Символический характер искусства сообщение

Обновлено: 19.05.2024

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами , которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком , либо символом .

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

В натюрморте ВАНИТАС художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — ШТИЛЬЛЕБЕН (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь. Ю. ван Стрек. Суета сует

PÉRPETUÚM MOBILE (перпетуум мобиле - буквальный перевод с латинского — вечное движение) - виртуозная инструментальная пьеса, выдержанная в характере быстрого, ритмически равномерного движения. Пьесы с названием “Рerpetuum mobile” встречаются среди сочинений К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. Паганини, И. Штрауса, и др. Н. Паганини. Каприз №24. И. Штраус. Рerpetuum mobile. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - интонацию, из которой вырастает вся симфония № 5 Л. Бетховена. Музыкальными символами , олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Натюрморт (франц. nature morte - мертвая природа) - жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др. П. Клас. Натюрморт с устрицами П. Клас. Натюрморт с рыбой. С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов . Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. Винсент ван Гог (1853—1890)

Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887

Персонажами натюрмортов Пабло Пикассо (1881—1973) часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку. Пабло Пикассо. Скрипка и виноград.

Домашнее задание Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. ( 2 примера с описанием)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация к уроку МХК "Экспрессионизм в изобразительном искусстве Западной Европы

Данная презентация используется на уроке МХК при изучении темы "Экспрессионизм в изобразительном искусстве", помогает усвоить новый материал учащимся в легкой доступной форме.

Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет".

презентация к уроку мхк 7 класс "Виды искусств"

Фотографии и задания -отгадать виды смешанных искусств, творческое задание.


Презентация интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по творчеству Ф.И.Тютчеву


Презентация к уроку "Образ А.Невского в искусстве". 5 класс

Презентация урока музыки в 5 классе. "Через прошлое к настоящему. " Александр Невский".

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.




Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Искусство как универсальный способ общения Знаки и символы искусства

Описание презентации по отдельным слайдам:

Искусство как универсальный способ общения Знаки и символы искусства

Искусство как универсальный способ общения Знаки и символы искусства

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, гр.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знак и символ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы используем.

Знак и символ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы используем эти слова? Чем отличается знак от символа?

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. П.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — си.

Иероним Босх (Около 1450-1516) Триптих Сад земных наслаждений. Искусство гово.

Иероним Босх (Около 1450-1516) Триптих Сад земных наслаждений. Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб —.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом вс.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует). напоминающий человеку о бренности е.

Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует). напоминающий человеку о бренности его существования. Ю. Ван Стрек. Суета сует Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas — суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.

На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные ин.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность прост.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь. Натюрморт (франц. nature morte — мертвая природа) — жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др. П. Клас. Натюрморт с рыбой

П. Клас. Натюрморт с устрицами А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

П. Клас. Натюрморт с устрицами А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста, голландского художника, мастера за.

"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста, голландского художника, мастера замаскированной символики, содержит многие символы. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы и зла. Корзина фруктов, 1625г

Натюрморт голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" Обратим.

Натюрморт голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" . При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов. И очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о смерти". Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. Что говорит о скоротечности, краткости нашего пребывания на земле. Зато раковина, символ паломничества, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Большую роль играют символические детали и в портрете. Кипренский Орест Адамо.

Большую роль играют символические детали и в портрете. Кипренский Орест Адамович . Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете. Ф.Шиллер На этом портрете художник представил нам молодую красивую женщину, которая так глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется совершенно отрешённой от всего окружающего. На Е. С. Авдулиной чёрное платье, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. О многом говорит и одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминающая нам печальную легенду о нелепой гибели юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет, — символ как нравственной чистоты, так и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Е. С. Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Во время работы над портретом художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера: Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете.

Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и ко.

Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав — семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать — Иисуса Христа и 12 апостолов. Символы используются и в архитектуре

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890).

В. Ван Гог. Звездная ночь Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смят.

В. Ван Гог. Звездная ночь Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Символы в музыкальном искусстве Музыкальное искусство говорит с нами языком з.

Символы в музыкальном искусстве Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон— высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы —.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Художественно-творческое задание Подберите произведения — музыкальные, поэти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.

Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Сущность знака такова, что он, имеет собственную природу, является замещением некоторого смысла. Как вы думаете, верно ли, что искусство лишь передает и вызывает в сознании человека некоторые значения?

Сущность знака такова, что он, имеет собственную природу, является замещением некоторого смысла.

Как вы думаете, верно ли, что искусство лишь передает и вызывает в сознании человека некоторые значения?

На самом деле, знак в искусстве играет гораздо более важную роль. В искусстве функционирует большое количество знаков, которые создают систему художественной образности того или иного произведения. Вот некоторые из них:

На самом деле, знак в искусстве играет гораздо более важную роль.

В искусстве функционирует большое количество знаков, которые создают систему художественной образности того или иного произведения. Вот некоторые из них:

Знаки , которые предупреждают читателя ,зрителя, слушателя о характере (виде, роде, жанре) произведения, которое ему предстоит воспринять; этот знак способствует внутреннему настрою человека на определенный настрой, дает возможность духовно подготовиться к восприятию произведения.

Знаки , которые предупреждают читателя ,зрителя, слушателя о характере (виде, роде, жанре) произведения, которое ему предстоит воспринять; этот знак способствует внутреннему настрою человека на определенный настрой, дает возможность духовно подготовиться к восприятию произведения.

Иллюстративные знаки – знаки, которые цитируют стилистические приемы важнейших культурных эпох, указывая, на совпадение с главной идеей этих эпох

Иллюстративные знаки –

знаки, которые цитируют стилистические приемы важнейших культурных эпох, указывая, на совпадение с главной идеей этих эпох

Глобально-мировоззренческие знаки – знаки, впрямую воспроизводящие важнейшие идеологические символы определенной культуры (христианские храмы в виде креста, форма здания Театра Российской Армии -- в виде пятиконечной звезды и т.д.).

Глобально-мировоззренческие

знаки – знаки, впрямую воспроизводящие важнейшие идеологические символы определенной культуры (христианские храмы в виде креста, форма здания Театра Российской Армии -- в виде пятиконечной звезды и т.д.).

Метафорические знаки – знаки, которые обращаются к богатству культурного опыта и культурно-исторической памяти определенного типа культуры. Они предполагают знание мифологических основ культуры, при этом метафора – осколок мифа – доносит до нас дополнительные смыслы, обогащает наше восприятие сложными связями с истоками культуры.

Метафорические знаки – знаки, которые обращаются к богатству культурного опыта и культурно-исторической памяти определенного типа культуры.

Они предполагают знание мифологических основ культуры, при этом метафора – осколок мифа – доносит до нас дополнительные смыслы, обогащает наше восприятие сложными связями с истоками культуры.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи.

Символ — это синтез знака и образа.

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" из Дрезденской галереи. При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным "действующим лицом".

Но, едва приглядевшись, мы замечаем странности в выборе и изображении предметов, возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью

Но, едва приглядевшись, мы замечаем странности в выборе и изображении предметов, возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о смерти". Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О ней же, о смерти, о её неизбежности, говорят все многочисленные детали данной картины.

Присмотримся повнимательней, и увидим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви — это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки — скоротечность, краткость нашего пребывания на земле

Присмотримся повнимательней, и увидим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви — это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки — скоротечность, краткость нашего пребывания на земле

Итак, почти все элементы композиции натюрморта указывают, как верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов, — лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Итак, почти все элементы композиции натюрморта указывают, как верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов, — лишь временный гость на земле.

Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа.

Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Символические элементы всегда были в любой живописной системе в разные периоды развития искусства. Например, символизм был характерен для средневекового искусства, романтизма и неоромантизма. В начале XXвека символизм оформился как художественное направление. При изучении символического произведения рассматривается символика цвета и различные символические знаки -изображения. При этом возможны разные понимания символа. С одной стороны, под символом, в отличие от знаков, могут пониматься элементы изображения, значение которых не зависит от окружающего контекста. Например, петух в русской миниатюре служит изображением рассвета или маска-скелет в маскарадных полотнах К.Сомова – изображением смерти. Символика такого вида была присуща в основном русским иконам и искусству ХVIII века.

Символические элементы всегда были в любой живописной системе в разные периоды развития искусства.

Например, символизм был характерен для средневекового искусства, романтизма и неоромантизма. В начале XXвека символизм оформился как художественное направление. При изучении символического произведения рассматривается символика цвета и различные символические знаки -изображения. При этом возможны разные понимания символа. С одной стороны, под символом, в отличие от знаков, могут пониматься элементы изображения, значение которых не зависит от окружающего контекста. Например, петух в русской миниатюре служит изображением рассвета или маска-скелет в маскарадных полотнах К.Сомова – изображением смерти. Символика такого вида была присуща в основном русским иконам и искусству ХVIII века.

Символизм в живописи возник гораздо позже, чем в литературе. Предпосылками для развития символизма в живописи послужили из­менения, происходящие в политической, общественной и культурной жизни страны. Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания, лежат в основе человеческого ума. Глаза зрителя видят одно, а разум понимает другое. Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации.

Символизм в живописи возник гораздо позже, чем в литературе. Предпосылками для развития символизма в живописи послужили из­менения, происходящие в политической, общественной и культурной жизни страны. Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания, лежат в основе человеческого ума.

Глаза зрителя видят одно, а разум понимает другое. Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Художественно-творческое задание 1.Подберите произведения —музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали- бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти , в душе. 2. Найдите стихотворения русских поэтов, в которых есть образ дождя, дороги.

Художественно-творческое задание

1.Подберите произведения —музыкальные, поэтические или изобразительного

искусства, которые языком знаков и символов

рассказали- бы о каком-либо событии вашей жизни,

о том, что оставило след в вашей памяти , в душе.

2. Найдите стихотворения русских поэтов, в которых есть образ дождя, дороги.

Читайте также: