Сообщение живая сила традиции

Обновлено: 03.07.2024

Откуда музыка взяло свое начало?
На свете нет вещей,
которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков,
как река имеет исток, так и
музыка, какой бы новой и
современной она не
казалась, вырастает из
музыки прежних времен.
Только тогда, когда
музыкальное произведение
связано с прошлым, с
памятью культуры, с
традицией, оно обретает
свою подлинную силу.

• Может ли музыкальное
произведение состариться?
Музыкальное произведение не
подвержено старению, подобно
многим другим явлениям жизни, оно
переживает своего создателя,
наделяет бессмертием его имя, оно
переживает поколения, эпохи, - оно
властвует над временем.

Каждое великое произведение, как бы
точно и полно оно ни отражало свое
время, всегда говорит нам о большем и
о неведомых временах, которые не
уйдут никогда, пока жива человеческая
память, и о нетленных ценностях,
которые не изменяются и не предают,
ибо временам неподвластны.

Надо жить не только сегодняшним днем,
но всей памятью прошлого- памятью
истории, культуры, национальных
традиций- это не просто показатель
образованности, это примета образа
мыслей человека, всего строя его
личности.

Вопросы и задания
*Как сам Пимен характеризует значение своей летописи?
*Найди в его монологе слова, подтверждающие такое
значение.
Еще одно, последнее сказанье И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанный от
Бога
Мне, грешному. Недаром многих
Свидетелем Господь меня
поставил.
Когда-нибудь монах
трудолюбивый
Найдет мой труд усердный,
безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду
И, пыль веков от хартий
(документы) отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
-
Да ведают потомки
православных
Земли родной минувшую
судьбу.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо
мною,
Волнуется, как море-окиян.
Давно ль оно неслось событий
полно Теперь оно спокойно и
безмолвно.
Однако близок день, лампада
догорает Еще одно, последнее сказанье.

Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.

Виды деятельности учащихся:

И сокровенный изначальный миг,
Времён исток,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
(Рабиндранат Тагор)

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи,- оно властвует над временем. И получается так, как будто прошлое, это далёкое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Что же это такое?

И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?

Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем - и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам не подвластны.

Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого - памятью истории, культуры, национальных традиций - это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.

Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явления действительности. Он был великим мастером создания в музыке живых человеческих характеров, причём передавал не только чувства человека, но и его внешний вид, повадки, движения. Но главное, что влекло композитора к театру, - возможность показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории, которые перекликались с полной драматизма современностью.

Художественный мир Мусоргского был заполнен непривычными героями и образами.

Беглые монахи, семинаристы, нищие, дети-сироты, как будто пришли на страницы его произведений из самой жизни. А вместе с ними пришли украинские хлопцы и дивчины, стрельцы, вольные люди. И музыка, их рисующая, была музыкой русского человека.

В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчёркнута композитором. Ведь монарх, даже наделённый умом и душой, каким показан Борис - и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века.

Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она была нужна обоим художникам, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, её причастность ко всему тёмному, недоброму, что совершается в мире. Общепринятая трактовка оперы – драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово Совесть.

Эту же мысль подтверждает и Самозванец. Вступив в сговор с врагами своей родины, он устремлён к одной цели - добиться власти.

Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.

Ещё одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих
Свидетелем Господь меня поставил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет, -
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною,
Волнуется, как море-окиян.
Давно ль оно неслось событий полно -
Теперь оно спокойно и безмолвно.
Однако близок день, лампада догорает -
Ещё одно, последнее сказанье…

На данном уроке ученики слушают монолог Пимена из 1-й картины I действия. Учитель обращает их внимание на то, что сольный номер Пимена называется не арией, а монологом. Это означает, что в вокальной партии велика роль речевых интонаций, декламации. Пимен погружён в неспешные, спокойные и строгие думы, воспоминания о важных исторических событиях, очевидцем которых он был. Он фиксирует в летописи и недавние происшествия - смерть царевича Димитрия, произошедшую при таинственных обстоятельствах.

Пимен уверен, что именно люди Бориса стали убийцами ребёнка. Старец выступает в опере как обличитель, строгий судья, беспристрастный свидетель. Его образ - это воплощённая народная мудрость. Именно в образе Пимена Пушкин, а за ним и Мусоргский несут идею опоры человечества на традиции, на моральные устои, идею добра, справедливости и гуманизма.

В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена - ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план - назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.

Пимен появится в опере ещё один раз, во 2-й картине IV действия, где произойдёт его встреча с царём. Здесь он выступит как обличитель злодеяния царя. Результатом этого морального поединка, в котором правда будет на стороне Пимена, станет смерть царя Бориса. Так в образе Пимена Пушкин и Мусоргский воплощают волю народа, его отношение к преступному царю.

Он опирается на массивный деревянный пюпитр, украшенный резными деталями в русском стиле. На нем расположились атрибуты его вида деятельности – большая пузатая чернильница, перья, перочинный ножик, свитки пергамента. Художник изображает стилизованный интерьер в древнерусском стиле так, как это представлялось большинству интеллигенции в это время – фигурные арочные окна, голые оштукатуренные стены, плиточный пол, массивная, довольно грубая резная мебель.

Одеяние Нестора также стилизовано – на нём ряса с узнаваемыми чертами древних русских боярских одеяний и тёмный плащ с капюшоном. Благодаря использованию насыщенных цветов и чётко прописанной фигуре с выразительным лицом все внимание зрителя сосредоточено на личности летописца. Она кажется очень мудрым и знающим человеком, сознающим лежащую на нём ответственность перед потомками.

В облике сказителей и летописцев на картинах В. Васнецова, Н. Рериха, декорации И. Билибина учитель обращает внимание учеников на такие общие их черты, как зрелый возраст, мудрое, степенное и вдумчивое выражение лиц. В их изображениях ощущается строгость, неспешность, серьёзность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как.

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она не казалась, вырастает из музыки прежних времен. Только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу. Откуда музыка взяло свое начало?

Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлен.

Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, - оно властвует над временем. Может ли музыкальное произведение состариться?

Прошлое- это далекое, давным-давно отшумевшее время. Оно обладает реальной с.

Однако едва ли удастся прояснить все тайные глубины, которое несет в себе ве.

Летописи и придания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы- все.

Каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало свое время.

Каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало свое время, всегда говорит нам о большем и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.

Надо жить не только сегодняшним днем, но всей памятью прошлого- памятью исто.

Надо жить не только сегодняшним днем, но всей памятью прошлого- памятью истории, культуры, национальных традиций- это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.

Вопросы и задания Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке.

Вопросы и задания *Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? *Най.

Вопросы и задания *Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? *Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною, Волнуется, как море-окиян. Давно ль оно неслось событий полно - Теперь оно спокойно и безмолвно. Однако близок день, лампада догорает - Еще одно, последнее сказанье. Еще одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя. Окончен труд, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих Свидетелем Господь меня поставил. Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду - И, пыль веков от хартий (документы) отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, -

В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись (монолог «Еще.

Вопросы и задания Каких известных тебе героев художественных произведений мо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное произведение не подвержено старению, оно переживает своего создателя, делает бессмертным его имя, переживает поколения, эпохи.

ВРЕМЕНЕМ

Каждый день растёт человеческая душа- от каждой радости и каждой скорби, от любви и благодарности к тем людям, что окружают нас в детстве, от того, что можно восхищаться красотой мира, от собственных добрых дел. Так человек обнаруживает , что он помнит прошлое , ценит его и любит. Ведь жизнь состоит не только из приобретений , но и из потерь. Прошлое дорого не только одному человеку, но и всему человечеству. Прошлое делает мудрее не только одного человека. а всё человечество.

Каждый день растёт человеческая душа-

от каждой радости и каждой скорби, от любви и благодарности к тем людям, что окружают нас в детстве, от того, что можно восхищаться красотой мира, от собственных добрых дел. Так человек обнаруживает , что он помнит прошлое , ценит его и любит. Ведь жизнь состоит не только из приобретений , но и из потерь.

Прошлое дорого не только одному человеку, но и всему человечеству.

Прошлое делает мудрее не только одного человека. а всё человечество.

 Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живёт и в современной музыкальной культуре человечества. Она украшает нашу жизнь и становится участницей важнейших событий. Музыка отражает жизнь и меняется вместе с ней. Но каждое время имеет свои проблемы и свои краски. Творческие люди ищут новое в содержании,форме, средствах музыкальной выразительности. Но великий художник , обращаясь к прошлому, или выбирая фантастический сюжет, всегда передаёт дух своей эпохи, идеи, которые волнуют его современников.

Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живёт и в современной музыкальной культуре человечества. Она украшает нашу жизнь и становится участницей важнейших событий.

Музыка отражает жизнь и меняется вместе с ней. Но каждое время имеет свои проблемы и свои краски. Творческие люди ищут новое в содержании,форме, средствах музыкальной выразительности. Но великий художник , обращаясь к прошлому, или выбирая фантастический сюжет, всегда передаёт дух своей эпохи, идеи, которые волнуют его современников.

Есть музыка , которая пишется сегодня , а завтра - она уже мёртвая , потому что

не отображает главное содержание современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника.

Музыка минувших эпох может быть глубоко современной благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены: воспевание любви, красоты, добра – вечная, бессмертная тема в искусстве всех времён и народов. Поэтому настоящее искусство БЕССМЕРТНО - Это родник общей человеческой духовности.

Музыка минувших эпох может быть глубоко современной благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены: воспевание любви, красоты, добра – вечная, бессмертная тема в искусстве всех времён и народов.

Читайте также: