Сообщение турки 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

1 st row: Осман I • Баязид I Молниеносный • Мехмед II Фатих • Сулейман I Великолепный • Абдул-Меджид I • Абдул-Азиз
2 nd row: Сафийе Али • Мустафа Фехми Кубила • Халиде Эдиб Адывар • Мимар Кемаледдин • Фериха Тевфик • Али Фетхи Окйар

3 rd row: Намык Кемаль • Джахиде Сонку • Мустафа Кемаль Ататюрк • Фатма Алийе Топуз • Тевфик Фикрет • Нигар Ханым •

Всего: около 60 000 000 [источник не указан 1319 дней]
Турция : 55,500,000 - 59,000,000 [1] [2] [3] [4]
Германия : 3,500,000 - 4,000,000 [5] [6] [7]
Канада: 190 000 [8]
Россия : 105,058 (2010 г.) [9] , 92,415(2002) [10]
Казахстан : 97,015 (2009 г.) [11]
Кыргызстан : 39,534 (оц. 2011) [12]
Азербайджан : 38 000 (2009) [13]
Украина : 8 844 шт (2001) [14]
Таджикистан : 700 (2000) [15]
Белоруссия : 469 (2009 г.) [16]
Латвия : 142 (оценка 2010) [17]

Ту́рки (тур. Türkler , ед. число Türk) — тюркский народ, основное население Турции. Общая численность — около 60 млн человек [18] . Большинство верующих — мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тариктаты.

Содержание

Этническая история

Малая Азия до массового переселения тюркских племён

Малая Азия имела необыкновенно пёстрый этнический состав, и её население порой в пределах сравнительно небольшой территории говорило на нескольких языках [19] . В I тысячелетии до н. э. население Западной Анатолии принадлежало отчасти к аборигенам, отчасти к грекам, которые колонизировали регион с IX в. до н. э. К периоду эллинизма почти всё население Анатолии (за исключение восточных и некоторых центральных районов) составляли ассимилировавшиеся друг с другом переселенцы-греки и эллинизированные аборигены; римское господство не оставило заметного влияния на этнический состав населения, которое оставалось греческим по языку и культуре [20] . В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: греки, лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы [21] .

В I тыс. н. э. на территории Алтая и степях Азии образовалась этноязыковая общность тюрков. Первоначальное проникновение тюркских элементов в Малую Азию, а также на Балканы началось в конце IV века, когда на её территории появились гунны. В 530 году Византия поселила в Анатолии часть булгар (районы Трапезуса, рек Чорох и Верхний Евфрат), а в 577 году император Юстиниан II поселил в Восточной Анатолии аварских воинов для защиты границ от персов [22] . Однако первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, не оставив отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии и Восточной Фракии [23] .

Начало этногенеза. Сельджукская эпоха. Бейлики

Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI—XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения [24] .

В XI веке в Малую Азию с востока хлынула волна тюркских племён во главе с сельджуками. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом, а сам император был захвачен в плен. Победа под Манцикертом открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии [25] . Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия — данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. В XI—XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии [26] . В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы [24] [27] .

К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований — бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода [28] . В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка [29] . Правители одного из таких бейликов — караманиды овладели столицей сельджукидов — Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального — в канцелярской переписке, в документах и т. п. [30] . И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей власти сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы.

Османская эпоха



В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют [31] . Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея, а в 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством [32] , став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю как Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV—XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. Н.А. Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века [33] . Д.Е. Еремеев, в свою очередь, относит завершение формирования турецкой народности в конце XV — первой половине XVI в. [34] . По мнению турецкого историка-османиста крымскотатарского происхождения Халила Иналджика сформировавшийся турецкий этнос на 30 % состоял из исламизированного автохтонного населения, а 70 % составляли тюрки; Д.Е. Еремеев считает, что процент тюрок был намного ниже [35] . Об исторической роли первых османских сулатанов Лорд Кинросс пишет:

Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ. Его сын Орхан преобразовал народ в государство; его внук Мурад I превратил государство в империю. Их достижения как политиков были по достоинству оценены одним османским поэтом XIX века, сказавшим: "Мы из племени вырастили подчинявшую себе мир державу" [36] .

В 1516 году Селим I Грозный совершил египетский поход против мамлюков, положив конец существованию их Мамлюкского султаната. С завоеванием Египта Османы заняли исключительное положение в исламском мире, взяв на себя защиту святых мест, в частности священных городов Мекки и Медины Хадимю'л-Харемейн. Согласно распросранённой версии Селим I принял халифат от халифа аль-Мутаваккиля в мечети Айя-София [37] . О роли османской династии в исламской умме крупнейший политический мыслитель Туниса XIX века Хайраддин ат-Туниси писал: "они объединили большинство мусульманских стран под дланью своего справедливого правления, которое было установлено в 699 г. (1299 г.). Посредством хорошего управления, уважения нерушимого шариата, соблюдения прав подданных, славных завоеваний, напоминающих завоевания праведных халифов, и восхождения вверх по ступеням цивилизации (тамаддун) Османы вернули умме её могущество. [38] ."

В XVIII веке назрел кризис в Османской империи. В 1821 году началась национально-освободительная война в Греции, которая в 1830 году добилась своей независимости. Греческая революция сопровождалась этническими чистками турок и евреев [39] с одной стороны и греков с другой, приведшее к исчезновению значительной турецкой общины на Пелопоннесе. Как отмечает Уильям Клейр: "Турки Греции оставили мало следов. Они исчезли внезапно и окончательно весной 1821, не оплакиваемые и незамеченные со стороны остального мира. Спустя годы, когда путешественники спрашивали о происхождении каменных руин, старики рассказывали: "Здесь стояла башня Али Ага. В ней был убит сам хозяин, его гарем и его рабы". Тогда трудно было поверить в то, что когда-то большую часть населения Греции составляли люди турецкого происхождения, проживавшие в небольших общинах, разбросанных по всей стране, процветающие фермеры, торговцы и чиновники, чьи семьи не знали другого дома в течение многих лет. Как говорили греки, луна пожрала их." [40] .

Новейшая история



Самоидентификацаия

Этноним

Турецкая идентичность

Д.Е.Еремеев, говоря об этнониме, затрагивал идентичность:

Турецкий национализм, или в общем плане, турецкая национальная идентичность, появилась на исторической арене достаточно поздно. Некоторые анекдоты часто повторялись, в которых чётко выделялось это опоздание. В конце XIX века, когда некоторых представителей младотурков, расположившихся в Париже, спросили к какой нации они принадлежат, они вначале ответили "Мы мусульмане", и только после того, как им пояснили, что Ислам это религия, они ответили "Мы османы". Им пояснили, что это не нация, но совершенно немыслимо для этих молодых людей сказать, что они были турками [53] .

Turkish nationalism or, in more general terms, Turkish national identity, appeared on the historical stage very late. Certain anecdotes are often repeated which clearly highlight this lateness. Toward the end of the 19th centure, when certain members of the Young Turks who were located in Paris were asked what nation they belonged to, they would at first reply, 'We are Muslims,' and only after it was explained that Islam was a religion would they reply, 'We are Ottomans.' They would then be reminded that this was not a nation either, but it was utterly inconceivable for these youths to say that they were Turks.

Турецкий автор Эмре Конгар пишет:

Турецкий национализм — последнее национальное течение, возникшее с запозданием в период распада империи. Хозяева империи, то есть турки, увидев её распад и осознав, что государство, которым они управляют — это империя, возникшая на чужих территориях и с чужим населением, возможно, осознали себя именно как турки. Понятия турецкая нация, турецкая родина, турецкий язык и турецкая культура — всё это возникло в те времена и получило своё развитие [56] .

Османский язык

До XX века существовал литературный язык Османской империи, достаточно сильно отличавшийся от разговорной турецкой речи — османский язык (осман. لسان عثمانى ‎, lisân-ı Osmânî , тур. Osmanlı Türkçesi, Osmanlıca ), который хоть и был языком тюркской группы, но до 80—90 % состоял из арабских и персидских слов. Так в некоторых памятниках XVII, XVIII и последующих веков турецкий слой занимает ничтожное место (примерно 10—15 %) [59] . Староосманский язык являлся непосредственным преемником вымершего сельджукского языка [60] . По лексике и грамматике османский язык подразделялся на три разновидности [61] :

Турецкий язык

Придя к власти, кемалисты повели борьбу за очищение языка от арабского и персидского влияния. C целью изучения вопроса о реформе алфавита 15 января 1928 года Совет Министров Турции образовал при Министерстве просвещения „Комиссию языка" (тур. Dil Encümeni ), которая вскоре была распущена. Вместо неё 28 июня была создана новая организация — „Комиссия по алфавиту" (тур. Alfabe Encümeni ), принявшая на заседаниях 8 и 12 июля проект алфавита на основе латинской графики [63] . В своей знаменитой речи 8 августа того же года в Стамбуле Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:

1 ноября 1928 года на первом заседании очередной сессии ВНСТ, парламент принял закон о введении нового алфавита [63] . Современный турецкий алфавит состоит из 29 букв (21 согласных и 8 гласных звуков) и 2 орфографических знаков. 12 июня 1932 года Ататюрком было основано Турецкое лингвистическое общество.

Северо-западные диалекты турецкого языка фонетически сильно сближаются с гагаузским языком, причём сам турецкий (в частности его северо-западные диалекты) и гагаузский — оба сближаются с печенежским языком [65] .

Диалекты турецкого языка делятся на 2 основные группы" [66] :

  • западная или дунайско-турецкая: адакалийский, адрианопольский, боснийский и македонский диалекты
  • восточно-анатолийская: айдынский, измирский, караманский, кенийский, сивасский диалекты. К этой же группе относится кипрский диалект и городской говор Анкары.

В качестве основы литературного языка используется стамбульский диалект, на который в последнее время оказывает влияние говор столицы страны — города Анкары.

Турки достойны называться великим народом. Их история полна великих завоеваний, культурные достижения поражают фантазию. Они известны благодаря кулинарии, искусству и науке.

История


Характер


В Турции проживает множество национальностей. Основу составляют турки и курды. Постоянное присутствие завоевателей привело к формированию специфического народа с не менее специфическими чертами характера.
Многие путешественники отмечают вежливость и обходительность турков. Они стремятся помогать друг другу, поддерживая даже в трудную минуту. Большое значение народ придает этикету и всячески старается знакомить иностранцев с традициями своей страны. Поэтому, чтобы произвести приятное впечатление на турка, надо знать хотя бы несколько слов по-турецки. Большое культурное значение имеет религия ислам.
Характер турков можно назвать противоречивым. Это связано с историей и современной реальностью. Предки турков были великими завоевателями, Стамбул являлся Константинополем — одним из важнейших городов в Римской империи, а сейчас в Турции существует социальное неравенство. Многие жители называют страну великой, однако понимают, что ее народ живет непростой жизнью. Есть богатые и много бедняков.
Турки не очень любят спорить, ведь спор способен привести к разрыву отношений. Некоторые довольно наивны, поэтому подпускают к себе льстящих и неискренних людей. Будучи самокритичными, в свой адрес люди критику не терпят, однако всегда любят хорошие шутки.
Одно из самых нелюбимых явлений для турка — это давление. Даже если он что-то делает плохо, его нельзя ругать. Нужно непременно хвалить и объяснять, что стараться следует лучше. Самым же ценным в отношениях турки считают доверие. Выказывание обратного способно спровоцировать недовольство.
Часто турки не готовы признать вину, списывая дурное поведение на шайтана. Например, если человек делает необдуманную покупку, а затем начинает корить себя, наверняка вы услышите от него, что все это вина злых духов.
Чувства времени для турков не существует. Их нельзя назвать пунктуальными, педантичными, расторопными. Опоздать на встречу, отложить сделку, прийти позже назначенного времени — обычное дело. Турки часто откладывают дела на потом. В итоге завтра у них превращается в послезавтра, а послезавтра означает, что дело откладывается на неделю.
Огромное влияние на жизнь и характер людей оказывает ритм города. В маленьких городах Турции люди более спокойны и относятся друг к другу с уважением. В крупных же часто можно увидеть толкучки, суету и ругающихся людей.

Жизнь


Жизненный уклад турков определяется приверженностью к религии, отношению к семье и женщине, обычаям гостеприимства. Последним уделяется важная роль в повседневной жизни. Люди приглашают друг друга в гости после одной-двух встреч. Таким образом турок показывает доверие. Он непременно познакомит с родственниками и семьей, угостит ужином или чаем. Национальный обычай предписывает сделать гостю ответный шаг.
Женщина воспринимается как объект любви. Редко она может быть подругой, коллегой, помощником. Последнее десятилетие внесло свои коррективы, поэтому в турецком обществе можно встретить работающих женщин, даже занимающих посты на государственной службе.
Добрачные отношения запрещены, негативно воспринимается гражданский брак. У турков принято жениться сразу, если вы понравились друг другу. Причем проявлять эмоции можно только в стенах родного дома. Полиция внимательно следит за соблюдением нравственности, поэтому целующихся мужчину и женщину на улице встретить вряд ли удастся. Измены считаются тяжким грехом. Особенно со стороны женщин. Как ни странно, мужчинам подобные проступки могут простить. Одновременно у женщины может быть много поклонников, что совсем не играет ей на руку. До сих пор браки заключаются исключительно по согласию родителей. Часто именно они и выбирают дочери жениха. Впрочем, постепенно европеизация меняет турецкое общество и его устои.
Семейный уклад турков строится на четкой иерархии. Мужья, отцы — главные люди. Младшие всегда подчиняются старшим. Роль старшего брата аналогична роли отца для младших сестер и братьев. Старший обязан защищать, учить, наставлять. Воспитание предписывает ребенку вставать, когда отец заходит в комнату. Часто детям запрещается курить в присутствии родителей.
Понятия красоты отличны от европейских. В городах ценятся стройные и ухоженные девушки, в сельской же местности женщине необходимо иметь силу и выносливость, поэтому полнота для нее вполне естественна.
К женщине проявляют должное уважение в семье мужа лишь тогда, когда она родит сына. Ей предписано всячески оказывать уважение родителям мужа, но с рождением первого сына все меняется. Чем больше сыновей, тем выше ее статус.
Хвастать способностями жены у турецких мужчин не принято. Демонстрация нежности, любви приравнивается к интимным отношениям, поэтому показывать их в обществе не рекомендуется. Женщине нельзя ходить одной по увеселительным заведениям.

Культура


Турция богата архитектурными сооружениями и площадями. Здесь много церквей, университетов, мечетей, древних храмов. До наших дней хорошо сохранились развалины ликийского города, будто бы возникшего из горы. В Европе пользуются большим почетом литературные произведения турецких постмодернистов. С 60-х годов прошлого века наблюдается популяризация театра.
Османы были преемниками технических достижений византийцев. Сохранив их знания, они стали всячески приумножать накопленный опыт. В результате в Турции есть довольно много университетов, в которых преимущественно введено платное обучение. Оно характеризуется доступностью для многих молодых людей, развитие затрагивает исторические, социальные, технические, технологические сферы науки.

Особенности


Одежда


Отношение к повседневной одежде у турков двоякое. Среди населения можно встретить многих людей, одетых в повседневную европейскую одежду. Некоторые соблюдают исламские традиции, нося национальные костюмы.
Провинциальные мужчины и женщины довольно строги в одежде, городские — более свободны. Распространенными предметами гардероба становятся пиджак, галстуки, рубашки. Общей чертой для всех жителей в одежде является сдержанность. Не принято носить откровенные наряды, привлекающие внимание.

Национальный костюм

Традиционно сложилось так, что лучшие одежды носили первые жены султанов. Те женщины, которые принимали ислам, носили:

  • фераджу — хлопчатобумажные рубашки с широкими рукавами;
  • штаны по типу шаровар;
  • на голове носили чадру, закрывающую ее почти полностью вместе с плечами.

Ряд исследователей полагает, что богатые девушки не скрывали лиц, в то время как рабыни были обязаны закрывать лица полностью.
Нерелигиозные женщины надевали юбки фустанеллы, накрывали головы платком, а в качестве верха использовали все те же рубашки. Мужчины носили рубахи, штаны, камзол, кушак. Янычары (военные) пользовались аналогичным гардеробом, однако их рубашки не имели рукавов, чтобы не сковывать движения.
Именно такие черты имел турецкий костюм до 18 века. Сейчас они стали несколько проще. Особенно в отношении строгости. Женщинам разрешено открывать лицо полностью, а с 1925 года они имеют конституционное право носить любую одежду.


Турецкая кухня изобилует мясными блюдами. Турки любят мучное, сладости, добавляют в еду много овощей. Из масел чаще используются оливковое и сливочное.
Завтраку уделяется много внимания. Блюдо обязательно сопровождает кофе, а сама трапеза представлена в виде шведского стола. Непременно завтрак должен включать свежие овощи, множество видов сыров, оливки, медовые соты и куриные яйца. Яичница в Турции готовится с использованием сливочного масла, в нее добавляют красный перец, колбасу.
Колбасы преимущественно делаются из индейки, говядины, курицы. Иногда на замену меду приходит ягодное варенье. Наконец, к завтраку непременно должен прилагаться свежеиспеченный хлеб. Кофе не является обязательным к употреблению напитком, его можно заменить черным чаем.
Первое блюдо сильно отличается от европейских. Традиционные турецкие супы часто представляют собой пюре. При этом турки говорят, что суп нужно именно пить, а не есть.
Наиболее популярным считается чечевичный суп, что связано с широким распространением бобовых культур. В Турции используют любую чечевицу: красную, желтую, зеленую. К ней добавляют картофель, лук, морковь. Чечевичный суп часто сдабривают перцем и лимонным соком. Гурманам обязательно будет интересен молочный суп. Готовят блюда из муки и йогурта. Суп получается густым, пикантным благодаря перцу, чесноку и луку.
Мясо в стране стоит довольно дорого. Однако мясные блюда пользуются популярностью. Распространены говядина, баранина, телятина. Часто можно встретить кебабы из ягненка, которые продают прямо на улицах. Кстати, типов кебаба существует довольно много. Например, шиш-кебаб содержит рис и шашлык, а адана фаршируется мясным фаршем.
Неизменным национальным блюдом турецкой кухни остается плов. Обычно в него добавляют оливковое, реже сливочное масло. Любителям колбас по вкусу придется суджук, представляющий собой сплющенную колбасу с использованием разнообразных специй. Ее всегда обжаривают, часто добавляют в яичницу.
Рыба тоже имеется в достатке. Морепродукты наблюдаются в изобилии. Турки научились готовить из рыбных блюд удивительные произведения кулинарного искусства. Среди низ балык экмек, представляющий собой подобие рыбного сандвича, всевозможные виды мидий с разнообразной начинкой. Их подают в ресторанах, уличных закусочных или прямо в лотках.
Популярной сладостью остается лукум. Лакомство изготавливают из сахарного сиропа. Лукум может быть с добавлением лепестков роз, фисташек, арахиса, кокоса. Это изысканное угощение впервые стали преподносить султанам, а теперь оно доступно каждому жителю и гостю Турции.
Еще турки обожают пахлаву, которую приготавливают из слоеного теста. Это удивительно вкусное кушанье, пропитанное медовым сиропом. Лучше всего брать угощение в кондитерских, где пахлава всегда свежая.
Сладкоежки оценят локму — это маленькие шарики, обжаренные в масле, политые сахарным сиропом или медом.

Праздники


Турецкие праздники можно разделить на:

  1. религиозные
  2. народные
  3. государственные.

Празднества отмечают везде, причем делают это с размахом. Ярким примером тому служат исламские Курбан-байрам и Рамазан. Самым же ярким является Рождество Мухаммеда. Праздник сопровождается иллюминациями, массовыми народными молитвами, пожеланиями добра, счастья, совершением благих поступков, песнопениями и танцами.
Главным турецким государственным праздником считается День республики. Его отмечают многие жители Турции, выходя на демонстрации, участвуя в парадах. Праздник приходится на 29 октября, а всего через несколько дней отмечают День Ататюрка. Он полная противоположность Праздника республики: многие развлекательные учреждения закрываются, повсюду транслируются фильмы, чествующие деятельность Кемаля.
Посмотреть на реконструкции захвата Стамбула можно 29 мая в столице на городской площади. Реконструкции приурочены к празднику взятия византийской столицы, что считается крайне важным событием в истории Турции.
Многим туристам очень нравится Праздник весны. Это действительно необычный день, сопровождющийся национальными танцами. Люди верят, что в Праздник весны с небес спускается пророк Хызыр, исполняющий желания. Каждый готовящийся к ответному дню должен прибраться в жилье, очистить разум от дурных помыслов. На встречу весны готовят угощения, помогают беднякам, загадывают желания.
Новому году предпочитают Навруз. Праздник отмечается в конце марта. В этот день принято окружать себя вином, хлебными лепешками, ростками ячменя, монетками. Во время Навруза воздают почести священному огню.
На формирование турецкого народа оказали влияние многие завоеватели. Позднее их предки сами стали мощной силой, сумевшей победить великую Византию. Сейчас турки переживают непростые времена, но имеют все перспективы для развития. Продолжая укрепление торговых отношений с Востоком и Западом, Турция остается значимым торговым партнером, а влияние культуры народа и туристическая привлекательность позволяют людям осознавать важную роль в мире.

А чтобы узнать, какую еду стоит обязательно попробовать в Турции, посмотрите представленный ниже видеоролик. В нем показаны 5 наиболее популярных среди европейских туристов блюд турецкой кухни.


В 6 классе в школе проходят завоевание турками-османами Балканского полуострова. Эта тема охватывает период с 1352 до 1536 год. Турецким султанам удалось поставить под свой контроль значительную часть Европы южнее Дуная.

Турецкая экспансия в XIV веке

На восточное побережье Эгейского моря турки сельджуки вышли еще в конце XI века. Однако, первое появление их войск на Балканах произошло в середине XIV века. В 1352 году, при султане Орхане Гази, турки взяли под контроль крепость Цимпе. Она имела стратегическое значение, так как находилась у входа в Мраморное море со стороны пролива Дарданеллы.


Рис. 1. Завоевание турками-османами балканского полуострова.

Причиной такого успеха стала гражданская война в Византии между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином. В 1354 году из-за землетрясения обрушились стены крепости Галлиполи и турки завладели ей. Теперь этот населенный пункт называется по-турецки – Гелиболу.

В 1360 году султан Орхан умер, трон наследовал Мурад I, который правил до 1389 года. В 1361 году он захватил Адрианополь, куда вскоре перенес столицу государства. Сейчас этот город называется по-турецки Эдирне. Следующими захваченными городами стали Созополь и Пловдив на территории современной Болгарии. В 1371 турки разгромили в битве на реке Марице войско князей Македонии – Вукашина и Углеша Мрнявчевичей.

В 1380-ые султан Мурад двинул войска на Сербию и захватил город Ниш. Спустя три года произошла битва на Косовом поле около города Приштина. Сербы потерпели поражение, но им удалось убить османского султана.

Следующим султаном стал Баязид I. К 1396 году он завоевал Болгарию, Фессалию и Македонию. Он осаждал Константинополь с 1394 по 1402, но взять город не смог из-за поражения вблизи Анкары от армии Тамерлана.

В середине XIV века турки-османы контролировали не все территорию современной Турции в Азии, а только ее северо-западные районы, от Пергама на западе, до Анкары на востоке и далее сфера их влияния шла на север к Черному морю.

Взятие Константинополя 1453

Рис. 2. Взятие Константинополя 1453.

Расширение османских владений в XV-XVI веках

Из-за поражения от Тамерлана турки-османы возобновили наступательные действия на Балканском полуострове только через четверть века при султане Мураде II. Он правил с 1421 по 1451 год. К 1430 году турки захватили Салоники, а к 1439 – крепости Голубац и Смедерово в Сербии, но последнюю к 1444 сербы смогли вернуть благодаря помощи со стороны венгров.

Следующий султан – Мехмет II вошел в историю как один из самых выдающихся османских правителей и получил прозвище “Завоеватель”. Он правил с 1451 по 1481 год и присоединил к своим владениям на Балканах такие территории:

  • Константинополь в 1453.
  • Полуостров Пелопоннес в 1460.
  • Сербию в 1459.
  • Боснию в 1463.
  • Герцеговину в 1465.
  • Албанию в 1479.

После смерти Мехмета II правили султаны – Баязид II (с 1481 по 1512) и Селим I (с 1512 по 1520). Они в основном занимались экспансией в Азии, а не расширением владений на Балканах.

Султан Сулейман Великолепный в 1521 начал войну с Венгрией и присоединил к Османской империи Белград и Шабац. К 1538 году его армией были захвачены хорватские владения в Славонии и Далмации – крепости Пожег и Клис. На этом османская экспансия на Балканах закончилась.

Мехмед II Завоеватель

Рис. 3. Мехмед II Завоеватель.

Что мы узнали?

Выше было рассказано кратко о завоевании турками-османами Балканского полуострова. Оно продолжалось почти 200 лет и представляет собой героическую страницу не только турецкой, но и сербской, албанской, болгарской, венгерской, греческой и итальянской истории.

Турки – яркий народ с богатой и интересной историей. Но если заглянуть в старинные источники, мы увидим, что прежде территорию Турции населяли совсем другие племена – армяне, греки, ассирийцы, евреи.

Но как же на этих землях появился совершенно новый народ с уникальной культурой? Ответить на этот вопрос нам может прошлое турок. История этого этноса полна завоеваний и войн, успешных изобретений и невероятных достижений в самых разных областях. Турки стали создателями могущественном империи, что не боялась бросать вызов поистине великим государствам-соперникам. Какой же он – турецкий народ: в древности и сегодня?

Со страниц прошлого

История турок как народа начинается со времён заселения Малой Азии сельджуками, что являлись потомками племён огузов. Значительная часть историков высказывает предположение, что огузские племена появились в Приаралье после смешения тюркских, сарматских и угорских этносов.

Изначально тюрки-огузы представляли собой малочисленные слабые общины, но постепенно их влияние возрастало, а сам народ занимал всё больше новых земель. Значительную роль в укреплении племён сыграло ослабление существовавших в то время государств Малой Азии. Успешно захватывая их, огузы создавали собственную державу.

В XI веке начинается масштабная миграция сельджуков на запад. Возглавляемые Тогрул-беком, племена стали продвигаться к Ирану. После успешного захвата Багдада сельджуки направились к Армении, а затем нанесли удар по Византии. Значительная часть тюркских племён вела кочевой образ жизни, но со временем они стали смешиваться с местным населением покорённых территорий, что отдавало предпочтение оседлости.

Развитие державы турок

Упадок Римской империи стал новых этапом в развитии турецкой державы. Столицей государства стал Константинополь (сегодня это Стамбул) – город, что считался крайне ценным для ведения торговых дел.

Османская империя за несколько столетий превращается в одну из самых сильных держав мира. Её правители не боялись бросать вызов серьёзным противникам, какими были Россия и европейские страны.

Первая мировая война ознаменовала конец империи, однако это не значило ослабления Турции. Напротив, во главе народа стал Мустафа Кемаль, известный как Ататюрк.

Благодаря ему в государстве появилось светское обучение, были проведены необходимые преобразования в области законодательного права, свобод женщин и власти церкви. Сегодня для многих турок Мустафа Кемаль остаётся национальным героем, величайшим человеком своей страны. День его рождения является праздником в Турции.

Культура народа Турции

В наши дни Турция является многонациональной страной, однако турки и курды составляют этническое большинство. Сложности истории, постоянные войны, борьба и смешение этносов создали поистине уникальный турецкий характер.

Однако трудности не сделали турок грубее. Но нет – многие путешественники, посетившие Турцию, отмечают, что местные жители готовы бескорыстно помочь тому, кто нуждается в поддержке. Они гордятся своими культурой, историей, страной в целом, а потому знание нескольких фраз на турецком языке может впечатлить этот народ и вызвать неподдельное уважение к иностранцу.

Тот, кто хотя бы раз побывал в Турции, несомненно останется под впечатлением архитектуры этой страны. Возведение величественных зданий, мечетей турки действительно сумели превратить в особенное искусство.

Даже в наше время можно посетить развалины ликийского города, древнее строение, что, согласно преданию, появилось из горы. Высокого уровня развития достигла турецкая литература. Произведения постмодернистов Турции пользуются большой популярностью в Европе.

Турчанка, портрет в полный рост между 1880 и 1900 годами Абдуллах Бразерс Библиотека Конгресса Печати и фотографи Вашингтон,США

Турчанка, портрет в полный рост между 1880 и 1900 годами / © Абдуллах Бразерс
Местонахождение: Библиотека Конгресса печати и фотографии, Вашингтон, США

Традиционная одежда турок появилась во времена расцвета султанатов. Так сложилось, что лучшие наряды носили жёны султанов. Представительницам знатных семей не нужно было закрывать свои лица, однако рабыни были обязаны придерживаться таких требований.

В мужском костюме отдаются предпочтения вещам свободного кроя, украшенных яркими поясами и вышивкой. Несколько отличался наряд янычар, рубахи которых не имели рукавов, что обеспечивало свободу передвижений.

Турецкий национальный костюм

С XVIII века традиционная турецкая одежда начинает значительно изменяться. Сегодня большинство турок предпочитают европейский стиль, однако на национальных празднествах можно увидеть старинные костюмы. С 1925 года были введены реформы, касающиеся прав женщин.

С этого момента представительницам прекрасного пола в Турции не нужно закрывать свои лица, и они могут надевать любую одежду. От себя хочу заметить, что иностранкам следует помнить о границах дозволенного. Турки с неодобрением относятся к излишне откровенным нарядам и открытой одежде.

Что касается национальной турецкой кухни, то она изобилует мясными блюдами, дополненными всевозможными специями. К угощению непременно подаётся кофе – без этого напитка турки не мыслят своей жизни. Крайне интересная особенность связана с турецкими супами. Народ считает, что это – не еда, а питьё, а его подают в специальных ёмкостях, из которых удобно пить угощение.

Турки – сложный и интересный народ. Так сложилось, что исторически они нередко выступали противниками многих племён и стран. Несмотря на столь воинственный характер предков, большинство современных турок отличаются миролюбивым и спокойным нравом. Тем не менее, столь неординарное прошлое отразилось в яркости их темперамента.

Читайте также: