Сообщение знаки препинания при диалоге

Обновлено: 02.07.2024

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

Да,отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши,несуществующих. (Гоголь)

4. Слова автора разрываются репликой

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Упражнение № 1

_ _ Добрый вечер _ , _ _ казал на всякой случай Маленький принц.

_ _ Добрый вечер _ , _ _ тветила змея.

_ _ На какую это планету я попал? _

_ _ На Землю, _ _ казала змея. _ В Африку _ .

_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _

_ _ Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая _ .

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.

_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_ Администратор Варьете Варенуха.

_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

Упражнение № 3

_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.

_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.

_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.

_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.

_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

Диалог — это разговор, беседа двух людей. Речь каждого участника диалога — это реплика.

  • В обыденном значении под диалогом подразумевают театральную или литературную форму, при помощи которой достигается устный или письменный обмен в процессе разговора двух и более человек.
  • В философском и научном смыслах диалог — это специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционное противопоставление диалога — монолог.

Кроме осуществления коммуникации между людьми диалог используется в литературе, кино, при передаче философских идей и обучении иностранным языкам (в качестве упражнений).

Диалог и монолог

Расстановка знаков препинания в диалоге

Расстановка знаков препинания в диалоге проста. Важно запомнить, что существенные различия бывают в двух случаях: если есть слова автора или слов автора нет. Кроме этого, есть разница при написании реплик — с новой строки или подряд.

Примечание. Если прямая речь начинается с нового абзаца, перед каждой репликой ставится тире.

-Я откажусь от вашего предложения.
-Как скажете.

Примечание. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то она заключается в кавычки.

Примечание. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В данном случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после реплики — необходимый знак препинания.

-Ты не сможешь долго это терпеть.
-Я постараюсь.

1. Если диалог без слов автора, а реплики пишутся с новых строк, то перед ними ставится тире.

  • Пример: -Ты пойдёшь к Маше в гости?
    -Да, но я немного опоздаю.

2. Если в диалоге без слов автора реплики пишутся одна за другой, то каждую из них заключают в кавычки и отделяют друг от друга тире.

3. Если в диалоге прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора должно ставиться двоеточие, а сама прямая речь заключается в кавычки.

4. Когда прямая речь сразу перед словами автора, то заключается в кавычки, после которых ставится тире.

5. Если прямая речь разрывается словами автора, то после первой части ставятся запятая и тире, то же самое ставится после слов автора. Вся фраза заключается в кавычки.

Если реплики стоят слова автора, то знаки ставятся так же, как при прямой речи.

Слова автора после реплики записываем со строчной буквы.

Кавычки при диалоге НЕ ставятся.

Пример.

- Привет! - воскликнул Сергей.

− Рад тебя видеть, - ответил Иван.

− У меня не получается решение задачи. Поможешь?

− Да, конечно! Пойдём ко мне, я объясню.

Запись диалога в строчку.

· Если реплики без слов автора, то они могут писаться не столбик, а в сточку.

Реплики в этом случае берутся в кавычки, между ними ставится тире.

Пример.

· Если есть слова автора, то перед следующей репликой нет тире.

Пример.

ПРИМЕРЫ.

- Мы бы хотели заселиться. У нас с дочерью забронирован номер.


- Анна Иванова и Наталья Иванова.


- Да, госпожа Иванова. Для Вас забронирован двухместный номер на 2 ночи, верно?

Каждая реплика пишется с новой строки и без кавычек.

Диалог можно записать в строчку, если нет слов автора.

Диалог записан в строчку, каждая реплика взята в кавычки.

При написании статьи использовалась книга:

Диалог — это прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика — это высказывание одного из лиц, участвующих в диалоге. Реплика может состоять из одного или нескольких предложений.

Знаки препинания при диалоге

В диалоге реплика каждого собеседника начинается с новой строки и заглавной (большой) буквы. После реплики одного из собеседников следует ответ другого с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире, в конце реплики ставится нужный по цели и эмоциональной окраске высказывания знак препинания.

Уж на что Трезорка детей любил, однако и на их искушения не сдавался. Подойдут к нему хозяйские дети:
– Пойдём, Трезорушка, с нами гулять!
– Не могу.
– Не смеешь?
– Не то что не смею, а права не имею.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Слова автора могут сопровождать реплику или отсутствовать, если и без них понятно, кому принадлежит прямая речь. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек):

Приехали – и не могут надивиться, отчего такой у помещика чистый воздух стал.
– А оттого это, – хвастается помещик, – что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!
– Ах, как хорошо! – хвалят помещика генералы, – стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет?
– Нисколько, – отвечает помещик.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Читайте также: