Технология в сфере быта 5 класс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 5 класса.

Человек на протяжении всей жизни занимается преобразованием различных материалов, таких как: древесина, металлы, ткани, продукты питания и многое другое. В связи с этим существуют различные технологии, которые помогают в поиске и обработке информации, организации учебного процесса, приготовлении еды, обработке различных материалов.

Огромное количество технологий, делятся на: материальные, нематериальные, социальные, интеллектуальные, которые представлены в разработке урока.

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме "История и источники развития технологий" 82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Дата __________класс
  2. Предмет Технология ведения дома
  3. Учитель: Щетинина Виктория Анатольевна
  4. Класс: 5
  5. Тема урока История и источники развития технологий. Технологии и мировое хозяйство.
  6. Цель урока: Представить исторические сведения о развитии технологий и их развитие.
  7. Задачи :
  • Раскрыть понятие преобразующая деятельность;
  • Представить мир современных технологий;
  • Показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.
  1. Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
  2. Планируемые результаты

Предметные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

  1. Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.

Характеристика этапов урока

Проверяет готовность учеников к уроку.

Представляет план урока.

Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей.

К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

Мотивация к учебной деятельности

Фронтальный опрос учениц

П.: структурировать знания

К.: адекватно воспринимать оценку учителя.

Р.: – уметь контролировать своё время и управлять им;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

П отребности , с которыми вы уже знакомы – одна из причин активности человека, т.к. после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и связанные с этим задачи для дальнейшей деятельности.

Деятельность человека делится на два вида: исследовательская деятельность , служащая для познания законов природы, и преобразующая деятельность , предназначенная для получения необходимых человеку результатов.

К преобразующей деятельности относятся, например, обработка различных материалов: древесины, металла, текстильных материалов, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может и энергия. Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую - для обогрева помещения и приготовления пищи или в световую - для освещения комнат. Очень важной для людей является работа с информацией, которая состоит из исследовательской и преобразующей деятельности.

В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстоянии с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1), телевизионных приемников (рис. 2), сети Интернет, преобразуясь в форму, удобную человеку. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора – термометра (рис. 3). Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача.

Людям приходится преобразовывать различные материалы: древесину, металлы, а также ткани и пищевые продукты. В сельском хозяйстве преобразовывают посевной материал, в том числе семена, выращивают и используют сельскохозяйственных животных. В медицине – лечат, т.е. преобразовывают заболевшие органы людей.

Для решения каждой задачи преобразования материалов, энергии и информации разработаны различные технологии. С помощью одной технологии можно приготовить определенный вид еды, с помощью другой технологии – найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии – организовать учебу в классе.

Мир технологий. В настоящее время существует огромное количество технологий, которые можно разделить на:

1) материальные (преобразование, обработка материалов);

информационные (преобразование, обработка информации);

социальные (работа с людьми);

Материальные технологии
а) производственные технологии:
- промышленные технологии (технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из неё, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.);
- технологии сельского хозяйства (технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.);
б) технологии в сфере быта (технологии содержания и ремонта жилья, бытовой техники, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.).

Нематериальные технологии
а) информационные технологии (технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.);
б) социальные технологии (технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технология применения социальных сетей и др.);
в) интеллектуальные технологии (технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.).

В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рис. 5 показана структура использования элементов информационной технологии.

В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии : робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.

Технологии и мировое хозяйство. С начала ХХI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и, в конечном счёте, ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.

Главной задачей технологии является выявление закономерностей развития физических, химических, механических, социальных, коммерческих, экологических и прочих процессов с целью управления ими для превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой для наиболее полного удовлетворения потребностей человеческого общества.

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.

На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.

Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конструкция и декор предметов народного быта

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конструкция и декор предметов народного быта

Конструкция и декор предметов народного быта

Цель урока: 1.Способствовать изучению истории народной вышивки учащимся. 2.С.

Цель урока: 1.Способствовать изучению истории народной вышивки учащимся. 2.Способствовать изучению мотивов и символов народной вшивки. 3.Выполнить эскиз полотенца по мотивам народной вышивки.

Вышивание. Это рукоделие, доступное любому человеку, дающее возможность творч.

Вышивание. Это рукоделие, доступное любому человеку, дающее возможность творческого самовыражения. Оно развивает чувство ритма и пропорции.

Произведения народного искусства жили вместе с человеком, помогали в быту, тр.

Произведения народного искусства жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Узорные росписи, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелание блага, добра, счастья

Оборудование, приспособление и инструменты для вышивания.

Оборудование, приспособление и инструменты для вышивания.

Инструменты для вышивания.

Инструменты для вышивания.

Нанесение рисунка на ткань.

Нанесение рисунка на ткань.



Виды вышивки. 1 Счетные швы. Выполняются по счету нитей ткани.

Виды вышивки. 1 Счетные швы. Выполняются по счету нитей ткани.

Крест косой.

 2. Свободные швы. Выполняются по свободному, нарисованному на ткани контуру.

2. Свободные швы. Выполняются по свободному, нарисованному на ткани контуру.

Белая гладь. Это двустороння гладь, которая выполняется по предварительно про.

Белая гладь. Это двустороння гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу.





Художественная вышивка.

Вышивка полотенца-ручника.



Вышивка картин.

Орнамент. Это самый распространенный способ декоративного украшения. Характер.

Орнамент. Это самый распространенный способ декоративного украшения. Характерной особенностью орнамента является ритмическое чередование элементов и соразмерность всех его частей.

Русский орнамент На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его.

Русский орнамент На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его на белом свете Народ издревле бережет. Быть может, нитками Зигзагами В узоры вытканы не зря И мы с тобою видим Знаки Славянского календаря.

Образ Солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде.

Образ Солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней, можно найти в разных видах народного творчества.

Русские полотенца. Полотенца занимают особое место в русской культуре, без ни.

Русские полотенца. Полотенца занимают особое место в русской культуре, без них не обходилось ни одно важное событие человеческой жизни. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. В приданом девушке особенно много должно было быть полотенец, часто по их качеству и количеству судили о её мастерстве и достатке. По будням в каждом доме висели полотенца у умывальника и, наиболее красивые, на иконах, а позднее и на рамах с семейными фотографиями. А на праздники по стенам развешивалось множество полотенец со сложными старинными вышивками.

Обыденное полотенце; Родильное; Полотенце- поясок для новорожденных; Свиваль.

Обыденное полотенце; Родильное; Полотенце- поясок для новорожденных; Свивальник; Вытиральное; Свадебное.

Свадебное полотенце

 Свивальник





Сарафан считается исконно русской женской одеждой. В действительности сараф.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самы.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. Сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Иногда передники делали с грудкой. В некоторых губерниях девушки могли надевать передник прямо поверх рубахи вместо сарафана. В Поволжье передник называли запоном.

Пример Тульского народного костюма Тульский костюм с поневой Рубаха. Отдел.

Пример Тульского народного костюма Тульский костюм с поневой Рубаха. Отделка - узорное ткачество. Синяя понева в клетку, низ декорирован цветными лентами и узорным ткачеством. Передник с лифом. Девичья повязка. Шушпан из белого домотканого сукна. Лапти с онучами.

Пример Тульского народного костюма Тульский костюм с сарафаном Рубаха по л.

Пример Тульского народного костюма Тульский костюм с сарафаном Рубаха по линии плеч украшена узорным ткачеством. Рукав прямой, собранный по низу на сборки, закрепленные манжетой. Сарафан из фабричной набивной хлопчатобумажной ткани, низ отделан белым фабричным кружевом. Девичья повязка. Лапти с онучами.

Инженерное дело (инженерия, инженерная деятельность, инженерно-техническая деятельность; инжиниринг) — область технической деятельности, включающая в себя целый ряд специализированных областей и дисциплин, направленная на практическое приложение и применение научных, экономических, социальных и практических знаний с целью обращения природных ресурсов на пользу человека.

Целями инженерной деятельности являются изобретение, разработка, создание, внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов.

Инженерное дело тесно переплетается с наукой, опираясь на постулаты фундаментальной науки и результаты прикладных исследований. В этом смысле оно является отраслью научно-технической деятельности.

Современное понимание инженерного дела подразумевает целенаправленное использование научных знаний в создании и эксплуатации инженерных технических устройств, являющихся результатом преобразовательной деятельности инженера, и охватывает три вида инженерно-технической деятельности:

- исследовательская (научно-техническая) деятельность — прикладные научные исследования, технико-экономическое обоснование планируемых капиталовложений, планирование;

- конструкторская (проектная) деятельность — конструирование (проектирование), создание и испытание прототипов (макетов, опытных образцов) технических устройств; разработка технологий их изготовления (сооружения), упаковки, перевозки, хранения и проч. ; подготовка конструкторской/проектной документации;

- технологическая (производственная) деятельность — организационная, консультационная и иная деятельность, направленная на внедрение инженерных разработок в практическую деятельность экономических субъектов с их последующим сопровождением (технической поддержкой) и/или эксплуатацией по поручению заказчика.

Отрасли инженерии

Ø Системная инженерия

Ø Строительная инженерия

Ø Генная инженерия

Ø Инженерия знаний

Ø Программная инженерия

Ø Промышленная инженерия

Ø Инжиниринг в сфере ресурсосбережения

Обзор современных технологий

В современном, быстро развивающемся мире технологиям отведено особое место. Их важность в развитии современной цивилизации состоит в том, что именно технологии определяет устойчивое развитие общества в целом.

Практически все процессы в современном обществе, так или иначе, происходят в сопровождении технологий. Технологии стали преследовать нас в течении всей жизни, начиная от рождения и заканчивая физической смертью. Но развитие современных технологий, является очень неоднозначным процессом, имеющим, как множество очевидных достоинств, которые значительно улучшают уровень жизни большинства из нас, так и не менее неоспоримых недостатков, которые превращают ежедневные заботы практически каждого человека в череду замысловатых и не всегда понятных действий. В повседневной практике мы все чаще имеем дело уже не просто с техническим устройством или машиной, усиливающими возможности продуктивной деятельности человека, а со сложными и замысловатыми системами, такими как например: роботы-уборщики, стиральные машины автомат, газовые котлы, посудомоечные машины, кофеварки и пр.

Современные технологии в быту

Современный мир быстро развивается, особенно его научно-техническая сторона, что подразумевает под собой практически немыслимые ранее темпы развития современных технологий.

Развитие современных технологий, переплетения сфер применения, пересечение отраслей позволяют очень эффективно использовать похожие, а может быть даже одинаковые технологии в самых разных областях их применения. Так высокоточные современные технологии ворвались в наш повседневный быт. Нужно сказать что современные технологии в быту должны отличаться высокой надежностью, безопасностью и простотой применения.

Внутренняя сложность устройств, сопровождающих нас в повседневной жизни дома, может иногда сравнится с начинкой военных радаров и космических кораблей, а внешняя простота использования позволяет даже людям, далеким от технического прогресса использовать эти новинки техники.

Статистика показала, что в квартире среднего европейца есть 94 различных электроприбора.

Кроме кухонных есть еще целый ряд радио и телетехники, компьютеры.

Даже массажное кресло является ярким примером применения технологий в быту. Тут и бесшумные моторы, и высокопрочные материалы, и безопасные технические решения.

Презентация по технологии на тему

В презентации даны исторические сведения о кухне, особая роль отводится русской печи. информация о видах кухни и правилах организации труда, вариантах размещения оборудования и мебели на кухне. Учебный материал предназначен для использования педагогами при проведении урока, а также обучающимися при изучении данной темы.

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Интерьер кухни – столовой Технологии в сфере быта Автор ­ составитель: Сантьева Татьяна Антоновна, учитель технологии, лицей № 15

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Цель:  Познакомить учащихся со способами размещения мебели и оборудования на кухне, с национальными традициями.  Дать познавательные сведения об отделке стен, пола, цветовой гамме.  Научить правильно подбирать шторы для оформления окна.

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Познавательные сведения  В современной квартире, кухня по своему назначению и использованию является многофункциональным помещением, и зачастую становится центром семейной жизни.  Кроме основного назначения – места приготовления пищи, в ней могут выполняться и другие работы: утюжка белья, стирка, шитье, изготовление каких­либо поделок…

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Познавательные сведения  Слово кухня заимствовано из немецкого языка, означает место для варки. В русском языке появилось в конце XVIII века, да и специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

Презентация по технологии на тему "Технологии в сфере быта. Интерьер кухни-столовой" (5 класс)

Презентация по технологии на тему

В русской деревне XVIII­ XX вв. печь использовалась:  для отопления помещения (долго держала тепло);  приготовления пищи людям и животным;  для вентиляции помещения (других вентиляционных устройств не требовалось);  на печи спали ребятишки и старики;  хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, хмель;  сушили одежду, валенки и варежки;  пекли хлеб, караваи и другой хлебный припек;  проращивали солод;  в самой печи варили пиво;  в огромной топке русской печи мылись и даже парились, как в бане;  зимой под опечком держали птицу и молодых животных. И конечно, в долгие зимние вечера ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки и истории от своих бабушек.

В современной квартире, кухня по
своему назначению и использованию
является многофункциональным
помещением, и зачастую становится
центром семейной жизни.
Кроме основного назначения – места
приготовления пищи, в ней могут
выполняться и другие работы: утюжка
белья, стирка, шитье, изготовление
каких-либо поделок…

4. Познавательные сведения

Слово кухня заимствовано из
немецкого языка, означает место
для варки. В русском языке
появилось в конце XVIII века, да и
специального помещения для
приготовления пищи в
крестьянских избах не было.

6. Крестьянская изба – XVII в.

11. Устройство русской печи:

12. Русская печь – XX - XXI век

13. В русской деревне XVIII- XX вв. печь использовалась:

для отопления помещения (долго держала тепло);
приготовления пищи людям и животным;
для вентиляции помещения (других вентиляционных
устройств не требовалось);
на печи спали ребятишки и старики;
хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, хмель;
сушили одежду, валенки и варежки;
пекли хлеб, караваи и другой хлебный припек;
проращивали солод;
в самой печи варили пиво;
в огромной топке русской печи мылись и даже парились,
как в бане;
зимой под опечком держали птицу и молодых животных.
И конечно, в долгие зимние вечера ребятишки, забравшись
на печь, слушали сказки и истории от своих бабушек.

16. Виды кухни

Рабочая кухня рассчитана в основном
на приготовление пищи
хозяйственные работы.
Прием пищи в рабочей
кухне происходит
нерегулярно и, как
правило, отдельными
членами семьи в разное
время.
Кухня – столовая –
рассчитана на
приготовление пищи и
прием пищи всеми
членами семьи. На
кухне должно быть
место для обеденного
стола, способного
вместить всех членов
семьи одновременно.

17. Рабочая кухня

19. Правильная организация труда на кухне

Прежде всего, необходимо правильно и по
возможности компактно разместить основное
оборудование и мебель.
Важно, чтобы предметы были:
сблокированы в один непрерывный ряд ( в
соответствии с процессом приготовления пищи);
оборудование и мебель устанавливают вплотную,
и должны быть одной высоты;
недопустимо размещать рядом с холодильником
электроплиту и мойку (почему?);
недопустимо по Т.Б.размещать рядом
электроплиту и мойку с водой, опасно (почему?).

Читайте также: