Позднее сообщение о пожаре определение

Обновлено: 02.07.2024

Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров ( см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) и проведения аварийно‑спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ) , совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны (см. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА) и профессиональной подготовки их личного состава (см. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ).

Исследованию подлежит каждый пожар, независимо от его размеров, количества задействованных подразделений пожарной охраны и наступивших последствий. При этом проводится проверка соответствия проектных материалов на строительство и оборудования данного объекта требованиям, заложенным в нормативных документах по пожарной безопасности (см. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). [3]

Изучение пожара проводится безотлагательно и в целях:

· выявления причин и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара;

· оценки поведения конструкций здания, производственного оборудования, материалов в условиях пожара;

· оценки принятых мер по спасению людей и имущества;

· анализа эффективности мероприятий, предложенных надзорными органами, и их выполнения собственником объекта;

· подготовки предложений и рекомендаций по улучшению деятельности органов управления и подразделений в области тушения пожаров (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) и проведения аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ) и осуществлению Государственного пожарного надзора (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР). [3]

Изучение пожара включает в себя:

· составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара;

Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов МЧС РФ и подразделений пожарной охраны. При необходимости к изучению и исследованию пожаров могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России .

Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие руководители тушения пожара (см. РУКОВОДИТЕЛЬ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА), а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара (см. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ГАРНИЗОНА), должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев возникновения пожара и т. д. [1]

Исследование пожара имеет цель:

· установить место и причину возникновения пожара;

· изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара (см. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА), особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара;

· проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба;

· оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения людей о пожаре (см. СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ), дымоудаления (см. ПРОТИВОДЫМНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ), а также установок пожаротушения (см. АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ);

· оценить действия подразделений, участвовавших в тушении пожара, эффективность использования пожарной и аварийно-спасательной техники (см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА). [1]

Работа по исследованию пожара осуществляется путем:

· получения информации от лиц, обнаруживших пожар и сообщивших о нем в пожарную охрану, а также от участников тушения пожара;

· изучения радио- и телефонных переговоров участников тушения пожаров и дежурно‑диспетчерских служб , сил и средств, задействованных в тушении пожаров;

· детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением планов-схем;

· изучения на чертежах (схемах) и в реальной обстановке строительных конструкций, состояния путей эвакуации (см. ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПУТЬ) в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения (см. ВНУТРЕННИЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ВОДОПРОВОД), стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведения аналитических и экспериментальных исследований. [1]

Карточка и Описание действий пожарного подразделения по тушению пожара

Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара составляется по итогам исследования пожара, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда , в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:

- на пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

- на пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.

К карточке прилагаются планы-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.

Все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц, подлежат официальному статистическому учету . [2]

Описание пожара составляется на пожар, подлежащий статистическому учету, в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:

· к тушению пожара привлекались силы и средства по повышенным номерам (рангам) вызова;

· убыток от пожара составил 3420 минимальных размеров оплаты труда и более;

· на пожаре погибло 5 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

· на пожаре травмировано 10 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и личным составом подразделений пожарной охраны в срок не позднее 90 суток с момента составления.

изучение и исследование пожара.jpg

Фото 1. Работа специалистов по исследованию пожаров

изучение и исследование пожара.jpg

Фото 2. Работа специалистов по исследованию пожаров

При подготовке материалов по изучению пожара применяются фото- и видеосъемка, криминалистическая техника и иные средства, с помощью которых осуществляются необходимые действия по фиксации, обнаружению и исследованию объектов, явлений, имеющих отношение к исследованию пожара.

Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров. [1]

В кодовом поле 53 записываются коды основных условий в соответствии с таблицей 17, способствовавших развитию пожара. Допускается указывать до трех кодов условий.

ПОЗДНЕЕ ОБНАРУЖЕНИЕ ПОЖАРА (БОЛЕЕ 10 МИН) В РЕЗУЛЬТАТЕ:

ОТСУТСТВИЕ МЕР ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРОМ ДО ПРИБЫТИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ:

ПОЗДНЕЕ ПРИБЫТИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ К МЕСТУ ПОЖАРА

В РЕЗУЛЬТАТЕ:

Окончание таблицы 17

ПОЗДНЯЯ ПОДАЧА ОГНЕТУШАЩИХ СРЕДСТВ В ОЧАГ ПОЖАРА

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ:

ФОРС–МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:

НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ:

Правила заполнения РАЗДЕЛА VI . СИЛЫ И СРЕДСТВА

ПОЖАРОТУШЕНИЯ

УЧАСТНИКИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

В кодовом поле 54 проставляются в соответствии с таблицей 18 коды участников тушения пожара (загорания). Допускается заполнение до трех видов участников тушения. Кодовое поле 54 заполняется последовательно слева – направо. Повторение кодов не допускается.

Сотрудники (работники) объектовых подразделений федеральной про­тивопожарной службы

Окончание таблицы 18

Сотрудники (работники) территориальных подразделе­ний противопо­жарной службы субъекта Российской Федерации

Сотрудники объектовых подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

38. Время оперативного реагирования населения и подразделений пожарной охраны.

Время прибытия на пожар (загорание) первого пожарного подразделения фиксируется по времени прибытия первого основного или специального (приспособленного) пожарного автомобиля.

Если пожарное подразделение не прибывало к месту пожара, то в карточке учета это поле не заполняется.

Пожар (загорание) считается локализованным, если отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, материальным ценностям, прекращено распространение горения (увеличение площади горения) и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Пожар (загорание) считается ликвидированным, если прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

В целях унификации подхода к определению расчетного времени оперативного реагирования подразделений пожарной охраны предусмотрен единый порядок его вычисления:

время подачи первого ствола (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем подачи первого ствола и прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара (загорания);

время локализации (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем локализации пожара (загорания) и подачи первого ствола;

время ликвидации открытого горения (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем ликвидации открытого горения и локализации пожара (загорания);

время ликвидации последствий пожара (загорания) (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем ликвидации последствий пожара (загорания) (время окончания разбора конструкций, проливки и т.д.) и ликвидации открытого горения;

время тушения (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем ликвидации открытого горения и подачи первого ствола;

время свободного горения (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем подачи первого ствола и обнаружения пожара (загорания);

время занятости на пожаре (в мин) вычисляется как разность между астрономическим временем ликвидации последствий пожара (загорания) и прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара (загорания);

При ликвидации горения до прибытия подразделений пожарной охраны время подачи первого ствола, время локализации, время ликвидации открытого горения, время ликвидации последствий пожара (загорания) может не заполняться.

Все кодовые поля 44-50 в обязательном порядке заполняются только в случае тушения пожара (загорания) подразделениями пожарной охраны.

Если подразделения пожарной охраны ликвидировали горение без подачи стволов, то кодовое поле 47 не заполняется.

Если участником тушения пожара (загорания) (локализации или ликвидации открытого горения) являлось только население, работники предприятия, организации, учреждения (коды 18, 19 таблицы 18), то в обязательном порядке заполняются кодовые поля 44, 49 со слов участников тушения пожара (загорания).

Если заполнено кодовое поле 47, то обязательно заполнение кодового поля 56 (пожарные стволы, поданные на тушение) и наоборот.

Если пожар не тушился и сведения о нем получены из заявления граждан или иных лиц, в результате сверок с органами внутренних дел, то кодовое поле 45 заполняется на усмотрение лица, заполняющего карточку учета, кодовые поля 44, 46-50 не заполняются.

Астрономическое время суток 00:00 (0 ч 0 мин) в кодовых полях 44-50 заполняется как "24:00" (в первых двух разрядах кодового поля проставляется "24", в двух последующих - "00").

39. Условия, способствовавшие развитию пожара.

В кодовом поле 52 записываются коды основных условий, способствовавших развитию пожара в соответствии с таблицей 17. Допускается указывать до трех кодов условий.

Условия, способствовавшие развитию пожара

Позднее обнаружение пожара (более 10 мин) в результате:

Отсутствия людей на объекте пожара

Отсутствия автоматической пожарной сигнализации

Неисправности автоматической пожарной сигнализации

Отсутствия системы автоматического пожаротушения

Неисправности системы автоматического пожаротушения

Прочих условий, вызвавших позднее обнаружение пожара

Отсутствия людей на объекте пожара

Отсутствия телефонной связи на объекте пожара

Неисправности телефонной связи на объекте пожара

Недоступности телефонной связи для персонала объекта

Отсутствия радиоохранной системы автоматической пожарной сигнализации

Неисправности радиоохранной системы автоматической пожарной сигнализации

Отсутствие мер по борьбе с пожаром до прибытия подразделений пожарной охраны в результате:

Неподготовленности персонала к действиям по тушению пожара

Отсутствия первичных средств пожаротушения

Неисправности первичных средств пожаротушения

Недоступности первичных средств пожаротушения

Неумения персонала пользоваться первичными средствами пожаротушения

Отсутствия внутренних пожарных кранов на объекте пожара

Неисправности внутренних пожарных кранов на объекте пожара

Неиспользования внутренних пожарных кранов на объекте пожара

Отсутствия попыток привода в действие ручных установок пожаротушения

Наличия незащищенных проемов противопожарных преград

Прочих условий, вызвавших отсутствие мер по борьбе с пожаром до прибытия подразделений пожарной охраны

Позднее прибытие подразделений пожарной охраны к месту пожара в результате:

■ достоверность обнаружения пожара;

■ своевременность обнаружения пожара;

■ устойчивость АУПС и СПС к внешним дестабилизирующим факторам;

■ контроль за текущим состоянием АУПС и СПС со стороны дежурного персонала;

■ взаимодействие АУПС и СПС с другими подсистемами противопожарной защиты;

■ безопасность людей от поражения электрическим током.

В данном материале я хотел бы немного раскрыть свое видение первых двух пунктов: достоверность и своевременность. И речь тут идет не о задачах, стоящих только при проектировании. Эти задачи должны оставаться актуальными на весь период от проектирования до демонтажа. Вот тогда и не придется создавать и разрабатывать какие-то дополнительные нормы по монтажу и эксплуатации.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧТО-ТО НОРМИРОВАТЬ, НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО НОРМИРОВАТЬ

До сегодняшнего дня нигде и никогда об этих параметрах в отечественных нормативных документах по пожарной безопасности даже не упоминалось. А ведь это основа из основ в системе пожарной сигнализации.

Пожарная сигнализация должна достоверно и своевременно обнаруживать возгорание. А вот как и чем достигается,

об этом ни слова. А коль нет каких-то конкретных задач, то и решений к ним никаких не надо.

А если попробовать все-таки сформулировать задачи, определить критерии оценки работоспособности, а уже к ним приложить какие-то решения и разъяснения.

ДОСТОВЕРНОСТЬ САМА ПО СЕБЕ

Достоверный - соответствующий действительности; подлинный (Словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой).

Достоверный - не вызывающий сомнений (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

Достоверность информации измеряется вероятностью того, что отражаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Понятное дело, что рано или поздно более или менее исправный пожарный извещатель любой пожар обнаружит. Уж если возгорание произошло, то опасные факторы пожара (ОФП) сами по себе не исчезнут, а их величины, наоборот, будут неуклонно расти.

ВЕРОЯТНОСТЬ ДОСТОВЕРНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА

Как любая вероятность, и эта, в том числе, характеризуется соотношением полученных истинных сигналов о пожаре к ложным сигналам. Этот параметр может быть выражен как в абсолютных единицах, так и в процентном соотношении.

А часто ли на долю пожарных извещателей (ИП) выпадает роль обнаружить возгорание? А что остается от извещателя после того, как он действительно обнаружит настоящий пожар? Т.е. на практике такой параметр установить или измерить в принципе невозможно.

Попробуем подойти с другой стороны.

Примем во внимание, что не всем пожарным извещателям за срок службы вообще доведется узнать, что такое пожар. Но ложных срабатываний они за этот срок сформируют немало.

Вот через вероятность этих ложных срабатываний мы сможем и пронормировать вероятность достоверного обнаружения пожара, так как эти величины связаны между собой обратно пропорционально.

К нормированию параметра вероятности ложного срабатывания можно подходить по-разному, но самым простым на практике оказалось ограничить ее величину в пределах какого-то периода. К примеру, не более 100 случаев в день из расчета на один пожарный извещатель. Много? Но это как и кому смотреть. Ну хорошо, а как насчет одного случая ложного срабатывания в год на 100 установленных автоматических пожарных извещателей. Нормально, подходит?

И тут сразу встанет вопрос, а чем специалисты проектно-монтажных организаций должны руководствоваться в своей работе, чтобы достигнуть таких результатов. Это другой совсем вопрос, и с ним надо разбираться отдельно, бесспорно без каких-то рекомендаций будет не обойтись. А пока хочу отметить, что именно таким путем идут наши зарубежные европейские коллеги.

На самом деле достоверность обнаружения пожара достигается всего двумя способами:

■ алгоритмом принятия решения о пожаре;

■ защищенностью технических средств пожарной автоматики от ложных срабатываний.

Разберем каждый из них.

АЛГОРИТМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОЖАРЕ, ПОВЫШАЮЩИЕ ДОСТОВЕРНОСТЬ

Среди таковых в нашей нормативной документации предусмотрено четыре.

Первый - это перезапрос состояния неадресного шлейфа сигнализации. Т.е. кратковременное снятие питающего напряжения со сработавшего ИП, чтобы перепроверить его решение о пожаре.

К сожалению, этот вопрос у нас выглядит несколько по-иному, чем в зарубежной нормативной базе.

Зато в европейских нормах очень хорошо раскрыты три типа алгоритмов в виде зависимостей A, B и С. Тут и перезапрос, и срабатывание двух ИП в одном адресно-аналоговом ШС, и парные, т. е. зависимые неадресные ШС. И возможные задержки для ручного сброса, чтобы лишний раз не запускались исполнительные устройства пожарной автоматики.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ ЛОЖНЫХ СРАБАТЫВАНИЙ

Сколько этому вопросу было уделено внимания в различного рода статьях, но не в наших отечественных нормах. А ведь с этого, наверное, надо начинать все работы по проектированию и монтажу СПС.

А еще очень интересным в этом документе является то, что причины ложных срабатываний из-за предельной запыленности оптической системы значительно, по важности и частоте проявления, уступают целому ряду причин, связанных с воздействием электромагнитных помех. Вот такой международный практический опыт эксплуатации СПС.

Использование технических средств пожарной автоматики с соответствующей степенью жесткости к электромагнитным воздействиям за рубежом является приоритетным в борьбе с ложными срабатываниями СПС.

А начинать здесь надо со ссылки на классификацию по степени жесткости защищаемых СПС помещений, приведенную в ГОСТ Р 51317.4.1, ГОСТ Р 51317.4.2, ГОСТ Р 51317.4.3, ГОСТ Р 51317.4.4, ГОСТ Р 51317.4.5 и ГОСТ Р 50648.

После этого сразу станет понятно, какой степенью жесткости по ЭМС для конкретного объекта должна обладать СПС и ее составляющие, в частности, пожарные извещатели.

Вот он - один из краеугольных критериев оценки истинного состояния СПС.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА

А обеспечивается своевременность выбором соответствующих типов пожарных извещателей в зависимости от характера пожарной нагрузки и места их размещения.

Вероятность достоверного обнаружения находится в обратно пропорциональной зависимости от вероятности своевременного обнаружения. Можно обнаружить пожар простыми и недорогими пожарными извещателями на самой ранней его стадии, но вероятность достоверного его обнаружения минимальна, т. к. вероятность ложных срабатываний будет зашкаливать. И наоборот. Можно с максимальной вероятностью достоверности обнаружить и зарегистрировать возгорание, но отнести это обнаружение к своевременному будет очень трудно.

Как всегда данный компромисс определяется возможностями используемых ИП, а их цена является очень характерным показателем.

Нельзя отвлеченно рассматривать вопросы достоверности и своевременности, они между собой очень жестко связаны.

Если при минимальной цене производитель смог достигнуть у пожарного из-вещателя требуемой чувствительности к дыму, то можно не сомневаться, за счет чего. А чтобы было поменьше претензий со стороны пользователей, этот производитель в своей серийной продукции просто снижает заявленную чувствительность, да так, что извещатель становится почти муляжом.

Вот так у нас и сосуществуют достоверность и своевременность.

И это является следствием не слишком высокого уровня требований к ИП в стандарте на них и полного отсутствия контроля за выпускаемой сертифицированной продукцией со стороны сертификационных центров. А в реальных условиях эксплуатации это проверить невозможно.

КАКОВА ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЕМЛЕМАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ?

Здесь, наверное, правильнее было бы рассмотреть требования стандарта на ИП по части их чувствительности к тестовым пожарам. Эти тестовые пожары достаточно наглядно показывают возможности ИП обнаруживать возгорания при разных типах пожарной нагрузки.

Совсем недавно у нас в стране была проделана очень большая работа в этом направлении.В ней было задействовано 39 пожарных извещателей 13 различных типов и моделей. Всего было проведено 23 теста в помещении для огневых испытаний, в том числе и 9 с нормируемыми в стандарте параметрами. Обобщенные результаты этих 9 тестов приведены в таблице.

Все примененные в данных огневых испытаниях извещатели пожарные дымовые точечные (ИПДОТ) и извещатели пожарные газовые (ИПГ) - отечественные, серийные и специалистам хорошо известны, их конкретные наименования я специально не привожу, чтобы никто не счел это рекламой. Никто из производителей ничего специально для этих тестов не готовил, так как даже не был о них извещен.

В зависимости от используемых конструктивных решений какие-то образцы ИПДОТ показали отличные результаты на одних типах тестовых пожаров, какие-то на других. Отсюда и разброс в полученных результатах. Но, как видно, практически по всем типам тестовых пожаров у протестированных ИПДОТ был многократный запас по времени срабатывания.

В реальности говорить о наличии в защищаемом СПС помещении какого-то одного типа пожарной нагрузки не приходится. И предположить, что будет причиной возгорания - электропроводка или упавшая на диван сигарета - практически невозможно. Но в любом случае при использовании качественных ИП время обнаружения возгорания не может превысить 5-7 минут. Мало это или много, пока не знаю и боюсь делать какие-то выводы.

Что касается результатов полученных ИПГ, то здесь до сих пор нет четкой определенности. Почему-то в проект новой редакции СП 5.13130 введена для них некая преференция, вплоть до того, что они могут контролировать площадь на 20% большую, нежели ИПДОТ. Но как видно из проведенных тестов, ИПГ не смогли обнаружить пожары, характеризующиеся горением, да и по тлеющим дымам (ТП2) они как-то не особо блещут. А если в защищаемых помещениях кроме как ИПГ ничего другого не будет, то кто или что обнаружит эти пожары. И даже обещанная разработчиками ИПГ диффузия, якобы упрощающая и сокращающая время обнаружение возгораний в пространствах между потолочными балками или частично закрытых областях помещений, не нашла своего подтверждения при проведенных комплексных огневых испытаниях. За рубежом эту эйфорию по части ИПГ пережили лет 10 назад, и сейчас уже никто не выпускает ИПГ в чистом виде. Газовый канал, как правило, используется совместно или с дымовым, или с тепловым каналами в режиме мультикритериального принятия решения.

Читайте также: