Театральное искусство японии сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Традиция японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров: бураку, но, кёгэн, бураку и кабуки. Все эти пять традиций существуют по настоящий день. Несмотря на значительные различия, они объединены общими эстетическими принципами, лежащими в основе традиционного японского искусства.

Бугаку представляет собой церемониальный танец, часть придворного ритуала, восходящего к VIII в. Несмотря на то, что бугаку по своему духу и символике является сугубо японским действом, он носит явные следы влияния древнего китайского (а также корейского и даже индийского) церемониального танца.

Для европейского человека японские острова являются кладезем уникальных культурных направлений. Они привлекают своей простотой и одновременно необычностью. Японский театр раскрывает большую часть тех культурных особенностей, вызывающих восторг и изумление при знакомстве с этой страной. Восточные острова открылись всему миру относительно недавно, потому узнавать о них новую информацию приходится даже сейчас.

Немного истории


Айны – один из первых народов, заселивших японские острова. Сначала обитали у реки Амур и в южной части Камчатского полуострова. По последним данным переписи населения, основное место пребывания народа на нынешний момент – остров Хоккайдо.

Самыми древними направлениями японского театра считаются пантомимы(гигаку) и танцы(бугаку). Изначально их проводили при религиозных обрядах и национальных праздниках. Бугаку существует и по сей день, а вот гигаку утратил свои значимость и постепенно выместился новыми видами пантомим.

Разновидности японского театра

Учитывая, что этот театр чтит традиции, его структура на протяжении многих поколений практически не подверглась изменениям. Можно выделить всего несколько жанров спектакля:


Японский театр Ногаку

Изначально им могли насладиться только высшие чины феодального общества, однако до наших дней он дожил, претерпев некоторые изменения. В нём объединились два направления: Но и кёген, который преимущественно игрался для простой толпы. Если в классическом театре Но присутствует сложный сюжет и дорогие декорации, то в кёген обычно комедийные сцены, что призваны смешить крестьян. Они не такие проработанные и длятся значительно меньше.

Временем основания театра Но считается 14 век нашей эры, когда правил сёгунат Асикага. Прародителем жанра считается Канъами Киёцугу со своим сыном Дзэами Мотокиё. Постепенно отойдя от саругаку, у них получилось создать новый жанр, который популярен спустя сотни лет. Оба актёра посвятили жизнь популяризации собственного искусства.

Саругаку – вид фарса в японском театре, состоящих преимущественно из акробатических элементов. Отдалённо напоминает современный цирк.

Стоит уделить внимание способу выражения эмоций. Актёры прошлого решили не развивать актёрскую игру мимики, а заменили её на маски – у актёра был на вооружении целый арсенал масок, которые он менял по ходу сюжета, быстро меняя эмоцию на другую. Для упрощения процесса были созданы особые маски, которые меняли выражение лица в зависимости от угла – если смотреть снизу, то можно было увидеть грустное лицо, а сверху – радостное. И наоборот. Для работы с подобными масками приходилось работать с определёнными углами при игре, что доступно только опытному актёру.

Сюжет пьесы чаще всего идёт из уст главного героя. Он рассказывает о событиях, подводящих к основному действу, а уже после присоединяются второстепенные персонажи.

Кёген

Изначально служил интермедией для ногаку. В последнем зачастую присутствовало слишком много драмы. И чтобы не портить настроение зрителям, иногда в выступлении делались небольшие юмористические перерывы.

Эти сценки не имели влияния на общий сюжет. И по большей сути были небольшими отступлениями из жизни главных героев. Здесь было множество знакомых зрителю бытовых ситуаций, простых шуток и несуразиц.

После Второй мировой войны интерес к Японии чуть возрос. Кёген стал популярен на западе и ему стало уделяться больше сценического времени. Со временем он образовал отдельный жанр, который теперь функционирует без поддержки “старшего брата”.


Бункару

Театр, не ограниченный ни полом, ни возрастом зрителей и исполнителей. Актёры рассказывают народные истории и легенды о героях прошлого в виде больших кукол. Сюжеты этого жанра чаще состояли из мистических и легендарных событий. Из кукол проще создать немыслимые образы, коих в фольклоре страны восходящего Солнца более, чем достаточно. Постепенно изменившись структурно – в действо стали вклиниваться живые актёры – бункару превратился в невероятное шоу с красочными образами и обилием разной музыки.

Японский театр теней

Самое популярное искусство средневековой Японии. Пришёл он, правда, из Китая, но прекрасно ассимилировался и стал часть другой культуры. Изначально принципиальным отличием было использование одних только бумажным кукол, которыми управляли актёры, что двигали их бамбуковыми палочками снизу. Но спустя некоторое время и тут стали участвовать люди в качестве главных героев.

Они – в синтоизме – огромные антропоморфные демоны с рогами и клыками. Кожа обычно красного, чёрного или голубого цвета. Обитают в японском подобие ада – дзигоку. Свирепые воины, что обладают хитростью и коварством, отчего часто принимают человеческий облик.


Кабуки

Принципиально мужской японский театр. Именно он вышел дальше всех за пределы страны и стал популярен среди иностранцев. Примечательно, что, если в сцене и присутствует женский персонаж, играет его всё равно мужчина. Возможно, это пошло от военных походов самураев, когда на много месяцев приходилось покидать дом, но тяга к искусству остаться не могла. Он состоит из танцевальной и вокальных частей. Они идут неразрывно друг от друга, гармонично дополняя каждый аспект исполнения.

театр японский

Япония кажется нам такой далекой и таинственной, но в то же время притягательной. Она совсем не похожа на остальной мир – наверное, потому, что до 17 столетия была закрыта для других стран и сумела сохранить свои удивительные традиции. Одна из них – знаменитый японский театр, про который мы хотим вам сегодня рассказать.

Из статьи ниже вы узнаете, какие есть особенности театрального искусства в Стране восходящего солнца, как оно там появилось и развивалось, как называются самые популярные виды театра. Также мы поподробнее расскажем об интереснейших из них: Но, Кёген, Кабуки, Бунраку и японский театр теней.

Историческая справка

Появление национального театрального искусства в Японии история относит приблизительно к 7 столетию. Оно пришло из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Во многом театральные представления того времени связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синто, но больше всего – с буддийским учением.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

Они исполнялись во время религиозных празднеств, народных гуляний, а позже завоевали отдельную сцену, став своего рода театром. Гигаку просуществовал до 10 столетия, но потом его свергли с театральных подмостков другие, более изощренные виды пантомим. Бугаку же существует до сих пор.

религиозное представление

Театральные таланты передавались из поколения в поколения: часто дети актеров наследовали их профессию, и образовывалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и узнать самобытную японскую душу через призму театра.

Виды японского театра

Традиционный японский театр практически не изменился спустя века. Единственное преобразование заключается в том, что представление теперь длится гораздо меньше – около 2 часов вместо 5-6, а сами сцены, герои, события стали динамичнее.

Существует несколько любимых в Японии видов театра:

  • Но, он же Ногаку – представления для аристократических слоев;
  • Кёген – театр толпы, показывающий комедийные сцены их жизни простого люда;
  • Кабуки – для обычного народа;
  • Бунраку – театр кукол;
  • театр теней.

спектакль

Конечно, современность диктует свои правила, и сегодня в Японии можно насладиться даже современным балетом или послушать оперу. Однако иностранные туристы, да и сами жители страны больше хотят прикоснуться к вечному – традиционному театру.

Театр Но

Театр Но возник в 14 веке и стал особенно популярен во времена известного самурая Токугавы. Так традиционно он стал жанром самураев, правителей и аристократичных особ.

Его изюминка – особые маски и национальные костюмы-кимоно, в которые облачены актеры. Маска не соответствует определенному герою — ее используют для выражения чувств, эмоций, настроения, поэтому один актер может надевать по очереди несколько масок. И маски, и костюмы передаются внутри театра от старших актеров младшим.

В японских театрах сохранилось порядка 200 масок из кипарисового дерева, которые существуют не одно столетие.

Во время представления ситэ – главный герой – рассказывает о своей жизни, о мирных и военных временах, любовных и семейных переживаниях, преступных действиях, демонических проявлениях и противостоянии зла добру. Старым говором ситэ ведет повествование в сопровождении спокойной музыки и хора, а дальше подключаются второстепенные герои.

сцена театра

Большое внимание уделяется жестам – они грациозны и изящны. Восприятие пьесы зависит от конкретного зрителя – он сам додумывает значение многих сцен. Представление длится от трех до пяти часов.

Некоторые моменты Но могут быть неожиданно контрастными: меланхоличные танцы под ритмичную музыку или яркая кульминация сюжета во время полного молчания. Декорации отличаются простотой, чтобы не отвлекать от главного – игры актеров.

Кёген

Кёген совсем не похож на театр Но, хотя долгое время он был его интермедией, то есть небольшой комической сценой внутри изысканного представления драматического содержания. Однако после Второй мировой войны Кёген приобрел известность и стал функционировать самостоятельно, в отрыве от Но.

Кёген ориентирован на большую толпу. Это комедия, фарс, сцены из жизни простых людей, которые лишены судьбоносных событий. Сцены просты, полны тривиальных шуток и привычных большинству людей случаев.

Кеген

Темами кёген становятся:

  • злые духи;
  • боги;
  • семейные неурядицы;
  • бытовая суета;
  • мужская неверность;
  • женская коварная натура.

Частый герой театра Кёген – слуга Таро. Персонажей множество, и по своей значимости они разделяются на главных, второстепенных, третьестепенных и дальше.

Известнейшие школы Кёген называются Окура и Идзуми.

Используются женские, мужские костюмы, и отдельно идут служеские. Все они выполнены по образцам нарядов 16-17 столетий. Иногда могут использоваться маски, но не для проявления чувств персонажей, как это происходит в театре Но, а как элемент костюма – у каждого героя определенная маска.

Кабуки

Идзумоно Окуни

Памятник Идзумоно Окуни

Она была танцовщицей в храме, а позже перебралась в Киото. Там она не бросила свое увлечение, даже наоборот – стала выступать у речного побережья и на городских улочках.

Окуни совершенствовала свое мастерство, вводила все новые элементы с налетом романтики и эротики, приплетала к выступлениям фольклор, легенды, стихи. Вскоре к ней присоединились музыканты, и успех девушки был ошеломительным. Так она дала начало целому виду искусства.

Жанр стали копировать многие ансамбли. Они зачастую включали в себя откровенные наряды и эротические сцены. Мужчины сходили с ума от красоты и грациозности актрис и нередко устраивали поединки между собой.

Правящей верхушке не нравилась такая тенденция, поэтому они на законодательном уровне запретили женщинам участвовать в театральных представлениях. Но это не уничтожило Кабуки как вид – теперь там стали играть исключительно актеры мужского пола, воплощая собой одновременно женщин и мужчин – это так называемый вакасю-кабуки.

актеры

Конечно, спустя 2 века указ упразднили, но традиция исполнения ролей мужчинами осталась – их сейчас гораздо больше, чем актрис-женщин. Сюжеты Кабуки отражают важные ценности и духовные переживания:

  • праведная и справедливая жизнь;
  • буддийский закон кармы, когда добро поощряется, а злодеи очень скоро ощущают на себе последствие собственных плохих поступков;
  • уважение к старшим;
  • жизненные обязательства;
  • мечты, желания, личные цели.

Важную роль играют костюмы – они собой словно воссоздают эпоху 17 столетия. Маски использовать не принято – вместо них актерам наносят искусный грим в несколько слоев, а также надевают парики.

Театр теней

Изначально театр теней появился среди древнекитайских и индийских жителей еще 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось приблизительно в 16-17 столетии, когда театрализованные представления набирали обороты.

В театре теней ставили небольшие пьесы, которые отражали привычную жизнь героев, их переживания и вечные ценности. В каждом районе страны тематика была своей.

представление за ширмой

Для представлений использовалась специальная конструкция: из балок сооружалась рамка, которую потом обтягивали светлым полотном – это была сцена. Фигуры, ставшие куклами, были довольно примитивными – бумажными, кожаными, тряпичными.

За сценой прятались актеры, которые управляли куклами-марионетками с помощью специальных веревок или тонких палок из бамбука. На героев направлялся свет, и они отбрасывали тени на белое полотно-сцену. Отсюда, как вы уже догадались, и название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) плясали и пели.

Театр теней — один из самых любимых во многих восточных странах:

Кстати, в одной из статей мы рассказывали про китайское театральное искусство — можете почитать об этом здесь.

Японцы же в основу представлений ставят мифы, легенды, фольклор, а вместе с куклами играют живые актеры, облаченные в черную одежду – такой подход делает японский театр теней самым динамичным и реалистичным.

Бунраку

Бунраку – прекрасное развлечение для детей и их родителей, ведь это театр кукол и феерическое музыкальное представление в одном флаконе. Здесь оживают сказочные, мифические, фольклорные мотивы.

История началась с вымышленной принцессы Дзёрури, ставшая главной героиней баллад, которые легли в основу постановок. Поначалу не было никаких кукол – монахи исполняли песни, затем ансамбль дополнился музыкантами, а истории сопровождались картинками. Только позже изображения заменили реальными фигурками.

Рассказчик – главный герой, его здесь называют гидайю. Он повествует о событиях, а также создает дополнительное звучание, например скрип или шелест. Рост кукол достигает полутора метров.

актер в капюшоне управляет куклами

В Бунраку куклами управляют актеры в черных балахонах с капюшоном – так они не отвлекают зрителей от волшебства, творящегося на подмостках.

Заключение


Япония – самобытная, сказочная страна, полная тайн и загадок. Известно, что в 17 столетии Япония длительное время прибывала в изоляции от остального мира. Поэтому культура и традиции этой страны до сих пор остаются для иностранцев чем-то необыкновенным и неразгаданным.

Одним из самых древних видов японского искусства является театр.

История японского театра берет свое начало несколько тысяч лет тому назад. Театр пришел в Японию из Китая, Индии и Кореи.

Первые театральные жанры появились в Японии в 7 столетии. Это было связано с пришедшими из Китая театральной пантомимой гигаку и ритуальными танцами бугаку. Особого внимания заслуживает театр пантомимы гигаку. Это яркое красочное представление, в котором даже тень актера, играет определенную роль. Участники представления одеты в красивые национальные одежды. Звучит завораживающая восточная мелодия. Актеры в разноцветных масках исполняют на сцене свои магические танцевальные движения. В первое время, такие представления устраивались только в храмах или императорских дворцах. Только по большим религиозным праздникам и пышным дворцовым церемониям. Постепенно, театр плотно вошел в жизнь всего японского народа.

Известно, что все театральные жанры, существовавшие в глубокой древности, сохранились, по сей день. Японцы свято чтят и бережно хранят свою культуру и традиции. В настоящее время, все японские драмы, пьесы и спектакли ставятся по тем же средневековым сценариям и принципам. Актеры бережно передают свои знания молодому поколению. В результате, в Японии появлялись целые династии актеров.

Самыми распространенными театральными жанрами Японии являются – ногаку – театр японской аристократии, кабуки – театральное представление для простого народа и бункару – веселый театр кукол. Сегодня в театрах Японии можно послушать современную оперу и насладиться великолепным балетом. Но, несмотря на это, интерес к традиционному японскому театру не утрачен. А туристы, приезжающие в эту загадочную страну, стремятся попасть именно на национальные театрализованные представления, в которых читается дух, культура и традиции Японии.

Театр теней

Сейчас, в Японии существует несколько разновидностей театральных жанров – театр Но, театр Кеген, театр Кабуки , театр теней и театр Бункару.

Театр Но – появился в Японии в 14 столетии. Он возник в период правления отважного японского самурая Токугавы. Этот театральный жанр славился среди сегунов и самураев. Театральные представления устраивались для японской аристократии.

Во время представления, актеры одеты в национальные японские костюмы. Красочные маски покрывают лица героев. Спектакль играется под тихую мелодичную музыку (чаще всего это классика). Игра актеров сопровождается хоровым пением. В центре представления – главный национальный герой, рассказывающий свою собственную историю. Продолжительность пьесы – 3-5 часов. Одна и та же маска может использоваться в различных театральных представлениях. При этом она может совершенно не соответствовать внутреннему состоянию героя. Музыкальное сопровождение может сильно разниться с движениями актеров. Например, тихая мелодичная музыка под экспрессивные танцы героев, или наоборот, плавные завораживающие движения – под быструю ритмичную музыку.

Сцена во время спектакля может быть красочно оформлена, а может быть совершенно пустой.

Театр Кеген разительно отличается от театральных представлений Но. Чаще всего это веселые комедийные пьесы. Кеген – это театр толпы. Его представления достаточно просты и менее изысканы. Этот театральный жанр сохранился до наших времен. В настоящее время Театр Но и Театр Кеген объединены в один театр – Ногаку. На сцене Ногаку играются как роскошные пьесы, так и более простые спектакли.

Кабуки – это знаменитый японский театр. Здесь можно насладиться красивым пением и изящными танцами. В таких театральных представлениях принимают участие только мужчины. Они вынуждены исполнять как мужские, так и женские роли.

Знаменитый японский кукольный театр Бункару – это яркое представление для детей и взрослых. Разнообразные сказки, легенды и мифы – можно увидеть в кукольном театре. Вначале в представлении участвовали только куклы, постепенно к ним присоединились актеры и музыканты. В настоящее время, театральное представление Бункару – это красочное музыкальное шоу.

Огромный интерес зрителей вызывает японский театр теней. Этот жанр пришел в Японию из Древнего Китая. Изначально, для представления, вырезались специальные бумажные фигурки. На огромной деревянной раме, покрытой белоснежной тканью, танцевали и пели фигурки сказочных героев. Немногим позже, к фигуркам присоединились актеры. Представления становились все интереснее.

В последние годы, широкую известность приобрел японский театр Есэ. Это традиционный театр комедии. История этого театра берет свое начало с 17 столетия. Сцена этого театра расположена под открытым небом. Здесь можно увидеть комедийные и сатирические пьесы и веселые каламбуры.

Театр для японцев – это часть их богатой культуры и многочисленных традиций.

Появление национального театрального искусства в Японии история относит приблизительно к 7 столетию. Оно пришло из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Во многом театральные представления того времени связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синто, но больше всего – с буддийским учением.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

Они исполнялись во время религиозных празднеств, народных гуляний, а позже завоевали отдельную сцену, став своего рода театром. Гигаку просуществовал до 10 столетия, но потом его свергли с театральных подмостков другие, более изощренные виды пантомим. Бугаку же существует до сих пор.

религиозное представление

Театральные таланты передавались из поколения в поколения: часто дети актеров наследовали их профессию, и образовывалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и узнать самобытную японскую душу через призму театра.

Возвышение театра Но

В период Муромати театр Но достиг того вида, который практически без изменений дошёл до наших дней. Этот театральный жанр оказал огромное влияние на другие виды японского драматического искусства (кабуки, буто). Несмотря на то, что во время периода Мэйдзи театр Но утратил покровительство властей, он был в числе официально признанных национальных видов театрального искусства.

Дзэами Мотокиё основатель театральной традиции Но сам является автором нескольких пьес. Он так же написал в 1423 году трактат, посвященный навыкам и умениям, необходимым актёрам Но. Эти пьесы, равно как и сам трактат, актуальны и по сей день.

Виды японского театра

Традиционный японский театр практически не изменился спустя века. Единственное преобразование заключается в том, что представление теперь длится гораздо меньше – около 2 часов вместо 5-6, а сами сцены, герои, события стали динамичнее.

Существует несколько любимых в Японии видов театра:

  • Но, он же Ногаку – представления для аристократических слоев;
  • Кёген – театр толпы, показывающий комедийные сцены их жизни простого люда;
  • Кабуки – для обычного народа;
  • Бунраку – театр кукол;
  • театр теней.

спектакль

Конечно, современность диктует свои правила, и сегодня в Японии можно насладиться даже современным балетом или послушать оперу. Однако иностранные туристы, да и сами жители страны больше хотят прикоснуться к вечному – традиционному театру.

Маски театра Но

В своём большинстве, маски Но не привязаны к какой-то определённой роли, а широко используются в разных пьесах на разные роли. Маски Но, о которых часто говорят, что им не хватает индивидуальности в выражении, в сочетании с глубоко символичными движениями актёра и монотонной музыкой создают уникальную артистическую атмосферу. Маски являются неотъемлемым атрибутом драмы. Отличительной чертой масок Но является то, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРЕДАЮТ эмоции. Чувства радости и злобы, юмора и пафоса, выражаются едва заметным изменением наклона при приложении маски к лицу, игрой света на сцене, драматическим речитативом хора – Утаи и аккомпанементом барабанов и флейт – Хаяси. На первый взгляд маски Но не передают никаких эмоций, однако, на самом деле в них заложен огромный потенциал, раскрываемый актёром на сцене.

Японский традиционный театр Но

На сегодняшний день существует около 200 масок, большинство из которых сделаны из японского кипариса. Некоторые отдельные маски (например Окина) используются только на определённые роли и появляются на свет раз или два в год. Интересно заметить, что различные школы (направления) Но используют разные маски и кимоно на одни и те же роли.

Японский традиционный театр Но

Привлекательность театра Но состоит в том, что маски выражают “чистые” эмоции героев, без примесей и влияний собственных лиц актёров. Так что если вы ищите “чистых” эмоций, то вы рано или поздно найдёте себя на представлении НО.

Японский традиционный театр Но

Театр Но

Театр Но возник в 14 веке и стал особенно популярен во времена известного самурая Токугавы. Так традиционно он стал жанром самураев, правителей и аристократичных особ.

Его изюминка – особые маски и национальные костюмы-кимоно, в которые облачены актеры. Маска не соответствует определенному герою — ее используют для выражения чувств, эмоций, настроения, поэтому один актер может надевать по очереди несколько масок. И маски, и костюмы передаются внутри театра от старших актеров младшим.

В японских театрах сохранилось порядка 200 масок из кипарисового дерева, которые существуют не одно столетие.

Во время представления ситэ – главный герой – рассказывает о своей жизни, о мирных и военных временах, любовных и семейных переживаниях, преступных действиях, демонических проявлениях и противостоянии зла добру. Старым говором ситэ ведет повествование в сопровождении спокойной музыки и хора, а дальше подключаются второстепенные герои.

сцена театра

Большое внимание уделяется жестам – они грациозны и изящны. Восприятие пьесы зависит от конкретного зрителя – он сам додумывает значение многих сцен. Представление длится от трех до пяти часов.

Некоторые моменты Но могут быть неожиданно контрастными: меланхоличные танцы под ритмичную музыку или яркая кульминация сюжета во время полного молчания. Декорации отличаются простотой, чтобы не отвлекать от главного – игры актеров.

Императорский японский театр

Самый строгий классический японский театр

Ноо возник в 14 веке и представляет собой достаточно условную оперу с танцами. Причем все актеры, играющие на сцене, обязательно должны быть в масках. Все пьесы представляют собой средневековых самураев, их идеалы и военно-феодальные отношения.

Несмотря на то, что театр Ноо – это определенный жанр, доступный узкому кругу людей, в каждом театре существует своя школа, в которой труппа так же, как и в средневековье, достаточно замкнута и имеет свою особую структуру. Причем ни один актер не имеет права покидать труппу и переходить в другой театр и школу. Это также относится и к музыкантам.

Существует официальное количество пьес, которые разрешено играть в таком театре. Их всего 258 и созданы они в 14-16 веках. Лишь изредка, если намечаются особенно важные государственные торжества или дается заказ от религиозных организаций, разрешается постановка новых сцен – синсакуноо. Все пьесы в театрах ноо идут подряд круглосуточно, причем в перерывах между ними обязательно исполняются простонародные фарсы – кегэе.

Кёген

Кёген совсем не похож на театр Но, хотя долгое время он был его интермедией, то есть небольшой комической сценой внутри изысканного представления драматического содержания. Однако после Второй мировой войны Кёген приобрел известность и стал функционировать самостоятельно, в отрыве от Но.

Кёген ориентирован на большую толпу. Это комедия, фарс, сцены из жизни простых людей, которые лишены судьбоносных событий. Сцены просты, полны тривиальных шуток и привычных большинству людей случаев.

Кеген

Темами кёген становятся:

  • злые духи;
  • боги;
  • семейные неурядицы;
  • бытовая суета;
  • мужская неверность;
  • женская коварная натура.

Частый герой театра Кёген – слуга Таро. Персонажей множество, и по своей значимости они разделяются на главных, второстепенных, третьестепенных и дальше.

Известнейшие школы Кёген называются Окура и Идзуми.

Используются женские, мужские костюмы, и отдельно идут служеские. Все они выполнены по образцам нарядов 16-17 столетий. Иногда могут использоваться маски, но не для проявления чувств персонажей, как это происходит в театре Но, а как элемент костюма – у каждого героя определенная маска.

Японский театр Кёгэн

Пьесы театра Ногаку (а именно так зовется объединение Но и Кёгэн) можно посмотреть в Токио:

Кабуки

Идзумоно Окуни


Памятник Идзумоно Окуни

Она была танцовщицей в храме, а позже перебралась в Киото. Там она не бросила свое увлечение, даже наоборот – стала выступать у речного побережья и на городских улочках.

Окуни совершенствовала свое мастерство, вводила все новые элементы с налетом романтики и эротики, приплетала к выступлениям фольклор, легенды, стихи. Вскоре к ней присоединились музыканты, и успех девушки был ошеломительным. Так она дала начало целому виду искусства.

Жанр стали копировать многие ансамбли. Они зачастую включали в себя откровенные наряды и эротические сцены. Мужчины сходили с ума от красоты и грациозности актрис и нередко устраивали поединки между собой.

Правящей верхушке не нравилась такая тенденция, поэтому они на законодательном уровне запретили женщинам участвовать в театральных представлениях. Но это не уничтожило Кабуки как вид – теперь там стали играть исключительно актеры мужского пола, воплощая собой одновременно женщин и мужчин – это так называемый вакасю-кабуки.

актеры

Конечно, спустя 2 века указ упразднили, но традиция исполнения ролей мужчинами осталась – их сейчас гораздо больше, чем актрис-женщин. Сюжеты Кабуки отражают важные ценности и духовные переживания:

  • праведная и справедливая жизнь;
  • буддийский закон кармы, когда добро поощряется, а злодеи очень скоро ощущают на себе последствие собственных плохих поступков;
  • уважение к старшим;
  • жизненные обязательства;
  • мечты, желания, личные цели.

Важную роль играют костюмы – они собой словно воссоздают эпоху 17 столетия. Маски использовать не принято – вместо них актерам наносят искусный грим в несколько слоев, а также надевают парики.

Эстетика театра Но

Возможно, такая долгоиграющая популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра Но, которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Не случайно имя Но зачастую связывают с понятием югэн, благодаря благородству и элегантности театрального действа (особенно это касается пьес, посвященных жившей в период Хэйан поэтессе и известной красавице Оно-но Комати, рассказывающих о её пожилых годах, когда она потеряла былую красоту и положение, но не утратила своего блеска). Строгая простота и грация Но делает этот вид драматического искуссва поистине уникальным.

Кроме того, в пьесах Но присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. – это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка не является основным элементом представления, однако тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7 (который позже перерос в жанр японской поэзии хайку); они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла.

Испонители ролей в театре Но делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.

ситэ — наиболее распространённая категория актёров но. Она включает в себя следующие разновидности: ситэ (яп. 為手, основной актёр) цурэ (яп. 連れ, партнёр ситэ) дзютай (яп. 地謡, хор, обычно 6-8 актёров) кокэн (яп. 沽券, актёры второго плана, 2-3 человека). ваки (яп. 脇) играют противоположных ситэ персонажей. кёгэн (яп. 狂言) исполняют интерлюдии-айкёгэн. Они так же играют в самостоятельных пьесах в перерывах между актами но. хаяси (яп. 囃子) — это музыканты, играющие на четырёх традиционных для но инструментах: флейте и трёх разновидностях барабанов.

Обычно в постановке но участвуют все категории актёров. Представление длится от 30 до 120 минут. Сами представления тематически делатся на пять типов:

божественные военные женские демонические смешанные

Камиута (яп. 上歌) является самостоятельным типом постановок, сочитающих танец и синтоистский обряд. Такие пьесы считаются старейшими в репертуаре Но.

Театр теней

Изначально театр теней появился среди древнекитайских и индийских жителей еще 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось приблизительно в 16-17 столетии, когда театрализованные представления набирали обороты.

В театре теней ставили небольшие пьесы, которые отражали привычную жизнь героев, их переживания и вечные ценности. В каждом районе страны тематика была своей.

представление за ширмой

Для представлений использовалась специальная конструкция: из балок сооружалась рамка, которую потом обтягивали светлым полотном – это была сцена. Фигуры, ставшие куклами, были довольно примитивными – бумажными, кожаными, тряпичными.

За сценой прятались актеры, которые управляли куклами-марионетками с помощью специальных веревок или тонких палок из бамбука. На героев направлялся свет, и они отбрасывали тени на белое полотно-сцену. Отсюда, как вы уже догадались, и название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) плясали и пели.

Театр теней — один из самых любимых во многих восточных странах:

Театр теней


Театр теней в Индонезии
Кстати, в одной из статей мы рассказывали про китайское театральное искусство — можете почитать об этом здесь.

Японцы же в основу представлений ставят мифы, легенды, фольклор, а вместе с куклами играют живые актеры, облаченные в черную одежду – такой подход делает японский театр теней самым динамичным и реалистичным.

Японский театр Дзёрури

Первыми показывать кукольные спектакли начали куцугуси, охотники, которым нечего было делать в свободное время. Вот они и мастерили кукол, а заодно устраивали простенькие представления, себе же на потеху… Позже подобным искусством заинтересовались буддисты. Они начали рассказывать истории своих обителей и притчи, ходя по городам с маленькой сценой прямо на груди, закрепленной на шее! Потом добавили музыку, сёккэ, буддистские притчи в музыкальном переложении, и все это искусство стало носить название кугуцу. Кстати, частенько куртизанки развлекали своих господ с помощью кукольных представлений в то время.

Это искусство веками дополнялось различными элементами, как кото (смычковый инструмент, похожий на скрипку) или сямисэн (традиционный струнный инструмент в Японии). Сменялись темы для повествований, и вот однажды, потомок и ученик больших мастеров кукольного дела объединил популярную музыкальную пьесу с кукольным представлением. Дзёрури — имя девушки главного героя, популярного в те годы персонажа Минамото Ёсицунэ. По ее имени и был назван кукольный театр, который с годами становился в Японии только популярней…

Бунраку

Бунраку – прекрасное развлечение для детей и их родителей, ведь это театр кукол и феерическое музыкальное представление в одном флаконе. Здесь оживают сказочные, мифические, фольклорные мотивы.

История началась с вымышленной принцессы Дзёрури, ставшая главной героиней баллад, которые легли в основу постановок. Поначалу не было никаких кукол – монахи исполняли песни, затем ансамбль дополнился музыкантами, а истории сопровождались картинками. Только позже изображения заменили реальными фигурками.

Рассказчик – главный герой, его здесь называют гидайю. Он повествует о событиях, а также создает дополнительное звучание, например скрип или шелест. Рост кукол достигает полутора метров.

актер в капюшоне управляет куклами

В Бунраку куклами управляют актеры в черных балахонах с капюшоном – так они не отвлекают зрителей от волшебства, творящегося на подмостках.

Театр Кабуки (Япония) (6 фото)

16 марта 2021 04:18

Метки: оннагата путеводитель япония театр кабуки ханамити экскурсии токио японский театр

Ханамити, Оннагата, Курого…а ещё в представлении, как правило, используется устаревшая форма японского языка, понять которую полностью зачастую сложно даже самим японцам.



0

Смотреть все фото в галерее



0



0



0



0

Изначально роли в пьесах кабуки исполняли только женщины, а сами представления были особенно популярны у простого народа. Позднее, во времена сёгуната Токугава женщинам было запрещено играть в кабуки, и до сих пор актерами кабуки становятся только мужчины. Некоторые актеры кабуки (оннагата) специализируются на исполнении женских ролей.



0

Здание театра Кабукидза в Токио

Метки: оннагата путеводитель япония театр кабуки ханамити экскурсии токио японский театр

Читайте также: