Сообщение социальная и нравственно философская проблематика пьесы на дне

Обновлено: 05.07.2024

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Вариант сочинения 3

Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .

Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.

Главная идея пьесы — конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.

Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.

Пример 2

По крупицам на страницах пьесы можно собрать скудный пазл этих жизней, но главным остаётся настоящее — эти люди оказались на дне жизни. Ни планов на жизнь, ни надежды, ни даже стремления выбраться наверх, к солнцу, читатель не наблюдает.

Молодая Анна тяжело больна, побои мужа Клеща и тяжелая судьба лишили ее здоровья. Актер-алкоголик с загубленным талантом. Васька Пепел — вор, сын вора, он и не знал с детства, что можно по другому сценарию жить. Барон — попавший из дворян в арестанты, а теперь в ночлежный дом для неимущих. Перед нами истории одна печальнее другой. Во всех диалогах слышится разочарование от жизни и язвительное отношение друг к другу.

Однажды на дно спускается странствующий старец Лука. Не от лукавого ли он с таким-то именем? Всего день проводит он рядом с обитателями ночлежки, но успевает принять участие в судьбе каждого. У Луки своя философия, которой он охотно делится, чем рождает споры.

Горький не дает нам ответа, но понимая, что он реалист, и анализируя развитие событий, становится понятным, что позиция Сатина автору ближе. Анна умирает с сожалением о непрожитой жизни. Актер отказывается от выпивки всего на день, а потом сдается и убивает себя. Васька в желании защитить любимую и начать с ней новую жизнь, совершает убийство. Ложь Луки, исчезнувшего так же внезапно, имеет кратковременное действие. Никому она не помогает.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]

Школьные сочинения

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Муму
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Гоголь
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Тургенев
  • Чехов

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Сочинения на любую тему

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения по произведениям
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по картине
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения ЕГЭ
  • Речевые клише
  • Проблемы в сочинении ЕГЭ

Образец 4

Люди различаются на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои возможности и способности, зная то, к чему они стремятся, и что их может ожидать, если они применят свои умения и старания. А другие не могут существовать в сложившихся реалиях, они хотят уйти в свой собственный мир, где они думают, что смогут стать более счастливыми, отказываясь делать что-либо в определенный момент времени, так как они убеждены в том, что в будущем все будет намного лучше. Однако, именно вторых можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, которые принято считать нормальными и стандартными. Они способны строить собственное счастье, ставя приоритеты в том направлении, которое подходит именно им. Они верят в то, что лишь один случай способен изменить всю их жизнь. Можно также сказать, что их мечты очень сильно отличаются от желаний обычных людей, которые стремятся обогатиться материально и отрицают некоторые духовные ценности.

Другие сочинения: ← Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне?↑ ГорькийСмысл жизни в рассказе Старуха Изергиль →

И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?

Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.

Во все времена человек стремился к познанию своего “Я”, цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательная пьеса Горького ” На дне “.

Это произведение – обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на “дно жизни”, лишая их чести, достоинства, вытравляя

высокие человеческие чувства. Но и здесь, “на дне”, продолжается власть “хозяев жизни”, представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.

Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев. В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые.

Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение,

ссоры, драки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы.

Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню “Солнце всходит и заходит”. Попавшие в их подвал принадлежат к различным общественным слоям, но участь у всех одна – никому не удается выбраться из него. Слесарь Клещ считает ночлежку лишь временным пристанищем, надеясь, что упорный честный труд спасет его. Сначала он даже презрительно относится к ночлежникам, противопоставляя им себя: “Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… ты думаешь, я не вырвусь отсюда?

Вылезу… кожу сдеру, а вылезу”. Но мечты Клеща не сбываются. Вскоре он вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом: для Барона – это обеспеченная жизнь, для Актера – творческая работа. Однако, как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер, Сатин, “в карете прошлого – никуда не уедешь”.

Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.

Но “На дне” не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерны диалоги-споры, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей.

Словесные поединки характерны и для героев этой пьесы.

Многие общепринятые истины отвергаются изгоями общества. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: “На что совесть? Я – не богатый”, а Васька Пепел приведет слова Сатина: “Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее”.

Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы, но обостряются они в связи с исчезновение странника Луки. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна. С одной стороны: “Хороший был старичок!” (Настя); “Он жалостливый был” (Клещ); “Старик хорош был… закон душе имел. Не обижайте человека – вот закон” (Татарин); “Человек – вот правда…

Он это понимал…” (Сатин). С другой стороны: “Старик-шарлатан” (Барон); “Правды он… не любил, старик-то…” (Клещ) и т. д.

Обе эти точки зрения правильны. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Первая – это рассказ странника о том, как он пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел их, то есть на зло ответил добром.

В притче о “праведной земле” ставится вопрос о том, что важнее для человека – правда или надежда. Лука считает, что, пусть и лживая, но надежда.

“Лгал из жалости к вам”, – говорит о герое Сатин. Эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу.

Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке – “ложь во спасение”. Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в “золотые сны”.

Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.

Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта: не следует пытаться что-то изменить, нужно смириться со злом и плыть по течению. Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке, Человеке с большой буквы, но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем саамом.

Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анны, Костылева, Актера. Эти события свидетельствуют отнюдь не только о нравственно-бытовых устоях “босячества”. Здесь важен философский подтекст. В финале второго действия Сатин кричит: “Мертвецы – не слышат!

Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви…Мертвецы не слышат!”. Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь “босяки” так же глухи, слепы, как прах, преданный земле.

Движение драмы Горького сопряжено с пробуждением “живых трупов”, их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то понимать. “Кислотой” невеселых раздумий очищается, как “старая, грязная монета”, закаляется мысль Сатина.

Именно здесь таится главный смысл финала пьесы. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.

Финал пьесы неоднозначен. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности, автор помогает героям что-то почувствовать, что-то понять, осознать. Но ответа на вопрос автора: “Что лучше: истина или сострадание?” – в пьесе нет.

Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев. В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы.

Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.

Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта: не следует пытаться что-то изменить, нужно смириться со злом и плыть по течению. Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке, Человеке с большой буквы, но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем саамом.

Именно здесь таится главный смысл финала пьесы. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Изучая это произведение, мы сталкиваемся с различными мнениями людей, которые опустились на дно, которые потеряли всякую реальность и просто прячутся в грязи. Такие люди начинают размышлять о вечных проблемах. Они не знают смысла реальной жизни, поэтому философствуют, спорят на тему человека и смысла его жизни.

Практически все герои пьесы задействованы в таких размышлениях, но основная тройка – Лука, Сатин и Бубнов уделяют спорам наибольшее значение.

Бубнов – эгоистичный, черствый и просто страшный человек. Он выдвигает тезу о том, что именно на дне, с человека счищается социальная маска, и он становится самым собой. Он считает человека низким и ничтожным. Поэтому, сам падает на самое дно жизни и совершенно не стремится выкарабкаться наверх.

Гуманный странник Лука приносит всем жителям ночлежки невероятную надежду и веру в то, что все может быть хорошо. Он уверяет героев пьесы в том, что можно выбраться со дна, из пропасти. Он жалеет всех на свете, он вдохновляет упавших людей, возрождает в них веру.

Но, все ли так хорошо? Действительно, ли его жалость привела к добру? К сожалению, нет! Его вера и человеческая жалость потерпела крах. Своими фантазиями, он вдохновил низменных людей, заставил их поднять голову к верху, после чего, они еще более болезненно свалились на дно, в грязь и серость.

Анне он говорил, что именно в смерти она найдет покой. Настю вдохновлял действительным существованием настоящих принцев, Актера подбодрял существованием бесплатной клиники.

Персонажи пьесы были одурманены обычными фантазиями странника. Да, он хотел им помочь, он хотел возродить веру в их душах. Но, все стало еще хуже и печальнее.

Иным героем пьесы, которые показывает свои нравственные идеи, является Сатин. Он говорит о сильном человеке с большой буквы. Он считает жалость унизительной. Поэтому, совершенно не воспринимает Луку и его наставления. Но, Сатин не относится к таким высоким людям. Он вместе со всеми живет в ночлежке. Он любит ничего не делать и ему так хорошо, удобно. Своим бездельем он сам скатился на дно, хотя был достаточно умным и перспективным человеком.

Горький, через своих героев пьесы пытается раскрыть суть нравственной проблемы в судьбах человечества. Он не дает точного ответа и оставляет каждому из нас возможность подумать над этим и найти свой выход.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: литература

Класс: 11 учитель: Чимитдоржиева М.З.

Дата: 11.10.2016.

Тема урока: Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы

Цель урока: повторить основные литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и работы в группах.

1. Викторина по содержанию произведения.

4) . живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя.)

5) . верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного на этом свете пожить? (Анна.)

10) . очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее, ревнуя к другому? (Бубнов.)

12) . избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму? (Наташа.)

Б) Какие обстоятельства привели в ночлежку Костылева каждого из них?

1) Бывшего чиновника в казенной палате? (Барон за растрату казенных денег попал в тюрьму, а затем оказался в ночлежке.)

2) Сторожа на даче? (Ночлежка для Луки – лишь один из пунктов его странствий.)

Учитель . Эти люди вынуждены жить в одном помещении, что только тяготит их: они не готовы хоть чем-то помочь друг другу.

– Перечитайте начало пьесы (до появления Луки в ночлежке).

2. Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать атмосферу духовного разобщения людей?

1. Горький передал устойчивость отчуждения людей в форме полилога, составленного из не стыкующихся друг с другом реплик. Все реплики звучат из разных углов – предсмертные слова Анны чередуются с выкриками ночлежников, играющих в карты (Сатин и Барон) и в шашки (Бубнов и Медведев):

Анна . Не помню – когда я сыта была…. Всю жизнь в отрепьях ходила. всю мою несчастную жизнь. За что?

Лука . Эх ты, детынька! Устала? Ничего!

Актер (Кривому Зобу). Валетом ходи. валетом, черт!

Барон . А у нас – король.

Клещ . Они всегда побьют.

Сатин . Такая у нас привычка.

Бубнов . И у меня. н-ну.

Анна . Помираю, вот.

3. Чем отличается атмосфера 2 и 3-го актов от 1-го?

Учащиеся размышляют, приводя примеры из текста.

Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет. Ваське Пеплу он говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири.

Но все это лишь утешительная ложь, которая только на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность.

Бубнов . И чего это. человек врать так любит? Всегда – как перед следователем стоит. право!

Наташа . Видно, вранье-то. приятнее правды. Я – тоже.

Барон . Что – тоже? Дальше?!

Наташа . Выдумываю. Выдумываю и – жду.

Наташа (смущенно улыбаясь). Так. Вот, думаю, завтра. приедет кто-то. кто-нибудь. особенный. Или случится что-нибудь. тоже – небывалое. Подолгу жду. всегда – жду. А так. на самом деле – чего можно желать?

В репликах ночлежников ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, от нее – к реальным потрясениям или к гибели (умирает Анна, убит Костылев). Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

4. Работа по презентации к уроку.

5. Итог уроков.

– Сделайте обобщение: в чем особенности драмы Горького – в развитии действия, в содержании?

Это пример социально-философской драмы. Как вы понимаете это определение?

Домашнее задание: выбрать одну из тем и подобрать материал к сочинению, выписать цитаты из текста.

Читайте также: