Средневековый эпос рыцарская литература городской и крестьянский фольклор сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Лит.: Волкова З.Н. Эпос Франции М., 1984; Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.; Л., 1962; Мелетинский ЕМ. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь . Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "Эпос средневековый" в других словарях:

Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки). Лучше всего сохранились французские эпосы около 100… … Википедия

ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь

Животный эпос — произведения различных эпических жанров (эпопея, поэма, сказка, басня), героями которых являются животные. Ж. э. восходит к ранним формам народного творчества. В устной или письменной форме является достоянием всех народов мира; к нему… … Большая советская энциклопедия

Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединённых в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттеснённая в предшествующую эпоху с … Энциклопедия мифологии

Рыцарский роман — Это статья о жанре. О фильме см. Рыцарский роман (фильм) Рыцарский роман (фр. romanz) повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые… … Википедия

Рыцарская литература — Это статья о жанре. О фильме см. Рыцарский роман (фильм) Рыцарский роман (фр. romanz) повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в… … Википедия

2 1.Средневековый эпос. 2.Рыцарская литература. 3.Городская литература. 4.Крестьянская литература. 5.Великий Данте. ПЛАН УРОКА.

3 Докажите, что на развитие средневековой литературы оказали влияние исторические события того периода? Задание на урок.

6 2.Рыцарская литература. В Англии и во Франции процветала рыцарская литера- тура,создаваемая трубадурами.Они были образован- ными и до нас дошли их имена.Трубадуры создавали образ идеального рыцаря,воспевали культ Прекрасной Дамы и рассматривали любовь как великое благо.Ры- царская поэзия создавалась на народных языках.Поэ- ты стремились к изяществу языка и точности рифмы. Гильом де Машо. Похвала дамам. Миниатюра 14 в.

7 2.Рыцарская литература. В это же время возникли рыцарские романы и по- вести.В них широко от- разились легенды о Ко- роле Артуре и рыцарях Круглого стола.Окруже- ние Артура,его двор пре- дставлялись как мир иде- альных рыцарей. Огромное количество про- изведений были посвя- щены любви Тристана и Изольды.Этот сюжет стал классикой мировой литературы. Эдард Берн-Джонс. Последний сон короля Артура в Аваллоне.

9 4.Крестьянская литература. Мировоззрение крестьян отразилось в устном на- родном творчестве.В пе- снях и сказках он стре- мится к добру и достига- ет цели с помошью вол- шебства. В Балладах ситуация иная. Робин Гуд активно про- тестует против неспра- ведливости и полагается на свою хитрость и по- мощь друзей. Робин Гуд и Мариана. Миниатюра 14 в.

10 5.Великий Данте. Самым выдающимся поэ- том Средневековья стал Данте Алигьери.Родив- шись во Флоренции он окончил городскую шко- лу и затем всю жизнь продолжал учиться. Пережив несчастную лю- бовь он описал свои чув- ства в стихах и вскоре стал известным поэтом. За борьбу против Папы его изгнали из Флоренции на 20 лет. Доменико де Микелино. Данте и три царства.

Большинство жителей средневековой Европы было неграмотно, поэтому важное место в литературном творчестве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие актеры), выступавшие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во время празднеств. Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со временем стали записываться. Городская и сельская культура низов рано приобрела антифеодальные черты. Появившийся в Англии цикл о Робин Гуде (XII-XIII вв., по другим данным XIV в.) основывается на фольклорных балладах о предводителе разбойников. Сначала это был типичный плутовской образ, затем под влиянием процесса лишения крестьян земли и их уходом в лесные разбойники приобрел черты героя социального протеста.

Совершенно своеобразное место в литературе XII – ХIII вв. занимает лирика вагантов (бродячих священников, а потом студентов). Ваганты писали стихи на латыни и высмеивали средневековую школу, церковь, поряди в государстве, нравы и пороки своих современников. Самым популярным видом городской литературы было небольшое по объему стихотворное повествовательное произведение комического, поучительного содержания с острой неожиданной концовкой.

Без возлюбленной бутылки

тяжесть чувствую в затылке.

Без любезного винца

я тоскливей мертвеца.

Но когда я пьян мертвецки,

веселюсь по-молодецки

и, горланя во хмелю,

Бога истово хвалю!

Кабацкое житье

Хорошо сидеть в трактире.

А во всем остатнем мире -

скука, злоба и нужда.

Нам такая жизнь чужда.

Задают вопрос иные:

"Чем вам нравятся пивные?"

Что ж! О пользе кабаков

расскажу без дураков.

Пьют бродяги, пьют вельможи,

люди всех оттенков кожи,

слуги пьют и господа,

села пьют и города.

Пьет безусый, пьет усатый,

лысый пьет и волосатый,

пьет студент, и пьет декан,

карлик пьет и великан!

Пьет монахиня и шлюха,

пьет столетняя старуха,

пьет столетний старый дед, -

словом, пьет весь белый свет!

Всё пропьем мы без остатка.

Горек хмель, а пьется сладко.

Сладко горькое питье!

Горько постное житье.

Вершиной поэзии вагантов является творчество Франсуа Вийона (XV в.), студента Сорбонны, происходившего из мещан. Его вирши отличает глубина смысла, достигнутая за счет использования иронии и большого количества бытовых образов, контрастирующих друг с другом.





Я знаю, кто по-щегольски одет,

Я знаю, весел кто и кто не в духе,

Я знаю тьму кромешную и свет,

Я знаю - у монаха крест на брюхе,

Я знаю, как трезвонят завирухи,

Я знаю, врут они, в трубу трубя,

Я знаю, свахи кто, кто повитухи,

Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, кто работает, кто нет,

Я знаю, как румянятся старухи,

Я знаю много всяческих примет,

Я знаю, как смеются потаскухи,

Я знаю - проведут тебя простухи,

Я знаю - пропадешь с такой, любя,

Я знаю - пропадают с голодухи,

Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Большинство жителей средневековой Европы было неграмотно, поэтому важное место в литературном творчестве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие актеры), выступавшие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во время празднеств. Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со временем стали записываться. Городская и сельская культура низов рано приобрела антифеодальные черты. Появившийся в Англии цикл о Робин Гуде (XII-XIII вв., по другим данным XIV в.) основывается на фольклорных балладах о предводителе разбойников. Сначала это был типичный плутовской образ, затем под влиянием процесса лишения крестьян земли и их уходом в лесные разбойники приобрел черты героя социального протеста.

Совершенно своеобразное место в литературе XII – ХIII вв. занимает лирика вагантов (бродячих священников, а потом студентов). Ваганты писали стихи на латыни и высмеивали средневековую школу, церковь, поряди в государстве, нравы и пороки своих современников. Самым популярным видом городской литературы было небольшое по объему стихотворное повествовательное произведение комического, поучительного содержания с острой неожиданной концовкой.

Без возлюбленной бутылки

тяжесть чувствую в затылке.

Без любезного винца

я тоскливей мертвеца.

Но когда я пьян мертвецки,

веселюсь по-молодецки

и, горланя во хмелю,

Бога истово хвалю!

Кабацкое житье

Хорошо сидеть в трактире.

А во всем остатнем мире -

скука, злоба и нужда.

Нам такая жизнь чужда.

Задают вопрос иные:

"Чем вам нравятся пивные?"

Что ж! О пользе кабаков

расскажу без дураков.

Пьют бродяги, пьют вельможи,

люди всех оттенков кожи,

слуги пьют и господа,

села пьют и города.

Пьет безусый, пьет усатый,

лысый пьет и волосатый,

пьет студент, и пьет декан,

карлик пьет и великан!

Пьет монахиня и шлюха,

пьет столетняя старуха,

пьет столетний старый дед, -

словом, пьет весь белый свет!

Всё пропьем мы без остатка.

Горек хмель, а пьется сладко.

Сладко горькое питье!

Горько постное житье.

Вершиной поэзии вагантов является творчество Франсуа Вийона (XV в.), студента Сорбонны, происходившего из мещан. Его вирши отличает глубина смысла, достигнутая за счет использования иронии и большого количества бытовых образов, контрастирующих друг с другом.

Формирование литературы Западноевропейского средневековья шло по трём основным направлениям, отражавшим вкусы всех слоёв средневекового общества - представителей основных сословий: священнослужителей, феодалов-рыцарей и простого народа (крестьян и горожан).

Героический эпос.

Наиболее интересно в эпоху средних веков в Западной Европе развивалась рыцарская литература , расцвет которой приходится на XII-XIII века. Рождаясь в замках феодалов, она отражала вкусы, мировоззрение и идеалы этого сословия. Первым литературным жанром, возникшим в данной среде, можно считать рыцарский героический эпос .

Скорее всего, его появление относится к более ранним временам (VIII–X века), однако, достаточно долгое время эти сказания бытовали в устной традиции и исполнялись бродячими музыкантами – жонглёрами, менестре́лями или шпи́льманами при дворах феодалов во время праздников и пиров.

Именно поэтому рыцарский эпос, чаще всего анонимен, так как создатели письменных версий не являлись авторами в полном смысле слова. Они выступали, скорее, в роли обработчиков, соединяя в определённой последовательности фрагменты повествования, исключая или вплетая в него новые эпизоды, по-своему интерпретируя поведение и действия героев, придавая всему тексту стилистическое единство.

Кстати, поскольку такие произведения исполнялись, как песни, под аккомпанемент инструментов, то они имеют стихотворную форму.

В основе сюжетов героических повествований старинные предания и легенды, причудливо переплетавшиеся с реальными историческими событиями из далёкого или совсем недавнего прошлого. В них рассказывалось о военных походах и сражениях, участниками которых становились великие герои – рыцари, борцы с мировым злом (в разных его проявлениях), как правило, погибающие в финале, но ценой своей жизни, утверждающие добро и справедливость.

Такие слова открывают это эпическое произведение. (Кстати, подобный стихотворный стиль получил название "нибелунговая строфа". Именно ею были написано большое количество средневековых эпических сказаний).

Зигфрид является обладателем волшебного клада Нибелунгов , приносящего своим владельцам несчастья и раннюю смерть (кстати, мотив про́клятого золота, богатства, весьма характерен для средневековой литературы и фольклора).

Данный эпос состоит из двух частей.

Первая из них рассказывает об истории любви нидерландского королевича Зигфрида и вормской принцессы Кримхи́льды .

Чтобы добиться руки Прекрасной дамы, герой совершает множество подвигов, последним из которых становится помощь Гунтеру - брату Кримхильды в сватовстве.

Избранница Гунтера - Брунхильда - весьма оригинальный персонаж - она женщина-богатырь (в древних скандинавских сказаниях вообще не земная женщина, а божественная дева-воительница - валькирия).

С помощью хитрости и волшебных артефактов Зигфрид добывает Брунхильду для бургундского короля. И это становиться началом его конца.

Сразу после свадьбы две женщины ссорятся. Уязвлённая Брунхильда убеждает Гунтера в необходимости уничтожить своего прославленного родственника.

Заканчивается эта часть сказания гибелью Зигфрида, предательски убитого в результате заговора братьев красавицы – бургундских королей. Золото Нибелунгов переходит в их владение.

Пригласив ко двору гуннов своих братьев с их дружинами, Кримхильда устраивает кровавое побоище, в котором гибнут все бургундские герои и её братья-короли. Однако и сама Кримхильда погибает от руки старого слуги Этцеля - Хильденбрандта.

Проклятое золото Нибелунгов остаётся спрятанным от потомков на дне реки Рейн. (Древние легенды утверждают, что когда оно будет найдено и выйдет на поверхность, то наступит Конец Света).

Многие века этот эпос переписывали и пересказывали. Он вдохновил множество художников и поэтов, на создание своих произведений. Пожалуй самой известной интерпретацией этого героического сюжета стала масштабная оперная тетралогия Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга" . Общая продолжительность всех её четырех частей ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") составляет примерно 16 часов! Целиком её можно послушать в Байройте, театре, специально построенном для музыкальных драм этого немецкого композитора.

Особенности становления литературы Средневековья

На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.

Средневековая литература

Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – сочинения для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, циклические поэмы, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.

Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exem­pla и фаблио практически соединяется с ним.

Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.

Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.

Литература латыни и народная литература

Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.

Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.

Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.

Средневековая литература

В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.

Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.

Средневековые литературные жанры

Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.

Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.

Средневековая литература

Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.

Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).

Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.

Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.

Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.

Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.

Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),

Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.

Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.

Читайте также: