Сообщение жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи возрождения и барокко

Обновлено: 18.05.2024

Первые произведения оперного жанра появились еще в позднем периоде эпохи Возрождения. Они стали важными шагами к идеалу музыкального искусства, каким его представляли авторы-гуманисты того времени. Большая часть музыкального наследия Ренессанса представляет собой сочинения композиторов франко-фламандской и итальянской школ, написанных по канонам контрапункта.

Благодаря постоянным дискуссиям и музыкальному диалогу, многие талантливые композиторы, среди которых Клаудио Монтеверди, Маренцио, Джезуальдо, сумели выделить из техники контрапункта мелодию и представить аккордовую последовательность. Результатом их творческого поиска стала гармоническая последовательность – поддержка и опора мелодии.

Расцвет классической литературы, новая трактовка произведений древнегреческих авторов, поразительная роскошь декораций и костюмов – неотъемлемые составляющие светских театральных постановок эпохи барокко. В конце XVI века в Европе стали открываться оперные залы, они не были похожи на современные театральные площадки. Искусство принадлежало только высшим слоям населения, в театр ходили знатные аристократы.

Со временем появились платные концерты для всех желающих. Первый такой концерт состоялся в 1672 году в Англии благодаря композитору Джону Банистеру, который, учитывая народные привычки, даже открыл в театре пивную.

Опера быстро распространилась по итальянским городам. Во Флоренции, Милане, Венеции, Риме, Неаполе, а в скором времени и по всей Италии пронеслись блестящие, завораживающие оперные представления. Везде опере сопутствовали реалистические декорации: боги и герои летали над сценой, вулканы извергали огонь, бури сметали деревья и препятствия. Постановщики того времени стремились к реалистичности и яркости декораций.

Новый жанр стал очень популярным и за пределами Италии. Открылись оперные театры в Мюнхене, Дрездене, Париже, Лондоне, других городах Европы, и уже к 1660 году итальянская оперная музыка начала свое более чем двухвековое триумфальное шествие.

Знаковыми для оперного искусства эпохи барокко стали композиторы Алессандро Скарлатти (1660-1725), Жан Батист Люлли (1632-1687), Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Французская опера стараниями Жана Батиста Люлли первой в Европе вышла из-под итальянского музыкального влияния. Знаменитый композитор создавал оперные произведения с четкой структурой, имевшие увертюру из трех частей, балетные постановки, прекрасную оркестровую обработку.

Эпоха барокко. Гравюра Исполнение кантаты
Духовная музыка эпохи барокко

Развитие светской музыки, состоявшееся в эпоху Возрождения и барокко, привнесло большие изменения и в классическую церковную музыку. В первую очередь, в христианские богослужения прочно вошел новый жанр — оратория.

Еще одним музыкальным жанром эпохи барокко стала кантата, появившаяся в XVII столетии. Возникшая на основе мадригала, кантата, получившая сюжеты из Священного писания, стала особенно популярной в Германии благодаря творчеству Дитриха Букстехуде, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телеманна.

Концерт. Concerto grosso

Подлинным вкладом эпохи барокко в историю музыкального искусства можно считать появление концертов. Это своего рода музыкальная игра противоположностей, конструкция, где одна составная часть находится в противодействии остальным.

Обычно концерт состоит из трех частей – Аллегро-Адажио-Аллегро, то есть, чередованием быстрого и медленного темпа произведения. Совершенные формы концерт принимает в сочинениях Алессандро Страделла и Арканджело Корелли, а их гениальные последователи в этом жанре, Антонио Вивальди и Георг Фридрих Гендель, создали просто великолепные образцы этого жанра.

Берлинская и Мангеймская школы достигли своего расцвета в первой половине XVIII века. Маэстро, их представлявшие, заложили предпосылки к созданию в будущем симфоний и сонат, а Мангеймская школа справедливо считается предшественницей Венской классической школы.

1) Пышность, торжественность, величественность

2) Повышенная экспрессия, эмоциональная напряженность, динамизм

3) Сильные контрасты

Музыканты эпохи барокко не являлись свободными художниками. Они находились на службе – либо церковной, либо светской. Их творчество было широко востребовано (в каждом храме, в большинстве домов аристократов), но подчинялось определенным канонам. Наивысшего расцвета музыка барокко достигает в творчестве Баха, который обобщил достижения не только немецкой, но и итальянской, французской, английской школ. (Другие представители этой эпохи – Корелли, Вивальди, Гендель).

Церковная музыка в эпоху барокко была ведущим направлением. Она была представлена произведениями для органа и для хора с оркестром. В то время именно эти исполнительские составы предоставляли композитору максимум возможностей по мощи и разнообразию звучания. Кроме того, церковная музыка (в отличие от аристократической светской) была обращена к максимальному количеству слушателей (в церковь ходили все).

Жанры органной музыки – это хоральные прелюдии и малые полифонические циклы.

· Малый полифонический цикл – это монументальное произведение из двух частей, между которыми обязательно есть контраст. Первая часть – импровизационная, свободного построения, с виртуозными эффектами. Она может называться либо прелюдия, либо фантазия, либо токката. Вторая часть строится по строгим законам полифонии (многоголосия) и называется фуга. Контраст между частями запечатляет характерное для эпохи барокко соотношение - хаоса человеческих страстей и высшего божественного порядка.

Жанры хоровой музыки – это кантаты, оратории, мессы, страсти (или пассионы). Все они основаны на библейских текстах. Музыка представляет собой чередование речитативов (где мелодия подчинена тексту и напоминает выразительное чтение, аккомпанемент при этом отсутствует), арий (текст подчинен выразительной мелодии, слоги распеты в широком вокальном диапазоне, оркестр аккомпанирует), хоров.

· Кантаты – наиболее распространенный вокальный жанр духовной музыки. Звучали в церкви каждое воскресенье. Небольшие по протяженности (во время службы на них отводилось около 20 мин.). Писались на фрагмент библейского текста, связанный с содержанием службы в данный день церковного календаря. У Баха 5 годовых циклов кантат (более 300 произведений).

· Месса – не столько музыкальный жанр, сколько разновидность богослужения, один из самых древних видов храмового действа в христианстве. (Особая разновидность мессы – Реквием, т. е. заупокойная служба). Месса включает в себя шесть обязательных молитв с текстами на латыни (Kyrie eleison – Господи, помилуй, Gloria – Слава, Credo – Верую и т. д.), которые могут читаться, но чаще всего поются хором. Бах положил на музыку все эти молитвы, создав одно из последних и вершинных своих произведений – Высокую мессу. Поскольку Бах разделил тексты молитв на фрагменты, он написал для Мессы 24 музыкальных номера (15 хоров, 6 арий и 3 дуэта). Они чередуются по принципу контраста. Одни номера выражают скорбь, страдание, повествуют о смерти. Другие восхваляют Бога, воплощают радость жизни. Для каждой из сфер образов Бах находит впечатляющие выразительные средства (например, танцевальные ритмы, фанфарные мелодии, тембры высоких труб в радостных хорах или плавное движение, ламентозные интонации стона, плача, тембры струнных в скорбных хорах).

Светская музыка эпохи барокко служила, преимущественно, для развлечения, иногда весьма изысканного (и дорогостоящего). Она была рассчитана на привилегированных слушателей: звучала при дворах королей, в замках аристократов и была неотъемлемой частью их быта. Едва ли не каждый аристократ в Европе имел у себя на службе придворных музыкантов – как минимум, клавесиниста или скрипача, но чаще целый ансамбль или даже оркестр. К концу эпохи барокко во всех европейских столицах существовали также придворные оперные театры.

Светская музыка представлена как инструментальными, так и вокальными жанрами. Основные жанры светской инструментальной музыки – это миниатюра и сюита для клавесина и концерт для оркестра. Главный жанр светской вокальной музыки – опера.

· Миниатюра - муз. произведение небольшого размера.

Сюита - цикл (многочастное произведение), состоящий из чередования нескольких контрастных миниатюр, преимущественно танцевального характера.

Выдающимся событием в истории музыки эпохи барокко было рождение жанра оперы.

· Опера – крупнейший вокально-инструментальный жанр светской музыки, возникший на рубеже Возрождения и Барокко. По масштабам он соизмерим с такими церковными жанрами, как оратория, страсти, месса, но при этом посвящен рассказам не о Боге, а о человеке, о человеческих страстях.













Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно XIV—XVI вв . Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

Музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

Музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

Музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.


Основные жанры : месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля).

Из инструментов предпочтение отдавалось органу .

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания;

Шансон (во Франции) — полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма . Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры :

прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Формируются национальные музыкальные школы

К XV в. в Нидерландах сложилась нидерландская полифоническая школа - одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400 - 1474). Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Кроме церковной музыки сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику. Другие представители: Жоскен Депре , Йоханнес (Жан) Окегем и Якоб Обрехт . Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

2. В начале XV столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом . В XVI столетии в стране распространяется протестантизм. Открываются музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.

3. С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская . В эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (matricale - "песня на родном языке"). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина - один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт . Если для произведений Палестрины характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре .

Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.

Происходило уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.

Формировалась творческая элита. Композиторы становились профессионалами и поступали на придворную службу, ставили свои имена на произведения.

До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУЗЫКА БАРОККО

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУЗЫКА БАРОККО

Барокко Барокко (от итальянского barocco - причудливый, вычурный) - художеств.

Барокко Барокко (от итальянского barocco - причудливый, вычурный) - художественный стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке конца XVI - первой половины XVIII века. Расцвет музыкальной культуры барокко был обусловлен развитием искусств, толчком к которому послужила эпоха Возрождения. В Европе того времени монументальность и гуманизм искусства Возрождения сменяются вычурностью, изысканностью, галантностью барочного стиля. Музыкальное барокко зародилось в Италии в XVI веке. В это время наряду с церковными песнопениями создавались светские музыкально-театральные и инструментальные произведения различных жанров (concerto grosso, инструментальный концерт и др.), появились новые композиторские школы.

Барокко в Италии и Франции Крупнейший вклад в развитие инструментальной музык.

Барокко в Италии и Франции Крупнейший вклад в развитие инструментальной музыки итальянского барокко внесли А. Вивальди, А. Корелли, Д. Фрескобальди и др. Особенно ярко черты барочного стиля проявились в творчестве известнейшего оперного композитора XVI-XVII вв. К. Монтеверди. Во Франции музыкальное барокко достигло расцвета в царствование Людовика XIV. Крупнейший композитор того времени Ж.Б. Люлли внес огромный вклад в развитие камерно-инструментальной и сценической музыки (оперы, музыкально-сценические постановки с балетом).

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643) Итальянский композитор. Один из р.

ФРЕСКОБАЛЬДИ Джироламо (1583-1643) Итальянский композитор и органист. Творчес.

ФРЕСКОБАЛЬДИ Джироламо (1583-1643) Итальянский композитор и органист. Творчество Фрескобальди — одна из вершин органного искусства (ричеркары, канцоны, токкаты, фантазии); сыграл значительную роль в формировании фуги.

КОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (1653-1713) Итальянский композитор. Корелли полу.

КОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (1653-1713) Итальянский композитор. Корелли получил музыкальное образование как скрипач.Как композитор Корелли был одним из предшественников классического стиля. Автор двенадцати скрипичных сонат, сорока восьми трио для двух скрипок и клавесина, а также двенадцати ансамблево-оркестровых кончерто гроссо – нового, неизвестного до Корелли типа циклического произведения. Этот тип произведения впоследствии был усовершенствован Г. Ф. Генделем. Из кончерто гроссо впоследствии выросла форма концерта для инструмента соло с оркестром.

АЛЬБИНОНИ Томазо Джованни (1671- 1751) Венецианский композитор и скрипач эпо.

АЛЬБИНОНИ Томазо Джованни (1671- 1751) Венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. При жизни был известен как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка.

ЛЮЛЛИ Жан Батист (1632-1687) Французский композитор. По происхождению италья.

Барокко в Германии Музыкальная культура Германии развивалась в несколько ином.

Барокко в Германии Музыкальная культура Германии развивалась в несколько ином направлении: она в большей степени тяготела к средневековым корням и к религиозной музыке. Эпоха барокко в Германии ознаменовалась творчеством Д. Букстехуде, И. С. Баха, и Г. Телемана, внесших большой вклад в развитие органной, клавирной, кантатно-ораториальной, инструментальной музыки.

БУКСТЕХУДЕ (Buxtehude) Дитрих (1637-1707) Датско-немецкий композитор и органи.

БУКСТЕХУДЕ (Buxtehude) Дитрих (1637-1707) Датско-немецкий композитор и органист. Оказал влияние на творчество И. С. Баха. Кантаты (св. 120), вокальные духовные, камерно-инструментальные, органные произведения.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лей.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лейпциг] Немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян Обобщил достижения музыкального искусства переход.

ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гам.

Барокко в Англии Английское барокко связано с дальнейшей разработкой оперно-о.

Барокко в Англии Английское барокко связано с дальнейшей разработкой оперно-ораториального жанра. В это время в Англии большой популярностью пользовались произведения У. Берда, Г. Перселла и Г. Генделя. Важное значение английской музыки в европейской музыкальной культуре эпохи барокко обусловлено развитием искусства игры на верджинеле. С XVII века в музыке одновременно с барокко в качестве самостоятельного стиля развивался классицизм.

БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623) Английский композитор, органист, верджинел.

БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623) Английский композитор, органист, верджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.

ПЕРСЕЛЛ (Purcell) Генри (ок. 1659-1695) Английский композитор. Создатель перв.

ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (23 февраля 1685, Галле — 14 апреля 1759, Лонд.

Позднее барокко В первой половине 18 века — отчасти как поздняя фаза барокко.

Барокко в музыке Презентацию подготовили обучающиеся 9 А класса МОУ Гимназия.

Читайте также: