Сообщение на тему сатира маяковского

Обновлено: 30.06.2024

Содержание работы

Введение
Цели…………………………………………………………………. 3
Задачи…………………. …………………………………………….3
Актуальность темы…………………………………………………..3
2. Обзор статей ………………………………………………….………. 4
3. Особенности сатиры В.В. Маяковского……………………………5
4. Проблема поэта и поэзии ………………………………………….….7
5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11
6. Заключение……………………………………………………………..16
7. Список использованной литературы……………………………. 17

Файлы: 1 файл

литра.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 316

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Реферат по литературе

Ученицей 10 Б класса

Учитель Смирнова И.О.

  1. Введение
    • Цели…………………………………………………………………. ..3
    • Задачи…………………. …………………………………… ……….3
    • Актуальность темы…………………………………………………..3

    3. Особенности сатиры В.В. Маяковского………………… ……….…5

    4. Проблема поэта и поэзии ………………………………………….….7

    5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11

    7. Список использованной литературы……………………………. 17

    Целью моей работы является:

    Для достижения этой цели я должна выполнить следующие задачи:

    “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем,

    чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо;

    всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял.”

    Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.

    Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.

    Уже на примере ранних стихов Маяковского можно составить представление о его жизненном и творческом кредо, которому он остался верен до самого конца:

    В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя. После событий 1917 года она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества.

    (статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. — [М.] , 1929—1939.)

    Особенности сатиры В.В.Маяковского

    Я железом поэзии пистолета,
    Выкорчевал родной язык изнутри!
    Что бы всаживать
    заряженные куплеты!
    Свистящими рифмами,
    Пронизывающими насквозь!
    мироно покоящиеся,
    мозги!

    САТИРА — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств. (Современный толковый словарь).

    В творчестве В.В. Маяковского особое место занимала именно сатира. Люди воспринимали ее по разному: кто-то был в восторге от всей точности его описания, а кто-то находил его сатиру жалкой и бессмысленной. Всегда будут разногласия, кто же такой Маяковский: гений сатиры или просто шут? В.В. Маяковский впервые в советской поэзии показал, что сатира - открытие и познание новых видов пороков в самых положительных, на первый взгляд, явлениях. Во-вторых, именно сатира призвана пробудить в читателе отвращение к притягательной силе пороков.

    Тематика сатирических произведений Маяковского многообразна. Она обусловлена двумя центральными задачами – борьбой с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом.

    Маркс со стенки смотрел, смотрел.

    И вдруг

    разинул рот,

    да как заорет:

    «Опутали революцию обывательщины нити.

    Страшнее Врангеля обывательский быт.

    Скорее

    головы канарейкам сверните —

    чтоб коммунизм

    Уже не вызывает сомнения:

    Обдают дождем дела бумажные,

    чуть войдешь в здание:

    отобрав с полсотни –

    служащие расходятся на заседания.

    Словно дети, просящие с медом ковригу,

    буржуи вымаливают:

    "Паспорточек бы!

    В Р-и-и-и-гу!"

    Поэтому,

    думаю,

    не лишнее

    выслушать очевидевшего благоустройства

    заграничные.

    ребята,

    на Россию ропщем.


    Маяковский наделяет своих антигероев саморазоблачающими высказываниями, которые обнажают их фальшивую суть.
    Таким образом, в сатире Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого оно направлено. Это и является своеобразием сатиры В.В. Маяковского.

    Проблема поэта и поэзии

    В.В.Маяковский часто сталкивался с непониманием и негативным восприятиям его творчества. Многие сатирические произведения посвящены именно этой теме.

    Светить всегда,
    светить везде,
    до дней последних донца,
    светить —
    и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой —
    и солнца!

    Первые произведения сатиры Маяковского направлены против толпы, которая не принимает его творчество. Поэт отрицает философию толстосумов и пошлость их мышления. Когда он выступал перед зрителями, он как бы бросался в бой за свои взгляды и идеалы.

    Маяковский является сатириком начала ХХ века. Он его обогатил и обновил. У него большой список юмористическим тем на злобу дня, он просто поражает своей обширностью. Он высмеивал всё негативное в обществе, он их все поднял на смех, всем уделив своё внимание.

    Стихотворения Владимира Маяковского актуальны по сей день. И сейчас есть такие же взяточники и бюрократы, как и во времена Маяковского. Он использует такие средства сатиры, как ироническая насмешка и сарказм, реальный и фантастический гротеск.

    Маяковский в своей сатире соединил черты трагедии, буффонады, фарса и драмы.

    Всю свою карьеру Маяковский писал сатирические произведения.

    2 вариант

    На протяжении всей своей творческой карьеры Владимир Владимирович Маяковский создавал сатирические произведения. Он даже создал ряд произведений гимнов, где описывал унылых судей, люди которые пытаются навязать всем свои правила и не хотят ничего менять. Как правило, гимн это торжественная песнь, но в произведениях Маяковского все наоборот это больше сатира, чем песнь.

    Сочинённая частушка в 1917 году дает всем понять, что Маяковский, который на тот момент был футуристом, поддерживает новую власть. Он написал о том, что Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй. Когда Маяковский поддержал революцию, он стал высмеивать старую власть, поэтому отношения сложились не очень хорошие.

    В произведениях Владимира Владимировича Маяковского много неологизмов и нововведённых слов, которые не всем понятны, но прочитав все стихотворение, становится все понятно. Маяковский пытается высмеять власть из-за того что по его мнению и мнению народа они ничего не делают и перемены, которые грядут, пройдут еще не скоро.

    Владимира Владимировича Маяковского считают неординарным сатириком ХХ века, ведь он ворвался как вихрь и зарекомендовал себя с хорошей стороны как писатель. Маяковский создал огромное количество сатирических образов в роли взяточников, мещан, обжор, глупцов и лентяев. Писатель не обошел стороной ни одного образа, который мог бы помочь ему в написании своих произведений. Маяковский, создавая свои стихотворения, рассчитывал на то, что они будут долгие годы пользоваться успехом и не ошибся. До сих пор произведения Маяковского популярны в современном мире.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Сатирические образы в творчестве Маяковского

    Популярные сегодня темы

    Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому.

    Работа является основным средством заработка на жизнь для каждого человека. Везет, если получается так, что человек зарабатывает деньги, занимаясь любимым делом. Поэтому очень важно с самого раннего детства сформулировать

    Я всегда восхищаюсь маминой выпечкой, особенно пирогами. Я попросила у нее рецепт, и осталось только воплотить его в жизнь моими руками.

    Сатира в творчестве Маяковского – это уникальная композиция юмора, призыва к действию, осуждения, восхищения. Автор самоотверженно служил идеалистическим образом своего времени. Через стихотворения он старался показывать читателям прелести революционных изменений, делиться своей верой, надеждами на светлое будущее при коммунизме.

    Сатира в поэзии Маяковского – это новый юмор, обличающий все помехи, преграды, не позволившие создать истинный социализм. Он обвинял власти, мещан, обеспеченных людей в неудачах народа.

    Сатира в произведениях Маяковского – образы, приемы

    Изначально сатира в лирике Маяковского высмеивала толпу, общество, которое не принимало инновационную поэзию Владимира Владимировича. Основные приемы, используемые поэтом:

    • Гротеск. Художественный стиль формирования стихов. Гротеск является отдельным жанром, основан на трагикомических, комических образах, переплетающихся между собой. Для заострения внимания читателя сочетаются реальные, фантастические структуры, карикатура и правдоподобные персонажи.
    • Гипербола. Литературный инструмент, чрезмерно преувеличивающий количественные, качественные характеристики явления, предмета, человека;
    • Пародия. Литературная, художественная имитация. Автор подражает определенному жанру, произведению, направлению, чтобы высмеивать его. Применимо для описания людей.

    Сатира в творчестве Маяковского кратко с примерами

    В ранних работах писателя встречаются романтические мотивы, гармонично соединенные с политическими настроями, описанием окружающего мира. В юности революция стала основной темой произведений автора. Его искренняя вера в переворот излагалась в стихотворениях. Для него революция – вдохновительница, роковая женщина. В период борьбы поэт посвящал свое творчество надеждам на избавление от буржуазии. Например:

    Со временем изменилось сатирическое направление писателя. Он перестал высмеивать внешнего врага. Основой стихов стали внутренние пороки людей. Личность поэта выступала против социума, привычных взглядов. Автор противопоставлял себя окружающим, стараясь подать пример, всколыхнуть людей. Сатира по отношению к буржуазии явно читается в этих строках:

    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
    Где-то недокушанных, недоеденных щей;
    Вот вы, женщина, – на вас белила густо,
    Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

    1. Ранняя сатира Маяковского.
    2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
    3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.
    Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
    В. В. Розанов
    На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами “Сатирикон” и “Новый Сатирикон”, основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение

    Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта – ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.
    В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать “богатых и сытых”. Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский.

    чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении “Нате” (1913):
    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
    Где-то недокушанных, недоеденных щей;
    Вот вы, женщина, – на вас белила густо,
    Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
    “Устрицы”, смотрящие “из раковин вещей”, буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства.

    Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова “гимны”. Почему ироническое? “Гимн обеду”, “Гимн ученому”, “Гимн критику”… Особенно показательно первое из перечисленных названий.

    Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны – злая сатира.

    Герои его – унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в “Гимне обеду”. Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность.

    Вместо человека героем стихотворения стал… желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в “Гимне обеду”:
    Желудок в панаме!
    Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
    Желудку ничем болеть нельзя,
    Кроме аппендицита и холеры!
    Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:
    Ешь ананасы, рябчиков жуй,
    День твой последний приходит,
    Буржуй.
    Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского “вещизма”. Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось.

    Впрочем, это тема для целого исследования.
    Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех – это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие “Окна РОСТА”, агитационные плакаты на злобу дня.

    Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В “Окнах РОСТА” поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи – обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.
    Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как “О дряни”, “Прозаседавшиеся”.

    В стихотворении “Прозаседавшиеся” Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении “О дряни” он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:
    Намозолив от пятилетнего сидения зады,
    Крепкие, как умывальники,
    Живут и поныне –
    Тише воды.
    Свили уютные кабинеты и спаленки.
    Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:
    На стенке Маркс.
    Рамочка ала.
    На Известиях лежа, котенок греется,
    А из-под потолочка
    Верещала
    Оголтелая канареица.
    И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину – образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:
    Опутали революцию обывательщины нити –
    Страшнее Врангеля обывательский быт.
    Скорее
    Головы канарейкам сверните –
    Чтоб коммунизм
    Канарейками не был побит!
    Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении “Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе” пронизано здравым смыслом. Бабе, которой “грязью обдало рыло” на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем.

    Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении “Строго воспрещается” (1926) можно прочесть такие строки:
    Погода такая, что маю впору.
    Май – ерунда. Настоящее лето.
    Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
    Руку само подымает перо,
    И сердце вскипает песенным даром.
    В рай готов расписать перрон Краснодара.
    Тут бы запеть соловью-трелеру.
    Настроение китайская чайница!
    И вдруг на стене: – Задавать вопросы контролеру
    Строго воспрещается!

    И сразу сердце за удила.
    Соловьев камнями с ветки.
    А хочется спросить:
    – Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
    Прошел я, глаза к земле низя,
    Только подхихикнул, ища покровительства,
    И хочется задать вопрос, а нельзя –
    Еще обидится правительство!
    В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение.

    И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов – “китайской чайницы” с канцеляризмом “воспрещается”. С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он “подхихикивает, ища покровительства”.

    Читайте также: