Средневековая литература европы сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Эпоху средневековья можно условно разделить на периоды:

  • VI-X столетие, период раннего средневековья,
  • XI - XIII столетие, расцвет средневековья,
  • конец XIV столетия - конец XVI , начало XVII столетия, зрелое средневековье. Эпоха Возрождения.

Каждому периоду соответствует характерная именно для этого времени литература.

Раннее средневековье

Следует за античным периодом, и начинается сразу же после прекращения существования Западной Римской империи, конец V, начало VI столетия. Люди дохристианского периода поклоняются разным богам, языческая культура накладывает свой отпечаток и на литературу. Произведения античного периода написаны в основном латынью, языком традиционного общения, и языком существовавших научных трудов. Начиная с VI столетия, научные труды и литературные произведения начинают писать языком народа, который создает эти произведения. Сочинения античности это мифы, легенды, оды.

Период раннего средневековья характеризуется переходом от язычества к христианству, соответственно меняется и сама литература. В произведениях христианского периода появляется героический эпос, песни, сказания отдельных народов. В тех случаях, если у народа отсутствовала собственная письменность, художественные произведения появлялись на латыни. Если народность достигала своего высшего развития и имела национальную письменность, и алфавит, произведения писались языком этого народа. Наиболее значимыми образцами литературы раннего средневековья стали англосакская "Поэма о Беовульфе", ирландские саги, немецкая "Песнь о Хильдебранте". Среди лучших произведений французская "Песнь о Роланде" 1100 года, испанская "Песнь о моем Сиде", немецкая "Песнь о Нибелунгах".

Вся латинская литература условно делится на:

  • церковно-религиозную,
  • научную,
  • поэзию вагантов - бродячих певцов, главным направлением их творчества было обвинение правящей верхушки и возвышенная любовная поэзия.

Период расцвета

Характеризуется появлением разнообразной и более многоплановой литературы. В это время меняется общественная жизнь в Европе. К XI столетию появляются и укрепляются феодальные отношения. Литература развитого средневековья подразделяется на два периода: XI- XII столетия, и XIII начало XIV столетия.

Первая половина характеризуется полным формированием феодального общества, и переходом рыцарства в элитное правящее сословие. Ценности рыцарства из военно-героического направления передвинулись в сторону деликатного благородства. Идет борьба отдельных феодалов за главенство, и начинается объединение феодальных земель в государства. С укреплением религии, идет борьба папского престола с королями за верховное руководство и главенство в обществе. Начинается перевод работ древнегреческих ученых Архимеда, Гиппократа, Эвклида на латинский язык. Появляется светская культура. Развивается рыцарская литература, основными жанрами которой является лирика и роман. Главная роль принадлежит поэтам Прованса, названными трубадурами. Появились разновидности поэтической лирики: сирвента, тенсона, кансона, альба, серенада, пасторела. Важный памятник этого периода эпический роман Кретьена де Труа "Роман о Тристане и Изольде", второй половины XII века. Формируется городская литература, важнейшими составляющими которой стали сатира и дидактика. Яркий представитель литературы сказы, романы, миракли, фаблио Рютбефа - "Завещание осла", конец XIII столетия.

Вторая половина периода расцвета, XIII начало XIV века, характеризуется разрушением феодализма и укреплением монархии. В литературе появляется отдельный жанр историографии. Особое место занимают "Хроники" Жана Фруассара. Любовную лирику трубадуров заменили баллады и королевские песни. Появляются профессиональные поэты, пишущие стихи на заказ.

Эпоха Возрождения

Включает периоды конец XIV столетия - конец XVI, начало XVII столетие. Происходит разрушение феодального образа жизни и формирование новых капиталистических отношений. Литература делает огромные шаги в своем развитии. Главенствующую роль в произведениях поэтов и писателей занимает человек, а темами является борьба за доброту, духовность и разум. На первый план выходит реальный герой со своими чувствами, широким показом действительности со всеми разногласиями, включением элементов приключений, реализм Ренессанса. Это прослеживается в сочинениях Петрарки, Шекспира, Рабле и Сервантеса.

В первой половине XVI столетия, развивается прозаическое направление, в частности возникают новеллы, в итальянских традициях гуманизма. Появляется "Великий образец новых новелл" Никола де Труа, 1536 год, "Сто новых новелл" Филлипа де Виньоля. В поэзии более востребованным становится сонет. Пользуются популярностью драматургия, произведения Лопе де Вега и Шекспира. Развивается публицистика и философия.

Особенности становления литературы Средневековья

На зарождение и развитие литературных трудов Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

В Средние века возникает новая, отличающаяся от античности, система эстетического мышления. Средневековая мысль сочетает систематическое исследование наследия прошлых эпох с восприимчивостью к разнообразным влияниям, а также с умением заново открывать и пользоваться древними недрами местной, крестьянской культуры под влиянием римской цивилизации.

Средневековая литература

Этот период охватывает III-XV вв. и содержит несколько направлений:

  • клерикальное – религиозные тексты: жития, сочинения церковников, толкования древних сочинений;
  • придворное – сочинения для аристократии: рыцарские романы, советы, хроники, наставления, лирическая поэзия;
  • городская литература: театр, циклические поэмы, новеллы.

При этом произведения делятся на высокие (клерикальные, придворные) и низкие (городские).

На зарождение и развитие литературных произведений Средневековья повлияли три основных фактора: традиции народного творчества, культурные влияния античного мира и христианство.

Исследователи отмечают некоторое сходство литературных работ XI-XIV вв. с фольклором. Однако данное сравнение не нужно понимать слишком буквально. Фольклорная сказка или песня поддаются постоянному изменению, тогда как литературный текст характеризуется конкретностью и намеренной неповторимостью.

Средневековые произведения обладают двойственной позицией относительно данных крайних точек. Некоторые из них, к примеру, большая часть романов, схожи с сочинениями в современном понимании, а другие, как например, песни о деяниях, находятся ближе к фольклорному жанру, а вся поэзия дидактических exem­pla и фаблио практически соединяется с ним.

Процесс становления средневековой литературы отличается демифологизацией, проявлявшейся по-разному. Античные мифологические сюжеты и поэтика перевоплотились в поверхностную игру выразительных средств при дворах Карла Великого, Юстиниана и Оттона.

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской, исландской) проявляется в сказочности – изящных и авантюрных деталях куртуазной литературы. Параллельно совершается смена аффективной мотивации действий персонажей на более сложную – морально-психологическую.

Самые значимые поэты высокого Средневековья и раннего Возрождения, такие как Данте, Чосер, Боккаччо, утвердили жанры немифологических трудов и новой поэтики, в основе которой заложен акцент на вероятность и общеизвестность изложенного материала.

Литература латыни и народная литература

Исследователи XIX века выделяли две разновидности средневековой литературы: ученую и народную. Тогда подобное разделение казалось правдоподобным, так как содержало социальную семантику: к первому типу относились тексты на латыни и придворная поэзия, а ко второму — все остальные сочинения первородного искусства.

Сегодня средневековую литературу разделяют на латинскую и литературу на народных языках (романских и германских). Отличия между ними основательны. В течение долгого времени ни литературные формы латыни не имели соответствий в народных языках, ни, напротив, романо-германские формы – в латыни.

Если встречается совпадение каких-либо фактов данных литератур, то они всегда отделены друг от друга внушительным промежутком времени. Народные языки переняли из латыни множество приемов. Единственным образцом латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, является животная басня Эзопа. Тогда как современная филология категорически отреклась от концепции, согласно которой пастурель или фаблио восходят к латыни.

Средневековая литература

В начале XII века при англо-нормандском дворе стартовал процесс перевода текстов с латыни на романский язык. Около полувека англо-норманы работали в одиночестве, и только с середины столетия к ним примкнули пикардийские переводчики. Количество переводчиков увеличивается уже в начале XIII века, когда в культурном балансе повышается число школ.

Данная деятельность преследовала в основном практическую цель: переводчик, чтобы угодить заказчику, создавал что-то вроде литературного аналога оригинала, как правило посредством стиха – восьмисложника, который в то время надежно закрепился в повествовательной традиции.

Средневековые литературные жанры

Поэзия. В лирике поэтов Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери отражается полностью сформированная новая поэзия с абсолютным обновлением лексики. Содержание обогатилась абстрактными понятиями.

Стих и музыка. Даже когда в XII и XIII веке устная доминанта постепенно стирается, поэтические формы продолжали нести на себе ее отпечаток. Произведения адресовались публике, которая была воспитана на взгляде и жесте. Эпопею пели или читали нараспев, лирические вставки в романах также предназначались для пения.

Средневековая литература

Куртуазная лирика. К героическому идеалу стал примешиваться этический и даже эстетический. Эпос был потеснен лирикой —интимной, художественно исследующей человеческие чувства и переживания. Именно любовная лирика выходит на первое место в рыцарской или куртуазной поэзии.

Характерна строжайшая жанровая регламентация куртуазной лирики — кансона (песнь о любви), сирвента (полемическое по тону стихотворение), тенсона (спор между двумя стихотворцами), пасторела (встреча рыцаря с пастушкой), альба (тайное свидание с любимой).

Рыцарский роман. В отличие от героического эпоса, рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел. Авторы рыцарских романов ставили перед собой задачу развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение, отвлечь от мира повседневности и перенести в сферу чудесных грез. Поэтому в рыцарских романах столь силен фантастический элемент.

Другой обязательный элемент рыцарского романа — любовь, вдохновляющая героя на множество подвигов в честь прекрасной дамы. Подчеркнем, что подвиги эти совершаются не ради общего дела, а ради личной славы, что обусловлено начавшейся атомизацией общества и, соответственно, приматом индивидуального над общим.

Городская литература. Появляется в XIII столетии. Городская литература противопоставляет личный интерес и своекорыстный расчет, возвышенной любви — грубоватую эротику, миру фантазий и вымысла — изображение обыденной жизни, царству прекрасных грез — здравый смысл и трезвую рассудительность, меланхолическому настроению — юмор и осмеяние и, наконец, самодовлеющему искусству — дидактизм и назидательность.

Этот жанр тесно связан с народным творчеством, с бытовыми сказками. Особенно популярен юмористический рассказ в стихах, называемый во Франции фабли, а в Германии шванком.

Еще один жанр средневекового театра — моралите, формируется в XV в. во Франции и в Англии. Этот жанр имеет откровенно дидактический, нравоучительный характер. Что касается народно-комического театра, то сохранилось не так уж много записанных пьес. Среди них — две короткие пьески Адама де ла Аль (XIII в.),

Таким образом, средневековая литература резко отличается от античной — и по идеологии, лежащей в ее основе, и по системе жанров, и по кругу тем. Практически все общие черты античной и средневековой словесности можно объяснить прямым заимствованием, особенно в эпоху позднего средневековья, в условиях каролингского и оттоновского возрождений.

Одним из важнейших достижений средневековой словесности следует признать недоступный античности психологизм, оказавший огромное влияние на литературу последующих веков.

Литература в Западной Европе

После Великих географических открытий успешное развитие географии требовало развития астрономии. Средневековые взгля­ды на строение вселенной были ошибочными, поскольку основы­вались на учении Птолемея. По этому учению Земля неподвижная и находится в центре мира.

Галилео Галилей

Венецианец Галилео Галилей (1564—1642 гг.) был ученым, на­блюдавшим небо в телескоп и сделал с помощью телескопа много открытий. Галилей подтвердил учение Коперника и Джордано Бруно.


Мы называем средневековую литературу все работами Литературных производств в Западе во время средневековья (около десяти веков , простирающихся от падения Римской империи - в конце V - го века - начала эпохи Возрождения флорентийского - конец XV - го века ).

Эта литература состоит как из религиозных, так и из светских произведений, и представляет собой богатую и сложную область изучения. Он обнаруживает существование множества форм, содержащих в зародыше все современные литературные жанры . Из-за его большого разнообразия и масштабов во времени и пространстве трудно подойти к нему в общих чертах без важных упрощений, и предпочтительно приступить к его изучению по странам / языкам и по полу.

Резюме

Презентация

Литература средневековья - это прежде всего литература феодальной элиты и отражает их идеалы: благочестие, верность и храбрость. Затем феодальная система структурирует общество и находит свое отражение в литературе: сцены войн многочисленны, христианская вера вездесуща. Тем не менее, с конца XII - го века , что граждане получают за счет роста производственных, экономических и правовых привилегий , которые конкурируют вотчинные полномочия. Что появляется новые формы, более сатирические , как в Рейнеке Лиса , или лирической поэзии в XIV - м и XV - го века , наследник куртуазной поэзии .


Большинство авторов этого периода нам неизвестны; эта анонимность вызвана не только отсутствием доступных документов за тот период, но и представлением о роли автора, которое полностью отличается от нынешних романтических представлений . Средневековые авторы очень часто ссылаются на антиквариат и отцов церкви и склонны больше изменять или приукрашивать уже прочитанные или услышанные рассказы, чем придумывать новые. Даже когда они это делают, они часто приписывают свою работу известной или воображаемой третьей стороне. Нам неизвестны имена авторов многих важных произведений, особенно для Средневековья . Имена авторов начинают интересовать общественность только с XII - го века .

Языки

Изучаемые языки


Latin , язык католической церкви , которая доминирует в Западной Европе и Центральной и практически единственным источником образования, является общим языком для средневековых сочинениях, даже в тех областях , которые никогда не были латинизируется. Однако в Восточной Европе влияние Византийской империи и православной церкви сделало греческий и славянский доминирующими языками.

Популярные языки

Если местные языки в основном используются простыми людьми, среди знати уже можно отметить письменность как на латыни, так и на этих региональных языках. Это особенно верно в трудах Маргерит Oingt XIII - го века .

Типология работ

Религиозные произведения


Богословские труды представляют собой большинство произведений, которые можно было найти в библиотеках в средние века. Фактически, интеллектуальная жизнь организована христианской религией , поэтому религиозной литературы здесь больше всего. До нас дошли бесчисленные гимны этого периода (как литургические, так и паралитургические). Сама литургия не имеет фиксированной формы, и у нас есть много миссалов, которые свидетельствуют, например, об определенных концепциях порядка мессы .

Франциск Ассизский - плодовитый поэт, и его преемники- францисканцы часто сами пишут стихи в качестве свидетельства веры. В судный день и Stabat Mater является двумя из самых значительных религиозных латинских текстов . Goliardic поэзия (сатирические стихи четверостишия) используется некоторыми клириками , чтобы выразить свои возражения.

Единственные широко распространенные религиозные сочинения, которые не создаются священнослужителями, - это мистерии : этот религиозный театр, составленный из череды библейских картин , создан любительскими коллективами. Текст этих пьес часто контролируется местными гильдиями , а мистерии регулярно совершаются по воскресеньям и праздникам, которые могут длиться целый день до поздней ночи.

В средние века еврейское население Европы также предоставило большое количество известных авторов. Среди наиболее известных и влиятельных - Маймонид из Кордовы и Раши из Труа .

Светские произведения


Если она не выпускалась в том же количестве, что и религиозная литература, светская литература того периода, тем не менее, хорошо сохранилась, и сегодня у нас есть богатый массив текстов.

Предмет куртуазной любви становится важным с XI - го века , особенно в романских языках ( Langue d'масло , Langue d'OC , Tuscan , галицко-Portuguese , кастильский и каталонский главным образом) и в греческом , где странствующей барде, то трубадуры , зарабатывают на жизнь своими песнями. Если произведения трубадуров обычно довольно длинные, тем не менее есть и более короткие формы (см., Например, обад ). В Германии , то Minnesänger занимают традиции трубадуров.

В дополнение к эпосам германской традиции (таким как Беовульф и Песнь о Нибелунгах ), песни жестов ( Chanson de Roland или Digénis Akritas , которые принадлежат к материальным традициям Франции и акритическим песням соответственно) и короткие романсы в Традиция придворного романа, посвященная Бретани и Риму, в то время приобрела большую популярность. Куртуазный роман отличается от chanson de geste не только сюжетами, о которых идет речь, но и акцентом на любви и рыцарстве в ущерб подвигам воинственной храбрости.

Есть также политическая поэзия, особенно ближе к концу этого периода, и форма голиард используется светскими авторами, а также священнослужителями.

В средние века литература о путешествиях пользовалась большим спросом: фантастические сказки из далеких стран (часто приукрашенные или полностью выдуманные) развлекали общество, в котором люди по большей части проводили всю свою жизнь в районе, где они родились. Рассказы Жана де Мандевиля, например, переведенные на многие языки, оказали большое влияние на протяжении всего позднего средневековья .

Тем не менее, следует отметить важность паломничеств в то время, в частности , что в Сантьяго - де - Компостела , о чем свидетельствует Кентерберийских рассказов о Джеффри Чосера .

Читайте также: