Точность и логичность речи 5 класс сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Речь как форма общения. Общее представление о коммуникативных качествах речи. Понятие языковых норм. Ясность синтаксических конструкций. Причины неясности высказывания. Точность словоупотребления, словообразования и формообразования. Логичность речи.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.06.2015
Размер файла 31,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Старооскольский технологический институт им.А.А.Угарова (филиал) федерального государственного автономного образовательного высшего профессионального образования

“Национальный исследовательский технологический университет

ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Выполнил: Тейхриб Д.П.

Проверил: Левченко Т.Н

Старый Оскол 2015г.

Введение

1. Речь как форма общения

1.1 Понятие нормы языка

1.2 Общее представление о коммуникативных качествах речи

1.3 Ясность синтаксических конструкций

2.1 Коммуникативные качества речи

2.2 Логичность речи

2.3 Точность словоупотребления

2.4 Точность словообразования и формообразования

Список использованных источников

Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда смысл сказанного, очевидный для нас, остается непонятным для окружающих, либо, что еще хуже, понимается превратно. Это происходит вследствие нарушения таких качеств речи как точность, уместность, логичность. Также затрудняется понимание, притупляется восприятие сути высказывания, если у говорящего плохая дикция.

В коммуникативном акте участвуют два сознания -- сознание автора речи и сознание адресата. В идеале коммуникативный акт должен опираться на адекватную работу этих двух сознаний -- и это должно быть обеспечено качеством речи. Вдумаемся в своеобразие и сложность этой задачи. Как правило, автор речи выражает какую-то уже известную его сознанию, переработанную и освоенную этим сознанием информацию. Адресат должен, восприняв речь, выработать такую же информацию, обратившись, прежде всего к ее источнику, т. е, каким-то явлениям, фактам, сторонам действительной жизни. Но для того, чтобы информация выраженная и информация "воспринятая" (а точнее, выработанная сознанием адресата под воздействием речи) оказались адекватными, необходимо: а) чтобы источник информации был у автора речи и адресата один и тот же; б) чтобы оба сознания эту информацию, идущую из одного и того же источника, одинаково ограничили в самом источнике; в) чтобы оба сознания эту информацию одинаково осмыслили и выработали к ней одинаковое отношение, одинаково ее оценили; г) чтобы оба сознания одинаково относились к языку, его знакам и их значениям. Можно предположить, что все эти условия не будут соблюдены почти никогда, поэтому информация, выраженная речью, и информация, выработанная сознанием адресата под воздействием речи, будет так или иначе различаться, ее адекватность не будет обеспечена. Естественно, возникают вопросы, затрагивающие проблематику культуры речи. Один из них в какой мере расхождения информации в сознании автора речи и ее адресата будут зависеть от ее структуры, а в какой--от иных, неязыковых условий (знания человека, его опыт, возраст, уровень развития, темперамент и т. д.). Как преодолеть с помощью самой речи опасность неполного понимания автора речи ее адресатом, если это неполное понимание вызвано неязыковыми условиями?

Целью нашей работы: дать определение понятиям точность и логичность речи.

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи:

- дать определение понятию речевая норма;

- определить понятие коммуникативные качества речи;

- определить понятия точность и логичность речи

1. Речь как форма общения

1.1 Понятие нормы языка

В общем случае задача заключается в том, чтобы в сознании слушателя возникла такая же информация, которую выражал говорящий или, что более реально, в сознании слушателя установилось большее или меньшее сходство. И чем больше это сходство, тем полнее и лучше осуществлены коммуникативные задачи. Более полному и лучшему осуществлению этих задач и служат коммуникативные качества речи, совокупность и система которых образуют речевую культуру общества и отдельного человека.

В числе теоретических предпосылок успешного описания и верного понимания речевой культуры, понимания и описания качеств хорошей речи оказывается умение увидеть системные отношения речи, ее языковой структуры к чему-то, что находится за ее пределами, к другим, неречевым структурам. Это необходимо потому, что речь в процессе ее построения и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена и связана с другими, внешними по отношению к ней структурами (самого языка, сознания в его целом, мышления, предметной действительности и т. д.). Здесь необходимо ввести понятие нормы языка.

1.2 Общее представление о коммуникативных качествах речи

Одно и то же коммуникативное качество речи может обосновываться двумя или даже тремя отношениями языковой структуры речи к неречевым структурам. Так, точность речи зависит не только от соотношения речь -- мышление, но и от соотношения речь --действительность. То же можно сказать и о чистоте речи. Чистота речи регулируется не только соотношением речь -- язык, но и соотношением речь -- сознание (его нравственные аспекты). Это ставит перед учением о культуре речи вопрос о типах или вариантах того или иного коммуникативного качества, обусловленных раздельностью или совместностью влияний, оказываемых на него отношениями речевой структуры к неречевым. Точность речи может быть предметной, понятийной, образной и смешанной. Логичность может быть предметной, понятийной, образной и смешанной. Чистота может быть структурной, понятийной и смешанной. Выразительность может быть структурной, образно-эмоциональной, понятийной и смешанной и т, д. Понятно, что описание этих типов или вариантов коммуникативных качеств могло бы помочь более строгому пониманию возможностей практического влияния науки и преподавания на уровень речевой культуры, могло бы помочь выработке соответствующих рекомендаций.

1.3 Ясность синтаксических конструкций

Точность и ясность речи обусловлены правильностью грамматических конструкций, построением словосочетаний и предложений.

Возможность по-разному объединить слова в словосочетании порождает двусмысленность: Учителю приходилось многое объяснять (объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял?).

2. Точность речи

2.1 Коммуникативные качества речи

На функционально-стилевую дифференциацию языка, характеристику функциональных стилей опирается системное описание коммуникативных качеств речи. Закономерности отбора и организации языковых средств оказывают воздействие на коммуникативные качества, создают их стилевые варианты. Сравни, например, точность в официально-деловом стиле (здесь она предполагает семантическую однозначность, абсолютное исключение разночтений) и точность художественной речи, понимаемую, прежде всего как верность образу и определяемую в первую очередь целевой установкой автора на создание образа. Одними стилями речевые качества (к примеру, точность, логичность или выразительность) поддерживаются, усиливаются, культивируются, другими - ослабляются, размываются.

Точность речи подразумевает правильное выражение мысли и адекватное словесное выражение понятия. В точной речи слова используются в полном соответствии с их смысловыми значениями. Неполно и неконкретно изложенная мысль, неправильно употребленные слова в научной и официально-деловой речи приводят к организационным неурядицам, дезориентируют исполнителей.

От чего же зависит точность речи? Прежде всего, от верного выбора слов, максимально соответствующего обозначаемому им предмету, явлению или действительности или содержанию высказывания. Точное словоупотребление предполагает знание системы лексических значений. Употребление слова в несвойственном ему значении является одной из основных причин нарушения точности речи.

Наибольшие трудности возникают при выборе близких по значению слов, синонимов, а так же паронимов, сходных по звучанию, но не совпадающих по значению.

Синонимы, обозначая одно и то же понятие, способствуют разнообразию речи, позволяют избегать ненужного повторения, придают высказыванию различную стилистическую окраску. Кроме того, синонимы в речи более полно и разносторонне характеризуют явления, события, помогают точно выразить самые тонкие оттенки мысли. Чтобы выбрать из синонимического ряда единственно верное слово, нужно учитывать его стилистические и семантические оттенки. Выявить их позволяет контекст, именно его и нужно учитывать при выборе синонима.

К паронимам относятся как однокоренные (экономический - экономичный - экономный), так и разнокоренные слова (экспресс - экспрессо). Однокоренные слова в большинстве случаев близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками. В некоторых случаях слова совпадают по смыслу.

2.2 Логичность речи

логичность речь коммуникативный синтаксический

Логичность речи, так же как и точность, является коммуникативным качеством. Умение последовательно, аргументировано изложить свои суждения делают речь доступной, уместной, действенной.

Соблюдая законы логики, можно добиться ясности в выражении мысли. Логичность изложения проявляется в правильном построении предложений и связного текста в целом.

Закон исключенного третьего. Если одно из двух суждений отрицает другое, третьего, способного выразить истину, не дано. Ее следует искать в одном из двух.

Закон достаточного основания. Всякая правильная мысль должна быть аргументирована. Чтобы доказать истинность суждения, надо указать достаточные основания.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что логичность речи тесно связана с такими понятиями, как точность и правильность.

2.3 Точность словоупотребления

Точность и ясность речи взаимосвязаны. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а ясность оценивает слушатель (читатель)

1.Поднявшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета.

2.Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы .

3.Посмеялись над православною верою.

1.Сорвавший ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета.

2.Зашумели запорожцы и разом почуяли свои силы.

3. Поглумились над православною верою

Авторы всех рассмотренных мною литературных источников выделяли одинаковые законы:

Закон тождества выражает определенность наших мыслей, их постоянство в процессе рассуждения. Нельзя смешивать разные понятия, допускать двусмысленность.

Львов подходит к такому важному понятию, как план(логический инструмент построения речи).Так или иначе, но любая осмысленная речь основана на соблюдении определенных пунктов плана(пусть даже мысленных), как излагает автор. Хорошо продуманный план значительно повышает качество текста. Также М.Р. Львов говорит о том, что отступление от принципа логичности в интересах композиции напротив может создавать положительный смысловой эффект.

2.4 Точность словообразования и формообразования

Теперь мы говорим : Он ужасный сладкоежка; Этот мальчик такой неряха…

Однако бывает случаи, когда неправильное употребление форм прилагательных, согласуемых с существительными общего рода, вносит неясность.

Например: Он стоял пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним малютке. Но девушка взяла на руки ребенка и, назвав малышку премиленьким, унесла. О мальчике или девочке идет речь?

Уточнить значение некоторых существительных могут падежные окончания.

Так, в форме именительного падежа множественного числа хлеба означает злаки на корню, а хлебы - выпеченные из муки изделия. Поэтому нельзя признать верной такую фразу: Хозяйка вынимала из печи хлеба.

Не следует путать окончания в таких существительных: мехи (кузнечные) - меха (выделенные шкуры); образы (литературно-художественные) - образа (иконы); ордены (рыцарские и монашеские общества) - ордена (знаки отличия); поясы ( географические) - пояса (части одежды); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы): соболи (животные) - соболя (меха); тормозы (препятствия) - тормоза (приборы); цветы (растения) - цвета (краска); юнкеры (до 1945 г. в Германии так называли крупных землевладельцев) - юнкера (курсанты в военных училищах царской России).

Не следует забывать и о смысловых отличиях некоторых грамматических форм имен прилагательных.

Часто полная форма прилагательных указывает на постоянный признак предмета, а краткая - на временный. Ср. он больной - он болен, она такая добрая - будьте добры, движения его спокойные- лицо его спокойно.

В других случаях полная форма прилагательных обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая - относительный признак применительно к определенной ситуации: потолок низкий (признак вообще)- потолок низок (для высокой мебели). Ср. также: ботинки малы, сапоги велики, проход узок.

Особую точность следует соблюдать при употреблении местоимений. Их способность замещать предшествующие слова может стать причиной неясности высказывания.

Например, как понять фразу о любви к животным? -Саша знал, если после трехдневного содержания собак в специальном месте за ним не явятся владельцы, они будут уничтожены (собаки или владельцы?). Еще пример: Незнакомец попросил Сашу отвести собаку к себе (к Саше или к незнакомцу?).

Подобное употребление местоимений нередко поражает двусмысленность и неуместный комизм: Педагогов волнует свободное время подростка и как его убить…

Недопустимо употребление местоимений при отсутствии в предшествующем тексте существительных, которые замещаются: Этот герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по восемнадцати фильмов сериала. Грубый ошибкой является неправильный выбор грамматических формы местоимения: Выросло поколение, для которого война - история (следовало: для которого, то есть поколения). При употреблении глагола может возникнуть неясность из-за возможности двоякого толкования форм на - ся, пример: Сюда собираются дети, заблудившиеся на улицах (сами собираются или их собирают?). Не различение субъективно-объектных отношений в таких случаях может создать неуместный комизм высказывания: Птенцы выкармливаются насекомыми; в помощь охотнику в сани впрягается собака.

Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда смысл сказанного, очевидный для нас, остается непонятным окружающим, либо, что еще хуже, понимается ими превратно.

Это происходит вследствие нарушения основных коммуникативных качеств речи, таких, как точность, уместность, логичность .

Неразрывность семантики знаков языка и смысла текста по-особому освещает некоторые стороны коммуникативных качеств речи.

Очевидно, что такие качества речи, как точность, логичность, выразительность, действенность, уместность, не могут быть поняты, если структуру речи (со свойственной ей семантикой) взять вне ее связи со смыслом текста.

Можно говорить о взаимном воздействии семантики знаков языка на смысл и смысла на коммуникативные возможности знаков языка, их речевых цепей.

Список использованных источников

1. Виноградов В.В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания// Вопр. Языкознания. 1964. № 3. С. 9. Граудина П.К. Вопросы нормализации русского языка: Грамматика и варианты. М., 1980.с.3.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1982. с.32.

3. Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. с.8

4. Ицкович В.А. Норма и ее кодификация//Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. с. 13-14 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

5. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 1998.

6. Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи // Лексикология. Лексикография. 7. Культура речи. М., 1974. с. 259-260. Скворцов П.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

8. Щерба П.В. Очередные проблемы языковедения// Избр. Работы по языкознанию и фонетике. Л.1958. Т.1 с.15 ЮговА. Думы о русском слове. М., 1972 с. 114-115.

9. Виноградов В.В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания// Вопр. Языкознания. 1964. № 3. С. 9.

10. Культура русской речи / Под ред. Е.Н. Ширяева. М., 1998.с.32

11. Ицкович В.А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. с.8

16. Головин Б.Н.Основы культуры речи.- Москва, 1988г.

Подобные документы

Современная теоретическая концепция культуры речи. Коммуникативные качества речи: уместность, богатство, точность, логичность. Система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Обзор основных групп лексики, способных засорить речь.

курсовая работа [63,3 K], добавлен 17.02.2013

Современная речевая ситуация. Язык и речь. Речь, её особенности. Предмет и задачи практической стилистики. Культура речи. Точность словоупотребления. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов. Слова-паронимы и точность речи.

реферат [37,5 K], добавлен 13.11.2008

Предмет изучения и коммуникативные аспекты культуры речи. Общая характеристика основных качеств культурной речи, а именно богатство, яркость, образность, выразительность, ясность, понятность, точность, правильность, уместность, чистота и логичность.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 23.01.2010

Основные подходы к оценке речи. Речь и ее особенности. Коммуникативные качества речи: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность. Отличие речи от языка. Словообразовательные аффиксы и суффиксы в русском языке.

контрольная работа [48,5 K], добавлен 10.06.2010

Речевое поведение и необходимость его изучения. Сущность, признаки культуры речи и ее виды - понятийная и предметная. Синонимы, паронимы, плеоназм, тавтология и точность речи. Явление полисемии и омонимии. Точность речи в разных функциональных стилях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Точность и логичность речевого высказывания Есть люди, которые всегда говорят.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Точность и логичность речевого высказывания Есть люди, которые всегда говорят.

Точность и логичность речевого высказывания Есть люди, которые всегда говорят, но никогда ничего не высказывают (Французское изречение)

Что такое точность речи? Точность речи как качество речи всегда связано с уме.

Что такое точность речи? Точность речи как качество речи всегда связано с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи, со знанием значения слов и возможностей лексической системы языка. Точность речи обусловлена прежде всего ВЫБОРОМ СЛОВА.

Лексические ошибки в отношении точности речи Погода сопутствовала хорошему от.

Лексические ошибки в отношении точности речи Погода сопутствовала хорошему отдыху. У куниц скоро появится наследство. Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером. Мы обращаем главное внимание на развитие качества продукции. Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом.

Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом. Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества. Страшна не старость, а дряхлость, поэтому лучше умереть молодым и здоровым. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. В глубоком детстве он был похож на мать.


Что такое логичность речи? Строго последовательное соответствие структуры реч.

Что такое логичность речи? Строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. Высказывание членится на два компонента: тему - исходный пункт высказывания, и рему – его коммуникативный центр, сообщающий обычно новое, неизвестное собеседнику. Правильное построение стилистически нейтрального высказывания в русском языке требует, чтобы тема предшествовала реме.

В любом повествовательном предложении есть тема (или исходная точка, основа).

В любом повествовательном предложении есть тема (или исходная точка, основа) и рема (или ядро). Тема – известное, основа высказывания. Рема – новая сообщаемая информация. Больной брат вернулся. Брат вернулся больной.

1.Определите,в какой последовательности нужно расположить в данных примерах.

1.Определите,в какой последовательности нужно расположить в данных примерах предложения, чтобы получились тексты. (1) Мыши ,например, спасаются на корягах и в птичьих гнёздах. (2) А зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые ещё не затопила вода. (3) Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. (4) Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

(1) В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. (2) Кувшинки.

(1) В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. (2) Кувшинки очень любят тепло. (3) Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю всё меньше тепла, и цветы лилии закрываются и погру- жаются в воду. (4) Утром цветы кувшинки повёрнуты на восток. (5) Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 248 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.08.2017 2877
  • PPTX 331.4 кбайт
  • 83 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лашкова Людмила Богдановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Точность и логичность речи

№ слайда 1

Точность и логичность речи

Кононенко Н. Я. Учитель русского языка и литературы А вот язык учить обязан! М

№ слайда 2

Кононенко Н. Я. Учитель русского языка и литературы А вот язык учить обязан! Мы пронести должны через века, Всё то, что нашей гордости основа: Так сбережём богатство языка И чистоту божественного слова! И будем мы язык родной хранить По зову сердца, а не по приказу - Поэтом можешь ты, мой друг, не быть, А вот родной язык беречь обязан!

Анализ темы урока.Что такое точность речи? 1) умение четко и ясно

№ слайда 3

Анализ темы урока.Что такое точность речи? 1) умение четко и ясно мыслить, красиво и выразительно говорить; 2) знание предмета разговора; 3) знание русского языка, его особенностей; 4) умение четко и ясно мыслить, знание законов русского языка и предмета разговора; 5) бережное отношение к выбору слов. Ответ- 4. Точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно. За неточностью речи всегда стоит неточность мысли.

 Фактическая Точно знаю, что говорю, о чем говорю (предмет речи) Речевая Точно з

№ слайда 4

Фактическая Точно знаю, что говорю, о чем говорю (предмет речи) Речевая Точно знаю, что обозначают употребляемые слова Учитель познакомил детей с новым для них орфографическим правилом так: -Перед гласными Е,Ё,Ю,Я после приставок пишется Ъ, а после корня- Ь. В ученических тетрадях вскоре появились такие написания: поъехал, наъелся… Виноваты ли ученики?

Что такое логичность речи?1) умение четко и ясно мыслить, красиво

№ слайда 5

Что такое логичность речи?1) умение четко и ясно мыслить, красиво и выразительно говорить; 2)умение последовательно излагать мысли, грамотно связывать их. 3) знание русского языка, его особенностей 4) бережное отношение к выбору слов. Ответ- 2. Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.

Логичны ли рассуждения ребёнка?Аля, 3,5года. -Мама, давай играть! Я- кошка, ты-

№ слайда 6

№370точность и логичность речи обеспечивают взаимопонимание участников диалога (

№ слайда 7

Ключевые слова (маркёры).тема текста - О чём текст? идея (главная мысль) - Что г

№ слайда 8

№371.эти слова способствуют точному и выразительному описанию душевного состояни

№ слайда 9

№371.эти слова способствуют точному и выразительному описанию душевного состояния изображённой на картине крестьянки и трудных условий жизни её сына, отданного в ученье к мастеровому.

№374. прошлое, настоящее, будущее, связь, эстафета, эволюция, мельчайшие изменен

№ слайда 10

№374. прошлое, настоящее, будущее, связь, эстафета, эволюция, мельчайшие изменения, смежные поколения, деды и внуки, было нормативным, спутник языковой истории, современный русский язык, накопления и изменения.

№379.Этот текст о воробьях. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

№ слайда 11

Композиция текста .I- зачин(1-3 предложения)- указание на тему (и идею). Совет:

№ слайда 12

Композиция текста .I- зачин(1-3 предложения)- указание на тему (и идею). Совет: пользуйтесь назывными или вопросительными предложениями. II- главная часть (каждая микротема - отдельный абзац) III- (концовка- вывод, итог) Совет: ответ на вопрос в начале текста.

№382.возможность переноса последнего предложения сочинения о золотой осени на ме

№ слайда 13

№382.возможность переноса последнего предложения сочинения о золотой осени на место второго и переноса последнего предложения текста о поздней осени в конец микротемы, в которой описывается осенний лес.

Прокомментируйте высказывание Николая Буало (1636-1711 гг.), французского поэта

№ слайда 14

Виды связи предложений в тексте.цепная 1. предложения нельзя поменять местами 2.

№ слайда 15

Виды связи предложений в тексте.цепная 1. предложения нельзя поменять местами 2.в последующем предложении есть заменители слов из предыдущего Схема 1 2 3 4 №385(2) параллельная 1.предложения можно поменять местами 2.в последующем предложении нет заменителей слов Схема 1 2 3 4 №385(1)

№387(1)…на Валдае. (2)…там…сруб-теремок. (3)Это священное место…4) . на этом м

№ слайда 16

№387(1)…на Валдае. (2)…там…сруб-теремок. (3)Это священное место…4) . на этом месте часовенка . . (5) Под ней . ручеёк. (6) . он . . (7) Потом он проходит . . (8) Бежит ручей . . Способ связи: цепная Средства связи: наречия – там, потом; описательный оборот – это священное место; формы слова – на этом месте; местоимения – под ней, он; контекстные синонимы – проходит, бежит. + однокоренные слова +союзы

№389(2)Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие и чистые лежат под деревьями

№ слайда 17

№389(2)Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви больших и маленьких деревьев. Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Способ связи: параллельный. Средства связи: синтаксический параллелизм(см стр.151) +вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.)

№392Наутро под-ня-вш-ее-ся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, /по-дёр-ну-вш

№ слайда 18

№392Наутро под-ня-вш-ее-ся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, /по-дёр-ну-вш-ий воды/, и весь тёплый воздух задрожал от/ на-полн-и-вш-их его/ испарений о-жи-вш-ей земли. Зазеленела старая и /вы-лез-а-ющ-ая иглами /молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, а на /об-сып-а-нн-ой золотым цветом/ лозине загудела пчела. Залились не-вид-им-ые жаворонки над бархатом зеленей и обледенелым жнивьём, заплакали чибисы над /на-ли-вш-ими-ся бурой не-у-бр-а-вш-ей-ся водой /низами и болотами, высоко пролетели с весёлым гоготаньем журавли и гуси.


Основная функция языка – коммуникативная. И для ее выполнение необходимо, чтобы речь обладала рядом свойств. Одно из них – точность речи, о которой мы поговорим в этой статье.

Что такое точность речи

Речь можно назвать точной в том случае, если мы легко понимаем, что имел в виду говорящий или пишущий, если его слова кратко и недвусмысленно выражают его мысли.

Примеры точности речи мы найдем в текстах классиков русской художественной литературы – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева и других. Русский язык не зря славится своим богатством: тот, кто владеет им действительно хорошо, может для любой мыли подобрать ясные и точные слова.

Почему точность речи может нарушаться?

Причин тому, что точность речи нарушается, может быть несколько.

Не менее редкая причина недостаточной точности речи – это слабое владение русским языком, его лексическими богатствами.

Лексические ошибки, нарушающие точность речи

Словарный состав русского языка очень широк. В нём много слов, имеющих не одно, а несколько значений, есть синонимы, омонимы, паронимы. Со всеми этими явлениями могут быть связаны лексические ошибки, которые мешают речи быть точной.

Например, из нескольких синонимов часто можно выделить несколько нейтральных и несколько экспрессивно окрашенных (книжных, пренебрежительных и т.д.). В этом случае употребление неподходящего синонимы с экспрессивной окраской мешает понять смысл высказывания.

Омонимы – это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения. Употребляя в речи омонимы, надо внимательно следить за тем, не будет ли высказывание двусмысленным, и, если это так, следует подбирать другие слова или описательные выражения.

Особенно много ошибок, нарушающих точность речи, связано с паронимами.

Паронимы – это слова, которые имеют сходное звучание и написание, но различаются по смыслу. Они могут быть как однокоренными (одеть – надеть), так и с разными корнями (экскаватор – эскалатор). Неразличение паронимов часто приводит к тому, что речь делается непонятной. В таких условиях говорить о точности не приходится.

Как сделать речь точной

Надо работать над тем, чтобы речь стала максимально точной. Это необходимо для того, чтобы получать хорошие оценки по творческим работам (сочинениям и изложениям), чтобы хорошо сдать ЕГЭ. Но не это главное.

Все мы живем в обществе и стремимся к самовыражению. Однако неточную, невнятную речь понять очень трудно. Возможны конфликты из-за того, что нас неправильно поняли.

Поэтому в интересах любого человека стремиться к тому, чтобы речь стала точной.

Достичь этого и трудно, и легко одновременно. Это не требует особых каких-то действий. Надо просто внимательно прислушиваться к окружающим, читать хорошие книги, стараться запомнить побольше красивых, выразительных слов и стремиться никогда не употреблять в речи те слова, значение которых не вполне понимаешь. Уточнить смысл любого литературного слова можно в толковом словаре.

Что мы узнали?

Точность речи – одна из характеристик текста. Она указывает на то, что текст выполняет свою коммуникативную функцию: он понятен и недвусмысленен. Человек, плохо владеющий предметом, о котором говорит, и русской речью, может совершать различные ошибки при употреблении синонимов, омонимов, паронимов и так далее. Его речь делается невнятной. Чтобы этого избежать, надо расширять свой лексикон и употреблять только те слова, значение которых точно известно.

В русском языке логичность речи является ее важнейшим свойством, определяющим правильность и обоснованность высказывания. Все рассуждения должны основываться на известных науке законах, а их нарушение приводит к формированию непоследовательных, двусмысленных или противоречивых выражений. Любой рассказ для слушателя превращается в непонятный набор фраз, если говорящий нарушает общепринятые правила.

Логика речи

Понятие и условия

Логичность речи является ее коммуникативным свойством, которое выражается в последовательном и аргументированном изложении мыслей. Благодаря соблюдению основных законов логики оратор точно и грамотно может донести до слушателя собственные рассуждения, передать информацию и даже воздействовать на подсознание.

Нелогичность в русском языке следует отличать от неточности. Последняя означает несоответствие действительности тому, что говорящий пытается передать словами. Определение логики заключается в четкой структуре речи, знании подходов к ее построению, а также в осмысливании языковых единиц и их сопоставлении. Специалисты выделяют основные условия логичности:

Логичность речи

  • экстралингвистические (осваивание логики рассуждения);
  • лингвистические (овладение навыками изложения).

Чтобы иметь возможность выражаться и писать логично, необходимо уметь рассуждать и мыслить. Эти два условия неотделимы друг от друга. Структурной основой логического мышления является способность максимально точно употреблять слова, составлять предложения, а затем выстраивать целый текст. В соответствии с экстралингвистическим условием логичности структура речи должна содержать:

  • тезис — мысли или предположения, которые требуют доказательства;
  • аргументы или доводы — положения, которые служат обоснованием тезиса;
  • демонстрация — совокупность умозаключений, выступающих формой доказательства.

Лингвистические условия предполагают сочетание непротиворечивых слов (к примеру, человек с голубыми глазами и большим опытом работы), видовых и родовых понятий (в спальне были расставлены стулья, столы, комод, стильные предметы мебели). Чтобы избежать некорректного толкования слушателем рассказа, оратор не должен допускать амфиболии. Она определяется как неясность и двусмысленность.

Логичность это

Кроме того, логичность высказывания предполагает структурирование текста на смысловые части, разбивку на абзацы. При этом не допускается излишнее дробление мысли или, наоборот, чрезмерное усложнение громоздкими предложениями.

В отдельных текстах наблюдаются алогизмы — формы суждения и выражения, в которых не соблюдаются основные законы и правила логики. Намеренно подобные приемы используются в сказках, литературной фантастике и других художественных произведениях.

Основные законы и требования

Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Грамотное изложение и выражение своих мыслей позволит слушателям в точности воспринять информацию, сделать корректные выводы и избежать двусмысленности. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах:

Логичность речи это

  • закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы);
  • закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему);
  • закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении);
  • закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).

Недопустимой ошибкой считается предоставление информации, не обоснованной достоверными сведениями. Любые высказывания или доклады, не имеющие логичного объяснения или доказательств, считаются недостоверными.

По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.

Логичность что такое

Распространенные ошибки и средства усиления

В разговорной и деловой речи нередко наблюдаются как несущественные, так и строгие ошибки. При нарушении законов логичности речи смысл сказанного немного либо кардинально меняется.

К частым ошибкам относятся необоснованное сравнение и использование неполной аналогии. В процессе приведения какого-либо умозаключения необходимо удостовериться в точности суждения. Например, нельзя утверждать, что работа над написанием текста и составлением устного выступления одинакова. В этих процессах есть ряд различий, поэтому аналогия считается неполной.

Вводные слова

  • добавление вводных слов и их выделение знаками препинания;
  • эмоциональная окраска путем усиления интонации в процессе выступления;
  • подчеркивания или другие способы выделения в письменном тексте.

Умение грамотно и логично выстроить разговорную или письменную речь — результат постоянной работы и тренингов. Некоторым людям присуща врожденная способность выражаться логично и последовательно, умело обосновывая приведенные факты. Но отдельной категории лиц сложно доносить информацию до слушателей, и в их рассказах наблюдаются грубые ошибки, лишающие текст смысла.

Читайте также: