Совершенствование техники передачи мяча в паре баскетбол сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Большой популярностью среди обучающихся общеобразовательных учреждений пользуется баскетбол. Передача мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.

На протяжении ряда лет, работая с обучающимися на начальном этапе в 5–6 классах, я выявила ряд проблем при освоении технических приемов в баскетболе, в частности в обучении передач мяча. Для решения этих проблем в обучении я подобрала комплекс упражнений, который помогает мне решать и добиваться поставленных целей. По моим наблюдениям, обучающиеся больше всего испытывают затруднения в технике передачи мяча. Ниже предлагаются упражнения для обучения и совершенствования техники передачи мяча в баскетболе, с помощью которых помогают решать эти затруднения.

ПЕРЕДАЧИ МЯЧА НА МЕСТЕ

В исходном положении: излишне закрепощены конечности; игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела; опущена (отклонена) голова или отведен взгляд; мяч удерживается кончиками пальцев или ладонями.

Типичные ошибки: В исходном положении:

  • излишне закрепощены конечности;
  • игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела;
  • опущена (отклонена) голова или отведен взгляд;
  • мяч удерживается кончиками пальцев или ладонями.

Обучающие действия: Объяснение и показ. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и.п. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену. Передача мяча изучаемым способом в цель - заранее поставленные руки партнера. То же, но с шагом сзади стоящей, но не опорной ногой. Передачи мяча в парах с шагом, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° - ловля мяча от партнера и т.д.). Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач. Чередование изученных способов передач мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или партнера. Передачи мяча на месте в различных построениях: во встречных колоннах, в шеренгах, треугольнике, квадрате, круге и т.п. - с последующим передвижением вслед за мячом. То же, но с последующим передвижением в сторону от направления выполненной передачи (например, при построении в треугольнике: передача в одну его вершину, передвижение в другую). Передача мяча с места движущемуся партнеру: на ориентир (разметка площадки, поднятая рука и т.п.) или по его звуковому сигналу. То же, но произвольно меняя момент передачи мяча.

ПЕРЕДАЧИ МЯЧА

Обучающие действия: Эффективны для этой цели упражнения с набивными мячами. Они развивают мышцы рук и плечевого пояса, способствуют развитию ловкости, гибкости.

Упражнения с набивными мячами выполняют в группах, парах и индивидуально. Вот некоторые из них:

Развивают силу рук упражнения на тренажёрах, с гантелями, штангой, сгибание и разгибание рук в упоре, потягивания на перекладине. Для укрепления кистей рук эффективны упражнения с теннисными мячами (сжимание-разжимание) и утяжеление кистей специальными манжетами.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ

Применяется для доставки мяча партнеру, находящемуся на расстоянии до 6-8 метров. Выполняется передача из основной стойки, когда мяч удерживается двумя руками у груди, локти свободно опущены, пальцы широко расставлены — большие сзади, направлены друг к другу под углом 90-120°, остальные вверх-вперед. Замах начинается небольшим круговым движением рук вниз (при этом пальцы смотрят вперед, а ноги сгибаются) на себя — вверх, до исходного положения перед грудью (ноги при этом начинают выпрямляться), после чего руки быстро разгибаются вперед (пальцы смотрят вверх). Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Завершается передача активным движением кистей. Мячу придается обратное вращение.

После выпуска мяча руки выпрямлены и находятся параллельно друг другу, направлены в сторону передачи, а кисти опущены вниз. Затем вес тела переносится на обе ноги равномерно, руки сгибаются к груди. Принимается положение основной стойки.

Обучение данной передачи проводится сначала на месте, затем со всевозможными перестроениями. Можно проводить эти упражнения и в форме подвижных игр, но обращая внимание на технику выполнения передач и исключая пробежки. Игрок должен получить мяч стоя на месте, передать его и потом перебежать на другое место.

Типичные ошибки:

  • движения верхних и нижних конечностей не согласованы;
  • при замахе локти широко расставлены в стороны;
  • чрезмерная амплитуда замаха;
  • отсутствие хлеста кисти;
  • потеря равновесия;
  • при замахе туловище наклоняется назад.

Обучающие действия:

Обучение передаче двумя руками от груди желательно начинать с финального движения руками. В исходном положении, когда руки полусогнуты и направлены вперед, локти опущены вниз - в стороны, большие пальцы смотрят друг на друга под углом 90-120°, а остальные направлены вверх, выполняется резкое выпрямление рук и захлестывающее движение кистей. Мяч посылается на грудь партнеру, расположенному в 2-3 метрах. Освоив данное движение, желательно подключать работу ног.

Следующим может быть упражнение из исходного положения, когда мяч находится внизу, руки полусогнуты, пальцы смотрят вперед. Одновременно с выпрямлением ног мяч выносится в исходное положение предыдущего упражнения, и выполняются те же движения.

Освоив эти упражнения, можно начинать выполнять передачу из исходного положения основной стойки. В данной методике наибольшее внимание уделяется финальному движению рук.

В зависимости от количества мячей выбирается форма построения занимающихся. Желательно иметь один мяч на двоих, игроки располагаются в двух шеренгах. Если нет такой возможности, то можно выполнять упражнение в тройках (треугольник), четверках (квадрат). Лучше если на начальном этапе обучения занимающиеся выполнят эти упражнения, стоя на месте, без перестроений.

После овладения занимающимися структурой движения на месте необходимо перейти к обучению данной передаче с шагом вперед. Обучающийся из положения основной стойки начинает движение замаха. В момент, когда мяч из нижнего положения начинает подниматься, вес тела переносится вперед и производится шаг. Сзади стоящая нога выпрямляется вперед-вверх. Туловище несколько наклоняется вперед, руки выпрямляются, и выполняется передача. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой поля.

ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ

Передача одной рукой от плеча стоя на месте – руки я мячом отводят к правому плечу так, чтобы локти не поднимались и одновременно игрок слегка поворачивается в сторону замаха. Затем левая рука отводится от мяча, правая же сразу выпрямляется, туловище поворачивается вслед за ней, масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Мяч выпускается движением руки и кисти. После вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы сопровождает его, затем игрок возвращается в исходное положение – стойку баскетболиста.

Типичные ошибки:

ПЕРЕДАЧА С ОТСКОКОМ ОТ ПОЛА

Это наиболее эффективный способ передачи мяча центровому, когда его плотно опекают. Используют её в заключительной фазе быстрого прорыва при обыгрывании защитника либо когда надо дать короткую обратную передачу игроку, выходящему к щиту.

Передача похожа на пас двумя руками от груди. Мяч ударяется о пол в точке, находящейся на 2/3 дистанции от передающего до принимающего, и должен отскочить к нему на удобной для ловли высоте, лучше всего на уровне пояса. При передачах на короткие расстояния вращение мячу придавать не надо. А вот при расстоянии более 5 м. Вращение повышает скорость полёта мяча. Техника вращения: ладони сдвинуты выше по мячу, заключительное движение кистей резкое, руки как бы сопровождают мяч ладонями вниз.

ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА

Передача одной рукой от плеча является наиболее распространенным способом передачи мяча на любое расстояние с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом. При активном сопротивлении защитника значительно легче передать мяч одной рукой, чем двумя. Для выполнения ее игрок, поддерживая мяч левой рукой, переводит его на правую руку (при передаче справа) к правому плечу, одновременно поворачивая в ту же сторону туловище и сгибая ноги. Затем опускает левую рук и, выпрямляя правую, захлестывающим движением кисти направляет мяч к пели. Ноги при этом разгибает, туловище поворачивает, помогая выполнению передачи. Если мяч нужно передать па дальнее расстояние, то руку с мячом при замахе отводят над плечом дальше назад, а стоящую сзади ногу резким движением выносят вперед.

Типичные ошибки:

  • не полностью выпрямляют руку;
  • отсутствует захлест кистью;
  • стопы ног стоят параллельно или одноименная нога впереди — часто путают с исходным положением для броска одной от плеча;
  • несогласованность движений, особенно на дальние расстояния.

Обучающие действия:

Обучение передаче желательно начинать, как и передаче двумя руками от груди, с заключительного движения кистью из исходного положения полусогнутой руки. Левая рука при этом придерживает мяч. В следующих упражнениях, в зависимости от усвоения материала, присоединяются предыдущие в передаче движения. Так постепенно переходят к целостному выполнению передачи. Формы построения занимающихся — как и при обучении передаче двумя руками от груди.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВИЖЕНИИ — ДВОЙНОЙ ШАГ

Обучение передачам мяча в движении (двойному шагу) необходимо начинать как можно раньше. Занимающиеся должны владеть передачами с шагом вперед и ловлей мяча в движении с остановкой двумя шагами.

Типичные ошибки:

Обучающие действия:

ВСТРЕЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В ДВИЖЕНИИ:

Встречная передача мяча в движении в игре используется в процессе взаимодействия нападающих при развитии и завершении атаки. Она может выполняться одной или двумя руками от груди, от плеча, от головы (сверху) или снизу.

Типичные ошибки:

  • Несвоевременный выход на мяч. Остановка перед ловлей мяча или замедление скорости движения в момент встречи с мячом.
  • Отсутствие удлиненного шага при ловле мяча.

При ловле мяча: встреча мяча согнутыми руками у туловища или наблюдается попытка обхвата мяча ладонями;

Обучающие действия:

  • Объяснение и показ. Выполнение изучаемого способа передачи мяча в движении неподвижно стоящему игроку после двухшажного разбега с места, снимая мяч с кисти руки партнера, вытянутой в сторону;
  • То же, но снимая мяч после передвижения ходьбой, а затем бегом.
  • То же, но партнер при приближении игрока, выполняющего прием, слегка подбрасывают мяч вертикально вверх.
  • Выполнение ловли-передачи в движении, направляя мяч неподвижно стоящему партнеру: мяч набрасывается набегающему игроку в заранее указанную точку площадки, обозначенную линией разметки, набивным мячом и т.п.
  • То же, но после встречной передачи партнера с отскоком от пола, выполненной с места по звуковому сигналу набегающего игрока.
  • То же, но после встречной передачи партнера по навесной, а затем по прямой траектории.
  • Выполнение изучаемого приема в целом при движении занимающихся из встречных колонн: передачи с отскоком от пола при встречном перемещении игроков; передачи по прямой траектории при встречном перемещении игроков. То же, но постоянно варьируя скоростями встречных перемещений.

Применяя эти упражнения на протяжении ряда лет, я могу отметить, что эти упражнения помогают улучшить точность передач, которые можно отследить при сдаче контрольных норматив (передачи мяча в парах, тройках на время), а также и результативность передач во время игры. Надеюсь, что мой опыт поможет решить подобные проблемы у моих коллег.

Передача мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.

ВложениеРазмер
Передача мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, Умение правильно и точно передать мяч - ос 30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и совершенствование техники передачи мяча в баскетболе

МОУ СОШ с УИОП №16

Большой популярностью среди обучающихся общеобразовательных учреждений пользуется баскетбол.Передача мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.

На протяжении ряда лет, работая с обучающимися на начальном этапе в 5 – 6 классах, я выявила ряд проблем при освоении технических приемов в баскетболе, в частности в обучении передач мяча. Для решения этих проблем в обучении я подобрала комплекс упражнений, который помогает мне решать и добиваться поставленных целей. По моим наблюдениям, обучающиеся больше всего испытывают затруднения в технике передачи мяча. Ниже предлагаются упражнения для обучения и совершенствования техники передачи мяча в баскетболе с помощью которые помогают эти затруднения.

В исходном положении: излишне закрепощены конечности; игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела; опущена (отклонена) голова или отведен взгляд; мяч удерживается кончиками пальцев или ладонями.

Типичные ошибки: В исходном положении: излишне закрепощены конечности; игрок располагается на прямых ногах или нерационально распределяет массу тела; опущена (отклонена) голова или отведен взгляд; мяч удерживается кончиками пальцев или ладонями

Обучающие действия: Объяснение и показ. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям с зеркальным возвращением в и. п. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого. Индивидуальное выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену. Передача мяча изучаемым способом в цель - заранее поставленные руки партнера. То же, но с шагом сзади стоящей, но не опорной ногой. Передачи мяча в парах с шагом, изменяя дистанцию и траекторию полета мяча. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° - ловля мяча от партнера и т.д.). Передачи мяча изучаемым способом в парах в различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п. То же, но изменяя и. п. после выполнения каждой передачи или серии передач. Чередование изученных способов передач мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или партнера. Передачи мяча на месте в различных построениях: во встречных колоннах, в шеренгах, треугольнике, квадрате, круге и т.п. - с последующим передвижением вслед за мячом. То же, но с последующим передвижением в сторону от направления выполненной передачи (например, при построении в треугольнике: передача в одну его вершину, передвижение в другую). Передача мяча с места движущемуся партнеру: на ориентир (разметка площадки, поднятая рука и т.п.) или по его звуковому сигналу. То же, но произвольно меняя момент передачи мяча.

Обучающие действия: Эффективны для этой цели упражнения с набивными мячами. Они развивают мышцы рук и плечевого пояса, способствуют развитию ловкости, гибкости.

Упражнения с набивными мячами выполняют в группах, парах и индивидуально. Вот некоторые из них:

Развивают силу рук упражнения на тренажёрах, с гантелями, штангой, сгибание и разгибание рук в упоре, потягивания на перекладине. Для укрепления кистей рук эффективны упражнения с теннисными мячами (сжимание-разжимание) и утяжеление кистей специальными манжетами.

Применяется для доставки мяча партнеру, находящемуся на расстоянии до 6-8 метров. Выполняется передача из основной стойки, когда мяч удерживается двумя руками у груди, локти свободно опущены, пальцы широко расставлены — большие сзади, направлены друг к другу под углом 90-120°, остальные вверх-вперед. Замах начинается небольшим круговым движением рук вниз (при этом пальцы смотрят вперед, а ноги сгибаются) на себя — вверх, до исходного положения перед грудью (ноги при этом начинают выпрямляться), после чего руки быстро разгибаются вперед (пальцы смотрят вверх). Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Завершается передача активным движением кистей. Мячу придается обратное вращение.

После выпуска мяча руки выпрямлены и находятся параллельно друг другу, направлены в сторону передачи, а кисти опущены вниз. Затем вес тела переносится на обе ноги равномерно, руки сгибаются к груди. Принимается положение основной стойки.

Обучение данной передачи проводится сначала на месте, затем со всевозможными перестроениями. Можно проводить эти упражнения и в форме подвижных игр, но обращая внимание на технику выполнения передач и исключая пробежки. Игрок должен получить мяч стоя на месте, передать его и потом перебежать на другое место.

  1. движения верхних и нижних конечностей не согласованы;
  2. при замахе локти широко расставлены в стороны;
  3. чрезмерная амплитуда замаха;
  4. отсутствие хлеста кисти;
  5. потеря равновесия;
  6. при замахе туловище наклоняется назад.

Обучение передаче двумя руками от груди желательно начинать с финального движения руками. В исходном положении, когда руки полусогнуты и направлены вперед, локти опущены вниз- в стороны, большие пальцы смотрят друг на друга под углом 90-120°, а остальные направлены вверх, выполняется резкое выпрямление рук и захлестывающее движение кистей. Мяч посылается на грудь партнеру, расположенному в 2-3 метрах. Освоив данное движение, желательно подключать работу ног.

Следующим может быть упражнение из исходного положения, когда мяч находится внизу, руки полусогнуты, пальцы смотрят вперед. Одновременно с выпрямлением ног мяч выносится в исходное положение предыдущего упражнения, и выполняются те же движения.

Освоив эти упражнения, можно начинать выполнять передачу из исходного положения основной стойки. В данной методике наибольшее внимание уделяется финальному движению рук.

В зависимости от количества мячей выбирается форма построения занимающихся. Желательно иметь один мяч на двоих, игроки располагаются в двух шеренгах. Если нет такой возможности, то можно выполнять упражнение в тройках (треугольник), четверках (квадрат). Лучше если на начальном этапе обучения занимающиеся выполнят эти упражнения, стоя на месте, без перестроений.

После овладения занимающимися структурой движения на месте необходимо перейти к обучению данной передаче с шагом вперед. Обучающийся из положения основной стойки начинает движение замаха. В момент, когда мяч из нижнего положения начинает подниматься, вес тела переносится вперед и производится шаг. Сзади стоящая нога выпрямляется вперед-вверх. Туловище несколько наклоняется вперед, руки выпрямляются, и выполняется передача. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой поля.

Передача одной рукой от плеча стоя на месте – руки я мячом отводят к правому плечу так, чтобы локти не поднимались и одновременно игрок слегка поворачивается в сторону замаха. Затем левая рука отводится от мяча, правая же сразу выпрямляется, туловище поворачивается вслед за ней, масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Мяч выпускается движением руки и кисти. После вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы сопровождает его, затем игрок возвращается в исходное положение – стойку баскетболиста .

Это наиболее эффективный способ передачи мяча центровому, когда его плотно опекают. Используют её в заключительной фазе быстрого прорыва при обыгрывании защитника либо когда надо дать короткую обратную передачу игроку, выходящему к щиту.

Передача похожа на пас двумя руками от груди. Мяч ударяется о пол в точке, находящейся на 2/3 дистанции от передающего до принимающего, и должен отскочить к нему на удобной для ловли высоте, лучше всего на уровне пояса. При передачах на короткие расстояния вращение мячу придавать не надо. А вот при расстоянии более 5 м. Вращение повышает скорость полёта мяча. Техника вращения: ладони сдвинуты выше по мячу, заключительное движение кистей резкое, руки как бы сопровождают мяч ладонями вниз.

Передача одной рукой от плеча является наиболее распространенным способом передачи мяча на любое расстояние с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом. При активном сопротивлении защитника значительно легче передать мяч одной рукой, чем двумя. Для выполнения ее игрок, поддерживая мяч левой рукой, переводит его на правую руку (при передаче справа) к правому плечу, одновременно поворачивая в ту же сторону туловище и сгибая ноги. Затем опускает левую рук и, выпрямляя правую, захлестывающим движением кисти направляет мяч к пели. Ноги при этом разгибает, туловище поворачивает, помогая выполнению передачи. Если мяч нужно передать па дальнее расстояние, то руку с мячом при замахе отводят над плечом дальше назад, а стоящую сзади ногу резким движением выносят вперед.

  1. не полностью выпрямляют руку;
  2. отсутствует захлест кистью;
  3. стопы ног стоят параллельно или одноименная нога впереди — часто путают с исходным положением для броска одной от плеча;
  4. несогласованность движений, особенно на дальние расстояния.

Обучение передаче желательно начинать, как и передаче двумя руками от груди, с заключительного движения кистью из исходного положения полусогнутой руки. Левая рука при этом придерживает мяч. В следующих упражнениях, в зависимости от усвоения материала, присоединяются предыдущие в передаче движения. Так постепенно переходят к целостному выполнению передачи. Формы построения занимающихся — как и при обучении передаче двумя руками от груди.

Обучение передачам мяча в движении (двойному шагу) необходимо начинать как можно раньше. Занимающиеся должны владеть передачами с шагом вперед и ловлей мяча в движении с остановкой двумя шагами.

Встречная передача мяча в движении в игре используется в процессе взаимодействия нападающих при развитии и завершении атаки. Она может выполняться одной или двумя руками от груди, от плеча, от головы (сверху) или снизу.

Несвоевременный выход на мяч. Остановка перед ловлей мяча или замедление скорости движения в момент встречи с мячом. Отсутствие удлиненного шага при ловле мяча.

При ловле мяча: встреча мяча согнутыми руками у туловища или наблюдается попытка обхвата мяча ладонями;

  1. Объяснение и показ. Выполнение изучаемого способа передачи мяча в движении неподвижно стоящему игроку после двухшажного разбега с места, снимая мяч с кисти руки партнера, вытянутой в сторону;
  2. То же, но снимая мяч после передвижения ходьбой, а затем бегом.
  3. То же, но партнер при приближении игрока, выполняющего прием, слегка подбрасывают мяч вертикально вверх.
  4. Выполнение ловли-передачи в движении, направляя мяч неподвижно стоящему партнеру: мяч набрасывается набегающему игроку в заранее указанную точку площадки, обозначенную линией разметки, набивным мячом и т. п.
  5. То же, но после встречной передачи партнера с отскоком от пола, выполненной с места по звуковому сигналу набегающего игрока.
  6. То же, но после встречной передачи партнера по навесной, а затем по прямой траектории.
  7. Выполнение изучаемого приема в целом при движении занимающихся из встречных колонн: передачи с отскоком от пола при встречном перемещении игроков; передачи по прямой траектории при встречном перемещении игроков. То же, но постоянно варьируя скоростями встречных перемещений.

Применяя эти упражнения на протяжении ряда лет, я могу отметить, что эти упражнения помогают улучшить точность передач, которые можно отследить при сдаче контрольных норматив (передачи мяча в парах, тройках на время), а также и результативность передач во время игры. Надеюсь, что мой опыт поможет решить подобные проблемы у моих коллег.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол – командная игра, где требуется быстро доставить мяч ближнему к корзине партнеру.


передачи мяча в баскетболе

Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу.


Конспект урока по баскетболу для 6 класса. Тема.Ловля и передачи мяча в баскетболе.

Урок комбинированный.Тема урока представлена загадкой в стихотворной форме.В подготовительной части урока интересное упражнение на внимание.На протяжении урока прослеживается дифференцированный подход.


Разработка урока "Обучение ловле и передаче мяча от груди двумя руками на месте. Совершенствование ведения мяча. Учебная игра по упрощенным правилам."

Разработка урока для учащихся 5-х классов. Раздел: Баскетбол.


Обучение передачи мяча в баскетболе.

Виды передачи мяча в баскетболе.


Обучение и закрепление передачи мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой.

Урок по волейболу 5 класс.

Ловля и передача мяча в баскетболе. Ведение мяча

Презентация будет актуальна учителям и педагогам дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для обучения и совершенствования техники передачи мяча в баскетболе.

Упражнения для обучения техники ведения мяча.

3.1. Обучение технике ведения мяча в парах

3.2. Обучение ведению мяча с использованием полосы препятствий.

3.3 Обучение ведения мяча с изменением направления движения.

4. Список литературы.

Передача - язык баскетбола. Игрок, не умеющий передавать мяч так, как требует сложившаяся обстановка на площадке - глухонемой. После бросков в корзину передачи являются вторым важным приемом игры. Чтобы выполнить бросок, игрок должен овладеть мячом, а это обычно делается по средством передач. Игрок, хорошо передающий мяч, представляет ценность для любой команды, и тренеры ценят такого игрока не меньше, чем самого результативного.

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого тренера состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, только тренер может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.

Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой - снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.

1.Основы ловли и передачи мяча.

Перед тем, как передать мяч, игрок должен поймать его. Азбука ловли мяча:

1.Смотреть на мяч, пока он не будет зафиксирован в двух руках.

2.Принимать мяч на кончики пальцев.

3.Держать мяч пальцами.

4.При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.

5.Движением рук и кистей смягчать прием мяча.

6.Всегда двигаться навстречу передаче, за исключением некоторых случаев при осуществлении быстрого прорыва.

7.Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как только игрок овладеет им.

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

Ведение различают по основным способам:

• высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160°).

• низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120").

При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами:

ударом перед собой,

ударом за спиной или между ногами,

2. Упражнения для совершенствования технике передачи мяча в баскетболе.

Передачи мяча. Это самый эффективный способ продвинуть мяч к корзине противника. Передавать мяч можно двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками над головой, одной рукой снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например, передача за спиной, но они требуют опыта. Во всяком случае, следует избегать сложных видов передач, пока в совершенстве не были освоены основные.

Сначала передачи выполняются медленно, стоя на месте. Затем они тренируются в движении, посылая мяч в неподвижную цель. И наконец, переходят к передачам в движении движущемуся партнеру.

Чтобы поймать мяч, руки к нему вытягиваются с расставленными пальцами и, как только мяч коснется пальцев, согни руки, притягивая мяч к груди.

Тренируясь в передачах, необходимо помнить о следующем:

Передачи должны выполняться быстро и точно в цель.

Делать передачу необходимо на уровне груди партнера.

Необходимо маскировать передачу, глядя в сторону от партнера и следя за ним периферическим зрением. Противнику труднее перехватить такую передачу.

Мяч ловится и передается пальцами.

В большинстве случаев при передачах мячу необходимо придавать легкое обратное вращение. Это способствует правильной траектории полета мяча.

После выпуска мяча пальцы должны быть направлены на партнера. Это способствует точности передач.

Баскетбол – командная игра, где требуется быстро доставить мяч ближнему к корзине партнеру. Лучше всего сделать это с помощью хорошей передачи. Хороший распасовщик исключительно полезен команде. Совершенствовать навыки передач нужно постоянно.

Ниже предлагаются для внимания упражнения для обучения и совершенствования техники и передачи мяча в баскетболе:

Движение игрока без мяча

Передача мяча на месте.

Передача мяча в колонне:

а) со сменой мест.

б) без смены мест

Передачи в стену. Первый партнер делает передачу мяча в стену. Второй – ловит отскакивающий от стены мяч.

Передачи мяча по кругу.

Передачи мяча в шеренге

а) со сменой мест

б) без смены мест.

Передача двумя мячами поочередно.

Передачи мяча делаются центральному.

Передачи с отскоком об пол одним мячом.

Средний игрок выполняет прыжки

с поворотом на 180˚

передачи мяча в колоннах.

Выполняется двумя мячами по типу

9) Передача мяча в движении.

Выполняется в двух

колоннах на расстоянии

10-15 метров, двумя мячами.

Передачи по кругу. Выполняются 2-3 мячами. Со сменой направления движения.

а) приставным шагом

б) обычным шагом

3)Передачи мяча в тройках. Одним мячом. Упражнение завершается броском по кольцу.

а) участвуют две команды. Упражнение выполняется одним мячом.

б) участвуют две команды. У каждой команды по мячу. Выигрывает команда, которая быстрее выведет из игры всех игроков противоположной команды.

5)Передача в движении. Игрок

передает мяч ближнему игроку №1,

бежит по прямой ему возвращают

мяч, он передает мяч игроку №2,

продолжает движение, ему

возвращают мяч. Выполняет ведение

6) Игроки в парах выполняют

передачу одновременно по

прямой, а бегут и получают мяч

Водящий, касающийся мяча,лвстает на место игрока, который передавал этот мяч.

Ближнему игроку мяч передавать запрещается.

9) Сидя по кругу, игроки

Делают передачи влево-вправо

Игроки двух команд располагаются

по кругу через одного. Нужно

догнать и обогнать мяч противоположной команды.

Учебная группа разбивается на команды.

Капитан стоит на расстоянии 2-3 м от своей команды,

выстроившейся в колонну. Капитан стоит лицом к своей команде.

Капитан передает мяч 1-ому стоящему в колонне, тот ловит его и передает обратно, а сам садится. Так, капитан делает передачи каждому в своей команде. Поледний в колонне ловит мяч и бежит с ним на место капитана, а капитан становится первым в своей команде. И так до тех пор, пока капитан не встанет на свое место.

Передачи на месте в парах, в стену (каждый с мячом).

а) с высоким подниманием бедра;

б) с захлестыванием голени;

в) с прыжками в высоту и в сторону;

г) с поворотами на 360˚;

д) с приседаниями;

ж) лежа на животе;

з) двумя мячами в сену.

Передачи мяча в движении в парах.

а) приставным шагом;

б) лицом к кольцу;

в) с перехватом мяча;

г) с перехватом мяча с двух сторон;

3.Упражнения для обучения техники ведения мяча

Общая характеристика обучения техники ведения мяча.

Непосредственное обучение ведению мяча.

Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча в движении:

Игры для совершенствования ведения мяча

А) пятнашки с ведением мяча;

Примерные этапы полосы препятствий

Оценивание полосы препятствий

Обучение ведению мяча при приближении с соперником.

Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся на молниеносное переключение от одних действий к другим. Ошибки исправлять индивидуально.

Акцентировать внимание на отличиях в и.п. при ведении мяча правой и левой рукой. Исключать преждевременного (до выпуска мяча) отрыва опорной ноги от пола. В каждом задании чередовать ведение правой и левой рукой. В случае исключения отдельных деталей техники (например, ведение мяча перед ногами) у нескольких учеников исправление ошибок производить групповым методом, используя ранее изученные подводящие упражнения (блок упражнений в ведении на месте)

Контролировать и.п. перед началом ведения, правильность начала движения и техники ведения приема. За грубые ошибки начислять штрафные очки.

Победителя определяют по быстроте и точности выполнения задания. Баскетбол в 4 – 11 классах.

3.1 Обучение технике ведения мяча.

В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формирую у учащихся представление, что ведение мяча – это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновидности ведения мяча – высокое и низкое - дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.

Обучение ведению мяча начинаю с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.

Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.

Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь позже – без него. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом об пол в зависимости от характера и темпа передвижения.

Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.

Такое постепенное расширение игрового навыка я использую вот уже пять лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их более эмоциональными, повышают плотность занятий.

Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение с закрытыми глазами.

Примерные игровые задания и подвижные игры

на ведение мяча в движении.

Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с рывками и остановками по сигналу.

Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.

Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6 классах ведение выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.

Хорошо зарекомендовали себя и используемые на уроках игры для совершенствования ведения мяча.

Игрока или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге.

В а р и а н т: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч у соперника.

В а р и а н т: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.

В а р и а н т: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся с мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так и навстречу ей.


Передача - язык баскетбола. Игрок, не умеющий передавать мяч так, как требует сложившаяся обстановка на площадке - глухонемой. После бросков в корзину передачи являются вторым важным приемом игры. Чтобы выполнить бросок, игрок должен овладеть мячом, а это обычно делается по средством передач. Игрок, хорошо передающий мяч, представляет ценность для любой команды, и учителя ценят такого игрока не меньше, чем самого результативного.

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого учителя состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, только учитель может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.

Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой - снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.

  • Смотреть на мяч, пока он не будет зафиксирован в двух руках.
  • Принимать мяч на кончики пальцев.
  • Держать мяч пальцами.
  • При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.
  • Движением рук и кистей смягчать прием мяча.
  • Всегда двигаться навстречу передаче, за исключением некоторых случаев при осуществлении быстрого прорыва.
  • Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как только игрок овладеет им.

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

• низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120").

Передачи мяча. Это самый эффективный способ продвинуть мяч к корзине противника. Передавать мяч можно двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками над головой, одной рукой снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например, передача за спиной, но они требуют опыта. Во всяком случае, следует избегать сложных видов передач, пока в совершенстве не были освоены основные.

Сначала передачи выполняются медленно, стоя на месте. Затем они тренируются в движении, посылая мяч в неподвижную цель. И наконец, переходят к передачам в движении движущемуся партнеру.

Чтобы поймать мяч, руки к нему вытягиваются с расставленными пальцами и, как только мяч коснется пальцев, согни руки, притягивая мяч к груди.

Необходимо маскировать передачу, глядя в сторону от партнера и следя за ним периферическим зрением. Противнику труднее перехватить такую передачу.

В большинстве случаев при передачах мячу необходимо придавать легкое обратное вращение. Это способствует правильной траектории полета мяча.

Баскетбол – командная игра, где требуется быстро доставить мяч ближнему к корзине партнеру. Лучше всего сделать это с помощью хорошей передачи. Хороший распасовщик исключительно полезен команде. Совершенствовать навыки передач нужно постоянно.

Ниже предлагаются для внимания упражнения для обучения и совершенствования техники и передачи мяча в баскетболе:

Передачи в стену. Первый партнер делает передачу мяча в стену. Второй – ловит отскакивающий от стены мяч.

б) участвуют две команды. У каждой команды по мячу. Выигрывает команда, которая быстрее выведет из игры всех игроков противоположной команды.

Капитан передает мяч 1-ому стоящему в колонне, тот ловит его и передает обратно, а сам садится. Так, капитан делает передачи каждому в своей команде. Поледний в колонне ловит мяч и бежит с ним на место капитана, а капитан становится первым в своей команде. И так до тех пор, пока капитан не встанет на свое место.

Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся на молниеносное переключение от одних действий к другим. Ошибки исправлять индивидуально.

Акцентировать внимание на отличиях в и.п. при ведении мяча правой и левой рукой. Исключать преждевременного (до выпуска мяча) отрыва опорной ноги от пола. В каждом задании чередовать ведение правой и левой рукой. В случае исключения отдельных деталей техники (например, ведение мяча перед ногами) у нескольких учеников исправление ошибок производить групповым методом, используя ранее изученные подводящие упражнения (блок упражнений в ведении на месте)

Контролировать и.п. перед началом ведения, правильность начала движения и техники ведения приема. За грубые ошибки начислять штрафные очки.

В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формирую у учащихся представление, что ведение мяча – это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновидности ведения мяча – высокое и низкое - дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.

Обучение ведению мяча начинаю с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.

Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.

Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь позже – без него. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом об пол в зависимости от характера и темпа передвижения.

Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.

Такое постепенное расширение игрового навыка я использую вот уже пять лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их более эмоциональными, повышают плотность занятий.

Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение с закрытыми глазами.

Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с рывками и остановками по сигналу.

Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.

Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6 классах ведение выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.

Игрока или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге.

В а р и а н т: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.

Вариант: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся с мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так и навстречу ей.

Навык ведения мяча я оцениваю не при обособленном выполнении данного приема, а при прохождении учащимися полосы препятствий, приближенной к игровой обстановке. Полосу препятствий использую и для всестороннего совершенствования этого игрового действия. На полосе препятствий есть возможность моделировать всевозможные ситуации во время ведения, которые могут встретиться непосредственно в игре. Таким образом, полоса препятствий становится как бы промежуточным звеном между совершенствованием отдельно взятых приемов с ведением мяча и выполнением их в тренировочных и контрольных матчах. Полоса препятствий позволяет: объективно оценивать технику ведения; осуществлять совершенствование игровых навыков в максимально приближенной к игре деятельности; тренировать двигательную память учащихся; четко выявлять ошибки в технике ведения мяча и находить продуктивные пути их устранения.

Как правило применяю полосу препятствий начиная с 6 класса. В 4 0 5 классах включаю в занятия лишь отдельные ее элементы. Совершенствование и оценивание техники ведения идет в виде комбинированных эстафет, но не на быстроту, а на технику выполнения приемов. Из класса в класс эстафеты усложняются. Если в 7 – 8 классах оценку за ведение мяча выставляю исходя из числа совершенных ошибок, то в 9 – 10 классах кроме допущенных ошибок учитываю и время прохождения полосы препятствий. Примерное содержание и расположение отдельных элементов полосы препятствий на ведение мяча для учащихся 9 – 10 классов в спортивном зале 9 х 18 м показаны на рисунке.

I. Ловля мяча двумя руками после длинной передачи. Отсчет времени начинается, как только руки игрока коснутся мяча.

IV. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмерке между двумя низкими (50 см) стойками. Расстояние между стойками – 0,5 м.

VI. После ведения остановка прыжком и передача мяча от груди двумя руками партнеру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переворотом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляется без зрительного контроля.

VII. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 1,5 – 2 метра друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).

VIII. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и левой стороны от трех гимнастических палок, положенных на половину в одну линию (в 4 – 5 классах правой и левой рукой попеременно)

IX. Ведение мяча правой и рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).

X. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливают в момент, когда мяч оторвется от рук).

Ошибками при прохождении полосы препятствий считаются: неправильный порядок обводки стоек, падение стоек, технические ошибки при ведении мяча, неточное выполнение команд учителя.

Число этапов и порядок их прохождения можно изменять с учетом физической подготовленности учащихся. Педагог может, например, усложнить прохождение полосы препятствий, давая сигналы на низкое или высокое ведение.

Когда на уроке я применяю прохождение полосы препятствий, занятие строю следующим образом. После вводной части первые пять минут основной части все учащиеся класса совершенствуются в технике отдельных технических элементов. Затем юноши начинают работать на полосе, а девушки занимаются развитием двигательных качеств по типу круговой тренировки. Далее происходит смена мест занятий.

Обучая ведению мяча при приближении с соперником для неожиданного изменения направления движения (это помогает выиграть полшага или целый шаг у защитника и сохранить контроль над мячом при жесткой опеке), использую следующие упражнения:

ведение мяча со снижением высоты отскока и изменением темпа, когда игрок неожиданно переходит с высокого ведения на низкое, с одного темпа на другой, с обманным движением туловища;

ведение мяча с переводом – перед собой ( мяч ударом перед собой вперед); вправо или влево перед собой (с переводом с одной руки на другую); за спиной (то же, но игрок опережает мяч, выполняя удар о пол за собой); между ногами (то же, но удар мячом о пол выполняется между ногами);

ведение мяча с поворотами при передвижении спиной вперед с одновременным переводом мяча из одной руки в другую.

Перевод мяча перед собой и перевод с высокого ведения на низкое с последующими изменениями темпа мы начинаем изучать в 8 классе. В 9 классе добавляю еще два приема – перевод мяча за спиной и ведение мяча с поворотом. В 11 классе работаем над совершенствованием выполнения приемов.
Последовательность обучения данным приемам следующая: объяснение и показ приема; имитация без мяча; выполнение на месте, а затем с шага; на месте перед пассивным защитником; после ведения шагом перед пассивным защитником; после ведения бегом перед пассивным защитником; выполнение приема в контакте с активным защитником.

Оценки я выставляю за каждый отдельно выполняемый прием. Сам же процесс оценивания проходит поточным методом. В зале в свободном порядке стоят три пассивных защитника. Остальные учащиеся друг за другом последовательно обводят защитников предложенным приемом. При выполнении упражнений по ведению мяча постоянно напоминаю занимающимся о том, что голова при ведении всегда должна быть поднята, а взгляд направлен вперед. Если защитник оказался рядом, следует использовать низкий отскок мяча, удерживая локоть близко к нему и изменяя скорость и направление движения. Если же соперник далеко, следует при ведении использовать растянутый отскок мяча для быстрого передвижения. При сочетании ведения с остановками и другими приемами надо следить за сохранением равновесия и не терять контроля над мячом.

Применение на практике данной методики в работе школьной секции позволило добиться значительных результатов в подготовке игроков в баскетбол и стритбол. Это учащиеся 5-х классов занявших первые места в школьных соревнованиях, районных, зональных и продолжают работу над совершенствованием. А также призовые места учащиеся 7 – 8 классов и 9 – 11 классов на районных соревнованиях.

Читайте также: