Сообщение о пензенских святых

Обновлено: 09.05.2024

Ангельский образ Иларион Смирнов принял 13 октября, встав на новую ступень лестницы, приближающей его ко Господу. Ровно 10 ступеней, длиною каждая в один год, отделяли его от того мира, куда он непрестанно стремился всей своей душой. Только 10 лет, день в день, дано было его бренному телу пребывать еще на этой грешной земле.

Защита Святого Православия

А сила эта черпалась в Православии, и направлена она была прежде всего на защиту Православия: на защиту от западных религиозно-мистических учений, которые широко распространились в начале XIX века в русском обществе, начиная от самого императора Александра I и его ближайшего окружения.

Другим разрушителем православной веры, расшатывающей ее основы, покушавшейся на проверенный столетиями строй русской церковной жизни, с ее догматами, иерархией и обрядностью, выступал всюду проникающий яд протестантских вероучений, который в распространявшихся в России переводных писаниях был перемешан с ядом явного мистицизма.

Многие из высшего священноначалия вначале смотрели на появление мистицизма довольно снисходительно, считая, что распространение религиозного чувства, пусть даже в такой извращенной форме, все же лучше, чем полное неверие, поразившее образованную часть общества и выразившееся в создании тайных, беззаконных организаций.

Ссылка

Выбранное для этой, по сути дела, почетной ссылки место в далекой Оренбургской епархии, с суровым климатом, было чревато для слабого здоровьем Иннокентия самыми серьезными последствиями. Но в это время открылась епископская вакансия в Пензе. Сторонники и друзья Иннокентия не приминули воспользоваться такой возможностью, чтобы хоть как-то облегчить участь опального борца против мистицизма. Митрополит Михаил, мотивируя свою просьбу болезненным состоянием Иннокентия, предложил переместить его на Пензенскую кафедру. Не побоялся поддержать митрополита и обер-прокурор Св. Синода князь Петр Сергеевич Мещерский, находившийся в непосредственном подчинении у министра духовных дел А. Н. Голицына. Не последнюю, если не первую роль в этом сыграло то обстоятельство, что жена его брата, майора Ивана Сергеевича Мещерского, — Софья Сергеевна (ур. Всеволожская, 1775–1848), которая пользовалась особой благосклонностью Александра I, являлась духовной дочерью Иннокентия. Свободная, надо думать, не без влияния Иннокентия, от мистических воззрений, она была известна своими сочинениями духовно-нравственного содержания, в основном переводами. Начав печататься с 1813 года, Софья Сергеевна выпустила за свою жизнь 93 книги и брошюры общим тиражом 400 тысяч экземпляров. Именно из ее переписки с Иннокентием нам и стали известны некоторые подробности его пензенского периода жизни. Иронией судьбы, ее сестра — Анна Сергеевна Голицына (1774–1838), бывшая замужем за адъютантом великого князя Константина Павловича камергером Иваном Александровичем Голицыным (четвероюродным братом министра духовных дел), напротив, была одной из главных деятельниц мистического движения в России в 20-х годах XIX века.

Архиерейство

Итак, вопреки первоначальной воле императора и страстному желанию князя Голицына, 22 февраля 1819 года состоялось назначение Иннокентия на Пензенскую кафедру, 27 февраля — его наречение во епископа в Святейшем Синоде, а 2 марта — посвящение в этот сан в Казанском соборе.

В Пензу Преосвященный смог приехать только 21 июня 1819 года и сразу же, наскоро облачившись в Николаевской церкви в архиерейские одежды, под колокольный звон направился в расположенный рядом кафедральный собор, где его с нетерпением ожидало духовенство и паства. Но радость от встречи своего архипастыря смешалась у них с грустью при виде его болезненного состояния, свидетельствующего о тяжелом недуге, снедающем последние силы у этого, совсем еще молодого человека.

Чем меньше становилось у Иннокентия физических сил, тем более он возвышался духовно. Особенно заметно это было во время богослужений, когда, отрешаясь от всего земного, он настолько погружался в молитву, что забывал обо всем на свете. Как-то во время службы в крестовой церкви, после Херувимской песни, случилось всеобщее смятение — загорелась сажа в трубе, отчего дым наполнил архиерейский дом, и лишь один Иннокентий ничего не заметил, словно он находился и не на земле уже, а на пороге небесного чертога.

Жители Пензы сразу поняли, что означают удары соборного колокола в столь неурочный час — четверть седьмого пополудни остановилось сердце горячо любимого их архипастыря. 13 октября гроб с телом епископа Иннокентия перенесли из крестовой церкви в кафедральный собор, где после Божественной литургии, совершенной пребывавшим на покое предместником его епископом Афанасием, состоялось погребение почившего архипастыря.

Похоронили его в приделе святой великомученицы Екатерины, в особой усыпальнице, вход в которую был сделан снаружи, с южной стороны собора. В 1882 году перед входом в усыпальницу на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой ссорудили небольшую церковь, освященную 19 декабря того же года во имя святых мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых — 10 октября — совпадал с днем смерти Иннокентия. А над самим гробом епископа графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, которая так трогательно ухаживала за больным Иннокентием в Москве, был установлен мраморный памятник.

Почитание

В 1930-х годах кафедральный собор, в котором почивали останки епископа Иннокентия и еще четырех епископов — Афанасия, Амвросия 2-го, Григория и Антония 2-го — был взорван. Затем его развалины сравняли с землей, разбили над прахом пензенских архипастырей сквер и проложили, прямо над их могилами, пешеходную дорожку, словно приглашая всех жителей осквернить покоящийся под ней прах святителей.

И лишь совсем недавно, в августе — сентябре 1998 года, в результате двухмесячных поисков, начатых с благословения Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, останки всех пяти архипастырей были вновь обретены и с подобающими почестями перезахоронены у бывшего архиерейского дома, где отправлял свое недолгое святительское служение на Пензенской кафедре епископ Иннокентий.

Всего только неполных четыре месяца — с 21 июня по 10 октября 1819 года — пробыл он в Пензе, но и этого оказалось достаточно, чтобы он навсегда вошел в историю нашей епархии как самый выдающийся иерарх Пензенской Церкви. Пострадав на земле от сильных мира сего ради ограждения Святого Православия от посягательств на его чистоту, епископ Иннокентий, надеемся, после своей смерти был вознесен на небе Господом на подобающую ему высоту. Свидетельством этого как раз и являются многочисленные случаи исцелений, проистекавшие на могиле святителя Иннокентия. Все они в свое время заносились в специальную книгу, существовавшую при Пензенском Спасском кафедральном соборе, которая, к сожалению, после революции бесследно исчезла. И лишь некоторые из этих случаев остались нам в память — как свидетельства молитвенной помощи почившего епископа Иннокентия, предстателя перед Богом за пензенских жителей и за всю нашу Пензенскую землю.

Обретение мощей

29 июня 1998 года по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, начались работы по извлечению останков пяти пензенских архиереев, похороненных в свое время в Пензенском Спасском кафедральном соборе г. Пензы, взорванном в 1934 году. Среди них предстояло найти и прах епископа Иннокентия. Два месяца продолжались поиски, и вот, наконец, 3 сентября, уже после того, как были найдены склепы с захоронениями епископов Григория (Медиоланского, †1881) и Антония II (Николаевского, †1889), была обнаружена и могила святителя Иннокентия, рядом с которым были похоронены епископы Афанасий (Корчанов, †1825) и Амвросий II (Морев, †1854). Их захоронения были сильно повреждены взрывом, так что, в отличие от первых двух находок, ни одного полного скелета не сохранилось и часть костей оказалась перемешанной. Учитывая большие земляные работы в прошлом при планировке этой части площади после взрыва собора и устройстве на месте него в 1960 году памятника Карлу Марксу, дальнейший поиск недостающих фрагментов оказался невозможным.

Теперь предстояло идентифицировать найденные останки с помощью научного анализа. Дело облегчалось тем обстоятельством, что возраст епископов значительно расходился: Иннокентию было 35 лет, Амвросию около 73-х, а Афанасий умер на 81-м году жизни. К тому же было известно, что Иннокентий скончался от скоротечной чахотки, болезни, которая видоизменяет грудную клетку. 24 сентября 1998 года специалисты отделения медицинской криминалистики лаборатории бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения Пензенской области провели исследование найденных останков визуальным, измерительным, фотографическим и анатомоморфологическим методами с помощью источника ультрафиолетовых лучей (прибор КД-33л), в результате чего удалось вычленить три неполных скелета, принадлежащие епископам Иннокентию, Афанасию и Амвросию.

6 ноября 1998 года состоялось перезахоронение пяти пензенских архипастырей в склеп, устроенный перед зданием бывшего архиерейского дома. При этом останки епископа Иннокентия поместили в гроб, выполненный из красного дерева, с тем, чтобы в случае канонизации святителя перенести его мощи для всеобщего поклонения в другое место.

…В августе 2000 года на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе епископ Пензенский Иннокентий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Память ему определено праздновать 10/23 октября.

О чудесных знамениях и исцелениях по молитвам святителя Иннокентия

Преосвященный епископ Иннокентий с самого дня блаженной своей кончины († 10 октября 1819 года) пользовался во всем Пензенском и Саратовском крае великим уважением и благоговением за святость его жизни. В 1854 году, по случаю погребения Преосвященного епископа Пензенского Амвросия II (Морева) рядом с могилою святителя Иннокентия, распространился в народе слух о нетлении тела его. Конечно, официально никто не мог позволить себе приподнять покров, скрывающий тело святителя; но любопытные взоры, несмотря на охрану гробницы соборным причтом, могли проникнуть под этот покров во время исправления каменного свода, оказавшегося поврежденным над гробом святителя. В 1882 году, во время постройки при кафедральном соборе к стороне гробницы святителя Иннокентия часовни — малой церкви — для усыпальницы пензенских Преосвященных, оказалось необходимым снова вскрыть свод над могилою святителя Иннокентия, и тогда с новою силою распространилась молва о нетлении его тела.

Слух о чудесах при гробнице святителя Божия в народе носился издавна. Вот почему пензенские жители и жители окрестных мест, иногда очень дальних, служили панихиды при гробнице. Но с 1854 и 1882 годов, и особенно с 30 мая 1884 (100-летний юбилей со дня рождения святителя), этот слух начал распространяться с неудержимою силою. Конечно, между многочисленными сказаниями о чудесах при гробнице святителя Иннокентия не все могут быть проверены или по давности события их, или по отдаленности от г. Пензы, а иногда по неизвестности лиц, над коими они совершались, но самая многочисленность этих сказаний служит несомненным доказательством того, что в основе их лежит святая истина.

Свидетельство священника с. Архангельское-Куракино С. Архангельского

Крестьянка С. Тишина, одна из закоснелых раскольниц, в последние 8 лет страдала припадочною болезнью. Припадки с несчастной женщиной являлись каждый день. Начинались они судорогами, помрачением рассудка, лаем по-собачьи и кусанием своего языка, заканчивались же всегда значительными ушибами. За последние 5 лет у больной, по словам ее, явилось желание перейти в Православную Церковь. В этом желании она еще более укрепилась вследствие дошедших до куракинских прихожан слухов об особенных действиях, совершающихся над больными при гробе святителя Иннокентия. С этими мыслями она и отправилась в Пензу. Но так как она ни разу не была в Пензе, то и не нашла места, где почивает святитель Иннокентий. Спросить же других, говорила она, не посмела. В грустном настроении возвратилась она обратно домой. Но мысль сходить на поклонение праху святителя Иннокентия крепко запала в душу ее.

Пензенские епархиальные ведомости, 1885,

ч. неоф., № 5, с. 26–27.

Свидетельство монахини Платониды

Пензенские епархиальные ведомости,1908,

ч. неоф., № 18, с. 749–751.

Свидетельство Федора Тимофеевича Молоканова

Пензенские епархиальные ведомости, 1912,

ч. неоф., № 3, с. 98–99.

Свидетельство Зинаиды Михайловны Лебедевой

Пензенские епархиальные ведомости, 1913,

Свидетельство Степана Тимофеевича Куницына

Свидетельство Параскевы Ивановны Черноусововой

Свидетельство Ольги Павловны Студицкой

30 мая 1911 года за № 89 кафедральным протоиереем В. Лентовским при рапорте было представлено два заявления об исцелениях, полученных вдовою статского советника Мариею Георгиевною Фадеевою и крестьянкою Агафией Семеновою Лаптевою молитвенным ходатайством и заступлением в Бозе почивающего святителя Иннокентия.

Свидетельство Марии Георгиевны Фадеевой

Милосердием Божиим, молитвами святителя Иннокентия я получала несколько раз исцеления от моих болезней через масло из лампады, которая имеется при гробнице великого святителя, принимая внутрь каплями и намазывая больные места своего тела. Первая моя болезнь была боль глаза, который я сильно ушибла и испытывала боль нестерпимую. Помолившись святителю Иннокентию, бывшему Пензенскому епископу, я намазала глаз маслом из его лампады два раза, а получивши успокоение боли, приложила тряпочку с маслом на него с утра. К вечеру боль прошла, и я смогла смотреть в очках, а на другой день боль совсем прошла. Вторая моя болезнь — воспаление в груди, несколько нарывов внутренних в груди. Испытывая сильную боль, я намазывала грудь маслом из лампады и, прикладывая масло на тряпочке каждый день, я чрез неделю получила исцеление. Третья моя болезнь — болезнь ноги. Я испытывала сильную боль, и ходить мне было трудно и больно. Я намазала маслом из лампады великого святителя, Преосвященного епископа Иннокентия больную ногу три раза и почувствовала облегчение и стала свободно ходить и получила исцеление. Жительница г. Пензы вдова статского советника Мария Георгиевна Фадеева. 11 мая 1911 года.

Свидетельство Агафии Семеновны Лаптевой

Много лет я болела ногою и рукою. Обращалась многократно к докторам. Они говорили, что у меня подкостная болезнь, которую вылечить нет никакой возможности. И вот я прибегла к молитвенной помощи епископа Иннокентия и, не имея раньше сил двинуть рукою и ногою, теперь я свободно владею этими членами. При гробнице святителя Иннокентия мы дали обет — в случае получения исцеления объявить об этом в печати. 30 мая 1911 года. К сему заявлению за неграмотную Лаптеву муж ее Владимир Филиппов Лаптев подписался, и удостоверяем под присягою, что всё, прописанное в этом заявлении, сущая правда.

Свидетельство Зинаиды Лебедевой

Крестьянин Афанасий Климкин и мещанка Татиана Мурзина на имя кафедрального протоиерея В. Лентовского представили заявление о чудесном исцелении по молитвам святителя Иннокентия следующего содержания:

Свидетельство Афанасия Федоровича Климкина

Я, крестьянин Саратовской губернии Петровского уезда Старо-Захаркинской волости Афанасий Федоров Климкин, живу в г. Пензе на городском поселке Манчжурия в своем доме, служу на Рязано-Уральской железной дороге. Прошлого 1911 года ранней весной заболела дочь моя Мария, 14 лет, лихорадкой. Долго она страдала. Много раз мы обращались за медицинской помощию к железнодорожным врачам, но от невоздержания в пище или еще от чего болезнь не оставляла больную нашу дочь. Но вот пришла моя сестра, Васса Федоровна Климкина, и посоветовала взять больную дочь в собор к литургии, так как на днях, 30 мая, должна быть память Преосвященного епископа Иннокентия. Я согласился и отпустил свою дочь. Усердно помолившись у литургии, а после оной и на панихиде, взяли масла из лампады у гроба святителя Иннокентия, стали мазать этим маслом больную, — и больная после того стала здорова и болезнь больше не возвращалась. В чем и подписуемся Афанасий Климкин и Мария Климкина.

Свидетельство Татьяны Ивановны Мурзиной

Считаю долгом заявить о полученном мною чудесном исцелении от глазной болезни по молитвам святителя Иннокентия у его гробницы. Это было 7 мая 1911 года. В этот день в склепе была совершаема вселенская панихида. Когда я стала молиться, на меня напало сильное забытье: я перестала сознавать. Не помню, как окончилась панихида и приложилась ли я к гробнице святителя Иннокентия и как вышла из склепа. Когда я вернулась домой, почувствовала сильную слабость во всем организме, и в таком состоянии забытья и слабости я пробыла весь день. В течение дня хотя и являлось сознание несколько раз, но на очень короткое время, потому что разум не в силах был бороться с тем настроением души, какое я испытывала. Такое состояние души не поддается описанию. Вечером я стала приходить в себя: в это время я и почувствовала полное облегчение в глазах, и с тех пор болезнь моя не повторялась. Когда я шла в склеп на панихиду, я дала обещание заявить, если получу исцеление. Исцеление я получила, о чем считаю долгом довести до сведения Вашего Высокопреподобия. Глаза мои заболели в ноябре месяце 1909 года, и лечили меня два доктора. Рецепты одного из них у меня сохранились, и они могут свидетельствовать о моей болезни. Лекарства по этим рецептам мне не помогали: от самой ничтожной простуды часто повторялось воспаление век и белков. В настоящее время мои глаза совершенно здоровы. Пензенская мещанка Татиана Ивановна Мурзина. Пенза, Лекарская улица, дом № 17. 15 января 1912 года.

Свидетельство Татьяны Алексеевны Листовой

Свидетельство Анны Морошкиной

Свидетельство Анны Лентуловой

Все вышеизложенные сведения о благодатных знамениях милости Божией, явленных чрез святителя Божия, записаны в общую книгу, которая хранится в ризнице собора. Но можно предполагать, что есть много незаписанных исцелений по молитвам и предстательству святителя Иннокентия пред престолом Божиим, известных Единому Господу Богу, святителю Иннокентию и тем лицам, над которыми они совершались и которые об этом официально не заявляли. Такое предположение имеет свои основания. Известно, что со дня кончины Преосвященного епископа Иннокентия прошло 95 лет, а память о нем до сих пор хранится не только в нашей губернии, но и в соседних и отдаленных углах России. Служителям соборного храма очень часто приходилось и приходится видеть за время ежедневного служения панихид по святителе Иннокентии, как у многих, молящихся коленопреклоненно при гробнице святителя, льются обильные слезы, слышатся скорбные рыдания и сердечные вздохи. Несомненно, эти молящиеся люди возносят святителю и просительные, и благодарственные молитвы как угоднику Божию за его помощь и предстательство пред Господом Богом.


Пе́нзенская о́бласть — субъект Российской Федерации. Регион расположен в центре Европейской России, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр области — город Пенза.

Содержание

Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий.

В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии.

В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края.

Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской.

12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии.

В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819). Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

В 1902-1907 гг. епископом Пензенским и Саранским был владыка Тихон (Никаноров, 1855-1920), будущий священномученик Воронежский.

В 1928 г. из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 20-30-е гг. Пензенская епархия, как и вся Русская Церковь, понесла страшные потери; практически все архипастыри, управлявшие ею в эти годы, были расстреляны. Епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и пострадавшие с ним священники Василий Смирнов и Гавриил Архангельский в 2000 г. были прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1937-1944 гг. единственной действующей церковью в Пензе оставался Митрофановский храм.

Поддержку и утешение в эти годы верующие находили у старца Иоанна Оленевского (Калинина, ок. 1862-1951), прославленного в 2000 г. в лике священноисповедников.

В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким.

В 1999 г., в дни празднования 200-летия Пензенской епархии, ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2000 г., в течение полугода, временно управляющим Пензенской епархией был владыка Варсонофий, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии.

С. СОЛОВЦОВКА, Пензенского района. Троице-Сергиевский храм: прав. Иоанн Оленевский (ХХ в.).

Пензенская область, Троице-Сканов женский монастырь

Дата основания: 1-я пол. XVII в.

1795-1797: Левицкий А. - строительство по собств. проекту

Статус: действ.

Адрес: Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово

Мужской монастырь, известный с 1676, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в. В кон. XVIII в. при игум. Арсении (Левицком) и его преемниках отстроен в камне как единый архитектурный ансамбль, включающий собор, ограду с башнями и кельи. Закрыт после революции, в 1930-х постройки переданы птицеводческому колхозу. В 1990 восстановлен как женский.

Пензенская область, Тихвинский Керенский монастырь

Дата основания: 1683

Статус: действ.

Адрес: Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Вадинск

Проезд: От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном "Пенза - Земетчино", "Пенза - Вадинск".

Монастырь, основанный как женский на месте явления иконы Божией Матери, в 1683. В 1764 упразднен. В 1822 при храмах бывшего монастыря официально открыта женская богадельня, в 1848 преобразованная в общину, а в 1852 - в монастырь. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с крепким хозяйством. Закрыт в 1927, часть зданий сломана, на территории размещены ПТУ, производство. Вновь открыт в 1997 как мужской на части старой территории.

Пензенская область, Нижне-Ломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь

Дата основания: 1648

Статус: действ.

Адрес: Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, с. Норовка

Мужской монастырь, основанный ок. 1648 у западной окраины Нижнего Ломова, на месте, где в 1643 на роднике был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери. В XVIII в. большинство построек, включая ограду с башнями и кельи, выстроено в кирпиче. Закрыт в 1920-х, в 1930-х большинство пострек разобрано на кирпич. Уцелел настоятельский корпус, занятый под школу. Восстанавливается с 2002, с 2004 подворье Вадинского монастыря, в 2008 вновь получил статус монастыря.

Примечания: В XIX в. у стен монастыря проходила известная Казанская ярмарка.

Пензенская область, Собор Сердобск7

В XX столетии город расширил свои границы, и его население увеличилось (к 1897 году-12 452 жителя). Этому способствовало и то, что в 1894 году через Сердобск прошла железная дорога. Соборная церковь уже не могла вместить всех прихожан. Видимо, поэтому и потребовалось строить новый храм. Саратовская епархия вместе с земской и городской управами решили, что он должен иметь лучшую архитектуру. С этой целью был создан строительный церковный комитет, возглавляемый председателем К. В. Кузьминым. В состав этого комитета входили: протоиерей А. А. Соловьёв, священник Виноградов, дьяконы Протасов, Усков, Р. А. и И. Я. Кузнецовы, Архитектором был приглашён Алексей Маркович Салько, построивший в Саратове много частных и административных зданий улучшенной архитектуры. Им был построен также грандиозный собор в честь святого равноапостольного князя Владимира. Проект этого собора послужил впоследствии основой для строительства Михайло-Архангельского собора в Сердобске.

Адрес: Россия, Пензенская область, г. Сердобск, пл.Базарная, 1

Пензенская область, Вознесенский собор Спасск4

В годы советской власти храм закрывался (по неточным источникам) – 1938 или 1939 гг и был открыт через год.

С 1925 по 1931 гг. в клириком Вознесенского Собора являлся священномученик диакон Григорий (Самарин), причислен к лику новомученников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода от 07 октября 2002 года.

13 декабря 2013 года, указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, храму присвоен статус соборного.

Адрес: 442600, Россия, Пензенская область, город Спасск, ул. Пролетарская, дом 108А

Пензенская область, Казанский храм Кузнецк

Двухпрестольный Казанский храм является примером культового здания, построенного в русском стиле, по типу приходских храмов середины XVII века. В церкви сохранился трехъярусный иконостас конца XIX века. Второй престол Казанской церкви находится в нижнем храме и посвящен Параскеве Мученице. Он был переведен из часовни, закрытой в начале 60-х годов.

Оригинально и вместе с тем просто решен архитектурный облик Казанской церкви. Фантазия архитектора, высококачественный кирпич, мастерство каменщиков… — и перед нами красота, застывшая в камне.

Тоже можно сказать и про церковную сторожку. Завершает архитектурную композицию Казанской церкви металлическая ограда, выполненная в старинном стиле. Судьба благоволила к Казанскому храму: за более чем вековую историю своего существования он практически не закрывался и четверть века был единственным действующим в городе.

Адрес: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Республики, д. 76А

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Святитель Иннокентий

Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове (позже г. Павлов Посад, Московской области), в бедной семье церковного причётника Димитрия Егорова.

Илларион с детства отличался кротким нравом, поэтому, при поступлении в Московскую Перервинскую семинарию, был прозван Смирновым за послушание и безукоризненное поведение.

Окончив семинарию первым учеником, Илларион был переведён в семинарию Троице-Сергиевой Лавры, где продолжил образование по историческому, философскому, богословскому классам, а так же иностранных языков (окончил в 1806 г.).

Ещё в 1805 году, как один из способнейших воспитанников еще до окончания семинарии, был назначен педагогом в начальные грамматические классы. Позже Иллариону Смирнову благословлено преподавание поэзии, в это же время он начал он заниматься толкованием воскресных Евангелий и преподаванием этого для всей семинарии.

С 1809 года Илларион начал читать в семинарии курс философии и 10 августа, того же года, был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове — вот что характеризовало молодого преподавателя.

Илларион с детского возраста любил уединение. 13 октября 1809 года, в 25 лет, митрополитом Платоном (Левшиным, †1812), в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха.

6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября он был переведён в Московский Знаменский монастырь.

Вскоре, по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в духовной академии Санкт Петербурга, в это же время назначают бакалавром Церковной истории в этом же учебном заведении. Через не долгое время ему поручают должность инспектора семинарии, уже в сане архимандрита.

Ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии, архимандрит Иннокентий был утвержден в сентябре 1813 года. В этот же период он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни.

Находясь на чреде священнослужения в 1813—1814 годы, архим. Иннокентий прославился, как замечательный проповедник. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей силой слова евангельского, сказанного с живостью, с воодушевлением, с жаром. В последствии, собрание его проповедей выдержало два издания.

В последствии, ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст. и св. Анны II ст.. В 1815 г. Архимандрит Иннокентий был избран директором Петербургского комитета Российского Библейского общества. И введен (вместе со св. Филаретом (Дроздовым), с которым св. Иннокентия связывала тесная дружба) в состав комиссии, под руководством которой осуществлялся перевод Библии на русский язык.

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ присвоением степени доктора богословия в 1814 г.. В 1816 г. Он определен настоятелем первоклассного Новгородского Юрьева монастыря.

7 апреля 1817 году он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Будущий епископ отличался крайней нестяжательностью. О. Иннокентий, несмотря на слабое здоровье, практикует подвиги аскетизма (носит власяницу) и совершает умное делание. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков, никто из его уст не слышал ни одного праздного слова. Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.

В своей жизни он больше всего избегал осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.

Способности, известность, деятельность Иннокентия обещали ему широкий путь, но Господь сподобил ревностного раба Своего завершить свою жизнь не в славе, а в скорбях, понесенных за истину.

Принимая во внимания замечательные качества архимандрита Иннокентия, принято решение о возведении его в сан архиерейский. 27 февраля 1819 г. состоялось наречение, а 2 марта в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа.

Но это место было крайне опасно для здоровья болящего подвижника. По ходатайству св. Филарета (Дроздова) и петербургских почитателей св. Иннокентия, учитывая слабое его здоровье, кафедру заменили на Пензенскую и Саратовскую.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Хоть и слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь.

Чуть более полугода Владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим Архиереем Пензенским.

Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность Владыки, но и все его существо, все поступки, слова. Он преображался при совершении Божественной Литургии, которую совершал во все воскресные и праздничные дни, несмотря на слабость своего здоровья. Его поучения, произносимые на проповеди, при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости, прерывались частыми слезами.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

Праведника похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора. Но поскольку желающих преклонить колени перед могилой святителя Иннокентия было много, то верующие стали хлопотать о постройке перед входом в усыпальницу часовни. Но на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой была сооружена даже небольшая церковь, освященная 19 декабря 1832 года во имя святых Евлампия и Евлампии, день памяти которых — 10 октября — совпадал с днем смерти епископа Иннокентия (сейчас на этом месте возведена Спасская часовня).

В конце XIX века началась подготовка канонизации Владыки, было составлено его житие, но большевистский переворот прервал эту работу. В 1990-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к прославлению святителя, 3 сентября 1998 г. были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 г., по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

chasovnya

Труды свт. Иннокентия

  1. Иннокентий (Смирнов), архимандрит. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века, в пользу духовного юношества: В 2-х томах. — СПб., 1817.
  2. Сочинения Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского: В 3-х частях. — СПб., 1845–1847.
  3. Письма Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, к княгине С. С. Мещерской 1817–1819 годов. — М., 1875.

Биографические труды о свт. Иннокентии

Деяние Юбилейного освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации сонма подвижников веры и благочестия XIX-XX вв., в их числе свт. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского.

Святитель Иннокентий Пензенский

Святитель Иннокентий Пензенский

Как результат – удаление из столицы под благовидным предлогом. Архимандрит Иннокентий подвергся почетной, но очень суровой в то время ссылке. Министр духовного ведомства князь А.Н. Голицын помимо Синода выхлопотал ему в январе 1819 года у императора назначение епископом (в нарушение обычного церковного порядка) на отдаленную Оренбургскую кафедру. Правда, в конце концов, в связи с плохим состоянием здоровья ставленника, всё же удалось добиться для него перевода на Пензенскую кафедру. Так неугодный светильник был удален из столицы.

В этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни

Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского

Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского

Читайте также: