Театр в шекспира энциклопедия человеческих страстей подготовить сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха Возрождения в целом. Именно в этот период наиболее высоко стала цениться образованность , искусство освободилось от запретов и ограничений , обратилось к свету , радостям земного бытия.
Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец XV-начало XVIIвв.) , переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его предвестниками уже на рубеже XIII-XIV выступили поэт Данте , художник Джотто и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека , его воли и разума . Утверждается идеал гармоничной , раскрепощенной творческой личности , обращение к человеку происходит как к высшему созданию бытия.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания , дворцы ,галереи с использованием всевозможных арок ,колоннад , сводов , придающих постройкам величественность , гармоничность , соразмерные человеку этой эпохи.
Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и др. ) также последовательно овладевали отражением всего богатства действительности : передачей объема , пространства , света , изображением человека в реальной среде- в интерьере или пейзаже.
Литература эпохи Возрождения создала величайшие памятники , соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.
В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся открытия в области географии , астрономии , анатомии . Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.
В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем , например , в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.
Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния
Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией , оберегавшей во всей Европе власть католицизма.
Естественно , первыми , кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том , как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.
Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. В английском театре работала большая группа талантливых драматургов – Грин , Марло , Кид и др. Их обычно называют предшественниками Шекспира , творчество которого вобрало в себя и развило все лучшее , что было в их произведениях.
Поэтому Шекспир , на мой взгляд , является самым ярким представителем этой эпохи , а герои его произведений – подлинными героями своего времени , стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.
Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор , волнуют и потрясают воображение зрителей.
Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.
Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира , хочется , наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но это не так просто.
О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов , в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов , даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире , исследован и истолкован . Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги , на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.
Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать о Шекспире то , что должен знать о нем каждый образованный человек.
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон. Его отец , Джон Шекспир , был в городе видным человеком и занимал разные должности в системе городского самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.). Мать , Мери , была дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира ,происходившего из древнего рода католиков Ардена.
Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными.
Учился он скорее всего в Стратфордской грамматической школе - одной из лучших провинциальных школ Англии , где сыновья горожан получали бесплатное образование , главным образом изучая латинский язык и литературу.
Документальных сведений о его жизни после крещальной записи нет , вплоть до разрешения на брак с Энн Хетуэй из Стратфорда , выданного 27 ноября 1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен , была крещена 26 мая 1583 года , близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.
Когда Шекспиру было немногим более 20 лет , ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.
В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира, упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал не только пьесы.
Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи , одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.
Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег времени , о высокой миссии поэта.
Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные терзания.
В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе гармонично сочетаются веления разума с душевностью.
Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив , посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной , повинующейся только голосу страсти.
Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается счастье.
И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.
Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.
Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями старины . заключена высокая нравственная победа.
Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов , отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения. Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было сбыться из-за смерти поэта.
БЕЯРБЕДЖ
(1567-1619), знаменитый английский актер-елизаветинец. Став ведущим актером труппы "Слуги лорда-камергера", куда входил и Шекспир. При участии пайщиков У. Шекспира, Дж. Хеминга и Г. Конделла построил театр "Глобус".
Английский театр рубежа XVI-XVII веков представлял собой замечательное зрелище. С одной стороны – появление пьес, написанных учёными магистрами, выпускниками университетов с их подражанием древнегреческим и древнеримским авторам. С другой – крепкие традиции народного площадного театра, который заменял в эпоху средневековья и радио, и телевидение. Театральные труппы колесили по всей стране.
Пьесы Шекспира писались для определённого состава актёров. Не опубликованные в печати, они являлись сразу на подмостках. Женские актёры исполняли мальчики-актёры. Декорации были минимальными. Для изображения поля боя на сцене появлялись два воина с мечами. Выносили трон, и зритель оказывался во дворце, ставили кушетку – и сцена превращалась в уютную комнату.
Шекспир, в отличие от прежних авторов, ввёл в характеры героев многоплановость. Его герои – это люди волевые, сильные, с пылкими сердцами, которые обуревают горячие страсти.
Имя Шекспира стоит в одном ряду с именами великих мастеров искусства.
Театр Шекспира -творческая лаборатория ренессанса
Уильям Шекспир и театр Англии
Но грани ещё не стерты
Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания.
Спектакли шли при дневном свете, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос .
Театральные труппы насчитывали не более 12—15 человек, что объяснялось недостатком денег. Исполнитель мог играть две или даже три роли. Женские роли исполнялись юношами.
В 1660 году в роли Дездемоны впервые выступила женщина .
Публика, посещавшая театр, была очень разнообразной.
Это были не только дворяне, но и торговцы, приказчики, трактирщики, которым приходилось стоять в партере. Богатые зрители располагались в ложах. (1200 – 3000 зрителей).
Доступность театра для всех слоев населения сделала его общенародным и обусловила создание разнообразного репертуара.
Крыши театр не имел, поэтому спектакли давались в светлое время суток, чаще всего в послеобеденные часы. В этом театре выступал Шекспир. После смерти Бербеджа, его сыновья построили за Лондоном новое здание, которое в основном повторяло конструкцию своего предшественника.
наряду с другими ролями выполняла роль современной газеты. В дни спектаклей города становились очень оживленными.
Отношение к театрам со стороны церкви было резко отрицательным, со стороны правительства — двояким.
В то же время актерам, не заручившимся покровительством знатных лиц, грозили суровые репрессии.
Королева Елизавета содействовала развитию общедоступных профессиональных театров, часто сама посещала представления .
- Время начала спектакля обозначалось, как теперь в ярмарочных театрах тем, что вывешивалось знамя и музыканты трубили. Когда публика сходилась, музыканты, сидевшие на верхнем балконе, снова играли, объявляя этим, что начинается представление; после третьего ритурнеля выступал актер в черном бархатном платье и произносил пролог; в антрактах и по окончании пьесы шуты играли маленькие фарсы и пели.
- Костюмы были довольно роскошны; актеры тщеславились их богатством; но сценическая обстановка была очень скудна. Доска с надписью обозначала, в каком месте происходит действие. Воображению публики предоставлялось рисовать себе этот пейзаж или эту площадь, этот зал; когда действие переносилось в другое место, выставлялась доска с другою надписью.
- Таким образом, без всякой перемены вида сцены театральное действие переносилось из одной страны в другую.
Этим и объясняется частое перемещение действий в драмах Шекспира: оно не требовало никаких хлопот.
Пьесы Шекспира писались для определённого состава актёров. Не опубликованные в печати, они являлись сразу на подмостках.
Шекспир, в отличие от прежних авторов, ввёл в характеры героев многоплановость. Его герои – это люди волевые, сильные, с пылкими сердцами, которые обуревают горячие страсти.
Пожар в театре
В 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным.
В 2006 году Доминик Дромгул сменил его на этом посту.
Сюжеты для своих произведений Шекспир заимствовал из уже существующих источников, углубляя и разрабатывая их сюжеты. Перенимая известное, он превращал это в традицию национальной культуры. Потому о нем по праву можно сказать, что
«У него все — заимствованное,
Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую .
Первые публикации
Половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга.
Ромео и Джульета . Юные Ромео и Джульетта — герои великой трагедии Шекспира (1597) — пламенно любят друг друга. Но их любовь наталкивается на непреодолимую преграду — старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками Ромео и Джульетта гибнут. Однако в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями старины, заключена высокая нравственная победа.
Основная идея комедии: весь мир - игра. И чем она закончится, будет зависеть только от решения и настроения самих игроков. Но не стоит искать в этом произведении особенно глубокий философский подтекст, так как создавалась она главным образом для развлечения зрителей. Действие происходит в Афинах, где правит, с титулом герцога, герой греческих мифов Тезей.
Первое известное нам представление трагедии датируется 26 декабря 1606 г.
В пьесе проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах проходит одна и та же тема столкновения чистой человечности с бездушием, корыстью и честолюбием.
Лир в начале трагедии- король средневекового типа, подобно, упоенный иллюзией своего всемогущества. От всех окружающих, даже от дочерей, он требует вместо искренности одной лишь слепой покорности. Этим пользуются две старшие дочери, лицемерно уверяющие его в своей любви. Им противостоит Корделия, знающая один лишь закон- закон правды и естественности. Но Лир глух к голосу правды, и за это он терпит жестокое наказание .
«Добрый друг, во имя Иисуса,
Не извлекай праха, погребенного здесь.
Да благословен будет тот, кто не тронет этих камней,
Театр В.Шекспира - энциклопедия человеческих страстей
Народная артистка СССР Г.С. Уланова в роли Джульетты Ресурс проверен
Портрет сидящей балерины Г.С. Улановой в длинном платье с пышными рукавами. Более тщательно выписана верхняя часть изображения: лицо и шея.
ТЕРРИ, ЭЛЛЕН Ресурс проверен
(1847–1928), английская актриса, прославившаяся исполнением ролей в пьесах Шекспира.
БРУК, ПИТЕР Ресурс проверен
(р. 1925), английский театральный, оперный и кинорежиссер. Известен новаторскими постановками классических пьес, в особенности Шекспира, а также театральными экспериментами.
СИДДОНС, САРА КЕМБЛ Ресурс проверен
(1755–1831), английская актриса. Сиддонс считается едва ли не лучшей леди Макбет в истории мирового театра. К числу других ее актерских удач относятся Дездемона и Волумния в шекспировском "Кориолане".
КОРРАЛЬ Ресурс проверен
(исп. corral – огороженное место, двор), испанское название первых стационарных театральных помещений (середина 16 в.).
ОЛИВЬЕ, ЛОРЕНС Ресурс проверен
(1907–1989), английский актер и режиссер. В историю театра вошел блестящим исполнением и оригинальной интерпретацией шекспировских образов – Ричарда III, Гамлет, Отелло.
Народная артистка СССР Г.С. Уланова в роли Джульетты (описание и краткая история создания) Ресурс проверен
Сведения об истории создания и краткий искусствоведческий анализ рисунка Соколова. Н.А. "Народная артистка СССР Г.С. Уланова в роли Джульетты".
БЕЯРБЕДЖ, РИЧАРД Ресурс проверен
Гамлет и Офелия (описание и история создания) Ресурс проверен
Сведения об истории создания и краткий искусствоведческий анализ картины Врубеля М. А. "Гамлет и Офелия".
Гамлет и Офелия Ресурс проверен
"Гамлет и Офелия" – первое живописное полотно Врубеля, созданное им в годы студенчества в петербургской Академии художеств, – осталось незавершенным. Художник взял темой своей картины сцену из трагедии Шекспира. Датский принц отрешенно сидит в кресле на фоне скромного интерьера, рядом, касаясь его плеча, приютилась печальная Офелия.
Читайте также: