не только реальное животное. В средневековом мире это был один из ключевых символов и имел двойную природу: темную и светлую. Конь - потустороннее животное, проводник по загробному царству. Он обладает огромной нечеловеческой мощью.

Рыцарь.

Центральная фигура сюжета. Как и его конь, является и реальным существом, и символом одновременно. Этот всадник обладает всеми внешними признаками настоящего рыцаря позднего Средневековья: он одет в металлические доспехи, на поясе у него спарта, двуручный меч, за плечом копье, украшенное лисьим хвостом.

Металлические латные доспехи появились в Европе только в 15 веке, в связи с появлением огнестрельного оружия. Меч был такой же неотъемлимой частью образа рыцаря, как и конь. Это было не просто оружие, но личный талисман, почти самостоятельный артефакт, который наделяли разными магическими свойствами и именем - у каждого рыцаря меч носил свое личное имя (самый знаменитый меч, наверное, - Эскалибур короля Артура). Копье на гравюре имеет, скорее, декоративное назначение. На доспехах на уровне груди прикреплено специальное кольцо, в которое вставлялось копье. Здесь рыцарь небрежно держит его на плече.

В облике персонажа отсутствует всякая агрессия и готовность вступить в сражение. Твердой рукой наездник сжимает поводья. Рыцарь в Средневековье символизировал дух, управляющий той потусторонней силой, которая воплощена в его лошади.

“Рыцарь, смерть и дьявол” – гравюра, написанная художником Альбрехтом Дюрером в 1513 году. Это одна из серии, написанных на меди гравюр автора. На картине изображен страшный фантастический лес в серых, бесцветных тонах.

Дюрер очень любил природу и умел изображать ее на своих полотнах, показывая только одним видом растений и деревьев настроение всей картины. На этой картине деревья серы, бесцветны и представляют угрозу для всадника, скачущего сквозь колючие дебри к своей далекой цели.

Сучья цепляются за одежду, стараясь задержать воина, а деревья, растущие на насыпи, вот – вот свалятся ему на голову. Тропа, ведущая в далекий замок на холме вся усеяна черепами. Всадник по-видимому пробирается через лес, стремясь попасть к заветной цели.

Он вооружен копьем и длинным мечом. Его тело заковано в латы, а забрало на шлеме надежно прикрывает лицо. Взгляд рыцаря спокоен и устремлен вперед. Рядом с рыцарем на убогой старой лошади едет смерть с отвратительной личиной — ее голову украшает царская корона, с расползающимися гадами, а лицо похоже на истлевший череп с прогнившим носом и провалившимися глазницами.

Смерть повернулась лицом к воину и протягивает ему песочные часы — символ краткости человеческой жизни и неумолимо уходящего времени. Но рыцарь не обращает внимание на дары смерти и продолжает свой неторопливый путь.

Его конь скачет медленно и величественно, этим автор показывает отсутствие страха и целеустремленность рыцаря. А сзади в мерзком козлином обличье за всадником следует дьявол с деревянным посохом.

Но всадник, осуществляя задуманное, не обращает внимание ни на смерть, идущую с ним бок о бок ни на дьявола, преследующего его. Только верный пес рыцаря старается бежать быстрее, чтобы оказаться под защитой своего хозяина. Он практически оказывается под копытами его коня.

Воин уже не молод, его взгляд светится мудростью и спокойствием, он движется вперед, несмотря на все угрозы, встречающиеся на его пути. Этот сюжет навеян сочинением Эразма Роттердамского “Руководство христианского воина” и показывает нравственную готовность человека добиваться своих целей с помощью и под защитой веры Божьей.

Наш адрес

Часы работы

Магазин уникальных сувениров музея

Не забудь приобрести необычный подарок

Мрачный лес. Такой может привидеться в страшном сне. Голые стволы, обломанные колючие сучья, дерево, едва удерживающееся на осыпи обнаженными корнями. На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Он закован в латы и вооружен. Забрало на шлеме поднято. Немолодое лицо спокойно и сурово. Взгляд устремлен вперед. Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть — не скелет, а плоть, только лицо наполовину сгнило, видны провалы глазниц и носа. На голове Смерти корона. Дюрер неистощим в изобретении ужасного: вокруг зубцов короны вьются змеи, отвратительные, как могильные черви.

Голова всадника.

Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. Дьявола же с мордой вепря, рогами барана, крыльями летучей мыши всадник уже миновал и едет дальше, не оборачиваясь. Кажется, что его конь шагает медленно, но собаке, которая не хочет отстать от хозяина, приходится бежать. Поступь коня, движение всадника неудержимы. Ни Смерть, ни дьявол не испугают, не остановят его. Рыцарь демонстрирует абсолютное презрение к опасности и сомнениям, демонстрируя свои честь и мужество.

Песочные часы в руке Смерти символизируют конечность человека.

Символ Небесного Иерусалима.

Несмотря на то, что произведение Дюрера на первый взгляд выглядит как рисунок, на самом деле оно является тщательно сделанной детальной гравировкой. Художник сделал это произведение искусства, процарапывая резцом канавки на листе меди, а затем заливая в них чернила. Работа настолько ювелирна, что историк вооружения может обратиться к гравюре как к точному документу. Именно такое вооружение и такую броню изготовляли в XV и начале XVI века оружейные мастерские Нюрнберга и Аугсбурга. По гравюре Дюрера можно узнать, как соединялись части подобного панциря, как крепились поножи, как были устроены шарниры стальных рукавиц.

Подпись мастера.

Подпись мастера

По проклятому лесу на медленно шагающем боевом коне едет рыцарь. Суровое лицо закаленного в боях воина покойно, он смело смотрит вперед. Неожиданно наперерез рыцарю выезжает Смерть. На голове ее корона с вьющимися вокруг чела могильными червями и змеями. Рыцарь настолько привык к Безносой, что при встрече давно перестал обращать на нее внимание. Смерть держит в руках песочные часы, она в очередной раз показывает воину - смотри на меру песка, у тебя еще осталось время для последнего подвига.

Дьявол в образе дикого вепря идет позади рыцаря, наездник не знает о своем третьем спутнике и только охотничья собака, чувствуя нечистого, со страхом бежит, прочь перепрыгивая через ящерку.

Смерть давно мечтает получить изрубленное тело непобедимого воина, а Дьявол его душу. Под ногами коня хрустят кости славных героев погибших в проклятом лесу задолго до приезда рыцаря. Воин мог бы поехать к ГРАДУ НА ХОЛМЕ объездной дорогой, но он выбрал короткий пусть и смертельно опасный путь.

В представлении Дюрера рыцарь давно победил страх перед Смертью и Дьяволом благодаря молитве и воинскому бесстрашию. Твердость его духа превосходит крепость рыцарского меча выкованного из дамасской стали, пред ней бессильны все силы ада.

Художник всегда трепетно относился к смерти достаточно сказать, что из его семнадцати братьев и сестер только двое не умерли в младенчестве. Дюрер любил повторять:

Ящерица считалась хранительницей теней;
Песочные часы символизировали, скоротечность времени;
Череп олицетворял смерть и бесстрашие рыцаря перед ее лицом;
Меч символизировал очищающий огонь способный рассеять силы тьмы;
Град на холме отождествлялся с Небесным Иерусалимом;
Копье служило символом победы и мужского начала;
Собака знаменовала верность сюзерену до гробовой доски.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: