Сообщение на тему правописание наречий на о е

Обновлено: 04.07.2024

- выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал, фонозапись.

Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):

Все начинается с любви…

А я провозглашаю снова :

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви-

Я это точно знаю.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?

-А что начинается с любви?

-Какой частью речи являются выделенные слова?

2. Закрепление изученного материала.

-Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на– о, - е

Сформу лируйте , пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.

-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно?

-Итак, цель урока мы вместе определили.

- А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем в команде. Для этого необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти и составить пословицу.

Век живи - век учись

Мир освещается солнцем, а человек- знанием

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Верному другу цены нет

Дерево живёт корнями, а человек- друзьями

-Назовите темы ваших пословиц.

От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.

-Какую часть речи называют наречием?

-На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

-Наречия имеют окончания? Почему?

-На какие разряды делятся наречия?

-А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?

-От какой части речи образованы наречия на –о, -е?

Б) Анализ текста

-А теперь обратимся к тексту. Они у вас на карточках. Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

(Двое учащихся выполняют задание на доске, объясняют)

Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело и…чезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.

Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.

-Что значит слово белёсый? От какого слова оно образовано?

-Прочитайте тест выразительно.

-Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи)

-Определите главную мысль.

(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)

-Найдите в тексте наречия и определите их значения.

постепенно.несмело исчезает-образ действия

благодарно говорит- образ действия

оттуда поднимается- место действия

ещё сумрачно – время

сумрачно – состояние природы

хорошо – состояние человека (слова-категории состояния)

-Какую роль в тексте они выполняют?

-Делают речь более чёткой и выразительной.

-Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание. (несмело)

В) Работа с учебником

Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имён существительных и прилагательных, или правила разные?

(на экране высвечивается таблица)

Г) Задание на развитие быстроты реакции и мышления

-Соедините части слов, записанные в два столбика

неправ 5) а злой

невеж 7) соко, а низко

не ту 8) красиво

10) не добрый 10) го

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

- Объясните правописание не с разными частями речи.

- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?

- Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.

Сядьте удобно, расслабьтесь.

Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…

Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза,. потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

4. Отработка навыка

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)

- Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не- , а потом антоним:

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много

Б) выборочный диктант

-Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

В наречиях с приставками на-, за-, в-, образованных от кратких прилагательных, на конце пишется буква о ( начисто, запросто, вправо ), наречия такого же происхождения с приставками до-, с-, из- имеют на конце букву а ( досыта, издавна, снова ). У некоторых наречий с приставкой с- на конце пишется — у ( смолоду, сослепу ).

Правописание О и Е в суффиксах наречий после шипящих

Под ударением пишется о (свежо, горячо), без ударения — е (неуклюже, жгуче)

Мягкий знак Ь на конце наречий

После шипящих на конце пишется ь: вскачь, навзничь, наотмашь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж .

Правописание отрицательных наречий с частицами НЕ и НИ

с НЕ пишутся слитнос НЕ пишутся раздельнос НИ пишутся слитнос НИ пишутся раздельно
негдене к чемунигдени к чему, ни при чём, ни за что
некуда никудани за что, ни про что,
некогда никогдани в какую, ни в коем случае
незачем нипочём
несколько нисколько

Слитное написание наречий

Пишутся слитно:

Правописание наречий

Дефис в наречиях.
Раздельное написание наречий

Правописание наречий дефисное


Как правильно писать НЕ с наречиями? Ответ на этот вопрос можно получить в данной статье, где подробно описаны правила слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, приведены наглядные примеры.


Особенности правописания НЕ с наречиями на -О/-Е

В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о, е.

Слитное написание:

  • Если наречие не употребляется без НЕ. Примеры наречий на о/е, которые всегда пишутся с НЕ: неряшливо, недоуменно, негодующе.
  • Если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без НЕ. Примеры: нечасто – редко, нелегко – трудно, неровно – криво.

1) на конце наречий, образованных от полных прилагательных, пишется:

- суффикс – после твёрдых согласных, например: долгий - долго;

- суффикс – после мягких согласных; например: внешний - внешне.

2) на конце наречий после шипящих под ударением пишется -о: общо?; без ударения – -е: певу-че.

3) на конце наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется -а; например: изредка, досуха, справа; с помощью приставок в-, за-, на-, пишется -о; например: вправо, направо, запросто.

4) наречия с приставкой по- на конце имеют -у; например: подолгу, поскольку, постольку.

5) на конце наречий (и частиц), после шипящих пишется ь. Например: вскачь, бишь, слышь, вишь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

II. Правописание наречий через дефис:

1) наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и. Например: другой - по-другому, настоящий - по-настоящему, человечий - по-человечьи, английский - по-английски, лисий - по-лисьи.

По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;

2) наречия, образованные от порядковых числительных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой в- (во-) и суффиксом -их (-ых); например: первый ? во-первых, второй ? во-вторых.

4) наречия с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь, -таки; например: кое-как, зачем-то, хорошо-то, когда-нибудь, где-либо, всё-таки.

5) наречия, образованные повторением:

- того же слова; например: еле-еле, чуть-чуть, вот-вот;

- того же корня, осложнённого приставками и суффиксами; например: видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей;

- синонимов; например: с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно.

а) Пишутся слитно наречия с приставкой по-, образованные:

- от притяжательных местоимений с конечным -му; например: потому, почему, посему, поэтому.

- приставочно-суффиксальным способом от полных прилагательных с суффиксом -о. Например: месячный - помесячно, декадный - подекадно, строчный - построчно.

б) Пишутся раздельно:

- наречные сочетания, составленные из повторяющихся существительных с предлогом между ними. Например: бок о бок, с боку на бок, честь по чести.

Исключение: точь-в-точь, крест-накрест;

- беспредложные сочетания, состоящие из повторяющихся существительных (второе – в творительном падеже). Например: чин чином, честь честью;

- сочетания с однокоренными словами (наречие + глагол), в которых первое – наречие на -мя. Например: кишмя кишеть, ревмя реветь.

в) Не путайте наречия (пишутся через дефис) с омонимичными сочетаниями предлогов с прилагательными и местоимениями-прилагательными (пишутся раздельно). Для того чтобы их разграничить, используйте следующее правило: прилагательное и местоимение-прилагательное можно изъять из предложения; с наречием эта операция невозможна.

Например: Поезда ходят по прежнему расписанию (Поезда ходят по расписанию). – У нас всё по-прежнему (прежнему изъять нельзя); События развивались по другому варианту (События развивались по варианту). – Он всё сделал по-другому (другому изъять нельзя).

III. Слитное и раздельное написание наречий

Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний во многом определяется традицией, а также тем, от какой части речи образовано наречие и наречное сочетание.

1. Наречия, образованные от других наречий:

1) пишутся слитно наречия, образованные соединением приставок с наречиями. Например: нельзя ? донельзя, всегда ? навсегда, завтра ? послезавтра, вне ? вовне.

2) пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в значении существительных. Например: свести на нет, сдать экзамен на хорошо, пойти на ура.

В этом случае после предлога можно поставить падежный вопрос существительного. Сдать экзамен на ( что? ) хорошо.

2. Наречия, образованные от числительных:

2) пишутся раздельно сочетания:

3) пишутся раздельно предложные сочетания, образованные повторением одного и того же числительного (в том числе и собирательного) с предлогом между числительными; например: один на один, двое на двое;

4) наречия и наречные сочетания с корнем один пишутся слитно и раздельно:

а) пишутся раздельно сочетания – в одиночку, по одному;

б) пишутся слитно наречия заодно, поодиночке. Например: разбегаться поодиночке, действовать заодно.

Но пишутся раздельно сочетания, где за, по являются предлогами. Например: жизнь отдать за одно слово; рассадить по одиночкам – одиночным камерам.

3. Наречия, образованные от местоимений:

Но раздельно пишется сочетание предлога с местоимением; например: во все дни, по этому вопросу.

2) всегда пишутся раздельно сочетания: от этого, при этом, за этим, за что, к чему, к тому, ни при чём, ни за чем, ни за что, ни в какую, в оба.

Обратите внимание на написание фразеологизмов: во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало.

4. Наречия, образованные от прилагательных:

1) пишутся слитно наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; например: новый - снова, левый - слева, строчный - построчно.

Исключения: на боковую, на мировую, на попятную;

Раздельно пишется сочетание предлога с полным прилагательным (прилагательное в этом случае можно изъять из предложения или словосочетания; вопрос ставится после предлога).

5. Наречия, образованные от существительного с предлогами

Вместе с тем слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний зависит:

1) от типа существительного, к которому восходит наречие:

а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе именные формы, которые в современном русском языке не употребляются. Например: вдоволь, взаперти, спозаранку, впросак, наяву.

Исключения: во всеоружии, во всеуслышание, без обиняков, до зарезу и др.;

б) обычно пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение или если после предлога к существительному не может быть поставлен падежный вопрос. Например: бежать вприпрыжку, отказаться наотрез, говорить наперебой.

Исключения: сделано на совесть, под стать кому-то;

в) обычно пишутся слитно наречия, образованные из предложно-падежных форм, если в современном русском языке есть омонимичное сочетание существительного с предлогом (в другом значении). Например: надеть фуражку набок (фуражка находится на голове, а не на боку!) – лошадь упала на бок.

Исключения: на славу потрудиться (наречие) – на славу не рассчитывай (существительное с предлогом); читать стихи на память (наречие) – только на память не надейся (существительное с предлогом);

г) обычно пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением – верх, низ, перёд, зад, высь, глубь, даль, ширь, век, начало и др.

Поглядеть вверх, запомнить навек, оглянуться назад, сначала подумать.

Раздельно пишутся омонимичные формы существительного с предлогом: существительное в этом случае употреблено в своём прямом значении и имеет зависимое прилагательное или существительное.

Сравните: Сначала подумай, потом отвечай (наречие) – С начала встречи прошло три часа (существительное с предлогом); Он взглянул наверх (наречие) – Он поднялся на верх лестницы (существительное с предлогом).

Запомните раздельное написание: на века, на веку, от века (т.е. издавна, с незапамятных времён), на веки вечные, на веки веков.

Запомните слитное написание: сверху донизу, сверху вниз, снизу вверх.

2) от типа предлога:

а) обычно пишутся слитно наречия с предлогами:

- К: кряду, кстати, кверху, книзу;

Исключения: к месту (к месту сказать), к спеху, не к спеху.

- ИЗ (ИС): изнутри, издалека, искони, исстари;

б) обычно пишутся раздельно наречные выражения с предлогами:

- БЕЗ: без толку, без спросу, без удержу, без зазрения совести;

- ДО: до упаду, до зарезу, до смерти (устал), до отвала (наелся);

Исключения: доверху (нагрузил), донизу (опустился), дотла (сгорел).

- С (СО): с кондачка, с панталыку, с разбегу, с размаху, со зла, с избытком, с перепугу;

Исключения: сдуру, слишком, сплеча (ударить), сразу, сродни, спросонок, спросонья, спозаранку, сряду, спереди, сзади, снизу, сверху;

- ИЗ-ПОД: из-под спуда, из-под мышек, из-под носа;

Исключения: исподлобья, исподтишка, исподнизу.

- ЗА: за границу, за границей, за глаза, за полночь;

Исключения: замуж, замужем, запанибрата.

- ПОД: под стать, под носом, под мышкой, под спуд, под спудом;

в) пишутся раздельно наречия с предлогом в, если исходное существительное начинается с гласной; например: в упор, в обход, в общем (но: вообще).

г) наречные выражения с предлогами в, на, по пишутся:

- раздельно, если существительное ещё сохранило возможность изменяться по падежам. Сравните: сделано на совесть – поступать по совести, поставить в тупик – оказаться в тупике.

Исключения: наизнанку (хотя есть с изнанки), поодиночке (хотя есть в одиночку), вмиг (хотя есть на миг), наспех (хотя есть не к спеху);

- раздельно, если существительное оканчивается на -ах (-ях). Например: в потёмках, в сердцах, на побегушках, на радостях.

Исключения: впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах (существительные без в уже не употребляются);

- раздельно, если между предлогом в, на, по и существительным можно поставить прилагательное, местоимение и значение существительного при этом не изменится; например: на миг – на один миг, на скаку – на всём скаку.

- слитно, если существительное отдельно от в, на, по уже не употребляется. Например: натощак, воочию, напоследок, насмарку, впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах.

- слитно, если между в, на, по и существительным нельзя вставить прилагательное или местоимение (не изменив значения существительного). Например: впрок, вволю, наотрез, вполголоса, впритирку.

Написание наречий и наречных сочетаний в очень многих случаях определяется традицией. Поэтому при затруднении следует обращаться к орфографическим словарям.

Читайте также: