Сообщение современное декоративно прикладное искусство в бурятии

Обновлено: 29.04.2024

Автор представляет концепцию выставки, посвященной искусству гобелена этнической Бурятии — со времени его зарождения в регионе в 1970-х гг. до современности. Впервые в одной экспозиции были представлены работы пятнадцати авторов, выполненные в разных материалах и направлениях. Изложена цель выставочного проекта — показать творческие достижения художников, многообразие тем и сюжетов, отражающих специфику региона. В ходе подготовки к выставке использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: изучались библиографические источники, проводились встречи, беседы с авторами для получения более полного и цельного представления о замысле произведений и характере создания. Объединение довольно разрозненных материалов в единую выставочную концепцию является сегодня актуальным для развития современного декоративно-прикладного искусства Бурятии в области мягких материалов. В статье представлено художественное пространство искусства гобелена, наполненное индивидуальным видением, объединенное спецификой выразительных средств в области ручного ткачества.

Ключевые слова: гобелен, Бурятия, национальное в искусстве, декоративно-прикладное искусство, конский волос, ручное ткачество, тема, шерсть.

С конца XX века гобелен Бурятии получил активное развитие, отражающее события, творческие судьбы, рождение произведений искусства. Начиная с 1970-х гг. созданы произведения монументальные, станковые, мини-гобелены, близкие к бурятским коврам таарам (бур.). Многие произведения гобеленного ткачества Бурятии представляют собой удивительно прекрасные творения искусства и являются постоянными экспонатами межрегиональных, зональных, всероссийских и зарубежных выставок. Между тем художественное наследие в области гобелена в Республике Бурятия до сих пор не получило глубокого и подробного рассмотрения в искусствоведении.

Сегодня искусство гобелена в регионе испытывает определенные трудности, связанные с пополнением молодыми кадрами, есть потребность в увеличении мастерских, популяризации ручного ткачества, в том числе ткачества из пряжи конского волоса, среди населения. Сегодня актуален и вопрос преемственности, передачи опыта художественной обработки конского волоса от мастериц, чьи работы заслужили высокую оценку еще в 1980–1990-е годы. Решению этих вопросов способствуют художественные выставки бурятского гобелена.

Французское искусство гобелена получило на бурятской земле свой жизненный путь, обрело самобытные традиции, пережив свой расцвет здесь в 1960–1980-е годы. Практически сразу в Бурятии этот вид искусства обрел региональные черты, связанные с ткачеством из пряжи конских волос и обращением мастеров к сюжетным и декоративным композициям на национальную тематику.

Таар из козьей шерсти. Конец XIX – начало XX века. Иркутская губерния, Предбайкалье. Конский волос, козья шерсть, кустарное производство, ткачество станочное

Е.Д. Тыпхеева. Чесан. 1983. Конский волос, ручное ткачество

С.Р. Ринчинов (автор), С.П. Ринчинова (исполнитель). Мелодия. 1977. Шерсть, ручное ткачество

А.О. Цыбикова (автор). Б.Д. Дамбиева (ткач). Белый старец. 1991. Конский волос, ручное ткачество

Б.Д. Дамбиева. Код жизни. 2016–2018. Конский волос, ручное ткачество

В экспозицию вошли работы, призванные показать художественные возможности конского войлока, например в декоративных панно Т.Н. Тиминой, А.Б. Алсаткиной. Творчество А.Б. Алсаткиной — яркий образец синтеза традиций и инноваций. Автор чутко видит художественные возможности материала — войлока, конского волоса, камня, раскрывая их фактуру, связанную с тематикой произведений.

А.Б. Алсаткина. Айсухан-тоодэ. 2016. Войлок, конский волос, камень

Т.Н. Тимина. Сувенир. 1980. Шерсть, ручное ткачество.

На огромной территории России не счесть сел и деревень. Все они такие разные…и разные в них живут люди. И каждый из народов вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Даже одна личность представляет ощутимую ценность для всей человеческой истории, поскольку прошла собственный путь развития, сохранив неповторимость духовного облика, изучив традиции рационального природопользования, природосберегающих народных промыслов.

Забытые ремесла наших предков - это та же история, и сегодня в век глобального технического прогресса, прикладное искусство наших предков представляет большой интерес и имеет научно-практическое значение.

Цель работы:

Изучение художественных промыслов, их развитие на территории нашего района. Анализ влияния народного декоративного искусства на эстетическое воспитание школьников, на экономическое развитие района, на привлечение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины.

Задачи:

  • Познакомиться с мастерами ДПИ нашего района, описать их творчество;
  • Изучать фундаментальные источники по этой теме;
  • Проанализировать значение ДПИ для экономики нашего района.

В работе отражены следующие вопросы:

Художественное наследие Курумкана;

Прикоснусь к прекрасному.

ВложениеРазмер
вклад кочевых народов в мировое искусство 127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки

МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2

Прикладное искусство как фактор

культурно-исторического развития бурятского народа.

Автор: Борисов Иван, 10 класс

Реховская Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

Глава I . Исторические предпосылки возникновения прикладного искусства в Баргузинской долине.

Глава II. Художественное наследие Курумкана.

Список использованной литературы.

На плечах эту землю держат

И несут на себе

Тема моей работы посвящена искусству кочевых народов Баргузинской долины,
проживавших и живущих на территории Курумканского района.

Выбор данной темы не случаен. На огромной территории России не счесть деревень и сел. Все они такие разные… и разные в них живут люди. И каждый из народов, независимо от той или иной численности, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Даже одна личность представляет ощутимую ценность для всей человеческой истории, поскольку прошла собственный путь развития, сохранив неповторимость духовного облика.

Главным принципом работы стала мысль о том, что историю делают люди, подчас простые и незаметные. А забытые ремесла наших предков – это та же история, вот поэтому предметом исследования данной работы стали люди, которые жили и живут рядом с нами.

Сегодня, в век глобального технического прогресса, прикладное искусство наших предков представляет большой интерес и имеет научно-практическое значение.

Целью данной работы является изучение исторических предпосылок возникновения художественных промыслов, их развития и размещения на территории нашего района, а также анализ влияния народного декоративного искусства на эстетическое воспитание школьников, на экономическое развитие района. В соответствии с выбранной темой я поставил следующие задачи:

  1. познакомиться с вкладом кочевых народов в развитие прикладного творчества нашей долины;
  2. изучать фундаментальные источники по данной теме;
  3. Проанализировать значение ДПИ для экономики нашего района;
  4. овладевать методами в области сбора и обработки исследовательского материала, приемами работы с источниками информации.

В работе использованы методы исследования:

  1. поисковая работа;
  2. изучение литературных источников;
  3. встречи и беседы с информаторами;
  4. анализ и обработка полученной информации.

ГЛАВА I. Исторические предпосылки возникновения прикладного искусства в Баргузинской долине.

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность современности, я должен дать краткую историческую справку об удивительной Баргузинской долине. Это очень важно для того, чтобы понять, насколько сложной и интересной была работа по поиску, обработке и исследованию поискового материала.

Баргузинская долина, расположенная между Баргузинским и Икатским хребтами, представляет собой котловину тектонического происхождения. Ученые считают, что она появилась в четвертичный период.

Декабристы Вильгельм и Михаил Кюхельбекеры, жившие в Баргузине на поселении и изучавшие территорию, в своих записках и письмах восхищались природными богатствами, красотой, минеральными источниками и главное - людьми нашего прекрасного края.

Климат у нас резко континентальный: перепады температуры и зимой, и летом. Морозы могут быть от -7 до -50, жара –от +10 до +40*.

Даже по этим версиям и исследованиям учёных Румянцева, Долгих, Цэрэнова, Дамбаева можно предположить, сколько племён, людей различных национальностей кочевало по нашему краю с древних времён.

Но ведь по причине того, что край был дальним и глухим, отдалённым от промышленных районов и железной дороги, гораздо позже он стал местом ссылки и каторги неугодных правительству людей. Именно сюда стремились тысячи людей из центральной части нашего государства и других регионов в поисках лучшей доли и земли обетованной, привнося в национальный быт свою культуру, свой способ выживания.

Все эти народы, каждый по своему роду занятий, своему национальному быту, образу жизни и создали уникальное прикладное искусство.

В поисках лучших мест для жительства, для пастьбы своего домашнего скота, для лучших охотничьих угодий, они кочевали по огромной нашей долине, перенимая друг у друга лучшее, учась налаживать и украшать свой быт.

Задача нашего поколения огромна: нужно изучить всё это богатство и сохранить в памяти потомков. А главное - научиться любить свою землю, знать её историю и гордиться прошлым своей малой родины.

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ КУРУМКАНА

В систему понятий прикладного искусства входят такие традиционные виды народного творчества, как художественная обработка металла, дерева, мягкого материала, художественное стекло, керамика и фарфор.

На протяжении многих веков народы нашего региона создали богатую и своеобразную культуру, с большим мастерством и изобретательностью используя местные природные материалы: мех, кожу животных, бересту, дерево, железо и другие разнообразные материалы.

Ведя кочевой образ жизни, основное население нашей долины – буряты и эвенки создали самый оптимальный для себя вариант жилища: юрты и чумы. Они удобны и легки в перемещении со стоянки на стоянку, быстро устанавливаются и легко собираются, не занимают много места в обозе. За долгие годы кочевой жизни эти переносные дома в своём построении доведены до совершенства, и сейчас – это уникальные национальные атрибуты.

Войлочная или решетчатая кибитка является древнейшим жилищем кочевых племен народов – скотоводов. Уникальность юрты заключается в том, что она проста для сбора и разборки, легка для перевозки, устойчива и долговечна.

Юрта бурят состояла из деревянного решетчатого каркаса и войлочной покрышки. По числу граней судили о материальном достоинстве её хозяев: шести-восьмигранная юрта принадлежала беднякам, тогда, когда зажиточным принадлежали десяти-двенадцатистенные юрты.

Материалом для решеток служили специально обработанные тонкие березовые или ивовые бруски. Затем эти решетки соединялись со смежными секциями особыми кожаными ремнями. Завершением юрты являлась коническая кровля с дымовым отверствием. Дверь в юрте устанавливали с южной стороны. Войлок, которым обтягивали юрту, катали в начале лета. Войлок в кочевом быту использовали и для постели, коврика, обуви, сбруи.

Внутреннее пространство юрты использовали рационально и продуманно. Началом выступал очаг (гулаялта), устроенный в середине юрты под дымовым отверствием из 3 –х камней ( дули). На северной стороне юрты хранилось самое ценное и дорогое: домашний алтарь, сундуки с парадной одеждой, драгоценности. Эта сторона называлась хоймор – почетное место. Западная сторона именовалась мужской половиной. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое снаряжение. Восточная часть считалась женской. Она предназначалась для женского состава семьи, запасов продуктов и предметов домашнего обихода. Южная часть юрты, где располагалась дверь, считается местом для домашних животных; по левой стороне от двери располагается конская сбруя, орудия животноводства. Каждый угол в избе символизировал знаки Зодиака, которые располагались по кругу, назывались по виду животных и составляли, как известно, годы 12-летнего цикла буддийского календаря.

В связи с тем, что зимы в Баргузинской долине очень холодные, постоянно дуют пронизывающие ветра, кочевники научились изготавливать для себя тёплую одежду. Шкуры добытых зверей и домашнего скота тщательно выделывались, обрабатывались и из них шили тёплые дыгылы, меховые шапки, тёплые унты, ичиги.

С годами кочевое население начали вести полуосёдлый образ жизни. Строили небольшие деревянные дома, в них зимовали. А летом вновь уходили вместе со своим скотом на пастбища, разбивая на новых местах свои юрты. Многие начали заниматься выращиванием своих овощей, картофеля, обработкой земли. Менялся стиль жизни, нужны были предметы быта соответствующие времени.

На территории нашего района издревле самым важным ремеслом было кузнечное. И это понятно: в сельском хозяйстве и в домашнем обиходе необходимы были изделия из железа. Кузнецы, а в основном это были мастера-самоучки, люди особые, избранники Духа Огня, передававшие свои секреты старинного родового ремесла последующим поколениям. Дарханы – повелители огня были окружены ореолом таинственности, вызывали уважение и почтение. Бурятские мастера прежде делились на две группы: род черных (хара дархан) и род белых кузнецов (сагаан дархан). Черные кузнецы делали орудие труда и доспехи воинов, а белые – разные украшения и домашнюю утварь из серебра.

Людям нашего района издавна известны имена своих земляков – мастеров черного металла. Это братья Никаноровы Василий Петрович и Степан Петрович, Баторов Будхи Ринчинович, Будаев Ширетор. Их руками сделано много вещей, которые находятся до сих пор у многих сельчан. Это молотки, топоры-колуны, ножи-ухваты, подковы, серпы, таганы, багры. Одним из мастеров черного металла являлся Баторов Будхи Ринчинович, уроженец нашего села Курумкан. Его руками сделано очень много вещей, часть из них хранится в школьном музее и представлена на слайдах.

Также был у нас в Курумкане еще один черный кузнец – Будаев Ширетор. Большей частью он изготовлял вещи для хозайства, такие как молоток, кожемялка, таган.

Вопросы вооружения и доспехов бурятского народа описываются в связи с возрождением широкого интереса к истории, культуре и традиции бурятского народа.

Археологи иногда находят при раскопках наконечники стрел в костях убитых древним человеком зверей, также камни с нанесенными на них красными пятнами. Камни изображали зверей, а пятна – их раны.

Это был большой мешок, длиной 6 метров, треугольной формы, сшитый из звериных шкур. Лицевая сторона украшалась серебром и мелкими раковинами. По бокам имел до 9 ремней и ременных кистей.

Кроме средств специального назначения, у бурят были и другие орудия, которые предназначались для мирных целей.

Аркан состоял из длинной веревки, сплетенной из крепкого конского волоса и петли (удавки).

Художественной обработкой дерева буряты занимались издавна. Область применения дерева как строительного и поделочного материала чрезвычайно широка. В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из этого доступного материала. Художественная обработка дерева осуществляется резьбой, отделка – росписью. Территория нашей республики очень богата деревьями разных пород - осиной, березой, сосной и т.д.

Местное население использовало их для изготовления всевозможной утвари – чашки, сундуки, туесок, ложки, ящики, табуретки, коромысло, шкатулки, корыта, кровати, черенки лопат и топоров, игрушки, шахматы. При этом использовали для резьбы железные инструменты.

Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни. Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева.

Для каждого из нас деревня нашего детства имеет вполне конкретный образ. Где бы ты ни был, в любом возрасте ты вспоминаешь свой дом, свою деревню, а значит, думаешь о Родине.

Но особенно мастера по дереву любят украшать свои жилища. Кропотливая, тонкая, чувственная резьба по дереву, украшающая окна, ставни, крыши домов – это настоящий полет фантазии, отражающий всю широту души мастера, его самобытность, а руки, подчиняясь этому полету, создают прекрасные творенья.

По воспоминаниям старожилов, работы Самбоцыренова Николая Михайловича поражали красотой и оригинальностью выполнения. Он удивлял своих соседей высокой работоспособностью, неутомимым трудолюбием .

При работе он использовал такие приемы и методы обработки древесины: технику поперечной рубки, оттески, расколки, пиления, долбления, сверления и т.д. Пользовался разнообразными ручными инструментами.

В своем творчестве Николай Михайлович руководствовался идеей гармонии, основанной на ритмичном соответствии аналогии элементов, мотивов декора. Заметное место занимают в работе орнаментальные композиции и угловой геометрический стиль.

Сколько труда и любви вложено в эти замечательные творения, а ведь прежде, чем сделаешь одну вещь, испортишь штук десять – пятнадцать, как признается сам Владимир Степанович. Для своей любимой жены Валентины Ивановны Волошин изготовил оригинальные полки для цветов, портреты внуков поместил в красивые рамки, а для телефона сделал эксклюзивную подставку. В доме много других оригинальных поделок, но лучшие его творения еще впереди. Планов много.

Следующий наш адресат – Сулаев Анатолий Домшоевич.

Очень интересно рассказывает о нем его коллега, методист районного культурно-досугового центра Феодосия Ивановна Грудинина: «Сулаев Анатолий Домшоевич выходец из Барагхана, родился в 1945 году в местности Саранхур. Учился в Барагханской средней школе. Тягу к рисованию у него обнаружил учитель рисования и труда Бальжиров Бальжир Молонович.

Со школьных лет и до сих пор Анатолий Домшоевич занимается резьбой по дереву, художественно-оформительской работой. В резьбе использует осину.

Мы побывали в гостях у Сулаева А.Д. Вообще дом Сулаевых найти очень легко, так как отличается от соседских своим убранством, художественным оформлением. Умело подобранные цвета делают дом нарядным, праздничным. А палисаднику Анатолий Домшоевич через каждые 2 года делает другой орнамент, переколачивая все дощечки, все палочки и столбики по – новому. От внешнего вида дома веет уютом, и поэтому сельчане подолгу любуются этим творением добрых рук.

Агафонов Николай Сергеевич. Этого человека любит и уважает не одно поколение курумканцев, так как именно он долгие годы воспитывал в детях чувства любви к прекрасному через уроки трудового обучения в Курумканской средней школе. Жизненному пути, творчеству, вкладу в развитие экономики нашего района Николая Сергеевича нужно посвятить отдельную работу.

И сегодня есть молодые люди, которые пошли по следам забытых ремесел. Они обучают детей древнему искусству – художественной обработке дерева. Алексеев Николай Алексеевич, руководитель кружка Дома творчества, Надмитов Батор Владимирович, мастер по дереву, проживающий в с.Могойто. Встреча с ними в моих планах.

Встречаясь со многими людьми, я заметил, что все мастера по дереву очень спокойные и добрые по характеру. От них веет теплом, мудростью и покоем. Работая с деревом, они, видимо, впитывают в себя энергию. Поэтому все их творения из дерева отдают эту энергию доброты мастера обратно людям, пользующимися ими. В наше время все больше возрастает популярность предметов ручного изготовления, особенно из дерева, т.к. это экологически чистые изделия, в которые через руки мастера вкладывается частица его души.

В жизни бурятского народа художественное оформление бытовых предметов занимает особое место. Народ еще в прошлом воплощал свои эстетические идеалы в произведениях прикладного искусства. Для всех видов этого искусства общей является их назначение в жизни человека.

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им, дивитесь!

В процессе таких занятий воспитывается и тренируется аккуратность, внимательность, тщательность в работе, терпеливость т воля в самостоятельном достижении поставленной цели.

В наши дни резьба по дереву переживает период возрождения. Множество людей хотят иметь дома изделия из натурального природного материала, изготовленного вручную, по старинным технологиям.

Во-первых, исследование народных традиций наших предков, хранение и передача их опыта, знаний последующим поколениям способствует укреплению дружбы наших народов, взаимосвязи прикладного искусства с национальной самобытностью.

Во-вторых, наш регион относится к туристско-рекреационной зоне, и в ближайшем будущем ожидается приток туристов. Почему бы не организовать сувенирное производство в нашем районе? Мы можем делать разные вещи. Для этого у нас есть хорошие специалисты. Но весь вопрос в том: будут ли они продаваться? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить ряд маркетинговых исследований: изучить конъюнктуру рынка, провести анализ конкурентов, выполнить бизнес-план и сделать соответствующие выводы. На примере моего проекта я считаю, что это вполне возможно. Во-первых, по экономическим расчетам общая стоимость моего изделия составляет 437 рублей. Вполне приемлемая цена. Во-вторых, все технологические операции доступны. И последнее – изделие учитывает меняющиеся конструкции телефонных аппаратов и улучшает интерьер комнаты. В будущем я планирую продолжить эту работу:

  1. Познакомиться с творчеством мастеров по дереву не только Курумкана, но и района;
  2. Сделать экономические расчеты для организации сувенирного производства;
  3. Разработать проект летнего отдыха и занятости детей по производству сувениров с привлечением мастеров по дереву, находящихся на заслуженном отдыхе;
  4. Продолжать учиться секретам художественной обработки дерева.
  5. Создать путеводитель по памятникам народного зодчества Баргузинской долины.

Не знаю, стану ли я когда-нибудь мастером, но очень этого хочу.

В виду этого считаю, что моя работа актуальна, и все мои планы требуют дальнейшего продолжения.

Человеку присуще вкладывать душу в создание не только великих произведений искусства, но даже самых обыденных вещей. След человеческой жизни, его тепло, надежды остаются в этих рукотворных предметах.

Культура Бурятии

Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Азии и Европы, формирование которой шло параллельно с развитием устоев общественной жизни в Забайкалье. Свой вклад в эту культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории.

Одним из интереснейших пластов культуры Бурятии является культура его коренного народа – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. К этому пласту относится буддийское учение, включающее философию, тибетскую медицину, астрологию, буддийскую живопись. На этой основе в Бурятии развивались письменность и книгопечатание. Большой вклад в развитие связей Бурятии с Тибетом внес русский художник Николай Рерих.

Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Самобытностью отличается искусство Забайкальских казаков.


Современный пласт культуры, получивший развитие в результате создания в Бурятии институтов, деятельность которых была направлена на приобщение народа к европейской культуре, представлен видами культуры, в которых использованы сюжеты, как прошлого, так и настоящего Бурятии. Это литература, опера и балет, искусство драмы, искусство кино, музыкальное искусство, скульптура и живопись, эстрада, цирк, фольклор.

Национальное искусство других народов, проживающих в Бурятии, представлено фольклорными ансамблями выходцев из Кореи, Китая, Армении, Азербайджана, Польши, Германии, Украины. В Бурятии работают национальные культурные центры и общественные объединения.


Наиболее интересные образцы материальной культуры хранятся в фондах и выставочных залах музеев, образцы классического и современного искусства представлены в деятельности театров, дворцов и клубов, в деятельности Бурятской государственной филармонии.

Культура Бурятии находится в непрерывном развитии, она обогащается новыми достижениями, в ней появляются новые направления и виды, но при этом она сохраняет наследие прошлых эпох. Мифы и легенды Бурятии.

ГЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Сурхарбан – праздник-обряд по­читания Земли – проходил ле­том и считался вторым по зна­чению праздником года у бурят. Ритуальная часть праздника обыч­но проходила на горе, где дела­лись жертвоприношения хозяе­вам, – духам местности возле обо. После молебна в степи наступал черед игрищам и состязаниям. Они включали в себя стрель­бу из лука, бурятскую борьбу и скачки. Это был истинно на­родный праздник, собиравший толпы людей со всей округи.



Участники скачек сорев­новались на дистанции три-четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживал ее за месяц до скачек. После скачек произносилась хвала коню, пришедшему первым.


В народно-бытовом плане подго­товка к встрече Нового начинается задолго до его наступления – с при­готовления национальных блюд, наведения порядка и чистоты в доме, приобретения обнов и мно­гочисленных подарков для всех родственников и друзей. В первый день нового года дети, если живут отдельно, обязательно приходят с поздравлениями и подарками к родителям или старшим рода. Проявление уважения к старшим является одним из главных значе­ний праздника Сагаалган.

Хадак подносится так: младший подходит с ним к старшему, держа на ладонях вытянутых рук, и кла­дет на кисть руки, старший пере­кладывает хадак на правую руку младшего и соединяет с ним руки от локтей до кистей.


МУЗЫКА БУРЯТИИ

Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.

Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.


Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.

Такая протяжная песня — продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни — пастухи, пасущие стада в степи.

Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым(1909 год).


Коллектив Намгар

Среди народных инструментов можно отметить такие инструменты как: духовые — лимбэ (тип флейты),бэшхүүр (бишхур) (язычковый), аман хуур (варган), струнные —морин-хуур и хучир (смычковый), чанза (шанза) и ятага (щипковые), а также многочисленные ударные инструменты.

В шаманском и буддийском культах применялись хэнгэрэг, сан, дамаари, дынчик (ударные), үхэр-бүрээ, ганлин, бэшхүүр (духовые) и другие инструменты.

Лупсунцырен и Ацержаб Жамбаловы — известные мастера изготовители музыкальных инструментов.

ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ

Буряты располагают важным письменным наследием. Это в первую очередь бурятские летописи, включающие историю и предания бурят. Буряты — единственный народ Сибири, обладающий собственными историческими письменными памятниками.

Традиционная литература бурят включала ряд полубуддийских, полушаманских произведений, заключающих в себе истории знаменитых шаманов и правила почитания шаманских божеств.

Основная масса литературы бурят состояла из переводных произведений буддийской традиции. Это были в первую очередь переводы с тибетского на монгольский буддийских священных книг, трактатов по философии, медицине и т. д. и Данджур — энциклопедия более чем в 200 томов. Главными очагами литературной деятельности являлись монастыри-дацаны, при которых состояли ученые-переводчики. Многие из дацанов были оборудованы библиотеками и типографиями, где книги печатались ксилографическим способом.

После революции началось формирование бурятского литературного языка на основе латиницы, а затем кириллицы и хоринского диалекта. Это означало разрыв с предыдущей литературной традицией. При этом шло освоение европейских литературных форм и массового светского образования на русском и на бурятском языках.

Первый литературный альманах на бурятском языке Уран-Угун-Чимек вышел в феврале 1927 года.



Б.Д. Абидуев Х. Намсараев

МУЗЕИ БУРЯТИИ

В Бурятии действуют: 5 государственных, 19 муниципальных, более ста поселенческих и школьных музеев.

Музей истории города Улан- Удэ был создан в 1990 году, а в 2001-м музей обосновался в памятнике архитектуры и гра­достроительства, доме купца, потомственного почетного граж­данина И.Ф.Голдобина в истори­ческой части города по адресу ул. Ленина, 26. Семья Голдобиных попечительствовала учебным заведениям и приходским шко­лам, вкладывала немало средств на содержание приюта для аре­стантских детей. В 1891 году дом был определен для приема цесаревича Николая, когда он присутствовал на празднова­нии 40-летия Забайкальско­го казачьего войска.



Национальный музей Республики Бурятия – хранилище культурных, исторических сокровищ народов Бурятии. Музей состоит из двух крупнейших музеев Бурятии: музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова и Республиканского художествен­ного музея им. Ц.С.Сампилова.

Музей истории – один из крупней­ших музеев Сибири (основан в 1923 г.). Предки народов Бурятии оста­вили бесценную память материаль­ной культуры региона, древних ци­вилизаций гуннов, тюркоязычных и монголоязычных степных кочев­ников – свидетельства далекого и недавнего прошлого, неразрывной связи времен и народов.




Художники не столько реконструируют картину ко­чевого мира, сколько, реально переживая ее, во­площают на холстах мироздание кочевой цивили­зации. Современная экспозиция музея открывается декоративно-прикладным искусством Бурятии. Мно­гие их виды давно уже стали национальным брендом.

Музей природы Бурятии – не толь­ко хранилище культурных ценно­стей, естественнонаучных коллек­ций, но и центр экологического воспитания.


Экспозиция размещена в пяти за­лах: выставочном, естественной истории, геологии и полезных ис­копаемых, ландшафтов Бурятии.


Особое место в экспозиции отведе­но озеру Байкал. Форма котловины, рельеф дна хорошо видны на макете озера; показаны и байкальские эн­демики: нерпа – единственное мле­копитающее озера, голомянка – глу­боководная, живородящая и самая многочисленная рыбка Байкала.

На древней земле Бурятии века­ми и тысячелетиями сменяли друг друга племена и народы, и все они оставили после себя множе­ство памятников – жилища и за­хоронения, городища и крепости, оборонительные валы и культо­вые сооружения, предметы быта, ремесел, боевого и охотничье- промыслового снаряжения. Наи­более выразительная часть этих памятников собрана в уникальном музее под открытым небом – Эт­нографическим музее народов За­байкалья.



Бурятский государственный ака­демический театр оперы и бале­та им. Г.Цыдынжапова (архитектор А.Н.Федоров) проектировался в 30-е годы как Дворец социалистической культуры; построен он в 1952 году. Здание признано памятником ар­хитектуры. Стиль – сталинский ам­пир с национальными декоратив­ными элементами. В оформлении использовались отдельные эле­менты архитектуры дацанов: лю­стры, бра, цветные витражи, пла­фон, горельеф внутри и снаружи, национальный орнамент, башен­ки. Над центральным порталом театра устанвлена художественая композиция: всадники со знаменем на вздыбленных конях. Эта работа А.И.Тимина, автора многих скульптур­ных композиций на улицах города.


Государственный русский драма­тический театр им. Н.А.Бестужева – первый профессиональный театр в Бурятии. Театр неоднократно менял свой адрес, но, наконец, обрел посто­янное место жительства. В 2007 году началось строительство нового зда­ния театра, а в 2009 он уже принимал первых зрителей. Театр ставит пьесы советской, русской классической дра­матургии, мировой классики.


Бурятский государственный ака­демический театр драмы им. Х.Н. Намсараева – старейший театр Бурятии. В1959 г. театру было при­своено имя писателя Хоца Намса­раева. В 2012 г. театру исполняется 80 лет. Театр ставит свои спектакли на бурятском и русском языках.


Декоративно-прикладное творчество Бурятии

Декоративно-прикладное творчество Бурятии Брожин А. (9 кл

); Шульгин А. (10 кл.) Руководитель проекта: Резанов Л.В., учитель, к.п.н.

Бурятия

Бурятия - удивительный, потрясающий регион нашей необъятной страны, имеющий свою самобытную культуру, традиции и обычаи.

Бурятия на карте России

История бурятского народа

Художественная обработка дерева

Область применения дерева как строительного и отделочного материала чрезвычайно широка. В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из доступного, хорошего материала , легко поддающегося обработке.

Художественная обработка металла

Бурятский художественный металл – это культура одновременно материальная и художественная. Она создавалась творческими усилиями кузнецов, чья художественная продукция служила одним из действенных средств эстетического оформления народного быта.

Шитье, вышивка, аппликация

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д.

Орнаменты мы встречаем повсюду. Они - одно из древнейших проявлений народного творчества.

Праздничные обряды

Бурятский Новый год. Призыв к духам в сохранении рода, семьи.

Сурхарбан – национальный праздник, проводится в начале июня. Стрельба из лука – фрагмент праздника.

Национальный бурятский танец- Ёхор.

Заключение

Так, культура отдельного региона стала, пускай небольшой, но по-настоящему весомой частью культуры нашей великой и необъятной России.

Читайте также: