Театр россии 18 века сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Нелегко пришлось Сумарокову: он выполнял обязанности режиссёра, преподавателя актёрского мастерства, драматурга, составителя репертуара, автора афиш и газетных объявлений. Собственного помещения у труппы не было, и театру приходилось кочевать с места на место. Отпущенных государ­ственных денег не хватало (для сравнения: на содержание французской труппы тратилось 20 тысяч рублей, итальянской оперы — 30 тысяч, а русский театр получал всего 5 тысяч рублей в год). Нередко спектакли срывались из- за отсутствия костюмов, которые не на что было шить.

Театр при Екатерине II (1762-1796)

Во второй половине XVIII столетия развивается театральное ис­кусство. Строятся первые театральные здания. Так, в Петербурге был выстроен Большой театр (на месте Консерватории), импера­торский Эрмитажный театр. В Москве появился Петровский театр (ныне известен как Большой). Особенно славились частные, до­машние театры. Например, граф Н. П. Шереметев имел четыре те­атра: в Петербурге, Москве, в имениях Кусково и Останкино. Музы­кантами, танцорами и певцами этих театров были крепостные.

Театр 18 века в России

Театр был самым популярным и доступным развлечением для горожан в конце 18 века в России. И это несмотря на то, что при царе Алексее Михайловиче спектакли ставились только для царской семьи и приближенных к царю людей. Зарождение театральной истории начинается при государе Петре I, который полюбив эту диковинку в своих заграничных поездках, решил приобщить к театру и русских городских жителей. В 1701 году в Данцгире был подписан договор с одним из немецких актеров И.Кунстом. Собрав свою труппу, он прибыл в Москву для выполнения ранее подписанного договора.

Как бы Петр не пытался приобщить народ к этому искусству, но государственный театр просуществовал только 5 лет. А после смерти государя театральная деятельность и вовсе пришла в упадок, так как его престолонаследники Екатерина I и Петр II были равнодушны к спектаклям. И только при правлении императрицы Анны Иоанновны восстановились придворные маскарады и спектакли. Любимым жанром императрицы были комедийные постановки. А так как опытных русских актеров в этом жанре попросту не было, то в пьесах принимали участие только приглашенные немецкие и итальянские актеры.


Появление театров при правлении Елизаветы Петровны и Екатерины II

С воцарением на престол Екатерины II русское театральное искусство достигает новых высот. Дворцовый театр состоял из трех придворных труппы: балетной, русской драматической и итальянской оперной труппы. Позже в 1762 году была создана французская драматическая труппа. Подбор артистов в театр впервые начали осуществлять при помощи проб.

При дворе Екатерины II ставились любительские спектакли в Эрмитажном театре, а особенной популярностью пользовались спектакли, в которых играли люди из высшего общества. Довольно часто в придворных спектаклях фигурировали молодые кадеты, пажи и воспитанницы из Новодевичьего монастыря.

Театр был забавой двора, и приближенные ко двору бояре переняли ее и для своего развлечения. Так, боярин Матвеев организовал свой театр, в постановках которого участвовали боярыни и бояре. Это стало обычаем у богатых вельмож создавать домашние театры. При правлении Екатерины II были популярны театры Румянцева, Волконского, Шереметева.

Так к 1790 году, в Москве было создано более дюжины частных театров. В домашних театрах были оперные, балетные труппы, музыкальные оркестры, состоящие из крепостных. Увлечение домашними театрами при дворе поспособствовало появлению знаменитых для того времени не только актеров мужчин, но и актрис, таких как Михайлова и Троепольская.

В 18 веке основными сценами были внутридворцовые, и такие как:

• Большой (Каменный) театр;

• Деревянный театр. Был изначально назван Театр Карла Книпера, с 1779 года стал называться Вольный Российский Театр;

К началу $XVIII$ в. Россия не имела профессионального театра. Однако различные варианты сценического искусства были издавна известны русскому обществу. Речь идет о народном театре (скоморошьи игрища, кукольный театр, театр Петрушки).

Впервые годы $XVIII$ в. постановок при дворе не было. Они возобновились в 1706 г. и проводились в двух подмосковных селах – Преображенском (в палатах сестры Петра – царевны Наталии Алексеевны) и в Измайлове (во дворце Прасковьи Федоровны – вдовы царя Ивана).

Впрочем к середине века у столичных любителей (придворные театры работали и в Петербурге, и в Москве) уже имелся выбор – театральная жизнь здесь не ограничивалась придворными постановками.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессиональный театр в Российской империи

Время для появления первого русского профессионального театра приспело к середине столетия. Такой театр открывается в Петербурге в 1757 г. основу его труппы составляют ярославские артисты во главе с Ф.Г. Волковым.

С самого начала театр работал как постоянный, государственный, общедоступный – т.е. рассчитанный не только на дворян, но и купцов, разночинцев, ремесленников. В дальнейшем статус этого театра и его название неоднократно менялись. Но деятельность не прерывалась.

Сложнее обстояло дело с организацией аналогичного театра в Москве. Русский публичный театр был создан здесь в 1759 г. на основе университетской любительской труппы. Он не имел государственной дотации и просуществовал недолго. В последующие годы организацией общедоступного русского театра в первопрестольной занимаются многие русские и иностранные антрепренеры. Но по-прежнему на основе частной инициативы. Так или иначе, но такой театр в Москве уже не прекращает своего существования (артистов для него готовили университет и Воспитательный дом).

Любительские театры

Если профессиональный русский театр с трудом становился на ноги в Москве, то еще меньше условий для его возникновения имелось в русской провинции середины $XVIII$ века. Здесь в это время обходились полупрофессинальными и любительскими формами театрального дела, о которых будет сказано чуть позже. Однако в конце века ситуация меняется. По крайней мере десяток российских провинциальных городов обзаводится постоянными общедоступными театрами. Но география российского театрального искусства отнюдь не ограничивалась столь небольшим кругом городов. Куда более широкое распространение в провинции получили другие формы театрального дела.

К середине века число их увеличивается, а география выходит за пределы столиц. Без всякого указа сверху, без усилий местной власти, на творческом энтузиазме, идущим из самой разночинной городской среды, такие театры начинают возникать в российской провинции один за другим. Рязань, Ярославль, Пенза, Тобольск и некоторые другие губернские центры организуют у себя подобные заведения. Со временем некоторые из них укрепляясь, переходят в разряд профессиональных.

Однако большинство таких трупп сохраняло свой промежуточный статус. И география их в конце столетия могла быть заметно шире, чем у профессионального театра. Очевидно, многие губернские центры в это время уже имели подобные театры.

Расцвет русского театра во второй половине XVIII века

Интерес к любым театральным зрелищам был свойственен русской публике. В 70-е гг. единственным русским театром в столице был придворный театр, горожане фактически были лишены возможности бывать на спектаклях. В 1779 г. на Царицыном лугу начал работать первый частный театр в России, его актерами были воспитанники Воспитательного дома.

С этого времени петербургский театр целиком оказался в ведении правительства. Театральные постановки шли в государственном Большом (Каменном) театре и в Деревянном театре на Царицыном лугу. Русская труппа давала представления для дворянской аристократии на сцене придворного Эрмитажного театра. Екатерина II, равнодушно относившаяся к музыке, проявляла внимание к театру и даже писала пьесы. В Москве в 1780 г. был открыт новый театр, получивший название Петровского, так как находился на углу Петровки и Петровской площади (фактически на месте современного Большого театра). Театр вмещал до 1,5 тыс. зрителей и рассчитан был на смешанную публику – дворян, купцов, разночинцев.

В последней трети $XVIII$ в. получают распространение частные помещичьи театры, известные как крепостные, так как актеры находились в крепостной зависимости от владельцев театров.

  • М.М. Херасковым,
  • В.И. Лукиным,
  • М.И. Веревкиным.

В 70-е годы возникает русская комическая опера, которая стала одним из самых любимых и демократических театральных жанров. Большой популярностью у публики пользовались комические оперы на крестьянские темы:

Музыку к комическим операм писали русские композиторы Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, М.М. Соколовский. Успеху комической оперы способствовали увлекательный сюжет, доступность музыкально-драматической формы, близость к русскому фольклору, разговорной речи.

Русский Театр 18 века

В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.

В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.

В 70-ых года 18 века, в театре появляется новое явление. Актер–любитель, слушатель Московского университета, создает театр комической оперы Локателли. Театр просуществовал недолго.

В 18 веке, было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны. Такие жизненные перипетии нередко оканчивались трагедией.

Читайте также: