Что содержит в себе любое сообщение в соответствии с концепцией 4 уха

Обновлено: 18.05.2024

Он представляет свою коммуникативную модель в виде квадрата со следующими сторонами:

1. Существо дела (предметное содержание): как я могу наиболее по­нятно сообщить о положении вещей.

2. Отношение (аспект отношений): как я общаюсь с близкими мне людьми.

4. Призыв (аспект обращения): когда человек что-то говорит, он, как правило, хочет на что-либо повлиять.

Предметное содержание

1. Простота: текст являет собой простое представление предметного содержания. Обстоятельства дела должны быть изложены интересно и конкретно, с помощью коротких предложений, общеупотребительных слов, понятных специальных терминов и наглядного описания на разговорном языке.

2. План: связующая нить изложения не должна теряться или прерываться; текст должен быть содержательным и последовательным. Необходимо отделять более важную информацию от менее важной с помощью особого подчеркивания более существенных фактов и внешней формы.

3.Краткость/выразительность: текст или высказывание всегда должны содержать конкретную информацию, которая наиболее четко и понятно выражает основную мысль.

4.Стимулирование: текст должен быть интересным, увлекательным и читабельным. Чтобы он получился таким, можно, например, обращаться с вопросами, вводить короткие рассказы, которые помогут объяснить непонятное. Этого можно добиться также с помощью примеров, сравнений, метафор, вопросов или иллюстраций.

Самовыражение

В каждом предложении, которое человек говорит кому-то, он сообщает какую-то информацию о себе. В его высказываниях получатель может не только распознать предметное содержание, но и аспект отношений или аспект обращения. Он может также спросить, что заставило другого человека сообщить об этом. Кроме того, отправитель может так оформить эту сторону коммуникации, что создаст о себе определенное представление.

Отношение

Обращение

Вопрос для самопроверки:



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Общаясь с другим человеком, мы сталкиваемся с непониманием – бывало ли такое? Почему смысл наших слов расходится с их восприятием? Потому что у вас нет четырех языков и двух пар ушей одновременно. О профессиональных инструментах общения расскажут Ольга Пурвин и Элеонора Сандуленко.

Кто разрушит стену непонимания?

Вот уже более сорока лет экс-профессор Гамбургского университета, а ныне создатель собственного Института коммуникации Фридеманн Шульц фон Тун рассказывает, как людям лучше общаться друг с другом, и пополняет копилку профессиональных инструментов общения.


  • информацию фактическую,
  • информацию о говорящем (самораскрытие),
  • информацию об отношении между говорящим и адресатом,
  • информацию-призыв.

Фактическая сторона высказывания чаще всего выражается эксплицитно. Если вы хотите изложить информацию доступно, старайтесь использовать краткие и четко структурированные фразы. Каждый раз, когда мы что-нибудь говорим, мы что-то сообщаем и о себе. Эта сторона высказывания называется самораскрытие.

И, наконец, четвертая сторона — это призыв. Это может быть открытый призыв: человек прямо говорит, чего он ждет от собеседника. Скрытый призыв может быть выражен в слезах или упорном нежелании говорить о своей проблеме, в ожидании, что собеседник сам догадается, чего от него хотят.

Почему происходит провал в коммуникации?

От теории перейдем к ее практическому применению. Рассмотрим типичную для многих организаций ситуацию.


  • Содержание – Некому делать отчет.
  • Самораскрытие – я так рассчитывал на него!
  • Отношение – Петров не имеет права болеть. Как он посмел заболеть в такой ответственный момент?
  • Призыв – необходимо срочно выполнить его работу.

Что делать, чтобы контролировать ситуацию?

Теперь рассмотрим, как руководитель может выйти из сложившейся ситуации, предотвратить эскалацию конфликта, подобрав нужные сотрудникам слова.

Удивительно, как быстро меняется ситуация, когда руководитель начинает работать над собой и, меняясь сам, меняет мир вокруг. Модель коммуникативного квадрата помогает внести ясность, проанализировать и понять, что происходит и как можно влиять на ситуацию.

Подводя итоги

Хороший коммуникатор может предвидеть результаты общения, выбирать конкретные способы и методы на основании предполагаемой реакции собеседника. Такое коммуникативное предвидение является важной компетенцией для руководителей любого уровня и направления. Применение данной модели позволяет вести профилактику конфликтов, корректировать собственное поведение с подчиненными, достигать высоких результатов в работе.

Просто разговаривать или объяснять никогда не получается. Спроси у четырёх слушателей о содержании речи оратора, и тебе перескажут четыре отличные друг от друга версии. (Поэтому детективы относятся подозрительно к разным свидетельским показаниям, которые повторяются слово в слово :-))

Если вы ещё ничего не слышали о знаменитой модели "Четырёх ушей" немецкого психолога Фридемана Шульца фон Туна, вам будет интересно узнать, где обычно кроются проблемы коммуникации - почему мы так часто слышим, но не понимаем друг друга. В Германии эта модель, как оказалось, известна в общем-то любому немецкому школьнику - часть школьной программы при изучении немецкого языка (немецкий + коммуникация). Я же, например, узнала о ней совершенно недавно, и многое для меня стало на свои места.

Vier Ohren Modell :-)

По Шульцу фон Туну каждый из нас воспринимает информацию по одному (или нескольким) из четырёх каналов (слышит каким-то одним из 4х ушей, но никогда всеми четырьмя). Т.е. любая информация может иметь как минимум 4 уровня интерпретации.

Мы можем понимать сказанное на объективном (функциональном) уровне, на эмоциональном (когда мы соображаем, как человек к нам относится), можем ощущать слова как призыв к действию или пытаться анализировать, что собеседник сообщает о себе. В зависимости от того, какой канал у нас настроен более тонко, мы и воспринимаем то, что слышим в разговоре.

Я так поняла, что эти "уши" срабатывают по-разному и в зависимости от ситуации.

А вот если соседка приходит ко мне и рассказывает, что мой сын баловался у неё в гостях, я всё же больше прислушиваюсь ухом эмоциональным (лжёт человек или говорит правду, настроен ли глобально позитивно и т.д.) и ухом, которое анализирует его картину мира (что она хочет сообщить мне о себе и своей позиции). Здесь мне в общем-то всё равно, к чему она меня призывает по отношению к моему ребёнку, и что он действительно там испортил (увы - это дети, они все такие и вечно что-то ломают в гостях).

Говорят, что метод Шульца фон Туна очень помогает на рабочем месте - в коллективе. Потому что когда ты точно распознаёшь, на какой волне вещает собеседник, с большой вероятностью можно оценить без погрешностей, что он от тебя хотел и как его понимать. То же самое относится и к оратору. Потому что если ты говоришь с человеком по делу, т.е. на функциональном канале, а он скорее оценивает, как ты к нему относишься, - супа не сваришь.

Почему смысл наших слов расходится с их восприятием? Потому что у вас нет четырех языков и двух пар ушей одновременно. О профессиональных инструментах общения расскажут Ольга Пурвин и Элеонора Сандуленко.

У шахматной доски

Четыре грани квадрата

предметную (фактическую) информацию,

информацию о говорящем (самораскрытие),

информацию об отношении между говорящим и адресатом и


Рис.1 Коммуникативный квадрат: модель четыре рта и четыре уха

Уровень фактов или содержательная сторона высказывания чаще всего выражается эксплицитно и имеет большое значение в профессиональном контексте. Если вы хотите изложить информацию доступно, старайтесь использовать краткие и четко структурированные фразы, сопровождая их дополнительными стимулами — мимикой, жестами, образными пояснениями.

Провал коммуникации

Будет ли призыв руководителя мотивировать сотрудников? Это зависит от целого ряда факторов. Если руководитель всем своим поведением подтверждает ту информацию, которая содержит призыв, а сам призыв вызывает ясные ассоциации и представления о последствиях, он будет успешен. И напротив, призыв не достигнет цели, если он не будет понят. Если призыв был скрытым, то его могут не распознать и отреагировать неправильно.

От теории перейдем к ее практическому применению. Рассмотрим типичную для многих организаций ситуацию.

Утро. Руководителю позвонил один из сотрудников, Петров, , который должен был сегодня доделать финансовый отчет, и сообщил о том, что не придет на работу, потому что заболел. Руководитель принимает решение срочно передать его работу другим сотрудникам отдела и идет сообщить эту новость коллегам Петрова. Он входит в отдел с фразой:

Факты – Некому делать отчет.

Самораскрытие –я так рассчитывал на него!

Отношение – Петров не имеет права болеть, как он посмел заболеть в такой ответственный момент.

Призыв – необходимо срочно выполнить его работу



Ситуация под контролем


Подобно шахматисту, продумывающему комбинации ходов в партии на несколько шагов вперед, хороший коммуникатор, осознающий свое коммуникативное поведение, может предвидеть результаты общения, выбирать конкретные способы и методы общения на основании предполагаемой реакции собеседника. Такое коммуникативное предвидение является важной компетенцией для руководителей любого уровня и направления. Овладев ей, они видят возможные барьеры в общении, выбирают формы оптимального поведения в различных ситуациях, ведут профилактику социальных конфликтов и находят возможности для изменения поведения партнера в ходе обмена информацией. Применение данной модели позволяет и самому руководителю скорректировать собственное поведение при контактах с подчиненными, достичь более высоких результатов в работе, дополнить существующий опыт анализа рабочих ситуаций практическими знаниями.

Подводя итоги

Читайте также: