В почтовом клиенте готовое к отправке сообщение помещается в папку

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрены функции и задачи электронной почты, опции и настройки программы Outlook Express.

ВложениеРазмер
lektsiya_6._elektronnaya_pochta.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 6. Электронная почта. Работа с программой Outlook Express

Электронная почта во многом похожа на обычную почту. С ее помощью письмо - текст, снабженный стандартным заголовком (конвертом) - доставляется по указанному адресу, который определяет местонахождение машины и имя адресата, и помещается в файл, называемый почтовым ящиком адресата, с тем, чтобы адресат мог его достать и прочесть в удобное время. Развитие электронной почты для нашей страны, в которой удручающе низкое качество обычной почтовой связи, а тарифы на междугородные телефонные разговоры слишком высоки, является важным направлением развития новых информационных технологий.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение раздела "Компьютерные сети и телекоммуникации" - обязательный компонент курса школьной информатики, а тема "Электронная почта" является интересной и практически направленной.

Электронная почта оказалась во многом удобнее обычной, "бумажной". Вот некоторые её преимущества.

- стоит это дешевле;

- электронная почта имеет ту же скорость доступа, что и телефон, но не требует одновременного присутствия обоих абонентов на разных концах телефонной линии;

- удобнее хранить большое количество писем в файле на диске, чем в ящике стола; в файле легче и искать;

- и, наконец, экономия бумаги.

Одной из таких программ является OutlookExpress фирмы Microsoft.

Благодаря тому, что программа встроена в самое распространенное программное обеспечение для персональных компьютеров InternetExplorer (с версии 4.0) и WindowsXP, она получила широкое распространение во всем мире. Большинство пользователей начинают свое знакомство с электронной почтой именно с этого продукта. А то, что она обладает к тому же достаточной функциональностью, как для домашних пользователей, так и для офисного применения, сделало этот продукт лидером на рынке программ работы с электронной почтой.

Начальная настройка программы Outlook Express

1) Если доступ к Интернету ранее был настроен для работы с браузером, то программа "Мастер подключения к Интернету" уже запрашивала необходимые для работы Outlook Express сведения, и если они уже введены, то электронная почта должна быть готова к действию.

2) Чтобы начать настройку Outlook Express, достаточно "Запустить Outlook Express".

- Щёлкнуть по ярлыку на рабочем столе.

Начальный процесс настройки Outlook Express, необходимый для функционирования сервиса электронной почты - при первом вызове программы Outlook Express еще раз запускается Мастер подключения к Интернету, который запросит необходимые данные о почтовых серверах и адресе электронной почты, которые должны быть получены от провайдера.

В самом первом окне надо будет ввести ваше имя как абонента электронной почты, которое будет появляться в заголовке ваших писем, когда они придут к адресатам. Кроме того, необходимо записывать свое имя латинским шрифтом, чтобы как избежать проблем неправильного отображения заголовков с русским шрифтом в ряде программ электронной почты (которые могут стоять у ваших коллег по переписке), так и не создавать лишних проблем вашим возможным зарубежным адресатам. Впоследствии, указанное в этом окне имя можно будет легко изменить с псевдонима на настоящее имя и наоборот, - если в этом возникнет необходимость.

В следующем окне надо будет ввести ваш адрес электронной почты. Как правило, адрес E-mail состоит из вашего имени и доменного имени провайдера, соединённых с помощью знака @. К примеру, это может быть адрес вида user@mail.ru. Когда вы будете называть свой адрес кому-либо вслух, то знак @ произносится как словосочетание "ат", хотя русские пользователи чаще называют его сленговым термином "собака" (считается, что этот сленговый термин для знака @ ведет свою историю со времен самых первых компьютерных игр).

В новом окне укажите сведения об учетной записи вашего соединения - имя пользователя и пароль. Это те же самые сведения, которые обычно используются для подключения к Интернету. В данном случае эти сведения нужны для того, чтобы программа Outlook Express могла автоматически дозваниваться до провайдера и устанавливать соединение для отправки и приема электронных писем. В следующем окне предлагается ввести "дружественное имя" для данной учетной записи почты. Можете ввести что-нибудь подобное "Моя почта на Parasang Plus" или оставить ту запись, которая предлагается по умолчанию.

В очередном окне укажите тип вашего соединения, - это соединение по модему, хотя если Outlook Express применяется в офисе, то там можно использовать и подключение через локальную сеть. Эти соединения будут устанавливаться автоматически, но можно выбрать и третье значение переключателя, предлагающее вручную соединиться с провайдером перед каждым сеансом работы с электронной почты.

Пользовательский интерфейс OutlookExpress

Строка заголовка (titlebar) содержит стандартные элементы окна Windows-приложения (кнопки Свернуть, Восстановить и Закрыть). В этой строке также указано название приложения (OutlookExpress).

Адресная книга (AddressBook) - открывает доступ к адресной книге, куда записываются для хранения адреса e-mail друзей, коллег по работе и т.д.

Соединить (Connect) - нажатие на эту кнопку вызывает (активизирует) процесс соединения с провайдером.

Разорвать соединение (HangUp) - разрывает соединение с провайдером Интернета.

Содержимое письма можно посмотреть и в отдельном окне, если сделать двойной щелчок по строке с выбранным письмом. Область просмотра может быть разделена или по горизонтали, или по вертикали, - если такой способ организации интерфейса покажется более удобным. Что касается порядка показа писем, то по умолчанию все письма в папках располагаются в соответствии с алфавитным порядком имен отправителей, но их можно отсортировать и иначе - например, по дате поступления письма. Как интерпретируются значки с различными изображениями конверта в области просмотра:

Открытый конверт отмечает уже прочитанное письмо. Закрытый конверт плюс жирный шрифт отмечает письмо, которое еще не читали.

Скрепка у письма говорит о том, что в письмо вложен отдельный файл (например, документ в формате Word, графический файл и т. д.). Если выделить такое письмо, и щелкнуть по изображению скрепки в правом углу нижней части окна, то будет показано имя файла. Двойной щелчок по имени вложенного файла позволит просмотреть его содержимое с помощью соответствующей программы.

Почтовые папки OutlookExpress

Исходящие (Outbox). Это папка предназначена для временного хранения отправляемых писем. Пусть необходимо подготовить несколько писем друг за другом. Чтобы не соединяться каждый раз с Интернетом для отправки очередного письма, письма временно накапливаются в этой папке. Затем при нажатии на кнопку Доставить почту (SendandReseive) они разом уходят на почтовый сервер провайдера и далее - к своим адресатам. Именно такой режим отправки писем устанавливается в OutlookExpress по умолчанию.

Получение входящей почты

Достаточно запустить программу OutlookExpess, которая по умолчанию сразу предложит вам соединиться с сервером провайдера. Если соединение с провайдером уже настроено, то достаточно, выбрав название соединения, нажать кнопку ОК. Иначе появится дополнительное окно, где надо будет ввести ваше имя пользователя и пароль. Соединиться с почтовым сервером провайдера можно в любой момент времени - достаточно нажать кнопку Доставить почту (SendandReseive) на панели инструментов OutlookExpress.

После того как ваш модем осуществит соединение, появится окно, в котором OutlookExpress будет проверять наличие пришедших писем и осуществлять их загрузку на ваш компьютер. После завершения этого действия почтовая программа проверит, нет ли у вас в папке Исходящие (Outbox) готовых писем для отправки, и если есть, то в свою очередь, перешлет их на почтовый сервер провайдера, откуда они уже уйдут адресатам.

OutlookExpress позволяет устанавливать сеанс связи с провайдером, только на время доставки писем (получения пришедших писем и отправки своих), сразу же отключаясь от Интернета по завершению передачи. Чтобы включить эту опцию, нужно установить флажок Разорвать соединение по завершению доставки (Disconnect. ) на вкладке Удаленная связь (Connection) окна свойств или прямо в окне доставки (см. рисунок).

При поступлении новой почты в правом углу строки состояния WindowsXP (а также в самой программе OutlookExpress) будет выведен значок с изображением конверта. Это служит удобным напоминанием о пришедших письмах в том случае, когда вы работаете с почтой в фоновом режиме, и OutlookExpress периодически проверяет наличие новых писем на сервере провайдера.

Подготовка и отправка писем электронной почты

Если оформляется ответ на деловое письмо, то принято полностью оставлять в конце ответного письма тот текст, что пришел от адресата. Таким образом сохраняется нить переписки и всегда можно выяснить, кто и что написал. Если же вы пишете друзьям, то в традициях Интернета можно оставить лишь те строки исходного текста (цитаты), на которые вы конкретно отвечаете. Важно помнить: если в пришедшее письмо были вложены какие-либо файлы, то по умолчанию почтовые программы их обратно адресату не пересылают.

Пересылка вложенных файлов по E-mail

Итак, для вложения файла в письмо поместите курсор в окне для ввода письма и нажмите кнопку с изображением скрепки на панели инструментов. В ответ на экран будет выведено стандартное диалоговое окно с изображением файловой структуры вашего компьютера. Когда будет найден на диске нужный файл, выделите его и нажмите кнопку Вложить (Attach). OutlookExpress вставит файл в электронное письмо, и ниже его текста появится дополнительное окно со значком вставленного файла (см. Рис.4).

Напоминаем, что аналогичным образом выглядят и пришедшие письма, ко

торые содержат вложенные файлы. Достаточно дважды щелкнуть на значке с вложенным файлом, как благодаря механизму OLE (ObjectLinkingandEmbe

ding) операционной системы Windows будет запущено соответствующее приложение для просмотра этого файла.

Адресная книга OutlookExpress

Адресная книга - это сборник адресов e-mail ваших коллег по электронной переписке, организованный с помощью удобной программной оболочки. Адресная книга в программе OutlookExpress представляет собой "позаимствованную" копию адресной книги из мощной корпоративной почтовой программы MSExchange. В OutlookExpress можно экспортировать адреса из целого ряда почтовых программ: MSExchange, MSInternetMail, EudoraPro, EudoraLight, а также из целого ряда почтовых клиентов Netscape разных версий. Заполнять адресную книгу OutlookExpress можно в двух режимах: во-первых, потратить сначала некоторое время и заранее ввести данные о ваших коллегах, и во-вторых, пополнять адресную книгу "на лету", по мере работы с почтой, - просто копируя туда адреса пришедших писем. Ниже мы рассмотрим эти два случая.

Для заполнения адресной книги нажмите кнопку Адресная книга (AddressBook) на панели инструментов основного окна OutlookExpress, что вызовет появление главного окна этого сборника адресов и другой контактной информации.

Кроме имен и адресов E-mail в адресной книге можно хранить множество различной информации - номера телефонов, пейджеров, личных и служебных страниц Web, обычные почтовые адреса абонента и прочее. Для того, чтобы внести в адресную книгу новое имя, нажмите кнопку Создать адрес (NewContact). Введите в соответствующих полях имя абонента и адрес его электронной почты, при желании можете заполнить дополнительные данные на абонента на других закладках. Если есть желание отредактировать адрес электронной почты или иной параметр, то выберите имя в адресной книге и, нажав кнопку Свойства (Properties), измените данные на закладках аналогичным образом.

Вторая возможность: после того, как была заведена адресная книга и наполнена некоторыми адресами, в дальнейшем книгу можно пополнять за счет адресов из вновь пришедших писем. Для этого откройте нужное письмо, отметьте имя адресата в поле заголовка, нажмите правую клавишу мыши и из всплывающего контекстного меню выберите пункт Добавить в адресную книгу (AddToAddressBook). Теперь, когда адресная книга содержит данные по адресам E-mail ваших коллег по переписке, рассмотрим порядок работы с ней при формировании новых писем и заполнении поля Кому: (To:):

Щелкните по значку с изображением оторванного листка бумаги рядом со словом Кому:. Это действие вызовет появление диалогового окна (см. рис.6), где можно легко выбрать получателей данного письма.

Выберите из списка абонентов нужного человека и нажмите кнопку Кому -> (То->) в средней части окна.

Рис.6 Список получателей

Аналогичным образом добавьте абонентов в полях Копия: (Cc:) или Скрытая: (Всс:), если необходимо разослать это письмо еще нескольким адресатам.

Теперь можно приступать к заполнению тела письма и его отправке, о чем было рассказано ранее.

Следующая вкладка, Копии и папки , указывает, в какие папки помещать тот или иной тип корреспонденции. Например, в какой папке хранить ответы на письма: вместе с письмом, на которое он отвечает, или вместе с другими отправленными.

Аналогичным образом создается учетная запись электронной почты в Claws Mail . При первом запуске программы первая учетная запись может быть настроена посредством диалоговых окон. Впоследствии управление учетными записями осуществляется через команды управления учетными записями, которые находятся в меню Конфигурация:

Параметры текущей учетной записи — открывает окно параметров текущей учетной записи;

Создать новую учетную запись — открывает окно для создания новой учетной записи;

Редактирование учетных записей — открывает окно Правка учетных записей со списком всех настроенных учетных записей.

Диалоговое окно Правка учетных записей (рис. 14)позволяет

создать новую учетную запись с помощью кнопки Создать ,

отредактировать выбранную учетную запись при помощи кнопки Правка ,

удалить учетную запись с помощью кнопки Удалить ;

сделать копию учетной записи в отдельной строке с помощью кнопки Копировать ;

изменить порядок в списке учетных записей с помощью кнопок Вверх и Вниз .



Рис. 14

Окно Параметры учетной записи показано на рис. 15. Слева в окне можно выбрать группу настроек учетной записи, которая отображаются справа.

Основные настройки содержат название учетной записи, имя пользователя и его электронный адрес, протокол передачи данных, имена серверов входящей и исходящей корреспонденции, а также логин и пароль пользователя;



Рис. 15

группа SSL позволяет настроить параметры защищенного соединения с сервером входящей и исходящей корреспонденции;

в группе Advansed можно перенастроить порты, если этого требует сервер (в частности, если пользователь использует защищенное соединение для связи с сервером) и указать пользовательские папки для хранения корреспонденции.



Рис. 16

Окно программы поделено на три части. Слева отображаются папки: общие Локальные папки и папки для каждой учетной записи. Выделяя папку, пользователь получает возможность просмотреть ее содержимое в верхней правой части окна. В нижней правой части отображается содержание выделенного письма.



Рис. 17

После того, как текст письма написан, можно проверить, нет ли в письме орфографических ошибок, с помощью кнопки Орфография . К письму можно прикрепить один или несколько файлов: нажатие кнопки Вложить открывает диалоговое окно Вложить файл(ы) , в котором можно выбрать файлы из файловой системы.

Если письмо не закончено, вы можете просто закрыть его. В этом случае откроется диалоговое окно с предложением поместить его в папку Черновики. Письмо, сохраненное в папке Черновики , может быть впоследствии открыто, отредактировано и отправлено адресату.

Можно установить Enigmail с помощью интерфейса Thunderbird . Для этого в меню Инструменты выберите команду Дополнения .

Ссылка Загрузить расширения открывает Web-страницу дополнений /ru/thunderbird/. На этой странице представлены различные дополнения к Mozilla Thunderbird , нужное можно выбрать по названию и категории (рис. 18). Загруженное дополнение нужно установить, для этого нажмите кнопку Установить и выберите загруженный файл. После этого перезапустите почтовый клиент. В меню появится новая кнопка OpenPGP .



Рис. 18

Теперь нужно создать пару ключей — открытый и закрытый. Закрытый ключ вы оставляете себе, а открытый необходимо передать тем людям, которые будут получать от вас зашифрованную корреспонденцию.

Для создания ключевой пары воспользуйтесь командой OpenPGP → Управление ключами , которая открывает окно Управление ключами OpenPGP . В окне в меню Генерировать выберите команду Новую ключевую пару . Команда открывает окно Создание ключа OpenPGP (рис. 19).



Рис. 19

В окне нужно выбрать учетную запись, для которой будет использоваться генерируемый ключ, пароль для активации ключа, срок действия ключа. На вкладке Дополнительно можно задать алгоритм шифрования и длину ключа. Затем нужно нажать кнопку Создать ключ .

После того, как ключ создан, пользователю предлагается создать сертификат отзыва ключа. С помощью него пользователь может сделать ключевую пару недействительной, в случае, если закрытый ключ был потерян или стал известен третьим лицам. Сертификат будет записан в виде файла в память компьютера. Этот файл рекомендуется переписать на съемный носитель и хранить в надежном месте.

Ключи можно создать также при помощи программы Kgpg , которая запускается с помощью команды Выполнить программу в меню KDE.

Созданная ключевая пара появится в списке ключей в окне Управление ключами OpenPGP (рис. 20).



Рис. 20



Рис. 21

Адресная книга — удобный инструмент для хранения и поиска информации о людях, с которыми вы ведете переписку. Чтобы пользоваться адресной книгой, ее надо предварительно заполнить. Команда Правка → Настройки открывает окно Настройки Thunderbird , где в разделе Составление на вкладке Адресация нужно включить автоматическое сохранение адресов (рис. 22).



Рис. 22

Адреса в адресную книгу можно вносить и вручную. Для этого откройте адресную книгу, нажав на кнопку Адресная книга на панели инструментов или с помощью команды Инструменты → Адресная книга . Здесь на панели инструментов есть кнопка Создать карточку , которая открывает форму Новая карточка (рис. 23).



Рис. 23

После заполнения карточки в списке появится новый контакт (рис. 24).



Рис. 24

Можно также импортировать адресную книгу из другого почтового клиента или с сервера электронной почты, если вы ранее вели переписку и хранили адреса там. Обычно на сервере в разделе Помощь есть подробные инструкции по обмену информацией между сервером и почтовым клиентом. Для того чтобы импортировать адресную книгу из другого почтового клиента, ее нужно сначала экспортировать в отдельный файл, а затем импортировать этот файл в Mozilla Thunderbird с помощью команды Инструменты → Импорт → Адресные книги.

Адресная книга в Mozilla Thunderbird позволяет создавать списки рассылки. Нажатием кнопки Создать список откройте окно Список рассылки, в котором заполните название списка и внесите в список адресатов (рис. 25).



Рис. 25

Список появится в выбранной адресной книге.

Аналогичным образом устроена адресная книга в Claws Mail (рис. 26).



Рис. 26

Новый контакт можно внести в список, нажав кнопку Создать в правом нижнем углу окна. Окно Добавить новый контакт содержит три вкладки. Первая, Данные пользователя , содержит информацию об имени адресата (рис. 27).



Рис. 27

Вторая, Адрес эл. почты , позволяет хранить несколько электронных адресов одного и того же человека. Каждый новый адрес и примечания к нему добавляются в список адресов с помощью кнопки Добавить (рис. 28)



Рис. 28

С помощью третьей вкладки, Другие атрибуты , можно добавить к контакту информацию о домашнем и рабочем номерах телефона, почтовом адресе и т.д. (рис. 29).



Рис. 29



Рис. 30



Рис. 31



Рис. 32

Теперь все письма, получаемые с почтового сервера ТГПУ (содержащие доменное имя ), будут автоматически перемещены в папку "Работа" и им будет присвоена максимальная важность.

На основе фильтра могут быть созданы так называемые виртуальные папки. Одно и то же письмо может отображаться в нескольких виртуальных папках, при этом оно хранится на диске вашего компьютера в единственном экземпляре и не занимает лишнего места. Для создания виртуальной папки воспользуйтесь командой Файл → Создать → Виртуальную папку . В открывшемся окне задайте одно или несколько условий для виртуальной папки, ее название и расположение в дереве папок Mozilla Thunderbird .



Рис. 33



Рис. 34



Рис. 35

2.6.Другие возможности почтовых клиентов

Mozilla Thunderbird позволяет настроить мастер-пароль, который позволяет хранить все введенные в почтовом клиенте пароли в зашифрованном виде и вводится один раз в процессе сеанса работы с программой (также о мастер-пароле можно прочитать в учебном пособии Е.Н. Беккерман "Работа с Internet с использованием Mozilla Firefox (ПО для просмотра WEB-страниц)")

Другие возможности управления новостями и электронной почтой с помощью почтовых клиентов читателю предлагается изучить самостоятельно, пользуясь справочными материалами, прилагаемыми к программному обеспечению (меню Справка ) и доступными на сайтах разработчиков.

Как формируется адрес пользователя электронной почты?

Выбираете имя, а остальное зависит от сайта, на котором располагается почта. Можно выбрать также свое собственное название, если оно не занято.

Какой из указанных адресов электронной почты является правильным?

В каком текстовом поле указываются адреса получателей при отправке электронного письма?

Какие файлы можно посылать по электронной почте?

г) все перечисленные выше

Russia. Региональный домен.

Перечислите преимущества электронной почты.

1. Быстрая доставка

2. Гарантия что письмо не потеряется

3. Не нужно платить деньги за доставку

4. Не нужно выходить из дома

5. Большая экономия на бумаге и конверте

Названия папок Хранимая в папках информация

Сомнительные - Подозрительные письма (Спам)

Отправленные - Отправленные Вами письма

Черновики - Еще не отправленные письма

Корзина - Удаленные письма

Что такое почтовая программа?

Что такое почтовый сервер?

Назовите известные вам бесплатные почтовые серверы.

12. Какие поля в окне регистрации помечены звездочками? Необходимые для заполнения: Имя, Фамилия, пароль…

13. Могут ли существовать:

а) два ящика с одинаковыми именами на одном почтовом сервере? - нет

б) два ящика с одинаковыми паролями на одном почтовом сервере? - да

в) два ящика с одинаковыми именами на разных почтовых серверах? - да

г) два ящика с одинаковыми именами и паролями на разных почтовых серверах? - да

Что такое спам?

Спам— массовая рассылка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражавшим желания её получать.

Примечание: Чтобы проверить, используется ли учетная запись IMAP, выберите Параметры учетной записи > параметры учетной записи > учетной записи.

Выберите Файл > Параметры > Почта.

На вкладке Файл выберите Настройка учетных записей > Настройка учетных записей.

Выделите учетную запись IMAP и нажмите кнопку Изменить.

Затем выберите не сохранять копии отправленных элементов.

Выберите Файл > Параметры > Почта.

На вкладке Файл выберите Настройка учетных записей > Настройка учетных записей.

Выберите учетную запись, не являющуюся учетной записью Exchange, а затем нажмите кнопку Изменить.

В диалоговом окне Настройки электронной почты Интернета откройте вкладку Отправленные.

Щелкните Сохранять отправленные элементы в следующей папке на сервере, разверните список папок, а затем выберите папку.

Чтобы выбрать пользовательскую папку для сохранения отправленных элементов, щелкните Сохранять отправленные элементы в следующей папке на сервере, а затем выберите Новая папка или Дополнительные папки.

В меню Сервис выберите пункт Параметры, откройте вкладку Настройки и нажмите кнопку Параметры почты.

В меню Сервис выберите команду Настройка учетных записей.

Выберите учетную запись, не являющуюся учетной записью Exchange, а затем нажмите кнопку Изменить.

В диалоговом окне Настройки электронной почты Интернета откройте вкладку Папки.

1 Чтобы выбрать папку для сохранения отправленных элементов, выберите вариант Выбрать существующую папку или создать новую папку для сохранения отправленных элементов этой учетной записи.

2 Щелкните папку, в которой следует сохранять отправленные элементы, или нажмите кнопку Создать папку.

Выберите вариант Выбрать существующую папку или создать новую папку для сохранения отправленных элементов этой учетной записи, разверните список папок и щелкните нужную папку. Обычно используется папка Отправленные в файле данных для выбранной учетной записи.

Читайте также: