Толерантность и ее значение в развитии коммуникативных способностей сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Толерантность в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность – одна из важнейших и очень информативных черт человека. По своей природе она является довольно сложным образованием. В ней отражаются особенности образовательной культуры и воспитания личности, опыт общения, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, сложившийся стереотип поведения.

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией эмоционального отражения личностных различий.
Каждый человек осознанно или на уровне подсознания реагирует на то, что он и партнер имеют различие в сфере тех или иных проявлений личности. Конечно, впечатления как о себе, так и о партнере, субъективны, но в этом и заключается драматизм эмоционального восприятия: некоторые различия кажутся неприятными и потому осуждаются либо раздражают, либо вовсе неприемлемы. Негативную оценку в партнере способны вызвать как незначительные, так и существенные для совместной деятельности личностные особенности, при этом катализатором переживаний могут стать и трудные обстоятельства совместной деятельности, и мнения окружающих, и проведенные вместе годы. Хорошо известно, что со временем обостряется восприятие даже мелких недостатков брачного партнера, приятеля или коллеги по работе.

В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров – интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества и состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит одни человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.

Толерантность воспринимается окружающими как положительное проявление личности.

Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта (удовольствия от взаимодействия на уровне сотрудничества). Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфортное ощущение. Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера.

Чем отчетливее негативные переживания человека по поводу своеобразия другого, тем ниже уровень толерантности, тем труднее демонстрировать расположение к партнеру, принимать его во всех или некоторых проявлениях, сдерживать недовольство им. Человек с пониженным уровнем коммуникативной толерантности является источником негативной эмоциональной энергии, которую он переносит на своих собеседников.
Основными подструктурами личности, обусловливающими коммуникативную толерантность, являются:

1. Интеллектуальнаяпередает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений.

2. Ценностно-ориентационнаявбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего

3.Этическаявыражает нравственные нормы, которых придерживается человек. При этом проявляется та или иная степень включенности совести в его мысли, оценки и действия: сказывается ориентация на добро и зло, справедливость или несправедливость, склонность руководствоваться чувством долга или привычка вести себя безответственно.

4. Эстетическаяохватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического. Здесь определяется, кто, что и почему нравится или не нравится личности.

5. Эмоциональнаядемонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, безысходность или тревожность, миролюбие или агрессивность.

6. Сенсорная (чувственная)включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений.

7. Энерго-динамическаяотражает энергетические свойства человека – качество и силу его энергетического поля.

9. Характерологическаясосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые возрождены или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания.

10. Функциональнаязакрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности – это прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания.
Поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и комфорта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность. В то же время человек с низким уровнем толерантности испытывает неудовлетворенность, раздражение либо неприязнь к партнеру, стремящемуся проявить и отстоять свои потребности.


  • больше сходства в репертуаре потребностей партнеров, т.е. сходства в количестве и наименовании активно задействованных, проявленных и защищаемых потребностей;

  • более совпадают у партнеров предпочтения, потребности, т.е. совпадают в их значимости и последовательности осуществления;

  • более сходны желания партнеров, т.е. сходны в стремлении удовлетворить конкретные потребности.

3) уровень профессиональной толерантности – проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке.


КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таким образом, несмотря на множественные трактовки данного понятия, необходимо отметить, что все они сходны в том, что толерантность есть стремление к взаимопониманию и принятию окружающей действительности.

Н.В. Недорезова, проанализировав различные подходы к определению толерантности, предложила их систематизировать следующим образом:

толерантность как психофизическая переносимость неблагоприятных воздействий, т.е. терпимость организма к негативным воздействия из вне;

толерантность в социальных отношениях (коммуникативная толерантность) – как терпимое отношение к представителям других групп или непринятым, неприемлемым поступкам и собеседникам;

толерантность как система ценностей, включающая в себя принятие уникальности другого человека, отличающейся системы мировосприятия, иными словами, она предполагает, что каждый человек имеет право на свободу своих убеждений, внешнего вида, положения, поведения, ценностей;

толерантность как личностная характеристика (совокупность позитивных установок и индивидуальных качеств человека, система личностных ценностей) [5].

В коммуникативной толерантности В.В. Бойко главную роль отводила совместимости / несовместимости одноименных качеств партнеров, т.е. в процессе общения человек сопоставляет и оценивает качества и состояния другого на уровне отдельных подструктур личности, к которым относятся:

интеллектуальная – передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений;

ценностно-ориентационная – вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его жизненные ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего;

этическая – выражает нравственные нормы, которых придерживается человек;

эстетическая – охватывает область предпочтений, вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического;

эмоциональная – демонстрирует преобладающий спектр, в котором чаще всего пребывает данный человек: радость или печаль, оптимизм или пессимизм, возбужденность или спокойствие, подъем или подавленность, беззаботность или тревожность, миролюбие или агрессивность;

сенсорная (чувственная) – включает особенности чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений;

энергодинамическая – отражает энергетические свойства человека – качество и силу его энергетического поля. Качество излучаемой и распространяемой индивидом энергии зависит от ее знака – положительного, нейтрального или отрицательного.

алгоритмическая – данная подструктура личности объединяет очень разные личностные качества, у которых, тем не менее, есть нечто общее – однообразие воспроизводимости. К ним относятся привычки, умения, стиль деятельности, разные ритуалы, включая бытовые, семейные, религиозные;

характерологическая – сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности, которые врожденны или приобретены под влиянием окружения в результате воспитания, примеров, подражания.

функциональная – закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности – это, прежде всего, потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания.

По мнению В.В. Бойко, у каждого человека можно выделить несколько уровней коммуникативной толерантности:

ситуативная коммуникативной толерантности – фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику;

типологическая коммуникативной толерантности – выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии;

профессиональная толерантности – проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;

общая коммуникативной толерантности – в ней просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проявления коммуникативной толерантности обусловлены тем, что индивид либо не воспринимает различий между собой и другими, либо не испытывает негативных переживаний из-за этого. Таким образом, толерантность основывается на совместимости партнеров и их индивидуальных особенностей, таких как ценностные ориентации, привычки, потребности, этические нормы, эмоциональный фон. Она играет огромную роль для установления взаимопонимания, взаимопринятия друг друга.

Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии.-2006.- №2.- С.3-12

Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников [Текст]:дис. на соиск. ученой степ.канд. псих. наук / Недорезова Наталья Владимировна. – М., 2005. – 189 с.

Словарь по этике. [Текст] / под ред. А.А.Гусейнова,И.С.Кона-6е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1989.-200 с.

Социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева.-М.: Норма, 2008.-608 с.

Шамсутдинова Е.Ю. Толерантность как коммуникативная категория ( лингвистический и лингводидактический аспект) [Текст] : дис. на соиск. ученой степ.канд. фил. наук /Шамсутдинова Екатерина Юрьевна.- М., 2006.-261 с.

Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.

Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы [Текст] : автореф. дис. на соиск. ученой степ.канд. пед. наук / Яцевич Любовь Павловна.- Чита, 2010.

Что понимается под коммуникативной толерантностью?

Говоря в общем, коммуникативная толерантность – терпимость к чужому мнению, эмоциям и словам других людей, их образу действий и некоторым иным аспектам, проявляющимся в рамках коммуникации .

В теории мы все знаем, что на вкус и цвет все фломастеры разные и что все люди тоже разные. Однако на практике далеко не всегда готовы мириться с чужим мнением, чужими особенностями общения и привычками, проявляемыми в общении. Как это происходит? Образно говоря, вступая в коммуникацию с кем-либо, осознанно или нет мы сравниваем этого человека с собой: его мнение, манеру, общения и поведения, привычки в общении и другие параметры. Если такие отличия (особенности) нашего партнера по общению нам не мешают, мы не обращаем на них внимания или оцениваем с положительной стороны, если, по нашему мнению, они этого достойны. Другие же особенности могут казаться нам неправильными, некорректными, неприемлемыми или просто раздражающими.

Соответственно, коммуникативная толерантность определяет нашу готовность принять партнеров по общению со всеми присущими им чертами – даже теми, что нам не нравятся . Чем ниже у человека уровень толерантности, тем больше неприятных или неприемлемых для себя особенностей собеседника он находит и тем большее отторжение и неприятие они вызывают. И наоборот, чем выше уровень, тем меньше негативных эмоций вы испытываете по поводу найденных различий.

Коммуникативная толерантность объединяет самые разные типы коммуникаций: с родными, друзьями, коллегами, незнакомцами на улице и т.д. Кроме того, это понятие охватывает различные стороны личности, которые так или иначе задействованы в общении. Например, некоторые люди говорят быстро, некоторые медленно. Кто-то схватывает все на лету и готов сразу дать ответ, кому-то надо тщательно все обдумать, прежде чем высказаться. Кто-то любит поболтать с незнакомцами в транспорте, кто-то предпочитает ездить в тишине.

Некоторые особенности коммуникативной толерантности

Широта данного понятия связана с тем, что, с одной стороны, способность к коммуникации – неотъемлемое свойство каждого человека, с другой – реализуется эта способность по-разному в разных ситуациях и с разными людьми. Тем не менее некоторые черты того, как мы относимся к партнерам по общению, неизменны. Что мы делаем, когда находим неприемлемое для нас различие? Не обращаем на него внимание? Стараемся ограничить общение? Говорим человеку, почему он неправ? Коммуникативная толерантность не дает ответы на эти, как и на другие подобные, вопросы – она лишь показывает нашу реакцию в тех или иных ситуациях.

В целом факторов, которые влияют на наш стиль общения и на то, как мы принимаем других собеседников, очень много : начиная от самооценки и отношения к конфликтам до особенностей воспитания и предыдущего опыта общения. Многое зависит и от объективных различий между собеседниками, таких как тип темперамента , интеллектуальный уровень, акцентуации характера и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толерантность в общении — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Толерантность в общении — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

• предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — пред-1 ставителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;

• насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

• экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

• дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия [см.: 9, 18, 58, 80 и др.].

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших! студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить стобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, если твоего друга будут наказывать за нарушение правил, и т.д.), за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

Основные критерии толерантности:

• позиция на равных и учет интересов другого;

• отказ от насилия;

• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

• подчинение правилам, законам (не по принуждению, а по доброй воле);

• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

• способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

• способность личностного выбора.

В данном разделе попытаемся проследить, как эти критерии отражаются в различных видах и формах общения и какие функции общения способствуют развитию толерантности и конфликтности.

Конфликтность и толерантность в разных формах общения

Для рассмотрения влияния толерантности на процесс общения сначала постараемся понять, каковы особенности данного процесса, кратко рассмотрим существующие формы и виды общения, а затем покажем, какова роль интересующего нас фено-

Опосредованное общение помимо передаваемой в непосредственном общении информации (вербальной и невербальной) включает технические устройства (телевизор, телефон, компьютер и т.д.) или другие средства (Интернет, картины, театральные постановки, книги), опосредующие это общение. Если посмотреть на такие формы общения и сравнить их с непосредственным общением, то сегодня их доля все более увеличивается, вытесняя непосредственное взаимодействие людей. Сегодняшние школьники и даже дошкольники проводят много времени за компьютером, с бабушками и родителями общаются чаще по телефону, сказки смотрят по телевизору или слушают их с помощью магнитофона и т.д. Эти средства или опосредующие устройства стали столь привычны, что мы перестали их замечать. Сама техническая среда стала привычной, но она влияет на человека. Изменяя способы общения, человек изменяется сам.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников, т.е. общение в семье, школе, с друзьями.

Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также общение, опосредованное различными видами средств массовой информации.

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. J В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными качествами. В случай ролевого взаимодействия его участники являются носителями определенных ролей: учитель—ученик, родитель—ребенок, началь-j ник—подчиненный и т.д. Роль, исполняемая в данный момент, —1 это фактически место, которое занимает человек в обществе, всистеме социальных отношений. Конечно, сама по себе социальная! роль в деталях не определяет все поведение человека. Многое за-| висит от понимания своей роли — от ее исполнения. Например, все или почти все женщины становятся матерями, берут на себя роль матери, точно так же все мужчины берут на себя роль отца, но как по-разному исполняются разными людьми эти роли. Есть! родители, которые жертвуют ради детей абсолютно всем, а естн такие, которые могут их бросить, не думают, не заботятся о них.] Есть и такие, кто достойно воспитывает своих детей, стремится передать им все лучшее. Они не только исполняют свои роли, на и включены в процесс общения личностно, искренне и глубоко. Но ведь и дети по отношению к своим родителям по-разному исполняют взятые ими роли. То же самое можно сказать о ролях учителей, учеников, руководителей, друзей и т.д. Таким образом, в общении люди проявляют себя, раскрывают свои психологические качества для себя и других. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются.

Основные функции общения

Общение выполняет много различных функций, среди которых можно выделить пять основных.

1. Прагматическая функция общения, которая необходима прежде всего для осуществления совместной деятельности. Эту функцию называют жизненно важной или витальной. Действительно, чтобы выжить, необходимо хотя бы есть, а чтобы есть,, надо трудиться, при этом невозможно отказаться от взаимодействия и общения с коллегами. Жизненно важное значение этой 100

функции для человека состоит в том, что если создать совершенно одинаковые условия для людей, которые будут отличаться только фактом общения с близкими людьми, то люди общающиеся получат значительные преимущества. Это было доказано на примере сравнения трудно излечимых больных двух клиник США. В этих клиниках с внешне совершенно одинаковыми условиями (квалификация персонала, внимательный уход) лечились дети, но в одной больнице родственников к малышам не пускали, а в другой членов семьи в определенные часы приглашали в специально отведенную комнату, где они могли немного пообщаться или поиграть со своим ребенком. Сравнив показатели эффективности лечения, обнаружили, что в первой клинике смертность была в три раза выше, несмотря на все усилия врачей. Во второй, где лечили так же, но дополнительно к малышам пускали родителей, смертность резко снизилась. Аналогичные эксперименты были проведены и на обезьянах. В разных клетках находились матери со своими детенышами. Когда в некоторых клетках заменили маму-обезьянку на чучело (причем в одном случае это было чучело просто безмолвное, в другом — колючее, в третьем — бьющее током и т.д.), выяснилось, что детки, у которых не было живой общающейся мамы, болели, причем со временем у них развивалась шизофрения.

Толерантность и воспитанность как качества цивилизованного общества начинаются с малого — умения заметить другого, ot-i дать ему должное, а если это будет делаться с искренним теплом и добром, то будет еще лучше. Обратите внимание, что происходит, как вы реагируете, встретив незнакомого человека в лифте. Попробуйте в следующий раз улыбнуться, поприветствовать.

5. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога. Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Здесь толерантность важна, поскольку создает условия для внутреннего контроля собственного диалога. Каждый знает, как это бывает, когда сталкиваешься с несправедливостью или непониманием. Возникающее чувство обиды может привести к раздражению, агрессии, а иногда и к мести. Толерантность остановит и заставит подумать о том, что другой человек может ошибаться так же, как ты, даст возможность по-иному увидеть события и т.д., и тогда появится скорее желание искать пути к пониманию, нежели, ведя внутренний диалог, распалять свой гнев.

Читайте также: