Стихотворение в прозе как жанр литературы сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В объёме русской литературы И.С. Тургенев является основоположником данного жанра. У писателя не было предшественников в полном смысле этого слова. Да, существовали предпосылки появления стихотворений в прозе (творчество сентименталистов, отдельные моменты в творчестве Н.В. Гоголя), но всё это представлялось как отличительные черты писательского таланта, всё только подготавливало приход нового жанра. И последователей у Тургенева было немного. Стихотворения в прозе писали Я.П. Полонский, В.М. Гаршин, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин.
Для стихотворений в прозе исключительно важно, чтобы они были объединены в цикл и представляли бы собой систему жанрообразующих признаков, выделить которые в отдельно взятом произведении представляется достаточно сложным. Собранные вместе стихотворения в прозе раскрывают сущность и глубину жанра, показывая его характерные черты именно в их совокупности, именно во взаимодействии. Именно в цикле авторский лейтмотив отражается наиболее полно.

Большинство исследователей соглашаются с определением М.Л. Гаспарова (Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001):

18.03.2018, Китай
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Давайте попробуем! Пусть мы неискушённые авторы, пусть мы только начинаем, но попробовать свои силы в новом жанре, немного изменить свой взгляд на свои возможности(которых мы не знаем на самом деле, пока не начнём работать)- это очень интересно, согласитесь. И! Любая работа над словом - ВАЖНА. Поэтому наши упражнения в жанре стихотворений в прозе принесут пользу и одну только пользу. Уверена.

Поддержим друг друга, друзья!

Проект интересен ещё и тем, что одинаково подходит и поэтам, и прозаикам. Прислушаемся к художественному слову!

Ссылка на "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева.

http://ilibrary.ru/text/1378/p.7/index.html
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

По настроению стихотворений в прозе . не обязательно, чтобы это были грустные стихи )) Время не стоит на месте, всё меняется, и настроение каждого из нас может быть разным, поэтому и стихи в прозе могут быть и радостными, оптимистическими. И (а почему нет?) в рамках заданного жанра можно поработать и в жанре фэнтези и в любых других (любимых нами жанрах), всё зависит от нашего настроя.

УДАЧИ ВСЕМ, ДРУЗЬЯ!
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков"
Лао-Цзы.

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого), ни со свободным стихом (верлибр), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

ВложениеРазмер
statya_dlya_knigi.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жанр стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию или повествование, но отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики , ритмики , строфики и отчетливой, регулярной рифмы . В этом плане, стихотворения в прозе не нужно путать ни с ритмической прозой (например, Андрея Белого ), ни со свободным стихом ( верлибр ), широко распространившимся в ХХ в. Вместе с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность , эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые обычно характеризуют лирическое высказывание.

В русской литературе жанр стихотворения в прозе достиг своего поэтического совершенства в творчестве И.С.Тургенева. В его стихах наблюдаются ритмико-синтаксические конструкции, но рифм не было, потому что все стихи были написаны в прозаическом духе. С одной стороны их можно было сравнить с маленьким рассказом или частью одного большого произведения. Несмотря на то, что поэты выражали свои мысли в небольших абзацах, все же эти мысли были глубокие и нужные. Жизнь, в общем, и целом, эпоха, душевные переживания и сердечные муки – вот главные темы, которые волновали поэта.

Повествование в данном стихотворении ведется от первого лица. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть", "жизнь", "огонек" (в значении "жизнь"), "конец". В произведении можно выделить следующие микротемы: погода ("на дворе воет страшная, неистовая буря"), собака. В тексте присутствуют тавтологии, которые способствуют организовать композицию прозаического стихотворения: "гляжу в глаза", "она сама себя не понимает - но я ее понимаю", "две пары одинаковых глаз" и "в каждой из этих пар". Во втором случае повторение глагола "понимать" используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга. Также имеют место плеоназмы. Словосочетания "она немая" и "она без слов" близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания "нет никакой разницы" и "мы тожественны" также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание "один и тот же" (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь). Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, И. Тургенев ставит рядом слова "человек" и "животное". Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. "Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой." Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. "Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…" В данном месте имеет место незавершенность фразы. Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: "Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю". Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию. "И конец!"- подчеркивается необратимость, безвыходность. "Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…" - восклицательный знак используется для усиления отрицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. "Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?". Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. При чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом, И.Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Для И.С. Тургенева и последующих авторов характерно построение композиции прозаического стихотворения на основе использования таких стилистических приемов, как тавтология, риторические вопросы и восклицания, которые придают особую выразительность тексту. И. Тургенев объединяет свои прозовики в циклы, не делит их композицию на абзацы, в них лирический герой ведет повествование от первого лица. Так как его творчество тяготеет к прозе, то и в прозаическом стихе наблюдается преобладание прозаического начала над лирическим.

В условиях взаимопроникновения традиций и новаторства нашло отражение не только в содержании поэтических произведений, но и в их формальной стороне, где внешняя организованность стиха стала постепенно сменяться более глубокой, внутренней, способствующей изображению современного человека. Изменения в принципах и формах произведения связаны с общими тенденциями развития современной поэзии, с расширением диапазона образно-выразительных средств стиха. Явления аналогичного характера обнаруживаются в литературах разных народов, что является свидетельством закономерности и исторической обусловленности процессов, происходящих и в чувашской поэзии.

Передающиеся испокон веков жизненные каноны каждого народа, особенности восприятия мира, природы, гармонии определяют его характер, менталитет, в том числе и литературу. Изучение своеобразия жанра стихотворения в прозе как одной из главных проблем поэтики является подтверждением стремления раскрыть уникальность национальной поэзии.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Небольшие размеры, естественно, влекут за собою более тщательную отделку словесной формы, которая игнорируется во многих крупных произведениях: там центральное положение принадлежит сюжетной композиции.

Однако, ни небольшие размеры, ни художественная отделка — это еще не признаки, которые определяют данный термин. Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой (см. это слово), художественная же отделка свойственна не ему одному.

В. Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Стихотворение в прозе — само название жанра сочетает в себе абсолютно противоположные литературные роды: лирику и эпос. В своей работе я хочу рассмотреть, как определяют этот жанр различные исследователи и какое место он занимает среди других жанров.

В определении этого жанра существует три подхода:

2.Другие, например, Гроссман, дают такое определение:

Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими как метр, ритм, рифма. Поэтому не стоит путать стихотворение в прозе с такими формами, промежуточными между поэзией и прозой, а именно, с ритмической прозой и свободным стихом.

И, наконец, третий подход обращает внимание на культурно-исторический аспект. При всех его недостатках, это весьма важно.

развил И.С. Тургенев, его стихотворения в прозе остались классическим образцом жанра, но развития этот жанр не получил, хотя к нему и обращались русские символисты, например, А. Белый.

Квятковский определяет стихотворение в прозе как промежуточный жанр между лирикой и прозой, обращая внимания на эпоху его возникновения, когда границы между родами стирались. Но, на мой взгляд, его определение несколько упрощено. Произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме — не учитываются такие тонкости, как особый синтаксис, интонация, не характерные для прозаического произведения; присутствие иногда, пусть и рудиментарного сюжета (а в лирике сюжета как такового вообще нет). Из его определения следует, что этот жанр — какое-то механическое сочетание лирики и прозы. Стихотворение в прозе все-таки является особым жанром, где характерные черты лирики и прозы сочетаются куда более органично.

Ноктюрн — 1.Сочинение для фортепиано неопределенной формы мечтательного характера (Шопен, Фильд)

2.Серенада для духовых или струнных инструментов (Виотти, Верди).

Вульгарный — 1.Пошлый и грубый, непристойный.

2.Упрощенный до искажения, опошления.

Вульгарный ноктюрн — в первую очередь на ум приходит мысль, что пойдет о музыке, но мы помним: Рембо — французский символист, и поэтому стоит принимать название как символ и попытаться расшифровать его. Вульгарный здесь — это,скорее, не грубый и пошлый, а упрощенный, знакомый, много раз повторяющийся. Ноктюрн — это не серенада, но символ мечтательности, философского размышления о жизни.

На первый взгляд — простое предложение с однородными сказуемыми. Нет здесь ни рифмы, ни метра, нир ритма. Просто говориться о явлении природы — дуновении ветра.

Но просто ли? Разве одно дуновение способно на такие разрушения? Вряд ли.

Здесь используется такой прием как гротеск. К тому же прямо не говориться, что дуновение — ветра, это, скорее дыхание жизни (или смерти), которое может быть весьма разрушительным.

Далее на первый план выходит лирический герой:

Почти каждое слово лирического героя — символ, скрывающий его глубинные переживания. У виноградника герой забирается в старую карету прошлого века. Виноградник — символ плодородия, а карета XIX века — символ прошлого, истории. При описании кареты Рембо использует метонимию. Карета-катафалк (по смежной функции катафалк тоже возит не только живых, чем подчеркивает суетность современной жизни и и важность жизни прошлой или вообще — жизни вне времени — ведь катафалк несет сновидения — а это уже ирреальный мир). Также использует метафору — карета — пастушеский домик (карета внешне напоминает домик). Пастушеский домик моего простодушия- символ покоя, гармонии, некой идиллии (Вспомните пасторали — домик, к которому обращались многие авторы, как к изображению естественной гармоничной жизни на природе).

«Зеленое и темно-синее наводняет картину.

Не собираются ли здесь вызвать свистом грозу, и Содом, и Солим, и диких зверей,и движение армий?

Опять присутствует такой прием как гротеск: свистом вызвать движение армий. Здесь этот прием использован для придания динамики: так легко, одним звуком можно создать конец света.

Гроза — символ божьей кары; Содом и Солим — символы разврата, варварства, дикие животные — жестокость и бездуховность, движение армий — война. Апокалипсис следует сразу же за остановкой, прекращением жизненного движения, что весьма логично. Если остановится вселенский цикл, пусть даже пошлый и ненужный, все закончится и не будет ничего.

«(Ямщики и животные из сновидения не подхватят ли свист,

Этот абзац представлен в скобках, как добавочная мысль, в то же время и как сокровенно-личная (то есть еще более личная, чем все остальные. До этого герой думал о судьбе мира, о Вселенной, дыхании жизни; сейчас же он в связи с этим задумался и о своей судьбе). Ямщики-погонщики, с одной стороны, являются проводниками между мирами — с другой, животные (возможно, лошади — тоже символ возрождения и смерти, как и карета), вызванные фантазией могут поучаствовать в Апокалипсисе. Погрузить в шелковый родник — убить или вернуть к жизни (при крещении ребенка окунают в воду — символ возрождения в новой вере). Риторический вопрос — а будет ли возрождение.

Последнее предложение этого стихотворения в прозе частично дублирует первое:

Таким образом создается цикличность структуры всего произведения, что окончательно оформляет философскую тему этого стихотворения: бесконечное движение жизни (цикличность), пусть оно уже было и повторялось много раз (так много, что стало пошлым), оно все же необходимо и неизбежно.

Как мы видим, это произведение не обладает такими формальными признаками лирического стихотворения как рифма, размер, метр. Но на формальном уровне оно обладает небольшим объемом, особым, отличным от прозаического произведения, ритмом (его создают короткие предложения с однородными членами и повторяющимися предлогами и союзами— это формальные признаки лирики).

На смысловом уровне — это чисто лирическое произведение: отсутствие сюжета, субъективное восприятие реальности (герой видит мир сквозь изъян в стекле).

Философская тема бытия — основная заявленная тема. В связи с этим автор, возможно, и выбрал именно такой жанр — стихотворение в прозе.

В поэтической речи метр, размер, ритм, рифма подчинили бы его законам, ограничили бы выбор лексических средств.

А прозаическая форма позволяет не торопясь, внимательно, вдумчиво оценить и понять каждую мысль поэта, каждое его слово.

Таким образом для выражения идеи бытия в этом произведении жанр стихотворения в прозе выбран идеально.

Я выбрала это стихотворение как образчик французского стихотворения в прозе. Ведь жанр зародился во франции. Я не взяла произведение Бертрана или Бодлера, так как хотела рассмотреть жанр в зените его расцвета.

Это стихотворение в прозе напоминает притчу, что понятно, ведь сам жанр сложился опираясь на библейскую традицию лирики в прозе.

Здесь присутствует (хоть и рудиментарный сюжет) — дурак пытается слыть умным в обществе, найти найти там свое место, что ему весьма успешно удается. Стоит заметить, что лирический герой здесь не присутствует. Ни дурак, ни его знакомые не могут претендовать на эту роль. Автор здесь не отдает предпочтения ни дураку, сумевшему неплохо устроиться, манипулируя человеческой трусость; ни обществу, страдающему от этих манипуляций. Тургенев отвергает и то и другое. Даже понятно, что трусость намного хуже глупости, так как именно она позволяет последней процветать.

Произведение, конечно, имеет прозаическую форму, но обладает при этом особым ритмом, который создают обилие пауз (многоточия и деление на абзацы). Форма — средство выражения авторской идеи. Используя ее, автор раскрывает перед читателем негативные стороны человеческой личности.

Используя жанр притчи, автор говорит читателю, что плохо и глупо быть дураком, но быть трусом еще глупее.

Итак, жанр стихотворения в прозе можно назвать промежуточным жанром между лирикой и эпосом. Он обладает чертами обоих литературных родов. Эпическому роду соответствует форма: отсутствие метра, ритма, размера. А так же такая содержательная часть как наличие сюжета( хоть и не во всех произведениях, хоть часто и весьма условного). Лирическому роду соответствует такая формальная часть как небольшой объем, особое деление на абзацы ( как на строфы), а также содержание. повышенную эмоциональность стиля, круг образов мотивов, идей, характерный для поэзии, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. И эти черты очень органично сочетаются.

Жанр стихотворения в прозе по праву считается одним из самых сложных жанров.

Список использованной литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Озерская средняя общеобразовательная школа им. Сергея Аникина

Реферат на тему:

Выполнила:

ученица 7 класса МКОУ Озерская СОШ

им. Сергея Аникина, Филатова Анна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы,

Е.Ю. Смирнова

1. И.С. Тургенев - поэт ……………………………………………………. ….4

Список литературы . 12

1. И.С. Тургенев – поэт.

В конце 1870-х годов скитальческой жизни писателя приходит конец. Тургенев обосновался во Франции. Зиму он проводит в Париже, летом поселяется в курортном Буживале за городом. И каждую весну Тургенев обязательно осуществляет новую встречу с Россией. Его ждали восторженные приветствия молодежи, речи и обеды. В ответной речи московскому студенчеству в марте 1879 года Тургенев заявил: "Сочувствие ваше относится ко мне не столько как к писателю, успевшему заслужить ваше одобрение , – оно относится к человеку, не изменившему до конца ни своим художественно-литературным убеждениям, ни либеральному направлению". В этих словах слышна сдержанная гордость зрелого мужа, который, подводя итоги, убеждается, что жизнь прожита достойно. Юным слушателям Тургенев пояснил, что в пору его молодости слово "либерал" "означало протест против всего темного и притеснительного , уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и наконец – пуще всего – означало любовь к народу, который, находясь еще под гнетом крепостного бесправия, нуждался в деятельной помощи своих счастливых сынов". Создатель "Записок охотника" радостно приветствовал новое и признавал, что в "сравнении с нами молодое поколение сделало много шагов вперед…". Одновременно автор "Отцов и детей" предупреждал о том, что молодежи "есть чему поучиться и у нас, стариков". Тургенев называет себя представителем иного поколения, "старым либералом", "старым художником". Итак, писатель почувствовал: настало время подведения жизненных итогов.

Признанный романист, Тургенев счел роман пройденным этапом. Писатель почуял возможность создания нового, более сложного жанра. Такого, которого до того не было в литературе. До поры об этом экспериментальном труде никто не знал.

Летом 1882 года Ивана Сергеевича навестил его старинный приятель, редактор журнала "Вестник Европы" Михаил Матвеевич Стасюлевич. В беседе с писателем он полюбопытствовал, верен ли разошедшийся по Европе слух. Русские и даже английские газеты сообщали о том, что Тургенев трудится над новым большим романом. Стасюлевич желал узнать, соответствует ли истине это "приятное известие". Иван Сергеевич категорически отверг вести о том, что якобы напишет большое произведение. В доказательство обратного он "достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков, разного формата и цвета". Тут любопытство гостя дошло до крайнего предела. Тургенев пояснил, что набрасывал "нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры". Однако писатель не хотел, чтобы эти записи увидели свет при его жизни. Под влиянием вырвавшегося дружеского признания Иван Сергеевич окончательно решил: "Запечатаю все это и отдам вам на хранение до моей смерти".

Такое предложение никак не устраивало Стасюлевича. Он успел услышать из уст Тургенева несколько отрывков. Наибольшее впечатление на него произвела "Маша" – короткий рассказ извозчика о смерти любимой жены. "Не нужно было ничего к этому присоединять", – вспоминал Стасюлевич. Он понял, что в руках его оказался настоящий шедевр. Любопытство его, скажем прямо, было небескорыстно. Как журналист, он мечтал получить новое создание прославленного писателя для своего издания. Благодаря упорству редактора "Вестника Европы", после многолетних уговоров Гончарова, русский читатель познакомился с "Мильоном терзаний". В споре с Тургеневым Михаил Матвеевич убедил его одним шутливым замечанием: "Нет, Иван Сергеевич , если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этою прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорей умерли". В конце концов писатель сдался на просьбы "напечатать все это теперь же". Он вручил редактору "Вестника Европы" сорок тщательно отобранных "Стихотворений в прозе". Затем прислал еще десять – "для укомплектования".

В 1883 году создания Тургенева были напечатаны в "Вестнике Европы"[прил.1] Павел Васильевич Анненков, выражая чувства всех читателей, написал Стасюлевичу: "Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородной мужской мысли, которая называется "Стихотворения в прозе"…" Редактор запросил у Тургенева новую часть, но писатель обошел просьбу молчанием. Много позднее, уже в 1920-е годы наследники Виардо дали наконец разрешение на просмотр рукописей писателя. К работе в архивах приступил французский литературовед Андре Мазон. И о чудо! Сразу нашел еще тридцать стихотворений, никому не известных. Очевидно, писатель счел их слишком личными и оставил у себя. Только в 1931 в России полностью был напечатан цикл "Стихотворений в прозе".

Вопрос о заглавии тоже решился не сразу. Ведь приходилось определять сущность жанра, которого ранее в литературе не существовало. Стасюлевич предлагал Тургеневу назвать эти маленькие произведения "зигзагами". По его мнению, эти художественные создания "коротки как молнии и как молния внезапно освещают пред Вами громадные перспективы". Однако Тургенев уже придумал два жанровых определения, которые взаимно дополняли друг друга. Одно касалось внутренней сути содержания. Писатель назвал свой цикл по-латыни "Старческое" – "Senilia". Оно говорит читателю, что перед ним своеобразные итоги жизни, рассказ о пережитом и перечувствованном. Другое название – раскрывало оригинальную форму. Тургенев точно охарактеризовал ее. Это сочетание лирического и прозаического начала, дотоле невиданное. Это – "Стихотворения в прозе". [5]

Читайте также: