Сообщение сосуды древней греции

Обновлено: 17.05.2024

" О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! ".

Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты. А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:

Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)


Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках :))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника :)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться :)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея


Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.


Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)


Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно :)

Posted on Nov. 12th, 2012 at 01:23 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Древнегреческие Вазы и их назначения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древнегреческие Вазы и их назначения

Древнегреческие Вазы и их назначения

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — Древнегреческий сосуд для.

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — Древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

1 Кратер

2 Кратер

Стамнос - сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручк.

Стамнос - сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

3. Стамнос

3. Стамнос

4. Амфора -1

4. Амфора -2

Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегре.

Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её Яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.

5. Гидрия

5. Гидрия

Пелика (др. греч.πελίκη) —двуручный сосуд плавных очертаний с относительно ши.

Пелика (др. греч.πελίκη) —двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной Формы на невысокой кольцевидной подставке. Назначение пелик, в отличие от большинства греческих сосудов, не вполне ясно, во всяком случае, ни название не является красноречивым объяснением его функционального предназначения (как, например, само за себя говорящее название гидрий — сосуд для воды), ни древние авторы не вносят ясность в этот вопрос. Пелики, как свидетельствуют отчеты о раскопках, составляли часть Погребального инвентаря. Их находили около гроба или около костяка. Некоторые из них были урнами с прахом и пережжёнными костями и, наконец, обломки пелик, затронутые огнем, были найдены на кострищах. Возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей.

6. Пелика

6. Пелика

7. Ойнохойя

7. Ойнохойя

Ки́лик (др.-греч.κύλιξ, лат. calix) —древнегреческий сосуд для напитков и иг.

Ки́лик (др.-греч.κύλιξ, лат. calix) —древнегреческий сосуд для напитков и игры в коттаб, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые, в отличие от канфара, не превышают по высоте кромки самой чаши.

8. Килик

8. Килик

Лекиф (др. греч. λήκυθος) —древнегреческая ваза, предназначенная для хранения.

Лекиф (др. греч. λήκυθος) —древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка. Лекифы часто украшались росписями разными красками по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф Соотносился с неженатым мужчиной. Лекифы также изображались рельефами или скульптурно в местах погребения в качестве художественных элементов надгробий, в частности на кладбище Керамик в Древних Афинах.

9. Лекиф

9. Лекиф

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с.

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром Часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался Для жертвоприношений или как предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался исключительно для культовых обрядов.

10. Канфар

10. Канфар

Киаф (др.-греч. κύαθος) — древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий.

Киаф (др.-греч. κύαθος) — древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина. Объём киафа составляет 0,045 литра, то есть четверть секстария.

11. Киаф

11. Киаф

Скифос (др.-греч. σκύφος) — древнегреческая керамическая чаша для питья на ни.

Скифос (др.-греч. σκύφος) — древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический Кубок Геракла, поэтому скифос также называют кубком Геракла. Изображения скифоса часто встречаются на древнегреческих вазах, выполненных в стиле черно- и краснофигурной вазописи.

12. Скифос

12. Скифос

12. Скифос

Чернофигурный стиль вазописи приходит на смену восточному. В этот период дл.

Чернофигурный стиль вазописи приходит на смену восточному. В этот период для росписи используют лак глубокого черного цвета. Иногда его дополняют белой и красной краской. Фигуры и орнаменты четким силуэтом читаются на красном фоне глины. Мелкие детали процарапаны. В это время все большее значение для художников приобретают мифологические сюжеты. Чтобы смысл изображенного был понятнее, иногда на фоне рядом с фигурами написаны их имена. Орнамент полностью исчезает с фона и перебирается на шейку и ножку. Движения фигур еще угловаты и схематичны, фигуры редко заслоняют друг друга.

Чернофигурный стиль

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эт.

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил Живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением Краснофигурной вазописи противопоставление двух Цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, на другой — красными.


Искусство Древней Греции вазопись

Древнегреческая вазопись изучается учеными по историческим периодам. Начинаются они с Минойского (3 век до н.э.). На протяжении столетий культура живописи и росписи сосудов менялась вплоть до эллинизма (предхристианский период). Во времена процветания Греции, когда царил мир, искусство и культура развивались интенсивно. Среди художников, которые стали наиболее известны:

Тиманф.

Зевксис.

Паррасий.

Аполлодор Афинский.

Эксекий.

Пасиад.

Харес.

Художественные произведения Древние греки выводили на второй план. Главенствовала роспись по керамике. Вазопись – это целое искусство, которое дало огромный толчок и живописи греков. Наиболее привычные для греков формы ваз называли:

амфора;

кратер;

килик;

гидирия.

Искусство nДревней Греции вазопись

Техника росписи: от простого – к сложному

Вазопись начиналась с совсем простых узоров. Среди них – несложные геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники), волнистые линии, жирные точки. Позже орнаменты усложнились. Со временем появились сюжеты из жизни. Историки отмечают, что по рисунку на одной вазе можно было судить о жизни целой семьи. Детально прорисовывались лица людей, одежда, предметы интерьера и быта, животные, растения. Рисовали и сцены из истории. Некоторые узоры были довольно причудливыми. Изображали пиршества, сцены войны, мифологические сюжеты.

Искусство nДревней Греции вазопись

Яркими представителем Минойской эпохи считаются глиняные кувшины с непринужденными орнаментами. Цветочки и завитки наносили на черный фон белой краской. Нравилось грекам изображать на кувшинах морские мотивы. Среди них дельфины, осьминоги, коралловые рифы, водоросли.

Менялась и техника нанесения рисунка. Использовали разные типы красок. Большинство из них после обжига меняли цвет, темнея. Чаще они превращались в оттенки коричневого или красного. Добавляя черного, мастера добивались непревзойденного сочетания цветов. Со временем художники изобрели черный лак и покрывали им пространства между фигурами и узорами на вазах, а сами картинки были темно-бардового оттенка.

Позже вазописцам понравилась роспись по белой основе. Такие орнаменты считались высшим пилотажем. Линии же белой краской на темном фоне использовали для изображения женщин, чтобы подчеркнуть их белую кожу. Мастера начали применять большее разнообразие цветов. Появились: желтый, оранжевый, зеленый, синий и их оттенки. Их наносили как на белый, так и на черный фоны.

Считалось, что только один рисунок или персонаж на вазе – это недоделанная работа. Амфоры и кувшины расписывали полностью, по самое горлышко. На нем, чаще всего, красовался незатейливый орнамент. Главный же рисунок находился на самой вазе. Многие мастера не ленились ставить автографы на своих произведениях.

Искусство nДревней Греции вазопись

В рисунках и сюжетах, которые наносили на сосуды Древние греки – оттенок быта, культуры, традиций, обычаев, истории этого народа. По заявлению археологов, среди находок на раскопках Древнегреческих поселений и городов, больше всего керамических изделий. Где бы ни селились представители греческого народа, исследователи отмечают наличие среди предметов быта расписных горшочков и ваз.

Кроме греческой митрополии, ареалом распространения вазописи стали:

По мере развития торговых путей, греческая керамика попала в Египет, на Ближний Восток, в Северную Африку.

Археологи подметили один интересный факт: любой предмет посуды из глины, не говоря уже о декоративных кувшинах и вазах, греки расписывали. Обязательным было делать подарки и подношения в виде расписанной посуды монахам, старцам, служителям храмов. Керамические предметы быта вкладывали в могилы при захоронениях.

Широкий след в культуре Древней Греции оставила Микенская керамика. Этот период датирован 1600 гг. до н.э. Образцы росписи значительно отличаются от ранних. На вазах корабли и люди, все в темных тонах.

Позже не все из геометрических рисунков были просты. В 900 гг. до н.э. в Греции процветает геометрика. С ее развитием меняются и узоры на кувшинах. Изначально круги и эллипсы выводили при помощи циркуля. Фигурки логически чередовались, образуя цепочки и превращая простой орнамент в замысловатый рисунок. Такие чередования отделяли друг от друга горизонтальными линиями.

Искусство nДревней Греции вазопись

Разновидности сосудов в Древней Греции

Древние греки выдумали массу традиционных и причудливых форм кувшинов для воды и других жидкостей. Среди них:

В основном любые сосуды использовали для хранения жидкостей или украшения пиршеств. Некоторые кувшины специально расписывали к важным датам и празднованиям. Эти сосуды служили исключительно для гостей, часто им их дарили.

Искусство nДревней Греции вазопись

Процесс росписи в Древней Греции

Расписывали глиняные сосуды перед обжигом. После того, как глине была предана форма и заготовка высыхала на солнышке, мастера приступали к нанесению грунтовки – основы для рисунка. Базой служил раствор шликера или минеральный жидкости. Затем наносили орнамент. Сосуд ставили на колени и начинали работу. Краску брали кистями различной формы и величины.

Смотрите также

Монастырь Иоанна Предтечи

В книге деяний Святых апостолов имеются свидетельства того, что в Верии, в области Иматия, проповедовал святое Евангелие Апостол Павел. После первого посещение апостолом язычников, в Верии остались святые Сила и Тимофей, которые продолжали проповедовать святое Евангелие. Судя по точности описаний, здесь бывал и ученик Апостола Павла, апостол Лука.

Янина. Столица Эпира

Мистра (Мистрас), в прошлом возможно Мизитра, эволюционировал от крепости до столицы Мореи, города, по улицам которого ходил последний император Византии. Этот город, был постоянно обречен на гибель, потому что он постоянно находился на линии противостояния между крестоносной Европой и Византией, которую чуть позже сменит Османская империя.

Земля намоленная богами. Неа Плагия

По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой - и только! Хотя, на самом деле, сами по себе древнегреческие вазы имели различные формы, в зависимости от их предназначения в быту. Так амфоры, пелики и стамносы служили для хранения разного рода продуктов, включая вино. Стамносы употребляли и для смешивания вина с водой. В этих же целях на симпосиях употребляли диносы и кратеры. Это сосуды так называемого мужского мира.

Древнегреческие вазы
Динос
Подставка под динос вазописца Антифона. Ок 490 г. до н. э.

Динос – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, выполненный из керамики или металла. Обычно динос устанавливался на искусно выполненной подставке.

В древнегреческой мифологии Диносом звали одного из коней Диомеда.

Кратер
Чернофигурный мастос. Геракл и критский бык
Киаф. 550—540 гг. до н. э., Лувр

В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.

Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий. Если судить по диалогам Платона, ни одна философская беседа не обходилась без рубинового напитка.

Согласно древнегреческой мифологии, богом вина в классическую и эллинистическую эпохи был Дионис - сын Зевса и смертной девушки Семелы, которая была дочерью фиванского царя Кадма. Дважды в год в честь Диониса устраивались ритуальные праздники, так называемые, Великие и Малые Дионисии.

Сами же Олимпийские боги пили нектар - божественный напиток, даривший им бессмертие. Виночерпием на Олимпе был похищенный Зевсом прекрасный юноша по имени Ганимед.

На симпосиях вино черпали киафом, который очень похож на привычные нашему глазу чашки, с разницей в том, что ручка у киафа, для удобства при черпании, намного возвышается над кромкой сосуда.

Объём киафа составлял 0, 045 литра, то есть четверть секстария. В свою очередь, половину секстария составляла котила (κοτύλη). Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.

Псиктер использовался вместе с кубковым кратером на симпосиях. Первый из этих сосудов предназначался для хранения снега или ледяной воды, а во второй наливалось неразбавленное вино.

Псиктер
Ойнохойя
Канфар

А вот для подачи вина употребляли гидрии и ойнохойи. Ойнохойя (οἰνοχόη) - это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.

Пили же вино из килика, канфара скифоса, и ритона.

Килик (κύλιξ) - сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке. Ручки с обеих сторон не превышают по высоте кромку самой чаши.

Канфар (κάνθαρος) очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.

Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.

Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой - кофон.

Чёрнофигурный скифос, ок. 490-480 гг. до н. э.
Ритон
Большой краснофигурный кофон с изображением рождения Елены (ок.. 410-00 до н. э.)

В домашнем обиходе употребляли леканиду, лекану и пинакион.

Рыбные блюда появились в V в. до н.э. Расписывались они, как правило, в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами и разнообразными морскими животными.

Плоская форма блюда называлась пинакион, что в переводе с греческого означает доска. В центре блюда было небольшое углубление для масла или соуса. Рыбное блюдо обычно возвышалось над столом на подставке.

Лекана представляла собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам. Маленькая лекана с крышкой соответственно называлась леканидой. До сих пор точно не установлено назначение данного сосуда: возможно, лекана служила для хранения приготовленной еды, а, может быть, и для оливкового масла.

Три морских окуня, Апулийское краснофигурное рыбное блюдо, ок. 340-320 г. до н. э., Британский музей
Лекана, Лувр
Лекиф

В свою очередь, к сосудам, в которых хранилось оливковое масло, относятся чернолаковые лекифы, алабастроны, арибалы и аскосы.

Лекиф (λήκυθος) предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.

Лекифы часто украшались разноцветными росписями по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной.

Aлабастрон - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.

Арибал (αρύβαλλος) - сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.

Аскос - плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике - применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Aлабастрон
Арибал
Аскос

К сосудам женского мира относятся пиксида, эксалиптро, племахойя и эпинетрон.

Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Племохойя - небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой.

Эпинетрон (έπίνητρον) - известный с V в. до н. э. древнегреческий прибор из глины или дерева, использовавшийся в прядении для вытягивания волокна.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. э
Чёрнолаковая племохойя из Беотии (ок. 550—525 до н. э.), Лувр
Эпинетрон. Национальный археологический музей. Афины

Работа на эпинетроне описана у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху эпинетрон стал предметом культа и часто вкладывался в захоронение усопшим незамужним девушкам.

Для хранения благовонных и ароматических масел использовались лагиносы, напоминающие ойнохою, и ольпы с ручкой сбоку.

Читайте также: