Сообщение тембры музыкальные краски

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: услышать и прочувствовать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Предметные компетенции

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)
  • развивать понимание чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Социальная компетенция

  • находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе подготовки к конкурсам песни, музыкальным концертам (выбор песни, выбор состава участников ансамбля, согласование времени репетиции)

Коммуникативная компетенция

Личностная компетенция

УМК: Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  1. Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.– 117
  2. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия.– М.: Дрофа, 2009, 2CD
  3. Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72
  4. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Источники:

Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

  1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М.: 1984.-C.141
  2. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/ Под ред. Л.А. Рапацкой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – C.185
  3. Слово о музыке: рус. Композиторы XIX века.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.– 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1990.– С. 191
  4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI –VIIкл. ДМШ. Учебник.-М.: Музыка.-2000.– С.106
  5. Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.– 7-е изд. М.: Музыка: 1979.-С.48

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

Оценочный лист обучающегося на уроке:

Запись в тетради:

Тема урока: Тембры – музыкальные краски

  1. расширить знания о тембре
  2. услышать роль тембра в создании музыкально-живописного образа

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР. Так, оргáн и флейта звучат по-разному. Приложение 1.

Учитель: Как вы думаете, почему музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи.

Ученик: Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния.

Ученик: Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Ученик: Музыка состоит из разнообразия воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Ученик: …(свой вариант ответа)

Учитель: Рассмотрим Нотный пример 38, страница 117 нашего учебника.

Композитор указал музыкальный темп Lento (медленно), солирующий инструмент – СКРИПКА из семейства струнных смычковых инструментов (она представлена на иллюстрации) и определил характер звучания (выразительно).

Нотный пример 38

Учитель: Что известно о характере звучания скрипки?

Ученик: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.(Наш учебник, страница 118, помогает вспомнить ранее приобретённые знания)

Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная.

Учитель: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Ученик: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (Помогает наш Учебник раскрыть ещё одну способность скрипки).

Продолжаем запись в тетради: -виртуозная

Ученик: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Нотный пример 39

Учитель: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Приложение 5. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 119. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Ученик: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.

Запись в тетради: Виолончель – теплота, глубина звучания

Нотный пример 40

Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Прочитаем задание.

Ученик: Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят.

Учитель: На нашем уроке мы услышим и тембр инструмента из семейства деревянных духовых – тембр ФЛЕЙТЫ. Приложение 6.

На странице 120 учебника представлена её иллюстрация. Где лёгкость, изящество и грация в музыке, там и царствует флейта. Как вы думаете, что характерно для тембра флейты?

Нотный пример 41

Учитель: Вновь откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Продолжим выполнение задания. Какой музыкальный инструмент, группу симфонического оркестра вы впишите?

3. Вывод

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)

Запись в тетради: Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр (или запись вывода ранее озвученного)

4. Домашнее задание

Дневник музыкальных наблюдений (С.18)

Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Прочитаем в Дневнике музыкальных наблюдений, страница 18 задания.

1. Какими инструментальными тембрами наделили бы различные звуки природы?

Переливы морских волн …

могучее дерево (дуб)…

(Ввиду того, что задание определяется в рамках изучения материала только данного урока, то есть тембра скрипки, виолончели, флейты, то ответы звучат уже на уроке. Дома остаётся ответы только записать.)

5. Вокально-хоровая деятельность

Тембры - музыкальные краски

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.

Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность.

Вопросы и задания:

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Скерцо из Сюиты №2 , mp3;
Рахманинов. Вокализ (2 варианта исполнения - скрипка и виолончель в исполнении Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, соло для голоса, электрогитара в исполнении Виктора Зинчука), mp3;
Римский-Корсаков. Полёт шмеля , mp3;
Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (фрагмент) , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. - Какая из них б.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. - Какая из них б.

Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. - Какая из них более выразительная, яркая, красивая? - А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

В. А. Серов. "Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова" И. Н.

В. А. Серов. "Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова" И. Н.Крамской. "И.Крамской работает над портретом дочери" Можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски.

Средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности

Тембры – музыкальные краски

Тембры – музыкальные краски

скрипка труба Тембр – это окраска звука арфа

скрипка труба Тембр – это окраска звука арфа


Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах


 виолончель контрабас альт скрипка Струнные смычковые инструменты

виолончель контрабас альт скрипка Струнные смычковые инструменты

 кларнет гобой фагот Деревянные духовые инструменты флейта

кларнет гобой фагот Деревянные духовые инструменты флейта

Медные духовые инструменты валторна туба тромбон труба

Медные духовые инструменты валторна туба тромбон труба

Ударные инструменты кастаньеты бубен тарелки треугольник колокола барабан лит.

Ударные инструменты кастаньеты бубен тарелки треугольник колокола барабан литавра ксилофон

https://www.youtube.com/watch?v=KNdOMcbuiiA Модест Петрович Мусоргский (русск.

Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные ? В.Васн.

Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные ? В.Васнецов. Баба Яга

Тембры делают музыку красочнее, разнообразнее. И такая музыка обязательно и д.

Тембры делают музыку красочнее, разнообразнее. И такая музыка обязательно и душу излечит, и создаст прекрасное настроение Вывод:

Домашнее задание Раскрасить музыкальными красками русскую народную сказку “Ко.

Домашнее задание Раскрасить музыкальными красками русскую народную сказку “Колобок”, поручив разным музыкальным инструментам “роли” сказочных персонажей

Я доволен своей работай на уроке На уроке я работал неплохо На уроке мне было.

Я доволен своей работай на уроке На уроке я работал неплохо На уроке мне было трудно Оцени своё настроение:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 144 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.03.2017 4311
  • PPTX 37.5 мбайт
  • 29 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Самойлова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Представлена Презентация к уроку музыки на тему "Тембры-музыкальные краски" по программе Т.И Науменко ,В.В Алеева. Цель: Показать, что музыка может изображать разные картины жизни, что у нее есть краски, тембр Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни , что у неё есть свои краски. Они не синие, оранжевые или красные, а особенные, музыкальныеЦель: Показать, что музыка может изображать разные картины жизни, что у нее есть краски, тембр

"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


Цель: показать, что музыка может показать, что музыка может Цель: изображать разные картины жизни, изображать разные картины жизни, что у нее есть краски, тембр что у нее есть краски, тембр Задачи:  Задачи: Дать возможность учащимся услышать Дать возможность учащимся услышать живопись живопись Познакомить с музыкальными Познакомить с музыкальными инструментами, их тембровой инструментами, их тембровой окраской окраской Показать взаимосвязь музыки и Показать взаимосвязь музыки и живописи живописи

"Тембры-музыкальные краски"


Глядя на картины, мы можем слышать в них Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может рисовать музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни , что у неё есть свои разные картины жизни , что у неё есть свои краски. Они не синие, оранжевые или краски. Они не синие, оранжевые или красные, а особенные, музыкальные:: красные, а особенные, музыкальные Тембровые ► Тембровые Динамические ► Динамические Ладовые ► Ладовые Регистровые ► Регистровые Темповые. ► Темповые.

"Тембры-музыкальные краски"


И всё же они бывают И всё же они бывают очень похожи на очень похожи на краски краски изобразительные изобразительные Мы не только видим, но и слышим  Мы не только видим, но и слышим тёмные густые и светлые, прозрачные; тёмные густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушённые; возбуждённые,  яркие и приглушённые; возбуждённые, тревожные и спокойные , нежные; тревожные и спокойные , нежные; Колючие, жёсткие и мягкие, ласковые  Колючие, жёсткие и мягкие, ласковые тоны. тоны. Поэтому внимательно вглядываясь в  Поэтому внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать музыку. картину, мы можем услышать музыку.

"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


Греков хотел воплотить на живописном полотне образ сильной, несокрушимой армии, какой в те годы считалась Первая Конная,

"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


Дмитрий Покрасс был бойцом Первой Конной, ему было всего 20 лет. По заданию С. Будённого, он написал знаменитый марш. Шёл 1920 год.  Сочиняя произведения для оркестра , композитор неслучайно выбирает разные инструменты для исполнения определённых эпизодов музыки.  Совсем не всё равно , какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней ,подголоски или долгие выдержанные аккорды.

"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


 На Дону и в Замостье Тлеют белые кости, Над костями шумят ветерки. Помнят псы­атаманы, Помнят польские паны Конармейские наши клинки. Если в край наш спокойный Хлынут новые войны Проливным пулеметным дождем, ­ По дорогам знакомым За любимым наркомом Мы коней боевых поведем

"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, а иногда звучит сурово и страшно. Голос фагота­ густой, грубоватый ,иногда немного ворчливый. Скрипка, королева оркестра, звучит ласково и взволнованно. Флейта, словно экзотическая певчая птичка.

"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


"Тембры-музыкальные краски"


Звучание разных инструментов не Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию.. играть одну и ту же мелодию  Их голоса отличаются тембром- это Их голоса отличаются тембром- это особенная окраска звука, особенная окраска звука, Характер , свойственный инструменту Характер , свойственный инструменту или голосу. или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент (деревянный из которого сделан инструмент (деревянный или медный духовой), от того, каким или медный духовой), от того, каким способом извлекается звук (духовые, способом извлекается звук (духовые, ударные ,струнные , смычковые или ударные ,струнные , смычковые или щипковые) щипковые)

"Тембры-музыкальные краски"


Труба­ один из самых древних Труба­ один из самых древних музыкальных инструментов. музыкальных инструментов. Её рисунки находят при раскопках  Её рисунки находят при раскопках Древнего Египта , Древней Греции. Древнего Египта , Древней Греции. Она возвещала об опасности,  Она возвещала об опасности, поддерживала мужество и отвагу поддерживала мужество и отвагу воинов в бою, открывала воинов в бою, открывала торжественные церемонии, торжественные церемонии, праздники, призывала к мужеству. праздники, призывала к мужеству.

Читайте также: