Средства выразительности архитектуры сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В создании архитектурного образа большую роль играют такие средства художественной выразительности, как ритм, симметрия, пропорции, нюансы и контрасты, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. В основе восприятия любой архитектурной композиции всегда лежит скрытое движение, главным признаком которого является ритм.

ВложениеРазмер
sredstva_sozdaniya_arhitekturnogo_obraza.ppt 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В создании архитектурного образа большую роль играют такие средства художественной выразительности, как ритм, симметрия, пропорции, нюансы и контрасты, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. В основе восприятия любой архитектурной композиции всегда лежит скрытое движение, главным признаком которого является ритм . Лоренцо Бернини . Ансамбль площади Святого Петра.1656-1667гг . Ватикан Рим Простейший ритм-это чередование одинаковых элементов с равными интервалами. Ритм, основанный на регулярности интервалов, является признаком упорядоченности и гармонии; он позволяет избежать монотонности и однообразия в архитектурном облике зданий.

Так, ритмическая повторяемость колонн собора Святого Петра в Риме или Казанского собора в Санкт-Петербурге создает иллюзию непрерывного движения, придает особый динамизм каждому из этих ансамблей. Площадь перед собором Святого Петра, подобно распростертым крыльям, обрамлена великолепной колоннадой . Гениальность архитектурного решения Лоренцо Бернини состоит в том, что колоннада легко и изящно охватывает площадь, незаметно вовлекая зрителе в свое пространство.

Здание Казанского собора, возведенное Воронихиным , стало одним из главных украшений города благодаря колоннаде из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Их мерный и сдержанный ритм по обеим сторонам здания замыкают широкие проезды в виде триумфальных арок. Ритм архитектурному сооружению могут сообщать не только колонны, но и определенное расположение дверей, оконных проемов на фасаде здания, количество куполов, венчающих храмовые сооружения, минареты, окружающие мусульманские культовые постройки, анфилады комнат во дворцах и усадьбах, расстановка арок или опор мостов. Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор. 1801-1811гг. Санкт-Петербург

Одним из важнейших элементов азбуки архитектуры является симметрия –одинаковое расположение равных частей по отношению к оси здания. Благодаря симметрии архитектурная композиция приобретает строгую упорядоченность, статичность, уравновешенность форм и объемов. Особая роль симметрии как признака красоты и гармонии была понята человеком еще в древнейшие времена. С тех пор симметрия всегда присутствует в величайших творениях архитектуры. Мавзолей Тадж-Махал. 1632-1648гг Агра, Индия

Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела… голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, -шестую часть… ступня составляет шестую часть. Гармонию форм и линий в архитектуре способны создать и пропорции - определенные закономерности соотношения отдельных частей сооружения, связывающие их в единое целое. Еще Витрувий отмечал: композиции храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную… никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения , как у хорошо сложенного человека.

Асимметрия Однако не только симметрия определяет красоту здания. Нередко особый колорит и неповторимый облик ему придает асимметрия. Асимметрия афинского храма Эрехтейон или некоторых современных сооружений сообщает композиции динамичность, гибкость и подвижность форм.

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сглаживает различия между ними, делает незаметными переходы от одних форм к другим .

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сглаживает различия между ними, делает незаметными переходы от одних форм к другим . Купол Пантеона II в Рим Свет проходит через специальное отверстие

Ф.Б Растрелли. Большой (Танцевальный) зал Екатерининского дворца. 1752-1756гг Царское Село Значительных высот искусство светотеневой моделировки достигло в архитектуре барокко. При сооружении дворцов и храмов всегда учитывалась их освещенность. Имеющая символический ,Божественный смысл. Сложная игра солнечных бликов на фасадах и в интерьерах зданий оказывала огромное эмоциональное воздействие на зрителей.

Не меньшее значение имела и окраска архитектурных сооружений. Так, например, фасады греческих зданий, окрашенные в яркие цвета, четко выделялись на фоне пышной зеленой растительности.

Войдя в гипостильный зал храма Амона в Карнаке, он мог заблудиться среди 144 массивных колонн, поддерживающих каменные плиты потолка. А высота 12 центральных колонн(12 метров- высота современного семиэтажного дома), способна была поразить воображение даже самого невозмутимого человека. В создании архитектурного образа большую роль играет масштаб - соотнесенность с размерами человека и его восприятием . Неслучайно в Древнем мире и в эпоху Средневековья естественным масштабом архитектурного сооружения было человеческое тело. Нетрудно догадаться, какие чувства мог испытывать человек, стоя рядом с величественными пирамидами Древнего Египта.

При возведении храмов в Древней Греции хорошо понимали, что их масштаб должен во много раз превышать пропорции человеческой фигуры. Так. Сооружая Парфенон, зодчий Иктин, повторил в нем основные пропорции человеческого тела, увеличив их в 10 раз!

* Архитектура как вид искусства. Основные задачи, обзор основных выразительных средств, классификация архитектурных сооружений.

* Понятия интерьер и экстерьер. Дизайн интерьера.

Самостоятельная работа: Зарисовка интерьера, эскиз дизайна интерьера.

Архитектура — одно из основных пространственных видов искусства.

Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями.

Архитектура — это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.

В архитектуре должны быть связаны следующие качества:

функциональные — назначение, польза

технические или конструктивные — прочность, долговечность

эстетические — красота формы объектов.

Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей.

Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

Виды архитектуры:

1. Архитектура объёмных сооружений включает различные по назначению объекты:

А) Жилищное строительство (жилые дома)

Б) Общественные здания (школы, театры, магазины, стадионы и т.п.)

В) Культовые сооружения (церкви, монастыри)

Б) Оборонительные сооружения (крепости)

2. Ландшафтная архитектура — садово-парковая (оформление площадей, улиц,
парковых зон)

3. Архитектура малых форм — декоративная архитектура (беседки, фонтаны, павильоны, мостики, лестницы)

4. Градостроительство — включает размещение жилых, общественных и промышленных зон и связывающие их транспортные магистрали.

Основные средства выразительности архитектуры

Материал — дерево, камень, кирпич, бетон, стекло, металл. Его структура, особенности поверхности, цвет.

Конструкция — в архитектурном сооружении всегда есть основные элементы конструкции: несущие и несомые части здания.

К несущим относятся: Стены, опоры, колонны, база, цоколь. К несомым относятся: перекрытия, балки, крыша, фронтоны, и т.д.

Как и в других видах искусства, они существуют для того, чтобы сделать любое сооружение не только конструктивно надежным, но и образно-привлекательным.

Условно можно выделить следующие выразительные средства.

Композиция. В теории искусства рассматривается как некое строение или структура художественного произведения, основные элементы которого расположены в определенной системе и после­довательности таким образом, что обеспечиваются единство и целост­ность формы художественного произведения и его содержания.

Единство и целостность композиции заключаются в гармоничности тех элементов, на которых она основывается. Закон единства компо­зиции обусловлен природными принципами организации объектов окружающего мира, которые человек может наблюдать в природе.

Цветок состоит из определенных структурных элементов (корень, стебель, листья, чашелистик, бутон с лепестками, тычинками и пестиком), и каждый элемент соразмерен и гармоничен по отношению друг к другу. Не может стебель быть тонким, а бутон большим и тяжелым. То же происходит и в архитектуре. Тонкая у основания и расширенная и массивная вверху колон­на не может выдержать большой нагрузки.

1. См.: Борев Ю. Б. Эстетика: в 2 т. — Смоленск, 1997. — Т. 2.

При работе над архитектурной композицией решаются следующие задачи:

- художественно-выразительные связаны с тем, что любая ар­хитектурная композиция раскрывает определенный художественный образ, который можно воплотить благодаря выразительным средствам архитектуры, причем закономерности построения архитектурных форм не зависят от стиля архитектуры;

- системно-конструктивные — направлены на разработку кон­струкции с позиции системы, т. е. архитектурная композиция долж­на быть такой, чтобы в ней отдельные конструктивные элементы были объединены в единое целое;

- ценностно-эстетические — акцентируют внимание на том, что архитектурная композиция, имеющая любое предназначение, долж­на быть эстетична, насколько позволяет ее функция, и иметь опреде­ленную ценность для общества или человека, а также раскрывать определенный культурно-исторический стиль;

- функционально-технологические — связаны с определением функциональной нагрузки той или иной архитектурной композиции, а также с подбором соответствующих технологий для воплощения проекта в жизнь;

- экономические — ограничиваются только материальной сторо­ной в работе над архитектурной композицией, здесь важна четкость в расчетах затрачиваемых средств, в расходе и качестве материалов.

Объёмно-пространственная композиция — основная состав­ляющая архитектурной композиции — условно делится на три вида, в зависимости от характера восприятия архитектуры:

- пространственная композиция — характеризуется тем, что при восприятии ее зритель обращает внимание на пространственное ре­шение, т. е. на то, как заполняется пространство, а не на элементы, из которых оно состоит. Все формы, которые используются в архи­тектурных сооружениях, составляющих ансамбль, не выступают над общим объемом, а развиваются так, что взгляд наблюдающего на­правляется по глубинной, фронтальной или вертикальной коорди­натам. Таким образом, получается иллюзия единой протяженной стены.

В пространственной композиции условно выделяют несколько видов:

пространство, организованное вокруг одного или группы архи­тектурных сооружений (церковь Вознесения в Коломенском);

пространство, ограниченное архитектурными элементами (соору­жениями) по периметру (вестибюль Адмиралтейства в Санкт- Петербурге);

- объемная композиция — отличается от пространственной тем, что ее элементы развиваются в трех плоскостях, и завершается она замкнутой поверхностью. Восприятие объемной композиции осу­ществляется вокруг нее, при этом постепенно поднимается снизу вверх, сходясь в одну точку. Здесь очень важно соотношение меж­ду массой и пространством, при этом пространство раскрывается и подчиняется массе. Примеры объемной композиции — здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Исаакиевский со­бор;

- фронтальная композиция — синтез двух других композиций. С одной стороны, она имеет объемные формы, но с другой — эти формы развиваются только в двух направлениях (по горизонтали и по вертикали). Фронтальная композиция воспринимается со всех сторон открытых пространств, расположенных вокруг архитектурно­го сооружения. Чаще всего она присутствует в фасадах зданий, ко­торые обращены к пространству улиц. Фронтальная композиция может иметь симметричное расположение (дом Пашкова в Москве архитектора В.Баженова) и асимметричное расположение (фасад храма Иоанна Предтечи в Пскове).

Форма. Масштабность означает соразмерность архитектурного сооружения и его отдельных форм друг другу и человеку.

Масштабным можно считать такое архитектурное сооружение, которое воспринимается и ощущается человеком как соразмерное, удобное, соответствующее функциональному назначению. Условно можно выделить три вида масштаба:

- адекватный, антропологический, т. е. раскрывающий гармо­ничное соотношение частей архитектурного сооружения по отноше­нию к человеку;

- торжественный, преувеличенный, т. е. слегка выходящий за рамки соотношения с человеком, но тем самым придающий особое звучание архитектурному сооружению;

- пафосный, гиперболизированный, т. е. очень сильно преувели­ченный масштаб, нарушающий всякую гармонию с человеком.

Тектоника — одно из основных выразительных средств архитек­туры.

В многовековой истории архитектуры выработано два типа конструкций:

- строечно-балочная, в которой вертикальные столбы или ко­лонны, несущие на себе тяжесть всего сооружения, перекрываются горизонтально положенными балками, закрывая пространство над столбами.

К числу наиболее древних тектонических систем можно отнести стеновую конструкцию, в основание которой была положена чет­кая пространственная замкнутая по периметру структура, состоящая из четырех стен, на стыках пересекающихся друг с другом (пример — русская деревянная изба);

- арочно-сводчатая, где несущие элементы — столбы, пере­крываемые сводом, образовывали арку. Своды выполняли функцию горизонтальных балок, но имели округлую форму, которая позво­ляла замкнуть большое пространство, и облегчали нагрузку на стол­бы благодаря изогнутой форме, давали возможность осуществить боковое перекрытие, чего нельзя было сделать горизонтальными балками.

Данный вид тектонической системы нашел отражение в несколь­ких типах храмовых сооружений.

Толос— монументальное, круглое в плане сооружение, украшен­ное по кругу колоннадой.

Мандала — тип храма, квадратное в плане здание, накрытое круглой полусферой (круг, вписанный в квадрат, символизирующий единство земного и небесного).

Базилика (от греч. царский дом) — тип римского, раннехристи­анского, позже византийского и русского храмов: прямоугольное в плане здание, разделенное на 3—5 частей — нефов. Неф — вытя­нутая в длину часть пространства храма, разделенного внутри про­дольными рядами колонн, арок или столбов. Средний (главный) неф выше боковых, часто завершается апсидой — полукруглой, иногда многоугольной, выступающей частью здания, имеющей собственное перекрытие полукуполом или полусводом, и располагающейся в вос­точной части храма. Внутри храма апсида служит алтарной частью. В основе базилики лежит католический крест.

Крестово-купольный храм — тип христианского храмового сооружения, возникший в средневековой архитектуре Византии. Основной признак — купол, завершающий всю конструкцию. Купол располагается на барабане, который в виде цилиндра с расположен­ными на нем окошками по всему диаметру барабана. В основании крестово-купольной конструкции лежит православный крест, т. е. вся конструктивная система опирается на четыре основных столба, рас­полагающихся в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста.

Ротонда — тип сооружения, имеющего в основании круг. Купол здания опирается на столбы, которые расположены внутри сооруже­ния по всему диаметру круга. Сначала ротонда использовалась толь­ко при строительстве храмовых сооружений, но в последствии нашла свое применение в светской архитектуре (беседки, павильоны).

Ритм — универсальное понятие, которым пользуются в различных отраслях науки. В теории архитектуры ритм означает некое законо­мерное чередование элементов в определенной последовательности. Ритм представляет собой, с одной стороны, простую последователь­ность единиц, с другой — закономерное изменение характеристик формы.

Пропорция (от лат. proportio) — соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Симметрия и асимметрия. Симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) восходит к истокам человеческой цивилизации и означает закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга. В теории архи­тектуры установлены несколько типов симметричного преобразова­ния: зеркальное отражение; круговое вращение (поворот); парал­лельный перенос.

Асимметрия— понятие прямо противоположное симметрии, в ней отсутствуют все элементы и правила симметрии. Однако асим­метрия очень часто выступает в качестве выразительного средства архитектуры.

Контраст (от фр. contraste) — противоположность в каком-либо отношении. Контраст в архитектуре строится на том, что в отно­шении между сравниваемыми объектами преобладает большое раз­личие. Благодаря контрасту архитектор подчеркивает основную идею всего сооружения. Контраст — явление не спонтанное. Каж­дое отношение форм в архитектурной композиции должно быть продуманным с точки зрения его соответствия общей конструк­ции.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


В создании архитектурного образа большую роль играют такие средства художеств.

В создании архитектурного образа большую роль играют такие средства художественной выразительности, как ритм, симметрия, пропорции, нюансы и контрасты, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. В основе восприятия любой архитектурной композиции всегда лежит скрытое движение, главным признаком которого является ритм. Лоренцо Бернини. Ансамбль площади Святого Петра.1656-1667гг. Ватикан Рим Простейший ритм-это чередование одинаковых элементов с равными интервалами. Ритм, основанный на регулярности интервалов, является признаком упорядоченности и гармонии; он позволяет избежать монотонности и однообразия в архитектурном облике зданий.

Так, ритмическая повторяемость колонн собора Святого Петра в Риме или Казанс.

Так, ритмическая повторяемость колонн собора Святого Петра в Риме или Казанского собора в Санкт-Петербурге создает иллюзию непрерывного движения, придает особый динамизм каждому из этих ансамблей. Площадь перед собором Святого Петра, подобно распростертым крыльям, обрамлена великолепной колоннадой. Гениальность архитектурного решения Лоренцо Бернини состоит в том, что колоннада легко и изящно охватывает площадь, незаметно вовлекая зрителе в свое пространство.

Продвигаясь вдоль колонн, постоянно меняя ракурсы и точки обзора, зритель по.

Здание Казанского собора, возведенное Воронихиным , стало одним из главных у.

Здание Казанского собора, возведенное Воронихиным , стало одним из главных украшений города благодаря колоннаде из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Их мерный и сдержанный ритм по обеим сторонам здания замыкают широкие проезды в виде триумфальных арок. Ритм архитектурному сооружению могут сообщать не только колонны, но и определенное расположение дверей, оконных проемов на фасаде здания, количество куполов, венчающих храмовые сооружения, минареты, окружающие мусульманские культовые постройки, анфилады комнат во дворцах и усадьбах, расстановка арок или опор мостов. Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор. 1801-1811гг. Санкт-Петербург

Одним из важнейших элементов азбуки архитектуры является симметрия –одинаков.

Одним из важнейших элементов азбуки архитектуры является симметрия –одинаковое расположение равных частей по отношению к оси здания. Благодаря симметрии архитектурная композиция приобретает строгую упорядоченность, статичность, уравновешенность форм и объемов. Особая роль симметрии как признака красоты и гармонии была понята человеком еще в древнейшие времена. С тех пор симметрия всегда присутствует в величайших творениях архитектуры. Мавзолей Тадж-Махал. 1632-1648гг Агра, Индия

Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней.

Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела… голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, -шестую часть… ступня составляет шестую часть. Гармонию форм и линий в архитектуре способны создать и пропорции- определенные закономерности соотношения отдельных частей сооружения, связывающие их в единое целое. Еще Витрувий отмечал: композиции храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную… никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения , как у хорошо сложенного человека.

Таким образом, пропорции человеческого тела еще в древности были перенесены.

Асимметрия Однако не только симметрия определяет красоту здания. Нередко особ.

Асимметрия Однако не только симметрия определяет красоту здания. Нередко особый колорит и неповторимый облик ему придает асимметрия. Асимметрия афинского храма Эрехтейон или некоторых современных сооружений сообщает композиции динамичность, гибкость и подвижность форм.

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сгл.

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сглаживает различия между ними, делает незаметными переходы от одних форм к другим .

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сгл.

Нюанс как один из элементов архитектуры сближает несхожие элементы формы, сглаживает различия между ними, делает незаметными переходы от одних форм к другим . Купол Пантеона II в Рим Свет проходит через специальное отверстие

Ф.Б Растрелли. Большой (Танцевальный) зал Екатерининского дворца. 1752-1756гг.

Ф.Б Растрелли. Большой (Танцевальный) зал Екатерининского дворца. 1752-1756гг Царское Село Значительных высот искусство светотеневой моделировки достигло в архитектуре барокко. При сооружении дворцов и храмов всегда учитывалась их освещенность. Имеющая символический ,Божественный смысл. Сложная игра солнечных бликов на фасадах и в интерьерах зданий оказывала огромное эмоциональное воздействие на зрителей.

Не меньшее значение имела и окраска архитектурных сооружений. Так, например.

Не меньшее значение имела и окраска архитектурных сооружений. Так, например, фасады греческих зданий, окрашенные в яркие цвета, четко выделялись на фоне пышной зеленой растительности.

Войдя в гипостильный зал храма Амона в Карнаке, он мог заблудиться среди 144.

Войдя в гипостильный зал храма Амона в Карнаке, он мог заблудиться среди 144 массивных колонн, поддерживающих каменные плиты потолка. А высота 12 центральных колонн(12 метров- высота современного семиэтажного дома), способна была поразить воображение даже самого невозмутимого человека. В создании архитектурного образа большую роль играет масштаб-соотнесенность с размерами человека и его восприятием. Неслучайно в Древнем мире и в эпоху Средневековья естественным масштабом архитектурного сооружения было человеческое тело. Нетрудно догадаться, какие чувства мог испытывать человек, стоя рядом с величественными пирамидами Древнего Египта.

При возведении храмов в Древней Греции хорошо понимали, что их масштаб долже.

При возведении храмов в Древней Греции хорошо понимали, что их масштаб должен во много раз превышать пропорции человеческой фигуры. Так. Сооружая Парфенон, зодчий Иктин, повторил в нем основные пропорции человеческого тела, увеличив их в 10 раз!


Для того чтобы объединить все разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным произведениям, в целостный организм — здание, комплекс зданий, город, придать им необходимую эмоциональную выразительность, архитектор должен владеть мастерством композиции.

Композицией (от лат. compositio — составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию — ансамбль.

Таким образом, в широком смысле под композицией понимается художественная структура архитектурного произведения, художественно выразительная система форм, вытекающих из конкретного содержания и раскрывающих определенный идейно-художественный замысел. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление идеи произведения.

Архитектурная композиция строится на закономерностях искусства и науки, определяясь в каждом случае конкретными функциональными, эстетическими и технико-экономическими требованиями. Формула — строить удобно, прочно, экономично и красиво, выражающая задачи архитектуры, определяет и основы архитектурной композиции, которая является таким образом воплощением единства формы и содержания. Целью архитектурной композиции и является достижение этого единства.

Разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Так, необходимость в каком-то случае применения дорогих отделочных материалов противоречит экономичности, задуманное объемно-пространственное решение не вписывается в существующее окружение, желание создать большие свободные пространства без промежуточных опор усложняет конструктивное решение и т. д. Задача композиции- примирить все противоречия. Ведь одно и то же здание может быть решено разными композиционными приемами.

Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучший из них. В этом важную роль играют талант, интуиция.

Вместе с тем, чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать ее закономерности, которые являются основой архитектурной грамоты. В архитектуре, так же как, например, в литературе, где знание грамматики не делает любого человека писателем или поэтом, но для литературного творчества это знание необходимо.

Теория архитектурной композиции составляет часть общей архитектурной науки. Ее содержанием является исследование закономерностей строения формы (формообразования). Она образует как бы переходную ступень от общей теории к практике, умению, творческому мастерству.

Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).

Объемно-пространственная структура и тектоника — главные, первичные категории архитектурной композиции, непосредственно связанные с функциональной ориентацией и конструктивным строением архитектурного произведения. Эти две взаимосвязанные категории — пространство и формирующая его оболочка — в произведениях архитектуры неразделимы.

Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизиологическими закономерностями восприятия человеком. И если первые две категории являются специфической принадлежностью произведений архитектуры, то средства гармонизации используются и в других видах искусств — графике, живописи, скульптуре.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства — нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции — профессиональная задача архитектора.

Рассмотрим основные положения отдельных категорий и элементов композиции. Объемно-пространственная структура. Создание пространственной среды для жизни людей является главной чертой, отличающей архитектуру от других искусств. Различные жизненные процессы требуют определенных физических условий и места в пространстве.

Организация пространства в архитектуре прямо связана с назначением ее произведений. Поэтому объемно-пространственную композицию, вырастающую на основе решения функциональных задач, естественно строить изнутри наружу. Материальная оболочка, ограничивающая это пространство, образует объем здания, а в сочетании с внутренним пространством — объемно-пространственную структуру, композицию.

В любом из типов зданий организация пространства имеет свои особенности.

Объемно-пространственная структура многоэтажного жилого дома, например, состоит из ячеек-квартир, повторяющихся по вертикали и горизонтали. В основе пространственного решения театрального здания лежит крупное пространство зрительного зала и сцены, к которым примыкают обслуживающие помещения. В учебных зданиях пространство решают повторяющиеся помещения для занятий и т. д.

Форма объема здания, как правило, зависит от его внутреннего пространства. Вместе с тем даже для одинаковых по назначению зданий нет одного, обязательного для всех случаев, приема объемно-пространственной композиции, так как выбор ее диктуется не только функцией, но и многими другими обстоятельствами.

Большое влияние оказывает конкретное место расположения здания- градостроительные условия, архитектурное окружение, ландшафт, климат. Выбор объемно-пространственной структуры находится в зависимости и от строительной техники, экономики. Решающее значение в некоторых случаях приобретает идейно-художественное содержание здания. При этом построение объема здания, его общая форма и детали служат решению особой задачи создания художественного образа.

В связи с этим полное адекватное соответствие формы объема и внутреннего пространства здания не является абсолютным законом архитектуры. И это подтверждается многими примерами из истории зодчества.

Теоретически следует рассматривать три общих вида объемно-пространственной композиции.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте. Расположение по глубине имеет подчиненное значение — оно физически мало. Такую композицию могут иметь фасады зданий. Она рассчитана на обозрение с одной стороны и характерна для зданий, расположенных в ряду улицы.

Объемная композиция характеризуется тем, что ее элементы располагаются по трем координатам — ширине, высоте и глубине. Объемную композицию применяют для отдельно стоящих зданий, рассчитанных на обозрение со всех точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется наличием пространства, в котором определяющими являются глубинные координаты. Такое композиционное построение может относиться как к одному, так и к группе зданий.

Существует два основных вида глубинного пространства: внутреннее, т.е. интерьер, и внешнее, образуемое зданиями и ландшафтом, т.е. архитектура ансамблей.

В развитую глубинно-пространственную композицию фронтальная и объемная композиции входят в качестве ее составных частей. Таким образом, все три вида композиции во многих случаях могут иметь место в одном архитектурном произведении и их выделение поэтому является в какой-то мере условным.

Организация объемно-пространственной структуры — это первый этап в процессе архитектурного творчества. Объемно-пространственная структура является основой для дальнейшей разработки всей композиции.

Всякий архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами. Каждое сооружение приобретает ту или иную форму и становится материальной действительностью только в конструкции. Конструктивная система, под которой понимается взаимосвязь несущих и несомых элементов — стен, колонн, перекрытий, составляет основу здания. Однако конструкция сама по себе еще не является архитектурой. Только художественно осмысленная и пластически разработанная, она превращается в архитектурную форму.

Правдивое выявление и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов и называют тектоникой в архитектуре. А пластически разработанную конструктивную систему, воплотившуюся в архитектурные формы, называют тектонической системой.

Следовательно, тектоника образно раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, показывает отражение в ней объективных закономерностей работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб, художественное выражение прочности, устойчивости, равновесия.

В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер.

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму — ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала — камня.

Расширяющаяся снизу вертикальная опора — колонна — отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере.

Вертикальная кривая, образующая колонны — энтазис, каннелюры — все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.

Читайте также: