Способы переработки большого количества информации сообщение

Обновлено: 02.07.2024

краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.
Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.
Аннотирование. Аннотация — краткая характеристика печатного издания
(или его части) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведений печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.
Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем аннотации 500 печатных знаков. Итак, аннотация представляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.
Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей.
По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об исследуемой области.
Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является
аналитическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги.
Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.


Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др.
При написании курсовых и дипломных работ могут быть полезны справочные аннотации, поскольку они предоставляют информацию о новейших достижениях в различных областях науки и помогают экономить время на поиск и сбор научной информации.
Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы.
Как называется работа (статья, монография)? Где и когда напечатана?
Чему посвящена? Какие вопросы рассматриваются в данной работе? Кому она адресована?
В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание. Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Основное содержание первоисточника передается лаконично и емко.
Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише): статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете). ; монография вышла в свет в издательстве. ; статья посвящена вопросу (теме, проблеме).
Составление плана информационного текста. План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником.
С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Умение составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и последовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план помогает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконтроля.
Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Типы планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема.
Каждый из этих планов по-своему фиксирует информативные центры текста.
При составлении вопросного плана использует вопросительные слова
(каков? каковы? что такое? и т.д.).
Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка


Работа над тезисами позволяет глубже проникнуть в читаемый материал. Тезисы несут в себе больше информации, чем план. Однако сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект.
Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категорические утверждения или Отрицания чего-нибудь, называются простыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обоснования высказываемых мыслей, они называются сложными.
Последовательность написания тезисов. Прежде всего нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок — пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.
Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.
Конспектирование.
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими. И в то же время краткими примерами. Конспект может
быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения
предложения конспектируемого текста или использовать другие, более
сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
-упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный. Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Текстуальный конспект состоит в основном из цитат

статьи или книги. Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы. П р а в и л а к о н с п е к т и р о в а н и я
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
• Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
• Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! — важно; etc — и т.д.; ех — например;
? — сомнение, вопрос; NB — важный теоретический материал; PS — приписка, написанная после; ▲ — ново; □ — выучить; и др.
• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.
Цитирование. При составлении конспектов нередко используются цитаты. Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
Общие требования к цитируемому материалу. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).
Цитата приводится в кавычках, точно по тексту первоисточника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.
Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.
При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).
Правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное предложение
(после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.
Цитата, включенная в текст после подчинительного союза — что, ибо,
если, потому что и т.д., — заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с

Большой объем информации

Далеко не у каждого человека от рождения хорошая память. Одни люди запоминают отрывки текста или стихи практически с первого раза. Иные часами сидят над тем, чтобы запомнить прочитанный материал. Однако не многие практикуют развитие памяти. Подобные навыки очень полезны в студенческие годы, когда нужно запоминать большое количество информации. Выработанные привычки пригодятся и во взрослой жизни. Рассмотрим основные методики, которые позволят усваивать большой объем информации.

Виды информации

Время для упражнений

Многое зависит от места и времени для изучения новой информации. Одним людям удобнее заниматься с 8.00 до 10.00 часов дня. Другие предпочитают вечернее время – с 20.00 до 23.00. Пик активности конкретного человека может быть смещен с учетом режима дня. Чтобы определить подходящее время, нужно немного понаблюдать за собой и распорядком дня.

Умение сосредотачиваться

Одной из основных проблем некоторых людей является рассеянность. Чтобы научиться запоминать большой объем информации, нужно учиться сосредотачиваться на чем-то одном. Подобные навыки должны прививаться еще с детства. Если время упущено, то придется потрудиться уже в сознательном возрасте.

Как быть, если у человека нет нужных навыков? Желательно начать с простых вещей. Нужно подобрать подходящее помещение, где ничто не будет отвлекать от учебы. Также нужно попросить родственников не мешать вам в течение определенного времени. На рабочем столе не должно быть художественной литературы, дисков или других предметов, которые могут отвлекать ваше внимание. Мозг должен быть сосредоточен только на одном объекте.

Разделяй и властвуй

Усвоить быстро большой объем информации – удается единицам. Уместно разбить изучаемый предмет на несколько частей. После изучения нескольких глав иди разделов, желательно делать небольшие перерывы. Так мозг будет лучше и быстрее усваивать большое количество получаемой информации

Способы запоминания материала – зубрежка и логическое осмысление. Выучить наизусть раздел или главу не значит понять ее смысл. Практически всегда после прочтения нового материала остаются вопросы, непонятные моменты. Что делать в такой ситуации? Достаточно попытаться пояснить прочитанный материал другу, собаке или игрушке. Выступая перед сторонним участником, человек обычно старается подбирать оптимальные формулировки исходя из собственного опыта. Одновременно мозг начинает усваивать прочитанный материал. Сложные вещи начнут постепенно проясняться.

Выступление перед слушателем

Сроки хранения информации

Изначально нужно определить цель изучения чего-то нового. Например, если студенту нужно сдать экзамен, то мозг автоматически настраиваться на непродолжительный период сохранности сведений. Человек изучает нужный материал, находит ответы на поставленные вопросы, сдает экзамен и вскоре забывает исследуемый предмет. Однако полученные знания могут пригодиться в будущем.


Как запоминать больше информации? Достаточно изменить внутренний настрой, и новые знания сохранятся на долгие годы.

Повторение – мать учения

Лучше всего усваивается тот материал, с которым человек работает регулярно. Если нужно что-то выучить быстро, то желательно через время повторно ознакомиться с прочитанным текстом. Например, если требуется выучить стих. Достаточно через час прочитать его повторно. Очередной подход нужно сделать утром будущего дня. Подобные упражнения позволяют усваивать большой объем информации и дольше сохранять ее в памяти.

Станислав Матвеев доказал, что человек способен на большее, чем он думает. Он советует заниматься какой-либо работой в процессе обработки больших объемов информации. Рекомендации в области развития памяти созвучны с исследованиями ученых. Физическая подвижность во время повторения материала увеличивает работоспособность мозга.

Ведение конспекта

Одним из популярных способов запоминания считаются черновики. Не обязательно отображать в конспекте все подряд. Достаточно записывать основные моменты прочитанного или услышанного материала. Повторный просмотр черновика позволит освежить в памяти изучаемый предмет, события текущего дня или рекомендации акул бизнеса.

Студенты часто используют шпаргалки во время экзаменов. Подобная практика активирует сразу два типа памяти – зрительный и двигательный. Такой подход способствует быстрому запоминанию и хранению больших объемов информации. Ведь на шпаргалке нельзя записать много текста. Студенты используют краткие ответы или схемы. На клочке бумаги пишется одно предложение или отдельные фразы, позволяющие выстроить логическую цепь переработанной информации.

Ведение конспекта

Вопрос-ответ

Выделение основных мыслей

При прочтении книги или конспекта желательно отмечать карандашом или маркером ключевые фрагменты. Такой подход содержит несколько положительных моментов – в памяти остаются наиболее важные элементы информации и мозг запоминает местонахождение выделенного текста. Отмеченные места всегда можно перечитать повторно.


Менее важные сведения автоматически будут отсеиваться. На то, чтобы узнать больше полезной информации будет уходить значительно меньше времени.

Развитие зрительной памяти

Человеческий мозг улавливает смысл увиденного глазами практически с первого раза. Некоторым людям необязательно останавливаться на каждом прочитанном слове. Им достаточно лишь скользить по тексту глазами. Подобная модель значительно ускоряет процесс чтения материала.

Приемы зрительной памяти активно используют в учебных заведениях. Большая часть информации отображается на классной доске.

Чтения материала

Используем слуховую память

У некоторых людей сильно развита слуховая память. Поэтому им лучше читать материал вслух или слушать аудиозаписи. Чтобы определить тип памяти достаточно прочитать одну страницу книги или газеты. Если вы непроизвольно проговариваете слова во время чтения, то у вас слуховая память. Если не проговариваете – зрительная.

Существует еще один способ проверить тип памяти. Нужно попросить кого-то из знакомых прочитать вслух несколько рядов слов. Каждый из них соответствует конкретному типу памяти. После чего испытуемый субъект должен записать за определенное время услышанные слова на бумаге. Полученные сведения сверяются с исходным материалом. По итогам подсчета коэффициента делаются выводы о доминирующем типе памяти.

Обучение во сне

Одно время была популярной теория о том, что информация лучше запоминается во время сна. Обучающемуся субъекту нужно было лишь ложиться спать в наушниках. Позже данный метод был поставлен учеными под сомнение.


Однако нужно сказать о пользе полноценного отдыха. Студенты, которые хорошо отдохнули перед экзаменом, показывают лучшие результаты, чем те, которые сидели всю ночь над зубрежкой материала.

Обучение во сне

Как запоминать большой объем информации

Рекомендации по изучению больших объемов новой информации:

  1. Между изучением новых блоков нужно делать перерывы.
  2. Делать краткое описание изучаемого материала.
  3. Изучать новые блоки путем их смешивания.
  4. Повторять прочитанный материал через 1 час. Затем спустя три часа и на следующий день.

Объединение новой информации с предыдущим опытом

Метод связующих звеньев многократно проверялся на предмет эффективности. Например, если читатель изучает Ромео и Джульетту, то можно связать сведения о пьесе с предварительно полученной информацией о Шекспире и времени, в котором жил автор. Человек получает больше информации при помощи связующих звеньев, чем, если будет просто изучать роман.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методы, способы , средства получения и переработки информации 10 класс.pptx

Методы, способы, средства получения и переработки информации. Родной (русский.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы, способы, средства получения и переработки информации. Родной (русский.

Что такое информация?Информа́ция (от лат. informātiō «разъяснение, представле.

Действия с информацией.Получение информации. Переработка. Представление.

Действия с информацией.
Получение информации.
Переработка.
Представление.

Методы получения информации.Эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, э.

Методы получения информации.
Эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, интервью, тестирование).
Эмпирико-теоретические (абстрагирование, анализ, декомпозиция, синтез, композиция, индукция, дедукция, моделирование, актуализация).
Теоретические (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиомотизация, виртуализация).

Способы получения информации.Наблюдение. Измерение. Чтение. Беседа. Поиск в И.

Способы получения информации.
Наблюдение.
Измерение.
Чтение.
Беседа.
Поиск в Интернете (информационный поиск).

Средства получения информации.Органы чувств человека. Различные устройства. И.

Средства получения информации.
Органы чувств человека.
Различные устройства.
Интернет.

Этапы переработки информации в памяти человека.Кодирование. Хранение. Извлече.

Этапы переработки информации в памяти человека.
Кодирование.
Хранение.
Извлечение.

Основные способы переработки научной информации.План. Тезисы. Конспект. Рефер.

Основные способы переработки научной информации.
План.
Тезисы.
Конспект.
Реферат.
Реферативный обзор.

Представление информации.Знаковое. Графическое. Числовое (цифровое). Музыкаль.

Представление информации.
Знаковое.
Графическое.
Числовое (цифровое).
Музыкальное.
Мультимедийное.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 316 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.12.2021 325
  • ZIP 46.6 кбайт
  • 47 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Горлова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Наше время часто называют информационным веком. Однако информация была критически важна для рода человеческого на протяжении всего его существования. Человек никогда не был самым быстрым, самым сильным и выносливым животным. Своим положением в пищевой цепи мы обязаны двум вещам: социальности и способности передавать информацию более чем через одно поколение.



То, как информация хранилась и распространялась сквозь века, продолжает оставаться буквально вопросом жизни и смерти: от выживания племени и сохранения рецептов традиционной медицины до выживания вида и обработки сложных климатических моделей.

Посмотрите на инфографику (кликабельна для просмотра в полной версии). Она отображает эволюцию устройств хранения данных, и масштабы действительно впечатляют. Однако эта картинка далека от совершенства — она охватывает каких-то несколько десятилетий истории человечества, уже живущего в информационном обществе. А между тем данные накапливались, транслировались и хранились с того момента, откуда нам известна история человечества. Сперва это была обычная человеческая память, а в недалёком будущем мы уже ждём хранения данных в голографических слоях и квантовых системах. На Хабре уже неоднократно писали про историю магнитных накопителей, перфокарты и диски размером с дом. Но ещё ни разу не было проделано путешествие в самое начало, когда не было железных технологий и понятия данных, но были биологические и социальные системы, которые научились накапливать, сохранять, транслировать информацию. Попробуем сегодня прокрутить всю историю в рамках одного поста.



Источник изображения: Flickr

До изобретения письменности



Боян

От клинописи до печатного станка



Глиняная табличка с клинописью

Однако, с новыми преимуществами пришли новые проблемы: все, что написано на материалах органического происхождения имеет свойство разлагаться, выцветать, да и просто гореть. В эпоху от темных веков вплоть до изобретения печатного пресса большим и важным делом было копирование книг: буквальное переписывание набело, буква за буквой. Если представить сложность и трудоемкость этого процесса, легко понять, почему чтение и письмо оставались привилегией очень узкой прослойки монашества и знатных людей. Однако в середине пятнадцатого века произошло то, что можно назвать Первой Информационной Революцией.

От Гутенберга до лампы

Попытки упростить и ускорить набор текста с помощью комплектов заранее отлитых словоформ или букв и ручного пресса предпринимали еще в Китае в 11 веке. Почему же мы мало знаем об этом и привыкли считать родиной печати Европу? Распространению наборной печати в Китае помешала их собственная сложная письменность. Производство литер для полноценной печати на китайском было слишком трудоемким.

Благодаря Гутенбергу же, у книг появилось понятие экземпляра. Библия Гутенберга была отпечатана 180 раз. 180 копий текста, и каждая копия повышает вероятность, что пожары, наводнения, ленивые переписчики, голодные грызуны не будут помехой для будущих поколений читателей.



Печатный станок Гутенберга

Ручной пресс и ручной подбор литер, однако, не являются, конечно, оптимальным по скорости и трудозатратам процессом. С каждым столетием человеческое общество стремилось не только найти способ сохранить информацию, но и распространить ее как можно более широкому кругу лиц. С развитием технологий, эволюционировала как печать, так и производство копий.

Ротационная печатная машина была изобретена в конце девятнадцатого века, и ее вариации используются вплоть до сегодняшнего дня. Эти махины, с непрерывно вращающимися валами, на которых закреплены печатные формы, были квинтэссенцией индустриального подхода и символизировали очень важный этап в информационном развитии человечества: информация стала массовой, благодаря газетам, листовкам и подешевевшим книгам.

Массовость, однако, не всегда идет на пользу конкретному кусочку информации. Основной носитель, бумага и чернила, все так же подвержены износу, ветхости, утере. Библиотеки, полные книг по всем возможным областям человеческих знаний, становились все более объемны, занимая огромные пространства и требуя все больше ресурсов для своего обслуживания, каталогизации и поиска.

Очередной сдвиг парадигмы в сфере хранения информации произошел после изобретения фотопроцесса. Нескольким инженерам пришла в голову светлая мысль, что миниатюрные фотокопии технических документов, статей и даже книг могут продлить исходникам жизнь и сократить необходимое для их хранения место. Получившиеся в результате подобного мыслительного процесса микрофильмы (миниатюрные фотографии и оборудование для их просмотра) вошли в обиход в финансовых, технических и научных кругах в 20-х годах двадцатого века. У микрофильма много плюсов — этот процесс сочетает в себе легкость копирования и долговечность. Казалось, что развитие способов хранения информации достигло своего апогея.



Микроплёнка, используется до сих пор

От перфокарт и магнитных лент к современным ЦОДам

Инженерные умы пытались придумать универсальный метод обработки и хранения информации еще с 17-го века. Блез Паскаль, в частности, заметил, что если вести вычисления в двоичной системе счисления, то математические закономерности позволяют привести решения задач в такой вид, который делает возможным создание универсальной вычислительной машины. Его мечта о такой машине осталась лишь красивой теорией, однако, спустя века, в середине 20-го века, идеи Паскаля воплотились в железе и породили новую информационную революцию. Некоторые считают, что она все еще продолжается.


Перфокарта



Один из первых жёстких дисков IBM, 5 МБ

У магнитных лент и систем, связанных с ними, есть один серьезный недостаток — это последовательный доступ к данным. То есть, чем дальше запись находится от начала ленты, тем больше времени потребуется для того, чтобы ее прочитать.

Тогда же из космической и медицинской отраслей начали активно проникать технологии резервирования. Конечно, копировать и размножать информацию с тем, чтобы защитить ее в случае уничтожения оригинала люди умели давно, но именно дублирование не только носителей данных, но и различных инженерных систем, а также необходимость предусматривать точки отказала и возможных человеческих ошибок отличает серьезные ЦОДы. Например, ЦОД, принадлежащий к Tier I будет лишь ограниченную избыточность хранения данных. В требования к Tier II уже прописано резервирование источников питания и наличие защиты от элементарных человеческих ошибок, а Tier III предусматривает резервирование всех инженерных систем и защиту от несанкционированного проникновения. Наконец, высший уровень надежности ЦОДа, четвертый, требует дополнительное дублирование всех резервных систем и полное отсутствие точек отказа. Кратность резервирования (сколько именно резервных элементов приходится на каждый основной) обычно обозначается буквой M. Со временем требования к кратности резервирования только росли.

Построить ЦОД уровня надежности TIER-III, — это проект, с которым справится только исключительно квалифицированная компания. Такой уровень надежности и доступности означает, что, как инженерные коммуникации, так и системы связи дублированы, и дата-центр имеет право на простой только в количестве около 90 минут в год.

Мы видим, что в IT происходит еще одна смена парадигмы, и связана она с data science. Обработка и хранение больших объемов данных становятся актуальны как никогда. В каком-то смысле, любой бизнес должен быть готов стать немного учеными: вы собираете огромное количество данных о ваших клиентах, обрабатываете их и получаете для себя новую перспективу. Для реализации таких проектов потребуется аренда большого количества мощных серверных машин и эксплуатация будет не самой дешевой. Либо, возможно, ваша внутренняя ИТ-система настолько сложна, что на поддержание ее уходит слишком много ресурсов компании.

Развитие информационных технологий похоже на беспощадно несущийся вперед поезд, не все успевают запрыгнуть в вагон когда им предоставляется возможность. Где-то до сих пор используют бумажные документы, в старых архивах хранятся сотни не оцифрованных микрофильмов, государственные органы могут до сих пор использовать дискеты. Прогресс никогда не бывает линейно-равномерным. Никто не знает, сколько важных вещей мы в результате навсегда потеряли и какое количество часов было потрачено из-за до сих пор не вполне оптимальных процессов. Зато мы в Safedata знаем, как не допустить пустых трат и невосполнимых потерь конкретно в вашем случае.

Читайте также: