Старообрядцы в коми крае сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
Роль старообрядческих наставников в воспроизводстве, эволюции и передаче религиозного опыта в среде коми старообрядческого населения

На духовную культуру коми значительное влияние оказало старообрядчество.

К концу XIX в. старообрядчество укоренилось в большинстве коми поселений на Верхней и Средней Печоре, начиная от Усть-Илыча (д.Усть-Илыч, Троицко-Печорский р-н) до д.Соколовской (с.Соколово, Печорский р-н) [3] .

Как показывают материалы полевых исследований, старообрядчество оказало значительное воздействие на формирование семейной обрядности коми данного региона [обряд крещения, — крещение в естественных водоемах, в зрелом возрасте, отсутствие миропомазания; похоронно-поминальная обрядность, — сооружение надмогильных конструкций (срубы), отсутствие причитаний при сопровождении покойного на кладбище, транспортировка гроба на сосновом шесте или на специальных носилках (так как лошадь считается нечистым животным) и др.], а также на регламентацию повседневной жизни, — этикет, гигиена, еда, распорядок времени [избирательность контактов с окружающими, противопоставление чистого нечистому (пищи, посуды, одежды, частей тела и др.)] [17] . Здесь мы сталкиваемся с теми же особенностями культуры, которые исследователи выявили в ряде старообрядческих регионов [18] : устная культура с книжно-письменной доминантой.

Одним из интересных аспектов изучения функционирования данного типа культуры является механизм передачи религиозного опыта, межпоколенной традиции.

Духовная жизнь печорских коми старообрядцев, как отмечают епархиальные миссионеры, регулировалась приезжавшими из соседней Архангельской губернии (из Усть-Цильмы и Пижмы) старообрядческими законоучителями, в числе которых в миссионерских отчетах конца XIX — начала XX вв. указаны следующие наставники: Ефим Чупров, Тарас и Ефим Тимофеевичи Поздеевы из с.Замежное (Пижма), Т.Семенов [19] . Отмечается также некий слепой старик из Олонецкой губернии, который ежегодно навещал Печорский край, собирая пожертвования для старообрядческого монастыря (себя и свою монастырскую братию называл потомками страдальцев за веру). Среди местных старообрядцев он пользовался большим авторитетом и уважением [20] .

Сведения о его детских и юношеских годах достаточно скупы и фрагментарны. Известно лишь, что в 20-е годы он работал механиком на пароходе, плавал по Печоре. В конце 20-х он возвращается в Медвежскую. Как показывают протоколы сельских сходов жителей Медвежской (в 1930-е г.) Самоил Андреевич проявлял большой интерес к общественной жизни сельчан [34] .

В Соколово в то время не было крепкой старообрядческой общины. В доме Пастуховой П.Х. Самоил Андреевич устроил моленную, где скрытно от властей стали собираться местные старообрядцы. Большинство из них не владело навыком чтения церковнославянским и плохо понимало смысл прочитанных текстов. Поэтому после окончания службы С.А.Мамонтов на коми языке объяснял присутствующим различные разделы богослужений, переводил на коми некоторые фрагменты Евангелий и апостольских посланий [38] .

В 1951 г. над С.А.Мамонтовым вновь нависла угроза ареста, что послужило причиной его переселения в деревню Медвежская. В его доме была устроена моленная, куда на богослужение собирались старообрядцы из всех близлежащих деревень.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Попробуем разобраться, кто такие староверы и почему они всё дальше уходили от общества.

В течение следующей сотни лет и государство, и церковь осознали себя как единственные носители истинного православия. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон задумали чисто бюрократический шаг – требуется государственное единообразие, приведение в порядок церковных книг, которые по-прежнему переписывались в монастырях от руки и лишь немногие печатались, поэтому накопились ошибки, разночтения слов. За 6,5 веков возникло немало ошибок в текстах и различий обрядового характера. Нужно было сверить книги – да, это было бюрократическое решение, но в духовной сфере и в России! Не трожь нашу веру! Так возник Раскол - явление, действительно расколовшее русское общество.

Если перечислить все исправления, сделанные в церковных текстах, то нам никогда не понять, во имя чего люди боролись, шли на смерть и убивали других. Например:

Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные крестятся только тремя пальцами, сложенными вместе. Многие категорически отказались подчиняться, сравнивая троеперстное знамение с кукишем.

Крест древний имеет 8 концов. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа.

Да, есть иные различия, бытовые: старообрядцы проклинают курение табака, практически не употребляют алкоголь (только в редкие Великие праздники), отвергают яркие одежды, женщины всегда в платках, мужчины не бреют бороду и усы, носят рубахи с поясом (как символ деления человека на чистый верх и грешный низ), не одобряют пустых развлечений (танцев, спектаклей). Не признавали печатных книг и бережно переписывали свои, древние.

Но всё это вызвало гнев и церкви, и государства (патриарха и царя), наверно, это можно объяснить: страна становилась единым целым, любое сопротивление державной воле должно наказываться беспощадно, и эту мысль подтвердили греческие патриархи: Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский – назвавшие старообрядцев еретиками. Состоялся поместный собор Русской церкви, он настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми. И начались расправы. все, продолжавшие креститься двумя перстами, преданы были анафеме!

Мне рассказывали мои ученики, что в селе Усть-Илыч уже в наши дни промысловик Василий Кузнецов был известен тем, что зимой ходил за Урал за соболем. Дорога обратно была долгой. Однажды охотник вернулся домой совершенно ошарашенный. Потом объяснил друзьям:

– В лесу увидел дерево с большим дуплом. Залез туда, а там книги старые.

Традиционно выделяют 4 района проживания коми старообрядцев: удорский (низовья Вашки), верхневычегодский, верхнепечорский (Скаляп), прилузский. По мнению исследователей, расцвет старообрядческого движения у коми ограничивается периодом с середины XIX до начала XX вв., в наши дни староверы слились с местным населением.

Процесс миграций русских староверов, начавшийся с конца XVII в. и продолжавшийся до начала XX в., привел к образованию старообрядческих общин в разных районах Коми края. Русские старообрядцы со временем ассимилировались, усвоив местные обычаи и язык, но во многом сохранив свои мировоззренческие установки (Гагарин 1980). С самого начала староверие не представляло собой единого движения, распавшись на множество толков, каждый из которых имел свои "местные" варианты. Кроме того, между отдельными районами края существовала известная обособленность, вследствие чего в отдельных элементах традиционной культуры коми населения различных районов выработались и закрепились региональные отличия: в языке, одежде, хозяйственных занятиях и др. Эти факторы необходимо учитывать при изучении культуры коми староверов. Традиционно выделяют 4 района проживания коми старообрядцев: удорский (низовья Вашки), верхневычегодский, верхнепечорский, прилузский. По мнению некоторых исследователей, расцвет старообрядческого движения у коми ограничивается периодом с середины XIX до начала XX вв., когда у них возникает и своя книжная традиция (Власов, 1990).

В настоящее время большинство жителей верхневычегодских и удорских сел не считают себя староверами, определяют себя как "мирские", староверами считают только тех, кто ест из отдельной посуды. В старообрядческой общине существовали две группы: "мирские" и "истые", последние отличались строгим соблюдением всех правил поведения: не общались с нестароверами, использовали личную посуду, большее внимание уделяли чтению молитв. В данном случае произошло вытеснение слова "старовер", что можно объяснить гонениями на веру в период советской власти, о которых до сих пор помнит местное население.

В селах по Вашке, Вычегде и Печоре сохранился основной внешний признак старообрядчества - двуперстие (перна пас). Повсеместно распространено мнение, что те, кто молится "чепелью"- это не православные, а представители другой веры. В настоящее время это, пожалуй, главное отличие коми староверов от других православных.

Что касается одежды, то на верхней Вычегде и Вашке отличий между повседневной одеждой староверов и нестароверов по цвету и покрою нет. До сих пор соблюдаются правила, касающиеся одежды для молений. Она должна быть темного цвета, с длинными рукавами, обязательно должен быть пояс (иногда фартук), темный платок. Старожилы Вашки помнят, что своей одеждой выделялись скрытники: носили черную одежду и мужчины, и женщины. Остальные староверы так же предпочитали темные цвета, в частности, темно-синий для сарафана. До 60-х годов XX века в староверческой среде держался запрет на табак, меньше выполнялись предписания относящиеся к винопитию. Долгое время действовали запреты на употребление картофеля, чая. Картофель на верхней Вычегде выращивали, но сами не ели- готовили для гостей. Вместо чая заваривали зверобой, шалфей, пили квас. "Истые" староверы на Вашке (дд. Вильгорт, Острово, с. Пучкома) уже не так строго соблюдают запреты на общение с "мирскими". В настоящее время на Вычегде и Вашке мужчин- наставников нет, как правило наставницей (юровей, мцлитчищь баб) является женщина за 50. Именно женщины после 45 являются "ядром" старообрядческих общин. Обряды проводятся в соответствии с устной традицией (хотя книги по-прежнему хранят, читают), что сближает их с обрядами коми нестароверов.Процесс миграций русских староверов, начавшийся с конца XVII в. и продолжавшийся до начала XX в., привел к образованию старообрядческих общин в разных районах Коми края. Русские старообрядцы со временем ассимилировались, усвоив местные обычаи и язык, но во многом сохранив свои мировоззренческие установки (Гагарин 1980). С самого начала староверие не представляло собой единого движения, распавшись на множество толков, каждый из которых имел свои "местные" варианты. Кроме того, между отдельными районами края существовала известная обособленность, вследствие чего в отдельных элементах традиционной культуры коми населения различных районов выработались и закрепились региональные отличия: в языке, одежде, хозяйственных занятиях и др. Эти факторы необходимо учитывать при изучении культуры коми староверов. Традиционно выделяют 4 района проживания коми старообрядцев: удорский (низовья Вашки), верхневычегодский, верхнепечорский, прилузский. По мнению некоторых исследователей, расцвет старообрядческого движения у коми ограничивается периодом с середины XIX до начала XX вв., когда у них возникает и своя книжная традиция (Власов, 1990).

В настоящее время большинство жителей верхневычегодских и удорских сел не считают себя староверами, определяют себя как "мирские", староверами считают только тех, кто ест из отдельной посуды. В старообрядческой общине существовали две группы: "мирские" и "истые", последние отличались строгим соблюдением всех правил поведения: не общались с нестароверами, использовали личную посуду, большее внимание уделяли чтению молитв. В данном случае произошло вытеснение слова "старовер", что можно объяснить гонениями на веру в период советской власти, о которых до сих пор помнит местное население.

В селах по Вашке, Вычегде и Печоре сохранился основной внешний признак старообрядчества - двуперстие (перна пас). Повсеместно распространено мнение, что те, кто молится "чепелью"- это не православные, а представители другой веры. В настоящее время это, пожалуй, главное отличие коми староверов от других православных.

Что касается одежды, то на верхней Вычегде и Вашке отличий между повседневной одеждой староверов и нестароверов по цвету и покрою нет. До сих пор соблюдаются правила, касающиеся одежды для молений. Она должна быть темного цвета, с длинными рукавами, обязательно должен быть пояс (иногда фартук), темный платок. Старожилы Вашки помнят, что своей одеждой выделялись скрытники: носили черную одежду и мужчины, и женщины. Остальные староверы так же предпочитали темные цвета, в частности, темно-синий для сарафана. До 60-х годов XX века в староверческой среде держался запрет на табак, меньше выполнялись предписания относящиеся к винопитию. Долгое время действовали запреты на употребление картофеля, чая. Картофель на верхней Вычегде выращивали, но сами не ели- готовили для гостей. Вместо чая заваривали зверобой, шалфей, пили квас. "Истые" староверы на Вашке (дд. Вильгорт, Острово, с. Пучкома) уже не так строго соблюдают запреты на общение с "мирскими". В настоящее время на Вычегде и Вашке мужчин- наставников нет, как правило наставницей (юровей, мцлитчищь баб) является женщина за 50. Именно женщины после 45 являются "ядром" старообрядческих общин. Обряды проводятся в соответствии с устной традицией (хотя книги по-прежнему хранят, читают), что сближает их с обрядами коми нестароверов.

Согласно М.Ф. Формаковскому, история раскольничества в Зюздинском крае насчитывает 180 лет.

Протоиерей Михаил Фёдорович Формаковский (1833–1881) написал статью "Раскол в северной полосе Глазовского уезда (Из отчета за 1879 г.)" о том, как расколоучители "заражали" православных зюздинцев и извлекали их из недр православия. Статья интересна и тем, что в ней немало внимания уделено этнографическому описанию, поскольку священники во второй половине 19-го века занимались этнографией и географией тех местностей, где они служили, в связи с чем они оставили много прелюбопытных зарисовок.

В северной полосе Глазовского уезда раскол разделяется на две половины: к первой из них относятся раскольники беспоповщинской секты, ко второй – поповщинской. Расколом беспоповщинской заражены приходы: Кулигинский, Гординский и Карсовайской: поповщинской – Зюздино-Афанасьевский, Зюздино-Христорождественский и Зюздино-Воскресенский приходы.
Местность, занимаемая приходами Зюздино-Афанасьевским, Зюздино-Христорожденственским и Зюздино-Воскресенским, заселена пермяками. До тридцатых годов текущего столетия в северной полосе Глазовского не было раскола. Появление его в этой местности надобно отнести у 1832 году. Пермяки, населявшие и населяющие северный край Глазовского уезда, по обращении своем в христианство, все состояли в православии. Как одно из финских племен, пермяцкое племя имело свой язык, свои обычаи и нравы, свою религию. но, затертое русью, перемешавшееся с другими племенами, племя пермяцкое, не имея письменной речи, не сохранило своей первобытной религии, не оставило памятников о первобытном состоянии предков своих. Удержался только язык пермяцкий, и то в незначительной части пермяков. В Харинской волости и дальше до границы Пермской губернии, пермяки говорят на своем языке, но переселившиеся с берегов Камы по направлению к реке Чепце пермяки, за исключением стариков, забыли свое родное наречие, и все говорят по-русски, немного коверкая слова. Совершенно обруселое, племя пермяцкое сохранило в себе только свой тип, неразвитость, неповоротливость, какую-то детскую наивность и больше ничего. Не спрашивайте пермяка, почему его зовут, и он себя зовет – он не знает; тем более не спрашивайте его, откуда произошло пермяцкое племя, какую оно имело религию, чем оно отличалось от других финских выходцев – все забыто. Пермяк современный именует себя русским и слышать не хочет, что он происхождения нерусского.
К этому детски-наивному племени, пользуясь его доверчивостью к русскому человеку, его неразвитостью, его безыскусственной простотой, подбился всерастлевающий русский раскол. Явились расколоучители из Пермской губернии на верховья Камы с целью просвещать малоразвитое племя пермяцкое и, не встретив противодействия, положили первые семена раскола. Таким образом бредни раскола пущены в массу пермяков и увлекли многих из пермяцкого племени в заблуждение. К 1832 году можно отнести начало раскола беспоповщинской секты, которым заражены приходы Карсовайский, Гординский и Кулигинский; раскол же поповщинской секты, гнездящийся в приходах Зюздино-Афанасьевском, Зюздино-Христорождественском и Зюздино-Воскресенском, появился гораздо позже, именно в 1850.Первым расколоучителем беспоповщинской секты был некто Иларион Егоров, крестьянин Пермской губернии Сепычской волости, деревни Гришинской – он прибыл в пределы тогда Верхо-Камского, а ныне Карсовайского прихода; жил тут довольно продолжительное время и успел приобрести себе верных последователей в лице крестьян починка Гришинского Григория Димитрова Макарова и починка Тебеньковского Стефана Назарова Тебенькова. Этих первых своих последователей Иларион, оставляя своими преемниками и самостоятельными деятелями по распространению раскола, поставил в наставники и руководители оставленного им раскола. Достойные своего учителя ученики не ударили себя в грязь лицом: тогда же распространили раскол в починках Яговском, Сизевском и Деминском.
Приходы Карсовайский, Гординский и Кулигинский смежны между собой. В означенном 1832 году получил заразу раскола приход Карсовайский и почти единовременно с ним приход Кулигинский; а на приход Гординский влияли уже раскольники Карсовайские и Кулигинские. Но появление раскола в кулигинском приходе имеет свою историю. Кулигинский приход граничит с Сепычским приходом, а этот последний издавна раскольнический. Кулигинский приход заражен расколом Сепычскими раскольниками. К довершению зла, в Кулигинском в 1837 году из Казани появилась раскольница, по происхождению крестьянка, с мужем чиновником. Чиновник индифферентно относился к религии и безмятежно доживал свои дни в деревне, на родине своей жены; но жена его с силою распространяла раскол в родной местности. Ея пагубная деятельность имела последствием то, что православные целыми деревнями пошли в раскол, и теперь там, где не было ни одной души раскола, нет ни одной души православной. Благодаря влиянию поименованных лиц и сил обстоятельст того времени, в приходах Кулигинском, Гординском и Карсовайском крепко обосновался и глубоко пустил свои корни раскол беспоповщинской секты, Даниловского согласия.
До 1844-46 годов, как видно из церковных документов, особенно сильного распространения раскола не было. Те из православных, которых успели расколоучители сбить с толку и совратить в раскол, остались раскольниками, а дальнейшее распространение раскола, как заметно из рассказов стариков, было остановлено светской властью.
В 1861-1864 годах в расколе заметно стало движение. Почуяв что-то в воздухе, раскольники с силою устремились на православие и многих христиан исторгли из недр Церкви Христовой.
В 1864 году в Карсовайский приход опять явился Пермский пропагандист Иларион Егоров, тот самый расколоучитель, который положил первые семена раскола в этой местности. Его появление в виде уже старца, украшенного сединами и умудренного опытом житейским, произвело большое влияние на народ и сопровождалось значительным отпадением православных в раскол. В одном Карсовайском приходе в означенном году уклонилось из православия в раскол до 500 человек мужеска пола и женска.
Во вторичное посещение Карсовайской местности, Иларион, чтобы гарантировать раскол от Никонианства, поставил наставником крестьянина деревни Тарасятской Бориса Шмырина. Шмырин оказался ярым фанатиком и сильным расколоучителем. За распространение раскола его посадили в тюрьму; но тюрьма не только не укротила фанатика, а напротив, придала ему больше энергии и мужества, а в последователях его возбудила больше преданности и уважения к нему, как будто к мученику за веру. К этому примешалось еще обстоятельство такого рода: Шмырин во время своего заключения упал с лестницы, повредил себе ноги и остался хромым на всю жизнь. Когда он был освобожден из тюрьмы и возвратился в место своего жительства, раскольники приняли его как мученика, за веру пострадавшего, и влияние на православие стало сильнее, чем было раньше. Раскол в Карсовайском приходе распространялся до тех пор, пока не поступил на этот приход ныне заведывающий оным священник Стефан Дернов. Со времени поступления о. Дернова и во все его управление приходом случаев отпадения из православия в приход не было ни одного.
Той порой, пока в Кулигинском, Гординском и Карсовайском приходах действовали расколоучители-беспоповцы, на окраине уезда, в северо-восточной части Зюздино-Воскресенского прихода совершилось другое зло. Там, вдали от города, от властей, от надзора, близ самой границы Пермской губернии явились раскольнические монахи и, пользуясь пустынностью места и удобствами для пропаганды, построили скит и открыли свою миссию. Это было в 1850-м году. С того времени по настоящее, т.е. в течение тридцати лет, эти монахи работали во вред православию и только ныне в текущем 1880-м году, января 25 дня, трое из них пойманы полициею. Как пустынники, в одеждах иноческих, они бродили по деревням, развращали народ, привлекали в свой скит, на домах отправляли службу, требы и все, в чем нуждается христианин. Пойманные лжемонахи оказались беглецами: один из крестьян Б-ой волости деревни Р-ой; в 1850 году он был принят в военную службу и тогда же бежал в скит. О других двух проводится расследование, до окончания которого нельзя с достоверностью сказать, кто они. Но достоверно то, что не три пойманные монаха составляли персонал пустынников, а их было до 25-и, как предполагают православные того края. Значит источник зла хотя открыт, но далеко не прекращен. Монахи, разбежавшиеся после поимки своих сподвижников за границу Пермской губернии, само собой, возвратятся в свой скит и снова будут пропагандировать. Но в данном случае и то хорошо, что теперь известно стало, кем распространен и держится раскол и против кого вести борьбу.


В дальнейших наших планах строительство храма, дабы православные христиане Республики Коми не оставались без церковного общения и пастырского окормления.

Исторически на территории Республики Коми не было старообрядческих храмов, только в северных районах Коми по реке Печоре селились староверы, бежавшие от гонений царского правительства. После восстановления полноты церковной иерархии произошедшего в 1846 году, и провозглашения в 1905 году свободы вероисповедания, на территории Российской Империи стали появляться многочисленные старообрядческие храмы со священниками. Старообрядцы насчитывали в России на тот момент порядка 20 млн. человек. Это было то здоровое, непьющее и трудолюбивое ядро русского народа, в руках которого, в силу морально-этических качеств, диктуемых исконной русской религиозностью, находилось две трети российской промышленности.

К сожалению, приход к власти большевиков положил начало гонениям и репрессиям на все проявления религиозности в России, началось истребление верующих людей, разрушение храмов. И если господствующее вероисповедание, понеся некоторые потери, смогло найти общий язык с новой властью, то старообрядчество, исторически не идущее ни на какие компромиссы с государством, если то противно воле Божией, истреблялось стахановскими темпами.

Сейчас, во время благоприятное, Русская Православная Старообрядческая Церковь вновь возвращается к осуществлению своей исторической миссии не только по спасению человеческих душ, но и по оздоровлению всего уклада жизни русского народа.

Кроме нас этого сделать некому! С нами Бог!

Интересно сохранилась ли где - нибудь, у кого - нибудь Библия до никоновской реформы. Ведь Никон повелел уничтожить все эти книги.

Выверенные диаконом Русской Древлеправославной Церкви и подготовленные для печати тексты Острожской Библии 1581 г.
Предлагаются для всех старообрядцев макеты для печати книг Нового Завета и Книги премудрости из Острожской Библии 1581г. Работа над макетом проводилась с великой тщательностью с оригинала 1581г. https://yadi.sk/d/Ns-67zJ0ibER3 с поновлением орфографии по образцу Острожской Библии 1914г. https://yadi.sk/d/_KCq67SGibETM но более удачно, ибо не секрет, что в издании 1914г. содержится великое количество грамматических ошибок, в т.ч и смысловых, как например видно из Евангелия от Иоанна зачало 48 от полу, "ИмЕяи зАповеди моЯ и соблюдАя Ихъ, тО нЕсть любЯи мЯ". В оригинале же читаем "тОй Есть любЯи мЯ". Я думаю, что эта и множество других ошибок вкрались в эту книгу не преднамеренно, а вследствии спешки или невнимательности. Предлагаемые же мною книги избавлены от всех найденных ошибок.

Новый Завет должен быть у каждого православного христианина настольной книгой, и читать Слово Божие нужно каждый день. Меня сподвигло к этой работе не только нежелание читать Слово Божие по исковерканному синодальному переводу Библии, но мне всегда хотелось иметь правильный Новый Завет, включая Апокалипсис, отдельной книгой, лишенный каких-либо недостатков (как например, выше было сказано). По тщательном же исследовании различных древних списков Евангелий и Апостолов (дораскольных, разумеется) я пришел к выводу, что именно Острожская Библия 1581г. является наиболее точной церковнославянской Библией. Предлагаемая также отдельная книга "Книги Премудрости" - это шесть книг из Ветхого Завета: Псалтырь, Притчи Соломони, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломони и Премудрости Исуса Сирахова. Нельзя пренебрегать мудрейшими высказываниями и советами мудрых мужей, написавших эти Богодухновенные книги.

Предлагаемые макеты этих книг полностью готовы для печати в типографии. Обложки для книг в двух вариантах: для тиснения золотом на бумвинил и для печати на матовой бумаге с последующим мелованием. Все желающие печатайте и распространяйте эти Богодухновенные книги во славу Божию.

Макет подготовил диакон Иоанн. РДЦ.

Был отредактирован шрифт, добавлен дорожный вариант книг размером 100X140 мм, испправлены найденные неточности.

Читайте также: