Сообщение уральские композиторы современности

Обновлено: 18.05.2024

На главной академической сцене Екатеринбурга — в Свердловской филармонии — в афише музыка всемирно известных композиторов: Чайковский, Моцарт, Бах, которых исполняют зарубежные и российские звёзды. Но это классика. А вот программы с произведениями молодых уральских композиторов встречаются крайне редко. Тем не менее в столице Урала была и существует по сей день сильная школа академической музыки, которая рождает всё новых и новых авторов.Мы пообщались с молодыми композиторами, чтобы понять, о чём они пишут и почему предпочли академическую музыку популярной, которая, возможно, помогла бы им стать широко известными.

Председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Пантыкин в нашем разговоре о молодом поколении его коллег заметил, что и сегодня уральская школа композиторов является одной из самых сильных в стране. Она стоит в одном ряду с московской и петербургской школами и готовит высококлассных специалистов, профессиональные интересы которых распространяются как на симфонические полотна, так и на камерную и хоровую музыку.

Ближе к народам

По словам Романа , Уральский регион имеет бездонную фольклорную основу, и, так или иначе, многие наши композиторы, в том числе и он, строили и продолжают строить свои произведения, обращаясь к фольклору.

— Если посмотреть на понятие мотивов с точки зрения тематики, то творчество уральских авторов в целом (даже на примере старшего поколения) радикально отлично, — рассуждает Роман . — Неизменным, пожалуй, остаётся одно — стремление к максимальной степени убедительности, силе и глубине того, что мы делаем.

— На мой взгляд, в творчестве современных уральских композиторов преобладают мотивы мифов и легенд, духовные мотивы в широком смысле этого понятия. В том числе и у меня, — отметил Иван .

Обращаются молодые композиторы не только к легендам и мифам Урала, диапазон их интереса гораздо шире — это мировое фольклорное пространство, культуры различных народов, которые они гармонично сочетают в своих произведениях.

Болевые точки

Не секрет, что любой композитор нуждается в аудитории. Безусловно, молодым композиторам нужны слушатели, способные гибко и свежо воспринимать их творчество.

— Мне кажется, что аудитория композиторов в Екатеринбурге — это одно из самых больных мест. На концерты приходят только друзья. Да, и собственно, сама современная академическая музыка на Урале — творческое гетто, — считает Константин .

Константин добавил, что вызвано это сниженным уровнем образования молодёжи.

Похожего мнения придерживается композитор Иван Колованов .

— Безусловно, музыка молодых композиторов интересна молодёжи, но молодёжи образованной. Чтобы послушать мои произведения, собирается публика, состоящая из посетителей филармонии и консерватории, просто знакомых и друзей. Не больше.

Проблема с аудиторией разрешима при приложении некоторых усилий по популяризации академической музыки и выстраивании правильной траектории работы со слушателями.

Для желающих познакомиться с современной академической музыкой в Екатеринбурге всегда открыты двери Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, где как в большом, так и в малом залах постоянно проходят концерты совсем юных композиторов — студентов вуза.

Кроме того, есть ещё несколько крупных площадок, где можно услышать современную академическую музыку. В первую очередь, это Ельцин Центр, в афише которого довольно часто проходят концерты молодых композиторов. На этой площадке выступают как свердловские музыканты, так и гости из столицы. Композиторы уточняют, что привлекает камерность помещений, хорошая акустика — так их произведения отлично воспринимаются слушателями.

Каждый год, летом, в Свердловской филармонии проходит концерт-государственный экзамен, на котором выпускники консерватории презентуют свои сочинения. В этом году он состоится 30 июня.

Творцы с печальными глазами

Не можем обойти стороной практическую сторону вопроса. Может ли сегодня академическая музыка принести заработок?

Мнения по этому вопросу разошлись. Константин Комольцев рассказывает, что в плане гонораров композиторы этого направления сильно ущемлены. В прикладной сфере, как, например, написание музыки к рекламе и кинофильмам, получить доход можно, но проблема, как считает Константин , в том, что композитор входит в поле конкуренции с людьми без специального образования, ведь подобную музыку может писать даже любитель. И режиссёры далеко не всегда делают выбор в пользу профессионалов.

В то же время Роман Цыпышев уверен, что композитор вполне может заработать себе на жизнь музыкой, но не её написанием, а, например, набором нот, преподаванием в музыкальных школах, консерватории, репетиторством, а также различными частными заказами, которые так или иначе поступают. Хотя системы, при которой композиторы после выпуска из консерватории получали бы рабочие места, сегодня, к сожалению, нет.

Мы поинтересовались, привлекают ли молодых композиторов к созданию музыки для постановок екатеринбургские театры. Оказалось, что с уральскими музыкантами сотрудничают довольно плотно, но при этом важно, чтобы это были уже зарекомендовавшие себя люди.

— Мы осознаём всю степень ответственности перед тем, что от того, куда мы направляем музыку, зависит, какое будущее её ждёт, и я, глядя на своих коллег, наблюдая их постоянный поиск, их открытия, могу сказать, что прекрасное будущее обещано большим настоящим, — подытожил Роман Цыпышев .

Комментарий:

Ксения Гильмиярова , музыковед УГК им. Мусоргского :

— В академической музыке за несколько столетий было столь много различных направлений и создано настолько много средств музыкального языка, что современные молодые композиторы теперь даже не знают, что им писать и как это делать. Из-за этого появилась проблема: часть молодых авторов стала писать музыку не для того, чтобы выявить какие-то новые смыслы, а чтобы поразить слушателя. Музыка теряется и пропадает, она не трогает душу, а вызывает ощущение необычности, которое, зачастую, бывает обманчиво. В то же время композиторы, которые хотят писать более классическую музыку, не видят для себя дальнейших перспектив. Это сегодня — огромная проблема.

Кроме умения сочинить запоминающуюся тему, Сиротин обладает тонким чувством оркестровых тембров, отличающим прирожденного аранжировщика. Этим, возможно, объясняется необыкновенная популярность его музыки Это же обозначило основные доминанты фортепианного стиля композитора, подспудно тяготеющего к блестящей театральности, броскости выражения, несмотря на очевидную скромность и строгость в выборе средств их достижения. (Горбовец, с. 37)

Забегин с особым удовольствием работает в сфере камерной музыки. Среди сочинений такого рода музыка для фортепиано и ансамблей с его участием занимает большое место. Перечислим написанные

мелодической и гармонической линий и т. д. Он демонстрирует приверженность автора классической русской школе (Горбовец, с. 44).

Характерна в данном отношении концертная фантазия "С Востока на Запад". Ее идея, выраженная уже в названии, в широком смысле, есть идея активного диалога культур, находящихся в разнонаправленном движении. Пьеса, вызывающая аллюзии на манеру Ф. Гласса, являет собой 25 вариаций одиннадцатитактовой темы a la beat, в динамичных превращениях на пути к финалу словно олицетворяет новую парадигму российской действительности (Горбовец, с. 57).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

СВЕРДЛОВСКИЙ ВАЛЬС рОДЫГИН.mp3

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Родыгин Евгений Павлович Савчук Л.В. Учитель МХК и музыки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Родыгин Евгений Павлович Савчук Л.В. Учитель МХК и музыки

Родыгин Евгений Павлович Савчук Л.В. Учитель МХК и музыки

Евге́ний Па́влович Роды́гин родился 16 февраля 1925 года, г. Чусовой Пермско.

Евге́ний Па́влович Роды́гин родился 16 февраля 1925 года, г. Чусовой Пермской области) — уральский композитор, автор многих популярных в народе песен, фронтовик, Почётный гражданин Свердловской области и Екатеринбурга, народный артист России (1999)

Биография Евгений Родыгин родился в семье бухгалтера Павла Александровича и д.

Биография Евгений Родыгин родился в семье бухгалтера Павла Александровича и домохозяйки Елены Николаевны. Детство провёл в городе Лысьва, увлекался чтением, шахматами, фотографией, проявлял способности к математике и музыке. В 1937 году с родителями переселился в Нижнюю Салду. К тому времени мальчик овладел игрой на баяне и был принят в кружок под руководством Михаила Староорлецкого.

Биография Незадолго перед войной Евгений был зачислен в комендантский взвод 1.

Биография После окончания войны поступает на композиторское отделение Уральск.

Биография После окончания войны поступает на композиторское отделение Уральской государственной консерватории. В 1950 году окончил консерваторию, после чего работал с Уральским государственным русским народным хором. Песни, написанные в 50-е годы, принесли молодому композитору популярность. Он много гастролировал по Советскому Союзу, также бывал в Польше, Чехословакии, ГДР.

Биография Сейчас Евгений Павлович продолжает заниматься музыкальным творчеств.

Биография Сейчас Евгений Павлович продолжает заниматься музыкальным творчеством, зимой увлекается моржеванием — купается в проруби в озере Шарташ. В 1998 году стал почётным гражданином Екатеринбурга.

Наиболее известные песни Уральская рябинушка (Ой, рябина кудрявая) Едут новос.

Наиболее известные песни Уральская рябинушка (Ой, рябина кудрявая) Едут новосёлы (Здравствуй, земля целинная) Белым снегом Куда бежишь, тропинка милая Свердловский вальс Лён мой

Музыка к кинофильмам Во власти золота (Свердловская киностудия, 1957) Под вет.

Оперетты Простор широкий Счастье трудных дорог

Оперетты Простор широкий Счастье трудных дорог

Уральская рябинушка (Ой, рябина кудрявая)

Уральская рябинушка (Ой, рябина кудрявая)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 630 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.08.2015 5382
  • RAR 7.1 мбайт
  • 44 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савчук Любовь Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На главную
Обратная связь
Карта сайта

Наши достижения

СОБЫТИЯ сезона 2009

Шестой детско-юношеский конкурс "Музыкальные звездочки"

Создана Молодежная секция Уральского отделения Союза композиторов РФ, председатель Жемчужников Александр.
На основе Молодежной секции функционирует ПИНГВИН-КЛУБ, который проводит интересные неординарные нестандартные проекты.

СОБЫТИЯ сезона 2008

СОБЫТИЯ сезона 2007

Пятый детско-юношеский конкурс "Музыкальные звездочки"


А. Пантыкин удостоен Второй премии и Приза зрительских симпатий
А. Красильщикова стала Дипломантом конкурса

декабрь 2001 года
Фестиваль камерной музыки "Декабрьские вечера".

сентябрь 1999 года
Фестиваль "60 лет уральской музыки".

ноябрь 1998 года
Фестиваль "Музыкальное приношение Екатеринбургу". Приуроченный к 275-летнему юбилею города, он включает камерные, хоровые и симфонические премьеры. Звучат и произведения, участвовавшие в Конкурсе на создание увертюры, посвященной юбилею Екатеринбурга, в том числе победившие "Юбиляции" А.Нименского.

октябрь 1998 года
Выходит в свет книга "Композиторы Екатеринбурга" [автор проекта и составитель Ж.Сокольская] – фундаментальное 400-страничное издание, где впервые отражена история становления композиторской организации на Урале. Серия очерков-портретов о каждом из членов СК написана музыковедами разных поколений. Книга снабжена серьезным справочным материалом и богато иллюстрирована.

сентябрь 1998 года
Под руководством молодых композиторов Ольги Викторовой и Олега Пайбердина возникает Клуб современной музыки, который впоследствии был реорганизован в Мастерскую новой музыки "AUTOGRAPH". Регулярные встречи посвящаются прослушиванию и обсуждению новой европейской музыки. Многочисленные концерты и акции в Екатеринбурге, Москве, виртуальный журнал Мастерской знакомят слушателей с творчеством молодых уральских авторов.

апрель 1998 года
По инициативе Союза композиторов проходит Конкурс на лучшее исполнение произведений екатеринбургских авторов среди учащихся музыкальных школ города. Апрельский концерт юных лауреатов – итог конкурсных отборов.

декабрь 1997 года
Фестиваль "Музыка перед Рождеством". Муниципальный камерный оркестр "BACH", Уральский оркестр народных инструментов, Муниципальный хор "Доместик" и другие исполнители знакомят публику с новой музыкой композиторов из Екатеринбурга, Перми, Челябинска.

апрель 1996 года
Фестиваль "Новая музыка – новые имена". Звучат произведения студентов и недавних выпускников Уральской консерватории. Завершает фестиваль концерт-встреча с участниками Молодежной секции 60-х годов.

июнь 1995 года
Выход в свет альбома фортепианных пьес екатеринбургских авторов "Детям о детях". Этой акцией Уральское отделение Союза композиторов России начинает собственную издательскую деятельность: сборник полностью поготовлен своими силами. Альбом "Детям о детях" – первое профессиональное музыкальное издание, осуществленное в городе.

апрель 1994 года
Международный фестиваль "Три дня новой музыки в Уралськой консерватории". В большом зале Консерватории звучит музыкальный авангард из Австрии, Швеции и Екатеринбурга; фестиваль включает также авторский вечер армянского композитора Авета Тертеряна.

октябрь 1993 года
Первый в Екатеринбурге Международный фестиваль новой музыки "Игра и созерцание". В пяти филармонических концертах звучат произведения композиторов из Аргентины, Бразилии, Германии, Канады, а также музыка москвичей и уральцев; в Консерватории проходят творческие встречи с гостями. Фестиваль предлагает новую концепцию жизни уральской музыки: теперь она звучит в контексте с мировыми новинками, в исполнении музыкантов экстракласса [ансамбль М.Пекарского и др.] и привлекает небывалое внимание публики.

15 июня 1993 года
Организация Пермского отделения Союза композиторов России. Его основу составили члены Уральской композиторской организации – И.Ануфриев, О.Белогрудов, В.Грунер, И.Машуков, Н.Широков.

апрель 1992 года
Фестиваль "Современные композиторы – детям и юношеству". Наряду с маститыми исполнителями и коллективами во многих концертах принимают участие и дети – учащиеся музыкальных и хоровых школ города. А ведь им приходится выходить на сцены Консерватории и Филармонии! Кроме того, в рамках Фестиваля проходит Концерт-презентация нового сборника "Пьесы уральских композиторов для фортепиано" [издательство "Советский композитор"] и авторский концерт М.Баска – композитора, активно работающего в жанрах музыки для юных.

март 1992 года
На сцене Всесоюзного дома композиторов в Москве вновь звучит музыка уральских авторов. На сей раз отчитываются молодые. Исполняются камерные сочинения И.Ануфриева, В.Барыкина, В.Грунера, Е.Самариной, Д.Суворова, А.Тлисова, Н.Широкова.

декабрь 1990 года
Фестиваль "Молодые композиторы Урала". Размах творческих исканий, галерея новых и уже знакомых имен, жанровое многообразие концертов и последующий резонанс сделали Фестиваль своеобразным итогом многолетней деятельности Молодежной секции 80-х.

1 октября 1990 года
В Уральской консерватории создана Студия электро-акустической музыки. С тех пор произведения ее руководителя Т.Комаровой, а также выпускников В.Волкова и Ш.Гайнетдинова не раз включались в программы российских и зарубежных фестивалей электронной музыки [Беллажио, Италия, 1994; Де Калб, США, 1994; Бурже, Франция, 1995, 1997].

апрель 1990 года
Ставший уже традиционным за предыдущие годы творческий отчет Уральской композиторской организации в Москве. На сцене Всесоюзного дома композиторов звучат произведения А.Бызова, В.Горячих, Л.Гуревича, К.Кацман, М.Кесаревой, В.Кобекина, О.Ниренбурга, Н.Пузея, Е.Самариной.

декабрь 1989 года
Музыкальный фестиваль, посвященный 50-летию Уральской композиторской организации. Ретроспектива лучших произведений прошлого и премьеры. Концерты симфонической, камерной, хоровой, органной и детской музыки, оперный спектакль, выступление Уральского народного хора, и Оркестра русских народных инструментов на сцене Оперного театра; песенный концерт-встреча с участием А.Пахмутовой, Л.Лядовой, Е.Родыгина, В.Казенина, В.Бибергана и др. Кроме того, впервые в рамках Фестиваля проходит региональная научно-практическая конференция "Проблемы современной музыкальной культуры и творчество композиторов Урала".

ноябрь 1987 года
Присуждение Государственной премии СССР опере Владимира Кобекина "Пророк" [Свердловский театр оперы и балета, режиссер А.Титель, дирижер Е.Бражник, постановка 1984 года].

февраль-март 1987 года
XIV Пленум правления Уральской композиторской организации "Музыка и жизнь". Два симфонических, три камерных, хоровой, песенный, студенческий, детский и фольклорный концерты. За несколько дней свердловская публика встретилась с уже знакомыми произведениями и стала свидетелем большого количества премьер на самых разных концертных площадках [Филармония, Консерватория, Музыкальное училище, Музыкально-педагогический институт, Окружной дом офицеров, Дворец культуры УЗТМ и др.].

май 1985 года
Союз композиторов РСФСР проводит в Свердловске Пленум правления. Большой музыкальный фестиваль назван "Великий подвиг фронта и тыла" [Композиторы России – 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне]. Переполнены залы Оперного театра ["Пророк" В.Кобекина и "Сестры мои" К.Кацман], Театра музкомедии ["Царица и велосипед" С.Сиротина], Филармонии, Консерватории, Киноконцертного театра "Космос", ДК УЗТМ, Дворца молодежи. Наряду с произведениями уральцев звучит музыка ведущих советских композиторов – Р.Щедрина, А.Петрова, Б.Тищенко, А.Шнитке, М.Таривердиева, М.Кажлаева и многих других.

декабрь 1983 года
XII Пленум правления Уральской композиторской организации "Творчество молодых". Концертные залы Филармонии, Консерватории, Дворца пионеров предоставлены молодым авторам – недавним выпускникам и студентам композиторского факультета.

23 мая 1983 года
В Челябинске создается самостоятельное отделение Союза композиторов России. Его основу составили члены Уральской композиторской организации – В.Веккер, Е.Гудков, В.Семененко, М.Смирнов и другие.

май 1982 года
Под руководством А.Нименского возникает Молодежная секция "новой волны". В ее состав вошли композиторы В.Барыкин, А.Бызов, Т.Камышева, Т.Комарова, А.Коробова, Н.Морозов, Е.Самарина, С.Сидельников, М.Сорокин, А.Тлисов, музыковед Л.Барыкина, а также пермяки И.Ануфриев, В.Грунер, И.Машуков, В.Пантус, Н.Широков. Регулярные заседания секции посвящаются показу и обсуждению новых, в том числе и незаконченных произведений, прослушиванию новинок современной музыки. Многочисленные концерты в городах Свердловской области, в Перми, радио- и телепередачи знакомят слушателей с творчеством молодых уральских авторов.

март 1982 годаXI Пленум правления Уральской композиторской организации "Навстречу 60-летию образования СССР". В девяти концертах фестиваля развернута впечатляющая панорама творчества композиторов Урала. Два симфонических [один из них – в Челябинске], два камерных, хоровой, детский, песенный концерты, прослушивание опер в записи и показ музыки студентов композиторского факультета – здесь представлены наиболее значительные сочинения последних лет, задействованы лучшие исполнительские силы региона.

ноябрь 1981 года
Рождение клуба современной музыки "Камерата". Автор идеи и постоянная ведущая – музыковед Ж.А.Сокольская – так определяет концепцию "Камераты": "Исполнение камерных произведений современных композиторов, встречи с уральскими авторами и ведущими исполнителями города, премьерные показы новых сочинений, дискуссии по проблемам камерной музыки".

ноябрь 1981 года
Рождение клуба современной музыки "Камерата". Автор идеи и постоянная ведущая – музыковед Ж.А.Сокольская – так определяет концепцию "Камераты": "Исполнение камерных произведений современных композиторов, встречи с уральскими авторами и ведущими исполнителями города, премьерные показы новых сочинений, дискуссии по проблемам камерной музыки".

декабрь 1979 года
Уральская композиторская организация отмечает 40-летие. X Пленум Правления включает шесть разножанровых концертов, от симфонического в Филармонии до песенного в совхозе "Бородулинский", показ новой музыки в записи и дискуссию по итогам.

апрель 1979 года
В Москве проходит IV Съезд Союза композиторов РСФСР, большой успех имеет музыка уральских авторов, критика особенно выделяет Четвертую симфонию Геральда Топоркова.

апрель 1975 года
Первый из цикла концертов уральской музыки в городе-побратиме Свердловска Пльзени [Западная Чехия]. Впервые творчество уральских авторов так широко представлено за рубежом. Впоследствии подобные концерты, в том числе и совместные с чешскими композиторами, стали традицией: в 70-80-х годах их прошло более двадцати и в Свердловске, и в Пльзени.

апрель 1975 года
Первый из цикла концертов уральской музыки в городе-побратиме Свердловска Пльзени [Западная Чехия]. Впервые творчество уральских авторов так широко представлено за рубежом. Впоследствии подобные концерты, в том числе и совместные с чешскими композиторами, стали традицией: в 70-80-х годах их прошло более двадцати и в Свердловске, и в Пльзени.

октябрь 1973 года
Выход грампластинки "Уральский сувенир", приуроченный к 250-летию Свердловска. На двух дисках записаны симфонические и камерные произведения В.Бибергана, Б.Гибалина, М.Кесаревой, Г.Топоркова.

май 1972 года
IV Пленум правления Уральской композиторской организации "Навстречу 50-летию образования СССР". Пять дней вместили два симфонических концерта, оперный спектакль ["Мальчиш-Кибальчиш" К.Кацман], концерты камерной, хоровой, детской музыки и выступления студентов-композиторов, концерт оркестра народных инструментов.

январь 1966 года
Свердловская организация СК СССР преобразована в Уральскую организацию СК РСФСР, объединив композиторов и музыковедов трех крупнейших областей Урала – Свердловской, Челябинской, Пермской, а также Тюменской и Оренбургской. С тех пор регулярно, раз в несколько лет, проводятся большие творческие отчеты, так называемые Пленумы правления, представляя слушателям широкую панораму уральской музыки.

сентябрь 1961 года
Первое заседание Молодежной секции при Свердловском СК, а уже через месяц – первый из серии многочисленных концертов. Вдохновленные идеей пропаганды новой музыки, в секцию вошли композиторы Н.Берестов, В.Биберган, Е.Гудков, В.Казенин, М.Кесарева, С.Манжигеев, Г.Селезнев; музыковеды Н.Вильнер, Л.Марченко; исполнители Л.Белобрагина, Л.Болковский, В.Горелик, А.Ковалева, Ю.Морозов и др. Молодежная секция просуществовала до 1965 года.

конец 50-х годов
Под руководством Б.И.Певзнера молодые музыковеды Н.Андреева, М.Блинова, И.Гранковская, Л.Марченко, В.Мезрина, В.Пальмова, Ж.Сокольская, В.Хлопкова, Л.Шабалина, Г.Тарасов и др. начали работу над книгой очерков "Композиторы Урала" [вышла в свет в Среднеуральском книжном издательстве в 1968 году].

5 августа 1944 года
В Свердловском оперном театре состоялась премьера первого уральского балета. "Каменный цветок" Александра Фридлендера на либретто по сказам П.Бажова поставил балетмейстер К.Муллер, за дирижерским пультом стоял сам композитор.

ноябрь 1941 года
Свердловское отделение ССК совместно с Областным управлением по делам искусств, Литературным центром Союза писателей Урала и Союзом композиторов СССР объявляют конкурс на создание массовой красноармейской песни, а также песни об Урале – кузнице боевого оружия. Уже к началу 1942 года поступило множество заявок. Первую премию получила песня жившего в ту пору в Свердловске Тихона Хренникова "Уральцы бьются здорово" на стихи Агнии Барто.

осень 1935 года
В недавно открытой Консерватории [1934] ее первый директор М.П.Фролов организует композиторское отделение, на котором руководит классом сочинения [теория композиции]. Первыми студентами становятся впоследствии известные уральские композиторы: Б.Д.Гибалин, Г.Н.Белоглазов, затем Н.М.Хлопков, Н.М.Пузей, В.А.Лаптев и другие.

16 мая 1939 года
Дата рождения композиторской организации на Урале: в этот день состоялось первое собрание Союза Советских композиторов города Свердловска. Первым председателем Свердловской организации был избран М.П.Фролов.

1932 год
В тот же год, когда в стране решением партийной власти создается Союз Советских композиторов, в Свердловске образуется его Оргкомитет. Вошедшие в него композиторы Фролов, Золотарев, Трамбицкий так формулировали его цель: ". объединить композиторские силы Урала, организовать их на создание музыкальных произведений на советскую тематику. ".

13 апреля 1929 года
Премьера первой уральской оперы на сцене Свердловского оперного театра. Ее автором был молодой Виктор Трамбицкий. По мнению критики тех лет, успех оперы "Овод" обеспечила, в первую очередь, музыка, а также замечательная работа дирижера В.Лосского.

конец 20-х — начало 30-х годов
В Свердловск приезжают первые профессиональные композиторы: В.Н.Трамбицкий, М.П.Фролов, В.А.Золотарев, Н.Р.Бакалейников, В.И.Щелоков. Именно благодаря их деятельности на Урале возникает своя композиторская школа.

Читайте также: