Современная культура европы сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Современная культурная ситуация определяется тем, что ее основные черты являются развитием и глобализацией преимущественно европейской (западноевропейской) культурной традиции. Это обстоятельство, по сути, одно из важнейших свойств современного состояния мировой культуры в целом. Именно европейская культурная традиция стала сейчас "основой" мировой культуры (это явление называют вестернизацией и европоцентризмом современной мировой культуры). Остановимся на анализе европейской культурной традиции, ставшей, по нашему мнению, основой современной мировой культуры.

Как любая другая культурная традиция, европейская традиция имеет свои отличительные черты, свой стиль и свою историю. История культуры есть развитие и развертывание уникальных и неповторимых особенностей данной культуры. Именно в истории культура реализует свои возможности, т.е. то, что изначально заложено в ней как ее основания. Анализ этих оснований и характерных черт культурной

Рационализмом (от лат. ratio - разум) принято называть систему взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.

Очень часто можно услышать мнение, что европейской культурной традиции свойствен рационализм. Однако подобное утверждение, по меньшей мере, недостаточно, ибо почти каждому типу культуры свойствен свой тип рациональности: мы можем говорить о рационализме Средних веков, о рационализме греческой цивилизации и т.п. Каждая традиция по-своему определяет, что такое разум как основа рациональности, а также само положение человеческого разума и человека вообще в культурном, социальном, научном и т.п. пространствах. Поэтому для нас сейчас важнее определить характерные особенности не рационализма вообще, а европейского рационализма. Рационализму европейской культуры свойственно определенное отношение к действительности, а именно стремление конституировать реальность как подлежащую контролю, подсчету и зримой представленности. Любое явление, любой предмет, любое действие "пропускается" человеком через определенную "оптику" человеческого сознания, которая формируется каждой культурой присущим только ей способом. В европейской культурной традиции эту "оптику" характеризуют указанные моменты, которые суть специфика европейской рациональности. Для европейского менталитета действительность, т.е. любой предмет, любое сущее, должны зримо представляться, а также подчиняться контролю и позволять оперировать с ними с помощью системы математического исчисления.

Именно итальянское Возрождение сформировало европейскую ментальность, ориентированную на контроль и власть, опирающуюся на постулат всесилия разума. Укажем, что эти черты не только позволили в конечном счете сформировать современную модель научного знания, опирающуюся на математический аппарат, но и способствовали развитию таких современных технологий, как компьютерная инженерия и средства электронной коммуникации.

Большую роль в становлении европейской культурной традиции и менталитета сыграли мыслители Нового времени. Наиболее известным представителем науки этой эпохи был Р. Декарт (1596-1650), по праву считающийся одним из основателей новой модели научного знания. Р. Декарт полагал, что любое существующее может и должно быть познано через систему определенных процедур, получивших название метода. Всякое явление в этом мире с помощью метода может быть познано ясно и отчетливо. Сам же метод научного познания способен приносить достоверные и верифицируемые результаты тогда, когда опирается на математические операции познания, которые начиная с этого времени применяют как в естественно-научном знании, так и в гуманитарной сфере. Подобный взгляд на мир и человека невозможен, например, в средневековой культурной традиции, ориентированной на Бога. Примерно в это же время другой ученый, Ф. Бэкон (1561 -1626), сформулировал основные принципы совершенно новой методологии познания - индукции, ставшей основой современного естественнонаучного метода. Перу Ф. Бэкона принадлежит ставшая крылатой фраза "знание - сила", которая говорит не только о значимости научного познания в современной культурной традиции, но и о властности, экспансионизме европейской культуры. Отношение к действительности, при котором все существующее может и должно подчиняться разуму человека, вооруженному научной методологией, отражает тот экспансионизм, который не только способствует расширению и распространению европейской культурной традиции и приданию ей мирового статуса, но и имеет свою обратную "темную" сторону: от колониализма до варварского отношения к окружающей среде.

Субъективизмом принято называть особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором

Европейская культурная традиция обладает уникальным отношением к явлениям мира: европейский менталитет стремится представить действительность как реально предстоящее перед ним, как представление. Все существующее, если оно претендует на существование, должно обрести "зримый" и подчиненный зрению вид. Зримость любого явления, любого сущего обеспечивает подручность существующего и возможный контроль над ним. Контроль же осуществляется благодаря математическим научным процедурам. Подобное отношение к миру было изначально заложено с момента возникновения новоевропейского менталитета. Во многом эта установка по отношению к миру была сформирована традицией Нового времени и трудами Р. Декарта, Ф. Бэкона, Б. Спинозы и других его представителей. Отношение к миру как представлению вызвало субъективизм, сциентизм, ориентированный на математику. На последнем свойстве европейской традиции стоит остановиться особо.

Разделение наук на гуманитарные и естественные не единственный способ классификации. Подобное деление стало общепризнанной нормой лишь начиная с XIX в. До этого времени человечество иначе классифицировало человеческое знание и координировало его части между собой (например, в Средние века корпус знания венчала теология), а также использовало другие процедуры познания. Не стоит полагать, что лишь научное познание, вооруженное математическим аппаратом, способно адекватно познавать мир и достигать впечатляющих практических результатов. Укажем на то обстоятельство, что самые величайшие достижения человечества были сделаны в эпоху господства мифологического сознания, оперировавшего иными, нерациональными, а иногда антирациональными "методами познания".

Итак, современная модель научного познания ориентирована на матезис, и это вызвано не тем обстоятельством, что человечество нашло наконец наиболее адекватную модель познания, а самим строем европейской ментальности. Эти свойства "применяются" не только в области научного познания, они проявляются в любых сторонах жизни европейского человека. Своеобразие взгляда, ментальности европейца можно обнаружить повсюду. Приведем лишь один пример из обыденной жизни, подтверждающий безраздельное господство матезиса в сферах, которые прежде были ему недоступны.

Взгляд на мир как на бесконечность связан со многими другими представлениями европейцев. Например, европейская живопись пользуется так называемой перспективой. Само открытие перспективы произошло во времена зарождения европейской культурной традиции, оно относится к эпохе Ренессанса. Лишь бесконечный мир, мир уходящей в бесконечность линии, может породить перспективу как способ организации бесконечного пространства на ограниченной плоскости.

Безграничность мира и пространства имеет другую коннотацию, а именно бесконечность познания. Европейская традиция "осуждена" "нести крест" идеала бесконечного познания. Познание никогда не будет окончательным и завершенным. В этом отношении к познанию и к миру проявляется некое "пассионарное" свойство европейской традиции, стремящейся осуществить не только конкисту познания мира, но и конкисту подчинения всей Вселенной.

Способность "видеть" бесконечность во многом содействовала формированию такой особенности европейской ментальности, как открытость, признание бесконечного развития во всех сферах жизни человека и социума. Здесь кроются корни идеи прогресса, эволюции и - в иной сфере - корни возникновения идей "открытого общества", стремления к разрушению границ, созданию общего экономического и политического пространства, освоению солнечной системы, и т.п.

Европейской традиции свойствен определенного рода экспансионизм, который в конечном счете позволил ей занять доминирующее положение в мире. Этот экспансионизм проявляется не только в политической сфере, хотя европейская цивилизация начиная с эпохи великих географических открытий, всегда старалась раздвинуть, как силой оружия, так и политическими средствами, свое влияние. Экспансионизм европейской культурной традиции проявлялся и проявляется в различных сферах жизни - от прозелитской деятельности христианских миссионеров до навязывания всему миру стандартов и ценностей европейской демократии. Экспансионизм, своеобразная "пассионарность" европейской традиции, обращается не только на подчинение всего земного шара или, в недалеком будущем, ближайших планет солнечной системы - он проявляется и в отношении к природе как таковой. Варварское уничтожение животных вплоть до полного исчезновения некоторых видов, истощение полезных ископаемых и т.д. являются звеньями одной цепи, тянущейся от внутреннего свойства европейского человека - желания утверждаться и властвовать, властвовать, как это можно увидеть в идее "воли к власти" Ф. Ницше (1844-1900), любой ценой. Властный процесс самоутвержения не имеет конца, как не имеет конца Вселенная, зримая европейским взглядом.

В наше время именно эта черта стала характерной особенностью нового мирового порядка. Страны, заимствующие западные технологии или западный комфорт, с необходимостью заимствуют как инфраструктуру, так и то социальное окружение, которое призвано ее поддерживать. Экспансия западного стиля жизни и западных ценностей в наше время осуществляется не силой оружия, но на основе "соблазна" комфорта и технических достижений.

Возможно, экспансионизм европейской традиции вызван определенной ментальной направленностью - бесспорностью новоевропейского субъекта. Будучи сущностно безопорен, субъект стремится к утверждению и установлению себя самого любой ценой, ценой бесконечного движения, подчинения иного.

Становление европейской культуры прочно связано с ее историей: войны и захваты, тесная торговая связь с другими государствами, возникновение религии. Однако, несмотря на то что история человека с момента появления на территории Европы и до наших дней насчитывает более 2 млн лет, письменные источники охватывают период лишь последних трех тысячелетий. Археологические же изыскания чуть приоткрывают завесу тайны культурного наследия.

Первобытное общество.

С периодом каменного века связано становление современного человека и расселение его по европейской территории. Усовершенствование оружия, жилищ - были первыми достижениями человека. К этому периоду, в плане культурного развития, относят изготовление посуды и тканей, а также наскальные рисунки.

Более поздний период характеризуется появлением первых крупных поселений. Человек занимается изготовлением оружия с элементами декора, появляются украшения из серебра и золота.

Античность.

К III тысячелетию до н. э. особенно выдвигаются вперед достижения Греции и Рима (чуть позднее). Сложение общинного строя, укрупнение поселений, развитие земледелия, а также формирование религиозной мифологической системы - все это повлияло на культурное развитие, которое впоследствии стало родоначальником всего последующего искусства Европы. Такое стремительное развитие опередило свое время на целое тысячелетие, об этом говорят как о "греческом чуде".

Это период возникновения и развития науки: математики, философии, астрономии. Своих классических форм достигают области архитектуры, скульптуры, художественного творчества. Впоследствии в эпоху "Возрождения" они рассматривались как недостижимый идеал совершенства.

Окончанием эпохи принято считать год падения Рима, V век н. э.

Средневековье. (5-15в)

Падение Римской цивилизации привело к некоторому непродолжительному периоду упадка культуры Европы в целом. Однако, в первую очередь благодаря возникновению Христианства, наступил новый виток расцвета искусства.

Карл Великий, император франков, считается одним из тех правителей, который в большей степени повлиял на возрождение культуры. По его указам открывались церковные школы, был разработан единый текст Библии, фолианты которой украшались драгоценными камнями и пластинами из драгоценных металлов, а также содержали в себе красочные миниатюры.

Изменились и философские взгляды, приобретающие все более религиозную манеру изложения и размышления. Многие ученые-философы этого периода задумывались о существовании Бытия, спорили о способе познания окружающего мира.

Средневековые школы подразделялись на светские и церковные. Изучали 7 основных предметов, так называемых свободных наук. В конце XII века в Италии появился первый университет. Значимые открытия были сделаны во многих областях науки, медицине.

В художественной литературе большую популярность завоевали рыцарские романы.

Значительному влиянию церкви подверглась архитектура. Средневековые соборы романского, а затем готического стиля, до сих пор поражают своим величием.

Эпоха Возрождения. (16-19в)

Период эпохи Возрождения считается переходным от Средневековья к Новому времени. Политические события, объединение стран, изменения уклада жизни повлекли за собой изменения и культурного плана. В разных странах возникали изменения церковного режима, что означало переход от влияния христианских идей в искусстве к возвращению к классической эпохе Античности.

Литературные изменения были связаны, прежде всего, с появлением печатного станка и первых типографий. Отклонение от рукописного текста в пользу печатного повлекло за собой широкое распространение художественных произведений. Новым направлением в литературе стал гуманизм, который впоследствии трансформировался в жанр утопии. В поэзии активно развивается такая форма, как сонет.

В скульптуре и изобразительном искусстве главную роль сыграло возвращение к античности. Понимание красоты и гармонии в изображении идеала человека и наделение его духовными, христианскими свойствами положило начало своеобразному синтезу культур. Сюжетами чаще всего становились отрывки из мифологии и истории.

Музыка также претерпела существенные изменения. Происходит формирование собственных национальных школ. Инструментальная музыка получила самостоятельность как направление искусства.

Эпоха Просвещения и промышленная революция.

Период эпохи Просвещения стал продолжением идей Возрождения. Однако, роль науки в жизни человека была возвышена над религиозной, что в большей мере сказалось и в искусстве.

Философия в этот период стала более прогрессивна и цельна. Была разработана стройная концепция прошлого и настоящего человечества и наибольший упор был сделан на обретение "светлого будущего".

Художественное искусство явилось продолжением прошлой эпохи. Основным направлением остался классицизм, но возникли и новые, такие как барокко и рококо.

Особый расцвет в этот период приобретают музыкальные жанры. Музыка эпохи Просвещения практически вытеснила другие направления в искусстве.

Культура Европы Нового времени.

С конца XIX века активную роль в искусстве играет технический прогресс. Развитие предприятий, достижения науки, новые изобретения помещают жизнь человека в искусственные рамки. Героями этого времени можно назвать тех, кто активно занимался предпринимательством.

В философии основными течениями стали фрейдизм и экзистенциализм, основной задачей которых представлялось изучение человеческой личности, ее адаптации к современным реалиям.

Художественная культура этого периода очень разнообразна. Основными жанрами были модернизм и постмодернизм, с характерными чертами ответвления от классической художественной школы. Декадентство и авангард, основные подтипы модернистской культуры, стали направлениями, изменяющими представление о цвете, пространстве и композиции в целом.

Культура Европы, со своими особенностями развития, этапами становления, оказала большое влияние на жизнь современного человека, формирование его личности и реализации творческого потенциала.

Организаторы конференции : Институт Европы Российской академии наук (ИЕ РАН) и Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН).

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы :

- Европейские ценности между традицией и современностью,

- Магистральные линии развития современной европейской культуры,

- Современная европейская наука в социокультурном измерении,

- Экономизация/ком мерциализация европейской культуры в XXI веке,

- Практика европейского культурного строительства,

- Европа и Россия: гуманитарный диалог.

Материалы конференции будут опубликованы в изданиях Института Европы РАН, ИНИОН РАН и/или на информационно-ан алитических сайтах этих институтов.

Формат страницы А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12. Междустрочный интервал – полуторный. Отступ 1 строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные.

Ответственные за подготовку конференции: д.филос.н., профессор Елена Викторовна Водопьянова (от ИЕ РАН), к.ф.н., зав. отделом Владимир Иванович Герасимов (от ИНИОН РАН).

Европа вдохновляет: микс самых разных талантов – вот что делает континент по-настоящему креативным.

Хот-спот для тех, кто любит путешествовать по городам Европы: Бранденбургские ворота в Берлине

тарые мастера и современное искусство, футуристическая архитектура и фахверки, модный дизайн и роскошные фестивали – те, кто утверждают, будто в жизни нужно выбирать между одним и другим, наверное, еще не бывали в Европе. Здесь есть все, что может удовлетворить самые взыскательные вкусы. И да – спокойно выковыривайте изюм из булочек, здесь его предостаточно.

Рейв в ангаре: Берлин зажигает в бывшем аэропорту Темпельхоф

Ощутить Европу на вкус: шведские специалитеты в мясном ресторане звездного повара Магнуса Эка и кулинарная культура в Saluhall – крытом рынке постройки 1880-х годов в Эстермальме

Ощутить Европу на вкус: шведские специалитеты в мясном ресторане звездного повара Магнуса Эка и кулинарная культура в Saluhall – крытом рынке постройки 1880-х годов в Эстермальме

НЛО после крушения? Стеклянная пирамида Юй Мин Пэя перед Лувром в Париже

Танцевальная культура Европы на подмостках: Sasha Waltz & Guests совершают турне по всему миру

От-кутюр: топовая итальянская марка Bottega Veneta

Символ европейской культуры: Парфенон в Афинах

Мобильные шедевры: музей Porsche в Штутгарте

Праздники без конца: европейская молодежь любит летние музыкальные фестивали

Барочное чудо: Biblioteca Joanina в Португалии

Шикарное обрамление для старого и нового

Архитектурных шедевров в Европе тоже немало – но особо заметны те, что созданы для демонстрации произведений искусства. В Европе находится один из старейших оперных театров мира – Teatro di San Carlo в Неаполе. Он был возведен по указу Карла III в 1737 году. А в 2000 км севернее расположен один из самых современных оперных театров – Берлинская государственная опера Unter den Linden, реконструированная за 400 млн. евро. За считанные секунды новейшая сценическая техника бесшумно создает перед глазами зрителей волшебные миры. А сцена переворачивается вокруг своей оси целиком. Такого нет уж точно нигде!

Или возьмем легендарную Biblioteca Joanina в португальском университетском городе Коимбра – настоящий шедевр барокко. Полки там сделаны из розового или эбенового дерева. В фондах библиотеки свыше 300.000 томов, в том числе 70.000 раннего Нового времени. Нигде больше нет стольких памятников архитектуры, оперных театров, драматических театров и музеев, только в Европе!

Объять необъятное

Нужно жить не меньше, чем галапагосская черепаха, чтобы посетить даже не все, но хотя бы основные храмы культуры в Европе. В том числе связанные с наукой. Например, Немецкий музей в Мюнхене, один из крупнейших музеев тех­ники. Ведь это тоже Европа! Европа – не только колыбель культуры. Континент взлелеял и множество великих идей. Именно европеец был первым человеком на Земле, заявившим, что Земля не может быть плоской. Кстати, это было еще в Древней Греции. Книгопечатание тоже появилось здесь, равно как пицца, компьютер, автомобиль, кинотеатр, психоанализ, наркоз, пенициллин, футбол и феминизм. Все это – следствие непреодолимого желания европейского человека посмотреть за край своего мирка, следствие решимости мыслить, выходя за пределы узких границ своей повседневности.

Европа мудра. Поэтому люди знают, что самый короткий путь к сердцу лежит через желудок. В Европе расположились несколько лучших ресторанов мира. А еще здесь есть прекрасные продуктовые рынки, в том числе недавно открывшийся в Берлине павильон Berliner Markthalle 9, Naschmarkt в Вене или Mercat de la Boqueria в Барселоне. Вместе с тем многие европейцы в последнее время убеждены в том, что еда влечет за собой политическую и моральную ответственность. Вот уж где ломаются копья! Но и это не страшит европейцев. Они-то знают, что полемика – это ­настоящая стихия Европы. Как и любая другая прочная связь, связь европейцев друг с другом предполагает возможность разозлиться и в какой-то момент хлопнуть за собой дверьми. По крайней мере, так не скучно жить. Всегда находишься в здоровом напряжении. Ведь так работает сердце.

Несмотря на все это, Европа далека от совершенства. Но, в конце концов, мы за это её и любим!

Читайте также: