Сообщение вода в поэзии и прозе

Обновлено: 11.07.2024

2. Вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее

3. Введение:

Вода существует на Земле многие миллионы
лет, но для человечества она до сих пор остается одним из
самых загадочных веществ на нашей планете, и это
необъяснимо. Казалось бы, про нее уже все давно
известно: ее состав, свойства, агрегатные состояния – но
это только на первый взгляд.
Образ воды в русской поэзии обретает новые смыслы.
Водная стихия двойственна по своей натуре. Зеркальная
гладь в любой момент может обернуться огромными
волнами, несущими гибель и разрушение.

5. Александр Сергеевич Пушкин

6. Василий Андреевич Жуковский

7. Баратынский Евгений Абрамович

8. Вывод:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект осуществлён в течение нескольких недель учащимися 9 класса под руководством учителя русского языка и литературы. Он направлен на то, чтобы представления учащихся в 9 классе по данной теме были шире. Он позволяет вызвать у обучающихся интерес ко многим проблемным вопросам , увлечь исследовательской работой, созданием ярких , запоминающихся слайдов , способствует развитию познавательных навыков. Создавая проект, мы попытались сделать подачу материала не только информативной , но и красочной , способной заинтересовать школьников. Музыкальный фон нашей презентации настроит на раскрепощённо - творческий лад , подвигнет к тонкому и чуткому восприятию каждого слова. Надеемся , наш опыт поможет другим.

Краткое содержание проекта

Творческое название проекта :

« Свободная стихия

в произведениях русских

Руководитель: Авторы:

учитель литературы Морозов Михаил ,

Авдонина В. В. Малышев Никита ,

Васина Мария ,

Диденко Анастасия ,

Федюнина Татьяна .

г. Первомайск,

МОУ ПСОШ №2, 2009 г.

Проблемный вопрос. Почему поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу водной стихии? Гипотеза. Ее величество вода- это источник вдохновения для поэтов и писателей. Водная стихия- это особый символический образ, который помогает передать настроение героев в поэзии и прозе , участвует в их судьбах .

Проблемный вопрос.

  • Почему поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу водной стихии?

1)Вспомнить, какие поэты обращались к образу воды в своих лирических произведениях?

2)Вспомнить, какие писатели обращались к водной стихии в прозаических произведениях?

3)Выяснить, в каких произведениях поэты и писатели затрагивали образ воды.

4)Проанализировать выбранные произведения, опровергнуть или доказать нашу гипотезу.

5)Результаты своей работы представить в виде презентации.


Заглянем в словарь Вода Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Напиток Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень. Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному региону, государству, территории. Потоки, волны, водная масса. Минеральные источники и т.д. Следовательно, вода- это многозначное слово. А мы в ходе своей работы решили, что вода- это ещё и источник вдохновения для поэтов и писателей.

Заглянем в словарь

  • Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
  • Напиток
  • Речное, морское, озерное пространство, а также их поверхность или уровень.
  • Моря, реки, озера, каналы, проливы, относящиеся к данному региону, государству, территории.
  • Потоки, волны, водная масса.
  • Минеральные источники и т.д.

Следовательно, вода- это многозначное слово.

А мы в ходе своей работы решили, что вода- это ещё и источник вдохновения для поэтов и писателей.

Посмотрите, как красива её величество вода! Вода – это жизнь, а литература – изображение и отражение жизни.

Посмотрите, как красива её величество вода!

Вода – это жизнь, а литература – изображение и отражение жизни.

Василий Андреевич Жуковский

Где море, там романтика! В стихах Жуковского у моря, как у

человека,- своя суть, своя тайна. Поэт хочет разгадать эту

Он рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после неё

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты…

Выводы:

1) Море - особая подвижная стихия, его спокойствие обманчиво.

2) Когда Жуковский пишет о море, он одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Среди произведений А.С. Пушкина много стихов о воде :

Среди стихов А.С. Пушкина есть четверостишие о воде

Воды глубокие

Плавно текут,

Люди премудрые

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

В этом стихотворении море для А.С. Пушкина- это символ

свободы, символ безбрежной, вольной стихии. Поэт

напоминает поэту о тех счастливых днях, когда он также был

свободен, жил среди людей, близких его сердцу.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся надо мной, угрюмый океан.

Море помогает передать настроение героя. Оно

грустно, шумит при отъезде Пушкина на север.

Таким образом, в обоих стихотворениях настроение

автора переносится на море, которое одухотворяется,

начинает жить тем же чувством, каким проникнут сам

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Одно из самых замечательных явлений в русской поэзии – стихи Ф.И.Тютчева о

пленительной русской природе. Природа в его стихах одухотворена.

Бегут и блещут и гласят…

Ручьи в этих стихах – 1 ые вестники

весны оповещают о приходе праздника

Таким образом, в стихах Тютчева о природе вода – это поэтический образ ,

вызывающий философские размышления.

Ты, вода моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Морская даль во мгле туманной;

Там парус тонет, как в дыму,

А волны в злобе постоянной

Бегут к прибрежью моему.

Водная стихия в этих стихах выражает состояние

человеческой души.

Многие поэты в своих произведениях писали о реке нашей области

Волге. Среди них Н.А. Некрасов.

« О, Волга! После многих лет

Я вновь принёс тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Имя поэтессы Марины Цветаевой является наиболее художественно - значимым.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя –Марина.

Я бренная пена морская…

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена-

Высокая пена морская!

Когда - нибудь морские струи

Выглядывая с корабля,

Морская канула – в моря!

Многие поэты писали о её величестве воде!

У Николая Гумилева Алексей Николаевич Константин Дмитриевич

много стихов, которые Плещеев Бальмонт

Николай Рубцов Сергей Есенин Иван Бунин

Вода в сказках. В сказках встречается мёртвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Вода – это символ жизни.

Вода в сказках.

В сказках встречается мёртвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Вода – это символ жизни.

Море является участником рассказа: оно меняет психику и настроение героев. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени символическое значение и говорит о той грядущей буре, которая очистит жизнь. По описанию моря можно догадаться об отношении героев к водной стихии.

Иван Алексеевич Бунин . (1870- 1953)

«…в прибрежном овраге, спустившемся из лесу к морю, прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка . Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из- за гор и лесов, точно какое- то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

Описание водных пространств в рассказе придают бунинской прозе особую выразительность .

Вода в народных выражениях.

В прозаических произведениях можно встретить много

народных выражений со словом вода: «Много воды

Они придают речи героев разговорный оттенок.

В ходе работы мы узнали много интересного ,познава-тельного. Научились объединять полученные знания в целостную систему, анализировать их, что пригодится нам в будущем.

В ходе работы мы узнали много интересного ,познава-тельного.

Научились объединять полученные знания в целостную систему,

анализировать их, что пригодится нам в будущем.

 Вода- это одна из четырёх стихий, определяющих наше мироустройство. Она является участником русской поэзии и прозы. А также вода - это источник вдохновения. Море, например, вдохновляло поэтов и писателей на создание поэтических шедевров . Гипотеза подтвердилась .

Вода- это одна из четырёх стихий,

определяющих наше мироустройство.

Она является участником русской поэзии и прозы.

А также вода - это источник вдохновения.

Море, например, вдохновляло поэтов и писателей

на создание поэтических шедевров .

Гипотеза подтвердилась .

Обратившись к произведениям художественной литературы 18, 19, 20 веков , мы пришли к выводам:

В данной работе шестиклассник рассматривает роль воды в различных произведениях фольклора и русской литературы, поднимая актуальную экологическую проблему состояния воды в наше время.

ВложениеРазмер
alekseev.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХII Областные школьные

«Живая мёртвая вода…

(По страницам литературы

Автор: Алексеев Андрей,

МОУ Кротовская СОШ

Самарская область, Кинель-Черкасский р-н,

с.Кротовка, ул.Куйбышевская, 21.

Руководитель: Иванова Ирина Павловна,

учитель русского языка и литературы.

Самарская область, Кинель-Черкасский район,

с.Кротовка, ул. Ленинградская, 18 – 2.

на работу Алексеева Андрея «Живая мёртвая вода…

Реферат Алексеева Андрея соответствует заявленной теме, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы, логичностью, связностью, доказательностью. Работа структурно упорядочена, оптимально соотношение введения, основной части и заключения. Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям: наличествует план, список литературы, правильно оформлены сноски и соблюдена культура цитирования.

Во введении ученик обосновывает выбор темы реферата и его актуальность, объясняя это тем, что в последние десятилетия земляне слишком потребительски относятся к воде, в связи с чем запасы пресной воды на планете стали резко сокращаться. Цель исследовательской работы Алексеева А. - показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Материал реферата структурирован по главам, заголовки к частям текста отражают содержание глав. Материал реферата изложен разносторонне, ученик приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения, выражает свое мнение по проблеме, утверждая, что ценность воды во все времена была очень высока, и это легко проследить по русскому фольклору.

В результате работы выпускницей сделаны выводы о том, что произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь.

В работе соблюдены нормы русского литературного языка, письменная речь ученика грамотна, эмоциональна, убедительна.

  1. Введение.
  2. Живая мёртвая вода. (По страницам литературы от сказок до наших дней.)
  1. Вода в малых жанрах фольклора.
  2. Вода в сказках.
  3. Вода в литературе ХХ века.
  4. Результаты наблюдений.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.

В тот день в школе на всех уроках обращались к теме воды. На уроке же литературы мы остановились на некоторых произведениях, в которых вода играет важную роль. Именно тогда вода, её место и роль в литературе и привлекла наше внимание в качестве предмета исследования.

Мы поставили перед собой цель: показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.

Для достижения этой цели определили следующие задачи:

  1. Определить жанры литературы, в которых изображается вода.
  2. Выяснить, какую роль играет вода в каждом конкретном произведении.
  3. Выяснить, различается ли изображение воды в зависимости от времени создания произведения.
  4. Показать значение образа воды для читателей.
  1. Живая вода
  1. Вода в малых жанрах фольклора

А как точно и тонко подчёркиваются свойства и особенности воды в загадках!

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Без ног ходит, без рта глотает. (Река)

Осенью спать ложусь. (Река) [3].

А вот современная загадка:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без… (воды).

Думаю, все заметили, что в дошедших до нас через столетия пословицах и загадках подчёркивается то, что вода – часть природы, а в более современной приведённой загадке – практическая значимость воды.

«– Речка-матушка, спрячь меня!

– Выпей моего молочка!

Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях.

В немой глуши степей горючих
За дальней цепью диких гор,
Жилища ветров, бурь гремучих,
Куда и ведьмы смелый взор
Проникнуть в поздний час боится,
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою;
Кругом всё тихо, ветры спят,
Прохлада вешняя не веет,
Столетни сосны не шумят,
Не вьются птицы, лань не смеет
В жар летний пить из тайных вод;
Чета духов с начала мира,
Безмолвная на лоне мира,
Дремучий берег стережет.
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи давний сон
И удалились страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает… [5].

Вот конек хвостом махнул,

В те котлы мордой макнул,

На Ивана дважды прыснул,

Громким посвистом присвистнул.

На конька Иван взглянул

И в котел тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже.

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

Вот он в платье нарядился,

Осмотрелся, подбодрясь, [6].

С важным видом, будто князь.

"Ты, волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что тема и образ воды занимает в сказках огромное место. В них она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных наказывает.

Читаешь такие строки и чувствуешь, что автор не только хорошо знает эти места, но и любит их беззаветно. И это не случайно. Мещёрский край – последняя любовь К.Паустовского. Посвящая ему целую россыпь изумительно поэтичных, даже музыкальных, рассказов, писатель напоминает нам, что мы должны беречь наш мир, эту прекрасную землю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

доклад участника научно –практической конференции

Вода в произведениях русских поэтов

Руководители: учитель русского языка и литературы

Прокопьева Сардаана Степановна

Николаева Акулина Николаевна

Вода – прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода.

Большинство людей убеждены, что водяной пар белого цвета, и очень удивляются, слыша, что это неверно. В действительности водяной пар совершенно прозрачен, невидим и, следовательно, не имеет цвета вовсе.Тот белый туман, который в обыденной жизни называют паром,представляет собой не пар в физическом смысле слова, а воду,распыленную в мелкие капельки. Облака также состоят не из водяного пара, а из мельчайших водяных капелек.

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет - и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

Цель работы : изучить состояние воды в поэзии русских писателей.

1. Раскрыть свойства воды в поэзии русских писателей

2. Выявить примерами состояние воды в поэзии.

3. Исследовать , как передается свойства воды в поэзии

Объект исследования: поэзия русских писателей

Предмет исследования : состояние воды .

Методы исследования : поисковый метод, художественно-выразительные средства

Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в качестве учебного материала.

Актуальность: .

Природная красота как произведение искусства Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Тема воды в литературе очень широка.

Словесная вода не имеет формулы,
но полна формулировок.

Л.С.Сухоруков

Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно в рамках одной страницы не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях. Попробуем лишь дотронуться до верхушки водного литературного айсберга.

Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"

Используя образ реки для сравнения, через сотни лет Л.Толстой напишет: "Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…"

У Г.Р.Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создает стихотворение "Водомет" ("Луч шумящий, водометный, Свыше сыплюща роса. Мой последний слышьте вздох"), но самым, наверное, известным, философско-трагическим стало последнее: "Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей…" Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличии от нас.

Вода-человек

В литературе вода помогает нам представить смену времен года (особенно ярко в стихах Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления. Пожалуй первым, кто от описания силы и красоты падающей воды ("Водопад") перешел к размышлениям о человеческой природе, был Г.Р.Державин. Эту особенность мы можем выделить позднее у Пушкина, Лермонтова и уже упоминавшегося Ф.И.Тютчева.

Последний отметил особую, присущую лишь человеку, воду – "Слезы людские…" С чем только они не сравнивались: с дождем, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой соленой влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М.И.Цветаевой (единственного, носящего морское имя, большого поэта) – это слезы неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!", а у А.Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: "И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли" ("Реквием")..

Марина (р.) – морская. Ср. "маринист" (художник, пишущий море), "аквамарин" (камень цвета морской воды).

Моисей (е.) – извлеченный (из воды).

Имя связано с легендой о египетской царевне, усыновившей ребенка Моисея, плывшего в люльке по Нилу.

Впрочем, египтологи считают имя египетским (Месу), а данную этимологию – еврейской народной этимологией.

Самая известная из литературных Марин – Цветаева.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская.

Вода в фольклоре

В сказках

Многие русские сказки начинает сказочный зачин: "На море – океане, на острове Буяне…"

Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.

Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.

В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.

Русалка

Самый известный водный фольклорный персонаж – Русалка. Русалка встречается у А.С.Пушкина "Русалка", у Гоголя в "Майской ночи…" Пришли они в литературу из устного народного творчества, унаследовав основные черты: беззащитность, потребность в любви, верности.

Русалочий праздник – 7 июля, День Ивана Купалы.

Водяной

Водяной, в отличие от пришедших с земли в воду девушек – русалок, – хозяин воды, в каждом водоеме свой. Его все ублажают: и рыбаки, и мельники. Водяной – злой дух, но любит только доброе обращение. Внешность отталкивающая: большущие, с длинными пальцами лапы, светящиеся зеленым огнем глаза, хвостат и рогат, весь оброс мхом, обмотан тиной. Правда, сейчас водяным и русалкам туго: реки мелеют, озера высыхают, а в соленой воде океанов им неуютно.

Кикимора

Еще один сказочный персонаж, имеющий отношение к воде, Кикимора (вообще-то их две: Шишиги-Кикиморы домовые, а есть еще Кикимора болотная). К Кикиморе болотной относят болотные черти непослушных дочек сердитых матерей, из которых-то и появляются Кикиморы: существа непослушные, проказливые, способные заморочить кого угодно. Слова "морока" и "кикимора" произошли от одного слова Мора или Марона, считавшейся у наших предков богиней смерти.

Во всех древних высказываниях в даосизме образ воды символизирует путь в обход препятствий, олицетворение победы видимой слабости над силой. В буддизме – символ бурного потока бытия – неутомимая вода. Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры.

Божества источников – это юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, которых можно задабривать, бросая монетки в воду, а те в свою очередь исполнят ваши желания.

Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем.

Вода и этимология

Вода . Общеслав. индоевр. характера. Та же основа, но с перегласовкой, содержится в словах ведро, выдра .

Водка . Собств. – русск. Производное посредством суф. – ка от вода . Первоначальное значение – "спиртовой лекарственный настой". Значение "водка", возникло у этого слова под влиянием польск. wodka – свободной кальки лат. aqua vitae – "алкоголь" (буквально – "вода жизни").

Вода и фразеология

Водой не разольешь кого. Разг . Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Водой не разольешь кого. Разг . Не разведешь силой в стороны (чаще дерущихся).

Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. (Будто) дар речи потерял.

Воды (водой) не замутит . Разг. Одобр . Употр. при подлеж. со с значением лица. Очень смирный, кроткий, покорный. Ср.: мухи не обидит.

Возить воду на ком. Разг . Употр. при подлеж. со с значением лица. Обременять кого-либо тяжелой, унизительной работой.

Из посл.: На сердитых воду возят.

Вода - это жизнь;

Не смотря на то, что планета больше чем на 70% покрыта водой, проблема пресной воды с каждым годом становится острее.

Значит воду надо беречь и это дело каждого.

Надо помнить что каждый из нас может внести посильный вклад в решение этой

Рассмотрим, как передают состояние воды поэты:

Жидкое (агрегатное )состояние воды

Капли жемчужные, капли прекрасные

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых.

Люди, веселые в жизни забвения,

Как велики вы в глазах у других

И как вы жалки во мраке падения,

Нет утешенья вам в мире живых.

Капли осенние, сколько наводите

На душу грусти вы чувства тяжелого.

Тихо скользите по стеклам и бродите,

Точно как ищете что-то веселого…

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно…

… А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

… Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Вот ливень (не его ль душа ждала)?

И впрямь с небес свалившееся диво-

Так виртуозно, так красноречиво

Вершит свои насущные дела:

Извлек из жести первобытный рев,

Обрушившись неведомо откуда,

Деревья, как зеленые сосуды,

Налил дрожащей влагой до краев,

Какую красоту явил июль,

Опровергая все метеосводки!

Предметов очертания нечетки

Сквозь ливневый колеблющийся тюль.

Твердое состояние воды

Как ты мне родна:

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

… Под голубыми небесами

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Газообразное состояние воды.

Тучки небесные вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

Таким образом, в поэзии вода переходит из одного состояния в другое 3 раза:

ВОДА - СОН В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ - тема научной статьи по языкознанию из журнала Русская речь

Вода - сон в языке поэзии и прозы

© М. Н. ГЛАДЦИНОВА, кандидат филологических наук

В статье проводится семантический анализ и описание ассоциативно-смысловой связи вода - сон, которая имеет архетипическую природу.

Ключевые слова: архетип, вода, сон, метафора, семантика, семантические связи.

Для того чтобы доказать архетипичность смысловой связи вода - сон, проведем семантический анализ контекстов разных художественных произведений, стихотворений русских поэтов-романтиков XIX века В.К. Кюхельбекера, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; поэтов XX века А.А. Блока, Н.А. Клюева; прозаических текстов Е.И. Замятина, Л.Н. Андреева, Т.Н. Толстой.

Сон связан и с семантикой забвения. Эта связь когнитивно мотивирована: состояние сна есть состояние забвения своей дневной жизни, временная потеря памяти, погружение в иной мир (забыться сном; забыться во сне; чую, где ночую, да не знаю, где сплю). Вода тоже часто символизирует забвение, что отражено во фраземах: река забвения, кон-

цы в воду, и дело с концом, спрятать концы в воду (скрыть следы преступления), а значит, между смыслами вода и сон общим компонентом является также сема забвение.

В целом, все тексты, в которых актуализируется связь вода - сон, по способу ее представления можно разделить на три группы:

Текст стихотворения делится на четыре смысловые части:

3. На том берегу. Поэт описывает преодоление немого темного хаоса и достижение светлого берега - берега сновидений и воплощенной мечты. Пловец видит сны о прошлом: «И вдруг я на береге - будто знаком! / Гляжу и вхожу в очарованный дом: / Из окон мне милые лица глядят /

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: