Библейские жанры живописи сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852)

Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904)

Василий Иванович Суриков (1848 -1916)

Федор Антонович Бруни (1799 - 1875)

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Григорий Григорьевич Чернецов (1801 - 1865)

В. Беляев

Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904)

Николай Петрович Ломтев (1817-1859)

Вильгельм Александрович Котарбинский (1849-1921)

Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855)

Алексей Егорович Егоров (1776-1851)

Владимир Егорович Маковский (1846-1920)

Антон Павлович Лосенко (1737-1773)

Федор Антонович Моллер (1812-1874)

Петр Михайлович Шамшин (1811-1895)

Алексей Васильевич Тыранов (1808—1859)

Яков Федорович Капков (1816-1854)

Григорий Иванович Угрюмов (1764 - 1823)

Василий Павлович Худояров (1831-1891)

Неизвестный художник пер. трети XVIII века (школа А. Матвеева)

Религиозный жанр — раздел искусства, в котором художник с помощью образов и форм воплощает в произведении веру в существование высших сил и поклонение им. Религиозный жанр существует не только в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, но и в литературе, музыке, хореографии, кинематографе и различных видах декоративно-прикладного искусства. Основное предназначение произведений религиозной направленности — передача зрителю глубоких моральных посланий и укрепление веры человека в Бога.

Религиозный жанр в европейской христианской живописи традиционно считается важнейшей частью исторического жанра. Он объединяет все произведения художников на библейскую тематику, независимо от стиля и времени написания.

Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях

Религиозный жанр в искусстве присутствует во всех мировых системах вероисповедания, но в разных проявлениях. С древних времен в торжественных культовых мероприятиях используются всевозможные выразительные формы искусства:

  • декламационное чтение священных текстов и хоровое пение;
  • театрализованные процессии и ритуальные танцы;
  • специальное освещение и музыка.

Важнейшим изобразительным видом искусства для укрепления веры людей в Бога была и остается архитектура. Величественные храмовые комплексы выдающиеся зодчие создавали во все времена:

  • в Древнем Египте и Месопотамии;
  • в Индии и Китае;
  • в Африке и Америке;
  • в Древней Греции и Риме;
  • в христианской Европе и мусульманских государствах.

В христианской культуре, помимо архитектуры, тематика высших сил также широко использовалась в живописи:

  • иконописи;
  • художественной росписи стен храмов и алтарей; ; .

В Исламе из-за ограничения на изображения людей и животных для художественного украшения мечетей архитекторы использовали геометрические узоры, арабески и каллиграфические элементы.

История религиозного жанра в европейском искусстве

История религиозного жанра в христианской культуре берет свое начало со II века нашей эры. В те времена христиане повергались гонениям со стороны языческих правителей Римской Империи, поэтому творчество мастеров было ограничено созданием рукописных иллюстрированных библейских текстов и росписями стен в катакомбах.

В 312 году Константин Великий перешел в христианскую веру и перенес столицу Римской Империи в Новый Рим — Константинополь. С этого момента начинается бурное развитие жанра в архитектуре, живописи и скульптуре.

В Византийской Империи вплоть до ее гибели в 1453 года происходит масштабное строительство величественных храмов, стремительно набирает популярность фресковая роспись стен, формируется уникальная школа иконописи, создаются мозаики на библейскую тематику.

Из Византии религиозный жанр вместе с принятием христианства постепенно проникает во все страны Западной и Восточной Европы. В Киевской Руси, а позже — в Московском княжестве иконопись становится важнейшим видом живописи.

Огромный вклад в развитие религиозного жанра в древнерусском государстве внес Андрей Рублев. Гениальный мастер, причисленный ныне православной церковью к лику святых, создавал глубоко духовные иконы и фресковые росписи. К сожалению, большинство его работ не сохранились до наших дней.

На территории Западной Европы в Средние века жанр полностью господствует в изобразительном искусстве. В Париже, Кельне, Реймсе, Амьене, Йорке и других городах строятся уникальные готические соборы, прославляющие величие Бога.

В эпоху Ренессанса стремительно возрастает интерес к живописи и скульптуре на библейскую тематику. Представители церкви становятся крупнейшими заказчиками у прославленных мастеров вплоть до начала XVII века. Величайшие гении того времени большую часть жизни посвящают созданию:

  • масштабных фресок;
  • уникальных алтарных росписей;
  • скульптурных композиций и барельефов;
  • картин, гравюр и иллюстраций к Святому писанию.

В середине XVII века ситуация на рынке искусства начинает быстро меняться. Появляются новые богатые заказчики из числа успешных коммерсантов и правителей. Религиозный жанр стремительно теряет господствующие позиции. Растет спрос на портреты, пейзажи, произведения на батальную, историческую и мифологическую тематики.

В последующие века интерес со стороны заказчиков к картинам и скульптурам с библейскими сюжетами продолжает угасать. Художники предпочитают создавать произведения на другие темы, которые быстрее находят своего покупателя и отображают текущие запросы общества. Эта тенденция продолжается и в наши дни.

Известные художники религиозного жанра

К числу известных художников религиозного жанра можно причислить десятки гениев живописи и скульптуры. К этой тематике в своем творчестве постоянно обращались крупнейшие мастера эпохи Ренессанса. Среди них:

Шедевральные произведения искусства религиозного жанра и сегодня вызывают у зрителей чувства восхищения и духовного трепета. Они заставляют людей глубоко задуматься о вечных истинах и дарят надежду.

На портале Very Important Lot коллекционеры и ценители старинного искусства могут принять участие в арт-аукционах и побороться за право покупки уникальных предметов антиквариата. Сайт также предоставляет возможность всем желающим напрямую купить картины, скульптуры, иконы у современных художников.

  • Любое художественное произведение на библейскую тему (христианское искусство);
  • Картины, иллюстрирующие поклонению богу политеистических религий;
  • Работы буддийского, индусского, китайского, иудейского, исламского искусства, связанные с религиозными верованиями или обрядами.

Религиозное изобразительное искусство – это любая картина, которой поддерживается моральное послание религии. В этом контексте религия означает любой набор человеческих верований, связанных с тем, что они считают священным, святым, духовным или божественным.

Истоки


С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Внутренние и наружные художественные украшения для христианских, исламских и буддистских храмов включают широкий спектр примеров декоративно-прикладного искусства: каллиграфия, керамика, иконы, манускрипты, металлические изделия, мозаика, витражи, резные деревянные детали. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры.

Искусство Античности и древних цивилизаций

Задание художников Египта, Рима и Греции — возвысить персону правителя. В Египте фараон воплощал бога на земле, поэтому его изображения были священными.

Работы периода античности дошли до нашего времени фрагментарно. Репрезентативна для характеристики религиозного искусства скульптура и архитектура этого времени, иллюстрируется Парфеноном и другими храмами Акрополя в Афинах.

В Христианстве

Зарождение христианской живописи: развитие религиозного искусства в средние века и эпоху Возрождения
Христианское или библейское искусство появилось приблизительно через 150 лет после смерти Христа. Изначально, библейская живопись и скульптура были результатом соединения черт римского и греческого искусства. В течение ближайших столетий христианская иконография стандартизировалась, была приведена в соответствие с библейскими текстами.

В средние века религиозная живопись развивалась в форме иконописи.

Иконопись

После окончания эпохи иконоборства возобновились работы по созданию икон. Технические особенности: линейная стилизация, утонение, вытянутость фигур, спиритуализация образов, отказ от натурализма.

Техника иконописи распространилась по всей восточной православной области, в частности в Киеве, Новгороде и Москве. Она стала одной из главных особенностей русской средневековой живописи. Кроме Андрея Рублева, величайшими русскими иконописцами были:

Важным центром раннего христианского искусства западной Европы была Ирландия. В результате развития готического стиля в архитектуре и доминирования церкви над светской жизнь, возвели множество соборов: в Париже (Нотр — Дам), Шартре, Суассоне, Бурже, Реймсе, Амьене и других городах. Соборы были богато украшены иконами. Религиозный сюжет был доминирующим в книжных миниатюрах.

Особенности нидерландского религиозного искусства периода иллюстрирует Гентский алтарь Яна и Хуберта ван Эйков, алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса, работы Роджера Ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего.

Итальянское искусство Возрождения финансировалось церковью и меценатами – семьями Медичи и Гонзага. Большинство работ итальянского Ренессанса отличаются доминированием религиозной тематики:


Венецианская живопись представлена рядом картин выдающихся художников — Тициана и Тинторетто.
В XV веке работали Антонелло да Мессина, Караваджо – картины отличались значительным влиянием маньеризма.

Религиозная живопись XVII – XVIII веков

После Реформации Ватикан начал активную кампанию католической Контрреформации. Живопись стала одним из инструментов влияния. Церковь хотела передать свое послание непосредственно верующим, требовала от художников бескомпромиссной ясность и реалистичности образов. Картины должны были реально передавать изображенные объекты.

Известные художники и их работы:

Стиль барокко изменил религиозную живопись – появились новые черты:

  • Эмоциональность;
  • Динамичность;
  • Яркость;
  • Детализация.

С середины XVIII века религиозный жанр теряет актуальность. Популярными становятся портрет, пейзаж, натюрморт, в основном, картины для частных клиентов.

Развитие жанра с XIX века до современности

В 19 веке библейская тематика в изобразительном искусстве утратила актуальность. Только несколько художников продолжали писать картины на религиозные темы в стиле реализма, романтизма, спрос на композиции резко упал – эта тенденция продолжалась до 20 века. Выделяются работы символиста из Бельгии Джеймса Энсора.

Значение для культуры

Роль религиозной живописи на протяжении всего времени развития зависела от статуса церкви и религии. Наибольшее влияние религии наблюдается в средние века – именно тогда были созданы знаковые работы, шедевры живописи. На современном этапе авангардные художники предлагают свое виденье религиозного направления.

Живопись, как одно из основных направлений мирового искусства, неразрывно связана с литературой и религией. Одной из значимых и чаще всего иллюстрируемых ранее была книга священного писания христианской и еврейской религий, известная всем как Библия.

Библейские сюжеты в мировой живописи

Уильям Бугро, картина "Первое утро"

Библейские мотивы стали основополагающими в зарождении мирового художественного искусства, начиная с античных веков.

Перечислять имена мастеров XIII - XV веков нет смысла, так как каждый из них в большей или меньшей степени касался религиозной тематики, но большой вклад в развитие школы иконописной живописи и новых формаций в повествовании библейских рассказов в масле и темпере стали Джотто ди Бондоне, Чимабуэ и Симоне Мартини. Ранние работы с изображениями сцен из жизни Святого семейства, Иисуса и других не менее известных персонажей, как правило имели масштабное изложение. Это были фрески, храмовая роспись и монументальные картины на сырой штукатурке. Характер произведений был не столь живописен, сколь набожен и сух. Скупость касалась и красок, и компоновки сюжета, и боязни отойти от канонов религиозной живописи.

Библейские сюжеты, наперекор смене ценностей, еще возникают в творчестве художников. Тяга к религиозной тематике ослабевает, а интерпретация тогдашних событий зачастую приобретает иной подтекст с акцентом на мелкую прорисовку лиц, рук и драпировок, когда событие еле угадывается, а его смысл завуалирован роскошным пейзажем. Лишь обращенный взор в прошловековое творчество мастеров раскрывает тот трепет и, вероятно страх, с которым художники касались стен холодным мастихином.

Читайте также: