Сообщение заколдованное место гоголь

Обновлено: 05.07.2024

План урока:

Ранний период литературной деятельности Н.В. Гоголя

История написания его первых повестей

Будущий писатель появился на свет в селении Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 г. в семье мелкопоместного дворянина. Николай был третьим ребенком, всего в семействе родилось 12 детей. Из шести сыновей в живых остался только Николай, остальные братья и три сестры умерли во младенчестве или в детстве. Мать мальчика была очень религиозной и мнительной, часто водила его в церковь, учила с ним молитвы. С детства Гоголь любил слушать народные легенды, сказки, предания про русалок, леших, домовых, ведьм, вампиров, которые рассказывали ему бабушка и мать, хорошо знавшие славянскую мифологию.

С января 1829 г. началась самостоятельная взрослая жизнь Николая Гоголя. После окончания гимназии девятнадцатилетний юноша переехал в столичный Петербург, мечтая послужить Отечеству. Он устроился в Министерство уделов, но через полтора года в скучной и однообразной службе чиновника разочаровался. Пробовал стать актером, подрабатывал гувернером, немного преподавал историю в университете, но окончательно понял, что его призвание – литература.

Повести написаны Гоголем от имени вымышленного персонажа –старого хуторского пасечника Рудого Панько, который якобы записал и издал истории, услышанные им от других людей. Рудый Панько был придуман Гоголем по совету издателя, чтобы восемь разнородных по художественному стилю, направленности и содержанию повестей связать общим персонажем. Наличие такого собирателя историй сделало более выразительным народный характер повестей, написанных простым разговорным языком сельского жителя. У каждой повести своя манера повествования, свой стиль. Это словно подтверждает, что истории были рассказаны пасечнику разными людьми.

Содержание повести

В повести опоэтизированы обычаи малороссийских крестьян, которые занимаются хозяйством, работают в поле, на отдыхе поют и пляшут, любят рассказывать и слушать необычные истории. Для воссоздания национального колорита Малороссии Гоголем использованы просторечные и устаревшие слова: хутор – небольшое поселение, чумаки – торговцы солью, галушки – вареные кусочки теста, кавун – арбуз, курень – шалаш, баштан – огород для выращивания арбузов и дынь, заступ – лопата и др.

Дьячок поведал историю из своего детства. Когда было ему одиннадцать лет, его отец уехал в Крым продавать табак, а на хуторе остались мать, он с двумя братьями и дед, старый казак Максим. Старик сторожил арбузы и дыни в шалаше на своем баштане у дороги, брал с собой внуков гонять птиц, чтобы те не поклевали урожай. Любил дед общаться с проезжавшими чумаками, слушать рассказы этих бывалых людей. Однажды остановился на ночлег возле баштана обоз с чумаками, которые были знакомы деду. Вечером, угостив чумаков дынями, дед попросил внуков поплясать для потехи гостей, да и сам, не стерпев,в пляс пустился. Доплясал до грядки, где росли огурцы, и ноги его сами остановились. Он стал браниться, пробовал начать снова, и ничего не получалось, ноги стали словно деревянные.

Ругаясь, помянул сатану и услышал за спиной смех. Огляделся и не узнал окрестности: исчезли баштан и чумаки, вокруг – чистое поле. Поняв, что его туда притащила нечистая сила, в темноте нашел дорожку и оказался у могилки с зажженной свечкой. Дед, зная о примете про клад, пометил место большой веткой. Он возвратился домой за лопатой, чтобы выкопать клад. На следующий вечер пошел на поиски могилки,помеченной веткой, но из-за начавшегося дождя не нашел и с бранью возвратился.

На другой день пошел копать свежую грядку. Проходя мимо места, где не получалось танцевать, осерчал и, выругавшись, стукнул об землю заступом. Не успел и опомниться, как снова оказался в поле. Отыскалпомеченную веткой могилку, но она была завалена камнем. Дед, подкопав камень, смог отвалить его и решил передохнуть, нюхнув шепотку табаку, да услыхал, что сверху чихнули. А вокруг – никого. Дед откопал у могилы котелок и воскликнул от радости. Его возглас повторили странные голоса: его слова пропищал птичий нос, клюнув котел,проблеяла голова барана на дереве, проревел из-за дерева медведь. Так деду померещилось, что над ним смеются чудища, но он,понимая, что нечисть отпугивает его от клада, держался стойко. Несмотря на происки нечистой силы, донес он заветный котелок до баштана.

Мальчики, дожидаясь деда, уже поужинали галушками, которые им принесла мать с хутора. Женщина, помыв горшок, вышла в огород выплеснуть помои и случайно облила ими подходившего деда, который ей показался подползающей бочкой. Посмеялись над дедом, чья седая голова была облита помоями, на волосах висели арбузные и дынные корки. А дед стал хвастаться добытым сокровищем. Открыли котелок, а внутри оказался только мусор. Старик с тех пор огородил плетнем странное место и заклялся больше не верить в чертовы приметы. После, когда этот кусок земли у них взяли в наем соседи, там ничего путного не вырастало.

Образ деда дьячка Фомы Григорьевича

Роль темных сил в повести. Высмеивание стремления к наживе в повести

Сюжет состоит из двух частей:поисков клада и проделок чертей.В повести переплетены реальный и потусторонний миры, в заколдованном месте граничат друг с другом быль и мистика.Причем мистическое начало имеет различные оттенки – от ужасного до комического. Таинственное место, обнаруженное дедом невольно во время пляски, само является отдельным персонажем повести. Внутри этой аномальной территории пространство и время искажаются при упоминании черта.

Словарь

Уездный – принадлежащий к уезду, который территориально был частью губернии


Сен 19, 2021 | 0 комментариев

Заколдованное место анализ

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Заколдованное место анализ повести Гоголя

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

гоголь

Произошла представленная автором история очень давно. Еще в то время, когда писатель, а в данном случае рассказчик, был еще совсем маленьким ребенком. Гоголь рассказывает о том, что отец лирического персонажа забирает одного из своих сыновей и отправляется в Крым, чтобы торговать табаком. На хуторе, где живет семья, остаются остальные трое сыновей вместе с матерью и дедом. Они остались сторожить имущество от нежелательных гостей.

В определенный момент мимо дома проезжает телега с торговцами, которые были весьма знакомы деду. Увидевши друг друга, они принимаются обниматься и целоваться. Гости заходят в дом. Закуривают трубки и принимаются к трапезе. Все это перерастает в шумное веселье и пляски. Дед в это время также решается тряхнуть стариной и пляшет. Ни с того ни с сего с дедом начинает происходить нечто необычное…

Основное развитие событий

Дед не на шутку разошелся, и ноги его перестают слушаться. Он начинает ругаться на них, но толку нет никакого. Сзади его послышался смех. Повернувшись, он никого там не увидел. Дед начинает понимать, что он находится в каком-то непонятном месте. Перед ним раскинулось просторное и голое поле, сбоку расположился лес, возле которого имеется огромный шест.

Дед на миг подумал, что место ему знакомо и поле принадлежит писарю, а жердь – это голубятня местного священника. Автор отмечает, что небо было черным до страха, месяцы не было видно и кругом сплошная темнота.

Героя сразу же переполнила радость, он подумал, что нашел клад. Единственное, о чем он жалел, так это то, что у него нет с собой лопаты. Он считал, что это не беда и решил отметить чем-нибудь место, чтобы прийти позже. Дед выбрал большую ветку и обозначил ей могилу с кладом, где виднелся огонек. Сделав такую манипуляцию, он вернулся обратно. Было уже позднее время и все дети уже давно спали.

клад

О своей находке главный герой не рассказывал никому и на следующий день, взяв с собой заступ, он отправился на гору, где был ночью и отметил клад. Пришедши на место, он совсем не узнавал его. Голубятня стояла на месте, а вот гумна то не было. Как только повернется дед в сторону поля, голубятня пропадает.

Вернулся старик домой с пустыми руками. На следующий день дед решил вскопать грядку и случайно ударил лопатой именно в то место, где танцевал ранее. В этот момент картинка вокруг резко поменялась, и он оказался именно в том поле, где был ранее и видел огоньки. Очень сильно обрадовался дед и побежал уже к знакомой могиле. На месте могилы лежал огромный камень. Он убирает его и решает немного понюхать табачку. В этот момент слышит громкое чихание над собой, оглянувшись по сторонам, он никого не видит.

Концовка повести

возврат домой

В доме деда настоящая паника, все пытаются искать его и не понимают, куда он пропал. Они уже приступили к ужину, а старика все нет. Отведав кушанье, хозяйка отправляется во двор, чтобы вылить помои. Внезапно она видит, как ей на встречу движется какая-то бочка. Он приняла это за шутку и выливает помои прямо на нее. Как оказалось, это был их пропавший старик. Котел, который он притянул, оказалась только грязь и мусор.

С этого момента старик клянется, что больше никогда не будет верить черту, а место, которое проклято, обнес забором. С тех пор на этом месте начали расти непонятные растения, не виданые людьми доселе.

Многие исследователи утверждают, что черновики, которые писал Гоголь, не сохранились до настоящего времени. Именно поэтому нет точных дат, указывающих на создание произведения.

Следует отметить, что у произведений из данного цикла сложная иерархия. Автор отстраняется от произведения своеобразным типом. Это нужно было для того, чтобы избежать обвинений со стороны окружающих при создании небылиц. Такой подход позволяет подчеркнуть особенный народный дух в произведении.

дом

Сюжетная линия рассказа основана на главных традициях фальклорной тематики, которые были весьма знакомы автору еще с самого раннего детства. Именно сказки о чем-то мистическом и разнообразных проклятых места характерны для мифической тематики рассказов того времени. Согласно рассказам у славян, сокровища всегда хранились на кладбищах, и именно нужную могилу указывала загоревшаяся свеча. Традиционным для славян является и то, что богатство зачастую превращается в мусор.

Представленная повесть имеет самобытный тип повествования. Язык, используемый в рассказах, представлен в виде сочного и яркого повествования, щедро усеянного разнообразными словами из украинского языка, к примеру, хлопцы, чумак, курень и многое другое.

Максимально точно читателю представлен и народный быт, переполненный искрометным юмором. Именно это в особенности сразу же напоминают о гоголевской атмосфере, которая полна разнообразной фантастики и постоянного лукавства. Рассказ создан таким образом, что читателю кажется, что рядом находится слушатель. Этот эффект закрепляют использованные меткие комментарии рассказчика.

Территория, на которой происходят события в повести – это заколдованное чертом место. В настоящее время такое место назвали бы зоной аномалий. Главный герой совершенно случайно обнаруживает его, когда танцует танец. Внутри заколдованного места происходят непонятные воображению вещи, где сменяется время и ощущается присутствие нечисти.

Смена реального времени и нереального мира происходит путем искажения пространственных ощущений. Те места, которые есть в аномальной зоне, не существуют в реальности. Именно те точки, которые он ранее видел, в настоящем времени найти просто-напросто невозможно.

У проклятого места имеется свой характер. Здесь нет чужого человека и незваных гостей, а все происходящее пугает. Крон от проникновения сил не наносится человеку в реальном времени. Заколдованное место желает лишь поиграть и поиздеваться над личностью. В некоторых случаях оно не подпускает к себе, даже, несмотря на всевозможные старания. Оно может ни с того ни с сего открыться и закрыться.

мрак

Аномальная зона обладает множеством специализированных средств – это и постоянно портящаяся погода, и пропажа луны на небе, а также множественные чудовища, которые могут появиться в любом месте. Человека, попавшего в заколдованное место, окутывает чувство страха. Жажда наживаться оказывается значительно сильнее, поэтому нечисть решает проучить старика. То, что дед достает с огромным трудом, оказывается не драгоценностями, а мусором.

Анализ

Сюжет произведения



По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

“Заколдованное место”

Н.в. гоголь “заколдованное место”: описание, герои, анализ произведения

Гоголь Н. В. сказка “Заколдованное место”

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки “Заколдованное место” и их характеристика

  • Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  • Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  • Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки “Заколдованное место

Кратчайшее содержание сказки “Заколдованное место” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль сказки “Заколдованное место”

Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка “Заколдованное место”

Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку “Заколдованное место”

Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке “Заколдованное место”

Силен черт, да воли нет. Было бы болото, а черти будут. Связался с чертом – пеняй на себя. Богу молись и черту фиги не показывай. Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке “Заколдованное место”

Чумак – возчик Баштан – бахча Кавун – арбуз Левада – огород Хустка – платок Кухва – бочка Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Заколдованное место”

Дьячок рассказывает случай из молодости. Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата.

Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит – не получается. Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку.

Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась – клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился. На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти.

А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами. На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.

Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал. Поворачивается дед – никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. “Вот ты где, голубчик” – говорит.

И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют. Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная – ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице.

Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало. Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился. А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед.

Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает. Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь – а это дед. Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает.

Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать. Хорошие там арбузы выросли.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Заколдованное место”

Главные герои

Дед Максим

заколдованное место

Подробнее: Дед Максим: характеристика и образ героя

Заколдованное место

Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.


Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

Подробнее: Заколдованное место — главный герой произведения


Цитаты


Заветный клад

Читательские отзывы

Вот несколько отзывов, которые говорят о том, что текст очень нравится школьникам.

Этот рассказ, наверное, самое интересное из всего, что изучается на уроках литературы 5 класса. Читать описание встречи старика с нечистью довольно страшно, ведь Гоголь описал все происходящее удивительно точно и реалистично. Однако само произведение мне понравилось.

Страшно, интересно, необычно — вот как я могу охарактеризовать сказку Гоголя, которую изучаем в школе. Отличное произведение, которое читала с удовольствием, хотя, если честно, то, что задают на уроках, чаще довольно скучное по содержанию. Хорошо, что есть исключения.
Вероника Шестакова

Происки лукавого

Все домашние потеряли деда, уже сели поужинали. Мать вышла вылить помои во двор, а тут увидела, как котел по дорожке сам движется, она с перепугу выплеснула на него все горячие помои. На самом деле это дед с котлом шел, и все помои в виде ошкурков дынь и арбузов повисли у него на голове. Матери, конечно, от него досталось, но потом дед, успокоившись, сказал внукам, что скоро они в новых кафтанах ходить будут. Однако, открыв котел, он не нашел там золота.

Читайте также: