Танцы народов башкортостана сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживает, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски – героические, обрядовые, бытовые – сопровождали наших предков во все времена.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, чёткую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Среди башкирских танцев выделяются мужские и женские, сольные и коллективные. Мужские танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуются полёт, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора высоко вскинуты в стороны вверх или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью. Скотоводческий быт, кочевой образ жизни, охота, войны – всё это не могло не отразиться на башкирских танцах. Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального гнёта закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби.

Наиболее типичные черты башкирского мужского характера – воинственность, смелость в сочетании с поэтической мечтательностью нашли отражение в народный плясках. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая.

Женские танцы существенно отличались от мужских как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. В женских плясках все движения исполняются плавно, спокойно.


Основную смысловую нагрузку в женских танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. Изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Темп башкирских женских плясок умеренный. Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение.

В конце XIX в. широкое распространение получили плясовые песни – такмак. Такмаки пела то одна, то другая исполнительница.

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали.

Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами.

Вся жизнь башкир тесно связана с животными и естественно многие животные становились идолами поклонения. Но и другие животные не оставались без внимания. Почти все танцы башкирского народа связаны с подражанием животным. Передавались характерные черты, повадки, голос животного. Например танец петухов был шуточный с иронией, а танец сокола — воинственный и серьезный.

Очень популярны были сольные свадебные танцы, которые также основаны, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Например танец свахи со стороны невесты. В танце она импровизированным лассо отлавливала сватов и они присоединялись к танцу свахи. Танец свекрови — это своеобразные наставления молодой невестке.

Основные формы и классификация танцев

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

  1. в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);
  2. в центре хоровода танцует пара;
  3. в центре хоровода играет кураист;
  4. в центре хоровода танцуют трое;
  5. три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них.

Наиболее распространенный вид хоровода — это поочередная смена солистов внутри круга.

Основой построения массовых башкирских танцев чаще всего является круг, в котором исполнители держатся за руки.

В Челябинском Зауралье большой популярностью пользовались танцы, основанные на зигзагообразных построениях.

Заимствованные танцы кадрильной формы отличаются обилием круговых, линейных, парных построений.

Известные танцы:

Эпические, военные: Kapa юрfa (Вороной иноходец), Akhak koлa (Хромой конь), Байыk (Мужское имя);

Свадебные: Килен бейеуе, Йыуаса, Сыбыртkылау;

Игровые: Kыззар бейеуе, Енгэйзэр бейеуе, Kарттар бейеуе;

Танцы соревнования: Kара-kаршы, Каршы бейеуе, Капма-kаршы, Короклау (Накинуть лассо), Килэнсек (Невестка), Азаkkы уйын (Последние игры);

Трио: Эс таfан (Треножник), Эс мэйэш (Три угла), Эс букэн (Три пня);

Женские танцы: Карfа бутkahы (Воронья каша), Кэкук сэйе (Кукушкин чай), Тунэрэк уйыны (Танцевать по кругу), Уткес (Проходить (через что-то)), Уткэрмеш (Пропускать (через что-то)), Аkkош (Лебедь), Сынрау торна (Звенящие журавли).

Основные элементы костюмов и оформление

Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.) Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания образа.

Коллективы и личности

Гаскаров Файзи Адгамович (21 октября 1912 — 18 июня 1984, Уфа, Башкирская АССР) — башкирский танцовщик, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967). В 1988 году Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено его имя Файзи Гаскарова. В 2012 году в его честь переименовали улицу в Кировском районе Уфы.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова Республики Башкортостан.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Как известно, эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках.

1. Общая характеристика танцев

Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали. Распорядительницей на женских праздниках была уважаемая, талантливая женщина, знаток народных песен, плясок, хороводов, игр.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями. Подобные пляски в прошлом являли собой инсценирование охоты или боя и исполнялись большим количеством участников. В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Вплоть до нашего времени охотничье-военные танцы не утратили своеобразия, выразительности, оригинальности движений.

Талантливые исполнители сохраняют традиционную динамику движений, особую пантомимическую выразительность, яркую изобразительность танца. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали старшие во время исполнения эпических, мифологических произведений. В охотничье-военных танцах исполнитель выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.


Военные танцы оказывали большое психологическое воздействие на зрителей. По рассказу И.И. Лепехина, старый танцор, изображавший сцены боя башкирских батыров с врагами, вызывал слезы на глазах у зрителей. Танцевальными движениями старик показывал наступление башкирских воинов на противника, в котором одни батыры погибали, другие побеждали.

В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, как животное убегает от него и падает пораженное стрелой. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц.

Эти танцы тесно связаны с охотничьими, пастушьими танцами по пластике, образности, движениям.

Интересны танцы, передающие образы птиц. Они в какой-то степени содержат элементы домусульманских верований. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. Содержание некоторых танцев соотносится со скифо-сарматской идеологией, влияние которой на башкирское искусство еще мало исследовано. Так, со скифской традицией связан развитый культ коня, известный кочевникам евразийских степей со II тыс. до н. э. Бог коня среди 12 божеств у древних башкир упоминается Ибн-Фадланом. Он же отметил особое отношение башкир к журавлям, другим птицам, от которых башкирские роды вели свое происхождение.

Коллективные свадебные танцы устраивались в день проводов девушки в дом жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты, парному кружению каждой из участниц танца с невестой. В древности кружение в башкирских танцах имело магический смысл, и в свадебных танцах оно, очевидно, означало оберег невесты, пожелания ей благополучия, счастья.

2. Молодежные танцы

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов: 1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель); 2) в центре хоровода танцует пара; 3) в центре хоровода играет кураист; 4) в центре танцуют трое исполнителей; 5) три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них. Наиболее распространенный вид хоровода — это поочередная смена солистов внутри круга.

Все эти хороводы имели наиболее грандиозную форму на празднике йыйын, где по древним обычаям происходили знакомства местных юношей и девушек с приезжей молодежью.

В древности во время празднования йыйын устраивались свадьбы. Вводили невесту в дом жениха; в праздничных состязаниях, спортивных соревнованиях особое значение придавалось соперничеству врачующихся сторон. При исполнении различных коллективных танцев молодые выбирают себе пару. Если молодые нравились друг другу, они танцевали на протяжении праздника только вдвоем. Существовала особая символика танцевальных жестов, по которым юноша угадывал настроение девушки. Эти жесты помогали приезжему юноше ориентироватъся в выборе будущей невесты. Танцевальными жестами девушка могла намекнуть юноше, что он ей нравится, или, что она сосватана с детства и не нарушит обета родителей.

Молодежные танцы на йыйын были объединены единой темой - выбора невесты или жениха.

Танец начинался с простых шагов. Юноша подходил к девушке, и, если юноша нравился девушке, пара шла по кругу. Кураист стоял в центре круга. Круговые танцы сменялись линейными, в которых также предоставлялась возможность знакомства и выбора пары. Каждый танец являл собой законченное хореографическое действие. Танцующему в центре круга или линий адресовывались песни, сочиненные самими исполнителями.

Солист-юноша выбирал девушку, кружился с ней и уходил из центра. Девушка, исполнив свой танец, приглашала на кружение другого исполнителя. Подобные танцы продолжались довольно долго. Такое начало молодежных игрищ являлось как бы данью уважения хозяев к гостям, своеобразным знакомством приехавших из разных аулов молодежи.

Особое значение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила в круг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанных движениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу.

3. Танцевальный костюм, атрибуты танцев


Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.). Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания соответствующего образа.

Так, на празднике Каргатуй распорядительница, выбираемая из уважаемых пожилых женщин, была одета в специальный костюм: длинное платье без оборок, камзол, поверх которого надевались нагрудник и наспинник, расшитые подвесками из серебра, ракушками. На голову распорядительница надевала высокий колпак из березовой коры, обшитый тканью, украшенный бисером, раковинами, монетами. Под колпак надевался яркий платок. Такой костюм могла одеть лишь та женщина, которая считалась лучшим знатоком ритуалов, песен, плясок. Группа женщин, наиболее активных в исполнении игр, хороводов, была одета в костюмы, украшенные речными раковинами. Эти женщины помогали распорядительнице следить за тем, чтобы на празднике не угасли азарт и веселье.

Неповторимую красочность придавали празднику разноцветные платья с оборками, украшенные атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными нашивками, узорами. В Зауралье (Челябинской и Курганской областях), отчасти и на северо-востоке Башкирии, женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитями тамбурным швом. Поверх платья надевали камзолы, зиляны; в северо-западных районах – белые вышитые фартуки.

Символический смысл имели многие атрибуты празднества: они изготовлялись женщинами заранее: это кисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, монеты, нанизанные на нитку, лоскутки ткани. Все это навешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия в наступившем году.

Особую роль играла свадебная одежда, свадебные подарки,


атрибуты. Невеста дарила жениху рубаху, украшенную вышивкой по воротнику и рукавам, тканые штаны и тюбетейку. Расцветка одежды играла в свадебной одежде особую роль. Чаще употреблялись яркие цвета: красный, синий, голубой, алый, зеленый и др. В сшитых невестой нагрудниках преобладал красный цвет, кушаком красного цвета подпоясывался жених, свадебный пояс невесты шился из лоскутов ярких тканей, а длинные концы его - из материала ярко-красного цвета (юго-восток Башкирии), Когда повязывали пояс невесте, свекровь пританцовывала вокруг нее, напевая песню-наставление.

Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Преобладающими являются мелодии квадратной мелодической и метроритмической структуры. Менее распространена двухчастная структура танцевальных наигрышей: медленная в первой части, быстрая, ритмичная - во второй. Очень редки двух-, трех-, пятитактные фразы. Танцы исполняются под аккомпанемент курая, кубыза, домры, стук ударных инструментов, голосовое сопровождение, песню. Дополнительный аккомпанемент создавался топотом ног о твердые настилы - деревянные, металлические; звоном серебряных монет и подвесок на руках, пальцах, нагрудниках. В конце XIX – начале ХХ вв. в Башкирии получили распространение гармонь, скрипка, мандолина, тальянка и другие инструменты. Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.

Мизансцены массовых танцев генетически связаны, по-видимому, с пространственными ассоциациями древних башкир. Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатой природы Южного Урала. Мизансцены хороводных танцев, возможно, в ассоциативной, символической форме передают образы извилистых горных рек, холмов. Во всяком случае, подвижность башкирского танца, многообразие мизансцен объясняется, несомненно тем, что пляски исполнялись на неограниченных естественных площадках.

Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова. Первые танцы были связаны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его наивными представлениями об окружающем мире. Веками создавались формы народного танца. Каждая эпоха вносила свою лепту в развитие языка танца.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.




Народная хореография башкир

Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника.

В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (курэзэ), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания.

В обрядовых плясках нашла отражение мечта человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило активной, преображающей силой. В плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица сэмре всегда побеждают злых духов (убыр, мэскэй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албасты, мэлгун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.


История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков.
В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.
На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.

Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.
Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: "В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся". В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы.
В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.
В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.


Мужской танец отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обдадают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как "Ос таган"("Треножник"), "Ос мойош"("Три угла") и др
Коллективные пляски к концу Х1Х- началу ХХ века почти утратили связь с древними верованиями. Как обрядовые пляски они исполнялись только во время женских праздников "Воронья каша", "Кукушкин чай".бььь Различные магические способы лечения были связаны с танцами. Магическую отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы больного, громкие "дроби" и т.д".
Коллективные танцы, исполняемые во время вечерних игр молодежи носили игровой характер.

1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель); 2) в центре круга танцует пара; 3) в центре круга играет кураист; 4) в центре танцуют трое исполнителей.
Наиболее распространенный вид хоровода- это поочередная смена солистов внутри круга. Имиенно во время этих хороводов происходили знакомства юношей и девушек.
Кроме того башкирские народные танцы разделяются на лирические, шуточные, трудовые, бытовые, охотничьи, военные танцы.

Охотничьи, военные танцы исполнялись только мужчинами. В них образно передаются военные, охотничьи навыки, джигитовка, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, пришпоривание коня. И сегодня исполнители сохраняют своеобразие, выразительность, динамику движений, яркую изобразительность таких танцев. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали специально, ведь во время исполнения танцор выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием бащкирского воина- луком со стрелами, мечом и саблей. Надо сказать, военные танцы оказывали большое психологическое воздействие на зрителей. По рассаказам И.И. Лепехина многие зрители смотрели такие танцы со слезами на глазах.


В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, как животное убегает от него или падает пораженное стрелой. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц. Таким танцам свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью. Как правило, зрители активно подбадривали исполнителей, прославляя, подзадоривая их. Танцор, вдохновленный реакцией зрителей,импровизировал старые движения, на ходу мог добавить в танец новое, рожденное непосредственно в момент исполнения танца.
Интересны танцы, передающие образы птиц. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, но они наделены волшебными свойствами, помогают герою побеждать зло, успокаивают (танец "Кукушка","Лебедь" и др.).

Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые тоже основаны на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачащихся сторон ("Йыуаса", "Киленсек" и др.). В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Во время исполнения танцев "Йыуаса" , "Сыбырткылау" очень распространен мотив ритуального "избиения" участников свадьбы различными предметами. Возможно это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами и бусами, серебряными монетами.
На свадьбе немало танцев на испытание характера родни. Например, "Короклау"("Накинуть лассо"). Сваха со стороны невесты танцует с импровизированным лассо. Это тщательно промытая баранья кишка, привязанная к длинной палке. Во время танца сваха неожиданно накидывает лассо на одного из жениховой родни. По поведению родственников во время ритуала "испытания" родня невесты будет судить о родственниках жениха.
"Киленсек" - танец невестки. Этот танец отражал своеобразный этикет знакомства молодой с родственниками жениха. Невестка- продолжительница рода, поэтому в танце невестки родные жениха больше восхищались живостью исполнения, четкостью дробей, легкостью стремительных поворотов. Если в сдержанных движениях молодой угадывался темперамент, проворность, подвижность, она получала высшие похвалы. Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки. Имеется также обряд танца свекрови- это своеобразные наставления молодой невестке.

Коллективные свадебные танцы устраивались в день отъезда молодой в дом жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты. Это означало оберег невесты.
Танцы лирического содержания могут быть сольные ("Кубялягем"), могут исполняться и в дуэте ("Дружба").
Танец "Дружба" исполняется одной парой. Девушка скромна, женственна, она танцует легко, грациозно, лукаво поглядывая на юношу с сознанием того, что нравится ему. Юноша смел, изящен, ловок. Он танцует легко, сильно, четко исполняя каждое движение. Его отношение к девушке целомудренно и нежно. Красотой своего танца юноша стремится заслужить внимание и любовь девушки.

"Три брата" - мужской шуточный танец. Исполняется тремя мужчинами: младшим братом, средним братом, старшим братом. Младший брат - веселый, жизнерадостный. Его движения энергичны и четки. Средний брат энергичный, но сдержанный. Его движения тяжеловесны и степенны. Старший брат отличается большим юмором, свойственным старикам башкирам. Он хочет пока

зать, что не отстает от младших братьев, старается танцевать энергично, но исполняет движения по-стариковски. В танце много юмора и шутки.
Танец "Баик"- мужской сольный танец-импровизация. Баик- мужское имя. Как правило, танец исполняет пожилой мужчина. Шутливо, с юмором, он изображает различные образы: то танцует как ловкий юноша, то подражает наезднику, то старику.
"Баик"- один из первых танцев репертуара Ансамбля народного танца.
В старинном предании рассказывается о семи башкирских красавицах. Никто не мог отличить красавиц одну от другой, так схожи они были лицом, станом и характером. Среди своих подруг первыми были они в песнях, в танцах и в труде.
В танце участвуют семь девушек. Все они исполняют одни и те же движения одинаково по манере и характеру. Танцуют девушки очень сдержанно, скромно и мягко, без широких, резких движений. Они движутся прямым корпусом, гордо поднятой головой и опущенным взором. Девушки как бы хотят скрыть свои глаза от любопытных взоров окружающих. Музыкальной канвой танца послужила башкирская народная мелодия "Семь девушек"

Читайте также: