Сообщение жизнь и творчество галии кайбицкой

Обновлено: 04.07.2024

В 1932 г. окончила Татарский техникум искусств по классу вокала у Е.Ковельковой, в 1938 г. — Татарскую оперную студию при Московской консерватории у Д.Белявской.

Сценическую деятельность начала в 1921 г. драматической актрисой в Уральской татарской труппе.

В 1923–1933 гг. артистка Татарского академического театра, в 1939–1958 гг. солистка Татарского театра оперы и балета.

И.А. Гилязов (автор идеи, сценарист и ведущий). Галия Кайбицкая. 2020

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Творчество

Артистка синтетического плана, обладавшая вокальным и драматическим мастерством, выступала на татарской драматической сцене как исполнительница национального музыкально-драматического репертуара.

Обладала подвижным, лёгким, мягкого тембра голосом, яркой сценической пластикой. Исполнение отличалось лиризмом, грацией, образностью.

Выступала на концертной эстраде.

Автор воспоминаний о выдающихся деятелях татарской театрально-музыкальной культуры.

Награды

Память

В 1998 г. открыт музей Галии Кайбицкой в селе Большие Кайбицы Кайбицкого района.

Сочинения

Истәлекләр // Азат хатын. 1963. № 3;

Ситдик Айдаров // Казан утлары. 1975. № 10;

Якты йолдыз белән янәшә: истәлек. Салих Сәйдәшев тууына 75 ел // Казан утлары. 1975. № 12;

Бөек иҗатчы рухы // Казан утлары. 1986. № 5.

Литература

Народные артисты. К., 1980;

Латифуллин М. Галия Кайбицкая. К., 1957;

Тематическая подборка, посвящённая Г.Кайбицкой // Казань. 2002. №5;

Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2;

Ишморат Р. Татар халык артисткасы Галия Кайбицкая // Дусларым, остазларым. К., 1988.

Содержание статьи

Галия Кайбицкая: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Галия Кайбицкая: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Инна Кабыш: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Канчели Гия Александрович: биография, карьера, личная жизнь
  • Фарида Кудашева: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Детство и юность


В 1922 году в Казани открылся Татарский театральный техникум, куда сразу же отправились учиться несколько детей Мутыгуллы и Гиззинас, включая Галию. С 1923 года юная актриса стала выступать на сцене Татарского академического театра и заодно брать уроки вокала в Казанском музыкальном училище. Именно тогда она окончательно определилась со своим будущим, решив стать оперной певицей и отправилась в Москву, чтобы продолжить образование.

Творческий путь

Окончив консерваторию, Галия вернулась домой и с 1938 по 1958 годы выступала на сцене театра оперы и балета. Она исполнила абсолютно все партии, предназначенные для колоратурного сопрано. Став одной из самых знаменитых оперных певиц, Галия Кайбицкая прославилась еще и как исполнительница песен своего народа и произведений советских композиторов.

Во время Великой Отечественной войны Галия выступала в госпиталях, воинских частях, поддерживала солдат в самых опасных местах сражений, не боясь никаких лишений. Только в 1943 году она дала более ста концертов на передовой. Певица была ранена, получила заслуженную государственную награду. После войны певица вернулась в Татарский театр, где продолжила оперную карьеру. В 1963 году вышла на пенсию и начала писать мемуары, закончить которые так и не смогла.


Сегодня ее неизданные мемуары – экспонат в доме-музее, посвященном великой оперной певице. Он расположен в татарском селе Большие Кайбицы.

Личная жизнь и смерть

С мужем, скрипачом и дирижером, заслуженным деятелем искусств Аухадеевым Ильясом Ваккасовичем Галия познакомилась перед самой войной, когда он был главным дирижером в ее театре и директором Казанского музыкального училища. У них родилось трое детей. Супруги вырастили еще двух приемных девочек, оставшихся сиротами после войны. Муж скончался в 1968 году, а Галия ушла из жизни, окруженная любящими детьми и внуками, в 1993 году. Похоронена в Казани, где и жила в последние годы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Галия Кайбицкая Кайбицкая Галия Мотыгулла кызы (1906-1993), Татар дәүләт акад.

Галия Кайбицкая Кайбицкая Галия Мотыгулла кызы (1906-1993), Татар дәүләт академия театры артисткасы,опера һәм балет театры солисткасы, ТАССРның халык артисткасы.


Кайбицкая Галия Мутыгулловна (1906-1993), артистка Татарского государственно.

Кайбицкая Галия Мутыгулловна (1906-1993), артистка Татарского государственного академического театра, солистка театра оперы и балета, народная артистки ТАССР. Родилась 21 мая 1906 г. Ее отец Мутыгулла Тухватуллин был духовным наставником татарского поэта Габдуллы Тукая. Среди учеников знаменитого хазрата был и Габдулла Кариев – основатель татарской театральной труппы передвижников “Сайяр”. Будучи разносторонне одаренной личностью, хазрат Мутыгулла хорошо знал поэзию Востока, арабскую и русскую литературу, в совершенстве владел несколькими языками, любил музыку, высоко ценил поэзию Пушкина и Лермонтова. Он основал медресе “Мутыгия” с татарским и русским отделениями. Его супруга Гиззинас создала женское медресе. В то время семья проживала в городе Уральске. В семье Мутыгуллы-хазрата всего было пятнадцать детей. Впоследствии восемь детей умерли. Все дети Мутыгуллы Тухватуллина воспитывались в особой атмосфере, пробуждавшей в них тягу к наукам, поэзии, театру, музыке. Мать Галии вела дома занятия с девичьим хором, состоявшим из учениц медресе, и постепенно привлекла к пению своих четырех дочерей. Галия получила образование в медресе своих родителей. Старший брат Камиль сыграл большую роль в ее судьбе. Он, взявший впоследствии имя своего отца Мутыгуллы (Камиль Мутыги), как и отец, хорошо знал арабскую и русскую культуру, стремился к овладению языками. Имея прекрасный баритональный голос, Камиль как певец получает широкую известность, его зовут “татарским Шаляпиным”. В 1920 г. Камиль создает в Уральске Союз искусств рабочих (Рабис). Галия с братом Адгамом вступили в эту организацию, начали вести активную агитацию с целью привлечь в нее татарскую молодежь. Адгам становится режиссером концертов и спектаклей Рабиса. Он взял себе псевдоним – Кайбицкий. В 1923 г. Адгам, Амина и Галия отправились в Казань. Адгама приняли в труппу Первого государственного показательного драматического татарского театра. Галия и Амина стали студентками Казанского театрального техникума, находившегося на нынешней улице Рахматуллина. В начале учебы Галия знакомится с Салихом Сайдашевым. Начались индивидуальные репетиции, Салих предлагал девушке все новые и новые песни. Спектакль “Асылъяр” готовился в 1924 г. Театр выступил с премьерой постановки по произведению Файзи в саду “Эрмитаж”. Роль Ляли исполняла Галия. Зрители встретили игру актеров овациями. Драматург сам выражал искреннее восхищение игрой молодой артистки. В 1924 г. подводились творческие итоги деятельности студентов театрального техникума. Преподаватель актерского мастерства Карим Тинчурин распределял роли из различных спектаклей, и Галие досталась роль Галиябану, а на роль Халила назначили студента Хакима Салимжанова. Для музыкальных репетиций Галию и Хакима прикрепили к Сайдашеву. Старания не прошли даром, молодые люди этот экзамен сдали успешно. На следующий день Карим Тинчурин пригласил Галию прийти в театр и стать артисткой. Так восемнадцатилетняя Галия Тухватуллина официально становится актрисой театра. Кайбицкая Галия Мутыгулловна

После удачного партнерства в “Угасших звездах” Ситдик Айдаров и Галия Кайбиц.

После удачного партнерства в “Угасших звездах” Ситдик Айдаров и Галия Кайбицкая (в это время она окончательно взяла ставший уже привычным псевдоним) во многих постановках стали играть героевлюбовников. Для того чтобы Галия повысила свой творческий уровень, Карим Тинчурин предложил ей перейти из театрального техникума в музыкальное училище. Он договорился с дирекцией училища, и в декабре 1925 г. Галия начинает брать уроки на вокальном отделении. Директор училища А.А. Литвинов, руководитель татарского отделения композитор С. Габаши приняли Галию очень тепло и для занятий по вокалу прикрепили к знаменитому педагогу Е.Г. Ковельковой. Основными в репертуаре Галии Кайбицкой были роли Майсары в “Голубой шали”, Муршиды в “Казанском полотенце”, Зифабану в “Родине”, Гуляедам в “На Кандре” К. Тинчурина, а также Гульюзум в “Наемщике” Т. Гиззата и Галиябану в “Галиябану” Мирхайдара Файзи. Кайбицкая в Татарском театре работала с 1923 г. по 1933 г. За это время она получила профессиональное образование, стала певицей и драматической актрисой. Особенно ярко раскрылся ее талант в музыкально-драматических произведениях. Не удивительно, что постепенно такой рост привел Галию Кайбицкую в ряды основателей татарской оперной сцены. С 1934 г. ее жизнь и творчество связаны с татарской оперой. После долгих лет работы в драматическом театре, уже в зрелом возрасте, Галия Кайбицкая вновь отправляется учиться – в татарскую оперную студию, созданную при Московской консерватории. В первый состав студии входили Ситдик Айдаров, Галия Кайбицкая, Салих Сайдашев, Джаудат Файзи, Мунира Булатова, Сара Садыкова и др. Здесь полностью раскрывается вокальное дарование Галии. Галия Кайбицкая стала оперной звездой. За двадцать лет на сцене ей довелось исполнять во многих спектаклях главные роли в первом составе. Она первой исполнила партии в операх Назиба Жиганова: Райхана (“Качкын”), Бибисара (“Ирек”), Сусылу (“Туляк”), Сажида (“Ильдар”), Алтынчеч (“Алтынчеч”), Карлыгач (“Намус”). В годы войны театр оперы, наряду с постановкой спектаклей, давал концерты в военных госпиталях. В 1956 г. достраивается новое здание театра оперы и балета в Казани. Петь здесь Кайбицкой доставляет огромное удовольствие. На оперной сцене Галия с высоким профессионализмом исполняла роли из классического мирового репертуара: Марфы в опере Римского-Корсакова “Царская невеста”, Джильды в опере Верди “Риголетто”, Виолетты в его же опере “Травиата”. На сцене этого театра Галия Кайбицкая исполнила все основные партии, созданные для колоратурного сопрано. В 1968 г. она ушла на пенсию. Галия Кайбицкая прожила долгую и счастливую жизнь. Она была ведущей солисткой театра оперы и балета, народной артисткой Республики Татарстан, и вместе с тем многодетной матерью, вырастившей троих собственных детей и двух девочек-сирот, чьи родители погибли во время войны. Рядом с ней в течение тридцати восьми лет находился любимый человек, муж и отец детей Ильяс Аухадеев – заслуженный деятель искусств, народный артист ТАССР, выпускник Ленинградской консерватории, скрипач, дирижер. С 1941 г. по 1948 г. он был директором театра оперы и балета, затем двадцать лет руководил Казанским музыкальным училищем. "Наемщик". Галия Кайбицкая и Усман Алмиев Галия Кайбицкая всю свою жизнь провела среди талантливейших людей и сама вдохновенно творила. В памяти старшего поколения она живет и в неповторимой красоте женского обаяния и как замечательная эстрадная певица, и, конечно, как выдающийся мастер оперной сцены. В честь певицы в Кайбицах открыт музей. В жилом массив Азино-1 города Казань именем Кайбицкой Галии


Кайбицкая Галия Мутыгулловна (1906-1993), артистка Татарского государственного академического театра, солистка театра оперы и балета, народная артистки ТАССР. Родилась 21 мая 1906 г. Ее отец Мутыгулла Тухватуллин был духовным наставником татарского поэта Габдуллы Тукая.

огда пришло время выбирать профессию, перед Галией не стояла дилемма: кем быть и чему себя посвятить? С детства она выступала перед собравшимися в их доме гостями: декламировала стихи татарских поэтов, пела песни. Сценическую деятельность начала как драматическая актриса в Уральской татарской труппе (1921). Когда она узнала, что в Казани открывается театральный техникум, не задумываясь, поехала в Казань.
Училась в Казанском музыкальном техникуме (1925-31).
В 1923-1933 она работает в Татарском академическом театре, исполняет роли в пьесах К. Тинчурина, Т. Гиззата, М. Файзи и других. В эти годы Кайбицкая решает посвятить себя оперному искусству, с этой целью едет в Москву и поступает в Татарскую оперную студию при Московской консерватории. После ее окончания в 1938 году она успешно выступает на сцене Татарского театра оперы и балета до 1958 года.
Участвовала в музыкально-драматических спектаклях ("Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Родина", "Река Кандр" Тинчурина, "Наёмщик" Гиззата, "Тахир и Зюгра" Бурнаша, все — с музыкой С. З. Сайдашева), исполняла партии в первых татарских операх "Сания" и "Рабочий" Г.С. Альмухаметова, В.И. Виноградова и С.X. Габаши. В 1939-58 солистка Татарского театра оперы и балета. Выступала в классическом оперном репертуаре: Снегурочка, Марфа, Джильда, Виолетта, Розина; была первой исполнительницей партий в операх татарских композиторов: Райхан, Бибисара, Алтынчеч, Сусылу ("Качкын", "Ирек" ("Свобода"), "Алтынчеч", "Тюляк" Жиганова), Галиябану ("Галиябану" Музафарова), Фарида ("Фарида" Юдина), Сарвар (музыкальная комедия "Башмачки" Файзи).
Певица завоевывает популярность и как исполнительница татарских народных песен, а также произведений советских композиторов.


На этот литературно-музыкальный вечер, наполненный воспоминаниями о знаменитой певице, собралось много народа. На торжестве участвовали артисты театра имени Галиаскара Камала, знаменитые наши земляки и, конечно же, родные и близкие Галии Кайбицкой. Среди них были ее сын Эрик Аухадеев, сноха Людмила Аухадеева, дочь брата певицы Адгама Тухватуллина – Раиса Демушкина (Кайбицкая), Алла Ожегова — супруга Вадима Ожегова, внука нашего земляка, в семье которого она провела последние годы своей жизни. Почетными гостями встречи также были Люция Айдарова — жена Сайяра Айдарова, старшего сына певицы, внуки Галии Кайбицкой и её брата Камиля Мутыги.

Читайте также: