Сообщение архитектурно пространственные формы здания

Обновлено: 28.06.2024

В этой теме нет легендарных персонажей, фольклорных мотивов, она посвящена современной жизни, отдыху людей у Балтийского моря, на Неринге. Однако это имеет связь с тематическими компонентами других помещений кафе, продолжает повествовать о связях далеких потомков легендарных героев с морем.
Пространственные формы и линии в интерьере отчасти решены так, чтобы выразить тему моря, легкость и экспрессивность волн, непринужденность и свободу приморского ландшафта. Этой цели служат выгнутый проход в бар-буфет, форма фонтана, криволинейной формы столики и ниши буфета, волнообразно выгнутая плоскость торцовой стены большого зала, форма большого барельефа в малом зале. Мягкое нюансное цветовое решение росписи стен в большом зале, теплый желтоватый колорит фрески и стен кафе в сочетании с голубыми тонами также ассоциируются с песками, дюнами, неярким прибалтийским солнцем и морем Неринги.
Все, безусловно, подчинено основной теме моря. Однако для этого было бы достаточно и менее интенсивного применения различных форм и средств монументально-декоративного и прикладного искусства. Тема, например, почти ничего не выигрывает от незначительного фонтана или от отделки стен ниши бара-буфета гравированным стеклом с изображениями малоприметных рыб, водорослей, волн.

Для применения принципа реставрации возможны три основные формы:
консервация и использование существующих старинных или традиционных зданий и их интерьеров; незначительная реконструкция; восстановление.
При использовании (с необходимой реконструкцией) старинных исторических или этнографических интерьеров решение темы чаще всего может быть бессюжетным. В таких интерьерах обычно отсутствуют произведения монументально-декоративного искусства и тема решается при помощи архитектурных средств, композиционные возможности которых неисчерпаемы

Универсальная столовая в Вильнюсе (Архитектор В. Габрюнас)


Универсальная столовая в Вильнюсе (Архитектор В. Габрюнас)

При решении вопроса о целесообразности воссоздания исторических архитектурных форм (в том числе с использованием средств монументально-декоративного искусства) необходимо руководствоваться градостроительными требованиями и чувством меры.


Зал средней школы в Хельсинки (Архитектор И.Ярви)

закономерен и основан на современных представлениях о действительности, научных достижениях и возросших способностях человека обобщать отдельные явления, их внутренние закономерности. Отход от натуралистической изобразительности в искусстве, желание, учитывая традиции, искать иные пути приводят к необходимости использования принципа творческого обобщения, исключающего повторение или модификацию традиционных форм. Вместе с тем принцип творческого обобщения открывает большие возможности раскрытия внутреннего содержания местных особенностей. Именно потому его можно считать наиболее новаторским и сложнейшим принципом использования для тематики интерьеров характерных местных исторических и этнографических особенностей, а также литературных источников.
Группу современной тематики интерьеров составляют темы, связанные со специфическими явлениями современности. Это одна из наиболее значительных групп интерьеров общественных зданий. Тема современности неисчерпаема, менее других стеснена разными условностями (характерными, например, для исторических и этнографических тем), и поэтому есть возможность использовать ее с широкой творческой фантазией и изобретательностью.
Тематика, связанная со специфическими явлениями современности, не может быть оторвана от главных задач архитектуры и назначения интерьера, от необходимости придания ему соответствующей идейно-художественной выразительности. Иначе такая тема не будет иметь значения для интерьера и, что еще хуже, могут возникнуть противоречия между темой и функцией.
Примером эффективной связи функционального на значения и внутреннего содержания интерьера с темой со временных научных идей и открытий и использования средств монументально-декоративного искусства для выражения темы является планетарий в Вильнюсе (арх. И. Каспаравичюс). Интерьер этого одноэтажного здания состоит из двух основных частей: вестибюля и круглого зала.

Ресторан в отеле а городе Атланта (США) (архитектор И. Портмен)


Ресторан в отеле а городе Атланта (США) (архитектор И. Портмен)

В тех случаях, когда тема решается при помощи лишь произведений монументально-декоративного искусства без должного использования архитектурных форм, противоречия между архитектурой и произведениями искусства возникают чаще.
Встречаются удачные примеры, когда тему выражают архитектурно-конструктивные формы [зал в Чинчяне — Италия, арх. П. Л. Нерви, театр в С. Галлене—Швейцария

Интерьер театра В.С. Галлене (Швейцария) (Архитекторы Ф. Крамер, К. Пелар, В. Яраи)


Интерьер театра В.С. Галлене (Швейцария) (Архитекторы Ф. Крамер, К. Пелар, В. Яраи)

Вид из помещения дома в Калифорнии (архитектор Р. Нейтра)


Вид из помещения дома в Калифорнии (архитектор Р. Нейтра)

Недостаточное внимание к тематическому содержанию архитектурных форм и объемной композиции не способствует полноценному решению темы интерьеров, которая состоит как бы из двух основных частей: темы произведения монументально-декоративного искусства и темы архитектурно-объемного решения интерьера. Они должны отвечать одной общей для интерьера идее, составлять одно органическое целое. Учет этого положения при проектировании позволит добиться правильной взаимозависимости между функциональными, материально-техническими, эмоционально-эстетическими компонентами темы интерьера и избежать принципиальных ошибок.
Тема интерьера как комплекса—это не простая механическая сумма основных дифференцированных значений (темы произведения монументально-декоративного искусства и темы архитектурных форм и пространства), а функция множества (по крайней мере, нескольких) аргументов, приобретающая качественно новые свойства, более высокое смысловое содержание.
В зависимости от того, какие темы — однородные или неоднородные— решаются в интерьере, получаются разные результаты.
Если внутреннее содержание темы произведения монументально-декоративного искусства аналогично внутреннему содержанию темы архитектурных форм и пространства интерьера, то тема всего интерьера •в таком случае будет однородной и, следовательно, обладать свойствами, необходимыми для выполнения функции синтезирующего фактора в решении интерьера.
Если произведение монументально-декоративного искусства выражает тему, которая по внутреннему смысловому содержанию не совпадает с внутренним содержанием темы архитектурных форм и пространства, то тема всего интерьера будет неоднородной, смешанной.

Если тема произведения монументально-декоративного искусства имеет собственное внутреннее содержание, а архитектурные формы интерьера нейтральны, т. е. внутреннего содержания не имеют, то тема всего интерьера в таком случае определяется темой произведения монументально-декоративного искусства, которое, однако, одно будет не в состоянии оптимально выполнить синтезирующую функцию.
Если произведение монументально-декоративного искусства внутреннего тематического содержания не имеет (является лишь абстрактным, нейтральным декором), а архитектурные формы и пространство интерьера обладают внутренним смысловым содержанием, то они и определяют тему всего интерьера в целом.

Если ни произведения монументально-декоративного искусства, ни архитектурные формы интерьера внутреннего тематического содержания не имеют, тема интерьера в целом отсутствует, т. е. он является нейтральным, пассивным.
Таким образом, при решении интерьера необходимо использовать все потенциальные возможности — выразительность архитектурных форм и пространства, освещение, цвет, звук (музыку), монументально-декоративное и прикладное искусство — для оптимального выражения темы.

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Выделим несколько главных свойств.

Геометрический вид — основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

Размеры архитектурной формы — свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

Положение формы в пространстве по отношению к зрителю: фронтальное, профильное, горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей — многопустотные, плоские и гладкие.


Фактура материала отражает объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) — линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

Цвет в архитектурных композициях — свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

Светотень — свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна. Качественные характеристики света — прямого, рассеянного и отраженного — связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.


Естественный свет, отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное — тектонику, форму.

Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.


Автономность идеальной формы, существующей в представлении, открывает и возможность мысленного эксперимента. В ее образование могут быть введены некие мнимые факторы, не присутствующие в реальности, и, напротив, воздействие неких реалий может быть условно опущено. Такая умозрительная модель может быть овеществлена, зафиксирована, не в объекте, но в изображении. Проектная деятельность, обособившаяся в Новое время от строительства, включила в свои возможности и фиксацию форм, не переводимых в натуру, в материальные структуры. Наряду с вариантами проекта, представляющими в системных моделях результаты различных подходов к практическому решению конкретной задачи, с тем чтобы мотивированно избрать наиболее эффективное решение, возможны и проектные модели, заведомо неосуществимые в натуре, — архитектурные фантазии. Фиксируя представления, основанные на произвольных допущениях, фантазии могут быть не только результатом свободной и самодельной игры ума, но и исследованием неких еще не существующих возможностей, фиксацией предвидения, равно как и экспериментом, предметно раскрывающим роль определенных связей в системе.

[. ] При простоте и ясности классических систем между внешним архитектурным обликом здания и пространством, заключенным во внутреннем объеме, очень мало расхождение. Наибольшее соответствие наружного и внутреннего объемов является всегда признаком ясной и четкой системы сооружения и правдивой архитектуры.

Залы античных терм и базилик получили для нас такое же значение в композиции монументальных сводчатых залов, как ордера для построения колоннад.

Совсем другая система композиции в готике. Классика искала нейтрализации распора массой стен и равновесием отдельных объемов здания. Ее наследник — Ренессанс — решительно и целесообразно прибегает к железной затяжке, которая обеспечивала чистоту линий, легкость и изящество масс. Едва ли кто-нибудь решится заменить затяжки флорентийской лоджии Ланци * тяжелыми угловыми устоями. Наконец, третий путь избрала готика, исключительно и неизменно применяя систему наружных подпорок — аркбутанов. Целый лес каменных подпорок делает готический собор похожим на здание в лесах, на корабль на верфи. Их назначение непонятно снаружи, их отсутствие внутри вызывает чувство тревоги.

* Лоджия Деи Ланци (или лоджия делла Синьория) — строители Бенчи ди Чони и С. Таленти (ок. 1376 — 1380).

Стремление получить чудесный, почти нереальный интерьер, восхищающий зрителя, осуществлено выносом жизненных органов конструкции наружу. Из второстепенной подпорки архитектор готики сделал основной элемент наружной композиции. Предельная легкость внутренней композиции сводов разрешилась снаружи смелой, почти дерзкой конструкцией аркбутанов. [. ]

[. ] Однако кого бы удовлетворило это решение? Конечно, мы не будем теперь допускать такой сложной игры сил в камне. Мы прибегнем к железобетонной рамной конструкции, где не нужно ни подпорки, ни затяжки. Силуэт здания будет чистым и совпадающим с внутренним объемом. Будет ли этим нарушена та правда, которая была заложена в готических памятниках? Да, старая правда будет нарушена, но создана новая, которая должна быть доступна пониманию современного человека. Старое чудо сложного равновесия масс заменилась новым достижением человеческого гения, в виде монолитной системы, работающей во всех частях на изгиб. Размеры столбов в железобетонной рамной конструкции получились бы даже меньше каменных.

Говорят, готика исключает материю. Что же сказать тогда о железобетонных конструкциях?! В сравнении с железобетонными опорами столбы Нотр-Дам достаточно телесны. Не подлежит ли понятие о массе и телесности пересмотру? Безусловно, среди спорных шедевров готики своды являются подлинными шедеврами, которые всегда достойны изучения и развития. Но аркбутан бессмыслен при современном состоянии техники и является пережитком.

Все эти примеры поучительны и наглядно иллюстрируют то, что имеет ценность из архитектурного наследства прошлого и как одна и та же задача должна решаться разными приемами в зависимости от состояния строительной техники. [. ]

[. ] Все эти сложные и технически трудные конструктивные формы барокко не соответствовали часто ни материалам, ни состоянию строительной техники той эпохи. Фантазия и стремление к необычайному выходили за пределы имевшихся в то время теоретических знаний и приводили к упадочным формам.

В наше время заметно часто обратное явление, когда архитекторы не поспевают за техническими достижениями, не осваивают их и пользуются более простыми конструктивными приемами минувших веков.

При нашем состоянии знания сложные замыслы барокко могут быть использованы в новых вариациях и комбинациях, как живые, рациональные решения в железобетоне и железе. В частности, купол на перекрестных арках может дать в железобетонной конструкции исключительные по легкости и прозрачности сетчатые пространственные системы, превосходящие фантазии Гварини *. [. ]

[. ] Анализ вышеприведенных конструктивных систем ставит со всей остротой важнейшую проблему современной архитектуры — синтез техники и искусства.

Современная архитектура должна быть построена на самых высоких достижениях техники, но, как и все искусство, должна быть правдива и понятна. Однако многие технически хорошо решенные конструкции могут быть непросты и труднопонимаемы.

Конструкция греческой колоннады элементарно проста и понятна. Работа купола воспринимается труднее, но понятна по аналогии со сферическими формами в природе. Однако работа жестких рам, сложных очертаний и балок-оболочек может быть часто понятна только специалисту.

Несмотря на большую техническую культуру современного человека, все-таки многие сложные инженерные решения будут восприниматься как сложный, беспокойный трюк.

Отсюда ясно, что талантливый мастер должен найти тот предел, за которым сложная инженерная композиция не может быть принята правдивой и выразительной архитектурой.

Если же заранее бояться всякого интересного технического решения как трудного в архитектурной обработке, то развитие архитектуры остановится, а остановка равна упадку.

Читайте также: