Сообщение о пьесах пушкина

Обновлено: 05.07.2024

Во-первых, можно посмотреть в сети материалы Валентина Непомнящего. Во-вторых, тупо взять в последнем томе собрания сочинений письмо от 1825 года Н. Н. Раевскому-младшему (черновик, на франц. яз.) , в котором он пишет о драме как наименее понятом жанре (кстати, так и статья Непомнящего называется - "Наименее понятый жанр. "
Тезисно - 1. пьесы Пушкина считаются несценичными в русском театре. Почему? Потому что он идёт от Шекспира, он так и называл "отец наш Шекспир" в своём понимании драмы как отражения не просто человеческих коллизий, а высшего порядка вещей. В пьесах отражена судьба, её веления.
2. Пьесы Пушкина: "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", незаконченные - "Русалка", "Сцены из рыцарских времён". И, кажется, всё. Пушкин ещё писал драматизированные стихотворения: "Разговор книгопродавца с поэтом", "Сцена из Фауста", "Поэт и толпа". В собраниях сочинений их включают в корпус лирики, а не драматургии, несмотря на то, что в них действуют герои, а не идёт рассказ о чувстве.
3. Пушкинская драматургия больше ставит вопросы бытия, а не отвечает на них.
4. Пушкинскую формулировку сущности драматургии: "Истина страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах" - взял на вооружение своей системы театрального искусства К. С. Станиславский, только "предполагаемых" заменил на "предлагаемых", потому что автор уже предлагает исполнителям свои обстоятельства.
5. "Борис Годунов" - первая истинно русская, народная, реалистическая драма, то произведение, которое сделало его автора великим русским поэтом. То произведение, с которого начался настоящий Пушкин. Роль народа и личности в истории. "Народ безмолвствует" - не одобряет преступных действий правителей - это очень оптимистичный финал. Несмотря на то, что пьеса названа именем одного героя, главных действующих лиц - двое: Гришка и Борис. И что интересно: чем больше Борис отдаётся своему эгоизму, узурпаторству, тем больше успехи у Гришки. Как только у царя немного просыпается совесть и забота о Руси, сразу же Гришка отступает. Три персонажа, олицетворяющие совесть народа: летописец Пимен (не мудрствуя лукаво, описывает и правых, и виновных) , юродивый Николка ("Нельзя молиться за царя Ирода") и патриарх Иов, который предложил простодушно выставить на показ народу нетленные мощи Димитрия для спасения Руси. Если бы их выставили, то все бы поняли не только то, что Лжедимитрий - самозванец, но и то, что царевич действительно был убит (Годуновым) . А это уже не понравилось царю.
6. "Маленькие трагедии" - пьесы небольшого объёма, но огромного философского звучания. Трагедия - это изображение необыкновенных людей, необыкновенных страстей, изображение человека на краю гибели. Точно так же, как и "Борис Годунов".
Посвящены стихии страстей. "Скупой рыцарь" - скупости; "Каменный гость" - похоти; "Моцарт и Сальери" - зависти и злобы; "Пир во время чумы" - страха смерти.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение3), и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки) , и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

(С. М. Бонди, вступительная статья к книге "Пушкин А. С. Драматические произведения", 1943 г.)

Пьесы Пушкина в его творчестве занимают особое место. С одной стороны, они входят в общий ряд его чисто литературных, поэтических произведений; некоторые из них отмечают особый этап в его поэтическом развитии. С другой стороны, они выходят за пределы чистой литературы и относятся к другому искусству - к искусству театра. Пушкин все свои пьесы писал с расчетом не на чтение их в книге, а на представление в театре. Игра актеров, декорации, зрелище, музыка - все это входило в художественный замысел Пушкина, когда он создавал свои драмы.

Пушкин с детства интересовался театром и пробовал писать для него. Маленьким мальчиком он, как рассказывает его сестра Ольга Сергеевна, сочинял французские комедийки и разыгрывал из перед "публикой", состоявшей из одной его сестры. Эти пьески, конечно, не дошли до нас. Позже, в Лицее, Пушкин писал пьесы уже на русском языке. Мы знаем названия двух из них: "Так водится в свете" и "Философ", но и они не сохранились, так как были уничтожены автором.

Первым законченным и изданным самим Пушкиным драматическим произведением была трагедия "Борис Годунов" (1825), но сохранились наброски и планы более ранних пьес Пушкина, которые имеют большое значение для понимания эволюции пушкинской драматургии. Это отрывки и планы двух пьес, трагедии и комедии, относящиеся к самому началу 1820-х годов. Пушкин в это время жил в ссылке в Кишиневе, находился в дружеских отношениях с декабристами, с волнением следил за ходом греческого восстания и был полон революционного пыла и надежды на скорое уничтожение крепостного права.

Все творчество Пушкина этого периода (1820-1824) отмечено резкими чертами романтизма и явным влиянием Байрона. Пушкин создает одну за другой свои южные поэмы: "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Братья разбойники", "Цыганы" и ряд лирических романтических стихотворений.

В основе пушкинского романтизма лежит горячее стремление к свободе, как личной, для отдельного человека, так и политической, для всего народа.

К окружающей действительности. романтик Пушкин относился резко отрицательно. В свое творчество он сознательно не включает обычную, "прозаическую" жизнь, стремясь к изображению "высоких" предметов: необыкновенно богатой южной природы, необыкновенных героев с могучими страстями.

Наряду с этим косвенным, чисто литературным выражением своих вольнолюбивых настроений Пушкин в это время, несомненно под влиянием своих друзей декабристов, обдумывал и произведения, имеющие прямое политическое значение. Для этой цели он думал использовать театр.

Пушкин начал писать трагедию о "самовластии" и комедию о крепостном праве. Темой первой из них он взял легендарное свидетельтво русских летописей о неудачном восстании новгородцев во главе с Вадимом против князя-варяга Рюрика. Судя по сохранившемуся плану трагедии. это должна была быть трагедия в стихах в классическом духе, без особенной заботы об исторической и бытовой истинности, без особого углубления в психологию действующих лиц, но зато полная горячих революционных монологов, политических споров, с изображением на сцене бунта новгородцев, с намеками на политическую современность. Для такой задачи почти агитационного характера вполне пригодна была выбранная Пушкиным форма традиционной классической трагедии вольтеровского типа, с несколько схематическим действием, эффектными сценами, блестящими монологами действующих лиц.

Одновременно с трагедией о Вадиме Пушкин набрасывал бытовую комедию о крепостном праве. Герой ее, молодой человек, страстный игрок, проиграв все свое состояние, ставит на карту своего крепостного дядьку - и проигрывает его.

Пушкин не завершил ни того, ни другого замысле, но они интересны как первый известный нам этап его драматургического творчества. Здесь театр привлекается для решения политических и социальных задач, причем сцена используется как трибуна, в целях прямой политической агитации.

Действительность скоро обманула вольнолюбивые надежды Пушкина. Пушкин. все больше стал убеждаться, что. революционного пыла кучки военных заговорщиков недостаточно для успеха восстания. Становясь старше, мудрее, Пушкин видел, что. все дело в народе, в его настроении.

И Пушкин в своем творчестве переходит к. внимательному изучению народа, истории, реальной окружающей жизни. . Он в своих новых реалистических произведениях развертывает перед русскими читателями верную и художественную картину русской простой природы, русской жизни.


В самом начале этого нового, реалистического периода своего творчества Пушкин снова обращается к театру, но уже с совершенно иными требованиями. Он пишет трагедию "Борис Годунов". Основная тема остается та же - тема революции, народного восстания, но теперь Пушкин хочет в своей новой трагедии развернуть точную историческую картину народного восстания в начале XVII века. Он хочет глубоко проникнуть в изображаемую эпоху, верно, правдиво передать ее дух. Поэтому-то Пушкин и выбрал драматическую форму для своего замысла: в ней отсутствует автор, он не рассказывает о событиях и не оценивает их, а сами события протекают перед зрителем, действующие лица сами говорят и действуют.

В "Борисе Годунове" Пушкин создал первую русскую подлинно реалистическую историческую драму, театральное произведение. В то же время эта пьеса сыграла крупнейшую роль в установлении реализма в нашей литературе. Рядом с "Евгением Онегиным", впервые давшим правдивый образ русской современной жизни. в "Борисе Годунове" столь же правдиво показано русское прошлое.

Пушкину не удалось увидеть на сцене своего "Бориса Годунова". Николай I, только что разгромивший декабрьское восстание, запретил даже печатание пушкинской драмы, и только через шесть лет после ее написания Пушкину удалось выпустить ее в свет. Наступившая реакция николаевского царствования лишила Пушкина возможности разрабатывать для театра широкие политические и социальные темы. Он в своей драматургии перешел к углублению личной темы, к изучению человеческих характеров, общечеловеческих страстей.

В промежуток между 1826 и 1830 годами Пушкин задумал написать целый ряд драматических этюдов, "маленьких трагедий", где должны были разрабатываться глубокие психологические проблемы, где человеческая душа должна была раскрываться во всех ее трагических противоречиях. Сюжеты для этих психологических опытов Пушкин широко черпал из мировой истории, из легенд. Сохранился составленный Пушкиным список заглавий задуманных им десяти "маленьких трагедий": тут и традиционные в мировой литературе образы скупца и Дон-Жуана, и трагедия о зависти ("Моцарт и Сальери"), и древнеримская легенда о братоубийстве из честолюбия ("Ромул и Рем"), и эпизод из Евангелия ("Иисус Христос"), и драма об убийстве самодержца (Павел I), и трагедия политического эмигранта, вынужденного сражаться против своей родины ("Курбский"), и т.д.

Из этого списка Пушкин осуществил всего три пьесы: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" (то есть "Дон Жуан"). К этим "маленьким трагедиям" он присоединил еще одну - "Пир во время чумы". Осенью 1830 года. Пушкин доработал эти четыре драмы, представляющие собой по глубине психологии, по драматургическому мастерству, по художественности стиха новый шаг по сравнению с "Борисом Годуновым". К этому циклу "маленьких трагедий" близко примыкает тогжа же задуманная, но оставшаяся недоконченной народная драма "Русалка".

В последние годы жизни Пушкин снова начинает включать в свое творчество широкие социальные и исторические проблемы. Снова его захватывает тема революции, бунта, народного восстания: он пишет "Дубровского", "Капитанскую дочку". Его все более интересует в истории народов роль отдельных общественных классов и их борьба. Эти проблемы находят свое выражение в последнем, незавершенном этапе пушкинской драматургии.

В 1834-1835 годах он задумывает одну за другой большие исторические драмы в прозе из западноевропейской средневековой жизни. Во всех них он стремиться изобразить борьбу буржуазии с феодализмом. То изображается выдвижение талантливого представителя низшего класса в феодальном обществе (замысел драмы о незнатной девушке Иоанне, овладевшей всей средневековой ученостью и ставшей в конце концов римским папой; план драмы о сыне палача, добивающемся своей доблестью рыцарского звания и руки знатной девушки), то непосредственно рисуется восстание крестьян и буржуазии против рыцарей-феодалов и поражение рыцарей. Этой последней теме посвящена пьеса, условно названная первыми ее издателями "Сцены из рыцарских времен" (у Пушкина в рукописи она никак не озаглавлена). Эта драма была написана им приблизительно до половины, между тем как две другие только начаты.

Смерть помешала Пушкину докончить эту интереснейшую драму о крестьянском восстании.

Пьесы Пушкина, будучи высокохудожественными литературными произведениями, представляют в то же время большой интерес как произведения театральные. Целый ряд особенностей делает их крайне трудными для исполнения. Прежде всего - необычайная краткость, лаконичность их текста. Пушкин не любит, как другие драматурги, подробно развивать в речах действующих лиц ту или иную ситуацию или определенное переживание.

Действие у него идет все время быстрыми переходами, переломами, и актерам крайне трудно создать нужное художественное впечатление на таком лаконичном материале. С другой стороны, пьесы Пушкина требуют очень внимательного и художественно восприимчивого зрителя, так как ход их обычно построен не на занимательной интриге, не на неожиданных театральных эффектах, а ведется более тонкими приемами.

Пушкин применяет: контрастное чередование сцен, художественное сопоставление сцен массовых с индивидуальными, спокойных и медленных - с оживленными, трагических - с комическими; он художественно использует моменты театрального зрелища: в "Борисе Годунове" - сцены битвы, шествия под музыку, в "Пире во время чумы" - появление на сцене телеги, наполненной мертвецами, в "Каменном госте" - оживление статуи, в "Скупом рыцаре" - зрелище подвала с шестью раскрытыми сундуками, наполненными золотом и освещенными колеблющимся светом свечей; наконец, в пьесах Пушкина широко применяется музыка как средство непосредственного воздействия на зрителей (в "Моцарте и Сальери").

Пьесы Пушкина трудны для исполнителей; пушкинская драматургия до сих пор еще не вошла по-настоящему в репертуар наших театров, но надо думать, что все же настанет время, когда театр найдет к ней дорогу, и драмы Пушкина наряду со своей славной жизнью в литературе заживут новой, полноценной театральной жизнью.

(С. М. Бонди, вступительная статья к книге "Пушкин А. С. Драматические произведения", 1943 г.)


Это были материалы о драматических произведениях А. С. Пушкина: критика, анализ пьес.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.


Ранние годы

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье, кроме Александра Сергеевича, было еще десять детей –5 сыновей и 4 дочерей. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.

Образование и начало творческого пути

Лицей.jpg

Творчество поэта

Ссылки

Личная жизнь

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.


Последние годы жизни


Творческая жизнь А.С. Пушкина была не очень долгой, но очень плодотворной, поэтому трудно выбрать в его творчестве самое главное и важное. Но мы постараемся.

Детство и языки Александра Пушкина

Первым языком, который Александр Пушкин впитал с молоком матери, был французский. Это объясняется тем, что в семействе Пушкиных французским языком владели и Сергей Львович, отец поэта и Надежда Осиповна, его мать. Когда Пушкины жили в Санкт-Петербурге, дом Пушкиных был открыт для французских эмигрантов.

Лицейское творчество

Всего, по мнению П. Анненкова в лицейские годы Пушкиным написаны более 120 произведений, в числе которых оды, лирические элегии, эпиграммы.

Петербург


Южная ссылка

В Михайловском

Творчество Пушкина в зрелые годы

В августе 1830 года Пушкин оказался в Болдине, где в течение нескольких месяцев карантина написал:

В 1833 году были созданы сказки:

Жизнь поэта прервалась рано и бессмысленно. А сколько еще замечательных произведений он мог создать…

Читайте также: