Сообщение по теме светская литература
Обновлено: 05.07.2024
1. Benoît de Sainte-Maure (XII в.).
Le Roman de Troie.
XIV в. (сер.), Италия.
Из коллекции П. П. Дубровского.
Fr. F.v.XIV № 3
Повествование начинается рассказом о походе Ясона и аргонавтов за Золотым руном. Далее следует история первого разрушения Трои и ее восстановления Приамом, рассказ о похищении Елены и ее свадьбе с Парисом . Основная часть романа посвящена событиям десятилетней осады Трои греческими войсками. О судьбах греков и троянцев после падения города повествуется в заключительной части сочинения.
Иллюстративный цикл петербургской рукописи включает 341 миниатюру и 4 историзованных инициала. 13 миниатюр из них расположены в тексте, 328 – в нижнем поле листов книги. На иллюстрациях мы видим автора сочинения , царя Пелия, Ясона и аргонавтов, сцены многочисленных кровопролитных сражений Троянской войны, советов и приема посольств, важнейших событий мирной жизни, празднеств и свадеб. И традиционно, античные герои представлены на миниатюрах рукописи в реалиях средневековой эпохи – в одеяниях знатных господ и вооружении рыцарей XIII-XIV вв.
2. Alexandre de Bernay (II пол. XII в.).
Roman d’Athis et Prophilias , ou le siege d’Athenes.
XV в. (нач.), Франция (Париж).
Из коллекции П. П. Дубровского.
Fr. Q.v.XIV № 4
Кодекс иллюстрирован 26-ю миниатюрами, предваряющими главы романа . Действующие лица романа в средневековых одеждах запечатлены в стилизованном пространстве готических городов и интерьеров , в средневековых ладьях на фоне морского пейзажа , в батальных сценах – в рыцарском облачении и доспехах.
Что же тогда отнести к подлинным памятникам светской и духовной литературы Древней Руси? К счастью, таковых сохранилось немало. Наиболее известные и важные рассмотрим в этой статье, и дадим им краткую характеристику.
Духовные памятники древнерусской литературы
В первую очередь рассмотрим духовные памятники. Духовная литература имела огромное значение для зарождающегося русского государства. Самыми образованными людьми были священнослужители, а книги были настоящим предметом роскоши. Книги писались и переписывались в монастырях (впрочем, позже появились и светские переписчики). Не удивительно, что большинство памятников древнерусской литературы относятся к религиозным поучениям и наставлениям.
Слово о законе и благодати
Историки Б. Рыбаков, А. Кузьмин и П. Толочко предполагают, что Илларион специально уделил особое внимание прославлению Владимира, так как именно в этот период должна была состояться его канонизация в качестве святого, чему резко противилась византийская церковь.
Поучение Владимира Мономаха
Жития
Классические жития состояли из трех частей. Первая часть была своеобразным вступлением, во второй части описывалась биография святого, в третьей была похвала. Византийская структура этого жанра сложилась еще в VIII веке, на Руси – только в XI.
Первые элементы житийной литературы можно проследить в ранних летописных сказаниях о княгине Ольге и князе Владимире.
Светские памятники древнерусской литературы
Как уже говорилось выше, самыми образованными людьми были монахи. Но это не значит, что простые жители любого древнерусского города не были грамотными. Например, до наших дней дошли новгородские берестяные грамотные – яркий пример того, что переписка велась не только на церковном и государственном, но и на бытовом уровне.
Не удивительно, что купцы и люди знатного происхождения могли себе позволить писать настоящие книги, которые затем переписывались и распространялись по Руси.
Жанр появился благодаря личным путевым заметкам игумена черниговского монастыря Даниила, который совершил путешествие в Палестину, где сопровождал иерусалимского короля Балдуина I во время одного из его походов.
Зарубежная литература
XVII столетие — столетие беспокойное и динамичное. На него в русской культуре пришелся переход от религиозной культуры Древней Руси к более привычной нам светской культуре, культуре XVIII века.
Этот переход оказался отнюдь не плавно-эволюционным: в литературе новые формы прямо-таки революционно вытесняли прежние, показательные для периода XI–XVI веков, а вскоре сами, столь же революционно, вытеснялись еще более новыми формами. Литература XVII века противопоставила себя древнерусской и проложила путь для литературы XVIII столетия, но сама была отвергнута литературой нового типа.
Смута потрясла основы средневековой России и нашла отражение в исторических повестях, созданных как во время событий, так и по горячим следам — в правление царя Михаила Федоровича.
Также в литературе первой половины XVII века возникает светская поэзия. Древняя Русь знала некоторые формы поэзии: молитвенный стих (гимнография); фольклорный стих — напевный и говорной; напоминающие стихи вставки в прозаические произведения. Однако формирование поэзии светской направленности и отчетливо противопоставленной прозе — это революционное открытие писателей первой половины XVII века, во многом обусловленное культурными контактами с Польшей и входившей в состав Польши Украиной.
Первая русская поэтическая школа отличалась приверженностью к говорному стиху. В стихотворной строке не требовалось ни соблюдать определенное количество слогов, ни расставлять ударения на определенных позициях: в качестве единственного признака стиха функционировала рифма (и часто акростих — такое построение стихотворения, где некоторые, как правило первые, буквы каждой строки составляют осмысленный текст). Поэты первой половины XVII века освоили разнообразные жанры: дружеские послания, предисловия и послесловия к прозаическим сочинениям, молитвы и т. д.
Сколько о чем отыскал,
Столько о том и написал.
Все, кто читают, понимают,
Что великие события не забывают.
Когда же к концу этой повести я подошел,
В труде своем никакого утешения не нашел.
Вторая половина столетия — правление второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича стало временем радикальных реформ в общественной, религиозной, культурной области. С этой точки зрения знаменитые реформы Петра Алексеевича, сына и брата предыдущих царей, правомерно рассматривать как продолжение их преобразований.
Вторая реформаторская программа Алексея Михайловича — кардинальное преобразование Русской православной церкви, которое при поддержке царя осуществил патриарх Никон, его старший уважаемый друг.
В 1652 году Никон стал патриархом и приступил к исправлению, реформированию порядков в Русской церкви. Образцом для себя он выбрал Константинопольскую и другие зарубежные православные церкви, решив им подражать с максимальной точностью. Никон не собирался менять догматы. Он только — по примеру зарубежных православных церквей — повелел редактировать богослужебные книги и изменить обряд, то есть внешние формы проявления религиозности.
Наконец, третья реформаторская программа — покровительство и продвижение придворной литературы нового типа, которая принципиально отличалась от древнерусских образцов.
Реформы Никона предполагали следование церковным греческим образцам — придворная литература (и вообще новая придворная культура) должна была ориентироваться на западноевропейские (преимущественно польские) образцы, и образцы скорее светские.
Определяя эту новую литературу, часто видят в ней признаки принадлежности к барокко — международному художественному направлению, которое характеризовалось установкой на аффектацию и пристрастием к усложненным формальным приемам.
В общественном сознании господствующее место религиозных ценностей постепенно, однако неуклонно, занимают светские, государственные ценности. Тем самым литература перестает быть составляющей религиозной системы и превращается в самостоятельную сферу общественного сознания — в такую литературу, как ее понимают и сейчас.
Центральная фигура литературы и культуры второй половины XVII столетия — монах Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Петровский-Ситнианович).
Он иностранец, белорус, родившийся в Польско-Литовском государстве; получил образование в католических учебных заведениях и ради этого был готов перейти в католичество, чтобы потом снова вернуться в православие. Он священнослужитель, монах, однако ориентированный не столько на подвиги веры, сколько на другие, светские цели. Основной его задачей можно считать введение новой школы: педагог-просветитель, Симеон стремился распространять в православном мире тогдашнее западноевропейское знание, разумеется — в церковной версии. Он придворный, готовый воспитывать царских детей (среди них — будущий царь Федор Алексеевич) и вместе с тем находить ясные формулировки для официальной идеологии; поэт и драматург, понимавший литературу как практическое приложение риторических правил, усваиваемых в рамках новой школы. У Симеона были опасные враги, в том числе страшившийся католического влияния патриарх Иоаким, но в последние годы он творил в покое и достатке.
В области литературы первенствующее место занимала поэзия. Светская поэзия сформировалась в России в первой половине XVII века, однако во второй половине столетия — в системе риторической литературы — формируется новая поэтическая школа, которая получила значительно больший общественный резонанс. Расцвет новой школы связан с деятельностью Симеона Полоцкого. Он оставил поистине грандиозное по объему поэтическое наследие. Поначалу язык его поэзии — польский или латынь, позднее — церковнославянский.
После смерти Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев — по повелению царя Федора Алексеевича — сочинил стихотворение для его надгробия. Надпись вырезали на каменных плитах и позолотили за счет казны. Она гласила:
Но днесь Днесь — теперь. в палату вы с нами грядите,
вашим приходом дом возвеселите.
Как и положено при дворе — вавилонском или московском — все очень оптимистически.
Представители новой литературы русского классицизма не забывали своих предшественников. Некоторые из них прошли Славяно-греко-латинскую академию и учились на поэтических примерах Симеона Полоцкого, а темы и образы силлабической поэзии получили продолжение в их сочинениях. Однако в целом классицизм не принял поэтику предшественников (особенно в драме). Русская литература XVIII века — в очередной раз — начиналась новыми революционными проектами, с белого листа.
В середине XVI века русское общество, только что пережившее длительный период боярских смут и хаоса, стремилось навести порядок во всех областях жизни, собрать и систематизировать свои духовные ценности. Ответом на эту потребность стал целый ряд обобщающих трудов.Митрополит Макарий подготовил Великие Минеи Четьи — 12-томное собрание всех известных на Руси житий святых. Его ученик и преемник на митрополичьей кафедре Афанасий создал своего рода энциклопедию русской истории — Степенную книгу. Царские дьяки подготовили новый свод законов (Судебник 1550 года), а сам Иван IV в своих вопросах к высшему духовенству на соборе 1551 г. (Стоглав) собрал воедино все главные проблемы тогдашней церкви. В этом ряду обобщающих трудов стоит и знаменитый Домострой — собрание наставлений по семейным отношениям и домашнему хозяйству.Азбуковники
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Публицистика. Светская литература 16 века
XVI век называют веком публицистики
Публици́стика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни. Публицистика XVI века
Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях.
В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьях владимирских", которое в отличие от "Повести временных лет" выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа.
Вопросы власти и государственного устройства Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства.
Вопросы власти Андрей Курбский Идеал государства – сословно- представительная монархия Иван Пересветов Государство и общество необходимо строить на основе соблюдения законов. Идеал – восточная деспотия Идея дворянского государства во главе с самодержавным царем Дипломат, правитель должен нести в мир закон и правду Федор Карпов
Никоновская летопись В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий.
Лицевой летописный свод В 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной истории — Лицевого летописного свода. Он представлял собой 12 фолиантов, из которых до нас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс. миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств — Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса представляется образование Русского государства.
Начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках, например, в Библиотеке Троицко-Сергиевской лавры имеются его рукописи
Читайте также: