Страстная неделя сообщение кратко

Обновлено: 30.06.2024

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
Диакон Андрей Кураев

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Светилен: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Перевод: Спаситель мой! Вижу чертог Твой украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света! Сделай светлой одежду души моей и спаси меня.

В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир…

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: Предательство Иуды, Распятие и, наконец, Воскресение! Службы Страстной Седмицы удивительны по своей красоте. Без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверге все православные причащаются Святых Христовых Таин.Тропарь:Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.Митрополит Антоний СурожскийПеред нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.


В последнюю неделю перед Пасхой, с 10 по 15 апреля, Церковь посвящает страданиям Христа и Его смерти. Это особенные дни: совершаются необычные длинные богослужения, читаются отрывки о страданиях.

Великий Понедельник посвящен последним беседам Христа с учениками и народом, проклятию бесплодной смоковницы, символизирующей народ Израиля, не принесший твердой веры и не узнавший Спасителя. Вспоминается праведник Иосиф из Ветхого Завета, проданный братьями в рабство как прообраз страдающего Иисуса.

Великий Вторник посвящен беседам Христа против фарисеев и произнесенным в последний раз в Иерусалимском Храме притчам о десяти девах, дани цезарю, воскресении мертвых и Страшном Суде.

Великая Среда. Вспоминается предательство Господа Иисуса Иудой Искариотом (он продал своего учителя за 30 сребреников) и история о грешнице, возлившей миро на голову Иисуса.

Вечером в четверг совершается утреня с чтением 12-ти страстных Евангелий. Во время чтения священнослужители и прихожане стоят в храме с зажжёнными свечами в руках в знак того, что слава и величие не покидали Христа во время страданий. После службы свечи не гасят, а приносят домой и сохраняют их огонь в лампадах до Пасхи.

Великая Суббота. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Службы Великой субботы начинаются в пятницу во второй половине дня. Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа, снятого с креста, — выносят на середину храма. Вечером того же дня есть служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе место из Евангелия от Матфея — как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, опасаясь, что ученики выкрадут тело. В этот же день уже в преддверии праздника совершается освящение яиц и пасок, а в Иерусалиме на Гроб Господень сходит чудесным образом благодатный огонь.

В эту седмицу Свято-Никольском храме поселка Ильского будут совершаться ежедневные уставные богослужения: понедельник, вторник, среда — Литургия Преждеосвященных Даров, четверг и суббота — Литургия святителя Василия Великого. С порядком и временем совершения богослужений можно ознакомиться ниже.

10 апреля. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

7-30 Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

15-00 Великое повечерие. Утреня, 1 час. Исповедь.

11 апреля. ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

7-30 Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

15-00 Великое повечерие. Утреня, 1 час. Исповедь.

12 апреля. ВЕЛИКАЯ СРЕДА

7-30 Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

15-00 Утреня, 1 час. Исповедь.

13 апреля. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

7-30 Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией святителя Василия Великого.

17-00 Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

14 апреля. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

7-00 Царские часы. Изобразительны

15-00 Утреня с пением 17-й кафизмы. Крестный ход с св. Плащаницей. 1 час.

15 апреля. ВЕЛИКАЯ СУББОТА

7-30 Часы. Изобразительны. Вечерня с Божественной Литургией святителя Василия Великого.

strastnaja sedmica - Страстная седмица

Эта неделя особо чтится Цер­ко­вью. “Все дни – гово­рится в Синак­саре – пре­вос­хо­дит Святая и Вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, но больше Святой Четы­ре­де­сят­ницы Святая и Вели­кая сед­мица (страст­ная), и больше самой Вели­кой сед­мицы сия Вели­кая и Святая суб­бота. Назы­ва­ется эта сед­мица вели­кою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту сед­мицу совер­ши­лись вели­кие и пре­есте­ствен­ные чудеса и чрез­вы­чай­ные дела нашего Спа­си­теля…”.

Вспо­ми­ная в Бого­слу­же­нии собы­тия послед­них дней земной жизни Спа­си­теля, Святая Цер­ковь вни­ма­тель­ным оком любви и бла­го­го­ве­ния следит за каждым шагом, вслу­ши­ва­ется в каждое слово гря­ду­щего на воль­ную страсть Христа Спа­си­теля, посте­пенно ведет нас по стопам Гос­пода на про­тя­же­нии всего Его крест­ного пути, от Вифа­нии до Лоб­ного места, от цар­ствен­ного входа Его в Иеру­са­лим и до послед­него момента Его иску­пи­тель­ных за люд­ские грехи стра­да­ний на кресте, и далее – до свет­лого тор­же­ства Хри­стова Вос­кре­се­ния.

Все содер­жа­ние служб направ­лено к тому, чтобы чте­нием и пес­но­пе­ни­ями при­бли­зить нас ко Христу, сде­лать нас спо­соб­ными духовно созер­цать таин­ство искуп­ле­ния, к вос­по­ми­на­нию кото­рого мы гото­вимся.

Первые три дня этой сед­мицы посвя­щены уси­лен­ному при­го­тов­ле­нию к стра­стям Хри­сто­вым.

В соот­вет­ствии с тем, что Иисус Хри­стос перед стра­да­ни­ями все дни про­во­дил в храме, уча народ, Святая Цер­ковь отли­чает эти дни осо­бенно про­дол­жи­тель­ным Бого­слу­же­нием.

Ста­ра­ясь собрать и сосре­до­то­чить вни­ма­ние и мысли веру­ю­щих вообще на всей Еван­гель­ской исто­рии вопло­ще­ния Бого­че­ло­века и Его слу­же­ния роду чело­ве­че­скому, Святая Цер­ковь в первые три дня Страст­ной сед­мицы про­чи­ты­вает на часах все Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие.

В Вели­кую среду вос­по­ми­на­ется жена-греш­ница, омыв­шая сле­зами и пома­зав­шая дра­го­цен­ным миром ноги Спа­си­теля, когда Он был на вечери в Вифа­нии в доме Симона про­ка­жен­ного, и этим при­го­то­вив­шая Христа к погре­бе­нию. Здесь же Иуда мнимой забот­ли­во­стью о нищих обна­ру­жил свое среб­ро­лю­бие, а вече­ром решился пре­дать Христа иудей­ским ста­рей­ши­нам за 30 среб­ре­ни­ков (сумма, доста­точ­ная по тогдаш­ним ценам для при­об­ре­те­ния неболь­шого участка земли даже в окрест­но­стях Иеру­са­лима).

В Вели­кую среду на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, по заам­вон­ной молитве, в послед­ний раз про­из­но­сится молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с тремя вели­кими покло­нами.

В чет­верг Страст­ной сед­мицы в бого­слу­же­нии вос­по­ми­на­ются четыре важ­ней­шие еван­гель­ские собы­тия, совер­шив­ши­еся в этот день: Тайная вечеря, на кото­рой Гос­подь уста­но­вил ново­за­вет­ное таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии), умо­ве­ние Гос­по­дом ног уче­ни­кам Своим в знак глу­бо­чай­шего сми­ре­ния и любви к ним, молитва Спа­си­теля в саду Геф­си­ман­ском и пре­да­тель­ство Иуды.

В вос­по­ми­на­ние собы­тий этого дня после заам­вон­ной молитвы на Литур­гии в кафед­раль­ных собо­рах при архи­ерей­ском слу­же­нии совер­ша­ется уми­ли­тель­ный обряд умо­ве­ния ног, кото­рый вос­кре­шает в нашей памяти без­мер­ное снис­хож­де­ние Спа­си­теля, умыв­шего ноги Своим уче­ни­кам пред Тайной вече­рей.

В этот день Гос­подь уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния, поэтому все пра­во­слав­ные хри­сти­ане стре­мятся при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин на Боже­ствен­ной Литур­гии. Тро­парь дня “Егда слав­нии уче­ницы на умо­ве­нии вечери про­све­ща­хуся, тогда Иуда зло­че­сти­вый среб­ро­лю­бием неду­го­вав омра­ча­шеся, и без­за­кон­ным судиям Тебе пра­вед­наго Судию пре­дает. Виждь, имений рачи­телю, сих ради удав­ле­ние упо­тре­бивша: бежи несы­тыя души Учи­телю тако­вая дерз­нув­ший. Иже о всех Благий, Гос­поди, слава Тебе”

День Вели­кого пятка посвя­щен вос­по­ми­на­нию осуж­де­ния на смерть, Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля. В бого­слу­же­нии этого дня Цер­ковь как бы постав­ляет нас у под­но­жия Креста Хри­стова и пред нашим бла­го­го­вей­ным и тре­пет­ным взором изоб­ра­жает спа­си­тель­ные стра­да­ния Гос­пода. На утрене Вели­кого пятка (она слу­жится в чет­верг вече­ром) чита­ются 12 Еван­ге­лий Завета Святых Стра­стей.

Литур­гии в Вели­кую Пят­ницу не бывает, так как в этот день Сам Гос­подь принес Себя в жертву, а совер­ша­ются Цар­ские Часы.

Пла­ща­ница нахо­дится на сере­дине храма в про­дол­же­ние трех (непол­ных) дней, напо­ми­ная этим трех­днев­ное нахож­де­ние Иисуса Христа во гробе.

Это день стро­гого поста, когда ничего нельзя есть, по край­ней мере, до выноса Пла­ща­ницы. Это день самого стро­гого поста в году.

В Вели­кую суб­боту (служба начи­на­ется вече­ром в Вели­кую Пят­ницу) Цер­ковь вос­по­ми­нает погре­бе­ние Иисуса Христа, пре­бы­ва­ние Его тела во гробе, соше­ствие душою во ад для воз­ве­ще­ния там победы над смер­тью и избав­ле­ния душ, с верою ожи­дав­ших Его при­ше­ствия, и вве­де­ние бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника в рай.

После этого веру­ю­щие бла­го­го­вейно ожи­дают наступ­ле­ния полу­ночи, в кото­рую начи­на­ется свет­лая пас­халь­ная радость вели­чай­шего Празд­ника Вос­кре­се­ния Гос­пода и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа.

Пас­халь­ная радость есть святая радость, кото­рой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескон­ча­е­мая вечная радость вечной жизни и бла­жен­ства. Она и есть именно та радость, о кото­рой сказал Сам Гос­подь: “Воз­ра­ду­ется сердце ваше, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин.16:22 ).

В Церкви

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.

Каждый из семи дней этой недели, которая у православных также называется Чистой неделей, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, подчеркивая особенность, важность каждого дня к его названию добавляется слово "великий". Понедельник Страстной седмицы называется "Великим понедельником". Вторник ‑ "Великий вторник", и так до самой Пасхи, Воскресения Христова.

В эти семь дней печали и скорби по Спасителю в церквях не проводятся Таинство Крещения и Венчания, не празднуются дни святых.

Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками.

Великий понедельник

Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Пасхи.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Во время богослужения вспоминают также бесплодную смоковницу, иссохшую до корня ‑ как образ человека, погибающего в нераскаянии.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения совершается только раз в году и только на Страстной седмице. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро ‑ это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после крещения), а также при освящении новых престолов в храме.

Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро специальными веслами для мироварения. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Действующая мироварница Русской православной церкви находится в Донском монастыре Москвы.

В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий понедельник начинается самый строгий пост – можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.

Великий вторник

Во второй день Страстной седмицы ‑ Великий вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.

В день Великого вторника в пищу можно употреблять сырую пищу, без растительного масла.

Великая среда

В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену‑грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются. Отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

В этот день постящиеся употребляют сырую пищу без масла.

Великий четверг

В четвертый день Страстной недели ‑ в Великий четверг начинаются собственно приготовления к Пасхе. Непосредственно примыкая к главным дням церковного года ‑ Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, Великий четверг приближается к ним и по своей значимости.

Богослужение в Чистый четверг еще называется "страстями" или "великим стоянием", так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.
В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого. После литургии, в том случае, если служит епископ, совершается чин омовения (умовения) ног.

В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, омывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и отирает их особым полотенцем.

В новейшей истории впервые чин умовения ног был совершен в 2009 г. предстоятелем Русской Православной Церкви в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после Божественной литургии Великого четверга.

В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. Кроме того, данный чин совершается в Римско‑католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги омывают мужчины ‑ мужчинам и женщины ‑ женщинам.

В Великий четверг обычно все православные христиане причащаются. В России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий четверг ‑ один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в Великий четверг все же остается совершено особенным. После богослужения все подходят к распятию и сделав три земных поклона, целуют его и уходят из церкви.

В Великий Четверг также происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), который называется дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец ‑ дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме. Великий четверг называют еще Чистым четвергом. В этот день верующие не только очищают свою душу исповедью и причастием, но стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Традиционным в Великий четверг является ставить на стол хлеб и освященную соль.

Великая пятница

Великая пятница ‑ самый скорбный день в Православной церкви. Служба Великой пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его погребением. В Великую пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.

Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. После выноса плащаницы в центр храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.

Великая суббота

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.

Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.

Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.

После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.

День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.
В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.

У католиков долгое время Великий пост был схож с православным. Но после литургической реформы (вторая половина ХХ века) правила соблюдения поста несколько изменились. В римском обряде Католической Церкви Четыредесятница завершается к вечеру Великого четверга, когда с воспоминания тайной вечери начнется совершенно особый период ‑ Священное Пасхальное Триденствие страстей и воскресения Господа, продолжающееся до дня Христова Воскресения включительно и открывающее собою Пасхальное время.

Священное Пасхальное Триденствие (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) четверг, посвященный воспоминанию тайной вечери, Великую (Страстную) пятницу, посвященную воспоминанию Страстей Господних и Великую (Святую) субботу ‑ канун пасхального торжества.

Католики в основном воздерживаются от пищи только в Страстную пятницу, которая предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Формы чествования Страстной пятницы широко варьируются – от простого воспоминания или специальных богослужений у протестантов до особого литургического чина в Восточных церквах и сложного литургического церемониала в Римско‑католической церкви. В Католической церкви богослужения Страстной пятницы приурочены к 3 часам дня, поскольку считается, что в это время умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырех самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю.

Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв (восходящих к 5 в.) об исполнении всевозможных духовных нужд всех людей на земле. Третья часть – чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме.

Распятие закрывают покрывалом в воскресенье, начинающее Страстную неделю. Затем священник и его помощники снимают покрывало, после чего священнослужители и прихожане целуют распятие.

Последняя часть службы Страстной пятницы – литургия Преждеосвященных Даров, во время которой духовенство и прихожане приобщаются Св. Даров, которые были освящены накануне (отсюда название).

Но лютеране не исповедуют обязательный сорокадневный пост перед Пасхой, он является добровольным выбором каждого верующего. Некоторые протестанты в течение 40 дней перед Пасхой также стараются от чего‑то отказаться, например, от алкоголя, сигарет. Некоторые даже отказываются от личных автомобилей и ездят на общественном транспорте.

Великий понедельник посвящен воспоминанию о сотворении мира, Великий вторник – евангельской притче о десяти девах, Великая среда посвящена воспоминанию о помазании Иисуса в Вифинии и предательстве Иуды, Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной Вечере в Иерусалимской горнице, Великая пятница посвящена воспоминанию о Страстях Господних. Церковный обряд Великой пятницы (обряд Распятия) начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум (Затмение).

Читайте также: