Современные словари русского языка 21 век сообщение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Оргмомент.doc

Открытый урок русского языка в 10 А классе

Учитель: Орлова Ирина Юрьевна

Тема: Лингвистические словари

обучающие: обобщение и систематизация знаний

знакомство с особенностями строения и

содержания лингвистических словарей

развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с

различными источниками по теме урока

воспитывающие: воспитание у учащихся любви к слову,

стремления постоянно работать с

словарями с целью повышения

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран,

Различные типы лингвистических словарей.

Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Совершенно верно, мы должны с вами расширить и углубить наши знания о словарях; познакомиться с особенностями строения и содержания словарей, с которыми редко сталкиваемся в процессе учебы; научиться самостоятельно работать с источниками, в том числе и электронными.

3. Повторение. А урок мы, по традиции, начнем с небольшой разминки. Выполним устно тесты в формате ЕГЭ, а именно, задания А1 и А2.

( Выполнение задания)

Молодцы, ребята, но при выполнении некоторых заданий вы испытывали трудности. В таких случаях к вам на помощь приходят словари. В нашем случае это словарь паронимов и орфоэпический словарь.

Бодлер ответил, что читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из словарей.

Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?

И все - таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

6. Выступления учащихся (защита проектов) А какие, ребята, бывают словари? Как же их правильно читать? К этому уроку вы подготовили проекты. Пожалуйста, продемонстрируйте продукт вашей коллективной работы.

7. Работа с текстом. Я надеюсь, вы внимательно слушали друг друга, потому что сейчас вам предстоит работа с текстом. Каждая группа получит свое задание и словари, а текст у нас один. Откройте, пожалуйста, учебники на странице…., найдите упражнение… Прочитаем его выразительно. Сначала несколько слов об авторе.

- Что вы знаете о Лихачеве?

- Какие проблемы поднимает Лихачев в этих письмах?

- Более полную информацию о Лихачеве вы можете почерпнуть из энциклопедического словаря.

- Ребята, а какая тема объединяет данные тексты?

-К какому стилю они относятся?

-По каким признакам вы это определили?

-Выразите свое отношение к теме текста.

-Ребята, найдите в тексте ключевые слова (слова, определяющие тему текста)

-Давайте запишем их в тетради:

Молодцы, ребята, слова вы написали без ошибок. В случае, если вы сомневаетесь в правильном написании слова, вы можете обратиться к словарю. К какому?

8. Работа в группах. Ребята, можете ли вы, не задумываясь, объяснить значения всех этих слов? Нет? Ничего удивительного. Как ни обидно, но многие из этих слов уходят из активного употребления.

Поэтому сейчас мы с вами обратимся к словарям.

1 группа из толковых словарей выписывает значения слов святыня , памятник.

2 группа работает со словарями синонимов и антонимов. Ваша задача – выписать синонимические ряды и антонимические пары слов родина, любовь.

3 группа работает с этимологическим словарем. Ваши слова наследие, потомки.

4 группа должна определить способ образования слов благодарный, патриотизм.

Я выбрала эти пары слов не случайно. Подумайте, как они связаны?

(Работа в группах)

9. Составление кластера. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня на уроке говорим об этих понятиях? Почему они так важны?

А я хочу добавить. Очень важно употреблять в своей речи эти слова, не просто употреблять, а тренировать их, чтобы сохранить душу. Ребята, а какие ассоциации у вас возникают при слове душа?

Обратите внимание, мы вернулись к тем словам, с которыми работали. Это значит, что они важны, их нужно употреблять в своей речи все чаще и чаще.

10. Онлайн-словари. К сожалению, не у всех есть возможность иметь дома словари в книжном формате. Но у вас есть альтернатива. Какая?

(Ответ учащихся: ИНТЕРНЕТ)

Совершенно верно. Все чаще и чаще мы обращаемся к нему за помощью. А все ли знают, что в Интернете есть, так называемые, онлайн-словари? Давайте посмотрим, как с ними работать.

(Демонстрация работы с онлайн -словарем)

11. Знакомство со словарями 21 века. Но это еще не все. Совсем недавно в печати появились словари 21 века. Это что-то новое и не совсем традиционное. Это целая система , которая учитывает как традиционные, так и современные лингвистические подходы. В основе каждого словаря лежат новейшие исследования. Дается максимально полная информация о слове, демонстрирующая законы системы, в которую оно входит. Над программой работают более 60 известных ученых Академии наук и других ведущих научных институтов и университетов страны. До 2012 г. планировалось создание свыше 100 словарей, в комплексе описывающих русский язык.

12. Домашнее задание. На следующем уроке нам предстоит поближе с ними познакомиться. А для этого вы должны поискать материал о СЛОВАРЯХ XXI ВЕКА. Это и будет вашим домашним заданием.

13. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Думаю, нам будет полезно обменяться впечатлениями об участии каждого на нашем уроке. Делать это мы будем следующим образом. Перед вами шкатулка, в которой хранятся самые ценные и дорогие вещи. Давайте мы с вами поместим туда знания, умения и навыки, которые для вас явились важным приобретением на сегодняшнем уроке. Напишите на стикере (можно работать коллективно) что нового вы узнали на уроке, чему вы научились. Пожалуйста, озвучьте ваши записи и приклейте стикер.

И как напутствие хочу прочитать вам стихотворение Натальи Щегловой.

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

Всего вам доброго, ребята. Желаю использовать в своей речи только мудрые и добрые слова.

В толковом словаре можно найти и другие сведения о слове. В них указывается правописание слова, отмечаются особенности произношения и образования грамматических форм, учитываются фразеологические обороты с данным словом и т.д. Очень важно то, что в толковых словарях обычно отмечается стилистическая окраска слов, указывается, когда по преимуществу используется слово и какими выразительными возможностями обладает. Например:

1. Устар. Начать гореть, загореться, разгореться. . Из искры возгорится пламя (А. Одоевский).

2. Перен. Внезапно возникнуть, вспыхнуть. . Возгоревшийся спор угасал (М. Шолохов);

3. Разг. Заниматься каким-либо делом, доставляющим много хлопот, труда; излишне медленно и кропотливо делать что-либо. . Хозяйка возилась за прилавком вместо мужа (Короленко). ;

Высок. Военнослужащий; солдат; боец. . Чудесный воин на коне Грозой несётся, колет, рубит (Пушкин);

4. Прост. Сильно ударить (по лицу, уху и т.п.). . Смазать по физиономии. ;

Муз. Вокальное упражнение — пение нот с произношением их названия. .

Толковый словарь — это универсальный справочник, дающий весьма разностороннюю характеристику слову.

Рекомендуется использовать для справок следующие толковые словари:

1. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. Под редакцией проф. Д.Н. Ушакова. М., 1935—1940.

Этот словарь составлен в 20—30-е годы группой крупных советских языковедов (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков). Первый том был выпущен в 1935 г., четвёртый — в 1940 г. Переиздан в 1947—1948 гг. без каких-либо изменений.

Нормативный характер словаря под редакцией Д.Н. Ушакова проявляется и в строгом отборе лексики, включённой в словарь (в словарь вошло немногим более 85 тысяч слов), и, главным образом, в системе подробных стилистических помет, показывающих, как и когда может быть употреблено то или иное слово.

2. Словарь русского языка. В 4-х томах. М., 1957—1961.

3. Словарь современного русского литературного языка. В 17-ти томах. М., 1950—1965.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 6. М., 1964.

Словарь однотомный, однако включает более 50 тысяч слов. Это достигнуто благодаря резкому сокращению величины словарных статей. В словаре отмечаются по преимуществу только основные значения слов, толкования формулируются очень кратко. Предельно сокращён иллюстративный материал. Упрощена система стилистических помет.

К толковым словарям русского языка примыкают словари иностранных слов. Основное их назначение — дать объяснение словам и терминам иноязычного происхождения, встречающимся в научной, технической, общественно-политической и другой литературе и нередко вызывающим затруднения в понимании.

В своей основе это толковый словарь. Однако, в отличие от толковых словарей академического типа, в нем нет конкретных примеров употребления того или иного слова. При истолковании значений нередко даются сведения энциклопедического характера. Обязательно указывается происхождение слова. Приведём несколько примеров словарных статей, характерных для этого словаря.


Счастье, если человек любит читать. Но радость особенная, если он при этом любит ещё читать и словари. Конечно, желательно, чтобы словари эти были хорошо подготовлены.

Свобода и компьютеризация всего мира подарила нам безграничные возможности для развития словарного дела, проявившиеся, в частности, в феномене авторских словарей (о чём автор этих строк писал уже неоднократно и с увлечением). Но возникли и проблемы, главная из которых парадоксальным образом была вызвана как раз цензурным раскрепощением. Наряду с политическими надзирателями, отнюдь не чудесным образом был низведён к роковому минимуму институт редактуры, без которой выпустить качественный словарь немыслимо.

Ю.Б. Воронцова. СЛОВАРЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЗВИЩ. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2011. 448 с. (Словари для интеллектуальных гурманов.).

В.П. Сомов. СЛОВАРЬ ИНОСКАЗАНИЙ ПУШКИНА. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 400 с. (Словари для интеллектуальных гурманов.).

Для тех, кто увлечён Пушкиным, это действительно занимательное чтение.

В.П. Сомов. СЛОВАРЬ ЛАТИНСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. По-латыни между прочим. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 416 с.

Вл. Новиков. СЛОВАРЬ МОДНЫХ СЛОВ. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2012. 256 с.

Так, поистине трагической стала современная судьба славного глагола довлеть. А ведь ещё в первом издании Владимир Новиков разъяснял, что глагол довлеть означает "быть достаточным, удовлетворять”, но никак не: "тяготеть, преобладать, господствовать”)!

В.И. Зимин. СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС РУССКИХ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК И МЕТКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2010. 736 с. (Настольные словари русского языка.).

А.К. Бирих, В.Н. Мокиенко, Л.И. Степанова. СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с. (Настольные словари русского языка.).

И.Л. Резниченко. СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2004. 944 с. (Словари русского языка.).

При таком развитии процесса путь становится вполне определённым – в пЕтлю или в петлЮ, всё едино!

БОЛЬШОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ: Свыше 10 000 глаголов. Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / Под общей редакцией профессора Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, [ 2012 ] . 576 с. (Фундаментальные словари).

Вот как представлен в словаре глагол УРЫВАТЬ (входит в структуру: отношение – владение – приобретение – отчуждение):

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Каталог

Серии словарей

Фундаментальные словари


Настольные словари русского языка


Настольные словари школьника. Начальная школа


Настольные словари школьника. Основная школа


Справочники русского языка


Словари для интеллектуальных гурманов


Академический учебник


Электронные словари

Тематические подборки

Словари для работников СМИ


Словари для учителей




В Забайкалье проходит краеведческий диктант


Турчак предложил обсудить устройство в школы эвакуированных из Донбасса детей

Устройство эвакуированных из Донбасса детей в школы и детсады предложил проработать секретарь генсовета "Единой России" Андрей Турчак.


Открытый урок родного языка провели для сотрудников ЖКХ из Бибирева

21 февраля отмечался Всемирный день родного языка. По приглашению управы района Бибирево и библиотеки № 49 в Студии 102Б, состоялся открытый урок о русском языке.

Вебинары

Видео

Слово месяца

Феминитивы

Школа

Нормативные документы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования

Дидактические материалы

Общегуманитарные материалы

Словари в школе

Рассказ об истории словарей и о том, как ими пользоваться, - в программе радиостанции "Эхо Москвы" "Говорим по-русски". Ведущая - Марина Королева. Эфир от 21.07.2013.

Образовательные программы

Программа повышения квалификации для учителей русского языка и литературы.

Проекты

Аналитика


Аспекты лексикографического описания слова в словарях различных типов

Словари русского языка в своей совокупности систематизируют наши знания о языке и мире. Эти знания воплощаются в типе словаря, объёме словника, способе представления лексикографируемого материала, структуре и элементах словарной статьи.


Обширный труд, созданный группой международных авторов и редакторов под эгидой университета Бриля (Британия; Brill) и Балканской исторической ассоциации в Бухаресте призван открыть страницы истории балканских народов (включая евреев-сефардов), сравнительно малоизвестные мировому читателю, даже историкам и лингвистам


С каждым годом объем информации, которую должен изучить человек, что бы идти в ногу со временем неумолимо растет. Так же стремительно увеличивается скорость обновления и устаревания человеческих знаний. Растет количество терминов, появляются новые слова и уходят из обихода старые, изменяются смысл уже хорошо известных слов и правила родного языка.

Человеческий разум не в состоянии удержать в себе такой объем специфической информации, поэтому каждый из нас хотя бы раз в жизни прибегал к помощи словарей. Однако не каждый из нас отдает себе отчет, какую огромную роль словари играют в нашей жизни. Даже подросток, никогда не открывавший толковый или орфографический словарь прибегает к их помощи, бессознательно пользуется услугами этих умных книг, отыскивая термин в Интернете или доверяя текстовому редактору исправление ошибок.

Поскольку электронные ресурсы являются относительно новым источником информации, их структура и значение в жизни человека еще недостаточно изучены. Кроме того, появление данных ресурсов внесло значительные изменения в традиционную справочную систему, последствия которых также не всегда очевидны.

Глава 1. Типы словарей

Словарь – сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык

Основные типы словарей различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические) – одна из прикладных (имеющих практическое назначение и применение) наук, входящих в современную лингвистику. Ее основное содержание – составление различных языковых словарей. Это наука о словарях, о том, как их наиболее разумно делать, это и сама практика составления словарей.

1.1. Лингвистические словари

Глава 2. Эволюция словарей

В настоящее время огромную роль приобретают электронные словари. Электронный словарь – это компьютерная база данных, содержащая особым образом закодированные словарные статьи, позволяющие осуществлять быстрый поиск нужных слов, часто с учетом морфологических форм и с возможностью поиска сочетаний слов (примеров употребления), а также с возможностью изменения направления перевода (например, англо-русский или русско - английский).

Широкое использование данных словарей обусловлено рядом причин. Прежде всего, они избавляют от необходимости ходить в библиотеку. Упрощается отыскание необходимой информации (термин или слово можно ввести с ошибкой - система сама отыщет и предложит правильный вариант). Необходимая информация находится настолько быстро, что даже имея под рукой необходимый словарь, человек охотнее к прибегает к электронному аналогу.

Однако, при всех своих достоинствах, данные словари имеют, пока, много недостатков:

отсутствие узкоспециальной точной информации;

автоматическое исправление ошибок ослабляет внимание при написании текста, что нередко может привести к искажению текста.

В связи с этим электронный словарь нельзя считать идеальным источником информации.

Глава 3. Печатные словари

3. 1. Исследование роли различных словарей в жизни современного человека

Сегодня во всем мире весьма серьезно обсуждается вопрос о переходе образовательного процесса на электронные учебники. Это происходит и у нас в стране, и на Украине, и за океаном. Обсуждаются совершенно различные плюсы и минусы внедрения электронных учебников. Но, так уж иногда бывает, забывают поинтересоваться у конечных потребителей этих замечательных технологических новшеств – а нужно ли оно им?

С этой целью мы составили анкету и провели анкетирование (Приложение 1).

В результате опроса 55 человек было установлено, что 41% населения пользуется различными типами словарей несколько раз в неделю, 2% прибегают к их помощи ежедневно, 33% пользуются ими несколько раз в месяц, и несколько раз в год 23% людей, которые не пользуются словарями, опрос не выявил.

Самыми востребованными типами словарей являются: 43% энциклопедические, 16% орфографическими, 26% толковыми, 20% специфическими видами словарей (жаргонными и т. п.). К услугам электронных словарей прибегают 60% населения (как правило в возрасте до 40-45 лет), 40% предпочитают печатные словари. Низкий процент обращения к орфографическим словарям объясняется наличием автоматического исправления орфографических ошибок в современных текстовых редакторов. При этом 23% опрошенных словарей являются учащиеся, 8% служащими, 16% рабочими, 53% -студенты.

Приятно удивили цели, которые преследуют люди, прибегая к помощи словарей: для учебы словари используют 31% опрошенных, 33% для работы, 36% в познавательных целях. Следовательно, больше трети населения стремится расширить свой кругозор, т. е. существующие мнение о деградации общества сильно преувеличено.

Основными недостатками печатных словарей, по результатам опроса, были названы:

низкая скорость отыскания информации;

высокая стоимость, следовательно, ограниченная доступность;

ограниченность информация в кратких, более доступных вариантах.

Достоинства печатных словарей:

В электронных словарях респонденты так же признают ряд минусов:

1) встроенные словари затрудняют формирование орфографического навыка;

2) ослабляют навыки работы с текстом по поиску информации;

невысокое качество и достоверность информации;

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день нет ни одного грамотного человека, который бы не прибегал к помощи словарей.

Тем не менее, словарь претерпел значительные изменения – современный темп жизни и объем информации требуют от словаря простоты и удобства использования, доступности, огромного, почти неограниченного объема информации. Все это дают электронные интернет-словари. Поэтому, несмотря на недостатки, следует ожидать, что данная форма словарей займет доминирующее место в жизни современного человека. Но печатный словарь никогда не исчезнет бесследно, он будет служить эталоном, карманным спутником и вообще неотъемлемой частью познавательного процесса.

3. 2. Сравнительный анализ содержания и оформления словарных статей в электронном и печатном вариантах словаря Ожегова, С. И.

Проведя анализ 30 слов (по 5 примеров имени существительного, им. прилагательного, глагогла, наречия, числительного, местоимения), мы занесли результаты в таблицу [Приложение 4].

Проведенное исследование показало, в целом, идентичность содержания и оформления словарных статей в электронном и печатном вариантах словаря Ожегова, С. И., за исключением отсутствия ударения в примерах в электронном вариантах. Так же нами было отмечено, что печатный вариант проверен редактором, на последней странице словаря содержаться сведения о допущенных опечатках и правильных вариантах написания искаженных слов, о правильной постановке ударения. В электронном варианте допущенные ошибки не исправлены.

Заключение

Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни,

служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации.

В ходе работы, по нашему мнению была изучена классификация словарей, изменений, вносимых научно-техническим прогрессом в систему работы со словарями и их роли для современного человека. Были рассмотрены разные виды словарей, принципы их построения, соотнесен тип словаря с областью его применения; исследован феномен электронных словарей; оценено значение различных типов словарей для современного человека.

Дальнейшее развитие работы мы видим в расширении числа опрошенных, уточнении и доработки анкеты с целью получения более полной информации и применения полученных результатов совершенствовании работы человека со словарями.

Библиографический список:

Сергеев, В.Н. Словари – наши друзья и помощники/[Текст]/ В. Н. Сергеев. – М.: Просвещение, 1984. 2. Современный русский язык: Учебник для педагогических институтов/[Текст]/ Н.М. Шанский, В.В. Иванов – 2-е изд., исп. и доп.– М.: Просвещение, 1987. – 192 с. 3. Крысин, Л.П. Жизнь слова. /[Текст]/ Л. П. Крысин– М., 1980.

1)Как часто вы пользуетесь словарями:

а) как минимум раз в день

б) несколько раз в неделю

в) несколько раз в месяц

г) несколько раз в год

2) Какими типами словарей вы пользуетесь:

г) лингвистические (для перевода с одного языка на другой)

3) Какой формой словарей вы пользуетесь чаще:

4) Ваш род занятий

а) учащиеся средней школы

б) учащиеся колледжа, техникума, училища

в) учащиеся вуза

д) служащий (с уточнением сферы деятельности)

5) Для каких целей вы используете словари:

б) в познавательных целях

7) Какие недостатки Вы могли бы назвать у электронных и бумажных словарей

Читайте также: