Тайны русской орфографии и пунктуации 5 класс сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №86

ИМЕНИ КОНТР-АДМИРАЛА И.И.ВЕРЕНИКИНА

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

5 класс, ФГОС ООО

учителя высшей категории Тимофеевой Татьяны Вячеславовны

Рассмотрено и одобрено на Согласовано

заседании МО учителей русского Зам.директора по УМР ______________

языка и литературы Шаповалова О.А.

Руководитель МО __________________

Внеурочная деятельность по ФГОС.

для учащихся 5 класса

Пояснительная записка

-развить кругозор и мышление учащихся.

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

основные группы пунктуационных правил;

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Содержание программы

1 год обучения (35ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные

тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Речевой этикет.(3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Обобщающее занятие . (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Поурочное планирование

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со словарями

Презентация творческой работы.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Зачем нужно знать алфавит

В чём секрет правописания морфем

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы

Фразеология в художественных произведениях.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Речевой этикет.(3 ч)

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Обобщающее занятие. (1ч)

Итого часов 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.


1. Язык — средство общения.

2. Русский язык неисчерпаемо богат.

3. Культура нашей речи.

4. Язык и речь неразделимы.

5. Тайны русской орфографии и пунктуации.

Изучайте русский язык

Роль языка в жизни человека огромна: с раннего детства при помощи языка человек познаёт мир, слушая сказки, песни, прибаутки; тексты и живая разговорная речь, язык формул, язык песни помогают человеку получать информацию, передавать свои мысли и чувства, понимать других людей разных эпох и поколений, развивать науку, ремёсла, искусство. Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык. У разных народов языки разные, но везде выступают как средство общения.

Русский язык богатый, поистине волшебный, истинная любовь к стране включает любовь к языку, мы должны учиться языку всю жизнь.

Ни один словарь не может учесть все слова, которые входят в состав русского языка. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше книг. У читесь языку всю жизнь, расширяйте свой лексикон.

Нет ничего в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. Культура речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи, но и эмоциональным воздействием на слушателей.

Язык и речь неразделимы. В быту мы часто смешиваем эти понятия, говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов писателейа, имеем в виду тексты, т.е. речь. В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности. В то же время язык обогащается через речь, в него входят новые слова, новые оттенки уже известных слов, их значения.

Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Русская орфография менялась на протяжении более чем десятка веков в результате различных языковых процессов, реформ, преобразований. Но многие слова всё-таки сохранили своё историческое написание. Русская орфография интересна тем, что правильное написание слов в большинстве случаев зависит от их исторического значения, от положения орфограмм в словах, а также от сложившейся веками традиции написания.

Если хочешь грамотным
Быстро очень стать,
Должен ты историю
Языка узнать!
Тайны орфографии
Кроются лишь в ней…
Если отгадаешь их,
Умён будешь вполне.
Ты секреты эти
Для себя открой —
И грамотность тогда
Дружна будет с тобой!

Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определённого значения. Принципы русской пунктуации — структурный, смысловой, интонационный.

В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.

Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.

Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.

Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.

Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.

Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.

И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.

Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть достойным носителем русского языка.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Зачем нужна орфография?

Без сомнения, без орфографии в письменной речи обойтись нельзя.

Знание орфографии языка — это ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. Это понимание невозможно без верного написания слов, без их точного и единообразного отражения на письме. Именно для этого каждому необходимы знания правил русской орфографии.

Итак, обойтись без орфографии просто невозможно, и не знать её — это значит не любить и не уважать свой родной язык и самого себя.

Проблема орфографической грамотности особенно актуальна в наше время. Это прослеживается и в тотальном диктанте, и в чтении литературных произведений на всю страну, и в общих требованиях к чиновникам сдать экзамен по русскому языку.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил существует слишком много. Но ведь в русском языке есть и простые принципы орфографии, понимая которые можно легче сориентироваться при выборе правильного написания слов. Знание основных принципов образования слов — морфологического, фонетического, традиционного и дифференцирующего — определяет не только верное написание, но и эффективное взаимопонимание коммуникантов.

Итак, мы можем утверждать, что орфография — это важнейший раздел русского языка, обеспечивающий нас способностью точно выражать свои мысли. И без знания основных правил орфографии человеку просто невозможно обойтись.

Сочинение на тему Культура поведения

Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.

Часто в жизни бывает, что человек, не имеющий высшего образования, ведёт себя как настоящий джентльмен. Его таким воспитали родители, или он сам воспитал себя таким. С таким человеком приятно общаться. Он никогда не оскорбит тебя, не повысит голоса. Он одинаково относится и к дворнику, и к миллионеру.

Мама рассказывала про своих бабушку и дедушку, моих прабабушку и прадедушку. Они никогда не сорились при детях, не ругались при чужих людях. Дедушка никогда не матерился при женщинах и детях. А он воевал в Великой Отечественной войне, нервная система была расшатана.

Бабушка рассказывала, что когда дед приходил, выпивши, он не буянил, не дрался. Бабушка уважала дедушку, готовила его любимые блюда. Дедушка, как бывший военный, любил кушать строго по часам. И бабушка, не роптала, делала, как он просит.

В прежние времена дети звали своих родителей по имени-отчеству. Вели за столом себя прилично. Не перебивали взрослых, не хватали руками лучшие куски пищи.

Сейчас вопросами воспитания никто не занимается – ни школа, ни родители. Изредка на улицах можно встретить школьников младших классов, которые здороваются с взрослыми. Наверное, их всё-таки учат этому в школе.

Культурный человек не бросит на землю фантик или окурок. Ему даже не придёт это в голову. Культурный человек выражается красиво, грамотно. Он не вставляет в речь всякие непонятные выражения.

Культурный человек уступит место женщине, девушке, девочке в общественном транспорте. Он всегда пропустит её вперёд, откроет перед ней дверь, и придержит её.

Культурный человек ведёт себя культурно в любой ситуации.

8 класс, 15.3 ОГЭ

Другие сочинения: ← Жадность. Что это такое↑ 9 класс и ОГЭЧто такое сострадание →

Вариант 2

В мире постоянного круговорота событий из памяти стираются общепринятые нормы поведения. Человек начинает уделять меньше значения отношениям между людьми. Внимание притупляется, и индивид начинает пренебрегать культурой поведения. Ищет оправдание своим неблагородным и неблагодарным действиям. Со временем происходит деградация общества. Люди воспринимают данное событие как норму поведения и не предают значение происходящему. Между тем между людьми возникают барьеры, которые очень сложно сломать.

Мы бесконечно заняты своей самореализацией. Постоянно ставим новые цели. За каждым углом слышим о мотивации. Однако забываем о фундаменте человеческих отношений – культуре поведения. Внутренние жесткие принципы ломаются, мечтая о толстых кошелках. Реальное общение сменяется виртуальным письмом. В мире образуется дисбаланс между представителями социума. Люди перестают делиться по половому признаку. Женщины впитывают привычки мужчин, а представители сильного пола становятся более женственными личностями. Наше общение становится примитивным, и мы возвращаемся к первобытному строю. В наших головах произошла подмена понятий. Какие нормы поведения являются правильными? Поведение, которое ведет нас к развитию, и понимаю роли отношений между людьми. Неуважение к старшему поколению, отсутствие лояльности к женщинам, не соответствующее воспитание детей – это реальность современной жизни.

Как бороться с гнетущей действительностью? Как переменить восприятие существующих норм поведения? Где инструменты способные изменить понимание современного мира. Ответы на эти вопросы скрываются у человека внутри сознания. Только сам человек может повлиять на свою судьбу. Если индивид понял свое истинное предназначение, значит, он осознал, что не может существовать без добродетели. А сущность добра состоит в его распылении между другими человеческими особями. Умеющий видеть укажет верное направление. Способный давать всегда будет частью великого мира. Начинающий чувствовать станет счастливым.

Вариант №2

Человек является биосоциальным существом. То есть помимо биологических, физических потребностей вроде сна, употребления пищи или воды у него есть необходимость в общении с другими людьми. Конечно, порой нужно побыть в одиночестве, но чаще всего людям хочется извлекать информацию из внешних живых источников, смеяться, общаться и любить.

Когда вы общаетесь с другими людьми, вы обращаете внимание на их повадки и поведение в обществе или наедине с вами. В психологии есть такое мнение, что для продолжительного союза, люди ищут тех, с кем удобно было бы выполнять роли, которые они играли в детстве в семье. Если девочка или парень в виду каких-либо обстоятельств рано повзрослели, то их поведение будет чрезмерно заботливым и ответственным. Значит, они свяжут свои жизнь с теми, к кому это заботу они смогут проявлять.

Бывает и так, что люди не сходятся характерами. Это обусловлено тем, что есть нетерпимые манеры поведения у партнера, с которыми трудно ужиться. И часто именно женщины стараются не прекратить общение с человеком, в котором нашлись определенные неуживчивые качества, а изменить. И в большинстве случаев это заканчивается далеко не триумфом. Потому что люди меняются только по собственному желанию, а не под давлением. Возможно, это объясняется наличием борьбы в таких ситуациях, ведь с негативным посылом изменить партнера или друга не представляется возможным. Хотя внести корректировки вполне допустимо, если вы дадите человеку понять, что это ему пойдет на пользу, и если у него появится желание.

Даже, исходя из этих рассуждений, можно понять, почему психология, социология и бихевиоризм пользуются большой популярностью. Человек – самое сложноорганизованное существо, и сугубо индивидуальное. Так что применять общие знания к любому индивиду нужно аккуратно и правильно.

Писать по правилам необходимо ради единообразия: именно это и облегчает общение людей в условиях письменной речи. Не так важно, на чем основано то или иное правило, – важно, чтобы ему следовали все, чтобы ему подчинялись.

Орфография – это целостный комплекс правил, обеспечивающих общепринятую запись слов.

Русская орфография сложилась постепенно, стихийно, из обычая, традиции, но сейчас она представляет собой строгую, законченную систему, основанную на определенном принципе. Современная русская орфография очень непроста: в написании слов много различий, которые связаны с различиями между частями речи и грамматическими формами. Поэтому на изучение правил орфографии у русского человека уходит много времени в школьные годы, причем и его оказывается недостаточно для полной грамотности – это знают все. Упростить орфографию можно (обобщить некоторые правила, устранить исключения и т. д.), но это возможность скорее теоретическая: практически резко изменить правила правописания нельзя, так как правописание должно быть традиционным, устойчивым, единообразным. В то же время очень важно понимать, что изменять некоторые правила время от времени необходимо: это во власти людей. Этим система правописания как часть речевой культуры в корне отличается от системы самого языка: можно реформировать правописание, но нельзя реформировать язык. Язык не станет подчиняться никаким решениям, никаким комиссиям, никаким директивам, как бы они ни были хороши (см. об этом выше).

С момента создания русской письменности правила орфографии корректировались в разное время. Последние изменения (частного характера) были внесены в свод правил в 1956 г. В наше время специалистами подготовлен новый свод правил орфографии, включивший незначительные изменения и уточнения. Работа проведена специальной орфографической комиссией в Институте русского языка Российской академии наук.

Орфографические принципы – это руководящие установки выбора букв там, где звук может быть обозначен вариативно.

Таким образом, при морфологическом принципе написание то совпадает с произношением, то не совпадает.

В тех случаях, когда написание не совладает с произношением, прибегают к помощи проверки, например: лесной – лес; резкий – резок, мороз – морозы.

В соответствии с фонетическим признаком пишутся:

1) последние согласные в приставках без -, воз – (вз-), из-, низ-, раз-, роз-, через-/чрез) (согласные в них пишутся так, как слышатся: перед звонкими – з, перед глухими – с);

2) гласные о и а в приставках роз -раз-, рос-рас-(розвальни – развалины, роспись – расписка);

3) в корнях, начинающихся с и, после приставок на твердый согласный пишется ы, т.е. так, как произносится (розыгрыш, отыскать, безымянный);




4) в соответствии с произношением пишется ы после ц в суффиксах притяжательных прилагательных и окончаниях существительных и прилагательных (сестрицын, огурцы, куцый);

5) не выдерживается единообразие и в написании гласных в окончаниях и суффиксах после шипящих, где под ударением пишется о, без ударения – е (пушок – камешек, хорошо – певуче, свечой – лужей).

Во многих случаях написания, не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Непроверяемые написания называются традиционными, т.е. применяется традиционный принцип русской орфографии.

Это такой принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, подходящих по звучанию для обозначения данной фонемы. Здесь окончательный выбор буквы непосредственно определяет не произношение, а традиция. Например: печаль, винегрет, пенициллин, атрибут.

Принцип морфолого-графических аналогий применяется при написании буквы ъ в современном письме.

Дифференцирующий принцип применяется там, где два слова или две формы, имеющие одинаковое фонемное строение, условно разграничиваются с помощью орфографии (ожог – ожѐг, туш – тушь).

Слитные, раздельные и дефисные написания, использующие три графических знака (слитное написание, пробел и дефис) включают разные грамматические разряды слов: сложные существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия, а также написание частицы не с различными частями речи.

Принципы, на которых строятся орфографические правила данного раздела, называются:

– лексико-синтаксический – для разграничения слова и словосочетания (долгоиграющая пластинка – долго играющий во дворе ребенок; наконец, я сделал всю работу – мы планируем поездку на конец лета);

– словообразовательно-грамматический – для написания сложных прилагательных и существительных: автомобильно-дорожный и автодорожный, газово-нефтяной и газонефтяной; лесопарк и дизель-мотор.

Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: С середины неба глядит месяц.

Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания.

Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.

Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

Функции знаков препинания.

Знаки препинания указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.

Виды знаков препинания:

  • знаки выделения (их функции – обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;
  • знаки отделения (их функции – обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
  • особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).

Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

Некоторые особенности постановки знаков препинания.

1. Тире между подлежащим и сказуемым.

2. Тире между подлежащим и сказуемым.

3. Постановка тире.

4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

5. Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания.

Модуль 3. Функциональная стилистика русского языка и понятие текста (4 часа, в том числе с использованием методов активного обучения – 2 часа)

Лекция 6. Понятие текста и функциональная стилистика современного русского языка. Научный и официально-деловой стили. Языковые формулы официальных документов (2 часа)

Один из наиболее сложных вопросов – место текста в иерархии языковых единиц. Существуют точки зрения, которые ставят его на верхний уровень такой иерархии. Однако эти точки зрения являются устаревшими на сегодняшний день: текст ставится на высший уровень единиц не языка, а речи (ведь основной признак языка – воспроизводимость, а текст неповторим, как и речь).

В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст.

Тема – это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Основными признаками текстаявляются:

1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.

Читайте также: