Современные проблемы межнациональных отношений в мире сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.
В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.
Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.

Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:
— отказ от насилия и принуждения;
— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;
— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;
— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.

Основные тенденции развития наций

В современном мире наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии наций: межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания. Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм.

Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлиянии и взаимообогащение национальных культур.

Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры).

Межнациональные конфликты

Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов.
Межнациональный конфликт — это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых военных действий.
Основные причины возникновения межнациональных конфликтов:
— неравенство в уровне жизни и доступе к материальным и духовным благам;
— несовпадение государствен­ных или административных границ с границами расселения народов;
— быстрое изменение в соот­ношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста насе­ления;
— принадлежность к разным религиям и конфессиям;
— этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими;
— прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды;
— крайние формы национализма в официальной политике;
— предрассудки и стереотипы обыденного сознания;
— неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов.

Национализм

Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма.

Различают несколько форм национализма.
1. Этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и основой враждебности.
2. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.
3. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов.

Расовая дискриминация

Причиной межэтнического конфликта может стать расовая дискриминация.
Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей. Расизм может проявляться в законодательстве, официальной государственной политике и бытовых формах дискриминации.

Крайние формы дискриминации и проявления государственного национализма — апартеид и геноцид.

Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

Способы мирного взаимодействия этносов

В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов.

Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей.
1. Этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания — современные народы Латинской Америки.
2. Ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.
3. Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа. Этот вариант мирного межэтнического взаимодействия возможен в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма, предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.

Россия — многонациональное государство

Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов.
Самый многочисленный народ в России — русские: их численность составляет более 111 млн человек (около 78 % от всего населения). Второй по численности народ Российской Федерации — татары: их численность 5,3 млн человек (или 3,7 %) от общей численности населения). На третьем месте находятся украинцы: около 2 млн человек (что составляет приблизительно 1,4 % от всего населения).

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и нормах международного права.

Концепция национальной политики Российской Федерации

В 1997 и 2000 годах Указами Президента РФ Концепция национальной политики Российской Федерации была уточнена новыми Указами.http://megabook.ru/ico/streamsource?Type=outer
http://megabook.ru/ico/streamsource?Type=outer
В последующие годы вышел еще ряд документов, определяющих деятельность государства в области национальной политики, межнациональных отношений и национальной безопасности России (см. Примечания).

Основные принципы государственной национальной политики в России:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Национальность – принадлежность человека к определённой народности. Национальные конфликты, способы их недопущения. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Меры по нормализации межнациональных отношений. Высший принцип гуманизма цивилизации.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 29.04.2009
Размер файла 9,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Межнациональные отношения

В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека - это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.

В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России - одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа - это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу - сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что - осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями - великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.

Однако в конце 80-х - начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданом, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это - высший принцип гуманизма цивилизации.

Подобные документы

История развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Формы межнационального воздействия. Межнациональные конфликты. Правовое регулирование межнациональных отношений. Анализ динамики развития межнациональных отношений в школьных коллективах.

курсовая работа [256,4 K], добавлен 04.01.2016

Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений. Сепаратизм — высшая стадия проявления дезинтеграционных процессов, его виды. Факторы развития межнациональных конфликтов. Пути и способы выхода из межнациональных конфликтных ситуаций.

презентация [643,7 K], добавлен 25.09.2013

Причины межнациональных конфликтов. Типология межнациональных конфликтов. Пути решений межнациональных конфликтов.

реферат [33,6 K], добавлен 08.07.2007

Общая характеристика и оценка различными национальностями межнациональной ситуации в Саратовской области и в России в целом. Анализ роли наций и этнических групп в общественной жизни Саратова, а также описание их отношения друг к другу и полиэтничности.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 19.11.2010

Причины межнациональных конфликтов. Теория "межэтнического реконструирования жизненного мира". Специфическая особенность конфликтов между "мирами". Действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников, структурирование конкурирующих групп.

реферат [434,5 K], добавлен 14.01.2014

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Потребности и способности человека. Особенности межличностных отношений. Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Глобальные проблемы современности.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 11.03.2011

Социальная структура общества, Семья как малая группа, отношения между поколениями. Социальные роли в подростковом возрасте. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества, значимость здорового образа жизни. Межнациональные отношения.

Человечество многообразно не только в социальных, но и в национальных и религиозных отношениях. У каждого на­рода свои религия, язык, культура, привязанность к родной земле, история, традиции, которые естественны для челове­ка и которыми он дорожит. Одно из специфических проявле­ний многообразия человечества в национальных отношени­ях представляют этносы или этнические общности.

Этнос(от гр. ethos --- группа, племя, народ) историче­ски сложившееся сообщество людей, объединенное длитель­ным совместным проживанием на определенной террито­рии, обладающее общими языком, хозяйственными связя­ми, культурой и самосознанием.

Под этносом принято подразумевать все разнообразие на­родов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы.

Народность исторически сложившаяся территори­альная, языковая, экономическая и культурная социаль­но-этническая общность людей, предшествующая нации. Исторически народность формируется в результате смеше­ния и консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Для нее харак­терно недостаточная степень зрелости социальных и нацио­нальных связей, этнического самосознания, лежащих в ос­нове ее признаков.

Нация(от лат. natio — народ) — исторически сложивша­яся устойчивая общность людей, возникшая на базе общно­сти языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры, менталитета и националь­ного самосознания. Нация формируется в границах госу­дарств на базе одной или нескольких народностей. Становле­ние наций было длительным процессом. В Европе оно про­должалось более 300 лет.

На базе нации формируются еще две этнические общно­сти — национальные и этнические группы. Национальны­ми группами называются более или менее значительные по численности представители других наций, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие в Белару­си). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри одной нации, отличающиеся от ее основной массы некоторыми осо­бенностями (менталитета, культуры, быта, традиций, диа­лектами). К этническим группам в Беларуси относятся жи­тели юго-западного Полесья — полешуки, ииячане.

Этнические общности, проживающие в составе опреде­ленной страны, но по количеству меньше, чем основная, ко­ренная, титульная нация, составляют ее национальное мень­шинство. Принадлежность человека к тому или иному этно­су свидетельствует о его национальности.

Если этнонация органически и объективно едина, моноэтнична, то гражданская нация является результатом слия­ния нескольких этносов. Для нее наличие у каждого этноса своей государственности, территории, языка, культуры не играет решающей роли. Существование единой гражданской нации предполагает высокую степень ее внутренней унифи­кации, идентичности.

Гражданская нация в отличие от этнической не создает государство, а сама является продуктом государства и граж­данского общества. Государство здесь существует для вос­производства единой нации, которая является ни чем иным, как нацией-государством.

Нация-государство— это объективно сложившееся по­литическое образование, возникшее на основе исторического опыта и условий жизни народа разной этничности, объеди­нившегося в единую гражданскую нацию в границах суве­ренного государства и отождествляющего себя с ним. В рам­ках единого государства представители разных этносов столь тесно взаимодействуют друг с другом, что превращаются в единую нацию, а само государство становится нацией-госу­дарством, государством-нацией.

Глобализация оказывает воздействие и на культурную однородность нации, этническую идентичность. Массовое распространение единых общечеловеческих ценностей, сход­ных черт, стандартов, норм быта, образа жизни, мышления и поведения способствует нивелировке национальных тради­ций и культур, утверждению глобального политического и культурного менталитета, гиперидентичности. Граждане от­дельных стран чувствуют себя причастными скорее не к на­циональным, а к общепланетарным ценностям, идентифицируют себя с ними и тем самым утрачивают прежнюю наци­ональную идентификацию, теряют связь с национальным государством. Их уже нельзя отождествлять с этносами, на­циями, государством.

Утверждается, что в отдаленной перспективе в процессе глобализации государства неизбежно утратят все свои тради­ционные признаки: территорию, население, суверенитет, ко­торые делают их атрибутами государственности. Нации и го­сударства имели начало, будут иметь и конец. На смену им придут европейская, азиатская, американская и другие фе­дерации или конфедерации, а затем и сверхобщество, кото­рое охватит все государства и будет руководимо из единого центра. Исчезнут границы между государствами, станут не­нужными внешняя политика, армии, войны и т.д. Тезис о за­кате наций-государств и будущем глобальном обществе в последние годы приобрел большую популярность в науке и публицистике.

Отношения между различными этносами, нациями в раз­ных сферах жизнедеятельности (экономической, политиче­ской, культурной, языковой, психологической, нравствен­ной) и на разных уровнях (от национально-личностных до государственных) называются национальными. Как и любой вид общественных отношений, они требуют регулирования. Целенаправленная деятельность по регулированию нацио­нальных взаимоотношений, закрепленная в соответствую­щих политических и правовых нормах, составляет суть на­циональной политики.

Национальная политика есть сложная общественная сфера деятельности по совершенствованию национальных отношений, учету, сочетанию и реализации национальных интересов различных этнических общностей в целях обеспе­чения их дальнейшего всестороннего развития и сближения.

С того момента, когда человечество стало идентифициро­вать, осознавать себя по этническому признаку, возник так называемый национальный вопрос. Он был порожден угнете­нием и неравенством, дискриминацией людей в различных формах (экономической, социальной, административной, по­литической, языковой и др.) по причине их этнической при­надлежности. Национальный вопрос породил целый ряд проб­лем и конфликтов. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран и др.

Движение от этнически-племенной к национальной иден­тичности было крайне сложным, противоречивым и кон­фликтным. Нации рождались в конфликте. В течение мно­гих веков процессы государственно-национальной и нацио­нально-территориальной консолидации человечества про­исходили одновременно и взаимозависимо. В настоящее вре­мя в мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более 200 государств. Конечно, поли­тические творчества далеко не всех наций увенчались обре­тением государственного суверенитета. На создание самостоя­тельной государственности ныне претендуют свыше 200 на­циональных меньшинств и народностей. В ответ на это мно­гие государства стремятся во что бы то ни стало сохранить суверенитет над своими государственными границами. Еще больше народностей ставят вопрос о сохранении и развитии присущих им социокультурных особенностей в границах не государственной, а территориальной автономии. В ряде стран до сих пор игнорируется право национальных групп для выражения своей идентичности на культурно-нацио­нальную автономию.

Рождение и становление многих национальных госу­дарств после распада СССР, Югославии, Чехословакии соп­ровождалось серьезным обострением этнонациональных и региональных конфликтов, гибелью тысяч людей, новым всплеском национализма и шовинизма.

Шовинизмидеология, политика и социальная практи­ка, основанные на непризнании государствообразующей на­цией этнической принадлежности других людей, подчине­нии национального самосознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления государ­ством представителями только титульной нации. С распадом СССР и мировой системы социализма начались этнические чистки, ограничение статуса граждан другой национально­сти, их принудительное вытеснение из органов государственного и хозяйственного управления, сферы просвещения, на­уки. При распределении материальных и иных благ преиму­щество отдавалось представителям коренной нации. Появи­лись этнобеженцы.

Появление гражданских наций, наций-государств также явилось источником и важнейшим ресурсом межэтнических конфликтов. Политизированная этничность оказалась кон­фликтной этничностыо. Она вызвала к жизни новый всплеск национализма.

Национализм- идеология, политика и социальная прак­тика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредита­ции иных этнических групп, решении экономических, поли­тических и культурных проблем за счет интересов других эт­носов.

Политика отрицания полиэтнической государственности, искусственного насаждения национального самосознания, унификации и стандартизации образа жизни индивидов вызвали волну протеста со стороны этнических меньшинств. Если каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения считается французом, то это означает лише­ние конституционного права граждан сохранять свою нацио­нальную принадлежность, их принуждение к определению и указанию другой национальной принадлежности или при­знанию, что они безнациональны. Это спровоцировало ги­пертрофированное стремление национальных меньшинств к сохранению своей идентичности, привело к усилению их борьбы за отстаивание своей культурной особенности, само­бытности. Межэтническая напряженность стала защитной реакцией на сохранение этнической идентичности, вызвала рост националистических настроений, нередко перерастав­ших в агрессивный национализм.

Есть много оснований полагать, что превращение мира в единое целое тоже процесс дисгармоничный и конфликт­ный. Уже сейчас развернулось противостояние сторонников и противников глобализации в ее нынешнем варианте. Ин­тенсивное сопротивление процессам глобализации часто со­провождается обращением к крайним формам религиозного фундаментализма и терроризму под флагом борьбы за само­бытность и этническую идентичность.

Некоторые автономистские движения имеют цель оформ­ления не культурно-национального или национально-терри­ториального самоопределения, а государственности для всех этнокультурных общностей. Такая политика привела бы к возникновению множества нежизнеспособных государств, обернулась очередным переделом политической карты мира, всегда сопровождаемым массовым кровопролитием.

Право на самоопределение строится на правовом статусе. Законы (о языке, гражданстве, иностранцах, школе, мест­ном самоуправлении и др.) не должны быть направлены на национальное унижение, поражение в гражданских, эконо­мических правах чужих этносов. Они должны стимулировать межэтнический диалог, выстраивать культуру межна­циональных отношений. Необходима передача части власт­ных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагопо­лучных меньшинств, социально-экономического выравнива­ния условий жизни всех этнических групп. Титульные на­ции не вправе обладать в таком государстве монополий на власть, как и автономии.

Появление гражданской нации не свидетельствует о гибе­ли нации этнической. Этничность по-прежнему является ос­новой нации. Если люди говорят о себе как о русских, бело­русах, французах и т.д., то они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, американцами, европейцами, гражданами Республики Беларусь, то включают в определе­ние политический компонент — гражданство. Стычки на на­циональной почве происходят вовсе не от избытка нацио­нального чувства, а наоборот, из-за его подавления и дегра­дации. Народ, который ценит и любит свою историю, язык, культуру, способен с уважением относиться к таким же чув­ствам других.

Глобализация, меняя и значительно усложняя условия и формы существования национальных государств, едва ли ве­дет к их уничтожению. Государства по-прежнему являются важным источником власти на данной территории, имеют возможность проводить независимую внутреннюю и внеш­нюю политику. Власть остается национально-государственной, нет институтов, которые могли заменить государство, выполнять его функции. Создание некоего подобия мирового правительства, способного консолидировать на общепланетарном уровне все человечество, есть опасное забегание вперед, игнорирование объективной реальности.

Глобализация также не устраняет этническую идентичность. Объективный процесс глобализации нельзя считать подавлением и уничтожением национального начала. Так, создание Европейского союза не сделало немцев похожими на французов, а французов – на итальянцев.

В глобализирующейся мировой системе институт нации и национальных государств будет трансформироваться, обретая адекватные XXI в. формы и функции.

“Национализм” — этим термином пестрят газеты и журналы, он также на устах теле- и радиокомментаторов. Нам сообщают, что вспышки национализма снова и снова опаляют человечество. Причем они не обходят никого — ни развитые страны Запада, ни государства, еще недавно составлявшие так называемый социалистический лагерь, ни тем более страны “третьего мира”.

Приведем лишь наиболее известные конфликты такого рода: восстание народа ибо в Нигерии, вылившееся в настоящую войну после провозглашения республики Биафры в конце 60-х годов; многолетние, непрекращающиеся войны курдов против иракских и иранских властей; сепаратистские движения неарабоязычных племен на юге Судана и тамилов в Шри-Ланке; восстание бенгальцев в Пакистане, приведшее к образованию Бангладеш; ставшие “хроническими” распри между этническими группами в Руанде, Бурунди, Кении, Зимбабве; выступления западносахарцев против Марокко и эритрейцев против центрального правительства в Эфиопии; взрывоопасная этнолингвистическая ситуация в Индии. Этот печальный перечень можно продолжать долго. Начало 90-х годов отмечено вспышками политического насилия в бывшей Югославии, Грузии, Азербайджане и других республиках бывшего СССР.

К национально-этническим конфликтам следует добавить столкновения на конфессиональной (т. е. религиозной) почве. Достаточно упомянуть ситуацию с сикхами в Индии, многосторонние конфликты в Ливане, кризис в Ольстере, вооруженные выступления мусульманского населения на юге Филиппин и др. Причем этнические и религиозные конфликты имеют много общего. И в одном, и в другом случае речь идет о проблеме самоутверждения, нахождения собственного самобытного лица, часто через насилие, экстремизм. И тут, и там возникает своего рода “комплекс ущемленности”, что практически всегда предполагает борьбу против других групп населения.

Однако этнические конфликты в современном мире значительно более распространены, чем религиозные. Более того, главной, наиболее бросающейся в глаза причиной, порождающей политическое насилие в современном мире, является именно национализм. Какой же смысл вкладывается в этот термин?

Национализм — это очень сложное социально-экономическое, куль- турно-психологическое и идеологическое явление. Двумя словами его не охарактеризуешь. Многие ученые считают, что национализм — это патология общественного сознания, в основе которого лежит ложная установка, что люди от рождения могут быть лучше или хуже — в зависимости от того, к каким национальностям, религиям или сословиям относятся их родители. Иногда высказывается мнение, что национализм — это пробуждение национального самосознания, и этим как бы реабилитируется термин. Действительно, многие конфликты в “третьем мире” имели своей основой своеобразный “прогрессивный национализм”, т. е. стремление избавиться от чужеземного господства и обрести национальную независимость. Сегодня же ситуация иная. Преобладающими стали национально-этнические конфликты, сутью которых является недовольство национальных меньшинств внутри суверенных государств.

Национализм способен принимать самые различные формы — политического, культурного или религиозного движения, социальной борьбы экономического соперничества и т.д.

Очень часто национализм связан с ненавистью к соседним народам и сопровождается истерией поведения тех, кто проповедует националистические принципы. Ослабленность разумного, интеллектуального начала во многом определяет разрушительную силу национализма. Именно это дало нам основание предпослать этому разделу заголовок “Национализм — затмение разума?”.

Из очень многих теоретиков и пропагандистов национализма упомянем разве что имена Адольфа Гитлера и одного из его идейных учителей — Адольфа Иозефа Ланца. Перу последнего принадлежат, например, такие “перлы”: “Белый человек, точнее германец — это сын Божий”, “Отечеством белой расы является Германия, откуда произошли герои и государи” “Более тысячи лет славяне, цыгане и другие твари составляют постоянную угрозу для цивилизации”. Посмотрите теперь, далеко ли ушел от своего учителя фюрер, указавший в своей работе “Майн кампф”; “Смешение и вызываемое им понижение расового уровня являются единственной причиной смерти античных цивилизаций, ибо люди гибнут, не проигрывая воины, но утрачивая ту силу сопротивления, что принадлежит лишь чистой крови”. Кстати, этот культ “чистоты крови” поддерживался специальным декретом нацистских властей, а гитлеровские штурмовики маршируя, например, пели: “Германия, пробудись от твоего кошмара' Не давай места чужакам-евреям в твоем Рейхе. Мы хотим бороться за твое пробуждение. Арийская кровь не погибнет. Мы выбросим прочь всех лицемеров. Иуды, покиньте наш дом. Когда же земля будет очищена и освобождена от скверны, мы будем едины и счастливы”. Безмерное высокомерие, самовозвеличивание, предельная духовная ограниченность — вот что заключено в вышеприведенных высказываниях, послуживших питательной средой для распространения нацистской бациллы.

Конечно, гитлеризм — это наиболее крайнее, экстремистское проявление национализма, имя которому — шовинизм. История националистических движений в общем обходилась без газовых камер и того жестокого геноцида, к которому прибегали в нацистской Германии. Однако призы-вы избнвать, громить, разрушать, рвать существующие связи можно слышать и сегодня то в одном, то в другом конце земного шара.

Общественные “нервы” в отдельных многонациональных странах сегодня так сильно напряжены, что порой достаточно искры, чтобы разрушительные силы — взаимная ненависть, агрессивность сразу же вырвались из-под контроля и принялись за свое черное дело. Установить же после этого “мир под оливами” бывает очень трудно. Да и легко ли примирить враждующие стороны после того, как уже произошли свирепые погромы “чужаков”, когда пролилась невинная кровь, когда пелена взаимной ненависти затуманила глаза?

Национализм часто бывает замешан на религиозном фанатизме. И хотя все мировые религии в принципе отвергают вражду и человеконенавистничество, выступая за сплоченность человеческого рода, различные религиозные секты (ереси, братства и т. д.) часто подпитывают националистические страсти. Взрывоопасные ситуации особенно часто возникают в тех регионах, где граница, разъединяющая два народа, одновременно служит границей и двух верований. Иноверцы нередко зачисляются к враждебным элементам, их отождествляют с силами зла, обреченными самим Господом на уничтожение. Какие социальные слои представляют националисты? Как правило, это обездоленные, часто доведенные до отчаяния люди, наивно полагающие, что в их собственных неурядицах повинен соседний народ. В национализме они видят то, что точно соответствует их эмоциональному, духовному и культурному состоянию. Однако не следует думать, что в националистическом движении принимают участие лишь люди с разрушенными социальными и культурными традициями, с примитивным сознанием. Зачастую в нем можно видеть представителей интеллигенции: писателей, театральных деятелей, юристов. Вспомним, что среди сподвижников Гитлера был тонкий эстет, покровитель искусств, теоретик человеконенавистничества Геббельс. Среди французских фашистов выделялся крупный писатель Д.Ф. Селин и т. д. Немало представителей интеллектуальной элиты и среди современных националистов. Любопытно, что всплески национализма способны на время “снимать” какие-то социальные различия и разрушать барьеры между классами.

Глубочайшие социальные потрясения, происшедшие в развивающихся странах, бывшем Советском Союзе, Восточной Европе, в других государствах, говорят нам о том, что национализм, к сожалению, не умер. Его вспышки то тут, то там служат грозным предупреждением для всех стран: “Нельзя доводить этнические трения до опасной черты”.

Разумеется, легко сказать: “нельзя доводить”. В жизни все гораздо сложнее и порой маленькая искра уже превращается в будущее пламя. Гасить его должны, естественно, сами государства, ибо подключение международной общественности нередко приводит к интернационализации этнических конфликтов, к образованию в международных масштабах своеобразных “партий болельщиков”, поддерживающих ту или иную сторону. В то же время мировому сообществу, наверное, не годится принимать и позу страуса, делать вид, что ничего не происходит. В условиях взаимозависимого мира любой локальный конфликт способен нести в себе угрозу для всеобщей безопасности. В заключение этого сюжета поговорим еще об одном: о роли бедности, экономических неурядиц в разжигании межнациональных и конфессиональных конфликтов. На первый взгляд здесь прямая и прямо пропорциональная связь. Например, в такой процветающей стране, как США, кровавые межэтнические и религиозные конфликты в основном преодолены: Техас не требует суверенитета или присоединения к Мексике, здесь идет устойчивый процесс национальной консолидации.

Так-то оно так. Но как же тогда оценивать конфликт в довольно преуспевающей Северной Ирландии? Как же объяснить, что благополучная Бельгия буквально недавно из унитарного государства превратилась в федерацию? Или чем вызвано растущее стремление к сохранению или возрождению своей национальной самобытности венгров, поляков, армян, украинцев и представителей многих других народов, живущих в общем-то в экономически развитых странах?

Бедность, по-видимому, лишь обостряет, приводит к крайним формам межнациональные распри. В этой связи уместно вспомнить восточную поговорку: “Когда быки долго пашут жесткую землю, они начинают коситься друг на друга”. Наверное, земля во многих странах оказывается слишком “жесткой”?

Между тем в мире есть страны, у которых можно поучиться предупреждению этнической и расовой вражды, где идет устойчивый процесс национальной консолидации. Думается, что это прежде всего Соединенные Штаты Америки. Длительное время образ США устойчиво сравнивался с гигантским котлом, в котором представители сотен народов “переплавились” в американцев. Однако сегодня от концепции “котла” американцы отказались. Почему же, ведь это, на первый взгляд, так привлекательно? А дело в том, что процесс “переплавки” означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому сегодня образ котла в США уступил место образу огромного лоскутного одеяла, в котором каждый лоскут, отличный от другого по размеру, форме, цвету, символизирует собой представителей того или иного народа, большого или совсем малого.

Можно возразить: зачем же сравнивать бывший СССР и США? Территория бывшего Союза — исконная родина множества народов, тогда как США — в основном страна иммигрантов, создавшаяся некоренным населением. Это в свое время позволило им образовать федеративное устройство по территориально-административному принципу (штаты), в то время как у нас национальному принципу альтернативы просто не может быть. Наконец, в США практически снята проблема нищеты, борьбы за хлеб насущный.

Тем не менее опыт этой страны в сфере национальной жизни может быть поучительным. Взять хотя бы культуру межнационального общения. Она очень высока и распространяется повсеместно в системе воспитания и образования всех уровней, с помощью средств массовой информации и т.д.

И все же готовых рецептов урегулирования межнациональных отношений не существует: слишком тонкая это материя.

Читайте также: