Совет арктики международная организация сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Арктический совет (АС) – международная региональная структура, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

Декларация о его создании была подписана 19 сентября 1996 года в Оттаве (Канада) представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

Постоянными участниками совета также являются: Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов и Международный совет гвичинов.

Количество постоянных участников может быть увеличено, но не должно в любом случае превышать количество государств‑членов Совета.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует также статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

По состоянию на сентябрь 2011 года, в АС входит 26 наблюдателей.

Среди них шесть неарктических государств: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания (получить статус наблюдателя также стремятся и другие страны, в частности, Китай, Индия и Южная Корея);
девять межправительственных и межпарламентских организаций:
‑ Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (International Federation of Red Cross & Red Crescent Societies ‑ IFRC, МФОКК и КП);
‑ Международный союз охраны природы (International Union for the Conservation of Nature – IUCN, МСОП);
‑ Северный совет (Nordic Council);
‑ Северная экологическая финансовая корпорация (Nordic Environment Finance Corporation – NEFCO, НЕФКО);
‑ Североатлантическая комиссия по морским млекопитающим (North Atlantic Marine Mammal Commission ‑ NAMMCO);
‑ Постоянный комитет парламентариев Арктического региона (Standing Committee of the Parliamentarians of the Arctic Region ‑ SCPAR);
‑ Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission for Europe ‑ UN‑ECE, ЕЭК ООН);
‑ Программа развития ООН (United Nations Development Program – UNDP, ПРООН);
‑ Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Program – UNEP, ЮНЕП);

одиннадцать неправительственных организаций:
‑ Консультативный комитет по защите морей (Advisory Committee on Protection of the Sea ‑ ACOPS, АКОПС);
‑ Arctic Circumpolar Gateway;
‑ Ассоциация оленеводов мира (Association of World Reindeer Herders – AWRH);
‑ Союз по сохранению Приполярной Арктики (Circumpolar Conservation Union ‑ CCU);
‑ Международный арктический научный комитет (International Arctic Science Committee ‑ IASC, МАНК);
‑ Международная Арктическая ассоциация социальных наук (International Arctic Social Sciences Association ‑ IASSA);
‑ Международный союз охраны здоровья в Приполярье (International Union for Circumpolar Health ‑ IUCH);
‑ Международная рабочая группа по делам коренных народов (International Work Group for Indigenous Affairs ‑ IWGIA);
‑ Северный форум (Northern Forum ‑ NF);
‑ Университет Арктики (University of the Arctic ‑ UArctic);
‑ Всемирный фонд дикой природы (World Wide Fund for Nature ‑ WWF).

Круг вопросов деятельности Арктического совета охватывает в основном природоохранную сферу и проблемы устойчивого развития. По решению министерской встречи в Оттаве в 1996 г. под эгиду АС переданы вопросы, относящиеся к т.н. "процессу Рованиеми" – международному сотрудничеству в рамках стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС). Это – программы арктического мониторинга и оценки (АМАП), предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕППР), сохранения арктической флоры и фауны (КАФФ), защиты арктической морской среды (ПАМЕ), устойчивого развития и использования (СДУ).

Председательство в Арктическом совете осуществляется на основе ротации. С мая 2011 года председателем Совета является Швеция, ее председательство продлится до 2013 г.

Сессии Арктического Совета на министерском уровне собираются раз в два года. В перерывах между ними текущими вопросами занимается ее рабочий орган – Комитет старших должностных лиц (СДЛ). Его заседания проводятся три‑четыре раза в год.13 мая 2011 г. очередное ‑ 7‑е – заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, разработанное РФ и США и нацеленное на повышение оперативности и эффективности оказания помощи попавшим в беду людям. Соглашение закрепляет за каждой из стран зону спасательно‑поисковой ответственности. Это первый в истории панарктический документ.

Кроме того, в Нууке было принято решение об укреплении Арктического совета. Его рекомендациям постепенно будет придаваться более обязывающий характер, а также будет создан его постоянный секретариат (в норвежском городе Тремсе) с собственным бюджетом. Укрепление совета фактически превратит его в "арктическое правительство".

В Нууке были утверждены также правила для наблюдателей Арктического совета: критерии для получения этого статуса, а также полномочия и обязанности тех, кто его получил. В частности, претендующие на роль наблюдателей обязуются признавать суверенитет и суверенные права приарктических государств в районе Арктики.

Тогда же Россия объявила, что внесет 10 млн долларов с 2011 по 2013 год в первый коллективный фонд Арктического совета, создаваемый для ликвидации экологических горячих точек в Заполярье.

В России непосредственными кураторами программ Арктического совета выступают профильные федеральные ведомства, в первую очередь Минэкономразвития России, Министерство природных ресурсов России, МЧС России и Росгидромет, на которые возложена функция головных ведомств по участию Российской Федерации в деятельности конкретных рабочих групп Арктического совета и его программ.


ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая в Фэрбанксе (Аляска, США) состоится 10-я сессия Арктического совета, межправительственной организации арктических государств. В настоящее время Совет - основная дискуссионная платформа для международного взаимодействия в регионе. В повестке дня сессии подведение итогов двухлетнего председательства США и передача руководства Финляндии. Также ожидается подписание соглашения, касающегося научного сотрудничества в Арктике.

Создание

История организации началась в 1989 г., когда представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) по инициативе финского правительства встретились в г. Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.

Ледяной консилиум: что мы знаем о роли России в Арктическом совете

По мере развития сотрудничества между этими государствами возникла необходимость создания собственной организации. Официально Арктический совет (АС; Arctic Сouncil) был учрежден на основе декларации, подписанной в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 г.

Членство

В АС, помимо восьми арктических стран-членов, обладающих правом принятия решений, входят так называемые постоянные участники. Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений совета.

Кроме того, Арктический совет предоставляет статус наблюдателя неарктическим государствам, межправительственным и межпарламентским организациям, а также неправительственным организациям. Наблюдатели участвуют в деятельности совета на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Сейчас статус наблюдателя имеют 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония), девять межправительственных организаций (Программа ООН по окружающей среде, Совет министров Северных стран, Международный союз охраны природы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Европейская экономическая комиссия ООН и Программа развития ООН) и 11 неправительственных организаций (среди них Консультативный комитет по защите морей, Ассоциация оленеводов мира, Международный арктический научный комитет). Статус наблюдателя стремятся получить Евросоюз и еще 16 организаций и стран.

Руководство и структуры в рамках АС

Основным мероприятием в рамках АС является заседание (сессия) на министерском уровне (страны-участницы чаще всего представлены главами МИД), которое проводится раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся деятельности организации, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013-2015 гг. председательствовала Канада, в 2015-2017 гг. - США, в 2017-2019 гг. полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004-2006 гг.

Замороженные границы: как страны делят Арктику

Текущими вопросами и подготовкой сессий занимается Комитет старших должностных лиц (представители государств- членов в АС, обычно это сотрудники МИД), который проводит заседания раз в полгода.

Постоянный секретариат находится в Тромсё (Норвегия; до 2013 г. он располагался в стране, осуществляющей председательство).

В 2014 г. при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют "Совкомфлот", "Роснефть" и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 г. его секретариат расположен в Тромсё (Норвегия).

В октябре 2015 г. в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Деятельность

Арктический совет ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по следующим направлениям:

  • устранение загрязнения в Арктике;
  • мониторинг арктической среды;
  • сохранение арктической флоры и фауны;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • защита арктической морской среды;
  • устойчивое развитие.

Арктический совет также уделяет внимание программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона. Вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

В настоящее время под эгидой Арктического совета реализуются проекты в таких областях, как экология, экономика, культура, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных ситуаций, защита интересов коренных народов Севера. Финансируют их сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды.

Финансирование

В 2014 г. начал действовать "Инструмент поддержки проектов Арктического совета" (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Средства предоставляются членами и наблюдателями АС и другими заинтересованными сторонами. Распорядителем средств является Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО).

История освоения российской Арктики. Досье

В настоящее время ИПП располагает €15,9 млн, предоставленных Исландией, Норвегией, Россией (€10 млн; самый крупный взнос среди всех участников), США, Финляндией, Швецией, НЕФКО, а также саамскими парламентами (выборные органы саамов в странах их проживания). Финансы могут предоставлять и другие государства и организации.

Планируется, что до 2019 г. 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности.

В 2014-2016 гг. в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. Один из последних нацелен на противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрен в октябре 2016 г.). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как "Валдай" и "Тундра"(в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи, поступающих в атмосферу вследствие работы электростанций, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

Документы

В апреле 2015 г. на министерской встрече в Икалуите (Канада) был принят рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2016 г. на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель - продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

The Ottawa Declaration defines these states as Members of the Arctic Council. The eight States have territories within the Arctic and thus carry the role of stewards of the region. Their national jurisdictions and international law govern the lands surrounding the Arctic Ocean and its waters.

The Northern regions of the Arctic States are home to more than four million people, whose health and well-being is on the top of the Arctic Council’s agenda.

Six Permanent Participants

The category of Permanent Participants is a unique feature of the Arctic Council. Six organizations representing Arctic Indigenous Peoples have status as Permanent Participants. This category was created to provide a means for active participation of the Arctic Indigenous Peoples within the Council.

The Permanent Participants have full consultation rights in connection with the Council’s negotiations and decisions, and make valuable contributions to its activities in all areas. Their participation in the Council’s projects and initiatives is facilitated by the Indigenous Peoples’ Secretariat.

Постоянные участники

Постоянными участниками являются организации, представляющие Коренные народы Арктики в Совете. Они поддерживаются Секретариатом коренных народов.

AIA logo

AAC logo

Арктический совет атабасков (AAC) - организация, созданная на основании международного договора с целью международной защиты прав и интересов американских и канадских членов правительств коренных народов в Арктическом совете, в который входят восемь стран, и в иных международных форумах.

GCI logo

Gwich'in Council International (GCI) represents the Gwich'in in Canada and USA.

ICC logo

Инуитский приполярный совет (ICC) - международная организация коренных народов, представляющая около 180 000 инуитов из Аляски, Канады, Гренландии и Чукотки. ICC была основана в 1977 году покойным Эбеном Хопсоном, старшим из Утгиаквика, Аляска.

RAIPON logo

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ) была основана в 1990 г.

Saami Council logo

Союз Саамов - это общественная (неправительственная) саамская организация, в которую входят членские организации в Финляндии, России, Норвегии и Швеции.

Рабочие группы

Работа Совета главным образом осуществляется в рамках шести рабочих групп.


ACAP’s mission is to contribute to the efforts to reduce environmental risks and prevent pollution of the Arctic environment. ACAP acts as a strengthening and supporting mechanism of the Arctic Council, encouraging national actions to reduce emissions and releases of pollutants and to reduce environmental, human health and socio-economic risks.


The mission of the Arctic Monitoring and Assessment Programme Working Group (AMAP) is to monitor and assess pollution and climate change issues in the Arctic. AMAP produces independent, science-based and peer-reviewed assessments of the status of pollution and climate change in the Arctic in order to provide the basis for sound policy- and decision-making.


CAFF is the biodiversity working group of the Arctic Council and consists of National Representatives assigned by each of the eight Arctic Council Member States, representatives of Indigenous Peoples' organizations that are Permanent Participants to the Council, and Arctic Council observer countries and organizations. The CAFF Working Group operates by the Arctic Council Rules of Procedures.

The Emergency Prevention, Preparedness and Response (EPPR) Working Group is mandated to contribute to the prevention, preparedness and response to environmental and other emergencies, accidents and search and rescue (SAR). While not an operational response organization, EPPR conducts projects to address gaps, prepare strategies, share information, collect data, and collaborate with relevant partners on capabilities and research needs that exist in the Arctic.

PAME

Рабочая группа по защите морской среды Арктики (ПАМЕ) является координационным центром деятельности Арктического совета, связанной с защитой и устойчивым использованием морской среды Арктики.

sdwgsecretariat

Деятельность Рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG/СДВГ) cфокусирована на человеческом измерении Арктики и направлена на сохранение и улучшение экологических, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий жизни коренных народов Арктики и арктических общин.

Наблюдатели

Статус Наблюдателя в Арктическом совете открыт для неарктических государств, а также межправительственных, межпарламентских, глобальных, региональных и неправительственных организаций, которые, по мнению Совета, могут внести вклад в его работу.

13 неарктических государств были утверждены в качестве наблюдателей в Арктическом совете.

тринадцать межправительственных и межпарламентских организаций получили статус наблюдателей

Twelve Non-governmental Organizations are approved Observers in the Arctic Council.

Секретариат Арктического совета

Секретариат Арктического совета (САС) поддерживает Председателя Арктического совета. На Министерской сессии в Нууке в мае 2011 г. Министры арктических государств решили создать Постоянный Секретариат Арктического совета в центре Фрам, в Тромсе. Постоянный Секретариат начал свою работу 1 июня 2013.

Согласно Кругу Полномочий Секретариата Арктического совета САС выполняет следующие функции:

  • Административная и организационная поддержка, в том числе: оганизация и обслуживание встреч по мере необходимости; обмен докладами между Секретариатом и Арктическими государствами, Постоянными участниками, Рабочими группами и Целевыми группами, другими вспомогательными органами и Наблюдателями; Помощь председателю в составлении документов заседания, включая финальные отчеты; предоставление услуг Постоянным участникам и Рабочим группам; административные услуги по общей переписке; архивирование документов.
  • Коммуникационная составляющая включает в себя: ведение веб страницы Арктического совета, в том числе веб страниц Рабочих групп; содействие и повышение качества и доступности информации об Арктическом совете; запись, ведение и публикация, в случае необходимости, отчетов Арктического совета; содействие обмену информацией между арктическими государствами, Постоянными участниками и Наблюдателями; и, по просьбе СДЛ и Постоянных участников, под непосредственным руководством Председателя разрабатывать стратегические информационно-коммуникационные материалы в поддержку Арктического совета.

Каковы достижения Совета?

Арктический совет – посредством своих рабочих групп – регулярно выпускает комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам. Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со списком некоторых из самых значимых результатов деятельности рабочих групп.

Совет также стал площадкой для ведения переговоров по составлению трех важных юридически обязывающих соглашений, заключенных между восемью арктическими государствами. Первое из них, Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, было подписано в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второе, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике , было подписано в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Третье, Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества, было подписано в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Кто председательствует в арктическом совете?

Председательство в Арктическом совете между арктическими государствами сменяется каждые два года. Первой страной, председательствующей в Арктическом совете, была Канада (1996–1998), за ней следуют США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Королевство Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году.

Российская Федерация председательствует с 2021 по 2023 год.

Чем он не занимается?

Арктический совет – это форум, поэтому у него нет программного бюджета. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций.

Арктический совет не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации. Это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Мандат Арктического совета, согласно Оттавской декларации, однозначно исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет – нынешнее состояние и перспективы развития

Сегодня вопросы международного сотрудничества в Арктике привлекают к себе большое внимание международной общественности. Высказываются различные сценарии развития ситуации в регионе, вплоть до вооружённой конфронтации.

Вместе с тем, уже более двадцати лет арктические государства плодотворно сотрудничают в рамках Арктического совета и в последние годы это сотрудничество только укрепляется.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус "постоянного участника" был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество "постоянных участников" может быть увеличено, но не должно превышать число государств-членов совета.Согласно учредительной Декларации, статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других (всего 26 международных и неправительственных организаций).

Статус наблюдателя предоставляется таким странам как Китай, Индия Италия, Южная Корея, Япония, ряду других государств и Европейской комиссии. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя пересматривается каждые два года.

Рабочие группы

В АС шесть тематических рабочих групп. Каждая действует на основании специального мандата и состоит из председателя, правления или руководящего комитета и секретариата. Рабочими группами осуществляются различные проекты и разрабатываются носящие необязательный характер документы (руководства, доклады, оценки и другие) по вопросам, отнесённым к их ведению мандатом.

Рабочая группа Программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme, АМАП).

Мандат АМАП заключается в том, чтобы осуществлять мониторинг и оценку состояния Арктического региона в связи с загрязнением (например, стойкими органическими загрязнителями, тяжёлыми металлами, радионуклидами, веществами, приводящими к закислению океана, нефтяными углеводородами) и проблемами изменения климата, документируя их уровни и тенденции, пути, процессы и воздействие на экосистемы и людей, а также предлагая действия по снижению сопутствующих угроз на рассмотрение правительств.

Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности, по сокращению применения бромсодержащих пламягасителей, снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, по утилизации просроченных пестицидов.

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate Pollution of the Arctic, АКАП).

АКАП призвана содействовать усилиям по снижению экологических рисков и предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике. АКАП выступает в качестве укрепляющего и поддерживающего механизма АС в целях поощрения национальных действий по сокращению выбросов и других видов проникновения загрязняющих веществ в окружающую среду и по снижению экологических, медицинских и социально-экономических рисков. АКАП в сотрудничестве с органами власти арктических государств разрабатывает пилотные проекты, которые создают потенциал и демонстрируют деятельность по сокращению выбросов загрязняющих веществ. Обмен информацией и знаниями о передовом опыте, технологиях, нормативно-правовых актах, существующий между арктическими государствами, является ключевым инструментом. АКАП способствует выполнению арктическими государствами международных договоров, касающихся вопросов загрязнения Арктики.

В рамках АКАП реализуются следующие проекты:

1. Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики

2. Снижение уровня использования бромсодержащих веществ в огнетушителях;

3. Экологически безопасное хранение запрещённых к использованию пестицидов и химикатов с истекшим сроком годности;

4. Поэтапный отказ от применения полихлорбифенилов в России;

5. Разработка стратегии обращения с опасными отходами для завершения реализации проектов, касательно устаревших пестицидов и эксплуатации полихлорбифенилов;

6. Сокращение выбросов диоксинов и фурана в окружающую среду;

7. План действий по укреплению общности коренного населения.

Рабочая группа по Программе сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna, КАФФ).

Мандат КАФФ заключается в работе над проблемой сохранения биоразнообразия Арктики и в доведении результатов своих исследований до сведения правительств и населения Арктики с целью содействия продвижению практик, обеспечивающих жизнеустойчивость биологических ресурсов Арктики.

В рамках КАФФ действуют экспертные группы по сохранению флоры (CAFF Flora Group), сохранению циркумполярных морских видов птиц (Circumpolar Seabird Group), по сети циркумполярных охраняемых районов (Circumpolar Protected Areas Network); реализуется программа циркумполярного мониторинга биологического разнообразия (Circumpolar Biodiversity Monitoring Program).

Рабочая группа по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group, СДВГ).

Мандат СДВГ заключается в предложении и утверждении мер, которые могут быть предприняты арктическими государствами для содействия устойчивому развитию в Арктике. Это включает в себя реализацию возможностей по защите и содействию развитию окружающей среды и экономики, культуры и здоровья коренных народов и арктических сообществ. СДВГ фокусируется на инициативах, которые предоставляют практические знания и способствуют наращиванию потенциала коренных народов и арктических общин с учётом местных, региональных и глобальных вызовов и возможностей.

Группой осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т.ч. телемедицины и профилактики инфекционных заболеваний. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике. Акцент также делался на развитии оленеводства и арктического туризма. В плане укрепления транспортной инфраструктуры было налажено сотрудничество в сфере полярной авиации. Завершена реализация проектов, касающихся оценки влияния климатических изменений на экономику Севера, обеспечения здорового будущего детей и юношества в Арктике, равноправия женщин, управления ресурсами в сельских районах Севера. В качестве задела на будущее условлено о развитии энергетического измерения в работе Совета, нацеленного на сотрудничество в области устойчивой нефтегазодобычи.

Рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (Emergency Prevention, Preparedness and Response, ЕПРР).

ЕППР призвана содействовать предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации и другие происшествия, а также поиску и спасанию в Арктике. В то время как ЕППР не является оперативной группой реагирования, её члены осуществляют проекты для устранения пробелов, подготовки стратегий, обмена информацией, сбора данных и сотрудничества с соответствующими партнёрами в отношении возможностей и исследовательских потребностей.

Проекты и мероприятия рабочей группы включают разработку методологических принципов и методов оценки рисков, координацию учений по реагированию, подготовку кадров, а также обмен информацией о передовых практиках в отношении предотвращения, обеспечения готовности и реагирования на происшествия и угрозы от непреднамеренных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов, а также на последствия стихийных бедствий.

На ЕППР возложена ответственность за разработку и обновление Практического руководства для реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г., сторонами которого являются все арктические государства. ЕППР также поддерживает реализацию Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г., рассматривая соответствующие уроки, извлечённые из учений по поиску и спасанию в Арктике и реальных инцидентов.

Рабочая группа по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment, ПАМЕ).

Мандат ПАМЕ заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики.

В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности.

В ПАМЕ в настоящее время действуют несколько временных целевых групп:

- Целевая группа по морскому сотрудничеству была учреждена в 2015 г. во время американского председательства в АС. Изначально США активно продвигали в рамках целевой группы по морскому сотрудничеству инициативу по учреждению регионального наднационального механизма управления арктическими морями, однако эта идея не была поддержана другими государствами-членами АС. На министерской сессии АС в Фэрбанксе в мае 2017 г. был принят новый мандат данной целевой группы, предусматривающий выработку предложений по определению полномочий и задач нового органа АС по указанной тематике, которые затем будут представлены на рассмотрение министерской сессии в 2019 г. В случае принятия министрами решения о создании такого нового органа, он будет сформирован, как ожидается, на основе юридически не обязывающего акта и решения данного органа будут приниматься на основе консенсуса (как и в целом в АС). При этом по инициативе российской стороны было зафиксировано, что одним из основных принципов деятельности такого органа будет уважение суверенитета и суверенных прав прибрежных арктических государств в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., в частности, в отношении континентального шельфа.

- Целевая группа по чёрному углероду (саже) и метану, в рамках которой осуществляется подготовка докладов о деятельности арктических государств по сокращению выбросов этих загрязнителей. В 2015 г. Россия одной из первых представила в эту группу соответствующий национальный доклад по этой тематике.

Основные направления деятельности АС и результаты работы

За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь – в области охраны окружающей среды Арктики.

В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. В 2016 году в состав Секретариата АС вошёл Секретариат коренных народов, который был расположен в Копенгагене и обслуживал интересы постоянных участников АС.

Важно отметить, что за время своей работы рабочими группами АС подготовлен целый ряд докладов по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенденции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разливов иных опасных и токсичных веществ в полярных водах. Разработан ряд носящих необязательный характер руководств, в том числе Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа; Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики; Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах; Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах.

Одним из наиболее важных достижений Арктического совета за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 году арктическими государствами первого в истории панарктического соглашения – о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Панарктическое Соглашение). Успешный опыт разработки и принятия данного соглашения высоко оценен государствами-участниками АС, и в 2011 году арктическими государствами принято решение о создании в рамках Арктического совета Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике. Работа группы привела к подписанию в 2013 году Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

Следующий международный договор, разработанный в АС, был подписан в 2017 году – Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества.

В 2015 году учреждён Арктический форум береговых охран.

Россия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Связано это, в первую очередь, с такими объективными преимуществами, как протяжённость береговой линии, площадь территории страны за полярным кругом, объём запасов полезных ископаемых и масштабы их разработки (более 70% всех нефтегазовых ресурсов в России добывается в Арктике), а также с крупнейшим ледокольным флотом. Вместе с тем, обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС. Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также продолжить выходить с собственными инициативами.

В связи с двадцатилетием Арктического совета в сентябре 2016 года по инициативе российской стороны было принято специальное заявление министров иностранных дел арктических государств, в котором подтверждено намерение содействовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в Арктике.

За более чем двадцать лет своего существования Арктический совет стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.

Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет Арктическому совету принимать обязательные решения. Придание АС такого статуса могло бы вывести АС на качественно-новый международный уровень, однако к практической реализации данного вопроса в настоящее время готовы не все арктические государства. В то же время увеличение количества реализуемых проектов, их масштаб, объективно требуют укрепления АС, его организационной структуры, системы финансирования, и такая работа в настоящее время ведётся. Основные направления этой работы – развитие институциональной структуры, расширение объёма и глубины реализуемых проектов, поступательное придание решениям АС обязательной силы.

В 2011 г. арктические государства обозначили свой подход в отношении участия нерегиональных государств, который заключается в том, что все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а нерегиональные государства могут рассчитывать на статус наблюдателей и кандидатов в наблюдатели, уважая и соблюдая суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике.

Выступление Сергея Лаврова на встрече министров иностранных дел в Арктическом совете

Авторы: Паничкин Иван Витальевич, преподаватель МИЭП МГИМО, Давыдова Валентина Сергеевна, эксперт Минэнерго России.

Читайте также: