Сообщение связь музыки с другими видами искусства

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 города Бирска

Муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан

Выступление Соколовой И.П. (учителя музыки)

г.Бирск– 2013

Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

Цель преподавания музыки в рамках данной программы заключается в воспитании музыкальной культуры как духовной основы внутреннего мира школьников.

Задачи уроков музыки в пятом классе заключаются в следующем:
- научить учащихся понимать и любить музыку во всем многообразии ее жанров и форм;
- научить выделять взаимосвязи между музыкой другими видами искусства,

- расширять музыкальный кругозор учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира;

- привить основы музыкально-эстетического вкуса на примерах взаимосвязи различных видов искусства;
- способствовать формированию культуры восприятия музыки во всех видах музыкально-художественной деятельности.


Важнейшим принципом программы являются тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формируя музыкально-языковое мышление школьников.

На уроках музыки осуществляется интегративные связи с другими видами искусства. Это даёт возможность создавать у учащихся целостное представление об искусстве, источником которого является сама жизнь. Интеграция осуществляется через взаимодействие разных видов искусства, комплексное освоение единого тематического содержания, установление межпредметных связей, создание целостного образа средствами разных видов искусства. Выход за пределы музыки поможет в развитии у детей эстетического отношения к миру, создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, их культуры, понять и осмыслить некоторые этапы исторического развития, образа самого искусства.

Для постижения “языка” различных видов искусства перед уч-ся ставятся конкретные творческие задачи: определить настроение, выраженное в произведении искусства; раскрыть замысел автора. С помощью учителя дети стараются проникнуть в секреты художественной выразительности каждого вида искусства. Сопоставляя их между собой, учащиеся приходят к важному выводу: средства художественной выразительности разных видов искусства во многом схожи между собой ( мелодия сродни контуру рисунка ; ритм – технике мазка, его пульсации, штриху; драматургия в музыке – сюжету в живописи, взаимодействию образов, персонажей; тембр – окраске, насыщенности цветовой гаммы; лад – освещению, настроению; темп и в музыке, и в живописи – развёртыванию сюжета). В сравнении произведений разных видов искусства и их средств выразительности у учащихся рождаются художественно-образные ассоциации, которые побуждают детей к творческому самовыражению.

Содержание образовательной программы по музыке в пятом классе включает в себя произведения таких композиторов как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Ф. Шуберт, Э. Григ, Ф. Шопен, В.А. Моцарт, К. Дебюсси, С.В. Рахманинов, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Г. Свиридов и др. Кроме рекомендуемых программой произведений можно включать в уроки музыкальные произведения, соответствующие критериямхудожест-венности, увлекательности, педагогической целесообразности, воспита-тельной значимости.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, народная музыка России, Башкортостана и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отмечу, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную функцию, сколько играет самоценную роль в освоении содержания программы. Многие песни предназначаются для театрализации, ролевых игр.

При изучении темы первой четверти в сознании школьников устанавливаются связи между музыкой и литературой, формируется умение воспринимать музыку в опоре на её основные области, связанные с литературой: песню, романсы, хоровые жанры. Элементы музыкальной и поэтической речи выступают при этом как средства, подчеркивающие те или иные стороны образного содержания музыкального произведения.

На уроках второй четверти главная задача состоит в том, чтобы углубить в сознании школьников понимание взаимосвязей музыки и изобразительного искусства на основе изучения таких коренных основ музыкального искусства, как интонация, развитие и построение различных произведений.

Это новое качество понимания взаимосвязей музыки, литературы и изобразительного искусства закрепляется в третьей четверти на примерах оперы и балета как музыкально-театральных жанров, раскрывается связь музыкального и кинематографического искусства. И в четвертой четверти осваиваются жанры танцевальной музыки. В результате возвращения к пройденным темам постепенно расширяются знания учащихся, закрепляются полученные умения и навыки.

Важнейшими специфическими методами изучения и освоения программы являются:

метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);

метод импровизации (Н.А. Терентьева);

метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);

метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).

Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино,хореографии.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

специфику музыки как вида искусства;

основные жанры народной и профессиональной музыки;

основные формы музыки;

знать новые имена композиторов, авторов других художественных произведений, включая детские музыкальные сказки и спектакли;

характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

уметь находить взаимодействия между му зыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством в театрализованных постановках на основе полученных знаний и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, со здании музыкальных рисунков, эскизов декораций для постановок;

уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров: песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкаль но-изобразительных жанров;

разыгрывать народные песни, участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности;

узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Связь музыки с другими видами искусства непоколебимо велика. Она может проявлять в разной степени: мы можем замечать это визуально, а можем осознавать это внутренне. Я хочу поговорить о связи музыки с живописью и литературой.

Живопись – это вид искусства, отвечающий за зрительное восприятие человека – человек видит; человек испытывает эмоции от картины – это уже внутреннее. Так вот живопись так же делиться на восприятия, но на этот раз у нас восприятие видения. Мне кажется, что они довольно взаимосвязаны, к примеру, человек слышит музыку, а внутри него происходят ощущения, которые он может изобразить на картине. Но каждый человек передает эти выходы по разному, каждый сам себе художник и создатель.

Уникальности ради, нельзя точно определить их полноценную связь, они обе вместе и оба необходимы друг другу. Живопись дает представления о музыке, а литература ее сюжет - гармоничное сочетание, что не добавляет лишнего и не делает нехваток. Связи музыки разнообразны, но я думаю это самые прочные и наиболее удачные.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Музыка, как и другие виды искусства, создается человеком, как способ выражения его индивидуальности, восприятия мира, гармонии с человеком и природой. Или, напротив, - выражение несогласия, противоречий. Музыка выражает разные настроения и стихии. Определенный ритм и гармония являются основой художественного образа в музыке. Музыкальные произведения, созданные в разные эпохи в разных странах, явились в свое время предпосылкой для развития танца и пения.

Художественные образы в музыке создаются благодаря звукам. Музыка всегда обращается к чувствам человека, ведь сама музыка выражает чувства, как язык человеческой души. Музыка различается не только по стилям и направлениям, но и по странам и этническим группам. В ней могут быть изображены разные сцены из жизни, ситуации.

Связь музыки и изобразительного искусства

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников во все мире.

В классической академической живописи есть определенные правила: на переднем плане располагается главный объект картины, далее следуют второстепенные объекты и прорисовывается фон. Также и в музыке, - звучание мелодий начинается с определенного такта, музыкального размера, нескольких главных нот, затем звук становится объемнее, начинает играть оркестр. Такое же явление мы наблюдаем при сольном пении под аккомпанемент: голос солиста дополняется хоровым пением или инструментальным сопровождением.

Еще одна важная характеристика сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.
Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.

Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.

У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеек,
То низок тон, а то высок.

У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.

Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, Фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.

Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.

А нотка ласковая Ля,
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.

Си – неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.

Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.

Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При помощи данного материала можно понять, что музыка неразрывно связанна с различными видами искусств. и на некоторых примерах данной разработки очень легко можно построить интегрированный урок.

Отсюда видно, что результаты воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны. Обратное влияние - музыки на литературу - не менее результативно.

Впечатления движения, свободного, лёгкого течения передаётся не только смыслом слов, но и упругим, лёгким ритмом, повторами слов, рифмой.
С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.

Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова.

Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя.

«Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг.

Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров.

Известно, что внутренние психологические стороны жизни человека отражаются через выражение. Так музыка прекрасно выражает чувства, эмоции, настроения, состояние, характер, волевое действие, безволие, кипучую энергию, бессилие и т.д.

Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше.

Теперь давайте посмотрим как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство.

Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М.П. Мусорского и А.П. Бородина, созданные И.Е. Репиным и др.

Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки- звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве. Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку", - это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье.

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего! В архитектуре так же присутствует повторяемость и ритм ( колонн, барельефов. Окон, балконов и т.д.) Если говорить о формальном аспекте ( не вспоминая о духе, смысле и т. д.)- это и есть элементарный, внешний и банально – очевидный уровень сопоставлений. Архитектура - это не набор кубиков, а музыка не сводится к пьесам для ударных. И в архитектуре наличествует пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень. И в музыке есть великое многообразие мелодий, полифония, нюансы динамики, фактура и т.д. Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.

Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка" стало крылатым. Оно не является результатом строгого научного анализа, это скорее всего итог образного, интуитивного ощущения некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков. В основе архитектурной композиции – пространственная упорядочность.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

Танец и его взаимосвязь с музыкой.

Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение. Тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых нельзя отъединить от музыки. Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она поднимает настроение, располагает к веселью и танцу. Понять связь музыки и танца можно при углублении в историю древнего мира. Все интересное и новое в человеческой жизни сопровождается музыкой капель дождя, танцем огня, мелодией ветра, напевами журчащей воды, трелями птиц, движением облаков. Неудивительно, что для выражения собственного эмоционального состояния человек воспользовался инструментами и движениями, соединив их в танец с музыкальным сопровождением. Понять танец другого народа, уловить не ложащиеся на слух звуки музыки дает возможность соприкоснуться с душой этой страны. Если вы хотите поближе познакомиться с культурой страны, то вам необходимо потанцевать под песни национальных мелодий. Музыкальное сопровождение вальса отражает его воздушность и легкость, музыка для танго распространяет вокруг ауру страсти , музыка под стиль хип - хопа рассказывает о проблемах и жизненных переменах. Исполняя танец живота с просторов далекого Востока, ощущаешь всю загадочность и таинственность восточной музыки. Большинство греческих народных мелодий танцевальные, поэтому и танцы под их аккомпанемент овеянные радостью жизни. Музыка и танец – это две стороны одной медали. Они рассказывают о жизни народа одну историю, просто разными способами. Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально- ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Если у вашего ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, вы не ошибетесь с выбором, если определите его на занятия детскими танцами. Основная цель занятий любым видом танцев –всестороннее развитие ребенка. Занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Несмотря на большое количество школ и студий танцев, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Таков вкратце итог размышлений о взаимодействии музыки с другими видами искусства, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. В этом диалоге с различными видами искусства музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового решения о влиянии искусства на формирование личности в социокультурном пространстве, поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно - эстетического развития ребенка. Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где есть свои плюсы и минусы, существенно влияющие на развитие и деятельность человека в искусстве. Засилье информации (компьютеры, мобильные телефоны) вытесняют художественное и эстетическое познание искусства и не способствует становлению ценностных ориентиров личности.

В общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества и социальных отношений того общества, в котором он живет, а руководство его освоением осуществляется взрослым. Развитие личности - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств личности, а воспитание - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта, который играет ведущую роль в развитии личности ребенка. В свою очередь активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитание, обучаемость, самовоспитание и самообразование, находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении.

ФГОС ДО определяет художественно-эстетическое развитие через искусство как важнейшее средство формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, творческой, самостоятельной, свободной, духовно богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества и ставит следующие задачи:

•развитие эмоциональной и интеллектуальной, познавательной сферы;

•личностное развитие, самореализация, самосознания личности;

•формирование ценности и нормы поведения в обществе и правильных нравственных ориентиров.

• обогащение художественно-эстетического, сенсорного, познавательного и речевого развития детей

•воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей детей в различных видах искусства, проявление одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

•развитие интерес к духовным ценностям культуры и искусства как виду творческой деятельности человека в различных видах искусства, путем раскрытия значения искусства в жизни людей;

•ознакомление детей с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;

•формирование смыслового восприятия и понимания произведений искусств

•взаимодействие ДОУ и семьи в художественно-эстетическом и духовно- нравственном развитии детей через взаимосвязь видов искусства.

Один из главных показателей становления личности дошкольника- сформированность основ художественной культуры, которые включает в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.

Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников согласно ФГОС ДО относится к образовательной области художественно-эстетического развития, включает в себя интеграцию всех пяти областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие. В организационно – воспитательном процессе искусство использоваться в трех направлениях: эстетическое оформление предметно-развивающей среды ДОО, ознакомление детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры, развитие художественного творчества и способностей детей. Детям доступны практически все виды искусства, всё его многообразие - музыка, архитектура, литература, танец, живопись, народное творчество, которые взаимодействуют друг с другом, учитывая региональный, национальный аспекты. Художественное-эстетическое и духовно- нравственное воспитание следует начинать в достаточно раннем возрасте при помощи любых видов искусств (музыка, театр, искусство слова и танцевальная импровизация, потому что это позволяет формировать нравственные навыки и умения тонко чувствовать, сопереживать, развивать образное мышление, фантазировать; развивает умение взаимодействовать с окружающим миром; знакомить с красотой в жизни и искусства.

Так что же такое искусство? Искусство – это средство познания и видения жизни и мира, эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения, процесс или итог выражения внутреннего мира, который воспроизводится в художественном образе, у которого свои особые черты (ассоциативность и индивидуальность, эмоциональность и метафоричность, рациональность и условность, стиль и прочее, отражающие идеи, чувства или эмоции. Общая цель искусства и всех его видов, форм и жанров – это совершенствование внутреннего мира человека, его нравственно-эстетических вкусов, а также общества в целом. Предметом искусства является вся реальная материально-духовная действительность, создаваемая коллективом людей. Просветительская роль искусства заключается в широком и глубоком познании окружающей жизни, в разнообразие ее проявлений, в умении увидеть ее красоту и неприглядные стороны. Таким образом, искусство несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Разделяют искусства на народное, которое знакомит с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (декоративно- прикладное творчество, устное народное творчество); профессиональное - это доступное понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (выставки, театральные спектакли и пр.) и самостоятельное (самостоятельная художественная деятельность ребенка) – это организация специальных выступлений, выставок детского творчества и т. п.

Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие и овладение таких понятий, как звук, форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другие.

При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств художественно- эстетического воспитания все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях, а механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах деятельности.

Причинами использования интеграции можно отметить синкретический (слитный) характер искусства и творчества, в котором не отделены и не специализированны различные виды искусства, а также то, что познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения; активизация все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности через интеграцию взаимосвязи различных видов искусства в ОД.

Все виды искусства, взаимодействуют друг с другом, влияют на формирование и развитие личности ребёнка, его духовного мира и решают многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе. Понятие взаимодействие искусств - сложную форма связи в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Проблема взаимодействия видов искусства многогранна и имеет множество нерешенных на сегодняшний день вопросов как в теоретическом аспекте, так и в художественно-педагогической практике В исследованиях известных психологов и педагогов Н. М. Зубаревой, Л. С. Выгодского, Е. А. Игнатьева, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Г. В. Лабунской, А. А. Мелик-Пашаева, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Т. Я. Шпикаловой и других говорится о том, что дети проявляют интерес к различным видам искусства, а Т. С. Комарова в своих работах определяет принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в любом виде творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен, движений. Ритм — общий признак, выражающийся во всяком искусстве по-особому.

Музыкальное искусство в том числе и музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе временная упорядоченность звуков. Музыкальное искусство формирует умения слушать музыку, передавать эмоциональное состояние, содержание через движение, жесты, мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и прочее. Музыкальная логика развивает мышление, упражнение пальцев при игре на музыкальном инструменте укрепляет мозговые клетки, а в совокупности развивается психическая гибкость детей. Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние.

Примеры воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны, но обратное влияние музыки на литературу также не менее результативно, воспринимается как язык человеческих чувств, как зеркало души. Произведения художественной литературы и использование художественного слова (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора) раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру героя, развивают артикуляционный аппарат с использованием скороговорок, потешек. Исторически сложилась наиболее взаимопроникновенная связь музыки с литературой, в своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое, а многие художественные произведения отражены в музыкальных произведениях великих композиторов. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая взаимосвязь выражается это прослушивание сказок с музыкальной аранжировкой, пение пестушек, припевок, включение фольклорных хороводных игр и прочее.

Изобразительное искусство и музыкальное искусство развивались параллельно, тесно соприкасаясь. Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи. Так музыканты, музицирование и музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох, многие художники любят творить под влиянием музыки, слушая ее. Данная взаимосвязь позволяет знакомить детей с репродукциями картин, иллюстрациями; развивает умение рисовать разными материалами, создавая продукты творческой деятельности; знакомит с формой, величиной, цветом, композицией, ритмом, объемом, пропорцией, позой, соотношением предметов в общей композиции по величине и пр. интеграция музыки и изобразительного искусства. Включение музыкальных произведений во время образовательной деятельности вдохновляет творчески детей, позволяет им выражать свои мысли, впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей жизни, используя свой опыт в рисовании, лепке и аппликации.

Любой театр неотделим от мира музыки. Слушая оперу, оперетту, посещая театр балета, кукольный театр и т. д. любой ребенок воспринимает окружающий мир. В воспитательно- образовательном процессе Доу театральная деятельность просматривается в разных формах деятельности, это и проведение приуроченных к праздникам мероприятий, показ различных видов театра, импровизация, музыкальные этюды. Театрализованная деятельность формирует умения передавать характеры героев их особенности: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы.

Взаимосвязь музыки и танца – это две стороны одной медали, которые рассказывают о жизни народа одну историю разными способами и является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение, а тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых нельзя отъединить от музыки. Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она поднимает настроение, располагает к веселью и танцу. Танец - способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Основная цель занятий любым видом танцев – всестороннее развитие ребенка, формирование естественной грации движений, гибкости, ловкости, пластичности и координации, а также способность выражать чувства и эмоции через танец. В ДОУ мы прослеживаем такую взаимосвязь в организации танцев для детей, в ритмической гимнастике, во время проведения музыкальных физминуток.

Хочется еще отметить взаимосвязь окружающего мира и музыки, так как ознакомление с окружающим миром дает влияние на расширение кругозора, развитие любознательности, умственное воспитание и чем богаче, разнообразнее окружающий мир, тем оригинальнее замыслы и образы детского творчества в любом виде искусства. Мир звуков в окружающем мире (шум прибоя, шелест листьев, пенье птиц и пр., яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). дают отпечаток на творческое воображение, музыкальное восприятие детей. Поэтому в режимных моментах воспитательно- образовательного процесса ДОУ необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно, относиться к ней.

Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Тесное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников в воспитательно- образовательном процессе ДОУ является главной задачей в создание соответствующих условий духовно-нравственного и художественно- эстетического развития личности дошкольника в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

В заключении хочется отметить, что в разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём красоты. Приобщение ребенка к миру искусства значительно обогащает его духовный – нравственный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также формирует художественно- эстетическое развитие личности ребенка. Необходимо отметить, что искусство благотворно влияет на эмоциональный комфорт в условиях социального окружения и положительно влияет на социально-личностное развитие дошкольников, так как любое произведение искусства несет в себе радость познания, открытия, вызывает чувства наслаждения прекрасным. Поэтому знакомство с различными вида искусства способствует психическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.

Следовательно, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам Музыки и Красоты, то будет достигнута ключевая роль духовно- нравственного и художественно-эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием

1. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка : черки. 2-е изд. Л. : Художник РСФСР,1983.

2. Выготский, Л. C. Психология искусства : науч. издание / Л. С. Выготский. – М. : Искусство, 1986.

3. Гайдамака А. Интегративная художественное образование - шаг в будущее //Искусство и образование. - 2006. - № 4.

4. Духовность и художественно-эстетическая культура (Межведомственный наук, сб.) /А. И. Комарова, Ю. П. Богуцкий и др. - М. : Научно -исследовательский институт "Проблемы человека", 1999. - Т. 14.

5. Каменная Н. Внедрение интегрированного курса "Искусство" в общеобразовательных учебных заведениях //Искусство и образование. - 2006. - № 6. .

5. Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. Дис. канд. пед. наук. М., 1987

7. Москвина Г. М. Общность педагогических принципов в преподавании различных видов искусства как отражение глубинной общности всех видов искусства. / Теория и практика графических изображений: Сб. статей. Ижевск: УдГУ, 1999.

8. Москвина Г. М. Общее в преподавании литературы и изобразительного искусства. // Искусство и образование. М., 2000, № 3 (13).

9. Москвина Г. М. Легко ли нарисовать музыку? //Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2000, № 6

10. Москвина Г. М. Педагогические особенности художественного образования средствами различных видов искусства : Метод, реком для преподавателей изобразительного искусства. Ижевск: УдГУ, 2002.

11. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 1. –

12. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры: Учебное -методическое пособие. – Ставрополь. Ставрополь сервис школа. – 1998.

Читайте также: