Сообщение на тему международная безопасность

Обновлено: 05.07.2024

Современная международная обстановка характеризу­ется резким обострением международной напряжённости и противостоянием отдельных государств по отношению друг к другу.

Особенно наглядно это проявляется в отношениях Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации, вы­званной непризнанием Россией однополярного мира и уста­новлением в начале девяностых годов гегемонии США во всём мире, а также неисполнением общепризнанных принципов международного права. Смена неугодных США режимов в ряде государств Северной Африки, финансовая и организаци­онная поддержка цветных революций в государствах Европы и Азии, расширение военного присутствия в странах Цен­тральной и Восточной Европы, Прибалтике, поддержка тер­рористических организаций - вот далеко неполный перечень противоправных действий США и их союзников в мире. Кро­ме того, развернувшая русофобская истерия охватила многие государства, и в частности братских нам стран. Наглядным примером является политика руководством Украины, Поль­ши, Латвии, Литвы, Эстонии и других государств.

Более того, война в Сирии с террористами, так называе­мым, Исламским государством (ИГИЛ - запрещенное в Рос­сийской Федерации) при поддержке Военно-космических Сил России, гражданская война на Украине, военные приго­товления в КНДР, вызванные испытанием ядерного оружия и средств их доставки, как ответ устрашающим заявлениям США в отношении этой страны - это реальность нашего вре­мени и дестабилизирующие факторы, ставящие мир на грани войны.

Традиционно считается, что ООН - уникальная и наи­более легитимная организация мирового сообщества, обла­дающая моральным авторитетом и выступающая гарантом обеспечения мира. Однако, в последние десятилетия такое мнение подвергается сомнению. Анализ происходящих собы­тий в мире подтверждает мнения о том, что ООН не выполня­ет свою миссию в полном объеме, как по объективным, так и по субъективным причинам. Совет безопасности ООН - как один из важнейших органов ООН, призванный оперативно реагировать и принимать согласованные меры для локализа­ции вооружённых конфликтов, практически не в состоянии прийти к консенсусу ввиду различных подходов и толкований общепризнанных принципов и норм международного права. Противоборствующие государства при принятии Резолюции Совета безопасности, используя право вето, блокируют наи­более эффективные решения и механизмы обеспечения мира (Пример: резолюции по Сирии). Более того, принимаемые резолюции (обладающие юридической силой) рядом госу­дарств не выполняются. Когда от крупных политиков и дипло­матов звучат слова о том, что нужно добиваться выполнения Резолюции Совбеза ООН, то это вызывает недоумение (заве­домо зная, что оно носит обязательный характер) и говорит об эффективности этого главного органа ООН. США в последние годы вообще игнорируют ООН и без согласия Совета Безопас­ности осуществляют агрессивные действия по отношению су­веренных государств.

К этому следует добавить, что ООН, объединяющая прак­тически все государства мира, признанные как субъекты меж­дународного права должны соизмерять свои действия во имя своих национальных интересов с положениями Устава ООН и с основополагающими нормами и принципами ООН, выра­ботанные совместно и подтвердившие свою ценность за про­шедшие 72 года с момента своего образования.

Региональные системы международной безопасности такие, как Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и др. имеют разные международные статусы, уровни международной легитимности и составы участников. До на­стоящего времени они не объединены общей компетенцией и замыслом, у них различные политические перспективы. Бо­лее того, некоторые из них находятся в противоречии друг с другом. Так, блок НАТО сегодня вызывает озабоченность не только у Российской Федерации, но и многих государств ев­ропейского континента. Наметившиеся разногласия внутри НАТО свидетельствуют о различных подходах к обеспечению коллективной безопасности, имеется ввиду различное толко­вание статьи 5 Североатлантического альянса об обеспечении безопасности всех членов НАТО.

Вместе с тем, обеспечение международной безопасности может быть достигнуто на основе сочетания взаимодополня­ющих факторов: безопасность отдельного государства зависит от обеспечения безопасности всех государств, безопасность всех предполагает безопасность каждого государства, необхо­димость активных действий, особенно в процессе обеспечения международной безопасности, обусловливается своеобрази­ем метода регулирования, воздействием на определенно вы­раженную позицию субъектов правоотношений. Речь в дан­ном случае идет о концепциях обеспечения многосторонней безопасности. Современные политологи выделяют три таких концепции: коллективной безопасности (Collective Security), общей безопасности (Common Security) и безопасности со­трудничества (Cooperative Security), каждая из которых при наличии ряда общих черт обладает отчетливо выраженной спецификой.

Концепция коллективной безопасности является наибо­лее разработанной в теоретическом и практическом плане. Её особенностью выступают беспрецедентный масштаб уни­версальности, исключая требования необходимых действий от каждого члена системы, автоматизм применения санкций в случае необходимости, приверженность членов системы статус-кво и отсутствие разногласий в компании агрессии и необходимости реагирования на неё.

Базисными принципами концепции общей безопасно­сти являются:

  1. отказ от использования военной силы как способа уре­гулирования международных конфликтов, и применение её исключительно в целях самообороны;

Б) отказ от традиционной стратегии достижения военно­го преимущества над другими государствами;

  1. призвание сокращения вооруженных сил и вооруже­ния.

Концепция общей безопасности утвердилась как альтер­нативная традиционным представлениям о роли вооружен­ной силы в решении международных проблем, а также пре­одолении сложившихся стереотипов мироурегулирования, основанного на базовых параметрах государств и коалиций, внеся в него элемент всеобщего договора, осознанного баланса устремлений и самоограничений, обусловленных всеобщими интересом в стабильности и совершенствовании системы.

Концепция общей безопасности с середины 70-х гг. была неотъемлемой частью общеевропейского процесса, философ­ской основой Хельсинского акта и других важных документов СБСЕ/ОБСЕ. Но, к сожалению, этой организации так и не уда­лось стать заглавной европейской организацией, способной обеспечить международную безопасность в Европе.

Концепция безопасности на основе сотрудничества во много схожа с концепцией общей безопасности. Безопасность на основе сотрудничества часто определяется как политико­дипломатическое сотрудничество между заинтересованными государствами в области обеспечения безопасности.

Если в рамках системы коллективной безопасности госу­дарства объединяются против общего возможного (или дей­ствительного) агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничества исходит из принципа общего участия, при ко­тором наличие формальных институтов является необязатель­ным, а поддержание неформального диалога представляется более уместным и эффективным.

Представленные концепции являются неотъемлемыми составными элементами права международной безопасности как отрасли современного международного права.

Происходящие события в мире и в отдельных государ­ствах, по своей сути, разные и имеют неодинаковые послед­ствия для тенденции развития сообществ государств или от­дельных стран, а в конечном итоге и судеб мира, но все они в своей основе так или иначе указывают на наличие множества граней у названного явления: это выведение на первый план суверенитет государства, в широком смысле слова, даже если оно вступило в международное объединение и связано между­народно-правовыми обязательствами, которое должно выпол­няться.

В настоящее время нередко в научных публикациях и в практике межгосударственного сотрудничества можно встре­тить тезисы о верховенстве права. Такие утверждения совер­шенно справедливы, когда речь идет о верховенстве права, ска­жем, в международных отношениях. В этом ключе постановка вопроса о верховенстве международного права в осуществле­нии международной политики, международных связей впол­не оправданна. Однако, вряд ли заслуживает одобрения про­возглашение примата (приоритета) международного права как такового вообще. Вместе с тем известно, что современное устройство глобальной юридической системы предполагает наличие двух систем права: международного и внутригосудар­ственного, ни одна из которых не доминирует над другой. Со­ответственно, нигде в актах ООН не утверждается верховенство международного права, равно как и не пропагандируется вер­ховенство внутригосударственного права. Обе системы имеют равнозначную ценность и не подчинены друг другу. При этом, грань между международным и внутренним правом не стира­ется, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой их этих правовых систем своя природа, своя сфера действия, свой объект регулирования и свой механизм действия. Имеет место углубление взаимо­действия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Мы это отмечаем потому, что в ряде государств, а в част­ности США, отчетливо просматривается превосходство наци­онального права и подчинение международного права своим национальным интересам.

А) О возможности исполнения в целом или в части, в соответствии с Конституцией РФ, решения межгосударствен­ного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений межгосударственного договора РФ в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Кон­ституционный Суд Российской Федерации;

Б) О невозможности исполнения в целом или в части, в соответствие с Конституцией РФ, решения межгосударствен­ного органа по защите прав и свобод человека.

ЛАЗУТИН Лев Александрович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права Уральского государственного юридического университета

Гост

ГОСТ

Понятие и сущность международной безопасности

Международная безопасность – это система международных отношений, базирующаяся на соблюдении всеми странами общепризнанных норм и принципов международного права и исключающая решение разногласий и спорных вопросов между государствами посредством угроз или применения силы.

Иначе международную безопасность можно определить как особое состояние международных отношений, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество стран, народов, международных объединений, а также надежную защиту жизненно важных интересов каждого из них от возникающих на мировой арене угроз. Так или иначе, она призвана гарантировать сохранение суверенитета каждой страны, внешнего и внутреннего. В то же время она исключает нарушение всеобщего мира и создание в какой бы то ни было форме угроз безопасности народов.

Основными принципами международной безопасности считаются:

  • обеспечение равной безопасности для всех стран;
  • утверждение мирного сосуществования как универсального принципа межгосударственных отношений;
  • безусловное уважение суверенных прав всех народов;
  • искоренение апартеида, геноцида и проповеди фашизма;
  • выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;
  • создание действенных гарантий в гуманитарной, экономической, политической и военной областях;
  • справедливое политическое урегулирование региональных конфликтов и международных кризисов;
  • установление нового экономического порядка, обеспечивающего для всех стран равную экономическую безопасность;
  • исключение их международной практики всех форм дискриминации;
  • недопущение космической гонки вооружений;
  • прекращение испытаний ядерного оружия и его полная ликвидация.

Готовые работы на аналогичную тему

Международная безопасность, обеспечиваемая совместными усилиями стран в глобальном и/или региональном масштабах, иначе называется коллективной безопасностью. Ее ключевыми элементами выступают наличие группы стран, объединенных общей целью (защита своей безопасности), с одной стороны, и система военно-политических мер, нацеленных против потенциального агрессора или противника – с другой стороны. Механизм коллективной безопасности, функционирование которого закреплено Уставом ООН, является неотъемлемой частью международной безопасности.

Уровни международной безопасности

Международная безопасность имеет сложную иерархическую структуру. В зависимости от масштабов проявления выделяют три основных ее уровня (рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни международной безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Представленная типология определяется, в первую очередь, пространственными категориями геополитической теории, такими как государственная территория, геополитические и геостратегические регионы, а также мировое геополитическое пространство. Рассмотрим их более подробно.

Под государственной территорией понимается часть земного шара, суверенитет над которой осуществляет определенная страна. В данном случае государственной власти в пределах ее территории присуще верховенство и независимость от прочих сил и обстоятельств. На практике, однако, все бывает несколько иначе – государственному суверенитету присущи определенные ограничения, накладываемые на него взаимодействиями страны с иными субъектами международных отношений.

Геостратегический регион формируется вокруг одного либо нескольких государств, которые играют ключевую роль в мировой политике. По сути, он представляет собой довольно большое пространство, в которое кроме территорий самих регионообразующих стран входят также зоны их контроля и влияния. Обычно число таких регионов ограничено. Все они состоят из геополитических пространств меньшей величины, т.е. из геополитических регионов.

Под геополитическим регионом следует понимать часть геостратегического региона, которая отличается более устойчивыми и тесными политическими, экономическими и культурными связями. В сравнении с геостратегическим регионом он более ограничен и контактен.

Мировое геополитическое пространство включает в себя все страны, регионы и объединения, так или иначе участвующие в системе международных отношений.

Ключевые модели международной безопасности

В настоящее время в научной литературе существует множество различных моделей международной безопасности. Все их множество подлежит определенной классификации. В зависимости от числа субъектов, входящих в систему международной безопасности, выделяют четыре модели ее построения:

Из всех выше перечисленных моделей для современного российского внешнеполитического мышления наиболее характерна ориентация на многополярную модель построения основ международной безопасности.

Данный подход к структуризации моделей международной безопасности не является единственным. Так, в зависимости от характера отношений между участниками систем международной безопасности выделяют три модели ее построения – коллективную, всеобщую и кооперационную.

МЕЖДУНАРО́ДНАЯ БЕЗОПА́СНОСТЬ, со­стоя­ние ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний, при ко­то­ром обес­пе­чи­ва­ют­ся нор­маль­ная жиз­не­дея­тель­ность ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, ста­биль­ное раз­ви­тие и со­труд­ни­че­ст­во на­ро­дов, го­су­дарств, меж­го­су­дарственных объ­е­ди­не­ний, на­дёж­ная за­щи­щён­ность жиз­нен­но важ­ных ин­те­ре­сов ка­ж­до­го из них от воз­ни­каю­щих уг­роз. Вклю­ча­ет в се­бя на­цио­наль­ную безо­пас­ность отд. стран и на­ро­дов и ре­гио­наль­ную безо­пас­ность групп го­су­дарств и рай­онов ми­ра. Её осн. сла­гае­мы­ми вы­сту­па­ют эко­но­мич., по­ли­тич., эко­ло­гич., во­ен. и др. ви­ды без­о­пас­но­сти. М. б. пред­по­ла­га­ет обес­пе­че­ние: пра­ва ка­ж­до­го че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­ва на су­ще­ст­во­ва­ние, сво­бод­ное и са­мо­быт­ное раз­ви­тие стран и на­ро­дов; су­ве­ре­ни­те­та и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти го­су­дарств; со­хра­не­ния ок­ру­жаю­щей сре­ды и ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния при­род­ных ре­сур­сов; пол­но­пра­вия и рав­но­пра­вия гра­ж­дан и др.


В статье проведено исследование международной безопасности через призму формируемого на международном уровне политико-правового института безопасности человечества и национальная безопасность.

Ключевые слова: международная безопасность, угрозы безопасности, национальная безопасность, человечество.

Исследование международной безопасности показывает достаточно сложную природу и структуру этого феномена. Для того чтобы корректно отразить его в системе научных понятий, необходимо проведение исследования на нескольких уровнях.

Первый уровень анализа (базовый) основывается на очевидном факте: исследуемый феномен — это вид безопасности. Для того чтобы понять, что такое международная безопасность, необходимо:

– во-первых, определить, что такое безопасность вообще;

– во-вторых, конкретизировать, о чьей безопасности идет речь применительно к данному термину.

На данной основе становится возможным определить природу и интересы тех, о чьей безопасности здесь идет речь, а также угрозы их безопасности. Это, в свою очередь, позволит наполнить теоретическое понятие конкретным содержанием.

Второй уровень анализа (диалектический) основывается на исследовании трансформаций национальной безопасности в международную и международной в национальную. В данном аспекте важно отметить, что рассматривая соотношение между безопасностью государства и международной безопасностью, эксперты делают вывод о приоритете в политике первого. Однако пока господствующая в теории Концепция неделимости безопасности исходит из признания того, что международная безопасность представляет собой безопасность групп или даже всех государств.

Третий уровень (национальный) относится к обеспечению национальной безопасности государств на международном уровне (политическими, военными, дипломатическими, международно-правовыми мерами).

Все три уровня взаимосвязаны. Однако каждый из них обладает определенной спецификой, и лишь синтез всех указанных подходов позволит составить относительно полное представление о сущности международной безопасности.

Такой подход позволил сформулировать объемное определение исследуемого феномена — резюмировать в комплексном определении важнейшие признаки международной безопасности. Комплексность дефиниции предполагает сопряжение нескольких непротиворечивых определений феномена, которые раскрывают наиболее значимые стороны международной безопасности. Таким образом, международная безопасность — это:

– во-первых, безопасность следующих субъектов: человечества; регионального социума (социума нескольких государств); социума отдельного государства; глобального сообщества государств; регионального государственного сообщества; международных организаций, представляющих на разных уровнях интересы перечисленных выше субъектов;

– во-вторых, безопасность, ставшая результатом совместной деятельности названных субъектов и распределенная между участниками этой деятельности (коллективная безопасность);

– в-третьих, такое состояние международных отношений, при котором конфликты между государствами разрешаются без применения силы (а попытки применения силы пресекаются);

– в-четвертых, национальная безопасность, обеспечиваемая государствами на международном уровне. Роль России как субъекта национальной безопасности и ее вклад в систему международной безопасности трудно переоценить [2, с.40–45].

Конечно, любое определение (сколь бы полным оно ни было) раскрывает не все параметры явления. Однако представляется, что эта дефиниция, состоящая из четырех элементов, наиболее полно раскрывает все сущностные признаки международной безопасности.

Проведенное нами исследование показало, что объектами безопасности являются человек и его социальные образования: общество, государство и мировое сообщество. Это касается также тех случаев, когда в международных и национальных правовых актах говорится о видах безопасности без указания объекта безопасности.

Наряду с государством публичным объектом безопасности на глобальном уровне является мировое сообщество, по своей сути представляющее собой глобальную структурированную общность людей — человечество, которая зиждется на совместном интересе и нормах на всемирном уровне, в условиях сужающейся (количественно и качественно) среды его обитания.

Теоретическое исследование позволяет определить два глобальных направления деятельности по обеспечению международной безопасности:

  1. Обеспечение паритета сил на международной арене.
  2. Постепенная трансформация культуры человечества, что позволит реализовать в социальной практике рациональный антивоенный императив, в результате чего интересы человечества начнут доминировать над интересами господствующих малых социальных групп.

Объекты международной безопасности первого направления — государства, государственные органы, международные организации, представляющие интересы государств, сообщества государств.

Объекты международной безопасности второго направления — государства, государственные организации, общественные организации (на уровне отдельных государств и международные), отдельные граждане.

Первое направление является основным. Второе может обрести значимость в более или менее отдаленной перспективе.

Таким образом, основными объектами безопасности на международном уровне являются государство и мировое сообщество, которые в силу собственной природы следует считать объектами публичного характера.

Практически весь механизм обеспечения международной безопасности де факто — это функция государственных систем обеспечения национальной безопасности. Без паритета в уровнях обеспечения национальной безопасности механизм международной безопасности утрачивает устойчивость, обретает саморазрушительный вектор. На этом фоне угрозы международной безопасности — это единственный реальный и устойчивый элемент данного механизма.

Угрозы международной безопасности в данном ракурсе не просто оказываются чем-то реальным и обладающим оригинальной природой, но их корректно рассматривать в качестве отправной точки формирования устойчивого механизма безопасности человечества. Угроза гибели всех народов в возможной ядерной войне, угроза экологической катастрофы, которая может разрушить все устойчивые стереотипы бытия, угроза всем биологическим организмам, угроза полной утраты живой природы на планете, — все это может стать катализатором трансформации человечества в единый субъект. Глобальные угрозы могут обеспечить единство интересов всех людей на нашей планете, а это может стать залогом обретения человечеством организующей способности формирования механизма обеспечения высшей формы безопасности — безопасности человечества или международной безопасности.

Таким образом, анализ механизма обеспечения международной безопасности и исследование принципов формирования этого механизма показывает, что разъединенное человечество еще не вполне готово к созданию этого механизма. Оно не готово к тому, чтобы действовать как единый субъект. Разделенное на сотни народов человечество более или менее полно освоило механизм обеспечения национальной безопасности, и имея этот инструмент, мировое сообщество пытается использовать данный механизм для обеспечения безопасности совсем иного уровня — международной.

  1. Агеев А. А. Международно-правовое и военно-правовое измерение государственной безопасности // Военное право. 2019. № 2(54). С.10–20
  2. Пыльцина М. В. Российская Федерация как субъект международного взаимодействия по обеспечению общественной безопасности // Социальная значимость правовых знаний в жизни российского общества: мате-риалы Междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, посвященной Дню юриста; под общ. ред. Н. И. Бухтоярова, В. Н. Плаксина, С. Н. Махиной, Т. М. Куценко. М., 2016. С.40–45
  3. Шамаров П. В. Обеспечение национальной безопасности России: сущностное содержание и проблема миротворчества // Вопросы политологии. 2019. Т.9. № 5(45). С.1041–1048
  4. Чапчиков С. Ю. Предмет правового регулирования права национальной безопасности // Ценности и нормы правовой культуры в России IV Международный круглый стол, сборник научных статей IV Международного круглого стола, посвященного дню рождения И. А. Ильина, русского философа и юриста. 2018. С.191–204
  5. Труханов В. А. О возможности использования понятийного аппарата теории национальной безопасности в политической теории // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности сбор-ник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией В. С. Слобожниковой, И. В. Суслова. 2019. С. 136–142

Основные термины (генерируются автоматически): международная безопасность, национальная безопасность, международный уровень, мировое сообщество, безопасность, государство, коллективная безопасность, деструктивное воздействие, угроза, уровень.

Право международной безопасности

Понятие права международной безопасности.

Право международной безопасности — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли международного права занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Право международной безопасности - система коллективной безопасности

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

    ;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности — безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств — государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности — государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются коллективной безопасностью, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения — только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае вооруженного нападения;
  • мирное разрешение международных споров — любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира — Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности — Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Литература.

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Читайте также: