Сообщение снегурочка на сцене театра

Обновлено: 02.07.2024

В 1873 году Малый театр закрыли на капитальный ремонт, и его творческому коллективу пришлось переехать в здание Большого театра. Комиссией управления императорскими московскими театрами было принято решение поставить спектакль-феерию, с участием трех трупп: драматической, оперной и балетной. Пьесу необходимо было написать в короткий срок, с этим предложением обратились к А.Н.Островскому. Он с удовольствием принял данное предложение.

В создании пьесы также участвовал П.И.Чайковский. Он написал музыку. Работа шла быстро, с большим увлечением. Первая постановка состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра.

Подробнее

Вот и обратились к Островскому с просьбой написать что-нибудь такое зрелищное, чтобы можно было одновременно и петь, и танцевать. Он в тот момент был увлечён русским фольклером, поэтому в основу и была положена сказка о Снегурочке. Музыку написал молодой ещё тогда П.И. Чайковский.

В основе – любовь. Все хотят любви, и Снегурочка хочет полюбить, пусть даже ценой собственной жизни. Всё происходило, как в обычной жизни. Но потом появились существа неодушевлённые – Ярило (Солнце), Весна. Чайковский написал музыку быстро, за три недели.

Ещё одно новшество для Островского. Он пишет пьесу стихами, без рифмы, но ритмично. Она полностью в стиле русских народных сказок. Тут есть и описание языческих обрядов. Но не только русские сказки использованы в пьесе. Сама идея любви Весны и Мороза взята из украинских сказок. Музыка так тесно переплелась с сюжетом, Чайковский так точно понял Островского, как писателя-драматурга.

Действие разворачивается в берендеевом царстве. Что-то не всё хорошо у них. Вот богиня Весна просто от скуки согрешила с богом зимы Морозом. И у них родилась дочка Снегурочка, которая оказалась никому не нужна. И родителям тоже. Ведь живёт она у чужих людей, которые её тоже не любят. А ходят выгодно пристроить замуж. И её было решено положить на заклание богам, чтобы вернуть счастливую жизнь берендеям. Какое-то язычество в чистом виде.

Единственный, кто хвалили пьесу, был Достоевский. Даже Некрасов тоже негативно оценил пьесу.

Но на этом судьба пьесы не закончилась. На стыке 19 и 20 веков вдруг стразу три театра решили поставить её у себя на сцене. Единственное, что все они, не сговариваясь, убрали из пьесы сцены со зверьём. И пьеса имела успех.

А в Костроме, на родине Островского есть терем, где живёт Снегурочка. Не то эфемерное создание, не умеющее любить. А настоящая девушка-красавица, внучка сказочного деда Мороза. На новогодние праздники она отправляется к своему дедушке в Великий Устюг, и они вдвоём радуют детей и взрослых.

2 вариант

Эта сказка, совершенно нетипичное для драматурга труд, появилась на свет случайно. Труппа Малого театра в 1873 году из-за ремонта переехала в здание Большого. Новая сцена давала большие возможности для привлечения зрителей и Островскому предложили написать сюжет к зрелищному спектаклю с танцами, пением, чтобы задействовать всех актеров труппы.

Автор произведений о реальной жизни, с её неприглядными сторонами берется за создание пьесы в жанре литературной сказки. Он обращается к народному творчеству, русским былинам и сказаниям, преданиям, обаянию патриархальной жизни, которые вдохновляют его на создание любовной истории о Снегурочке. Сказочная страна с фантастическими событиями в ней была совершенно необычным сюжетом для его творчества. Ведь все его пьесы реалистичны, полны сатиры, а в этой он использует иносказания.

Такого лиричного и необычного сюжета у него еще не было. Он тщательно изучает устное народное творчество, быт, старинные обряды, предания. Обращение к “Слово о полку Игореве” помогло ему найти ритм произведения.

При написании пьесы Островский использует новый прием. Он создает ритмичное полотно, без рифмы, но стихами, в стиле русских и украинских народных сказок с описанием языческих обрядов, где миф и действительность переплетаются искусно.

Вместе с молодым и бесконечно талантливым Петром Чайковским драматург создает ярчайшее в его творчестве произведение. Критики сошлись во мнении, что благодаря одновременному созданию текста и музыки, получился гармоничный спектакль. Композитор был вдохновлен волшебством пьесы Островского и, перерабатывая народные мелодии, легко и быстро писал музыку.

В отличие от Жуковского, Пушкина, Ершова Островский создает сказку-драму. В основу сюжета автор взял сказание о девочке-Снегурочке, дочери Мороза и Весны, погубленной любовь, которую зажег в её сердце Ярило- Солнце. Он создал сказочный мир берендеев, в котором ревностно сохраняются традиции и законы, а в образе царя Берендея описал черты мудрого правителя.

Закончил романтическую сказку Островский в свой юбилей, в день пятидесятилетия, и через месяц состоялась премьера.

Новаторство драматурга приняли не сразу и не все, уж слишком категорично отличалось новая история от его прежних реалистичных, обличающих недостатки общества творений.

Сам писатель очень любил и ценил свою “весеннюю сказку”.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания пьесы Снегурочка

Популярные сегодня темы

Я считаю, что это человек может, но до последнего будет пытаться найти себе общение, даже придумать, а вот это уже ни к чему хорошему не приведёт!

Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

Акишина Мария
Малаева Елена

Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу.

Постановка в театре

В Петербурге, на сцене Александринского театра, постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 года, в бенефис артиста Варламова.

В Москве, на сцене частного оперного театра — 8 октября 1885 года.

На сцене Большого театра в Москве постановка состоялась 26 января 1893 года.

Редкие улыбки Снегурочки. Опера Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

А. Нежданова – Снегурочка, Л. Собинов – Берендей

Ирина Коткина
Источник: материалы (буклет к спектаклю) Большого театра России

Иллюстрации:
М. Эйхенвальд – Снегурочка
А. Нежданова – Снегурочка, Л. Собинов – Берендей
Е. Катульская – Снегурочка
С. Лемешев – Берендей
Г. Вишневская – Купава
В. Рындин. Эскиз к спектаклю 1954 года

На правах рукописи

Баканова Людмила Николаевна

НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЦЕНЕ XIX – XX ВЕКОВ:

ДИНАМИКА РЕЖИССЕРСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Специальность 17.00.01 – Театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения Третьякова Елена Всеволодовна

Официальные оппоненты:

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (Моховая ул., д. 34).

Объект исследования – отечественный оперный театр XIX – XX веков.

В качестве задач исследования выдвигаются следующие:

1. Определить особенности данной оперы с точки зрения заложенных в ней принципов театра Римского-Корсакова, с которыми приходится сталкиваться постановщикам.

2. Реконструировать спектакли О. О. Палечека, А. А. Санина, И. М. Лапицкого, В. Э. Мейерхольда, Н. В. Смолича, А. Н. Киреева, так и оставшиеся не зафиксированными в истории театра, на основе материалов прессы каждого конкретного времени и архивных документов.

Методологическая база. Исследование проводилось на основе методов изучения драматургии и спектакля, выработанных ленинградской – петербургской театроведческой школой. В связи со спецификой предмета (оперный театр) также были использованы методы изучения музыкальной драматургии. Контекстуальный подход в рассмотрении явлений основывался на классических методах изучения истории искусства – сравнительно-историческом и культурно-историческом.

Теоретической базой диссертации явились научные труды по теории театра и драмы Ю. М. Барбоя, Б. О. Костелянца, С. В. Владимирова[3];

исследования историков драматического и оперного театра: Н. С. Пивоваровой, В. И. Максимова, Л. С. Овэс, А. А. Гозенпуда, Б. В. Асафьева, М. Л. Мугинштейна[4];

работы, посвященные фундаментальным проблемам культуры конца XIX – первых десятилетий XX века: Р. Вагнера, Ф. Ницше, В. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, Н. А. Бердяева, Е. Г. Трубецковой[5] и др.

Материал научной работы составили мемуарные издания, дневники, письма, речи автора оперы, создателей, участников и свидетелей ее сценических воплощений[23]. Основное внимание было уделено поиску и анализу статей в периодической печати, архивных материалов: документов, режиссерских планов, фотографий, афиш.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории русского театра XIX – XX веков, положены в основу дальнейших научных работ по истории отечественного музыкального театра, применены в практической деятельности постановщиков.

Апробация результатов исследования.

Структура. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы (206 наименований). Общий объем диссертации составляет 209 страниц.

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы, ее научная и практическая значимость, формулируются цели и задачи исследования, определяется методология.

Глава вторая: «Начало русской оперной режиссуры:

Только после смерти композитора А. А. Санин и И. М. Лапицкий продолжили, но на альтернативных императорской сценах, попытку О. О. Палечека реформировать оперный театр, включить все его составляющие в постановочный процесс, подчинив единой идее. Последователи К. С. Станиславского, они привнесли в музыкальный театр опыт и традиции МХТ и создали два разных спектакля: весеннее сказочное действо в стиле модерн и народную музыкальную драму.

Публикации автора по теме диссертации:

в ведущих научных изданиях,

рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

в других изданиях:

[3] Барбой Ю. М. К теории театра. СПб., 2008; Костелянец Б. О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М., 2007; Владимиров С. В. Действие в драме. 2-е изд., доп. СПб., 2007.

[4] Пивоварова Н. С. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. М., 2011; Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре XX века. СПб., 2014; Асафьев Б. В. Об опере: Избранные статьи. Л., 1976; Художники сцены. СПб., 2004; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889. Л., 1973; Его же. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л., 1975; Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы, 1600-2000: в 3 кн. Кн. 2. Хроника мировой оперы, 1851-1900. Екатеринбург, 2012.

[5] Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2005; Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2008; Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. Т. 2. М., 1994.; Трубецкова Е. Г. Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы? // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы XX века: Антология. М., 2003. С. 33–46.

[6] Гозенпуд А. А. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова // Римский-Корсаков: исследования, материалы, письма: в 2 т. М., 1953. Т. 1 С. 145-251; Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов // Там же. С. 79-144; Кабалевский Д. Б. Римский-Корсаков и модернизм // Там же. С. 17–78.

[7] Асафьев Б. В. Н. А. Римский-Корсаков. 1844-1944 // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5 т. М., 1954. Т. 3. С. 171-224; Его же (Глебов И.). Римский-Корсаков. Опыт характеристики. Пг., 1922; Оссовский А. В. Н. А. Римский-Корсаков (некролог) // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912). Л., 1971. С. 279-283; Лапшин И. И. Н. А. Римский-Корсаков // Неизданный Иван Лапшин. СПб., 2006. С. 141–215.

[9] Римский-Корсаков Н. А. Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (1869-1907). СПб., 1911. С. 143-165; Его же. Снегурочка – весенняя сказка (Тематический разбор) // Там же. С. 181–200.

[12] Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889; Его же. Русский оперный театр между двух революций 1905-1917.

[14] Исаханов Г. Д. Далекое близкое. Призрак оперного режиссера // Театр. 2007. № 30 (декабрь). С. 134-152.

[15] Арабаджиу Р. В. Судьба примадонны. Кишинев, 1989.

[16] Кинкулькина Н. М. Александр Санин: Жизнь и творчество. М., 2001.

[17] Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.

[18] Волков Н. Д. Мейерхольд: Материалы к биографии. В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 1; Гладков А. К. Мейерхольд. В 2 т. М., 1990.

[19] Киселев В. Николай Васильевич Смолич // Мастера Большого театра: Народные артисты СССР. М., 1976. С. 272-283; Третьякова Е. В. Н. В. Смолич – главный режиссер МАЛЕГОТа // Оперная режиссура: история и современность. СПб., 2000. С. 121–150.

[20] Слуцкая М. Д. А. Н. Киреев. Заметки к творческой биографии // Оперная режиссура: история и современность. С. 168–174.

[21]Растопчина Н. М. Ф. М. Блуменфельд. Монографический очерк. Л., 1975; Власова Р. И. Константин Коровин. Л., 1969.

[22] Григорьева А. П. Е. К. Мравина. Материалы к биографии. М., 1970; Гозенпуд А. А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность. Л., 1986; Лебедев Д. Н. Павел Захарович Андреев: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1971; Богданов-Березовский В. М.

Т. Н. Лаврова. Л., 1950.

[23] Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980; Направник В. Э.

Э. Ф. Направник и его современники. Л., 1991; Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903–1906. Санкт-Петербург. М., 2006; Левик С. Ю. Записки оперного певца. М., 1962; Его же. Четверть века в опере. М., 1970; Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896-1939. М., 1976; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. Л., 1949; Санин А. А. Переписка. Статьи. Воспоминания. М., 2002; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. Л., 1984.

[27] Ручьевская Е. А. Руслан Глинки. Тристан Вагнера. Снегурочка Римского-Корсакова: Стиль. Драматургия. Слово и музыка. С. 232.

[29] Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов. С. 80.

[30] Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы. 1851-1900. С. 261.

[32] Римский-Корсаков Н. А. Снегурочка – весенняя сказка (Тематический разбор). С. 200.

[33] Лосев А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы. С. 202.

[34] Русская музыкальная газета. 1894. № 6-11.

[35] Цит. по: Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. С. 122.

[36] Бенуа А. Н. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1 (окт.). С. 7.

[37] Дрон. Нечто о режиссере Санине. Статья / корректура (гранки) с авторской правкой и пометами Н. В. Дризена. Кон. сент. – нач. окт. 1909 г. // ОР РНБ. Ф. 263 ( Н. В. Дризен). Оп. 1. Ед. хр. № 368.

[38] Левик. Записки оперного певца. С. 682.

[40] Вестник. В мастерской у К. А. Коровина // Московская газета. 1910. 18 окт.

[43] Третьякова Е. В. Н. В. Смолич – главный режиссер МАЛЕГОТа. С. 133.

[45] Наследие великого композитора. Материалы о Н. А. Римском-Корсакове // Вечерний Ленинград. 1947. 12 янв. (№ 10).

[46] Киреев А. Н. Воспоминания о Н. К. Печковском (Машинопись) // ЦГАЛИ. Ф. 197. Оп. 2. Д. 7. С. 10.

[47] Грикуров Э. П. Воспитание молодого певца // КР РИИИ. Ф. 145. Оп. 1. Ед. хр. 2. С. 14.

[48] Богданов-Березовский В. М. Т. Н. Лаврова. С. 18.

 Фурцева направила балетмейстеру поздравительную телеграмму, чтобы защитить его от подозрений в диссидентстве

Сцена из балета "Снегурочка" (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Но прежде чем говорить о балете, пристальней присмотримся сначала к хореографу, его создавшему.

Как лауреат Сталинской премии произвел в Париже эстетическую революцию

Владимир Павлович Бурмейстер приходился довольно близким родственником Петру Ильичу Чайковскому, на музыку которого создал два лучших своих балета.


Купава - Элеонора Власова (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Необходимо также напомнить и о том, что имя Владимира Бурмейстера занимает особое место в истории Стасика. Текущий сезон для балета этого театра юбилейный. Балетная труппа отмечает 75-летие: в театральном сезоне 1939-1940 года у Музыкального театра Немировича-Данченко (ещё без приставки Станиславского) появился свой балет. Вообще-то театр, каким мы его знаем сегодня, образовался в следующем 1941 году, уже при объединении двух трупп – после смерти своего основателя оперный театр им. К. С. Станиславского слился в один с тем самым Музыкальным театром, которым руководил Немирович-Данченко.

Так вот, с того же 1941 года, то есть практически с самого момента создания объединенного Музыкального театра и вплоть до своей кончины 5 марта 1971 года (практически тридцать лет!) Бурмейстер был главным балетмейстером труппы.

Ярилина долина и новый балет на музыку Чайковского


Первая Снегурочка Валентина Данилович (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

- Но у Чайковского нет четвертого балета, - сказал им я.

- Чайковский необычайно популярен в Европе, в частности, у нас в стране любовь к его музыке растет, и нам бы хотелось, чтобы русский балетмейстер поставил для нас композицию на музыку своего гениального соотечественника, - ответили мне.

Острая политическая ситуация

Тем не менее, Бурмейстер, в отличие от Нуреева, никаких попыток остаться на Западе делать и не думал. Однако его длительное пребывание за границей в связи с побегом Нуреева не могло не волновать советские власти.

22 июня. Запись сделана во Флоренции: «Спектакль получается хороший. Это моё впечатление. Родился ещё один мой балет. Как будто очень трогательный и волнительный.

Затем балет показывают в Лондоне.

17 июля: «Утром работаем с оркестром и со светом. Ходим и шатаемся. Поспал в театре час. Иду одеваться на премьеру. Самочувствие, как будто иду на Голгофу.

Зал полный. В 8 часов оркестр начал увертюру. Спектакль.

В 1963 году хореограф перенес свой балет на сцену возглавляемого им Музыкального театра. Причем партию Снегурочки Бурмейстер отдал мало кому известной в тот момент танцовщице Валентине Данилович. С тех пор в этом театре традиция: в главных партиях в этом балете можно увидеть как признанных звезд Музыкального театра, так и совсем молодых и даже начинающих артистов. Например, роль Бобылихи – приемной матери Снегурочки, коронная партия Антона Домашова, мастера характерного танца, наследника известной балетной династии, потомка одного из лучших в конце XIX века солистов Большого театра Николая Домашева, того самого артиста, прыжок которого современники сравнивали с легендарным прыжком Бога Танца Вацлава Нижинского.


"Снегурочка" на музыку П.И. Чайковского. Снегурочка - Анна Оль, Мизгирь - Семен Величко, Купава - Эрика Микиртичева © Анна Клюшкина

Да и вообще современные артисты обожают танцевать в этом спектакле.

Практически дебютное выступление будет в этом спектакле и у ведущей солистки Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Анны Оль. 9 января вместе с Семеном Величко- Мизгирем она исполнит партию Снегурочки.

Хореография Бурмейстера так же в этом балете имеет свой яркий почерк, свой стиль. Это один из лучших из созданных им спектаклей. Что касается конкретно партии Снегурочки, то в ней такая яркая славянская направленность. Движения, позировки, и по рукам Снегурочка хореографически обособлена от других персонажей. В хореографии очень четко проводится разница между этим неземным существом и простым людом, берендеями. У Бурмейстера в принципе во всех спектаклях прослеживаются такие лейтмотивные темы достаточно ярко.

А вот Алексей Любимов танцует Мизгиря, уже давно и слывет одним из лучших интерпретаторов этой роли.

-  Я даже уже не помню, который раз буду танцевать эту партию. Сбился со счета. Правда, к сожалению, спектакль не так часто идет.

Остается напомнить, что ближайшие представления этого балета пройдут в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в рождественские праздники - 9 и 10 января. Счастливого Рождества!

Читайте также: