Сообщение объяснительно иллюстративное обучение

Обновлено: 02.07.2024

Объяснительно-иллюстративное обучение является самым распространенным видом, было описано и научно обосновано И.Ф. Гербартом в начале XIX в. Главной отличительной особенностью этого вида обучения является то, что преподаватель дает знания в обработанном виде, а учащиеся только воспринимают и воспроизводят их.

Содержание материала при этом виде обучения подается в последовательном и непрерывном изложении. Чаще всего деятельность преподавателя основана на словесном объяснении материала, с привлечением образных и наглядных средств обучения. Вид объяснительно-иллюстративного обучения существует очень продолжительное время и не утратил своей значимости, стал традиционным благодаря своим несомненным достоинствам, а именно: системности в подаче и усвоении знаний, последовательности изложения материала, охвату большой аудитории, экономичному темпу и режиму при изложении знаний.

Однако у традиционного вида обучения имеются и существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет репродуктивный характер, малоразвивающий мышление учащихся, так как их деятельность сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщенной преподавателем или изложенной в учебных пособиях.

Возникновение программированного обучения связано с широким развитием в XX в. технических средств и оборудования.

Обучающая программа является центральным понятием программированного вида обучения. Обучающая программа состоит из шагов по овладению знаниями и умениями. При программированном обучении информация учащимся дается небольшими, логически завершенными дозами. Шаг программы, в свою очередь, состоит из трех частей:

• предоставление дозы учебной информации;

• задание – осуществление операций по работе с информацией и ее усвоение;

• контрольные задания и повторение упражнений при переходе к следующему шагу.

После того как весь объем материала по заданной теме усвоен, выполняются задания на закрепление и применение изученного.

Программа обучения может осуществляться не только преподавателем, но и с помощью программированного пособия или компьютера.

Дифференцированное обучение

Личностноориентированное обучение

Личностноориентированное обучение тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристиках личности.

Обучение

Обучение в широком смысле целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный, педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения системой научного знания и способами деятельности, формирования научной картины

Программированное обучение

Программированное обучение тип обучения, в основе которого лежит кибернетический подход и алгоритмический принцип построения и освоения учебного материала. Идеей программированного обучения является трансформация и оптимизация традиционной модели обучения, в связи

Формирующее обучение

Формирующее обучение стратегия обучения, предполагающая такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором идет целенаправленное влияние на умственное развитие ребенка и осознанное, четко спланированное управление ходом усвоения знаний, умений и

Обучение

Обучение Самообучение при большом запасе энергии и времени позволяет глубоко изучить любую область знаний. С случае нехватки того или другого целесообразно обратиться за знаниями к специалистам. Полученные от специалистов знания окупаются достаточно быстро, особенно

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.

Объяснительно – иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.

Приведём формы сочетания комментарий учителя с демонстрацией материала:

· чередование демонстрации с пояснениями учителя;

· демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

· объяснение в ходе демонстрации;

· предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;

- учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;

- чётко выделять главные мамонты;

- детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;

- привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.

Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики - науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей программированного обучения оказалось связанным с достижениями кибернетики, которая задает общие требования к управлению процессом учения. Реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-педагогических наук, изучающих специфические особенности учебного процесса. Однако при разработке этого типа обучения одни специалисты опираются на достижения только психологической науки (одностороннее психологическое направление), другие - только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения - типично эмпирическое направление, при котором разработка обучающих программ основывается на практическом опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отдельные данные.

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации ("кадров", файлов, "шагов"), подаваемых в определенной логической последовательности.

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена - переход к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Обычно, при составлении обучающих программ, из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических - индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения. Наиболее известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем - с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия четыре строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно.

Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.

48. Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

В результате у учащихся вырабатываются:

1) навыки умственных операций и действий;

2) навыки переноса знаний и т. д.

Существует определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

1) возникновение проблемной ситуации;

2) проблемная ситуация;

3) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

4) поиск способов ее решения путем догадки, выдвижения гипотезы и ее обоснования;

5) доказательство гипотезы;

6) проверка правильности решения проблем.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

1) первый тип – проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;

2) второй тип – проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;

3) третий тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) четвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):

2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сообщающее обучение

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное обучение) - это тип обучения, при котором весь учебный материал представляется ученикам в готовой форме, простой и доступной для восприятия.

Историю ее появления/создания

Элементы сообщающего обучения зародились под влиянием требований производства в недрах догматического обучения, с которыми он сосуществовал на протяжении многих десятилетий, отвоевывая постепенно одну позицию за другой. Впервые научно-теоретическое обоснование нового вида обучения было дано Я.А. Коменским (1598—1670), который по праву считается основоположником этого нового вида обучения. Методологической основой объяснительно-иллюстративного обучения является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). В процессе исторического развития теории и практики обучения углублялись и расширялись его теоретико-методологические основы, совершенствовалась структура этого вида обучения, методы и формы его организации. В своих основных чертах объяснительно-иллюстративный вид обучения сложился в начале XX в.

Этот вид обучения характеризуется, прежде всего, стремлением преодолеть догматизм путем объяснения учителем, чтобы дети вначале поняли новый материал, а потом уже заучивали его. В ходе обучения учитель дает не только готовые научные истины, но и их объяснение, комментарии, доказательства. Чтобы дети лучше понимали излагаемое, широко привлекается наглядность. Таким образом, на первом этапе протекания сообщающего обучения появляются такие новые элементы, как объяснение и наглядность, что было большим шагом вперед в развитии обучения.

Общую педагогическую характеристику технологии

Этапы деятельности учителя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят следующим образом:

информирует о новых знаниях, объясняет

воспринимает, обнаруживает первичное понимание

организует осмысливание учебной информации (через вопросы, задания)

осмысливает углубляет понимание учебного материала

организует обобщение знаний (связь с предыдущим материалом, широта применения)

обобщает вместе с учителем усвоенный материал

организует закрепление учебного материала (работа в зоне актуального развития)

закрепляет изученное путём повторения

организует применение знаний и оценивает степень усвоения

применяет изученное в упражнениях, заданиях (здесь возможна работа в зоне ближайшего развития)

Эта сложившаяся традиционная система обучения имеет ряд достоинств: доступность учебного материала для большинства учащихся, сис­темность, отработанность организационных форм и привычных методов, относительно малые затраты времени, но гораздо больше негативных сто­рон. Учитель в ситуации, когда обучение доминирует над учением, выполняет три основные функции: информационную (излагает новый материал), контролирующую (определяет уровень его понимания) и оценивающую (выражает в баллах степень точности его воспроизведения школьниками).

Учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции гото­вого учебного содержания, просвещению школьников. Более всего при под­готовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариан­тов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом просвещение учащихся, преподнесение им информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя или кого-нибудь из учеников, временно занимающих место педагога. Диалог в данной системе преподавания нормативно ис­ключен. Под диалогом подразумевается не говорение нескольких детей, отвечающих на вопросы, рассматривающих и дополняющих недосказан­ное, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недос­таточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не зна­ние ученика. Наукой доказано, что 80 % информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработает (повторил, поговорил, записал), 20 % сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель при тра­диционных методах обучения должен заставить ученика проделать доста­точно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, прокон­тролировать и оценить ее результативность. А в случае невыполнения за­дания применить необходимые санкции. Таким образом, объяснительно-иллюстративный способ обучения не может эффективно использоваться без принуждения. Принуждение заложено в самом механизме обучения по данной технологии.

Основным результатом принуждения является или полное отторжение навязываемых действий и тех лиц, которые их организуют, или индифферентное (безразличное) отношение к ним.

В свою очередь работа учителя в рамках объяснительно-иллюстративных технологий не может не оказать негативного влияния и на него самого. После нескольких лет работы в этом режиме обучения учитель как профессионал начинает деградировать: он вынужденно оста­навливается на уровне школьной программы, значительный объем профес­сиональных знаний оказывается невостребованным, педагог не продвига­ется в своем профессиональном росте, его творческий потенциал посте­пенно угасает, развитие личности затормаживается.

Суть технологии

Объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности.

Сообщающее обучение нацелено на обогащение личности учащегося знаниями, которые представляются в виде готовых фактов и передаются специальными методами и средствами. Иллюстративное представление информации. Это позволяет сократить объемы предоставляемой информации, выделив в них сущностных характеристики. Иными словами, опыт человеческой жизнедеятельности, человеческих отношений представляется в концентрированном, доступном для восприятия и усвоения виде. Формирование у учащихся алгоритма реализации деятельности в стандартных, типовых обстоятельствах. Создание условий для реализации образовательной деятельности в определенной последовательности, с сохранением логичности и насыщенности изложения. Сообщающее обучение ориентировано на развитие психических процессов учащегося: восприятия, памяти, логики, воображения, мышления, а также умения действовать по инструкции, соблюдать правила, исполнять указания. Ограниченность используемых в образовательном процессе методов и средств. Информация сообщается посредством рассказа, лекции, беседы. Ориентация учебной информации на среднего учащегося т.е. индивидуальной направленности обучения нет. Реализации вариативных форм передачи информации значительно осложняет образовательную деятельность и не дает положительных итогов. Слабое развитие обратной связи в образовательном процессе. На не исключается вовсе, но имеет эпизодический характер т.е. проявляется только в ходе контроля знаний учащихся в форме опросов, контрольных работ, экзаменов. Это позволяет оценить уровень знаний учащихся уже после реализации обучения, после его завершения. Оперативное управление и коррекция работы в ходе обучения, практически невозможно реализовать.

Примеры ее использования на уроках технологии

Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение позволяет более эффективно решать задачи образования и формирования личности, менее — ее развития. В этом виде обучения центральной фигурой учебного процесса является учитель, но не ученик: центр тяжести переносится на искусство и мастерство самого учителя в использовании им таких методов обучения, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, умелую логическую подачу учащимся истин науки обеспечивают связь усваиваемых знаний с опытом школьников. Творческой познавательной деятельности школьников уделялось недостаточное внимание. Поэтому в конце 60-х - начале 70-х годов XX в. перед педагогической наукой и образовательной практикой была поставлена проблема совершенствования традиционного обучения и разработка новых моделей обучения. Ведущее генеральное направление в решении этой проблемы — научная организация познавательной и практической деятельности учащихся, развитие их активности, самостоятельности, творческого мышления.

• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

ВложениеРазмер
obyasnitelno.docx 29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительно - иллюстративный метод обучения

с использованием компьютерных технологий

на уроках истории и обществознания

как педагогическая проблема повышения эффективности урока

В основах законодательства России о народном образовании указывается, что урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставятся задачи повышения качества обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Урок сохраняет ведущее значение в современных условиях совершенствования обучения.

Сейчас вопрос о повышении эффективности и качества уроков становится еще более актуальным. В практике обучения истории накопился положительный опыт организации учебной работы и повышения ее качества. В настоящее время появились различные пути повышения эффективности и качества уроков такие, как, нестандартные уроки, применение различных технологий обучения, организация самостоятельных работ учащихся на уроке и другие пути.

Урок как организационная форма обучения обеспечивает возможность достижения высокого качества усвоения знаний. Поэтому становится важным повышать эффективность и качества уроков.

До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. (Скаткин. М.Н). Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установление средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определение способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. В теории и практике обучения в зависимости от типов учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовительная работа к изучению нового, постановка целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление, повторение, подведение итогов урока, учебное домашнее задание.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.

Проверка усвоения изученного материала (обычно домашнего задания) . Традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. Прежде всего, учитель сосредотачивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности. Учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков. Главное не допустить механического характера работы.

Постановка целей и задач урока . Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока.

Объяснение. Научное изложение содержание учебного материала - важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. Поведение учителя в этой части урока должно быть строгим. Его сосредоточенность отражается на детях, особенно если он в процессе объяснения внимательно смотрит на них.

Закрепление. Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования определенных учебных умений и навыков. Учитель здесь получает обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений и самостоятельных работ для овладения учебным материалом.

Повторение . Это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность здесь в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий. Учитель заранее намечает план повторение, какие вопросы будут заданы учащимся, какой материал они будут воспроизводить по памяти, какой - пользуясь учебником, какие тренировочные или творческие упражнения будут даны.

Подведение итогов урока. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями.

Нельзя недооценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока. Он выделяет положительные моменты и говорит о недостатках работы учащихся, называет наиболее активных.

Домашнее учебное задание. Учитель сообщает домашнее задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Учитель, особенно в начальных классах, должен быть уверен, что каждый ученик записал задание в дневник, знает, как нужно его выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для самостоятельной работы. В последние минуты урока учащиеся ожидают звонка, менее внимательны, и некоторые из них могут не успеть записать задание, другие не понимают, как его выполнять. Иногда бывают недопустимые случаи, когда учитель после звонка продолжает давать инструктивные указания, которые дети уже не могут воспринимать сосредоточенно и ответственно.

Если говорить о проблемах современной школы, то здесь мы сталкиваемся со следствием такого количества электроники. Обучающиеся сложно концентрируются на учебниках, практически отказываются читать. Проблема повышения эффективности урока – одна из самых важных в дидактике и практической работе школы. Её решение зависит от того, на получение какого результата ориентируется учитель. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик . Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к самостоятельной жизни.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Современные требования к уроку состоят в следующем:

1. Урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения. Воздействует на все стороны формирования ученика: пополняет запас знаний, развивает умственные силы и способности, формирует мировоззрение, нравственные, эстетические, волевые черты личности, отношение к труду.

2. Урок по форме проведения имеет строгую систему построения: определенное начало, постановку целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, учебное домашнее задание. Части урока должны быть взаимосвязаны, следовать одна за другой.

3.Урок соответствует принципам обучения: он оказывает воспитывающее влияние, является научным, доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированию умений и навыков.

4.Содержание урока соответствует учебной программе и является звеном в системе других уроков. Всегда нужно думать о том, какое содержание изучено ранее и что будут изучать школьники после данного урока. И не только помнить и знать, но и создавать в учебной деятельности тенденции к предварительному знакомству с некоторыми идеями, которые будут изучаться в дальнейшем.

5. При подготовке и проведении урока учитывается современные психолого-педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию.

С повсеместным распространением информационно-компьютерных технологий даже в обыденной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством интерактивной техники: рекламные плазменные панели, большие телевизоры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, электронные книги и т.п. Практически все эти устройства, помимо прямого выполнения своих функций, наполнены огромным количеством роликов, рекламы, игр и т.п. Взрослый человек в большей степени, чем ребенок может абстрагироваться от всех этих раздражающих факторов. Ребенок же более подвержен подобному влиянию, о чем свидетельствует современная психология, выделяющая компьютерную зависимость в отдельное психическое заболевание.

- Однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки знаний;

- Неполнота планирований целей урока. Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения;

- Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний;

- Односторонний подход к дифференциации обучения;

- Увлечение фронтальными формами работы.

Задача современного педагога: п ополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:

• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты);

• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;

• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений. Именно уроки истории позволяют осуществлять этнокультурное образование школьников.

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в коррекционной школе YIII вида.

Доклад на заседании МО гуманатарного цикла учителя истории ГКОУ "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат № 1" города Железноводска Колотушкиной Т.Ф.

". История Родины - это наука, представляющая собой вечно живую

силу, творящую гражданина"

В современных условиях, когда система воспитания подрастающего поколения испытывает определенные трудности, общество разрознено, мы никак не можем определиться с идеалом и "героем нашего времени", только обращение к героическому прошлому нашей страны, в частности к истории Великой Отечественной войны ( пример Бессмертный полк) позволяют сплотить страну, показать настоящих героев, на которых надо равняться, поэтому как никогда возрастает значение изучения истории в школе.

Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений. Именно уроки истории позволяют осуществлять этнокультурное образование школьников.

Не секрет, что восприятие исторических фактов учащимися нашей школы характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью. Многие факты далеки от представлений и жизненного опыта учащихся, задача учителя силой живого слова, с помощью различных приемов копкретизации, различных видов наглядности приблизить исторический факт к сознанию учащихся. И одним из методов решения этой задачи является объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Известно, что большинство людей усваивают 5% услышанного и 20 % увиденного. Если же человек в процессе усвоения нового материала еще и задействует свои творческие возможности, то продуктивность намного повышается, отсюда необходимость создания условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;

Следует последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных и психоневрологических особенностей учащихся.

Основные формы и методы работы

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.

Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.

Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:

• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;

• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;

• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:

Читайте также: